УДК 342.922
ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
Калгужинова Айгуль Майлыбаевна
Старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского государственного университета имени академика Е.А.Букетова, магистр правоведения, г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Серикбаева Сауле Серикбаевна
Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова, магистр юридических наук, г. Караганда, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: противоправные действия; семейно-бытовые отношения; признаки состава правонарушения; административная практика.
Аннотация. В современных условиях реформирования административного законодательства Республики Казахстан научно и практически значимым представляется анализ основных тенденций противодействия административным правонарушениям против личности. Статья посвящена рассмотрению особенностей регламентации состава административного правонарушения «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» в нормативных актах, действовавших на территории Казахстана.
Для определения современного состояния противодействия данному правонарушению авторами проведено сравнительное исследование норм Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года и Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года. Проанализированы общие закономерности изменения административного законодательства в целом и административных правонарушений против личности в частности: криминализация общественно опасных деяний; изменение места составов административных правонарушений в системе Особенной части Кодекса; выделение новой главы. Объектом исследования является эффективность противодействия противоправным действиям в сфере семейно-бытовых отношений на основе анализа отечественной административной практики за период 2015-2018 гг. Предметом исследования выступает состав административного правонарушения «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений». Целью исследования является разработка эффективной модели противодействия противоправным действиям в сфере се-мейно-бытовых отношений на основе анализа закономерностей установления и правовой регламентации данного состава правонарушения, сложившейся административной практики. Учитывая междисциплинарный характер изучаемой проблемы, при написании работы были использованы диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, историко-правовой методы исследования. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, информационные материалы Верховного Суда (процессуальные документы сервиса «Судебный кабинет», форума «Талдау»), Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Непосредственный анализ постановлений по делам о противоправных действиях в сфере семейно-бытовых отношений позволил выявить их специфику: взаимоотношения между субъектами и потерпевшими, ситуационный характер, неоднократность совершения, распространенность прекращения производства по делу в связи с примирением сторон.
ОТБАСЫ - Т¥РМЫСТЬЩ ЦАТЫНАСТАР САЛАСЫНДАГЫ ЗАЦСЫЗ ЭРЕКЕТТЕР: ЗАЦНАМАЛЫЦ РЕГЛАМЕНТТЕУ ЖЭНЕ ЭК1МШ1Л1К ПРАКТИКА
Айгуль Майлыбаевна Калгужинова
Академик Е.А.Бвкетова атындагы Караганды мемлекетт1к университетi криминология жэне цылмыстыц цуцыц кафедрасыныц ага оцытушысы, цуцыц тану магистрi, Казацстан Республиксы, Караганды цаласы; e-mail: [email protected]
Сауле Серикбаевна Серикбаева
Академик Е.А.Бвкетов атындагы Караганды
мемлекеттiк университетi мемлекет жэне цуцыц теория
жэне тарихы кафедрасыныц ага оцытушысы, цуцыц тану магистрi,
Казахстан Республиксы, Караганды цаласы;
e-mail: [email protected]
Ty^h свздер: зацсыз эрекеттер; отбасы-турмыстыц цатынастар;цуцыц бузушылыц цурамыныц белгглерг; эшмшшк практика.
Аннотация. Казгрг1 заман талабына сай Казацстан Республикасыныц эшмшшк зацнама-сын реформалаудыц мэнг тулгага царсы жасалган эшмшшк цуцыцбузушылыцца царсы туру-дыц неггзгг урдгстергн талдаудыц гылыми жэне практикалыц тургыдагы мацыздылыгында болып отыр. Мацала, Казацстан аумагында цолданыстагы ережелерде «Отбасылыц жэне турмыстыц цатынастар саласындагы зацсыз эрекеттер» эк1мш1л1к цуцыц бузушылыц цура-мыныц реттелу ерекшелжтерт царауга арналган. Осы цуцыц бузушылыцца царсы эрекет етудщ цаз1рг1 жай-^шн аныцтау Yшiн авторлар Казацстан Республикасыныц 2001 жылгы 30 цацтардагы Эшмшшк цуцыц бузушылыц туралы кодекстщ жэне Казацстан Республикасыныц Эшмшшк цуцыц бузушылыц туралы кодекстщ 2014 жылгы 5 шглдедегг нормаларын салыстырмалы турде зерделейд1.
Эшмшшк зацнамадагы жалпыга зацдылыцтар мен тулгага царсы эшмшшк цуцыц бузушылыцтар бойынша енг1зшген взгер1стерге талдау жасалды, атап айтцанда: цогам-дыц цаутт1 эрекеттерд1 криминализациялау; Кодекстщ Ерекше бвл1м1 ЖYйесiндегi эк1мш1л1к цуцыцбузушылыцтар цурамдарыныц орныныц взгеруi; жаца тарау бвлiнуi. Зерттеудщ ны-саны 2015-2018 жылдарга арналган отандыц эшмшшк тэжiрибелердi талдау негiзiнде отбасылыц жэне турмыстыц цатынастар саласындагы зацсыз эрекеттерге царсы турудыц тшмдшт болып табылады. Зерттеудщ негiзгi пэш «Отбасылыц жэне турмыстыц цатынастар саласындагы зацсыз эрекеттер» эшмшшк цуцыцбузушылыгыныц цурамы болып табылады. Зерттеудщ мацсаты эшмшшк практикада аталган цуцыцбузушылыц цурамныц жалпы зацдылыцтармен цалыптасцан жэне цуцыцтыцреттеулт негiзге ала отырып, отбасылыц жэне турмыстыц цатынастар саласындагы зацсыз эрекеттерге царсы iс-цимылдыц тиiмдi Yлгiсiн цуру болып табылады.
Зерттеу мэселестщ пэнаралыц сипатын ескере отырып, жумысты жазуда диалекти-калыц, формалды-логикалыц, салыстырмалы цуцыцтыц, статистикалыц, тарихи-цуцыцтыц зерттеу эдiстерi цолданылды. Зерттеудщ эмпирикалыц базасы КР Бас прокуратурасыныц Куцыцтыц статистика жэне арнайы есепке алу комитеттщ, Жогаргы Соттыц ацпарат-тыц материалдарымен (Сот кецсестщ w ЖYргiзу процедуралыц цужаттары, Форум «Талдау»), Казацстан Республикасы 1шш wтер министрлтнщ статистикалыц деректерiмен цурастырылып цалыптастырылды. Зацга цайшы эрекеттердi тжелей талдау отбасы жэне турмыстыц цатынастар саласындагы зацсыз эрекеттердщ ерекшелтн аныцтауга мYмкiн-дж бердi: субъектшер мен жэбiрленушiлер арасындагы взара царым-цатынас, ахуалдыц си-пат (ситуационный), осы эрекеттердщ бiрнеше рет жасалуы, тараптардыц татуласуына байланысты w бойынша w ЖYргiзудi цысцартудыц таралуы.
UNLAWFUL ACTS IN THE FIELD OF FAMILY AND DOMESTIC RELATIONS: LEGISLATIVE REGULATION AND ADMINISTRATIVE PRACTICE
Kalguzhinova, Aigul M.
Senior Lecturer of the Criminal Law and Criminology, The Karaganda State University of the name E.A. Buketov, Master of Jurisprudence, Karaganda, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Serikbayeva, Saule S.
Senior Lecturer of the Theory and History of State and Law, The Karaganda State University of the name E.A. Buketov, Master of Laws, Karaganda, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: Illegal actions; family-household relations; signs of the offense; administrative practice.
Abstract. In modern conditions of reforming the administrative legislation of the Republic of Kazakhstan, it is scientifically and practically relevant to analyze the main trends in countering administrative violations against the individual. The article is devoted to the consideration of the specifics of the regulation of the administrative offense «Unlawful actions in the sphere offamily and household relations» in the normative acts that acted on the territory of Kazakhstan.
To determine the current state of counteraction to this offense, the authors conducted a comparative study of the norms of the Code of the Republic of Kazakhstan «On Administrative Offenses» of January 30, 2001 and the Code of the Republic of Kazakhstan «On Administrative Offenses» of July 5, 2014. The general patterns of changes in administrative legislation in general and administrative offenses against the individual in particular are analyzed: criminalization of socially dangerous acts; changing the place of the composition of administrative offenses in the system of the Special Part of the Code; highlighting a new chapter. The object of the study is the effectiveness of countering unlawful actions in the sphere of family and household relations on the basis of an analysis of domestic administrative practices for the period 2015-2018. The subject of the study is the composition of the administrative offense «Unlawful actions in the sphere offamily and household relations». The aim of the study is to develop an effective modelfor countering unlawful actions in the sphere of family and household relations on the basis of an analysis of the patterns of establishment and legal regulation of this composition of the offense, the prevailing administrative practice. Given the interdisciplinary nature of the problem being studied, dialectical, formal-logical, comparative-legal, statistical, historical-legal methods of research were used in writing the work. The empirical basis of the study was the statistical data of the Committee on Legal Statistics and Special Accounts of the General Prosecutor's Office, information materials of the Supreme Court (procedural documents of the «Trial Room» service, «Taldau» forum), and the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. The direct analysis of decisions on cases of unlawful actions in the sphere offamily and household relations made it possible to identify their specificity: the relationship between subjects and victims, the situational nature, the repetition of committing, the prevalence of the termination of proceedings in connection with the reconciliation of the parties.
Введение
Приоритетным направлением происходящей в Республике Казахстан правовой реформы определена защита конституционных прав граждан. Конституция страны высшими ценностями нашей страны как демократического, светского, правового и социального государства провозглашает человека, его права и свободы.
Одним из ключевых вопросов в области защиты прав человека является противодействие бытовому насилию, которое имеет место во всех странах мира. По утверждению
организации «Международная амнистия», это «самое распространенное посягательство на права человека».
В 2004 году в системе Особенной части Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» была выделена глава 9-1 «Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений».
Ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений была установлена Законом РК от 27 июля 2007 года, изменения внесены Законом РК от
18 февраля 2014 года.
В действующем Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 2014 года состав «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» предусмотрен в статье 73 главы 10 «Административные правонарушения, посягающие на права личности». При этом все признаки состава административного правонарушения сохранены в редакции КоАП РК 2001 года.
Изменение места состава правонарушения в системе Особенной части КоАП, функционирование сервиса «Судебный кабинет», форума «Талдау», позволившего применять метод непосредственного анализа процессуальных документов, актуализировали необходимость определения эффективности противодействия противоправным действиям в сфере семейно-бытовых отношений на основе анализа отечественной административной практики за период 2015-2018 гг.
Методы
Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод как основа познания социальных и криминологических явлений действительности в их развитии. Учитывая междисциплинарный характер изучаемой проблемы, при написании работы были использованы также частные научные методы исследования. В частности, использовались формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, истори-ко-правовой методы научного познания.
При написании статьи были использованы Конституция Республики Казахстан 1995 года (в действующей редакции), Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 2001 года, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 2014 года (в действующей редакции), Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан №858 от 24 августа 2009 года.
Историко-правовое исследование основывалось на работе непосредственно с текстами законов, и заключалось в анализе особенностей регламентации состава Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений в нормативных актах, действовавших на территории Казахстана (Кодекс об административных правонарушениях Казахской ССР 1984 года, Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 2001 года).
Использованный статистический метод выявил существующие зависимости между изменением законодательства и состоянием административной практики.
Также были применены другие источни-
ки информации, которые содержат крими-нолого-криминалистическую информацию (Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан, сервис «Судебный кабинет», форум «Талдау»).
Становление законодательства об ответственности за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений
Историко-правовой материал выполняет функцию не только гносеологического фунда-ментадлясовременнойюриспруденции,вомно-гих аспектах юридическая мысль прошлого не потеряла актуальности и до сегодняшнего дня.
В первом национальном кодифицированном акте в истории государства и права Казахстана - Кодексе об административных правонарушениях Казахской ССР 1984 года - правонарушения, посягающие на права личности, в отдельную главу не были выделены, и размещались в разных главах. В частности, Административные правонарушения в области труда и здоровья населения (глава 6); Административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (глава 12); Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок (глава 14).
Законодательство суверенного Казахстана во многом было обусловлено принятием программных документов концептуального и системообразующего характера:
- Государственная программа правовой реформы, утвержденная постановлением Президента страны 12 февраля 1994 года;
- Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года;
- Концепция правовой политики Республики Казахстан (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года);
- Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21 августа 2009 года);
- Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года.
Отметим, что отдельное внимание было акцентировано на проблему насилия в сфере частной жизни, которое «наиболее ярко ... выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие». Распоряжением Президента Республики Казахстан №3395 от 5 марта 1997 года была одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан.
В первоначальной редакции Кодекса Республики Казахстан «Об административных
правонарушениях» 2001 года были закреплены тридцать два состава административных правонарушений, посягающих на права личности, размещенные в главе 10 «Административные правонарушения, посягающие на права личности», главе 11 «Административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан». Глава 12 КоАП РК устанавливала ответственность за административные правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних. В период его действия в Кодекс были включены еще двадцать пять составов. Следует указать, что именно повышенная динамичность законодательства об административных правонарушениях, дающая преимущества государственным органам, по инициативе которых чаще всего и вносятся изменения и дополнения, называется многими учеными одной из важных его проблем [1, с.7].
В 2004 году в системе Особенной части была выделена глава 9-1 «Административные правонарушения, посягающие на личность и в сфере семейно-бытовых отношений».
В соответствии с Законом РК от 27 июля 2007 года к числу административных правонарушений отнесены Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений.
Согласно статье 79-5 КоАП РК 2001 года Противоправными действиями в сфере се-мейно-бытовых отношений признаны нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В качестве отягчающего обстоятельства было предусмотрено совершение деяния повторно в течение года после наложения административного взыскания.
Примечание к статье 79-5 включало разъяс-нениепонятия«семейно-бытовыеотношения».
Введение административной ответственности за вышеуказанное деяние вызывает необходимость анализа основания и критериев его криминализации, соответствие проведенной криминализации требованиям социальной обусловленности, являющейся имманентным признаком правовых норм.
Практически всеми исследователями анализ обусловленности ответственности за административные правонарушения проводится в разрезе исследования таких составляющих, как общественная опасность деяния, степень распространения в правоприменительной практике, определение возможностей противодействия.
Общеизвестно, что законодатель, признав
конкретное поведение людей опасным, криминализирует подобные деяния, при этом его измерителями выступают характер и степень общественной опасности.
В качестве основания социальной обусловленности правовой нормы указываются: причинение деянием существенного вреда общественному отношению, антиобщественная ориентация лица, распространенность деяния и его повышенная угроза для общества, неэффективность других некриминальных мер, способность общественного сознания воспринять это деяние как противоправное.
Мы солидарны с имеющимися теоретическими разработками, действительно, целью криминализации деяний является возможность закона быстро отреагировать на ситуацию в стране, не допустив роста право-нарушаемости, обеспечив стабильность в обществе и спокойствие граждан.
На целесообразность криминализации влияют не только общественная опасность деяния, степень его влияния на общественные процессы и общественное сознание, но и распространенность данного деяния, его удельный вес, степень тяжести общественно опасных последствий (размер причиненного вреда), антисоциальная направленность деяния и лица, противопоставляющего себя обществу.
Так, применительно к анализируемому составу правонарушения особое значение имеет Закон РК от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», который определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике бытового насилия. Законодательное определение бытового насилия содержит указание на такие признаки, как умышленный противоправный характер, сфера семейно-бытовых отношений, причинение или угроза причинения физического и (или) психического страдания [2, с. 47].
Во исполнение положений закона созданы специальные подразделения по защите женщин от насилия, увеличивается количество защитных предписаний, выдаваемых потерпевшим, функционируют кризисные центры, проводятся информационно-просветительские акции «16 дней против насилия в отношении женщин».
Согласно Закону РК от 18 февраля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия бытовому насилию» корректировкам подверглись признаки основного состава, содержание понятия «семейно-бытовые отношения», статья была дополнена особо отягчающим обстоятельством - совершение деяния лицами, к
которым административный арест в соответствии с частью 3 статьи 55 КоАП РК 2001 года не применяется.
Как видно, учитывая повышенную общественную опасность и относительную распространенность данного правонарушения, политика государства была направлена на ужесточение административной ответственности.
В соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы, утвержденной Указом Президента РК 24 августа 2009 года, «Важной составной частью административного права является административно-деликтное право, перспективы развития которого связаны с обновлением законодательства об административных правонарушениях, в основе которого должно лежать признание конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов».
Особенная часть действующего Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» 2014 года начинается с главы 10 «Административные правонарушения, посягающие на права личности» (статьи 73-100 Кодекса).
Ответственность за «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» предусмотрена в ст.73 Кодекса, при этом все признаки состава административного правонарушения сохранены в редакции КоАП РК 2001 года.
Выделение в самостоятельную главу и структурное расположение административных правонарушений, посягающих на права личности, на первом месте в системе Особенной части Кодекса свидетельствует о том, что законодатель расценивает данные правонарушения как наиболее опасные деяния.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 384 утверждена Концепция семейной и гендерной политики Республике Казахстан до 2030 года. В числе целевых индикаторов определено снижение зарегистрированных фактов бытового насилия в отношении женщин и детей. Реализация долгосрочной стратегии направлена на продолжение работы по развитию системы оказания помощи пострадавшим от насилия, усовершенствованию системы информационно-статистического учета бытового насилия, организации соответствующих психокоррек-ционных программ, тренингов, консультаций психологов для лиц, попавших в поле зрения правоохранительных органов или привлеченных к ответственности за причинение вреда членам семьи.
Важным при планировании и проведении профилактических мероприятий представля-
ется учет влияния печатных средств массовой информации. Социально-ориентированные информационные кампании, газетные публикации могут способствовать снижению криминогенной конфликтности, благотворно воздействовать на лиц, склонных к совершению бытовых преступлений [3, с. 32-35].
Анализ признаков состава «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений»
Объект административного правонарушения традиционно определяется как общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
В части 1 статьи 6 действующего Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» перечисляются объекты, защита которых от посягательств является задачей законодательства об административных правонарушениях: права, свободы и законные интересы человека и гражданина, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, окружающая среда, общественная нравственность, собственность, общественный порядок и безопасность, установленный порядок осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемые законом прав и интересов организаций.
Родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных в главе 10 действующего Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», являются личность, конституционные и иные права и свободы человека.
Непосредственным объектом анализируемого административного правонарушения, по мнению С.М. Сапаралиевой, выступают общественные отношения, обеспечивающие такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом; право не подвергаться жестокому обращению; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья [4].
Объективная сторона деяния проявляется в совершении следующих альтернативных действий:
- нецензурная брань (или так называемая обсценная лексика), представляя собой сегмент ругательной (бранной) лексики разных языков, включает вульгарные, грубые и непристойные выражения. В литературе отмечается, что раньше подобные слова являлись спонтанной речевой реакцией на неожиданную и неприятную ситуацию. Поскольку в состоянии стресса у человека снижается уровень интеллекта, что влечет понижение словесно-логического мышления, словарного запаса слов, с другой стороны, повышается психологическая уязвимость, и он вынуж-
ден запускать любые приемлемые психологические защиты. Однако в настоящее время люди допускают такого рода высказывания не только в конфликтной ситуации, что связано с уровнем развития общества в целом;
- оскорбительное приставание может иметь место в случае, если оно сопровождается оскорблениями, выражается в назойливости, надоедливости, навязчивости, если при этом унижается достоинство и честь человека. В отдельных случаях даже доброжелательная настойчивость, если она осуществляется неоднократно против воли другого человека, превращается в оскорбительную;
- унижение, под которым понимается целенаправленное волевое поведение человека, влекущее снижение уровня ценности, значимости и позитивного восприятия у другого человека. Унижение всегда означает крайне болезненное эмоциональное потрясение, поскольку затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Например, как оскорбительное приставание жена может расценить просьбу мужа вступить в половой акт, а как унижение - такую же просьбу о совершении полового акта в определенной позиции;
- повреждение предметов домашнего обихода означает причинение такого вреда предмету, при котором он утратил свою ценность или стал непригодным к употреблению. Для восстановления прежних свойств предмета необходим его ремонт. К предметам домашней обстановки и обихода относятся: мебель, телевизоры, осветительные приборы, столовая посуда, сантехника, кухонная утварь, художественная литература и иное имущество (входные и межкомнатные двери, окна и др.);
- осквернение предметов домашнего обихода характеризует действия, направленные на поругание над святыней или святым, нарушение религиозной или нравственной чистоты;
- другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, не должны подпадать под признаки такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство, и не должны содержать признаков уголовно наказуемого деяния. Поэтому в каждом определенном случае следует выяснять все обстоятельства, учет наличия которых даст основание устанавливать наличие либо отсутствие состава противоправных действий в сфере семей-но-бытовых отношений.
Для квалификации административного правонарушения важно правильно оценивать место проявления противоправного поведения, мотивы поведения и характер ущерба, средства, используемые нарушителем. Местом совершения противоправного поведения должно быть жилище, пределы которого определяются согласно Закону РК от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях». Под жилищем понимается отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям.
При квалификации деяния как совершенного в индивидуальном жилом доме или квартире, также необходимо учитывать их законодательные определения (пункты 39, 42 статьи 1 Закона РК «О жилищных отношениях»). Так, Ж., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в своем доме выражался нецензурной бранью в отношении супруги, скандалил1.
Отметим следующее дело, имевшее место в изученной нами судебной практике. Как указано в протоколе об административном правонарушении, А. 01 июля 2015 года около 23.00 часов, устроил скандал, в ходе которого грубо выражался в адрес бывшей жены К.
Вместе с тем, нецензурные выражения были высказаны А. в адрес К. по сотовому телефону, К. рядом с А. по указанному адресу не находилась.
Постановлением Специализированного межрайонного административного суда г. Караганды от 03 августа 2015 года производство по делу в отношении А. по части 1 статьи 73 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения2.
Субъектом правонарушения согласно ста-тье28КодексаРеспубликиКазахстан «Обадми-нистративных правонарушениях» может быть физическое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
В категорию субъектов - потерпевших согласно примечанию к статье 73 Кодекса включены не только лица, состоящие в кровном родстве, но и лица, которые в связи со сложившимися взаимоотношениями являются таковыми (супруги, не состоящие в юридическом
1 Пресс служба Жанааркинского районного суда. Официальный сайт Карагандинского областного суда URL: http://krg.sud.kz/rus/news/v-zhanaarkinskom-rayonnom-sude-rassmotreno-administrativnoe-delo-o-protivopravnyh-deystviyah-v (Дата обращения: 03.08.2018).
2 Постановление Специализированного межрайонного административного суда г. Караганды от 03 августа 2015 года URL: http://office.sud.kz/forumTaldau/forum.xhtml?content=banks&category=29&article=3073&view=arti cle (Дата обращения: 07.08.2018).
браке, жених и невеста, лица, проживающие или проживавшие совместно, лица, имеющие общего ребенка (детей).
С субъективной стороны противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений характеризуются умышленной виной.
Обзор административной практики
Специальный обзор о состоянии насилия в отношении женщин и детей в стране, проводимый Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, включен в Перечень предметных направлений аналитической работы (приказ Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК №38 о/д от 10 апреля 2015 года).
На официальном сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан содержатся сведения об административных правонарушениях, сведения о наложении административных взысканий, сведения о штрафах, сведения о мелких административных правонарушениях. Так, в 2015 году в Казахстане к административной ответственности за совершение правонарушений в семье были привлечены свыше 35 тыс. человек, в отношении 8 тыс. лиц применена мера наказания в виде административного ареста3.
В декабре 2016 года презентован проект плана комплексных мер по устойчивому улучшению ситуаций с бытовым насилием в Казахстане (Дорожная карта), который направлен на рассмотрение в уполномоченные органы.
С использованием данных Верховного Суда Республики Казахстан нами по заранее разработанному вопроснику было изучено шестнадцать постановлений по делам о противоправных действиях в сфере семей-но-бытовых отношений4. При этом нами были учтены следующие существенные в криминологическом плане отличия насильственных правонарушений в сфере быта: нарушение наиболее важных для индивида интересов и потребностей; их сопряженность с постоянным присутствием и давлением значимых межличностных зависимостей; их тесная взаимосвязь с повторяющимися однотипными ситуациями [5, с. 561].
В изученных нами материалах судебной практики все административно наказуемые деяния были совершены в виде высказывания
нецензурной бранью в ходе семейной ссоры.
Практически все административно наказуемые деяния были совершены лицами мужского пола (93,75%), лишь в одном случае к ответственности была привлечена женщина (6,25%).
В четырнадцати из них (87,5%) противоправные действия были совершены мужьями в отношении своих жен, в т.ч. один случай в отношении сожительницы, один случай в отношении бывшей супруги. По одному случаю «сын в отношении матери», «мать в отношении дочери».
Ситуационный характер данных правонарушений, в значительной мере, объясняется состоянием опьянения, в котором пребывает большинство субъектов. В 81% случаев виновные лица находились в состоянии алкогольного опьянения разной степени тяжести.
Определенный интерес представляют результаты административной практики: 44% рассмотренных административных дел прекращены производством, при этом каждое третье производство по делу об административном правонарушении (37,5%) было прекращено в связи с примирением сторон.
Характерной особенностью является также такое обстоятельство, как неоднократность совершения административного правонарушения. В частности, учитывая при наложении административного взыскания характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, который ранее в течение года к административной ответственности привлекался, признание вины, раскаяние, мнение потерпевшей, судьями были приняты решения подвергнуть виновных административному взысканию в виде административного ареста.
При этом срок назначенного ареста был определен из фактических обстоятельств совершенного деяния, исходя из принципов соразмерности содеянного и справедливости, поскольку иные меры не окажут на виновного должного воздействия, не будут способствовать предупреждению новых правонарушений. Арест сроком на одни сутки был назначен одному лицу, сроком на двое суток - двум лицам, сроком на трое суток - трем лицам, сроком на пять суток - одному лицу.
Отметим также, что Верховным судом Казахстана реализуется проект «Ночные суды». Взяв за основу опыт Сингапура, предлагается рассматривать административные дела, по которым правонарушитель признает свою вину,
3 Официальный сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан URL: http://bifront.pravstat.kz/analytics/saw.dll7PortalPages (Дата обращения: 07.08.2018).
4 Верховный суд Республики Казахстан. Форум «Талдау». Банк судебных актов > Административные дела > Административные правонарушения, посягающие на права личности > Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений URL: http://office.sud.kz/forumTaldau/forum.xhtml7content=banks&category=29&art icle=3073&view=article (Дата обращения: Ol.08.2018).
согласен с размером причиненного ущерба, обе стороны согласны на рассмотрение дела в период с 19.00 ч. до 22.00 ч. Анализируемый нами состав «Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений» включен в категории дел, которые будут рассматривать в указанное время [6].
Выводы
Историко-правовой анализ возникновения, становления и применения нормы, регламентирующей ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, показал, что совершенствование отечественного административного права направлено на приведение законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, расширение правовых гарантий защиты безопасности личности от противоправных посягательств. Действующее административное законодательство Казахстана позволяет в полной мере обеспечить охрану безопасности личности, учитывая при квалификации адми-
нистративных правонарушений, посягающих на права личности, весь спектр возможных и подлежащих правовой оценке отягчающих обстоятельств.
Введение и сохранение административной ответственности за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений обусловлено общественной опасностью деяния, распространенностью данного деяния, его удельным весом, антисоциальной направленностью деяния и лица, совершающего данные действия.
Казахстаном предпринимаются системные правовые, организационные и институциональные меры противодействия бытовому насилию, эффективная реализация которых во многом зависит от четкого исполнения уже принятых законов путем всемерной реализации принципа неотвратимости ответственности за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, выработки действенных инструментов преследования виновных лиц в рамках закона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Административная ответственность в Республике Казахстан: конституционно-правовые проблемы / под ред. Б.А. Жетписбаева. — Алматы: Nurpress, 2012. — 350 с.
2. Сейтаева Ж.С. Совершенствование механизмов профилактики бытового насилия в Республике Казахстан //Fылым. Наука. — 2017. — №3. — С. 43-48.
3. Калгужинова А.М. Бытовое насилие: результаты контент-анализа //Бъдщето въпроси от света на науката - 2015: Материали за 11-а международна научна практична конференция. Том 7. — София: Бял ГРАД-БГ, 2015. — С.32-35.
4. Сапаралиева С.М. Административно-правовые аспекты профилактики бытового насилия в Республике Казахстан //Вестник КазНПУ. — 2010. https://articlekz.com/article/10461
5. Шестаков Д.А. Криминология. Учебник. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. -720 с.
6. Крылов А. Ночные суды http://kartv.kz/ru/news/society/nochnye-sudy
REFERENCES
1. Administrativnaja otvetstvennost' v Respublike Kazahstan: konstitucionno-pravovye problemy /pod red. B. A. Zhetpisbaeva. — Almaty: Nurpress, 2012. — 350 s.
2. Sejtaeva Zh.S. Sovershenstvovanie mehanizmov profilaktiki bytovogo nasilija v Respublike Kazahstan //Fylym. Nauka. — 2017. — №3. — S. 43-48.
3. Kalguzhinova A.M. Bytovoe nasilie: rezul'taty kontent-analiza //B#dshheto v#prosi ot sveta na naukata - 2015: materiali za 11-a mezhdunarodna nauchna praktichna konferencija. Tom 7. -Sofija: Bjal GRAD-BG, 2015. — S.32-35.
4. Saparalieva S.M. Administrativno-pravovye aspektyprofilaktiki bytovogo nasilija v Respublike Kazahstan //Vestnik KazNPU. — 2010. https://articlekz.com/article/10461
5. Shestakov D.A. Kriminologija. Uchebnik. — SPb.: Juridicheskij centr Press, 2006. — 720 s.
6. Krylov A. Nochnye sudy http://kartv.kz/ru/news/society/nochnye-sudy