Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ'

ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1090
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛО / ОСНОВАНИЯ / ПРАВИЛО / ПРИНЦИПЫ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / СИСТЕМА / МЕХАНИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляев Валерий Петрович, Бидова Бэла Бертовна

В основу формирования и характеристики принципов механизма реализации национальных интересов авторами положены принципы права, правовые принципы, принципы механизма государства и его аппарата, а также официальные документы и судебная практика. В систему принципов механизма реализации национальных интересов вошли общеправовые (включая конституционные) и специальные (межотраслевые, отраслевые и институциональные) принципы; все они охарактеризованы. Конституционными принципами механизма реализации национальных интересов выступают приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие; федерализм; разделение властей; законность: в качестве специальных - принципы системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE NATIONAL INTEREST MECHANISM: SYSTEM AND FEATURES

The authors base the formation and characterization of the principles of the mechanism for implementing national interests on the principles of law, legal principles, principles of the mechanism of the state and its apparatus, as well as official documents and judicial practice. The system of principles of the mechanism for the realization of national interests includes general legal (including constitutional) and special (intersectoral, sectoral and institutional) principles; all of them are characterized. The constitutional principles of the mechanism for the realization of national interests are: priority of human and civil rights and freedoms; popular power; federalism; separation of powers; legality. The principles of systematic and complex application by federal authorities, state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, other state bodies, local self-government bodies of political, organizational, socio-economic, information, legal and other security measures are special.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ: СИСТЕМА И ОСОБЕННОСТИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ACTUAL PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

УДК 340.1

DOI 10.52575/2712-746X-2021 -46-2-327-335

Принципы механизма реализации национальных интересов:

система и особенности

1)Беляев В.П., 2)Бидова Б.Б.

1)1 Юго-Западный государственный университет, Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 96 2) Чеченский государственный университет, Россия, 364093, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32 E-mail: belvp46@mail.ru

Аннотация. В основу формирования и характеристики принципов механизма реализации национальных интересов авторами положены принципы права, правовые принципы, принципы механизма государства и его аппарата, а также официальные документы и судебная практика. В систему принципов механизма реализации национальных интересов вошли общеправовые (включая конституционные) и специальные (межотраслевые, отраслевые и институциональные) принципы; все они охарактеризованы. Конституционными принципами механизма реализации национальных интересов выступают приоритет прав и свобод человека и гражданина; народовластие; федерализм; разделение властей; законность: в качестве специальных - принципы системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

Ключевые слова: начало, основания, правило, принципы, правовая основа, система, механизм, национальные интересы

Для цитирования: Беляев В.П., Бидова Б.Б. 2021. Принципы механизма реализации национальных интересов: система и особенности. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 46 (2): 327335. DOI 10.52575/2712-746X-2021-46-2-327-335

Principles of the national interest mechanism: system and features

1) Valery P. Belyaev, 2) Bela B. Bidova

1)1 Southwestern State University, 96 50 years of October St, Kursk, 305040, Russian Federation 2) Chechen State University, 32 A. Sheripova St, Grozny, 364093, Russian Federation E-mail: belvp46@mail.ru

Abstract. The authors base the formation and characterization of the principles of the mechanism for implementing national interests on the principles of law, legal principles, principles of the mechanism of the state and its apparatus, as well as official documents and judicial practice. The system of principles of

the mechanism for the realization of national interests includes general legal (including constitutional) and special (intersectoral, sectoral and institutional) principles; all of them are characterized. The constitutional principles of the mechanism for the realization of national interests are: priority of human and civil rights and freedoms; popular power; federalism; separation of powers; legality. The principles of systematic and complex application by federal authorities, state authorities of the constituent entities of the Russian Federation, other state bodies, local self-government bodies of political, organizational, socio-economic, information, legal and other security measures are special.

Keywords: beginning, grounds, rule, principles, legal framework, system, mechanism, national interests

For citation: Belyaev V.P., Bidova B.B. 2021. Principles of mechanism of realization of national interests: system and peculiarities. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Right. 45 (2): 327-335 (in Russian). DOI 10.52575/2712-746X-2021-46-2-327-335

Введение

Общеправовую характеристику принципов механизма реализации национальных интересов предварим несколькими замечаниями.

Во-первых, с нашей точки зрения, принципы не следует включать в элементный состав (структуру) исследуемого механизма. Вместе с тем общеправовой подход к изучению механизма реализации национальных интересов и его полная характеристика обусловливают необходимость изучения его принципов.

Во-вторых, поскольку механизм реализации национальных интересов - это правовая категория (явление, образование, но - правовое), то, безусловно, в основу его функционирования должны быть положены именно правовые принципы (принципы права). Заметим, что относительно соотношения этих понятий разделяем точку зрения А.Л. Захарова, который отмечает, что «некорректно разделять принципы права и правовые принципы», он считает их синонимами [Захаров, 2003, с. 19].

В-третьих, своеобразие (оригинальность) изучаемого механизма заключается в том, что реализация национальных интересов посредством данного механизма осуществляется как на основе принципов права (правовых принципов), так и с учетом принципов механизма государства, государственного механизма (аппарата), поскольку государство является основным субъектом механизма реализации национальных интересов, а также его механизм сопряжен с механизмом реализации национальных интересов [Беляева, 2020].

Понятие и система принципов механизма реализации национальных интересов

Отметим, что принципы вообще - это начало, основание, основное правило, руководящее начало и т.д. В методологическом плане при формировании системы принципов механизма реализации национальных интересов таковыми следует считать руководящие идеи, базовые положения и основные начала, определяющие регламентированные нормами права основные направления деятельности государства (государственно-властных органов), общественных институтов и т.д. Правовые принципы, принципы права, принципы государства и его механизма (аппарата) фактически составляют правовую основу для формулирования и формирования системы принципов данного механизма.

В систему принципов механизма реализации национальных интересов (как совокупной общности каждого в отдельности) должны входить те, которые имеют соответствующую специфику, особенности и т.п.

Проведенный обзор научных подходов и собственное мнение позволяет сформулировать следующее определение: принципы механизма реализации национальных интересов - это исходные начала, определяющие идеи, основные (базовые) положения, создающие целеполагание, направленность и процедурно-процессуальный порядок деятельности гос-

ударства, государственно-властных и общественных организаций и институтов в направлении создания необходимых условий для удовлетворения объективно значимых потребностей личности, общества и государства, их защищенности и перспективного устойчивого развития, то есть успешной реализации национальных интересов.

Отталкиваясь от такого определения, приступим к формированию системы принципов механизма реализации национальных интересов и их характеристике. В систему указанных принципов считаем возможным включить следующие.

Во-первых, общие принципы (назовем их общеправовыми) как наиболее главные, базовые положения, ведущие начала механизма реализации национальных интересов. Ряд общих принципов, таких как законность, равноправие граждан и другие, получили свое закрепление в Конституции РФ, отсюда и их название - конституционные принципы. К примеру, в Постановлении от 27 января 2004 г. № 1 -П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации» сформулирована следующая правовая позиция Конституционного Суда РФ: «Общие принципы права, в том числе воплощенные в Конституции Российской Федерации, обладают высшим авторитетом и являются критерием и мерой оценки правомерности всех нормативных актов... Конституционный Суд Российской Федерации не может отрицать возможность прямого применения иными судами... общих принципов права»1.

Во-вторых, специальные принципы, представленные тремя основными уровнями -межотраслевым, отраслевым и институциональным, исходя из принятого в теории права подхода к классификации принципов права.

Конституционные принципы механизма реализации национальных интересов

В соответствии с изложенным в систему принципов механизма реализации национальных интересов, прежде всего, включим конституционные принципы, связанные исключительно с текстом Конституции РФ.

Заметим, что на сегодняшний день общеизвестен приоритет интересов личности как одного из элементов содержания национальных интересов. Поэтому вначале назовем принципы конституционно-правового статуса личности, имеющие непосредственное отношение к реализации (и механизму) интересов личности (субъектов права): а) всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод (ст. 17 Конституции РФ); б) принцип непосредственного действия прав и свобод (ст. 18 Конституции РФ); в) принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ); г) принцип государственной защиты прав и свобод (ст. 45 Конституции РФ).

Наряду с названными принципами, с учетом того, что интересы личности должны соотноситься с интересами государства, а последнее (вместе с его властными органами), в свою очередь, является одним из основных субъектов механизма реализации национальных интересов, вычленим из системы конституционных принципов те, которые относятся конкретно к реализации национальных интересов. Такими принципами выступают: а) приоритет прав и свобод человека и гражданина; б) народовластие; в) федерализм; г) разделение властей; д) законность.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 5. Ст. 403.

Несколько подробнее остановимся на рассмотрении такого важнейшего принципа, как законность.

В теории права законность, ее сущность, состоит в том, что всеми органами государства и должностными лицами при исполнении своих полномочий должны строжайшим образом соблюдаться требования закона; каждому гражданину должны быть гарантированы неприкосновенность, реализация своего правового статуса и неотвратимость юридической ответственности за любое правонарушение [Шершеневич, 2005].

Законность заключается в трех основных аспектах: а) обеспечении и гарантирован-ности со стороны государства и его органов; б) направленности на соблюдение прав и свобод граждан и их объединений; в) общественно-полезном результате - создании необходимых условий для благополучного существования общества. Фактически все три названые аспекты обусловливают успешную реализацию национальных интересов, функционирование их механизма. Причем и сама законность, в свою очередь, основывается на таких принципах, как гуманизм, справедливость, верховенство закона, неотвратимость ответственности и других.

Относительно механизма реализации национальных интересов принцип законности находим в подавляющем большинстве нормативно-правовых актов, устанавливающих состояние защищенности интересов личности, общества и государства в экономической, экологической, военной, информационной и иных сферах; он также реализуется в правоприменительной деятельности государственных органов, обеспечивающих защиту и охрану прав и свобод граждан.

О взаимосвязи законности и интересов сказал Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020: «У нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор -это сквозная верховная власть, следящая за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера. Убежден, большая независимость прокуратуры от местных властей, безусловно, в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали. Уважаемые коллеги, давайте руководствоваться прежде всего их интересами -интересами наших людей; ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система - Конституционный и Верховный Суды»1.

Характеристику конституционных принципов механизма реализации национальных интересов закончим суждением Г.А. Гаджиева о том, что «государство, которое радикально меняет свои представления о содержании конституционных принципов и, что гораздо опаснее, старается приспособить их к текущей политической ситуации, не может считаться сильным» [Гаджиев, 2004, с. 9].

Специальные принципы механизма реализации национальных интересов

Механизм реализации национальных интересов функционирует и на основе иных принципов (нами они названы специальными), закрепленных, в частности, в Законе «О безопасности» (Закона РФ от 5 марта 1992 г. с последующими редакциями) и получивших свое развитие в федеральном законодательстве.

В их числе назовем принципы системности и комплексности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ Дата доступа: 15.04.2021.

Принцип системности означает целенаправленную согласованную деятельность соответствующих субъектов по прогнозированию, определению национальных угроз, планированию мер по их преодолению, созданию условий для состояния защищенности жизненно важных потребностей и интересов, в том числе и как основы для дальнейшего устойчивого развития и применению контрольных мероприятий по факту реализации данных мер. В науке отмечается, что системность отвечает за структурированность проблемы и ее решения по вертикали и характеризуется субординационными связями; комплексность рассматривает проблему «по горизонтали» и тяготеет к координационным связям [Огарков, 2017, с. 28].

Комплексность, в свою очередь, отвечает за полноту, всесторонность и взаимосвязанность функционирования всех составляющих компонентов механизма реализации национальных интересов, согласованность направленности соответствующей деятельности.

Роль и значение этих принципов для функционирования рассматриваемого механизма заключается в том, что они создают реальные предпосылки для обеспечения защищенности жизненно важных потребностей личности, общества и государства и их устойчивого развития. Характерно, что данное требование впервые получило законодательное закрепление и свидетельствует, с одной стороны, о принципиально новом государственном подходе к оценке угроз национальной безопасности, и, следовательно, защищенности национальных интересов, и с другой - о необходимости консолидации деятельности всех государственных и общественных структур для создания условий для обеспечения потребностей личности, общества и государства, то есть реализации национальных интересов.

Еще одним принципом механизма реализации национальных интересов выступает приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; применительно к теме настоящего исследования - обеспечения защищенности национальных интересов личности, общества и государства.

Данный принцип практически реализуется в повседневной деятельности государства и его органов и выражается в последовательном решении соответствующих задач: «прогнозировании возможных угроз безопасности; выявлении, анализе и оценке возникших реальных угроз безопасности; принятии решений и организации деятельности по реагированию на возникшие угрозы; организации деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры); постоянном совершенствовании системы обеспечения безопасности - состояния защищенности национальных интересов» [Беляев, Чапчи-ков, 2018, с. 164].

Характерно, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2015 года) как раз и включает в себя систему предупредительных мер, подлежащих реализации в процессе повседневной, непрерывной и регулярной работы всех государственных органов и институтов гражданского общества в целях предотвращения угроз национальным интересам для обеспечения соответствующих условий их эффективной реализации.

Следующий принцип - взаимодействие в обеспечении защищенности национальных интересов, думается, нуждается в определенной корректировке. Речь должна идти не только о взаимодействии, но и о координации деятельности всех субъектов механизма реализации национальных интересов - Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, международных организаций, общественных объединений и граждан.

При рассмотрении принципов механизма реализации национальных интересов обратим внимание на тот факт, что Закон «О безопасности» в новой редакции 2010 года не закрепил в системе принципов обеспечения безопасности такие важнейшие из них, как соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимную ответственность, которые прежде существовали (Закон 1992 года) [Belyaev, 2018, p. 912-916].

По нашему мнению, отсутствие данных законоположений (принципов) может способствовать отстранению граждан и институтов гражданского общества от решения жизненно важных вопросов обеспечения защищенности своих потребностей и интересов, концентрации власти исключительно в руках государства, что недопустимо в условиях демократического правового государства.

В правовой науке высказано мнение и о таком принципе, как принцип выражения в праве воли и интересов народа, который «является одним из наиболее социально значимых идеалов современного цивилизованного права. Он требует, чтобы выраженная в нормах законодательства государственная воля максимально соответствовала бы потребностям и интересам классов, социальных слоев гражданского общества. Это сообщает праву черты легитимности, повышает его социальную чувствительность и общий престиж. Современный образ права как средства и результата социального компромисса, сложившегося в процессе демократического правотворчества, позволяет говорить о сложной, многоступенчатой процедуре отражения и закрепления в законодательстве воли и интересов широких слоев населения» [Вопленко, 2009, с. 63]. В таком подходе к сущности названного принципа учтены и потребности, и интересы, и их закрепление в законодательстве, что позволяет включить его в систему принципов изучаемого механизма.

В качестве принципа механизма реализации национальных интересов назовем и принцип оптимального и рационального соотношения потребностей и интересов. Речь идет о выработке на основе права оптимального баланса имеющихся в обществе потребностей, причем объективных, и национальных интересов. Только сбалансированность насущных объективных потребностей и национальных интересов, отсутствие дисбаланса между ними, должные научное прогнозирование и соответствующий мониторинг способны обеспечить эффективность механизма реализации национальных интересов [Беляев и др., 2019].

В систему принципов механизма реализации национальных интересов включим и соблюдение (достижение) баланса интересов личности, общества и государства [Матузов, 2010]. Думается, что суть этого принципа предельно ясна (также этому вопросу в настоящей работе внимание уделялось), а его значимость подчеркнута в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.», где отмечена необходимость соблюдения баланса между законными интересами лица, права и свободы которого ограничены, и законными интересами иных лиц, государства и общества1.

Принцип взаимной ответственности государства и личности характерен для правового государства; в противном случае он будет носить характер декларации, лозунга, и в механизме реализации национальных интересов станет простой формальностью [Belyaeva, 2019].

Содержание этого принципа, пусть и не в конкретно названной формулировке, вытекает из ст. 2, 18, 45, 46, 52, 53, 55 Конституции РФ. Сюда же можно присовокупить практически сложившуюся судебную систему обжалования действий и бездействия органов власти и должностных лиц, а также возможности прокурорского надзора и возмещения ущерба (вреда) личности, причиненного незаконной деятельности государственных органов и их должностных лиц.

Особо укажем на такой принцип, как принцип справедливости, который имеет самое непосредственное значение (влияние) для успешной «работы» механизма реализации национальных интересов. По своей значимости его можно причислить к разряду конституционных (хотя в Конституции РФ справедливость упоминается только в ее преамбуле); в нем взаимосвязаны нравственная и правовая сущность.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.» [Электронный ресурс]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70304382/ Дата доступа: 15.04.2021.

Конкретную и четкую формулировку сущности этого принципа предлагает Т.В. Ми-лушева: «Принцип справедливости обладает высшей степенью нормативной обобщенности, в какой-то мере предопределяет содержание других принципов, носит универсальный характер и в связи с этим оказывает регулирующее воздействие на все сфер общественных отношений. <...> Иными словами, справедливость проявляется в других ценностях, но устанавливает их иерархию и соотношение между ними. Конкретное преломление тех или иных ценностей подлежит проверке на предмет справедливости» [Милушева, 2010, с. 203].

Вспомним и такие слова президента РФ В.В. Путина: «.Говоря о справедливости, следует иметь в виду не печально известную формулу "все отнять и поделить", а открытие широкий и равных возможностей для всех. Успеха - для всех. Лучшей жизни - для всех»1.

В заключение укажем и на принцип неотвратимости юридической ответственности, сущность которого заключается в обязательном установлении (и применении) мер юридической ответственности за любые противоправные деяния, обязательное соблюдение правовых норм и неотвратимое реагирование управомоченных субъектов на совершение правонарушения и применение к правонарушителю соответствующих мер юридической ответственности.

Назначение этого принципа состоит в обязанности субъекта права соблюдать санкционированные государством правила поведения; в случае нарушения этих правил любой субъект, независимо от своего социального статуса, должен понести (претерпеть) соответствующие меры юридической ответственности. При этом надо иметь в виду, что юридическая безответственность снижает эффективность принципа неотвратимости юридической ответственности, поскольку правонарушение, как и лицо, его совершившее, уклоняется от мер юридической ответственности.

Как представляется, сформированная и охарактеризованная система основных и специальных принципов механизма реализации национальных интересов позволяет ему эффективно функционировать в направлении их достижения, осуществления, претворения в жизнь.

Заключение

Заканчивая формирование и характеристику системы принципов механизма реализации национальных интересов, подчеркнем, что они имеют объективный характер, хотя и не всегда создаются правом, но основываются на закономерностях развития общества и правовых отношений в нем. Особая роль принципов в механизме реализации национальных интересов детерминирована тем, что их соблюдение (использование, применение) выступает одновременно и оценкой результатов соответствующего механизма, и эталоном оценки действующего законодательства, а также перспективным ориентиром дальнейших правовых преобразований в направлении повышения эффективности правового обеспечения национальных интересов.

Список литературы

1. Беляева Г.С. 2020. К вопросу о механизме обеспечения реализации национальных интересов. Вестник Чеченского государственного университета, 2: 138-143.

2. Захаров А.Л. 2003. Межотраслевые принципы права: дис. ... канд. юрид. наук. Самара: 130-137.

3. Шершеневич Г.Ф. 2005. О чувстве законности. Российский юридический журнал, 4: 29-35.

4. Гаджиев Г.А. 2004. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решения Конституционного Суда Российской Федерации). Москва, Юристъ, 286 с.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2005. 26 апреля.

5. Огарков А.А. 2017. Принципы управления. Волгоград, Изд-во Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. 57 с.

6. Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. 2018. Национальная безопасность и механизм ее обеспечения: общетеоретический ракурс. Москва, Юстицинформ. 258 с.

7. Вопленко Н. Н. 2009. Очерки общей теории права. Волгоград, Издательство ВолГУ. 898 с.

8. Беляев В.П., Беляева Г.С., Бидова Б.Б., 2019. К вопросу о понятии национальных интересов и особенностях их юридического закрепления в североамериканской традиции. Право и государство: теория и практика, 8 (176): 52-54.

9. Матузов Н.И. 2010. Принципы права как объект научного исследования. В кн.: Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, Издательство Саратовского государственной академии права: 11-28.

10. Милушева Т.В. 2010. Принцип справедливости в контексте правового ограничения государственной власти. В кн.: Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, Издательство Саратовского государственной академии права: 199-217.

11. Belyaev V.P., Chapchikov S.Y., Belyaeva G.S., Butova E.V., Krylova Y.A., 2018. Conceptual foundations of legal security and its provision: evolution of approaches. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 3: 912-916.

12. Belyaeva G.S., Dyumina A.A., Kuksin I.N., Belyaev V.P., Bidova B.B., 2019 Peculiarities of national interests institutionalization in the north american tradition: history and modernity. Humanities and Social Sciences Reviews, 4: 805-808.

References

1. Belyaeva G.S. 2020. K voprosu o mekhanizme obespecheniya realizacii nacional'nyh interesov [On the National Interest Enforcement Mechanism]. Vestnik CHechenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2: 138—143.

2. Zaharov A.L. 2003. Mezhotraslevye principy prava [Cross-sectoral principles of law]: dis. ... kand. yurid. nauk. Samara: 130-137 (in Russian).

3. SHershenevich G.F. 2005. O chuvstve zakonnosti [About a sense of legality]. Rossijskij yuridicheskij zhurnal, 4: 29-35.

4. Gadzhiev G.A. 2004. Konstitucionnye principy rynochnoj ekonomiki (Razvitie osnov grazhdanskogo prava v resheniya Konstitucionnogo Suda Rossij skoj Federacii) [Constitutional principles of a market economy (Development of the foundations of civil law in decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation)]. Moskva, Publ. YUrist", 286 p.

5. Ogarkov A.A. 2017. Principy upravleniya [Management Principles]. Volgograd, Publ. Volgogradskogo instituta upravleniya - filiala RANHiGS. 507 p.

6. Belyaev V. P., CHapchikov S. YU. 2018. Nacional'naya bezopasnost' i mekhanizm ee obespecheniya: obshcheteoreticheskij rakurs [National Security and Its Mechanism: A General Theoretical Perspective]. Moskva, Publ. YUsticinform. 258 p.

7. Voplenko N. N. 2009. Ocherki obshchej teorii prava [Essays on the general theory of law]. Volgograd, Izdatel'stvo VolGU. 898 p.

8. Belyaev V.P., Belyaeva G.S., Bidova B.B., 2019. K voprosu o ponyatii nacional'nyh interesov i osobennostyah ih yuridicheskogo zakrepleniya v severoamerikanskoj tradicii [On the concept of national interests and the peculiarities of their legal consolidation in the North American tradition]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika, 8 (176): 52-54.

9. Matuzov N.I. 2010. Principy prava kak ob"ekt nauchnogo issledovaniya. [Principles of law as an object of scientific research] In: Principy rossijskogo prava: obshcheteoreticheskij i otraslevoj aspekty [Principles of Russian law: general and sectoral aspects]. Ed. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. Saratov, Publ. Saratovskogo gosudarstvennoj akademii prava: 11-28.

10.Milusheva T.V. 2010. Princip spravedlivosti v kontekste pravovogo ogranicheniya gosudarstvennoj vlasti. [The principle of fairness in the context of the legal limitation of state power]. In: Principy rossijskogo prava: obshcheteoreticheskij i otraslevoj aspekty [Principles of Russian law: general and sectoral aspects] / Ed. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. Saratov, Publ. Saratovskogo gosudarstvennoj akademii prava: 199-217.

11. Belyaev V.P., Chapchikov S.Y., Belyaeva G.S., Butova E.V., Krylova Y.A., 2018. Conceptual foundations of legal security and its provision: evolution of approaches. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 3: 912-916.

12. Belyaeva G.S., Dyumina A.A., Kuksin I.N., Belyaev V.P., Bidova B.B., 2019. Peculiarities of national interests institutionalization in the north american tradition: history and modernity. Humanities and Social Sciences Reviews, 4: 805-808.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Беляев Валерий Петрович, профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета, г. Курск, Россия

Бидова Бэла Бертовна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии Чеченского государственного университета, г. Грозный, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Valery P. Belyaev, Professor, Doctor of Law, Professor, Department of State Theory and History and Law, Southwestern State University, Kursk, Russia

Bela B. Bidova, PhD in Law, Head of the Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University, Grozny, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.