Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
требования принципа законности / закон / национальная безопасность / государственная безопасность / правовое регулирование / нормативно-правовые акты / requirements of the principle of legality / law / national security / state security / legal regulation / normative legal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тапакова Д.С.

Раскрыты проблемы реализации требований принципа законности в сфере обеспечения национальной безопасности представлены перспективы и предложения в сфере повышения эффективности реализации требований принципа законности обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF PRINCIPLE OF LEGALITY IN FIELD OF NATIONAL SECURITY

The problems of implementing the requirements of the principle of legality in the field of ensuring national security are revealed, prospects and proposals in the field of improving the effectiveness of implementing the requirements of the principle of legality of ensuring national security are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 614

Тапакова Д.С.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: раскрыты проблемы реализации требований принципа законности в сфере обеспечения национальной безопасности представлены перспективы и предложения в сфере повышения эффективности реализации требований принципа законности обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: требования принципа законности, закон, национальная безопасность, государственная безопасность, правовое регулирование, нормативно-правовые акты.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Множественность норм права, регламентирующих вопросы обеспечения национальной безопасности, обуславливают необходимость не только их систематизации, но и введения регуляторов высшего уровня, соответствовать которым должно применения указанных норм в рамках любых возможных

видов правоотношений [1]. В качестве подобного рода регуляторов высшего уровня, также зафиксированных в законодательных актах, современным законодателем были обозначены правовые принципы, а в качестве важнейшего из указанных правовых принципов выступает принцип законности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Проблемы обеспечения действия принципа законности при достижении задач национальной безопасности естественным образом представляют собой многочисленный перечень угроз и отклонений от требований данного принципа, что обуславливается как очень широким содержанием понятия «национальная безопасность», так и многообразием возможного рода проступков и нарушений в рамках реализации тех или иных аспектов национальной безопасности [2].

В частности, возможны разнообразные проблемы и посягательства на положения действующего законодательства при обеспечении национальной безопасности в информационной сфере, в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, продовольственной и юридической безопасности, безопасности в сфере энергетики, промышленности и транспорта, военной безопасности и безопасности в сфере культуры и так далее.

Все приведенные «виды безопасности» являются составными частями понятия «национальная безопасность» и в отношении каждого из приведенных аспектов национальной безопасности возможен целый перечень разнообразных посягательств на состояние законности. Представляется, что наиболее существенные посягательства на национальную безопасность должны найти выражение в существующей судебной практике.

В рамках текущего исследования будет сделана попытка проанализировать судебную практику, основная идея подобного анализа заключается в выделении категорий судебных дел, в которых суд оценил посягательство конкретным образом - как посягательство, направленное против национальной безопасности. Рассмотрение подобного рода судебных решений позволит составить общее впечатление о состоянии законности в рассматриваемой сфере.

В качестве первого судебного акта этого рода можно указать Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2022 г. по делу № 5-29/2020.

В приведенном случае Суд принял решение сослаться на статью 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

Следующим судебным актом, в котором было зафиксировано, что Суд рассматривает вопросы национальной безопасности, явилось Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. по делу № АПЛ22-55.

Генеральный прокурор Российской Федерации 9 ноября 2021 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [81] в связи с нарушением общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, неоднократными и грубыми нарушениями

Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов [3].

Неоднократно в судебных решениях делались ссылки и на принцип законности применительно к отношениям, связанным с обеспечением национальной безопасности. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 21 сентября 2022 г. по делу № А72-14198/2021 содержится упоминание о таком «элементе публичного порядка Российской Федерации как принцип законности».

Как говорится в Постановлении Верховного Суда РФ от 2 сентября 2022г., «принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации), в связи с чем эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия в отношении граждан только на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов».

В большинстве случаев угрозу национальной безопасности судьи усматривают в ситуации, когда те или иные отношения осложнены иностранным элементом. Это может быть как иностранный гражданин, нарушающий условия пребывания в Российской Федерации, так и организация, осуществляющая функции иностранного агента. Другими основаниями усмотреть угрозу национальной безопасности для суда является подрыв доверия и уважения к государственным институтам, что наблюдается в ситуации, когда продаются официальные документы.

В частности, можно считать установленным, что зафиксированный в законодательстве об обеспечении национальной безопасности принцип законности следует рассматривать не только как правовую идею, но также и как норму прямого действия, на которую периодически ссылаются суды при разрешении судебных дел [4].

Кроме того, можно уверено утверждать, что принцип законности обеспечения национальной безопасности является ее главнейшим принципом,

поскольку он, во-первых, непосредственным образом проистекает из положения ст. 15 Конституции Российской Федерации, входящую в главу 1 «Основы конституционного строя», а, во-вторых, именно принцип законности в случае его реализации гарантирует осуществление всех иных принципов обеспечения национальной безопасности - как зафиксированных законодателем, так и выделяющихся в работах отдельных ученых, исследующих данную проблему.

В связи с присутствующей в настоящее время неоднородностью в правовом регулировании указанных отношений, считаем необходимым принять общий кодифицированный акт, который бы вбирал в себя ключевые моменты в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе содержал и требования принципа законности в указанной области, понимаемого как точное и неуклонное соблюдение требований и положений действующих правовых норм. В настоящее время наиболее универсальное определение требований законности, как представляется, содержится в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Представляется, что органом, надзирающим за незыблемостью состояния национальной безопасности, может стать прокуратура Российской Федерации, которая уже может рассматриваться в качестве специального органа, осуществляющего надзор за законностью [5].

В зависимости от степени причинения ущерба охраняемым законом общественным отношениям в процессе деятельности государственных органов и их должностных лиц, необходимо развивать нормативно-правовую базу уголовной и административной ответственности государственных и муниципальных служащих, в результате действий которых, обоснованных ложно понятыми интересами национальной безопасности произошло нарушение ее принципа законности.

Отметим, важным представляется определение специального органа, который выполнял бы в сфере национальной безопасности контрольные и надзорные функции. Представляется, что органом, надзирающим за

незыблемостью состояния реализации принципа законности обеспечения национальной безопасности, может стать прокуратура Российской Федерации, которая также может рассматриваться в качестве специального органа, осуществляющего надзор за законностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г;

4. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

5. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. М., 2004. 576 с.

Tapakova D.S.

St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia

(St. Petersburg, Russia)

PROBLEMS AND PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF PRINCIPLE OF LEGALITY IN FIELD OF NATIONAL SECURITY

Abstract: the problems of implementing the requirements of the principle of legality in the field of ensuring national security are revealed, prospects and proposals in the field of improving the effectiveness of implementing the requirements of the principle of legality of ensuring national security are presented.

Keywords: requirements of the principle of legality, law, national security, state security, legal regulation, normative legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.