Научная статья на тему 'Правовые гарантии безопасности личности в России'

Правовые гарантии безопасности личности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / SAFETY / SAFETY OF THE PERSONALITY / LEGAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Командирова Татьяна Геннадиевна

Статья посвящена обзору правовых гарантий безопасности личности в России. Рассматриваются мнения ученых о сущности термина «безопасность личности», предлагается авторское определение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Командирова Татьяна Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Guarantees of Security of the Person in Russia

Article is devoted research of legal guarantees of safety of the personality in Russia. The author considers opinions of scientists on essence of the term “safety of the personality”, offers own definition

Текст научной работы на тему «Правовые гарантии безопасности личности в России»

(ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на образование (ст. 43).

Данные права, основным назначением которых является юридическое гарантирование человеку условий для достойной жизни, предоставляют личности возможность развиваться.

1 Марченко В.Я. Достоинство личности в конституционно-правовом измерении: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3.

2 Саломатин А.Ю. Сущность правовой модернизации в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 1. С. 200.

3 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 178-179.

4 См.: Дмитриев Ю.А. Коррупция как инструмент государственного регулирования в политической системе российского общества // Современное право. 2012. № 1. С. 12-15.

5 Там же. С. 15.

6 См.: Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1902. С. 366-372.

7 См., например: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // Российская газета. 2007. 5 дек.

8 Хабриева Т.Я. Основы взаимодействия международного и национального права // Влияние международного права на национальное законодательство: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых юристов (Москва, 24-26 мая 2007 г.) / отв. ред. Т.Я. Хабриева и Ю.А. Тихомиров. М., 2007. С. 14.

9 См.: Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 3.

10 См.: Тихомиров Ю.А. Теория социалистического управления // Советское государство и право. 1969. № 7. С. 85.

11 Кашкин С.Ю. Формирование «юриста будущего» и европейское право // Закон. 2009. № 3. С. 86.

12 Зорькин В.Д. Современный мир и права человека // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 11.

13 См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 124.

14 Бахрах Д.Н., Гущина Л.А. Стимулирование правового поведения личности: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1. С. 24.

15 Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. London, 1976. P. 271.

Т.Г. Командирова

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ*

Статья посвящена обзору правовых гарантий безопасности личности в России. Рассматриваются мнения ученых о сущности термина «безопасность личности», предлагается авторское определение.

Ключевые слова: безопасность, безопасности личности, правовые гарантии.

T.G. Komandirova

LEGAL GUARANTEES OF SECURITY OF THE PERSON IN RUSSIA

Article is devoted research of legal guarantees of safety of the personality in Russia. The author considers opinions of scientists on essence of the term "safety of the personality", offers own definition.

Keywords: safety, safety of the personality, legal guarantees.

© Командирова Татьяна Геннадиевна, 2013

Кандидат юридических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского сектора координации НИР научно-исследовательского отдела (Саратовская государственная юридическая академия).

* Статья выполнена при поддержке проекта «Концептуальные основы противодействия современной преступности» в рамках Государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год. 51

Постсоветские преобразования в правовой системе России, прежде всего, связаны с коренным изменением приоритетов правового регулирования общественных отношений. Таким образом, трансформация российского законодательства в тот период осуществлялась по пути перехода на совершенно новую структуру политической, экономической, социальной жизни общества, закрепленную в Конституции РФ 1993 г., в связи с чем предметом исследования многих авторов в юридической науке становится безопасность личности в различных ее аспектах.

Например, Д.В. Гусев верно обращает внимание на то, что современное законодательство, в отличие от советского, воспринимается уже не просто как инструмент политической власти, а, прежде всего, как средство надлежащего формально-юридического закрепления и реализации прав и свобод человека1, и следовательно, выступает своего рода гарантом безопасности личности.

Юридическим фундаментом в системе правовых гарантий безопасности личности следует считать нормы российского Основного Закона. Согласно положениям ст. 32 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В этой связи мы поддерживаем позицию Т.Б. Тюриной о том, что особая роль в данном случае отводится безопасности личности, ибо она является тем индикатором, который позволяет судить о безопасности государства и общества в целом2.

Исследуя правовые гарантии безопасности личности, можно сделать вывод, что к совокупности конституционных норм, гарантирующих таковую во всех ее проявлениях, следует относить положения Конституции РФ, регулирующие право на жизнь (ст. 20), запрет пыток, насилия и т. п. (ст. 21), право на свободу § и личную неприкосновенность (ст. 22), право на защиту чести и достоинства ¿г (ст. 23)3, информационную безопасность (ст. 24), неприкосновенность жилища

сл

го (ст. 25), свободу выбора национальности (ст. 26) ит. д., т. е. нормы гл. 2, гаранти-

| рующие права и свободы человека и гражданина, поскольку реализация таковых

| в полной мере возможна лишь в состоянии безопасности личности. | В то же время федеральным законодателем термин «безопасность личности»

° не прописан, хотя вопросы безопасности в целом федеральным законодателем

0

| урегулированы4. Сама же сущность указанного понятия вытекает из понятия | «национальная безопасность», закрепленного в п. 6 разд. 1 Стратегии националь->§ ной безопасности Российской Федерации до 2020 года, согласно которому — это | состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и | внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, | достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопас-§ ность государства5. Полагаем, отсутствие законодательно закрепленного понятия § «безопасность личности» является упущением законодателя, что дает повод для

1 дальнейших дискуссий по данному вопросу.

| При исследовании понятия «безопасность личности» нами были рассмотре-

ны мнения А.И. Ардашева6, Т.Б. Тюриной7, Д.С. Варданяна8, Д.А. Никитина9 и других авторов. В итоге, на наш взгляд, определение «безопасность личности» можно изложить следующим образом: это гарантированное государством стабильное состояние защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина от внутренних и внешних угроз, которое позволяет в полной мере

52

реализовать указанные права и свободы.

Обращаясь к вопросу безопасности личности, С.Н. Бочарова отмечает, что Конституция РФ в ст. 2 устанавливает обязанность государства защищать права и свободы граждан. Анализируя содержание соответствующих норм Конституции РФ и федеральных законов, принятых на ее основе, автор приходит к выводу, что законодатель связывает с защитой не только восстановление уже нарушенных конституционных прав и свобод, но и установление такого правового режима, который бы предотвращал возможные их нарушения10, т. е. гарантировал бы безопасность личности.

Как верно отмечает О.А. Колоткина, признание Российским государством де-юре на уровне реализации конституционных положений приоритета соблюдения прав и законных интересов человека в сфере обеспечения безопасности позволяет констатировать устойчивость и общую позитивную направленность тенденций развития российской демократии11. Действительно, в настоящее время в правовой политике России отчетливо виден приоритет обеспечения безопасности личности во всех сферах жизнедеятельности государства.

Не подлежит сомнению тот факт, что обеспечение безопасности личности в т. ч. от преступных посягательств — одна из основных обязанностей правового государства. Таким образом, положения ст. 45 Конституции РФ выступают гарантом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

В.П. Кашепов справедливо обращает внимание на то, что осуществление этой важнейшей государственной функции, непосредственно связанной с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, прописанной в ст. 2 Основного Закона России, требует создания системы гарантий, включающей многообразные организационные средства и ш правовые формы решения этих задач. Сфера общественных отношений, воз- н никающих в процессе организации и реализации государственной защиты С

а

личности от угроз и посягательств преступников, охватывает широкий круг т

о

правового регулирования, осуществляемого правовыми системами уголовного, к

о

уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права12. В этой связи о' следует подчеркнуть, что уголовное законодательство России буквально про- | низано правовыми гарантиями безопасности личности. Это относится как к по- в

тенциальным потерпевшим, так и к лицам, совершившим преступление. Именно |

о

по указанному признаку можно разделить правовые гарантии безопасности Ю личности в уголовном законодательстве России на две группы. Так, например, и к числу правовых гарантий первой группы можно отнести институт государ- с

__к

ственной защиты потерпевших13, Правила защиты сведений об осуществлении а государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголов- д

е

ного судопроизводств14, а к числу правовых гарантий второй группы — прежде | всего принципы уголовного законодательства — законности, равенства граждан • перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманизма и т. д. 33 (ст. 3-7 УК РФ) и принципы уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ).

Однако механизм реализации таких гарантий, к сожалению, в России не § отлажен, поскольку система доказывания, к сожалению, несовершенна, а наказание не всегда несет виновный.

Не менее важна при создании и укреплении правовых гарантий безопасности личности роль правотворчества. Как справедливо отмечает О.А. Колоткина, именно в процессе правотворчества создаются правовые (нормативные) основы обеспечения права личности на безопасность15 и как следствие — самой безопас- 53

ности. Автор также подчеркивает, что правотворчество при определенных условиях само может стать источником различного рода угроз для обеспечения права личности на безопасность. К таковым условиям он относит совершение правотворческих ошибок, наличие коллизионного нормативно-правового массива в сфере обеспечения безопасности, низкое юридико-техническое качество принимаемых законов и подзаконных актов, отсутствие нормативных правовых актов, необходимых для регулирования отдельных видов отношений в сфере обеспечения безопасности личности и т.п16.

Таким образом, во избежание ошибок, допускаемых в процессе правотворчества, считаем возможным предусмотреть в регламентах законодательных органов всех уровней требования о гарантировании правовой безопасности личности. Также в дальнейшем вполне возможно установление юридической ответственности депутатов - разработчиков нормативного акта, повлекшего за собой угрозу безопасности личности, однако этот вопрос еще предстоит детально исследовать.

Подводя итог изложенному, хотелось бы подчеркнуть, что закрепления гарантий безопасности личности на нормативном уровне недостаточно для того, чтобы таковые работали в полной мере. Говорить о реально работающих правовых гарантиях безопасности личности в государстве можно лишь при наличии одновременно нескольких благоприятно сложившихся факторов: стабильно развивающейся экономики, истинном политическом многообразии, постоянства бюджетной системы, справедливой системы наказания и полноценной социальной поддержки со стороны государства.

m

™ 1 См.: Гусев Д.В. Законодательство Российской Федерации: понятие и система в условиях постсоветского

¡^ развития российской государственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 3.

го 2 См.: Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве (вопросы

Ol

^ теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 3.

1 3 См. об этом также: Панченко А.В. Личная безопасность человека и гражданина и конституционно-правовой

1 механизм ее обеспечения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010. С. 13.

| 4 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собр. законодательства

4 Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.

| 5 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

6 См.: Ардашев А.И. Конституционные основы обеспечения безопасности личности в Российской Феде-

J3. рации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13, 16.

1 7 См.: Тюрина Т.Б. Указ. соч. С. 3.

Ж 8 См.: Варданян Д.С. Российская правозащитная система и личность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

а. Волгоград, 2007. С. 18; см. также: Ардашев А.И. Указ. соч. С. 19.

5 9 См.: Никитин Д.А. Конституционно-правовые основы безопасности личности в Российской Федерации:

2 автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 12.

i 10 См.: Бочарова С.Н. Конституционная обязанность Российского государства охранять права и свободы

0

g граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 7-8.

S. 11 См.: Колоткина О.А. Право личности на безопасность: понятие и механизмы обеспечения в Россий-

(0

^ ской Федерации (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 3.

1 12 См.: Кашепов В.П. О гарантиях уголовно-правовой защиты безопасности личности // Журнал рос-

S сийского права. 2005. № 12.

13 См.: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 34, ст. 3534.

14 См.: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 134 «Об утверждении Правил защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 11, ст. 1325.

15 См.: Колоткина О.А. Указ. соч. С. 22. 54 16 См.: Там же. С. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.