4. Евстигнеева, О. В. Использование специальных познаний в доказывании на предварительном следствии в российском уголовном процессе : дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1998. - 194 с.
5. Ершов, В. А., Костылева, Г. В., Милованова, М. М. Методика расследования преступлений против жизни и здоровья граждан, совершаемых членами неформальных групп (движений). - М.: Юрлитинформ, 2007. - 136 с.
6. Лозовский, Д. Н. Некоторые особенности производства отдельных следственных действий по делам экстремистской направленности // Роль криминалистики в раскрытии и расследовании преступлений: республиканская научно-практическая конференция с участием международных экспертов. - Душанбе: Изд-во Академии МВД РТ, 2015. - С. 97-100.
7. Раимжанова, Н. А. Нормативная регламентация использования специальных знаний в уголовно-процессуальном законодательстве Кыргызской Республики и Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2015. - 220 с.
8. Телегина, Т. Д. Использование специальных знаний в современной практике расследования преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - 24 с.
9. Шадрин, О. Ю. Тактико-криминалистические особенности допроса иностранных граждан в современных условиях // Роль криминалистики в раскрытии и расследовании преступлений: республиканская научно-практическая конференция с участием международных экспертов. - Душанбе: Изд-во Академии МВД РТ, 2015. - С. 211-217.
УДК 343
В.П. Очередько*, В.С. Харламов**
Нормативно-правовое регулирование
противодействия семейному насилию в современной России
Представлен сравнительный анализ национального, регионального и ведомственного нормотворчества в сфере противодействия внутрисемейному криминальному насилию. Предложены меры совершенствования отечественного законодательства по борьбе с насильственными преступлениями в семейной сфере.
Ключевые слова: насилие, криминал, законодательство, противодействие, репрессия, семья, родители, дети.
V.P. Ocheredko*, V.S. Kharlamov**. Normative and legal regulation of counteraction to domestic violence in modern Russia. Presents a comparative analysis of national, regional and departmental lawmaking in the sphere of combating domestic violence. Measures of improvement of the domestic legislation for fight with violent to crimes in the family sphere are proposed.
Keywords: violence, crime, legislation, counteraction, repression, family, parents, children.
В современную эпоху глобализации семейные ценности нуждаются в обеспечении безопасности самого высокого уровня. Наряду с правом на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, уважение чести и достоинства, мировое сообщество обеспечило надёжной международно-правовой охраной наиболее важные права и интересы, вытекающие из брачно-семейных отношений.
Действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по борьбе с домашним насилием, целесообразно объединить в четыре группы, закрепляющие пространственное (международный, национальный, региональный уровни) и функциональное деление.
В первой группе сконцентрированы международные нормативные акты, договоры между РФ и иностранными государствами о сотрудничестве в борьбе с криминалом, иные документы, ратифицированные Российской Федерацией. Вторую группу составляют акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, в т.ч. указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения российского Правительства и законодательных органов. В третью группу входят нормативные акты, принятые в различных регионах и субъектах Российской Федерации. Четвертую группу образуют ведомственные и межведомственные нормативные документы.
* Очередько, Виктор Пантелеевич, заместитель директора по научной работе Северо-Западного филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 193015, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 5. Тел.: 8 (812) 655-64-59. E-mail: [email protected].
* Харламов Валентин Станиславович, кандидат юридических наук, доцент, эксперт регионального Центра «Семья». Адрес: Россия, 190068, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 55-57, литер А. Тел.: (812) 417-31-51. E-mail: [email protected].
* Ocheredko, Victor Panteleevich, Deputy Director for Research of the Northwest branch FSBEEHE «Russian State University of Justice», Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation. Address: Russia, 193015, St. Petersburg, Alexander Park, 5. Tel.: 8 (812) 655-64-59. E-mail: [email protected].
* Kharlamov, Valentin Stanislavovich, PhD, associate professor, an expert of the Regional Center «Family». Address: Russia, 190068, St. Petersburg, Sadovaya str., 55-57, letter A. Tel.: (812) 417-31-51. E-mail: [email protected].
© Очередько В.П., Харламов В.С., 2016
Криминалистика, криминология, ОРД
В настоящей статье рассмотрим значимые аспекты всего массива отечественного законодательства, за исключением первой группы. Законодательство первой группы достаточно широко представлено в современной научной литературе [32, 37].
Внутригосударственным правовым фундаментом действующих норм о предупреждении внутрисемейного насилия являются статьи Конституции России, закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина [33]. В отечественных федеральных законах отражены различные аспекты защиты прав и интересов домочадцев. Так, система профилактики подростковых правонарушений закреплена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6]. В рассматриваемом документе представлена организация всей системы субъектов предупреждения правонарушающего поведения детей. Существенная антикриминальная роль отводится Федеральному закону от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», вступившему в силу 22 сентября 2016 года [2]. Данным основополагающим документом заложены краеугольные подходы по противодействию противоправным проявлениям, в т.ч. в сфере семейных отношений. Другим Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусмотрено создание центров социальной помощи семье и детям [3]. Отечественная социальная политика переориентирована на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи. Так называемым законом «Димы Яковлева» государство усилило меры по обеспечению безопасности детей в приемных семьях [4]. Важнейшими нормативно-правовыми актами национального уровня, регулирующими деятельность отечественных органов внутренних дел, являются Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [7] и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», определяющие концептуальные основы деятельности МВД России, его статус, полномочия, структуру и особенности правоприменительной практики [5].
Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют кодексы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в правоприменительной деятельности. В российских Гражданском и Семейном кодексах закреплены защитные механизмы от насилия в семье. Значение Уголовного кодекса Российской Федерации для правового регулирования предупреждения семейной преступности определяется прежде всего тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности. Кроме того, к обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, отнесено совершение преступления в отношении несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования профилактической деятельности определяется тем, что одной из основных своих задач оно провозглашает предупреждение преступлений. Органы внутренних дел руководствуются уголовно-процессуальным законом, назначением которого является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). Требования статей Уголовно-процессуального кодекса РФ обязывают органы дознания, следователя, прокурора, а также суд принимать по уголовным делам меры для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, путём внесения представлений, частных определений (ч. 4 ст. 29 и ч. 2 ст. 158 УПК РФ). В предмет доказывания по уголовному делу включены причины и условия, способствовавшие совершению преступления. УПК РФ определяет конкретных субъектов и направления предупредительной деятельности. Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания) [1]. Ярко выраженную криминологическую направленность несут статьи КоАП РФ по защите прав несовершеннолетних членов семьи (ст. 5.35) и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36, 5.37), а также по борьбе с пьянством (ст. 6.10), наркотизмом, нарушением правил торговли, нарушениями паспортно-регистрационного режима. Значение КоАП РФ проявляется ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан в сфере семейно-брачных отношений.
Стратегические направления поддержки отечественной семьи отражены в распоряжении Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [8].
Региональный уровень
Достаточно активно развивается региональное законодательство рассматриваемой сферы. Динамика местного нормотворчества зависит от криминологических и социальных технологий, применяемых для безопасности граждан в сфере семейно-бытовых отношений. В единственном субъекте России - в Архангельской области действует местный региональный Закон от 3 июня 2003 г. № 171-22-ОЗ «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье» [13]. В других регионах противодействие криминалу в сфере семейно-брачных отношений осуществляется на основе законов о профилактике преступлений (Санкт-Петербург, Пензенская и Томская области) [15; 17; 20], региональных нормативно-правовых актов по поддержке молодых (Республика Тыва, Республика Удмуртия) и многодетных семей (Республика Хакасия, Псковская и Челябинская области) [16; 21; 22], по поддержке семей, находящихся в сложной жизненной ситуации (Рязанская область, г.
Димитровград) [23; 26]. Так, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 2 сентября 2009 г. № 90 «Об утверждении государственного стандарта Ставропольского края "Срочное социальное обслуживание"» в регионе осуществляется социально-правовой патронаж граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия, включая содействие в привлечении к ответственности виновных в семейном насилии над гражданами пожилого возраста и инвалидами [27]. В отдельных регионах реализуются специальные программы по профилактике домашнего насилия в отношении женщин (Санкт-Петербург, Красноярский край, Республика Карелия) [19; 31; 34; 36] и старшего поколения (Забайкальский край, Магаданская область) [24; 28]. В большинстве российских регионов усилена ответственность за нарушение прав детей. На защиту прав и интересов ребенка направлены совместные нормативные акты и целевые региональные программы в 47 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Калужская, Смоленская, Рязанская, Тверская, Псковская, Пензенская области и др.). В частности, в Тюменской области на основе соглашения между Главным управлением внутренних дел, Департаментом социального развития Тюменской области и Администрацией города Тюмени с августа 2005 г. функционирует служба экстренного реагирования на базе автономной некоммерческой организации «Областной центр социальной помощи семье и детям». В республиках Тыва и Саха (Якутия) выполняются целевые (комплексные) программы по защите от жестокого обращения и профилактике насилия над детьми. Концепции семейной политики приняты в Саратовской области и Хабаровском крае и Санкт-Петербурге. Заслуживает внимания действующий в Санкт-Петербурге редкий для России документ, связанный с поддержкой семьи - Социальный кодекс Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 [18]. В региональных документах закреплена ответственность за внутрисемейные правонарушения. В шестнадцати субъектах Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение прав граждан в сфере семейно-бытовых отношений («семейно-бытовое дебоширство») [35, с. 10]. Так, в Калужской области в Кодекс об административных правонарушениях субъекта введена статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение условий проживания в семье, выражающееся в явном неуважении к членам семьи, сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества [14].
На основе местного нормотворчества в 14 субъектах России созданы банки данных о семьях с детьми, находящимися в социально опасном положении. Так, в г. Магнитогорске принято и реализуется постановление местной администрации от 5 октября 2009 г. № 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении» [25].
Ведомственное и межведомственное праворегулирование
Несомненно, существенное значение в профилактике семейной преступности играют ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты. Приказы, инструкции, распоряжения, другие акты издают в рамках нормотворчества преимущественно государственные органы системы профилактики правонарушений. Например, ведомственными приказами органов опеки и попечительства решаются проблемы защиты прав и интересов домочадцев уязвимых категорий [29].
Правовая основа антикриминальной профилактики органов правопорядка сфокусирована в приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» (с изменениями и дополнениями) [11]. Наряду с ведомственными нормативно-правовыми актами по профилактике внутрисемейных преступлений правовое регулирование осуществляется межведомственными документами. В их числе: приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» [9]; приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [10]; совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, МЭРТ России и ФСНК России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399, который обеспечивает с 1 января 2006 г. единый учёт преступлений в Российской Федерации [12]. Так, в Республике Коми на исполнении органов правопорядка находится приказ МВД по Республике Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства образования Республики Коми от 15 мая 2012 г. № 208/5/282/978/738 «Об утверждении порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий» [30].
Анализ показывает, что в современной России единого правового документа, регламентирующего профилактику семейной преступности, до настоящего времени не существует, что существенно затрудняет её профилактику. Вместе с тем имеется достаточно большое количество правовых актов, которые опосредованно или непосредственно регламентируют названную деятельность. На наш взгляд, целесообразно консолидировать криминофамилистическое законодательство в систему нормативных актов, образующих в совокупности юридическую базу для реагирования на семейную преступность.
Криминалистика, криминология, ОРД
В зависимости от критериев криминофамилистическое законодательство можно разделить на семь групп нормативных актов, регламентирующих [38, с.148]: 1) криминофамилистическую политику; 2) деятельность, связанную с применением уголовной репрессии; 3) ресоциализацию отбывших наказание домочадцев; 4) виктимологическую профилактику; 5) медиативные технологии в семейной сфере; 6) социальную поддержку семьи; 7) деятельность субъектов противодействия семейной преступности.
Подводя итог, следует констатировать, что в регионах Российской Федерации и в стране в целом нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия внутрисемейному криминальному насилию динамично развивается. В процессе криминофамилистического законотворчества задействованы фактически все субъекты России. При совершенствовании отечественного законодательства следует использовать накопленный зарубежный опыт создания необходимых условий безопасности семьи. При гармонизации национальной нормативно-правовой базы в сфере борьбы с семейной преступностью международно-правовые нормы противодействия внутрисемейному криминалу целесообразно соответствующим образом трансформировать в национальное законодательство. Важно особо подчеркнуть значимость принятия специального законодательства о противодействии семейному насилию.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. - 2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 1. с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160247 (дата обращения: 04.04.2016).
2. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 26 (ч. I). - Ст. 3851.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. I). - Ст. 7007.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. I. - Ст. 7597.
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900, с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/ police (дата обращения: 04.06.2016).
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177, с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12116087 (дата обращения: 4.04.2016).
7. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
8. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. - 2014. - № 35. - Ст. 4811.
9. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности». [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128196 (дата обращения: 04.04.2016).
10. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143040/ (дата обращения: 04.04.2016).
11. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129858 (дата обращения: 9.05.2016).
12. Совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, МЭРТ России и ФСНК России от 29 декабря 2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 // Российская газета. - 2006. - 25 янв. - № 3979.
13. Закон Архангельской области от 3 июня 2003 г. № 171-22-ОЗ «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье» // Волна (газета). - 2009. - 6 окт. - № 43 (1207) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 962008273 (дата обращения: 09.05.2016).
14. Закон Калужской области «Об административных правонарушениях в Калужской области» от 28 февраля 2011 г. № 122-ОЗ. Ст. 2.7 (с изменениями на 4 марта 2013 года) [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/972217345 (дата обращения: 1.06.2016).
15. Закон Пензенской области от 14 октября 2006 № 1140-ЗПО «О профилактике правонарушений в Пензенской области»,
16. Закон Псковской области от 11 января 2005 г. № 402-оз «О социальной поддержке многодетных семей». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnogodetki. ru/Mforum/ viewtopic. php?f =234&t=390 (дата обращения: 9.05.2016).
17. Закон Санкт-Петербурга от 16 мая 2007 г. № 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».
18. Социальный кодекс Санкт-Петербурга, утв. Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132 (с изм. и доп.) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Режим доступа: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa (дата обращения: 09.05.2016).
19. Протокол межведомственного взаимодействия по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010.
20. Закон Томской области от 6 апреля 2009 г. № 47-ОЗ «О профилактике правонарушений в Томской области».
21. Закон Челябинской области от 9 апреля 2010 г. №548-ОЗ «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» // Южноуральская панорама. -2010. - 10 апреля.
22. Закон Республики Хакасия «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия» (в ред. Законов Республики Хакасия от 29 декабря 2011 г. № 138-3PX, от 9 июля 2012 г. № 61-ЗРХ, от 12 февраля 2013 г. № 01-ЗРХ). [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc; base=RLAW188;n=43762 (дата обращения: 09.05.2016).
23. Постановление Администрации г. Димитровграда от 31 июля 2012 г. № 2748. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dimitrovgrad.ru/reforma/files/976.pdf (дата обращения: 01.06.2016).
24. Постановление администрации Магаданской области от 07.03.2013 № 174-па «О разработке областной целевой программы «Старшее поколение Магаданской области» на 2014-2018 годы» . [Электронный ресурс]. - URL: http://www. regionz.ru/index.php?ds=2093246 (дата обращения: 01.06.2016).
25. Постановление Администрации г. Магнитогорска от 5 октября 2009 г. № 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении» . [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/211434/ (дата обращения: 09.05.2016).
26. Постановление Правительства Рязанской области от 24.01.2006 № 7 «Об оказании адресной материальной помощи гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации или в связи с чрезвычайными обстоятельствами». [Электронный ресурс]. - URL: http://minsoc.ryazangov. ru/social_support/difficult _situations (дата обращения: 01.06.2016).
27. Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 2 сентября 2009 г. № 90 «Об утверждении государственного стандарта Ставропольского края "Срочное социальное обслуживание"» в редакции приказов Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 4 декабря 2009 г. № 123 и от 19 июня 2013 г. № 193. [Электронный ресурс].
- URL: http://develop.cntd.ru/document/461506368 (дата обращения: 09.05.2016).
28. Распоряжение Правительства Забайкальского края от 22 апреля 2013 г. № 168-р «О разработке краевой долгосрочной целевой программы «Старшее поколение (2014-2018 годы)» . [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd. ru/document/922230998 (дата обращения: 09.05.2016).
29. Приказ Городского управления образования Администрации г. Абакана от 11 сентября 2014 г. № 264 «Об утверждении порядка проведения проверок условий жизни несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством) в городе Абакане» . [Электронный ресурс]. - URL: http:// xn--c1awo.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/topmenu/npb/44.html (дата обращения: 09.05.2016).
30. Приказ МВД по Республике Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию, Министерства образования Республики Коми от 15.05.2012 №208/5/282/978/738 «Об утверждении порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий». [Электронный ресурс].
- URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW096;n=68244 (дата обращения: 09.05.2016).
31. Карельская региональная программа «Кризисный центр для женщин» . [Электронный ресурс]. - URL: http://www.owl.ru/content/women/p52601.shtml (дата обращения: 01.06.2016).
32. Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н.А. Голованова. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013.
33. Зорькин, В. Д. Российская Конституция в действии: Предисловие // Конституция Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. А. Т. Гаврилова. - М., 2003.
34. Жижко, Е. В. Модель оказания помощи женщинам-жертвам насилия и членам их семей в Красноярском крае // Модели социальной работы в регионах Сибири : учебное пособие. - Барнаул, 2006.
35. Равнюшкин, А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015.
36. Сидоренко, Г. Ф. Красноярская целевая программа «Активизация внутреннего потенциала женщины и ее семьи, переживающих кризис». - Красноярск: Кризисный центр помощи женщинам и детям Ленинского района. 2005.
37. Харламов, В. С. Отечественный и зарубежный опыт противодействия криминальному насилию в семье. - СПб., 2014.
38. Шестаков, Д. А. Криминология. Преступность как свойство общества. - СПб., 2001. За основу принята классификация, представленная в указанном труде Д.А. Шестакова.