рассматривать утрированно, как односторонне направленную. Если бы это было так, то уже давно абстрактное регулирование полностью бы вытеснило казуистическое. Однако этого не произошло и никогда не произойдет прежде всего в силу того обстоятельства, что и первый, и второй способы изложения норм права являются одинаково полезными для решения строго определенных задач правового регулирования. Как в одном случае нельзя обойтись без казуистического регулирования, так и абстрактное регулирование является незаменимым для регламентации иных ситуаций.
Законодатель должен ответственно выбирать способ, который необходимо использовать для регулирования конкретного общественного отношения. При этом главная проблема состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае правильно определить такой способ изложения норм права, который позволил бы обеспечить наиболее эффективное регулирование общественных отношений1.
Абстрактный способ изложения норм права позволяет обеспечить эластичность, гибкость правового регулирования, его разумную адаптацию к предмету правового воздействия. Во всех случаях, когда задачи эффективного регулирования могут быть решены посредством обобщающего регулирования, не следует переходить к казуистическому способу регулирования общественных отношений.
В качестве наглядного примера нарушения сформулированного требования можно привести дифференциацию мошенничества в различных статьях УК РФ (статья 159 «Мошенничество», статья 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования», статья 159.2 «Мошенничество при получении выплат», статья 159.3 «Мошенничество с использованием платежных карт», статья 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», статья 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», статья 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации»). Понятно, что этот процесс можно продолжать до бесконечности. Есть ли в этом необходимость? На наш взгляд, вопрос риторический.
4. Установить ответственность законодателя за законодательный брак. О чем свидетельствует частое изменение закона? Прежде всего о законодательном браке. О низком профессиональном уровне субъекта правотворчества. Это значит, что законодатель не изучил в должной мере общественные отношения, не выявил закономерности общественного развития, не познал правовую природу вещей, допустил халатность при формулировании текста закона. Вполне очевидно, что за допущенный законодательный брак должна предусматриваться правовая ответственность.
О какой ответственности может идти речь? Этот вопрос нуждается в основательной научной проработке. Понятно, что формы и мера ответственности должны быть дифференцированы в зависимости от степени вины и правовых последствий, возникающих вследствие издания некачественного закона.
В заключение на предмет обоснованности и необоснованности изменений законодательства был проанализирован проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2.
И.Л. Федчук, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД факультета милиции Академии МВД Республики Беларусь
Проблемы и перспективы развития законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел по противодействию насилия в семье
Законодательство Республики Беларусь, регламентирующее деятельность органов внутренних дел по противодействию насилию в семье, является неоднородным и включает нормы различных отраслей права. В силу этого по содержанию нормативно-правовую основу составляют все без исключения отрасли права. Так, основные начала правового регулирования противодействия насилию в семье установлены Конституцией Республики Беларусь, в которой закреплены осно-
1 См.: Толстик В.А. К вопросу о зависимости между степенью конкретизации норм права и иерархией источников права // Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики: материалы Международного симпозиума (Геленджик, 27— 28 сентября 2007 г.) / под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2008. С. 118.
2 См.: Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ш1_: http://www.duma.gov.ru/ (дата обращения: 21.03.2016).
вополагающие принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных и общественных институтов. Знание всей совокупности конституционных прав и свобод позволяет выделить из их сферы те, которые имеют наибольшее отношение к оптимальному функционированию семейно-бытовых отношений, то есть прямым образом обеспечивают жизнь, здоровье, неприкосновенность и достоинство личности.
Конституционные нормы выступают наивысшей формой воплощения воли народа, юридически значимой формой, устанавливающей цели и принципы организации и жизнедеятельности общества. Задачи государства, закрепленные в Конституции, являются определяющими для выработки целей и задач противодействия правонарушениям в сфере семейно-бытовых отношений. Помимо этого конституционные нормы служат юридической базой для текущего законодательства и правотворчества в сфере семейно-бытовых отношений, так как они характеризуются наибольшей стабильностью в регулировании общественных отношений.
При разработке мер, обеспечивающих конституционные права граждан на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства, в том числе в рамках семейно-бытовых отношений, следует учитывать, что большинство законодательных актов, определяющих политику в области обеспечения личной безопасности граждан, уже принято. К таким законодательным актам относится прежде всего Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
Законодатель, регулируя в этом Кодексе возникающие из факта брака и принадлежности к семье личные неимущественные и имущественные отношения между родителями и детьми, супругами, а в определенных законом случаях и пределах — между другими родственниками и иными лицами, делает эти отношения, обладающие немалым криминогенным потенциалом, юридически упорядоченными, вводит их в правовые рамки.
Реализация норм Кодекса Республики Беларусь о браке и семье способствует предупреждению (особенно профилактике) значительного круга правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. Так, некоторые нормы Кодекса Республики Беларусь о браке и семье имеют превентивное значение в плане предупреждения таких преступлений, как разглашение тайны усыновления (удочерения), незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Устранению (блокированию, нейтрализации) обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности в семье (а эти обстоятельства, как известно, зачастую чреваты противоправным исходом), способствует применение в крайне острых ситуациях таких мер, как лишение родительских прав, отобрание ребенка без лишения родительских прав.
В Гражданском кодексе Республики Беларусь регулируются имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников, на основе метода юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов. При анализе в литературе роли и значения Гражданского кодекса Республики Беларусь для предупреждения правонарушений акцент обычно делается на его нормах, устанавливающих разного рода запреты и ограничения. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь имеют превентивный потенциал для противодействия домашнему насилию, ограничивают права лиц, не способных в силу психического расстройства понимать значение своих действий и руководить ими, а также злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими веществами (о признании граждан недееспособными, об ограничении дееспособности граждан). Характерные для сферы действия гражданского права регулятивные правоотношения, использование их субъектами предусмотренных этим правом дозволений упреждают, делают как бы просто ненужным возникновение охранительных правоотношений, каковыми являются в основном уголовно- и административно-правовые.
В правовую основу противодействия насилию в семье входят также охранительные нормы права, содержащиеся в Уголовном кодексе Республики Беларусь и Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за насилие в семье, в Уголовном кодексе Республики Беларусь нет. Но
преступления, предусмотренные статьями 139—141, 143, 145—150, 152—154, 166—1711, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь, могут быть учтены как совершенные на почве неприязненных взаимоотношений (конфликтов) между членами семьи.
В отличие от Уголовного кодекса Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части 2 статьи 9.1 предусматривает административную ответственность за нанесение побоев, не повлекших причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи. Кроме того, как совершенные на почве неприязненных взаимоотношений (конфликтов) между членами семьи могут быть учтены административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.1, статьями 9.3 и 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Специальную нормативно-правовую основу регулирования общественных отношений в сфере семейно-бытовых отношений составляют нормы административного права. Именно они в полном объеме регулируют отношения, которые возникают и видоизменяются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности субъектов управления в данной сфере.
Основным нормативным правовым актом в области профилактики правонарушений является Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Именно он призван обеспечить законность и эффективность предупреждения преступлений и административных правонарушений, в том числе и в сфере семейно-бытовых отношений. В статье 17 данного Закона определены основные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение домашнего насилия.
Принятие Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» позволило осуществлять предупредительную деятельность не беспорядочно, как это было ранее, а в тесной связи с единой общегосударственной программой борьбы с преступностью. Реализация этого Закона в дальнейшем позволит выстроить государственную систему профилактики правонарушений в Республике Беларусь, разработать долгосрочные республиканские и региональные целевые программы по профилактике правонарушений, выработать комплекс мер по координации и совершенствованию деятельности в сфере профилактики правонарушений государственными органами, иными организациями и гражданами.
Закон от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» касается общих вопросов борьбы с правонарушениями и правовой организации деятельности органов внутренних дел, в том числе применения ОВД мер административного принуждения во всех сферах жизнедеятельности, куда входит и сфера семейно-бытовых отношений.
Пьянство является одной из основных причин и условий совершения насилия в семье. В связи с этим правовую основу противодействия пьянству, а соответственно, и домашнему насилию, составляет также Закон от 4 января 2010 года «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них», который регулирует отношения, связанные с установлением оснований для направления граждан в лечебно-трудовые профилактории для их принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду; порядок организации деятельности лечебно-трудовых профилакториев; правовое положение граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях; основания для прекращения нахождения или продления срока нахождения граждан в лечебно-трудовых профилакториях; иные отношения, возникающие при исполнении решений судов о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории.
В последнее время в Республике Беларусь принципиальное значение приобретает процесс непрерывного совершенствования законодательной базы, и в первую очередь той, которая связана с защитой прав наименее защищенных, в частности усиливаются позитивные тенденции в области государственной защиты детей. Так, с принятием Закона от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» усилился процесс реформирования национального законодательства в области обеспечения защиты прав ребенка. В интересах семьи был принят и Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленный на выполнение трех основных задач: защиту прав и законных интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении; повышение ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей; обеспечение возмещения расходов, затраченных на государственное содержание детей.
Следующими в иерархии правовых актов после законов и актов Президента Республики Беларусь стоят правовые акты Правительства Республики Беларусь, содержание которых в решающей мере определяется объемом и характером его компетенции. По отношению к сфере противодействия семейно-бытовым правонарушениям они носят общеустановочный характер, конкретизируют объекты правоприменительной деятельности, непосредственно юридически закрепляют организационные и регулятивные отношения в рассматриваемой сфере. Особенности правительственных актов выражаются в используемых правовых способах и средствах воздействия на процессы, происходящие в сфере противодействия семейно-бытовым правонарушениям. Важнейшими из них являются базовые нормативные правовые акты длительного действия — прогнозы, программы, концепции, основные направления развития.
В иерархию правовых актов, регулирующих вопросы противодействия насилию в семье, входят также нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления (ведомственные акты), являющиеся важнейшим средством отраслевого управления. На ведомственном уровне вопросам профилактики домашнего насилия уделено внимание в приказе Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 24 января 2012 года № 20, которым утверждена Инструкция по организации деятельности участкового инспектора милиции. В соответствии с данной Инструкцией участковый инспектор милиции имеет ряд обязанностей по предупреждению домашнего насилия.
Отмечая положительную роль правовой основы противодействия насилию в семье в Республике Беларусь, необходимо также указать и отрицательные факторы. Они обусловлены тем, что правовая основа противодействия насилию в семье не отвечает сложившейся в настоящее время деликтологической ситуации и росту правонарушений в семейно-бытовой сфере. Причины этого могут быть следующие:
— разрозненные нормативные правовые акты органов государственного управления не могут обеспечить достаточного уровня правового регулирования в данной сфере;
— отдельные нормативные правовые акты (в основном подзаконные) регулируют лишь определенную часть комплекса отношений, связанных с противодействием насилию в семье, и в своей совокупности не образуют систему норм, способную эффективно влиять на указанные отношения.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего порядок противодействия насилию в семье, позволяет сделать вывод о том , что в настоящее время в Республике Беларусь в целом создана правовая основа противодействия правонарушениям указанного вида. Однако нормативная правовая база, регулирующая данные общественные отношения, с одной стороны, избыточна, с другой — недостаточно конкретна. Нормы многих вышеперечисленных актов не согласуются между собой и в ряде случаев не решают полностью задач повышения активного противодействия данным видам правонарушений.
Действующие нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере противодействия насилию в семье, не универсальны, не учитывают специфику семейно-бытовых отношений. Это исключает возможность раннего выявления конфликтных семей, их постановки на учет до совершения преступления или административного правонарушения и проведения с ними профилактической работы. Нормативно не закреплены правовые основания для принятия комплексных мер при проявлении любого вида насилия в семье: профилактики и воспитания; программ социальной, психологической и консультативной помощи жертвам насилия и их семьям; специальных программ просвещения; программ психокоррекции для виновника насилия; координации усилий различных органов и служб (правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, нарко- и психоневрологических диспансеров, общественных правозащитных организаций, образовательных учреждений и др.).
Проблему комплексной правовой защиты от домашнего насилия призван решить Закон Республики Беларусь «О профилактике насилия в семье», в котором необходимо закрепить основы предупреждения такого насилия. Отсутствие подобного закона создает условия для продолжения практики принятия актов органами государственного управления, имеющих нормы, не основанные на законодательных актах.
Между тем в документах Организации Объединенных Наций указывается на необходимость принятия специального закона, посвященного предотвращению домашнего насилия, предусматривающего разноотраслевые меры в совокупности. Аналогичные законы, в основу которых положен модельный закон Организации Объединенных Наций о насилии в семье, уже приняты в 124 госу-
дарствах, и, как показывает статистика, там, где они действуют, факты насилия, преступления в сфере семейно-бытовых отношений значительно уменьшились (в отдельных странах — до 30%).
Впервые идея Закона «О предотвращении домашнего насилия» была высказана ведущим исследователем проблем бытовой преступности, основателем семейной криминологии профессором Д.А. Шестаковым, который в 1996 году сформулировал предложение о принятии такого Закона и представил проект Федерального закона Российской Федерации «О предотвращении домашнего насилия».
Необходимость принятия Закона «О предупреждении и пресечении домашнего насилия» обосновывалась и в Республике Беларусь. Группа депутатов Национального собрания Республики Беларусь в 2004 году подготовила проект данного Закона, однако он не получил необходимой поддержки. Противники принятия специального Закона высказывали точку зрения о том, что положения, которые нашли свое отражение в указанном законопроекте, в той или иной степени закреплены в действующих нормативных правовых актах.
К сожалению, указанная идея о принятии специального Закона так и не была реализована. Тем не менее проблема насилия в семье по-прежнему актуальна и совершенствование законодательства в этой сфере необходимо. Закон Республики Беларусь «О профилактике насилия в семье» призван регулировать вопросы социально-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в семейно-бытовых отношениях. Принятие названного Закона, как уже отмечалось, даст возможность раннего выявления конфликтных семей, их постановки на учет до совершения преступления и возможности проведения с ними профилактической работы. Большая часть заявлений в органы внутренних дел по вопросам семейных конфликтов отзывается в связи с тем, что административные взыскания, налагаемые в виде штрафа, являются наказанием не только для лица, совершившего правонарушение, но уменьшают бюджет семьи. В связи с этим многие конфликты в семье не разрешаются, а переходят в разряд уголовных преступлений.
Указанным Законом должны быть предусмотрены полномочия субъектов профилактики насилия в семье, основания и порядок применения мер индивидуальной профилактики насилия в семье, права и обязанности жертв насилия в семье и семейных агрессоров, а также ответственность за нарушение законодательства в сфере профилактики насилия в семье. Закон позволит создать реальный механизм функционирования и повысить уровень взаимодействия и эффективность работы субъектов профилактики насилия в семье.
В.В. Коляго, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Академии МВД Республики Беларусь
Административно-правовое регулирование профилактики правонарушений
в Республике Беларусь
Профилактика правонарушений является важным средством обеспечения жизнедеятельности государства, способным во многом предопределять его эффективное функционирование. С одной стороны, она связана с деятельностью государственных органов, общественных организаций и имеет целью защиту публичных интересов, а с другой — затрагивает взаимоотношения государства и личности, в отношении которой реализуются меры профилактики, связана, зачастую с вторжением в сферу ее прав и законных интересов. В связи с этим существенное значение приобретает детальное административно-правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений как в целях недопущения необоснованного ограничения прав и свобод граждан со стороны субъектов профилактики правонарушений, так и повышения эффективности профилактической деятельности при условии обеспечения баланса публичных интересов с частными, обоснованности, интенсивности ограничения прав и свобод граждан, к которым будут применяться данные меры.
В настоящее время в Республике Беларусь приобретают особую актуальность вопросы повышения эффективности деятельности субъектов по профилактике правонарушений с учетом уровня развития общественных отношений в данной сфере и регулирующего их отечественного законодательства.