семейная криминология
УДК 343.9 ББК 67.51
B.C. Харламов*
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ДИСКУРСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНОМУ КРИМИНАЛУ
Выжимка: Приоритетным направлением работы по устранению проблем противодействия криминалу в семейной сфере является совершенствование федерального, ведомственного и регионального законодательства.
Ключевые слова: семейные отношения; профилактика правонарушений; преступность; государство.
V.S. Kharlamov
PREVENTIVE DISCOURSES OF THE NATIONAL STRATEGY OF COMBATING FAMILY VIOLENCE
Summary: The top-priority goal in combating domestic crime is improvement of federal, departmental and regional legislation.
Key words: family relations; crime prevention; crime; state.
Развитие криминологии США в направлениях исследования «практики, основанной на научных исследованиях», альтернатив лишению свободы и интегративного подхода к предупреждению преступлений, которое в своём докладе в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе осветил профессор Э. Гондолф, представляет несомненный интерес для отечественной науки о преступности. Не случайно докладчик уделил особое внимание будущему программ, направленных на предотвращение насилия в семье — проблеме, подробно исследованной им в его недавней монографии.1
* Валентин Станиславович Харламов — кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала Федерального государственного учреждения «Всероссийский на учно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по Северо-Западному федеральному округу, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: valentinx55@mail.ru
© В.С. Харламов, 2013.
1 См.: Гондолф Э. Будущее программ для обидчиков: переоценка научно-обоснованной практики.
— 2012.
Противодействие внутрисемейному криминалу находится в прямой зависимости от степени развития правовой системы, распространённости криминологических технологий и существующей семейной политики. Современная семейная политика российского государства направлена на расширение и оптимизацию системы поддержки семей, на повышение эффективности защиты домочадцев.
Исследования криминогенных семей проводятся в нашей стране с середины семидесятых годов минувшего века.2 По сведениям отечественного криминолога Е.М. Тимошиной,3 всего в России в настоящее время около 42 миллионов семей.
2 См.: Шестаков Д.А. Некоторые криминогенные семейные ситуации // Вестник ЛГУ. — 1977. — № 5. — С. 126—132.
3 Тимошина Е.М. Семья как антикриминогенный фактор в предупреждении отклоняющегося поведения детей: монография / под ред. Е.С. жигарева. — М.: ВНИИ МВД России, 2010. — С. 43—44. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют, что в 2010 году в России насчитывалось 33 миллиона супружеских пар, из них почти три миллиона состояло в фактическом браке, не зарегистрированном в органах ЗАГСа. URL: http:// www.rg.ru/2011/12/16/stat.html (дата обращения: 02.02.2013).
76 Т КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Доля социально-опасных семей колеблется от 0,4 % до 0,9 % из общего числа семей в России. По данным некоторых исследователей, с «проблемными» родителями проживает около 280 тыс. детей. В семьях граждан под опекой (попечительством) находятся всего 347,5 тыс. детей; усыновлено 154,2 тыс. детей. Согласно социальной статистике и мониторингу общественного мнения по семейному насилию: в каждой четвёртой семье ежегодно осуществляется криминальное насилие в отношении домочадца: ребёнка, супруга, пожилого члена семьи, иного родственника. Расчёт показывает, что ежегодно акты насилия между членами семьи происходят в российских семьях в количестве почти 10 (десяти) миллионов проявлений. Наряду с криминальным насилием, между членами семьи совершаются имущественные преступные посягательства, преступления против общественной безопасности и другие противоправные проявления. В начале XXI века официальная уголовная статистика фиксировала в России ежегодно не более 200 тысяч семейно-бытовых преступлений, точнее от 113 629 проявлений (минимум) в 2012 году до 173 263 (максимум) — в 2006 году.4 Очевидна высокая латентность внутрисемейных преступлений.
В России постепенно начинают реализовываться сформулированные в прошлом веке предложения специалистов в области семейной криминологии, направленные на предупреждение внутрисемейных преступлений.5 Российское государство в качестве ответной реакции на криминал в семейных отношениях организовало работу соответствующих со-циозащитных учреждений, обеспечило уголовно-правовую охрану домочадцев, усилило информационную и психологическую поддержку пострадавших. В настоящее время на территории России в ведении органов социальной защиты дей-
ствуют6 в качестве убежищ для пострадавших от семейного насилия 23 социальные гостиницы для женщин с несовершеннолетними детьми, 22 кризисных центра для женщин и 120 кризисных отделений для женщин, функционирующих в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания населения. Ежегодно в среднем около 50 тысяч женщин и детей получают специализированную помощь в кризисных центрах. Следует отметить, что в России функционируют кризисные центры для мужчин: в Барнауле, Славгороде, Сыктывкаре. Ежегодно в России около 100 тысяч детей получают социальную реабилитацию в стационарных условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и почти 30 тысяч в социальных приютах.
В 14 субъектах Российской Федерации созданы банки данных о семьях с детьми и детях, находящихся в социально опасном положении. Среди них: республики Мордовия и Татарстан, области Брянская, Ивановская, Ленинградская, Челябинская. С целью оказания помощи детям на базе общеобразовательных средних школ организованы «социальные гостиные из семей групп риска» в 19 субъектах РФ, в том числе в областях: Томской, Волгоградской, Кемеровской.
В 82 субъектах России сформированы службы экстренной психологической и социальной помощи семье и детям через телефонное или интернет-консультирование со специалистами. Данный вид помощи оказывается на условиях доступности и анонимности.
В 25 субъектах РФ (в областях: Московской, Костромской, Омской и др.) в целях оказания неотложной социальной помощи детям, подвергшимся насилию, созданы мобильные бригады экстренного реагирования. Выезды таких бригад осуществляются на основании информации, поступившей от населения, органов вла-
4 Ежегодник «Состояние преступности в Северо-Западном федеральном округе» (М: ГИАЦ МВД России. 2000—2012. Ф. 578. КН. 1, Ф. 578. КН. 2).
5 Шестаков Д.А. Общее предупреждение пре-
ступности в семейно-брачной сфере // Вестник ЛГУ. — 1978. — № 17. — С. 107—114.
6 См.: Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год). URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55087982/ (дата обращения: 22.06.2013).
сти, служб, работающих с семьёй и детьми, социальных работников и сотрудников внутренних дел. В Санкт-Петербурге, наряду с городским кризисным центром для женщин, в 16 районах города действуют «Центры социальной помощи семье и детям» и отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также в семи районах города функционируют стационарные отделения для женщин с детьми.
Коснёмся проблем внутрисемейной профилактики. Одной из насущных проблем является отсутствие комплексности и консолидированности усилий всех субъектов профилактической работы по реализации мероприятий по профилактике внутрисемейного насилия. Это находит выражение в том, что в ряде регионов не выполняются функции по реализации профилактических мероприятий либо проявляется пассивность в процессе их выполнения. Отсутствие комплексного подхода и объединения усилий всех ветвей власти: региональных, областных и местных органов не позволяет в максимальной степени на современном уровне осуществлять функции профилактики семейно-бытовых правонарушений. Кроме того, недостаточно регулирует рассматриваемый вопрос действующая нормативно-правовая база. Так, из числа субъектов государственного контроля деятельности полиции, перечисленных в статье 49 Федерального закона «О полиции»,7 исключены органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с отказом от деления подразделений полиции на федеральные и местные. Таким образом, утрачиваются определённые рычаги воздействия региональных органов власти в отношении полицейских подразделений. Утрата взаимного влияния зачастую несёт за собой утрату эффективности сотрудничества в решении общих задач.
Проблемы законодательного и информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений препятствуют эффективному противодействию внутрисемейному кримина-
7 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.
лу. В связи с техническими трудностями субъекты профилактики правонарушений не имеют возможности в полной мере обмениваться базами данных о семейных правонарушителях. Так, недостаточно своевременно и оперативно осуществляется обмен информацией между социальными работниками и сотрудниками органов внутренних дел в связи с криминальными конфликтами в быту, между медицинскими работниками и сотрудниками органов правопорядка в связи с постановкой и снятием с учёта лиц, имеющих наркотическую зависимость. Затрудняет криминологический анализ уголовной статистики разбросанность в разных разделах официальной статистики сведений о семейно-бытовых преступлениях.
Как недостаток в профилактической деятельности следует отметить несовершенство профессиональной подготовки сотрудников органов правопорядка.
В целом, прогрессивная практика по защите домочадцев от внутрисемейного криминала в регионах России эффективнее в тех регионах, где более развиты криминологические и социальные технологии профилактики семейного насилия.
Противодействие внутрисемейному криминалу требует реализовать комплекс социальных и правовых мер, направленных не только на использование позитивных элементов, присущих институту семьи, но и связанных с проведением определённых структурных изменений с целью адаптации семьи в глобализирующемся мире. Данный процесс должен включать в себя следующие этапы:
Законодательное регулирование и распределение ресурсов, находящихся в распоряжении государства, проведение политики экономического поощрения действий, направленных на цели социальной и экономической поддержки семьи.
Стимулирование развития социальной инфраструктуры, учреждений здравоохранения, образования, бытового обслуживания.
Обеспечение возможностей семьям выбирать формы воспитания детей и ухода за нетрудоспособными членами семьи: инвалидами, малолетними, больными, престарелыми.
78 /1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ
Проведение мероприятий по включению в социальный контроль внутрисемейных насильственных преступлений учреждений образования и воспитательных систем, введение в общеобразовательных школах курсов конфликтологии и основ виктимологической профилактики.
Создание государственных гарантий занятости трудоспособной части подростков, молодёжи, безработных, бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, лишённых постоянных доходов и источников существования, независимо от состояния рынка труда.
Развитие специальных служб по работе с семьями, поддержке родителей, имеющих детей, формирование отрасли социального обслуживания и специальных социальных учреждений, создание системы консультационной, психологической, социальной и юридической помощи семье.
Проведение мероприятий по подготовке квалифицированных кадров работников социальных, психологических, педагогических и юридических служб.
Формирование в составе территориальных, районных служб социальной помощи сети государственных и общественных учреждений социального обслуживания семьи, включая оказание услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной, жилищной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях; создание учреждений для временного проживания в них беременных женщин, матерей с детьми, в том числе одиноких юных социально неадаптированных мате-
рей, детей, попадающих в экстремальные условия из-за асоциального поведения родителей или родственников, центров усыновления и др. Обеспечение правовой, психологической, педагогической, юридической, информационной поддержки и сопровождения социальным устройством.8
Социальную политику требуется осуществлять с учётом таких криминогенных детерминант, как противоречия между богатыми и малообеспеченными семьями, между профессиональной и семейной ролями женщины, а также коллизий в жилищной сфере и имущественных отношениях, играющих в России особую криминогенную роль. Отсюда вытекает, что в качестве важных составляющих политики противодействия внутрисемейным преступлениям выступают социальная помощь малообеспеченным семьям, а также социальная поддержка материнства, отцовства и детства.
Подводя итог, следует констатировать, что приоритетным направлением работы по устранению возникших проблем противодействия криминалу в семейной сфере является совершенствование федерального, ведомственного и регионального законодательства, на базе которого требуется обеспечить тесное взаимодействие местных, региональных и федеральных властей в области предупреждения внутрисемейных преступлений и правонарушений на основе широкого и сбалансированного межведомственного подхода, путём координации усилий властей всех уровней, общественности, добровольных помощников, средств массовой информации и научного потенциала, используя накопленные знания и опыт.
8 Шестаков Д.А. Семейная криминология: Криминофамилистика. 2-е изд. — СПб., 2003. — С. 219—270; Харченко О.В. Виктимологические проблемы предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних (по материалам Санкт-Петербурга): автореф. дис... канд. юрид. наук.
— СПб., 1999. — С. 20; Костыря Е.А. Внутрисемейное преступное поведение женщин в контексте проблем семейной криминологии: дис... канд. юрид. наук. — СПб., 1999. — С. 141.