Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сфера туризма / внутренний туризм / индустрия туризма / туристический продукт / инвестиционная привлекательность региона / программа развития туризма / Tourism sector / domestic tourism / tourism industry / tourism product / investment attractiveness of the region / tourism development program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Васильевна Ялунер, Анатолий Владимирович Тараканов

Туризм является развивающейся отраслью. Несмотря на это, доля доходов от индустрии туризма во внутреннем валовом продукте страны все еще остается на низком уровне. В условиях сложной геополитической ситуации произошел рост внутреннего туризма, однако отрасль не может выйти на запланированные показатели. В статье рассмотрены проблемы отрасли, проанализированы причины и определены задачи, требующие немедленного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT

Tourism is a dynamically developing industry. Despite this, the share of income from the tourism industry in the country's gross domestic product still remains low. In a difficult geopolitical situation, domestic tourism has grown, but the industry cannot reach the planned levels. The article examines the problems of the industry, analyzes the causes and identifies tasks that require immediate solutions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА»

Ялунер Е.В., Тараканов А.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Аннотация. Туризм является развивающейся отраслью. Несмотря на это, доля доходов от индустрии туризма во внутреннем валовом продукте страны все еще остается на низком уровне. В условиях сложной геополитической ситуации произошел рост внутреннего туризма, однако отрасль не может выйти на запланированные показатели. В статье рассмотрены проблемы отрасли, проанализированы причины и определены задачи, требующие немедленного решения.

Ключевые слова. Сфера туризма, внутренний туризм, индустрия туризма, туристический продукт, инвестиционная привлекательность региона, программа развития туризма.

Yaluner E.V., Tarakanov A.V. PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT

Abstract. Tourism is a dynamically developing industry. Despite this, the share of income from the tourism industry in the country's gross domestic product still remains low. In a difficult geopolitical situation, domestic tourism has grown, but the industry cannot reach the planned levels. The article examines the problems of the industry, analyzes the causes and identifies tasks that require immediate solutions.

Keywords. Tourism sector, domestic tourism, tourism industry, tourism product, investment attractiveness of the region, tourism development program.

Введение

Туризм является одной из главных составляющих сферы услуг, с одной стороны, и динамически развивающейся отраслью - с другой. На развитие туристической индустрии прямо или опосредованно влияют смежные отрасли, оказывает значение уровень развития региона. Важность динамического развития индустрии туризма проявляется еще и в том, что в данной сфере функционирует значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса, способных быстро привлекать необходимые инвестиции и реагировать на изменение туристических трендов. Однако, на развитие рынка туристических услуг влияет недостаточно проработанные механизмы управления со стороны как федеральных, так и региональных управленческих структур, что не в полной мере дает раскрыться туристическому потенциалу. Если говорить об итогах летнего туристического сезона 2023 года, то, несмотря на значительные усилия со стороны федеральных и региональных властей, итоги оказались значительно скромнее запланированных. Это требует углубленного анализа. Описание ситуации

Влияние индустрии туризма на уровень экономического развития страны в настоящее время все еще не является значительным. Если описать ситуацию в макроэкономических параметрах, то экономический эффект развития индустрии туризма прямо пропорционален размеру государственных и частных инвестиций в данную сферу. Туристическая инфраструктура все еще находится в стадии развития, уровень

ГРНТИ 71.37.75 EDN KPJWBB

© Ялунер Е.В., Тараканов А.В., 2023

Елена Васильевна Ялунер - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предпринимательства Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Анатолий Владимирович Тараканов - аспирант кафедры управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Контактные данные для связи с авторами (Ялунер Е.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: yaluner@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 14.11.2023.

гостиничного сервиса, особенно в регионах, не соответствует мировым стандартам, регионы постоянно озвучивают проблему недостаточного количества мест проживания для туристов, к тому же в данной сфере крайне низок процент квалифицированных кадров. Правовой аспект развития отрасли характерен тем, что существующий бизнес в туристической сфере зачастую носит характер «полулегального», особенно в курортных районах, правила взаимодействий между субъектами в отрасли прописаны недостаточно четко, также требуют доработки отношения профессиональных участников рынка и государства.

В связи с особой экономической и политической ситуацией в условиях санкций в настоящее время на Российскую Федерацию приходится менее 1% мирового туристического потока. До недавнего времени туристическая отрасль РФ не являлась ресурсом, аккумулирующим валютные поступления - туристические потоки в основном были направлены на зарубежные туры. Таким образом, денежные средства россиян в огромных размерах вывозились за рубеж, где туристы получали сервис более высокого качества, что также не способствовало увеличению инвестиций в данную отрасль. Россия, обладая огромным туристическим потенциалом, в 2019 году лишь незначительно укрепила свои позиции в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма.

Проблема заключается в том, что нет комплексной программы развития индустрии туризма, развития рынка туристических услуг, развития соответствующей транспортной и гостиничной инфраструктуры, раскрытия потенциалов регионов в части историко-культурного, музейного, сельского и других видов туризма. А в связи с тем, что отрасль является благоприятной средой для развития малого и среднего предпринимательства, деятельность в данном направлении является перспективной, способствующей привлечению значительных инвестиций в короткие сроки и их эффективному использованию. Благодаря развитию индустрии туризма, развиваются народно-художественные промыслы, строительство, реконструкция и реставрация объектов культурного наследия, связь, транспорт, сельское хозяйство, новый потенциал появляется у малых городов, история которых богата значимыми событиями.

В настоящее время индустрия туризма играет значительную роль в экономике многих стран, разных по уровню экономического развития, размерам, историческому и культурному потенциалу. Для всех стран существует единый рейтинг, составляемый Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO), в котором страны ранжируются по туристическим посещениям, развитию туризма и путешествиям, лидируют по доходам от туризма или открытости стран для посещения. Так, самый авторитетный рейтинг наиболее посещаемых стран UNWTO, осуществляемый при поддержке Статистического отдела ООН, возглавляет Франция, ежегодно около 90 млн человек посещают страну, что приносит 9% ВВП и дает работу более 3 млн человек. Второе и третье место делят Испания и США. Рейтинг наиболее популярных стран среди туристов приведен в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг наиболее популярных стран среди туристов (количество туристов, млн чел.)

Государство 2019 год 2022 год

1. Франция 89,4 80,0

2. Испания 83,5 71,6

3. США 79,3 50,8

4. Китай 65,7 н.д.

5. Италия 64,5 49,8

6. Турция 51,2 50,4

7. Мексика 45,0 38,3

8. Таиланд 39,8 11,2

9. Германия 39,6 28,4

10. Великобритания 39,4 30,5

Источник: UNWTO, см.: https://iworld.com/ru/blog/travel-countries.

Из статистических данных видно, что политическая, эпидемиологическая ситуация в мире была крайне тяжелой. В рейтинге нет Китая, Турция обогнала Италию, тяжелая ситуация была в Таиланде. России в этом рейтинге нет, однако известно, что по состоянию на 2022 год россияне потратили на международные путешествия 20,3 млрд долл., что на 44% меньше расходов периода до пандемии 2020

года, это позволило России занять 11 место по уровню трат среди туристов, обойдя граждан Швейцарии (16,6 млрд долл.), Саудовской Аравии (15,9 млрд долл.) и Норвегии (14 млрд долл.) (см.: https://www.atorus.ru/node/52559). Это еще раз подтверждает тот факт, что имея огромные, важные, разнообразные туристические ресурсы, Россия не разработала механизм аккумуляции денежных средств россиян для внутреннего туризма.

Уровень инвестиций и доходов государства от данной отрасли - не основной показатель, по которому страны являются лидерами международного туризма. Например, несмотря на то что США возглавляет рейтинг по получению доходов от индустрии путешествий в мире, доля сектора в ВВП составляет менее 5,5%. Это значит, что экономика США незначительно зависит от туристической сферы и не утратит стабильности в случае уменьшения потока туристов в силу каких-либо внешних факторов. При этом существуют государства, которые практически живут за счет туризма. Наиболее зависимые от путешественников страны - Аруба, Британские Виргинские острова, Мальдивы, Сейшелы, Багамы. В Европе наибольший по доле в ВВП сектор туризма в Хорватии, также существенно наполняется государственный бюджет благодаря путешественникам в Греции, Португалии, Италии, Кипре. Страны-лидеры международного туризма по инвестиционным вложениям в индустрию - США, Китай, Индия, Франция, Япония, Германия.

Туристическая отрасль РФ, обладая мощным историко-культурным, рекреационным и санаторно-курортным потенциалом, все еще не имеет значимого веса в структуре ВВП. Исследованиями в области экономического и социального влияния туризма на ВВП страны занимается Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC). Разброс доли туристической отрасли в структуре ВВП составляет от 0,5% (Алжир) до 79,4% (Мальдивы). Организация отмечает, что многие страны не учитывают косвенный вклад индустрии туризма в экономику, как поставщика инвестиций и инициатора создания новых рабочих мест.

В первой десятке стран, которые заработали на туризме в 2022 году больше всего, оказались США (135,2 млрд долларов), Испания (72,9 млрд долларов), Великобритания (68,2 млрд долларов), Франция (59,7 млрд долларов, Италия (44,3 млрд долларов) , Турция (41,2 млрд долларов), ОАЭ (34 млрд долларов), Германия (31,5 млрд долларов), Мексика (28 млрд долларов) и Канада (24 млрд долларов). Если рассмотреть постсоветское пространство, то лидером является Грузия, занимая 17 место в рейтинге, вклад туризма в ВВП составляет 3,9 млрд долл. (27,8%). В структуре ВВП Азербайджана доля индустрии туризма составляет 14,6% (5,1 млрд долл.), Армении - 14% (1,5 млрд долл.). Значительно отстает Казахстан - 129 место с долей 6,2% от ВВП (7,9 млрд долл.). Беларусь от индустрии туризма получает 2,8 млрд долл. (5,9 % ВВП).

Россия в 2018 году занимала 151 место, если в денежном выражении сумма, полученная в данной отрасли, составила 62,6 млрд руб., в общей структуре поступлений доля составила 5%. По прогнозам WTTC, доля доходов, получаемых от туризма, должна была вырасти в 2019 году до 9,8%, однако, в последующий период по объективным причинам всемирной изоляции эта доля уменьшилась раза. Сохранили свои позиции только Южный и Северо-Кавказский федеральные круга. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВРП макрорегионов РФ представлена в таблице 2.

Таблица 2

Доля туризма в валовой добавленной стоимости, %

2019 2020 2021

Российская Федерация 3,0 2,6 2,7

Центральный федеральный округ 3,4 2,8 3,3

Северо-Западный федеральный округ 3,5 2,7 2,4

Южный федеральный округ 4,7 4,1 4,6

Северо-Кавказский федеральный округ 5,7 4,6 4,9

Приволжский федеральный округ 2,3 2,1 2,0

Уральский федеральный округ 1,7 1,6 1,4

Сибирский федеральный округ 2,3 2,0 2,1

Дальневосточный федеральный округ 3,0 2,5 2,6

Источник: Росстат, см.: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm.

Туристическая подвижность населения нашей страны одна из самых низких в мире, это так или иначе связано с целым рядом факторов - от уровня доходов до слабо развитой туристической инфраструктуры (исключая Санкт-Петербург и Москву). Также можно отметить высокие цены на размещение и низкое качество самих услуг. Как было отмечено выше, на фоне геополитической обстановки резко снизился въездной туризм, несмотря на то что РФ для многих стран делает посещение страны безвизовым. Это связано с тем, что ни в одной программе развития туристической индустрии не было раздела по формированию туристического имиджа. По прогнозам WTTC к 2020 году в туристической индустрии должно было быть занято более 4,6 млн человек (8,7% от всего занятого населения в России), каждый год отрасль должна была показывать прирост в размере 7,4%, тогда как страны ЕЭС прогнозируют свой прирост в сфере туризма на уровне 5,1%. Доля туризма в общем объеме ВВП нашей страны к 2020 году должна была составить 12,1%. Но такого прироста не произошло. Сильнейшее влияние оказали факторы геополитического и эпидемиологического характера. В связи с этим нужно принимать меры, чтобы вывести отрасль на показатели допандемийного периода и наращивать объемы внутреннего продукта, который приносит индустрия туризма, используя резервы развития внутреннего туризма.

Основные результаты

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно проводит опросы на тему -что мешает внутреннему туризму в полной мере использовать богатый культурно-исторический и географический потенциал нашей страны. Можно сформулировать причины отставания, задачи в сфере туризма и направления их решения следующим образом. Первой причиной сдерживания роста внутреннего туризма является низкий уровень отечественного сервиса, при этом «если сервис во многом зависит от политики самих компаний, то многие системообразующие факторы зависят от политики государства и глав регионов» (цит. по: https://ria.ru/20150925/1281739978.html). В регионах практически отсутствуют отели класса люкс, многие отели не имеют категории, не соответствуют стандартам современного туриста. Для решения данной задачи нужны средства, значительно превышающие возможности частных инвесторов, особенно малого и среднего бизнеса, которые, в основном, и являются драйверами развития туристических территориальных кластеров. Инвестиции для строительства современных отелей и мест группового размещения должны выделяться из федерального и регионального бюджетов. Решением проблемы будет возможность компенсации затрат на выплату процентов по кредиту для частного бизнеса, занимающегося строительством гостиниц и иных мест группового размещения.

Безусловно, современные политические и макроэкономические факторы должны способствовать развитию внутреннего туризма, однако темпы роста не будут значительными без комплексной государственной политики, ведущей к устранению системных причин, сдерживающих развитие индустрии. Согласно ежегодному опросу ВЦИОМ, в 2023 году 36% россиян считает, что условия отдыха улучшились, 19% - что условия стали хуже. В этом году на одного отдыхающего пришелся бюджет в размере 63 158 руб. (2022 г. - 38 605 руб.). Реальные траты немного превысили и предполагаемые расходы на отдых (см.: https://tass.ru/obschestvo/18972985). Согласно данным опроса, использовали свой отпуск 58% россиян, при этом 36% провели его без путешествий (дома или на даче), менее 25% опрошенных выезжали куда-либо помимо своей области. Таким образом, вторая причина - отсутствие комплексной политики по созданию устойчивых брендов каждого региона. Причем, данная причина носит внутренний характер - часто, приезжая в уникальные исторические места, туристы произносят фразы: «А что тут у нас интересного, что смотреть?»

Помимо продвижения туристических дестинаций внутри страны, в связи с изменением геополитической ситуации следует заняться продвижением России как центра туризма в странах Латинской Америки, Африки, Индии, Китае. Первым шагом в решении данной задачи может стать создание современного сайта о стране, который бы стал платформой для всех участников туристической индустрии, где были бы представлены ролики о туристических зонах, возможности бронирования отелей, транспорта, прейскуранты услуг. Иными словами, необходимо создание мощной, доступной и простой в использовании информационной площадки - агрегатора всей информации по индустрии туризма.

Третья причина низкой внутренней мобильности россиян - недостаточно продуманная работа по формированию туристических кластеров, появление новых туристических объектов не ведет к реше-

нию инфраструктурных задач и задач инвестиционного бизнеса. Планируя отпуск в интересных культурно-исторических местах люди не хотят превращать его в «квест», решая задачи: где остановиться, поесть, купить сувениры, оставить автомобиль на безопасной стоянке и т.п. Система бронирования в маленьких городах и селах отсутствует иногда полностью. Иностранные туристы, приезжая в Россию, в основном, посещают Москву и Санкт-Петербург, Сочи, далее идут города «Золотого кольца». К сожалению, лишь 3% туристов отправляются в путешествие в Иркутск и Владивосток, на озеро Байкал, на Алтай. Таким образом, недостаток новых туристских маршрутов тоже является проблемой.

Четвертой причиной и задачей, требующей решения, на наш взгляд, является слабая туристическая навигация, отсутствие четко работающей отечественной платформы бронирования, в которую включены все объекты группового и индивидуального расселения. Сложилась ситуация, что люди знают лишь малую часть того, что в настоящее время делается в регионах, отсутствие комфортной системы навигации не позволяет регионам полностью задействовать имеющиеся туристические ресурсы -у большинства отелей нет сайтов, в том числе адаптивных. Решением данной проблемы может стать создание единой базы туристических ресурсов и организация ее постоянного обновления, формирование единой базы предприятий туристической индустрии. Регионы должны в полной мере содействовать Программе развития информационных ресурсов в национальном туризме [1].

Пятой, можно сказать, фундаментальной причиной является неразвитость внутренних перевозок и маршрутов между различными центрами. Концентрированность многих маршрутов вокруг Москвы приведет к тому, что внутренний туризм не будет развиваться должным образом. Если туристы путешествуют не на машине, то добраться до региональных культурно-исторических достопримечательностей становится крайне затруднительным, речь идет даже не о «диких степях Забайкалья», а, например, о «Золотом Кольце». Кроме того, высокая стоимость транспортных перевозок, отсутствие или низкое качество составляющих инфраструктуры транспортных путешествий - низкое качество дорог, отсутствие на больших расстояниях придорожных кафе, информационных стоек, мотелей, стоянок являются препятствием для развития внутреннего туризма.

К этим, на наш взгляд, фундаментальным причинам можно добавить нестабильный курс рубля, недостаточно развитую индустрии развлечений в туристических зонах, множество проблем пляжного туризма, наличие в отрасли большой доли неквалифицированных кадров, низкое качество номерного гостиничного фонда, введенного в эксплуатацию во времена СССР, вид и качество которых не соответствуют современным нормам. Многие гостиницы не имеют категории, гостиницы класса люкс в регионах практически отсутствуют. Таким образом, несмотря на программы развития внутреннего туризма, проблем в отрасли более чем достаточно. И они требуют решения.

Анализируя существующее состояние внутреннего туризма в РФ, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в последнее время в развитии индустрии туризма наметилась положительная динамика и стабильность развития. Во-вторых, несмотря на огромный исторический, культурный, географический потенциал, вклад сферы туризма в ВВП страны крайне низок, проблемы имеются практически во всех отраслях индустрии туризма. Проблемы носят комплексный, системный характер и усугубились негативными тенденциями, связанными с геополитикой. Можно выделить вывод, что туризм недостаточно финансируется государством, следствием этого является его состояние. Мы рассмотрели только основные причины, сдерживающие национальный туристский рынок, и можем уверенно констатировать то, что эти затруднения оказывают сильное влияние на торможение темпов развития туризма в нашей стране. Заключение

В условиях практически отсутствия выездного туризма по привычным направлениям и только складывающегося нового рынка регионов для отдыха граждан за рубежом важное значение следует уделять максимальному использованию ресурсного потенциала страны для развития всех видов внутреннего туризма. Перед федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти в настоящее время, в этой связи, стоят следующие задачи: стимулирование инвестиционных проектов участников туристического кластера краев, областей, республик для развития регионального туристического потенциала, использование малого и среднего бизнеса регионов для инициирования новых туристических проектов [2]; формирование привлекательных условий для участия иностранных инвесторов путем повышения эффективности инвестиций, благодаря расширению потребительских свойств

туристического продукта, сокращения сроков строительства объектов; на уровне субъектов РФ следует сформировать гибкую налоговую политику в туристической отрасли, что позволит несколько снизить цены и тарифы для внутреннего туристического предложения; необходимо повышать уровень безопасности для туристов, особенно иностранных, формировать образ страны безопасного туризма.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ведомственная программа цифровой трансформации федерального агентства по туризму на 2022-2024 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Vedomstvennaya-programma-tsifrovoy-transformatsii-Federalnogo-agentstva-po-turizmu-na-2022—2024-gody (дата обращения 12.11.2023).

2. Романенко Е.В., Ялунер Е.В. Особенности пространственного развития малого предпринимательства в условиях инновационной экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.