Научная статья на тему 'О проблемах построения правового государства в России'

О проблемах построения правового государства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6613
937
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / CONSTITUTION / GOVERNMENT / RULE OF LAW / SOVEREIGNTY / STATE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махрова Елена Игоревна

В статье рассматриваются проблемы построения правового государства, отражено реальное положение в области создания основ правового государства, предложены пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF BUILDING A STATE OF LAW IN RUSSIA

The article deals with the problems of rule of law in Russia, reflected the actual situation in the field of establishing the foundations of law, proposed solutions to these problems.

Текст научной работы на тему «О проблемах построения правового государства в России»

Махрова Е.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: mahrova24@mail.ru

О ПРОБЛЕМАХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы построения правового государства, отражено реальное положение в области создания основ правового государства, предложены пути решения данных проблем.

Ключевые слова: конституция, государство, правовое государство, суверенитет, государственная власть.

Построение государства, в котором будет главенствовать право (закон) - идея, волновавшая различных прогрессивных мыслителей. Древнегреческий философ Платон, обосновывая идею правового государства, писал: «Я предвижу близкую гибель такого государства, где законы находятся под чьей-либо властью. Там же, где закон является владыкой, а владыки -его рабами, я усматриваю спасение государства» [1, с. 58].

Состояние законности и правопорядка в обществе зависит от уровня правовой культуры граждан, их законопослушания. Законопос-лушания добиться трудно, если государство не способно обеспечить гражданам мир, и порядок, пользование правами, свободами, закрепленных Конституцией и законами.

Принятая в 1993 году Конституция РФ, стала опорной точкой для решения вопросов, связанных с личными, политическими, экономическими, социальными правами и свободой граждан. Данная конституция принципиально отличается от предыдущих. Главными ее отличиями стали: прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью.

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [2]. Положение первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, опережает реальность. В связи с этим, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает, что «это понятие во взаимосвязи с реалиями XXI столетия еще ждет своей доктринально-концептуальной разработки, что потребует тесного сотрудничества юристов и философов» [3, с. 97]. Процесс становле-

ния правовой государственности происходит вместе с формированием гражданского общества и диктует наличие целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом законодательства.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик (связанность государства с правом, разделение властей, наличие конституции и т.д.) определенных системой принципов институтов и норм права. Суть правового государства не в законо-послушании и не в изобилии правовых актов, то и другое есть и в антидемократическом государстве. Основа правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности, принятие законов в интересах общества. В «Философия права» Г. Гегель отмечал, что хорошие законы ведут к процветанию государства и «...те, кто требуют, чтобы появлению правового государства предшествовало появление гражданина (гражданского общества) требуют невозможного» [3, с. 35].

Анализируя состояние экономики и общества, развитых буржуазно - демократических, правовых государств - приходим к выводу, что в основе правового государства, во-первых, лежит правовая экономика, а не командно-административная, исключающая внутренние стимулы к труду. А во-вторых, основой правового государства является сознательное, образованное, культурное, высоко - нравственное гражданское общество.

Гражданское общество - это система экономических, духовных, культурных, нравствен-

ных, религиозных и других отношений отдельных граждан (индивидуумов), свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, общества дня удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - это форма гражданского общества. В государстве, основанном не на законности и праве, личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти заложен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства мы можем отнести: преодоление правового нигилизма в массовом сознании, выработка высокой политико-правовой грамотности у населения, появление действенной способности граждан противостоять произволу, преодоление декоративности и декларированности юридических норм, суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

К политическим рычагам власти могут стремиться различные перерожденческие анти-правовые структуры, своего рода политические аномалии: авторитарная тирания, бюрократическая олигархия, реакционно-реставраторские силы, антигуманная технократия, демократические популистские силы.

Государство, как таковое, характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью граждан от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом и исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обес-

печивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство все же является государством, а поэтому, как и всякое государство обладает следующими чертами:

- наличие государственной власти как средства проведения внутренней и внешней политики;

- представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

- располагает специальным государственным механизмом;

- обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

- существует благодаря налогам и сборам;

- обладает государственным суверенитетом.

Всякое государство обладает определенной самостоятельностью по отношению к обществу, этапам развития правового государства присущи следующие основные характерные черты, отражающие политический характер. Первый этап - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан. Второй этап - утверждение рыночной экономики и различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

Для того чтобы понять истинные проблемы построения правового государства в России необходимо сопоставить существующие реальные факты и текущую ситуацию с теоретическими основами правового государства.

Статьей первой Конституции РФ, Россия провозглашена правовым государством, идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им с рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя -человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18)

[2]. Государство становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Одним из важнейших признаков правового государства является выраженное в ст. 2 провозглашение человека его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность, все остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить, Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ в исключительных случаях, отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены [2].

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью являются важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России, ранее на первое место ставились государственные интересы, но это не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе, напротив не вмешиваясь без объективной потребности, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, т.к. их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц.

Другой очень важный принцип закреплен в ст. 10 «Государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Данная статья закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами [2].

Особое внимание следует уделить статусу Президента РФ и его полномочиям, т.к. Президент РФ занимает особое место в этом «треугольнике» власти. Анализируя конституционные нормы о полномочиях Президента, приходим к выводу о наличии у главы государства функций исполнительной власти: назначение председателя (с согласия Государственной Думы) и членов правительства, право председательствовать на заседании правительства, принятие решения о его отставке, действия правительства

по указанию президента, утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, роспуск государственной думы и др. (Подобная система существует в США, где конституция этой страны закрепляет Президента как главу исполнительной власти).

В России же, Президент реализуя свои конституционные полномочия во внешней и внутренней политике, является связующим звеном между ветвями власти, и все же в наличии столь широких полномочий, ряд граждан и политиков усматривают потенциальную возможность узурпации власти Президентом и возможности прямого попрания принципа разделения властей.

Анализируя статьи Конституции России, можно сказать о том, что Конституция РФ соответствует «Конституции правового государства». Но правовое государство характеризуется не только Конституцией, но так же и другими отраслями права: гражданским, уголовным, административным, трудовым, семейным. Анализ этих отраслей права - отдельный предмет для исследований, но обратить внимание хотя бы на один аспект уголовного права, такой, как охрана прав, свобод и жизни человека важно в связи с определенным рядом причин.

Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняется УК РФ менее строго, чем другие объекты. Если среднеарифметический индекс наказуемости, например, преступлений против конституционного строя и безопасности государства составляет примерно 9 лет лишения свободы (это самый высокий индекс наказуемости), то аналогичный показатель применительно к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина оставляет всего 1,5 года лишения свободы (самый низкий показатель), а самое ценное - жизнь человека и его здоровье, охраняется в 2 раза менее строго, чем честь достоинство, физическая свобода личности (3 года против 6 лет). В России сложилась ситуация, когда жизнь человека обесценена. Понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Согласно ст. 4 Конституции РФ, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, согласно ст. 5 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации равноправны между собой, а федеративное устройство осно-

вано на ее государственной целостности. Тем не менее, ряд конституций субъектов Российской Федерации определяет верховенство своих законов по отношению к Конституции РФ. Так в ст.1 Конституции Тывы за республикой закрепляется право свободного выхода из состава Российской Федерации, а согласно п. 2. ст. 62, Тува может решать вопросы войны и мира [4, с. 6]. В ст. 69 Конституции Республики Башкортостан, где проживает более половины населения русских и других «некоренных» национальностей, говорится: «Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение» - фактически данная статья закрепляет дискриминацию других народов.

Еще дальше в «суверенизации» пошли законодатели Республики Татарстан, которые в ст. 59 своей конституции записали: « Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан» [4, с. 6]. При такой норме права республика вновь становится субъектом международного права, чего не было со времен походов 1542-1545 гг. Ивана Грозного, когда Казанское Ханство было присоединено к Русскому государству. Согласно ст.61: «Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией, на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». В ст. 62 указано: «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права» [4, с. 7]. В 2002 г. Законодательное собрание Республики Татарстан привело свою Конституцию в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

В свое время в США в 1861 г. разгорелась война между Севером и Югом, одной из причин была борьба штатов за свой «суверенитет». В результате, ст. 1 Конституции США закрепила исключительное право федеративного государства на регулирование междуштатной и внешней торговли, а штатам запрещалось заключать международные договоры.

Правовое государство должно иметь развитую экономику. За последнее время экономика России находится на определенном подъеме. Среднегодовые темпы прироста ВВП (валовый внутренний продукт) за 20008 - 2010г. составили 5,5 %, за 2011- 2015 г. планируется 6, 3%, 2016 -2020г. будет составлять 6,6%, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, в которой говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Но необходимо помнить, что Российский бюджет и экономика по существу во многом зависят от продажи нефти, газа и оружия. Если нефтегазовый рынок нами относительно освоен, то рынки продажи оружия мы уступили американцам, тем не менее, в декабре 2011 г. валютные поступления от российского экспорта оружия составил 4,8 млрд. долларов, при этом ежегодная прибыль Америки от продажи оружия составляет 15-18 млрд. долларов, что в 4 раза больше).

Поэтому для России важно не упустить время и суметь воспользоваться мировой нестабильностью, активно осваивать рынки сбыта оружия и загружать российские оборонные предприятия, которые в настоящее время загружены не более чем на 25 %. Так, по данным счетной палаты, Россия в год выпускает 40 вертолетов, 9 гражданских самолетов и 21 военный. Для сравнения: до 1992 г., в год мы выпускали 60 вертолетов, 150 гражданских самолетов и 620 военных. Российский бюджет в 2010 г. на оборону выделяет 28млрд. руб., в США на этот же период - 318 млрд. долларов.

Одна из существующих опасностей для стабильности российской экономики, эта растущая неравномерность в развитии регионов. С 1990 г. разрыв в ВВП между десяткой самых богатых и самых бедных регионов увеличился почти в 3 раза. Другая опасность это растущий разрыв между бедными и богатыми. Если сравнить 1 млн. самых богатых Россиян с миллионом самых бедных, то разрыв почти стократный. За десять прошедших лет он увеличился почти в 7 раз. При этом у миллиона самых бедных россиян доходы на человека составляют чуть больше 1 доллара в день, а это признанное во всем мире мерило абсолютной бедности.

Принятый Госдумой и вступивший в силу с 1 января 2002 г. Федеральный Закон № 179 -

ФЗ, предусматривающий введение 10%-ой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) на медикаменты, вызвал подорожание лекарств в среднем на 15-25 %. Все это больно ударило по семейному бюджету наших граждан, уровень доходов которых очень низок. По мнению независимых экспертов, недоступность лекарств для многих россиян является одной из причин увеличения смертности в стране. Российские демографы встревожены: только за последнее десятилетие население России сократилось, как минимум на 5 млн. человек. И это при огромной миграции в страну русскоязычного населения из постсоветских республик. По прогнозам специалистов, уже через полвека население страны уменьшится еще на 65 млн. человек.

Другая глобальная проблема - это коррупция и криминальный беспредел творящийся в политической, экономической, общественной жизни России. Факты коррупции среди чиновников, промышленников и предпринимателей, все чаще вскрываются правоохранительными органами. Согласно Мальцеву Г.В. «так совпало, что наряду с экономическим кризисом наша страна переживает в своем развитии сложный переходный период на пути становления правового государства и обретения статуса полноценного участника процессов, происходящих в современном цивилизованном мире. Нестабильность функционирования в условиях кризиса формирующейся государственной системы стимулирует как рост социальной напряженности, так и обострение криминогенной ситуации». [5, с.3]

Правовое государство, провозглашенное Конституцией России, предполагает равенство всех граждан перед законом, будь то государственный чиновник, предприниматель, хозяйственный руководитель все они должны отвечать за содеянные правонарушения перед законом. Пока закон в России действует избирательно, мы никогда не построим правовое государство. Важно бороться со всеми проявлениями преступности. Борьба с коррупцией, не на уровне врачей и преподавателей, а в среди чиновников имеет решающее значение для развития правового государства. «Проблема коррупции появилась наряду со становлением государственности на Руси: ни системный подход к этой проблеме Петра I, ни расширение количества субъектов коррупционных преступлений

в XIX в. не привели к искоренению лихоимства и мздоимства. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации» [6, с. 27]. Важной задачей становления правового государства является развитие органов прокуратуры. «Анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России» [7, с. 110].

Другой проблемой строительства правового государства является то, что российское общество сильно разочаровано властью. Существенный вклад в это вносит устойчивый стереотип ее коррумпированности, бессилие перед преступностью, отсутствие действенной антикоррупционной программы. Власть не может обеспечить безопасность граждан. Не раскрыты остались 9800 умышленных убийств, 17900 разбойных нападений,70700 грабежей, 625 краж. Всего в прошлом году не остались раскрыты 884 тыс. преступлений.

Всероссийский Фонд общественного мнения провел опрос граждан в 44 регионах страны по вопросу смертной казни в России, 80% респондентов высказались за отмену моратория смертной казни; 74% респондентов не верят судебной системе.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, а не создание красивой структуры государственной власти и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге будет реализовано в жизнь. Когда мы осознаем свою роль в обществе, почувствуем себя частью этого общества, ощутим, что оно полностью зависит от нас, тогда и возникнут зачатки формирующегося гражданского общества и правового государства. Необходимо уяснить несостоятельность правового нигилизма, который сформировался после продолжительного

тоталитаризма в менталитете русского человека. Идеи правового государства, можно реализовать лишь проходя через определенные этапы. Важно при этом критически использовать и опыт других стран в области осуществления правовых реформ, не забывая и о национальных особенностях и национальных интересах. И хотя правовое государство в России

пока не создано в том виде, в каком оно должно существовать, а ст. 1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, данное положение носит не только программный (перспективный) характер, но и задает параметры дальнейшего развития экономической, политической и общественной жизни России.

18.01.2013

Список литературы:

1. О понятии философии у Платона: монография. Пер. с нем., предисловие и примечание М. Е. Буланенко. / Альберт Карл. -Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2012. - 120 с.

2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Официальный текст по состоянию на 12.05.2010. Нормативно-правовая электронная база «КонсультантПлюс».

3. Мамитова Н.В. Теория российского конституционализма: история и современность: монография / Н.В. Мамитова. - М.: Издательство РГТЭУ, 2005. - 184 с.

4. Добрынин Н.М. Конституционно - правовая наука и российский конституционализм: в поисках выхода из системного

кризиса / Н.М. Добрынин // Право и политика. - 2007. - №6. - С.5-10.

5. Мальцев Г.В. Новые подходы к оценке и формированию государственной деятельности / Г.В. Мальцев // История

государства и права. - 2009. - № 23. - С. 2 - 5.

6. Сулейманов Т.М. Борьба с коррупцией в России в IX - XIX вв.: историко-правовой анализ / Т.М. Сулейманов //

История государства и права. - 2010. - №7. - С. 25 - 28.

7. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: монография / С.Г. Буянский. - М.: Издательство Буквовед, 2006. - 160 с.

Сведения об авторе:

Махрова Елена Игоревна, ассистент кафедры политологии и права Оренбургского государственного университета 460018, пр-т Победы, 13, ауд. 2318, тел. (3532) 372578, e-mail: mahrova24@mail.ru

UDC 342.4 Mahrova E.I.

Orenburg state university, e-mail: mahrova24@mail.ru THE PROBLEMS OF BUILDING A STATE OF LAW IN RUSSIA

The article deals with the problems of rule of law in Russia, reflected the actual situation in the field of establishing the foundations of law, proposed solutions to these problems.

Keywords: constitution, government, rule of law, sovereignty, state power.

Bibliography:

1. On the concept of the philosophy of Plato: monograph. Per. with it., preface and note ME Bulanenko. / Carl Albert. -Beijing: Publishing House of the Far Eastern Federal University, 2012. - 120.

2.Konstitutsiya the Russian Federation of 12.12.1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FCL and from 30.12.2008 N 7-FCL). The official text as of 12.05.2010. Legal electronic database «Consultant».

3. Mamitova NV Theory of Russian constitutionalism: Past and Present: monograph / NV Mamitova. - Moscow: Publishing RGTEU 2005. - 184 p.

4. Dobrynin, NM Constitutional - legal science and rossisiysky kinstitutsionalizm: in search of a way out of the systemic crisis / NM Dobrynin / / Law and Policy. - 2007. - № 6. - P.5-10.

5. GV Maltsev New approaches to the assessment and development of state activity / G. Maltsev / / History of State and Law. - 2009. - № 23. - C 2 - 5.

6. Sulejmanov TM Fighting corruption in Russia in IX - XIX centuries.: Historical and legal analysis / T. Suleymanov / / History of State and Law. - 2010. - № 7. - S. 25 - 28.

7. Buyansky SG The prosecutor’s office in the administrative and legal reform: monograph / SG Buyansky. - Moscow: Publishing Bukvoved 2006. - 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.