Научная статья на тему 'Правовое регулирование становления общественной безопасности в России (историко-правовой аспект)'

Правовое регулирование становления общественной безопасности в России (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SECURITY / LEGALITY / LAW AND ORDER / NATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексий П. В., Васин В. Н.

В статье авторами обосновывается актуальность проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности в российском обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF PUBLIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION (THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

In article the author justifies actuality of the problem of rule of law and order, ensure public safety in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование становления общественной безопасности в России (историко-правовой аспект)»

моуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Большое значение для защиты прав и свобод человека и гражданина имеет положение, закрепленное в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ: «Каждый, кто вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Эта норма имеет процессуальный характер для практической имплементации международного права и международных договоров в правовую систему России в соответствии с ч. 4 ст. 15.

Каждый (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) может обращаться в международные организации, созданные международным сообществом под эгидой ООН или региональных международных организаций, для защиты своих основных прав и свобод.

Часть 1 ст. 55 Конституции РФ утверждает, что перечень прав и свобод человека и гражданина не является исчерпывающим. Допускается возможность присоединения и защиты иных прав и свобод к уже провозглашенным. В ч. 2 ст. 55 не допускается использование законодательных или иных способов для сокращения или ограничения перечня прав и свобод, провозглашенных Конституцией РФ, актами международного права, которые ратифицировала Россия.

Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина, исчерпывающий перечень оснований таких ограничений устанавливается ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот перечень носит уни-

версальный характер для всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в гл. 2. Ограничения некоторых прав и свобод и их исчерпывающий характер содержится подробно по отдельным видам прав в международных документах. Так, перечень допустимых ограничений права на свободу передвижения, выбора места жительства, выезда за границу, включая собственную страну, содержится в п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.

На основании ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Конституция РФ содержит перечень прав и свобод, не подлежащих ограничениям даже в условиях чрезвычайного положения. Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства и свободного выезда в перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению, не входят. Эти права и свободы с соблюдением ч. 3 ст. 55 могут быть ограничены.

Немаловажное значение для осуществления своих прав и свобод человека и гражданина имеет ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, закрепляющая за иностранными гражданами и лицами без гражданства одинаковые права и обязанности, как и для российских граждан, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.

Таким образом, Конституция РФ вобрала в себя основные положения миграционной политики, отраженных в международных правовых актах, определяющих основные права человека и свободы мигранта, а также стандарты в области свободы передвижения, выезда и возвращения в собственную страну.

1 Лейбо Ю.И., Тостопятенко Г.П., Экштайн К.А. Конституционные права и свободы в России. Комментарий к гл. 2 Конституции Российской Федерации. М., 1998.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

П.В. АЛЕКСИЙ,

начальник кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД России

кандидат юридических наук, профессор

lexx-ceks@yandex.ru ВН. ВАСИН,

профессор кафедры гражданского права ВТНА Минфина России

кандидат юридических наук, профессор 12.00.00 - юридические науки

Аннотация. В статье авторами обосновывается актуальность проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности в российском обществе. Ключевые слова: общественная безопасность, законность, правопорядок, национальная безопасность.

LEGAL REGULATION OF THE FORMATION OF PUBLIC SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION (THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

P.V. ALEXIY,

Head of the department of civil law and procedure of The Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

candidate of law sciences, professor

V.N. VASIN,

Professor of the department of civil law VTNA of the Ministry of Finance of Russia,

candidate of law sciences, professor

Annotation. In article the author justifies actuality of the problem of rule of law and order, ensure public safety in the Russian society.

Key words: public security, legality, law and order, national safety.

Конституция РФ провозглашает права и свободы человека вышей ценностью нашего государства, а их защиту — его первейшей обязанностью. Говоря о российской государственности в связи с 16-летнем российской Конституции, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин делает вывод: «Если государство не может обеспечить порядка демократическим образом, то граждане предпочтут антидемократический порядок хаосу. И потому главная цель государства — не допустить хаоса»1.

Права и свободы граждан — важнейший институт, регламентирующий правовой статус личности, определяющий способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения в частную жизнь, устанавливающий юридические и иные гарантии осуществления субъективных прав и обязанностей. В этом институте проявляется побудительный фактор, обязывающий, инициирующий государство обеспечивать законодательную, правоприменительную и социальную деятельность, а также общественную обязанность.

Возникает вопрос об установлении и реализации юридических гарантий, средств и механизмов защиты индивида от незаконных, противоправных действий государственных органов и должностных лиц, уголовно преследуемых посягательств со стороны преступной среды, негативных влияний на жизнь и здоровье в результате антропогенного воздействия окружающей среды, аварий и катастроф.

«Исторически первыми конституционно-правовое провозглашение нашли традиционные либеральные права: свободы личности, собственность, безопасность, право сопротивления насилию и т.п. Их сущность заключается в свободе от государства, а гарантией является государственное невмешательство»2. По мнению Н.Л. Петрухина, личные права и свободы граждан представляют собой совокупность двух институтов — неприкосновенности личности и неприкосновенности личной жизни3.

Первый институт охватывает обеспеченную гарантиями государства личную безопасность и свободу, которые реализуются посредством недопущения, пресечения правонарушений и применения наказания при наличии посягательств на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, честь и достоинство (ст. 20, 22 Конституции РФ). Второй институт предусматривает свободу уединения, соблюдение тайны переписки, телеграфных и иных сообщений и телефонных переговоров, запрещение вторжения в жилище против воли лиц, проживающих в нем, обеспечение тайны ведения дневников, написания писем, составления документов личного характера, а также личной и семейной тайны (ст. 23—25).

В завершающие годы ХХ столетия и в первом 10-летии нового века «мировое сообщество столкнулось с беспрецедентным нарастанием числа экологических и техногенных катастроф, экономических, социально-политических, межнациональных кризисов, ростом преступности, угрожающим основам человеческой цивилизации. Взгляд в прошлое, использование возможности исторического анализа, выявление с его помощью закономерности в противоречивых тенденциях общественной жизни, в том числе борьбе с преступностью, позволяет всесторонне оценить достигнутые результаты, оценить перспективы устранения негативных процессов»4.

Истоки отношений по обеспечению общественной безопасности уходят своими корнями в римское право. Ряд положений, содержащихся в сентенциях Павла, относится непосредственно к общественной безопасности. Так, особо оговаривались преступные посягательства против общества и частных лиц. Им посвящен тит. XXVI кн. 5 сентенции Павла5.

Правила о безопасности людей, защита их прав встречается на всех этапах исторического развития Российского государства. Правовое регулирование общественной безопасности находит свое отражение в законах Ярослава, получивших название Русской Правды, Договоре русских с греками6.

Безопасность в самодержавной России связывалась с обеспечением правопорядка в общественной жизни и устранением угроз общественному спокойствию. Поддержание общественной безопасности из непосредственно полицейской перерастает в общегосударственную задачу. Общественная безопасность приобретает большое социально-экономическое значение, пронизывает практически все слои населения и становится одной из основных функций государства в социальной сфере, затрагивающей интересы всех и каждого. Последовательно проводимые в Российском государстве реформаторские акции выявляют тенденции к укреплению правопорядка, общественной безопасности, общественного благополучия. Развитие в законодательных актах получает идея государственного блага.

Проводимые реформы ограничились социально-экономической, культурно-образовательной и отчасти административной сферой, вследствие чего концепция верховенства права на общественную безопасность не получила столь четкого выражения, как в настоящее время. Реформирование сочетает средства уголовного преследования преступников, предусматривающего не только кару за содеянное, но и воздействие на имущественные права делинквента, сочетание с мерами гражданско-правовой защиты потерпевших, обнаруживающими в своем содержании элементы субсидиарной ответственности, гарантий и первоначальных форм страхования. Дальнейший ход исторических преобразований показал актуальность и значимость развития доктрины правового регулирования общественной безопасности.

Экономическое развитие страны «невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, просто для создания условий для полноценного развития личности, без крупных инвестиций в здоровье, образование, обеспечение безопасных и комфортных условий жизни»6. В предоставленной председателем Правительства РФ В.В. Путиным развернутой программе своего кабинета констатируется: «Если мы не добьемся прорыва на рынке товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики. За всем этим кроются серьезные риски для существования нашей государственности, для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства»7.

Как отмечалось в послании Президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 г., «политические свободы граждан и их частная собственность неприкосновенны». В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия — это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, не только аморальны, но и незаконны».

В предыдущем послании также становились задачи по формированию дееспособного гражданского об-

щества; строительству государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей; борьбе с коррупцией и терроризмом; модернизации правоохранительных органов.

Проблема укрепления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности в российском обществе становится все более острой, и ее решение — одно из основных условий проведения социально-экономических преобразований. Главной задачей законодательного обеспечения социально-экономической реформы в период укрепления рыночного механизма выступает достижение правовой стабильности государства и общества. Укрепление законности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности в стране предусматривают развитие законодательной базы, в том числе правового обеспечения рыночных отношений, реформирование судебной системы, совершенствование правоприменительной деятельности, усиление оперативных мер борьбы с преступностью и активизации деятельности правоохранительных органов.

В правовом диалоге с гражданами Председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил, что в настоящее время в структурных подразделениях МВД России служат более 1 млн человек, многие из которых реально рискуют жизнью и не только в «горящих точках», но и на постах, где постоянно несут службу. Однако еще приходится сталкиваться с нарушениями самих сотрудников. Вместо того чтобы защищать жизнь и здоровье граждан, они сами наносят непоправимый ущерб и жизни, и здоровью наших соотечественников. Реакция на подобные негативные проявления должна быть наиболее действенной, быстрой, жесткой7.

МВД России — сложноструктурная система, объединяющая десятки тысяч сотрудников, поэтому среди них могут оказаться как поистине преданные, так и предатели. Как отмечает В.Д. Зорькин, «огромное количество милиционеров работает в непосредственном соприкосновении с преступностью, погружено в нашу весьма небезусловную действительность, заражено тем, что ей свойственно»8.

По данным ВЦИОМ и фонда «Общественное мнение», количество граждан, позитивно оценивающих оперативно-служебную деятельность ОВД за период с 2002 по 2008 гг., заметно увеличилось — с 25 до 48%9.

По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, конституционно-правовая обязанность государства — гарантированность и защищенность социальных прав граждан в качестве основных и неотчужденных прав10.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации11 также не обошло стороной проблемы безопасности. Достаточно упомянуть, что этот термин 8 раз повторялся в публичном выступлении в контексте с развитием экономики: «Отечественная экономика должна наконец переориентироваться именно на реальные потребности людей, а они

сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности...»; реализация стратегических планов развития стороны невозможна без укрепления политической системы и правовых институтов, внутренней и внешней безопасности государства, социальной стабильности, современного образования и культуры и иных полноценных перемен в обществе.

Теоретический и практический интерес к исследованию проблем правового обеспечения общественной безопасности вызыван масштабными политическими, социальными, экономическими преобразованиями, происходящими, как во внутренней жизни, так и в сфере государственной, общественной безопасности страны. Напряженная криминогенная ситуация вызывает появление общественных институтов, правовых средств и организаций как нуждающихся в собственной безопасности, так и обеспечивающих ее. Актуальность исследуемой проблематики обусловливается также активным развитием бизнеса и предпринимательской деятельности как внутри страны, так и за ее пределами, поскольку на повестку дня выходят вопросы защиты хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции, неправомерного посягательства на объекты интеллектуальной собственности, коммерческой тайны.

Складывающаяся обстановка в условиях кризиса экономики, некотором обострении инфляционных процессов, удорожании цен на товары, работы, услуги требуют осознания, уточнения, конкретизации дефиниции и понятий в области общественной безопасности, создания ее надежной правовой основы. Недопустима путаница в основополагающих определениях, относимых к разным видам безопасности. По сути, мы еще не пришли к единому пониманию общества и государства. Этому обстоятельству способствовало отсутствие до конца 1997 г. научно обоснованной концепции общенациональной безопасности страны и ее граждан.

В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 национальная безопасность России определяется как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Однако в другом программном документе национальная безопасность стала обозначаться иначе. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., согласно которой национальная безопасность охватывает сферу государственной и общественной безопасности. Национальная безопасность трактуется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Теоретическое осмысление и решение проблем, связанных с деятельностью физических и юридических лиц в социально-правовой сфере, защитой их субъективных прав от воздействия негативных факторов и обеспечением их общественной безопасности, выработкой на этой основе конкретных научно обоснованных рекомендации и предложений, в современных условиях служат реальным средством повышения эффективности действия права, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Определение категории общественной безопасности в системе мер охраны прав и законных интересов субъектов, исследование действия правовых норм, в том числе гражданско-правовых, в рамках дальнейшего совершенствования социального механизма действия права становится актуальной задачей. Важность исследования проблем обеспечения безопасности граждан с использованием гражданско-правовых средств обусловлена возросшими требованиями к повышению социальной активности личности и сопровождающими этот процесс асоциальными тенденциями в криминогенной сфере и антропогенными влияниями окружающей среды. Разработка проблем, связанных с правовым обеспечением защищенности общества от вредоносных и неправомерных воздействий, актуальна в силу направленности на достижение социально значимых результатов.

В научной литературе высказано мнение о самостоятельном характере общественной безопасности, которая не является разновидностью национальной безопасности России. Общественная безопасность «образует органически присущий ей структурный элемент, наделенный собственным содержанием, установление которого содержит не только теоретический, но и сугубо практический интерес, поскольку прямо влияет на формирование особого направления правоохранительной политики»11.

Сравнивая понятие безопасности, приведенное в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности», как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, с вышеприведенными определениями национальной безопасности, можно констатировать, что они по сути совпадают и мало чем отличаются друг от друга.

Общественная безопасность основана и базируется на деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их законных интересов, созданию предпосылок и условий жизнедеятельности общества и защиты его от внешних и внутренних угроз. Общественная безопасность обеспечивается и гарантируется незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостностью Российского государства. Этому способствует формирование условий стабильного развития социально-экономических устоев общества и государства, поддержание правопорядка, соблюдение законности, борьба с преступностью и реализация превентивных мер по профилактике правонарушений в социальной сфере.

По мере развития научных представлений о проблемах безопасности, исследования угроз, видоизменяющихся в процессе эволюции общества и государства, меняется и подход к определению категории общественная безопасность. Так, авторы словаря «Бизнес и безопасность» дают широкое и всеобъемлющее определение дефиниции. Во-первых, она является составным элементом национальной безопасности. Во-вторых, это система защиты социума от преступности, коррупции, теневой экономики, девиантного поведения. В-третьих, это скоординированная деятельность специально уполномоченных лиц по предотвращению отрицательных социальных последствий, вызванных переходом к рыночной экономике развития (рост безработицы, резкий рост разрыва доходности отдельных групп граждан, падение уровня жизни малоимущих слоев населения). В-четвертых, речь идет о системе мер по предотвращению социальной напряженности, связанной с территориальными, межнациональными, политическими, экономическими и иными обострениями, противоречиями и конф-ликтами12.

Таким образом этим понятием охватывается комплекс более узких систем безопасности: экономической, социальной, трудовой, межнациональной, политической, территориальной и т.п., которые могут рассматриваться не только в совокупности, но и в качестве самостоятельных видов.

Б.П. Кондрашов говорит о том, что «общественная безопасность как разновидность социальной безопасности представляет собой систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от угрозы, исходящей от противоправных посягательств на общественный порядок, нарушений порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, а также угрозы, исходящей от чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера»13. Под обеспечением общественной безопасности он понимает проведение государственной политики в сфере общественной безопасности, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и применение средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства14.

Этот подход к определению позволяет отнести его с таким же успехом к обеспечению экономической, экологической, промышленной и иными видами безопасности.

А.М. Воронов рассматривает общественную безопасность как «состояние защищенности урегулированных нормами права и морали общественных отношений, складывающихся в области формирования

новых социально-политических и экономических отношений как предпосылок поэтапного перехода Российской Федерации к постиндустриальному развитию в целях построения на демократических принципах стабильной социальной системы и создание условий для духовного совершенствования личности и повышения качества жизни с учетом национально-культурной идентичности общества»15.

Наше государство только тогда займет важное место в мировой системе, когда будут сохранены государственность и суверенитет, а граждане смогут убедиться, что вся деятельность государства направлена на защиту их субъективных прав и законных интересов, улучшение качества жизни и благосостояния, повышение уровня общественной безопасности.

1 Зорькин В.Д. Повторение пройденного. К шестнадцатилетию российской Конституции // РГ. 2009. 11 дек.

2 Богданова Н.А. Права человека и гражданина в России: Эволюция концепции // Права человека в условиях становления гражданского общества: мат-лы междунар. научно-практ. конф. (г. Курск, 15—16 мая, 1997 г.). Курск, 1997. С. 12.

3 Петрухин И.Л. Чрезвычайное положение и права человека/обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). М., 1994. С. 42—47.

4 Илларионов В.П. Использование возможностей исторического анализа в деле совершенствования теории и практики ОРД (тезисы) // Тезисы докладов и выступлений на пленарном заседании научно-практической конференции «Организованное противодействие судопроизводству и меры по его нейтрализации.» М., 1996. С. 32—33.

5 Павел Ю. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты До-миция Ульпиана / пер слат. Е.М. Штаерман; отв. ред. и сост. Л.Л. Кофанов. М., 1998. С. 145-147.

6 Путин В.В. Наступление на бедность // РГ. 2008. 9 мая.

7 От лично Путина // РГ. 2009. 4 дек.

8 Зорькин В.Д. Указ. соч.

9 МВД России : вчера ,сегодня, завтра// Российская газета. 2009.15 июля.

10 Зорькин В.Д. Право — для человека // РГ. 2008. 25 нояб.

11 Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации : монография. М., 2006. С. 119—120.

12 Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность / Толковый терминологический словарь / под ред А.И. Гурова, Б.С. Тете-рина. М., 1995. С. 198.

13 Кондрашов Б.П.Общественная безопасность и административно-правовых средства ее обеспечения: мо-ногр. М., 1998. С. 3.

14 Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовых средства ее обеспечения : автореф. д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 16.

15 Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации : моногр. М., 2006. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.