Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития в России обрабатывающих отраслей (на примере радиоэлектронной промышленности)'

Проблемы и перспективы развития в России обрабатывающих отраслей (на примере радиоэлектронной промышленности) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INDUSTRY / MANUFACTURING INDUSTRY / RADIO-ELECTRONIC INDUSTRY / INNOVATIONS / TECHNOLOGICAL SECURITY / PROGRAM-TARGET MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалёв Н.В.

При проведении политики реиндустриализации в России акцент следует сделать на развитии обрабатывающих промышленных производств, что определяется совокупностью тактических и стратегических факторов. Выполнен анализ основных проблем и перспектив развития одной из обрабатывающих отраслей радиоэлектронной промышленности. Обоснован вывод о целесообразности смены приоритетов в государственной политике поддержки радиоэлектронных производств, придания ей более активного характера с развитием инструментов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалёв Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of Russian manufacturing industry development (based on materials of radio-electronic industry)

In modern conditions there is an obvious necessity of reindustrialization policy in Russia. In this respect, it is necessary to highlight the development of manufacturing industrial productions determined by a set of tactical and strategic factors. The article contains assessment of the main problems and development prospects of radio-electronic industry one of the manufacturing industries. There is a conclusion about the viability of changing priorities in national policy of radio-electronic production support, making it more active with the development of tools of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития в России обрабатывающих отраслей (на примере радиоэлектронной промышленности)»

Н. В. Ковалёв1

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Сегодня в отечественной научной, деловой и политической среде достаточно часто обсуждаются вопросы возрождения отечественной промышленности, прежде всего — обрабатывающей [1, 2], что связано со стратегическими и тактическими факторами.

Стратегически развитие промышленного производства обусловлено необходимостью преодоления технической отсталости нашей экономики, которая проявилась еще в позднесоветский период, а в последние 20 лет только прогрессировала. Как известно, в постсоветский период в России практически произошла деиндустриализация, что поставило на повестку дня вопрос проведения «новой индустриализации» [3, 4]. Мы в своем анализе разделяем добывающие и обрабатывающие производства. Спад в первой группе отраслей не столь значителен, как во второй. Это связно с тем, что, например, нефтедобывающие предприятия или угольные шахты, производящие продукцию сравнительно низкой степени переработки, имеют более диверсифицированный рынок сбыта, чем, скажем, фабрики, выпускающие спортивную обувь.

Кроме того, добывающие отрасли имеют конкурентные преимущества, связанные с наличием в России богатых, разнообразных и в чем-то даже уникальных природных ресурсов. Поэтому в активной фазе реформ, которая пришлась на 1990-е гг., предприятия добывающих отраслей очень быстро переориентировались на внешние рынки, отказавшись от снабжения сырьем и энергоносителями менее платежеспособных внутренних потребителей. Например, «Газ-промнефть» экспортирует около 40% добытой нефти, а у отечественного производителя титана «ВСМПО-Ависма» на экспорт уходит 70% выпускаемой продукции. Компания обеспечивает потребности в титане крупнейших мировых авиакосмических корпораций: Boeing (около 40%), EADS (60%), Embraer (100%); объемы поставок отечественным заказчикам («Сухой», «Иркут», «Сатурн» и др.) — гораздо скромнее.

В то же время курс на построение в России инновационной экономики, обозначенный в Стратегии инновационного развития2, не может быть осуществлен с опорой исключительно на добывающие отрасли промышленности, инновационный потенциал которых значительно ниже, чем у обрабатывающих. Именно поэтому в стратегической перспективе необходимо ориентироваться на опережающее развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего тех ее отраслей, комплексов и производств, которые обладают более высоким инновационным потенциалом.

Тактические соображения обусловлены спецификой современного этапа социально-экономического развития России. Обострение с конца 2013 — начала 2014 г. внутриполитической ситуации в Украине привело к развитию в этом сопредельном государстве острого политического кризиса, приведшего к гражданской войне. При этом США и их союзники обвинили Россию в во-

1 Николай Владимирович Ковалёв, соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р.

енном вмешательстве во внутриукраинский конфликт, агрессивных намерениях и т. д., итогом чего стало введение антироссийских экономических санкций.

Построенная на либеральной экономической концепции модель интеграции российской экономики в мировую оказалась неэффективной. Экономико-теоретические построения, лежавшие в основе этой модели, опирались лишь на соображения максимизации экономической выгоды. В соответствии с ними Россия стала специализироваться на поставке сырьевых и энергетических ресурсов, закупая за рубежом промышленную продукцию, разнообразные услуги, продовольствие и т. д. Пока в развитие внешнеэкономических связей не вмешались политики, эта модель обеспечивала (на протяжении первого десятилетия XXI в.) устойчивый экономический рост. К лету 2014 г. выяснилось (о чем, кстати, неоднократно говорили ученые и специалисты [5-7 и др.]), что энергосырьевая специализация в условиях экономических санкций приводит к резкому снижению уровня жизни населения и замедлению темпов экономического развития. На повестку дня встал вопрос импортозамещения [8].

Естественно, импортозамещение в промышленности должно быть приоритетно направлено на те виды экономической деятельности, которые [9]: во-первых, способствуют обеспечению национальной безопасности; во-вторых, восстанавливают баланс производства и потребления по всему спектру промышленной продукции (в том числе в рамках снижения критической ресурсной и технологической зависимости от зарубежных стран). По сути, речь должна идти об обрабатывающей промышленности. Это хорошо понимали представители власти в советское время, когда политическое (а в отдельные периоды и военно-политическое) противостояние с США и другими странами Запада было ярко выраженным. Например, в 1981-1985 гг. выпуск в СССР продукции обрабатывающей промышленности вырос на 21%, а добывающей — лишь на 8%.

Итак, и краткосрочные, и долгосрочные тенденции развития российской экономики свидетельствуют об острой необходимости ускорения развития обрабатывающей промышленности в нашей стране. В наиболее общей трактовке обрабатывающая промышленность объединяет предприятия, для которых предметом труда служат продукты, произведенные другими предприятиями. Предприятия обрабатывающей промышленности лежат на второй и последующих (вплоть до последней) стадиях технологических цепочек создания конечной продукции, в то время как предприятия добывающей промышленности начинают эти цепочки, являются их первым звеном.

Предметом нашего внимания является радиоэлектронная промышленность (РЭП). Деятельность ее предприятий и организаций находится в ведении Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России. По данным А. А. Филиппова [10], в настоящее время в ее состав входят 372 предприятия (табл. 1). При этом речь идет лишь о тех предприятиях и организациях, которые являются государственными или каким-то образом связаны с государством. Точной статистики относительно числа частных предприятий РЭП нам найти не удалось. Очевидно, что их значительно больше 372, по-видимому, несколько тысяч, но сколько именно, особенно с учетом возможной диверсифицированности их деятельности (например, зеленоградский завод «Протон-МИЭТ», помимо изготовления и монтажа печатных плат, производства электроники, занимается металлообработкй, литьем пластмасс и алюминия, выпускает разнообразную тару и т. д.), сказать затруднительно.

Таблица 1

Состав радиоэлектронной промышленности России [10]

Тип предприятий и организаций Количество

Промышленные 180

Научные и научно-производственные 188

Прочие государственные организации и предприятия 4

Всего 372

РЭП является одним из ярко выраженных высокотехнологичных, инновационных видов промышленных производств [11]. Ее продукция во многом определяет не только уровень жизни населения (теле- и радиоаппаратура, индивидуальные средства проводной и мобильной связи, различные бытовые приборы и т. д.), но и технический уровень производства других отраслей промышленности (различное автоматизированное оборудование), а также проведение инновационных разработок (лабораторное и стендовое электронное оборудование, приборы, измерительная аппаратура и др.). По официальным оценкам 3, в настоящее время «доля радиоэлектроники в стоимости бытовых, промышленных и оборонных изделий и систем составляет 50.. .80%».

Для регулирования и поддержки отечественной РЭП разработана и реализуется соответствующая программа, целью которой является «повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала» 4 (табл. 2).

Таблица 2

Ожидаемые результаты развития радиоэлектронной промышленности России

Показатель Значение (прогноз)

Технический уровень электронной компонентной базы 2015 г. — 0,045 мкм; 2025 г. — 0,010 мкм

Рост доли отечественных радиоэлектронных изделий: на внутреннем рынке (17% — 2011 г., факт) на мировом рынке (0,3% — 2011 г., факт) 20% (2015 г.); 40% (2025 г.) 0,5% (2015 г.); 0,8% (2025 г.)

Доля инновационной продукции в РЭП 21,2% в 2015 г; 40,7% в 2025 г.

Доля организаций, осуществивших технологические инновации (факт 2011 г. — 58%) 65,2% в 2015 г.; 78,5% в 2025 г.

Рост выпуска высокотехнологичной радиоэлектронной продукции по отношению к 2011 г. 2015 г — в 1,6 раза; 2025 г. — в 6,4 раза

Объем экспорта отечественной радиоэлектронной продукции 2015 г. — 1140 млн долл. США; 2025 г. — 4137 млн долл. США

Доля обновленных и новых основных производственных фондов 2015 г. — 14,5%; 2025 г. — 25,5%

Рост производительности труда по отношению к 2011 г. В 1,6 раза в 2015 г; в 6,5 раза в 2025 г.

Создание новых высококачественных рабочих мест 2015 г. — 8 тыс.; 2025 г — 7 тыс.

Рост среднемесячной заработной платы в отрасли (относительно 2011 г.) 2015 г — в 1,6 раза; 2025 г. — в 3,2 раза

Число патентов на объекты интеллектуальной собственности, отнесенное к численности исследователей в научных организациях (2011 г — 2,8%) 3,1% в 2015 г.; 4,3% в 2025 г.

Обратим внимание, что в рамках указанной госпрограммы (по крайней мере на уровне целеполагания) речь идет не о прямом государственном регулировании радиоэлектронных производств, а лишь о создании при участии государства инфраструктуры, которая обеспечит саморазвитие отрасли в рамках реализации предпринимательских инициатив. Нам представляется, что такой либеральный подход может оказаться не совсем эффективным. Безусловно, он будет способствовать повышению устойчивости функционирования и развития, снижению

3 Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 809.

4 Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 2396-р.

рисков деятельности отраслевых предприятий. Даже в условиях неблагоприятной деловой среды они будут «цепляться за жизнь», в том числе опираясь на инструменты господдержки. Такая линия поведения обусловлена хорошо изученными в экономической теории мотивами. Назовем основные из них. Во-первых, это надежда на скорое улучшение ситуации, расчет на то, что отраслевые изменения обусловлены не фундаментальными, а преходящими, конъюнктурными факторами. Во-вторых, это существующий у предприятий запас финансовой прочности. Пока имеются собственные или заемные финансовые средства, предприятие будет функционировать, так как полная остановка деятельности может принести большие убытки, чем сложившийся режим неприбыльного рыночного существования. Наконец, в-третьих, это наличие у отраслевых компаний специфических активов, которые не могут быть перепрофилированы или проданы за приемлемую цену (чем уже и высокотехнологичнее отрасль, тем четче проявляется этот фактор). Последнее обстоятельство характерно для предприятий РЭП, инвестирующих значительные средства в нематериальные активы и уникальное производственное и исследовательское оборудование.

С учетом современных реалий принципы либерального подхода, заложенные в анализируемую госпрограмму, должны быть дополнены мерами прямой государственной поддержки отдельных (признанных по установленной процедуре приоритетными, стратегически важными и т. д.) радиоэлектронных производств [12]. Это обусловлено тем, что государственное программирование экономики является элементом государственной политики, при разработке и реализации которой следует руководствоваться не только экономическими, но и социальными критериями.

Известно, что производство радиоэлектронной аппаратуры, обладание ключевыми технологиями в этой сфере используется ведущими мировыми державами как рычаг завоевания и удержания мирового превосходства, не только технического и финансового, но также политического и военного. Поэтому государственная поддержка РЭП будет способствовать не только расширению инновационного сектора экономики, но и обеспечению национальной безопасности. Развитие РЭП в современных российских условиях создает предпосылки для решения задач «новой индустриализации», выполнения Государственной программы вооружений и др.

Нам представляется, что в рассмотренной сфере необходимо шире использовать потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) [13-16 и др.]. Это позволит гармонично сочетать достижение общественных интересов с рациональным использованием ограниченных ресурсов за счет частнопредпринимательской инициативы отраслевых предприятий, защищенной государством от излишних рисков. ГЧП-модели отраслевого развития могут способствовать привлечению в отрасль новых «игроков», межотраслевому переливу капитала и интеллектуального ресурса в целях реализации инновационной структурной политики.

Мировой опыт свидетельствует, что совершенствование характеристик электронной продукции, наращивание объемов ее производства и расширение ассортимента ведутся преимущественно на основе комплексных целевых научно-технических программ, инициируемых правительствами. При этом финансирование таких программ на 50% осуществляется из средств государственного бюджета [10]. На наш взгляд, положительный опыт реализации ГЧП-проектов в рассматриваемой области следует перенять России.

Важной зоной «пересечения интересов» государства и отраслевого бизнеса является подготовка кадров. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в РЭП не хватает квалифицированных исследователей, инженеров, технологов, техников, рабочих; с другой — многочисленные технические университеты, академии, колледжи, лицеи, которые должны готовить кадры для РЭП, часто работают «вхолостую». Их выпускники оказываются невостребованными из-за низкого уровня подготовки, к тому же у них отсутствует мотивация из-за недостаточной заработной платы, слабых перспектив карьерного роста, непрестижности работы в промышленности и т. д.

Эти проблемы нельзя решить усилиями предприятий отрасли: необходимо трехстороннее партнерство промышленного предприятия, органов государственной и муниципальной власти, учебных заведений. Его идея — интеграция общего и прикладного профессионального обучения, ориентация учебных заведений не на абстрактный рынок труда, а на запросы конкретных предприятий. Государство в этой схеме, помимо создания нормативно-правовых условий для указанного взаимодействия, его административной и финансовой поддержки, должно пропагандировать ценность для общества производительного труда в промышленности, работая в направлении изменения системы профессиональных приоритетов в российском социуме.

Рассуждая о будущем облике российской радиоэлектроники, необходимо учитывать перспективную модель ее развития, которая может значительно варьироваться в конкретных производствах и видах деятельности. Несмотря на санкции и необходимость импортозаме-щения, стратегическое, долгосрочное развитие российской РЭП будет происходить в рамках мировых трендов. Анализ показывает, что успешными являются три страновых модели развития отрасли:

1. Комплексное производство продукции с невысокой добавленной стоимостью (Восточная и Юго-Восточная Азия). Специализация осуществляется на выпуске потребительской радиоэлектроники и компонентов. Успех достигается за счет массовости производства (эффекты масштаба и освоения). По-видимому, развитие этой модели в России уже невозможно — слишком велико отставание.

2. Сборочная модель (Венгрия, Чехия, Бразилия и др.). Именно в этом направлении со второй половины 1990-х гг. развивается отрасль в России. Суть ее — производство финальной продукции из компонентов иностранного производства. Успешность такой стратегии определяется логистическими соображениями — приближенностью мест производства к рынкам сбыта. Однако, как указывалось выше, такая модель связана с высокой технологической зависимостью от иностранных поставщиков компонентов и оборудования.

3. Инновационная модель (развитые страны мира). Она подразумевает концентрацию ресурсов на разработке новых технологий и производстве немассовой высокотехнологичной продукции; получение доходов от продажи объектов интеллектуальной собственности и оказания высокотехнологичных услуг. Россия исторически (с советского периода) тяготеет к инновационной модели развития. В ряде производств, особенно двойного назначения (например, навигационные системы), потенциал лидерства сохраняется, поэтому необходима селективная поддержка инновационных проектов и производств в отрасли. В перспективе можно надеяться на восстановление их конкурентоспособности и превращение в технологических лидеров, извлекающих доходы не из материального производства, а из трансфера технологий.

Таким образом, радиоэлектронная (как и в целом обрабатывающая) промышленность в современной России находится на «переломном» этапе своего развития. Ее дальнейшее функционирование во многом зависит от того, насколько успешно будут решены проблемы, затронутые в данной статье. Потенциал для их эффективного решения имеется, но для его реализации требуются активные совместные действия бизнеса и государства по предложенным направлениям.

Список литературы

1. Барсуков, Д. П. Судостроительный кластер Санкт-Петербурга: генезис и современность / Д. П. Барсуков, А. Е. Карлик, А. В. Соколов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2011. — № 2. — С. 112-118.

2. Плотников, В. А. Российская промышленность: текущее состояние и перспективы развития / В. А. Плотников, Ю. В. Вертакова // Экономика и управление. — 2014. — № 5 (103). — С.39-44.

3. Бодрунов, С. Д. Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации / С. Д. Бо-друнов // Экономическое возрождение России. — 2013. — № 1 (35). — С. 4-12.

4. Plotnikov, V. Manufacturing industry in Russia: problems, status, prospects / V. Plotnikov, J. Vertakova // Procedia Economics and Finance. — 2014. — V. 14. — P. 499-506.

5. Бодрунов, С. Д. Модернизация экономики России — уроки истории и насущные проблемы / С. Д. Бодрунов // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2011. — Т. 150. — С. 70-75.

6. Положенцева, Ю. С. Исследование влияния глобализационных процессов на динамику кризиса в различных моделях экономики / Ю. С. Положенцева, М. Г. Клевцова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2014. — № 3. — С. 19-25.

7. Рохчин, В. Е. Проблемы экономического развития российских промышленных предприятий / В. Е. Рохчин, А. Г. Комаров, А. Э. Далгатова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2013. — № 1 (79). — С. 26-32.

8. Плотников, В. А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России / В. А. Плотников, Ю. В. Вертакова // Экономика и управление. — 2014. — № 11 (109). — С. 38-47.

9. Вертакова, Ю. В. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности / Ю. В. Вертакова, В. А. Плотников // О мерах по реализации импортозамещения в гражданских отраслях промышленности в интересах укрепления национальной безопасности: аналит. вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. — М., 2014. — № 27 (545). — С. 7-19.

10. Филиппов, А. А. Современное состояние и основные тенденции развития радиоэлектронной промышленности в Российской Федерации / А. А. Филиппов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 40-45.

11. Козлова, Е. Д. Методы повышения конкурентоспособности предприятий радиоэлектронной промышленности / Е. Д. Козлова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — № 1. — С. 102-105.

12. Плотников, В. А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм / В. А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2006. — № 1. — С. 147-150.

13. Котляров, И. Д. Экономическая сущность аутсорсинга / И. Д. Котляров // Сибирская финансовая школа. — 2010. — № 2. — С. 24-26.

14. Мгоян, Р. П. Финансовые инструменты государственной поддержки высокотехнологичных отраслей промышленности / Р. П. Мгоян // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2013. — № 6 (84). — С. 122-125.

15. Вахрушев, Ю.М. Методические основы выбора исполнителей заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в интересах военной организации страны / Ю. М. Вахрушев, А. Е. Руденко, А. Х. Курбанов // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 7 (36). — С. 342-345.

16. Рисин, И. Е. Инструменты государственного управления проектами ГЧП / И. Е. Рисин, А. С. Колосов // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы VII междунар. науч.-практ. конф. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. — С. 57-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.