Научная статья на тему 'К вопросу об оценке эффективности программ развития промышленности'

К вопросу об оценке эффективности программ развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММ / INDUSTRY / INDUSTRIAL POLICY / PROGRAMS OF INDUSTRIAL POLICY / PROGRAM OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY / EFFICIENCY OF PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Новиков Александр Олегович

Авторы рассматривают вопросы оценки эффективности программ развития промышленности на основе анализа этапов развития промышленности России, подходов формирования промышленной политики в России и за рубежом и показателей для оценки эффективности программ. Показано, что если в 1950-1960-е гг. приоритетами государственной политики многих стран оставались индустриализация, компенсация провалов рынка, защита зарождающихся новых отраслей с опорой на потенциал государственного сектора, то в 1990-е гг. на первый план вышли существенные проблемы при проведении промышленной политики провалы государства в реализации отдельных инициатив, искажения конкурентной среды, рентоориентиро-ванное поведение агентов. Как следствие, примерно с начала 1980-х гг. стала господствовать идеология либерализации торговли, приватизации, прямых иностранных инвестиций, и особое значение приобрели структурные программы. До начала 1990-х гг. промышленная политика государств включала в себя прямые меры воздействия, в том числе поддержку «чемпионов». 2000-е гг. ознаменованы переосмыслением роли государства, более сбалансированной оценкой провалов рынка, усилением внимания к стимулированию инноваций и развитию национальных инновационных систем. В первой половине десятилетия глубокое разочарование результатами прежней промышленной политики сменилось предъявлением спроса на нее со стороны правительств, в том числе в странах ЕС. Авторы показывают, что основной целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей, обеспечение национальной безопасности. В статье показано, что для оценки эффективности реализации Программы применяются: а) критерии экономической эффективности; б) критерии общественной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин Александр Васильевич, Новиков Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

Authors consider questions of an assessment of efficiency ofprograms of development of the industry on the basis of the analysis of stages of development of the industry of Russia, approaches offormation of industrial policy in Russia and abroad and indicators for an assessment of efficiency of programs. It is shown that ifin the 1950-1960th priorities of a state policy of many countries were an industrialization, compensation offailures of the market, protection of the arising new branches with a support on the capacity of public sector, in the 1990th came vital issues when carrying out industrial policy to the forefront failures of the state in realization of separate initiatives, distortions of the competitive environment, rent-oriented behavior of agents. As a result, approximately since the beginning of the 1980th the ideology of trade liberalization, privatization, direct foreign investments began to dominate, and structural programs were ofparticular importance. Prior to the beginning of the 1990th.the industrial policy of the states included direct measures of influence, including support of "champions". the 2000th are marked by reconsideration of a role of the state, more balanced assessment offailures of the market, strengthening of attention to stimulation of innovations and development of national innovative systems. In the first half of decade the deep disappointment results offormer industrial policy was replaced by presentation of demand for it from the governments, including in EU countries. Authors show that a main objective of industrial policy of the Russian Federation is ensuring dynamic development of the country, growth of welfare of her citizens and competitiveness of domestic producers, ensuring national security. In article it is shown that are applied to an assessment of efficiency of implementation of the Program: a) criteria of economic efficiency; b) the criteria of public efficiency considering the expected contribution of realization of a state program to social development which indicators can't be expressed in a cost assessment.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке эффективности программ развития промышленности»

/fr ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Бабкин А.В., Новиков А.О.

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1

Аннотация. Авторы рассматривают вопросы оценки эффективности программ развития промышленности на основе анализа этапов развития промышленности России, подходов формирования промышленной политики в России и за рубежом и показателей для оценки эффективности программ. Показано, что если в 1950-1960-е гг. приоритетами государственной политики многих стран оставались индустриализация, компенсация провалов рынка, защита зарождающихся новых отраслей с опорой на потенциал государственного сектора, то в 1990-е гг. на первый план вышли существенные проблемы при проведении промышленной политики - провалы государства в реализации отдельных инициатив, искажения конкурентной среды, рентоориентиро-ванное поведение агентов. Как следствие, примерно с начала 1980-х гг. стала господствовать идеология либерализации торговли, приватизации, прямых иностранных инвестиций, и особое значение приобрели структурные программы. До начала 1990-х гг. промышленная политика государств включала в себя прямые меры воздействия, в том числе поддержку «чемпионов». 2000-е гг. ознаменованы переосмыслением роли государства, более сбалансированной оценкой провалов рынка, усилением внимания к стимулированию инноваций и развитию национальных инновационных систем. В первой половине десятилетия глубокое разочарование результатами прежней промышленной политики сменилось предъявлением спроса на нее со стороны правительств, в том числе в странах ЕС. Авторы показывают, что основной целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей, обеспечение национальной безопасности. В статье показано, что для оценки эффективности реализации Программы применяются: а) критерии экономической эффективности; б) критерии общественной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

Ключевые слова. Промышленность, промышленная политика, программы промышленной политики, программы развития промышленности, эффективность программ.

ГРНТИ 06.71.03

© Бабкин А.В., Новиков А.О., 2016

Александр Васильевич Бабкин - доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы промышленного менеджмента и экономики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Александр Олегович Новиков - инженер научно-исследовательской лаборатории «Управление инновациями» НОЦ «Инновации и экономика промышленности» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с авторами (Бабкин А.В.): 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 (Russia, St. Petersburg, Politehnicheskaya str., 29). Тел.: 8 (812) 775-05-30.

Статья подготовлена в рамках проектной части государственного задания Минобрнауки РФ «Теория и инструментарий формирования государственной промышленной политики в условиях инновационной экономики», НИР № 26.1303.2014/К

Babkin A.V., Novikov A.O.

TO THE QUESTION OF THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF PROGRAMS OF DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

Abstract. Authors consider questions of an assessment of efficiency ofprograms of development of the industry on the basis of the analysis of stages of development of the industry of Russia, approaches offor-mation of industrial policy in Russia and abroad and indicators for an assessment of efficiency of programs. It is shown that ifm the 1950-1960th priorities of a state policy of many countries were an industrialization, compensation offailures of the market, protection of the arising new branches with a support on the capacity of public sector, in - the 1990th came vital issues when carrying out industrial policy to the forefront — failures of the state in realization of separate initiatives, distortions of the competitive environment, rent-oriented behavior of agents. As a result, approximately since the beginning of the 1980th the ideology of trade liberalization, privatization, direct foreign investments began to dominate, and structural programs were ofparticular importance. Prior to the beginning of the 1990th.the industrial policy of the states included direct measures of influence, including support of "champions". the 2000th are marked by reconsideration of a role of the state, more balanced assessment offailures of the market, strengthening of attention to stimulation of innovations and development of national innovative systems. In the first half of decade the deep disappointment results offormer industrial policy was replaced by presentation of demand for it from the governments, including in EU countries. Authors show that a main objective of industrial policy of the Russian Federation is ensuring dynamic development of the country, growth of welfare of her citizens and competitiveness of domestic producers, ensuring national security. In article it is shown that are applied to an assessment of efficiency of implementation of the Program: a) criteria of economic efficiency; b) the criteria of public efficiency considering the expected contribution of realization of a state program to social development which indicators can't be expressed in a cost assessment.

Keywords. Industry, industrial policy, programs of industrial policy, program of development of the industry, efficiency of programs.

Этапы развития промышленности в России

В 1930-е гг., в ходе нового этапа индустриализации, Россия (РСФСР) превратилась в промышлен-но-аграрную страну. Индустриальное развитие продолжалось в России и все послевоенное время, вплоть до конца 80-х гг. прошлого века. Этот процесс представлен на рисунке. Причем, процесс индустриализации, начиная с 1930-х гг., был исключительно интенсивным. Объем продукции промышленности в РСФСР к 1940 г. вырос, по сравнению с 1913 г., в 8,7 раза. После войны страна вступила в новый этап индустриального развития, и к 1980 г. объем промышленного производства был в 20 раз больше, чем в 1945 г. Этот рост продолжался в стабильном темпе вплоть до 1990 г., когда вступили в действие законы, отменяющие принципы плановой экономики.

С самого начала реформ, за 1991-1998 гг., объем производства промышленной продукции снизился в 2,25 раза. Затем началось оживление уцелевших производственных мощностей, и с 1999 г. оформился восстановительный рост промышленного производства - примерно в том же темпе, что и в 1980-х гг., но на это возрождение теперь влияют внешние финансово-экономические кризисы. (В России в ходе реформы контингент промышленных рабочих сократился за 1990-2014 гг. более чем в 3 раза - с 17 до 5,3 млн человек.)

Если не делать акцент на кризисах второй половины XIX в., которые не только опираются на скудную статистическую базу, но и слишком далеки от сегодняшнего дня для того, чтобы порождать какие-либо ассоциации даже у специалистов по экономической истории, можно констатировать, что за XX-XXI вв. наша страна пережила ряд «разнокалиберных» промышленных кризисов. Вот их перечень (после года указан процентный спад по отношению к предкризисному «пику»): 1905 г. -6%; 1915-1920 гг.: совокупный спад -84% за шесть лет; 1941-1945 гг.: W-образный кризис со снижением производства в 1941-1942 гг., ростом в 1943-1944 гг. и новым спадом в 1945 г., со-

вокупный спад за пять лет -17%; 1979 г. -0,4%; 1989-1996 гг.: трансформационный спад, в совокупности на -56% за восемь лет; 1998 г. -4,8%; 2009 г. -9,3% (см. рис.).

оооооооооооооооо

чОГ-ЭОС^О - ГЧГ^-^^чОГ— ОО О О ■—

Рис. Индекс промышленного производства (1960 = 100), логарифмический масштаб (Российская империя / СССР / Россия, 1861-2012 гг.)

Рассмотрим основные характерные этапы развития позднесоветского периода [1-4 и др.]: 19711990 гг. - советский период достаточно стабильного промышленного роста с постепенным замедлением его среднегодовых темпов с 7% до 3%; 1991-1995 гг. - существенное падение промышленного производства, вызванное политическими реформами, распадом СССР, радикально-революционным изменением хозяйственного механизма промышленного производства. Итогом стало среднегодовое падение промышленного производства на 7,7%.

В дальнейшем промышленность развивается неравномерными темпами. С начала 2000-х годов промышленная политика в России претерпела ряд изменений, и к 2016 г. можно выделить 6 этапов в ее реализации [2, 12,14]:

• 2000-2003 гг. - политика структурной перестройки (восстановительный рост, мягкая регуляционная политика, тарифы естественных монополий, обменный курс, приоритет институциональных реформ);

• 2004-2007 гг. - вертикальная отраслевая политика, создание вертикально-интегрированных структур в государственном секторе, долгосрочное проектирование, создание институтов развития;

• 2008-2009 гг. - вертикальная компенсационная политика, поддержка крупных компаний, ручное управление, преференции;

• 2010-2011 гг. - технологическая промышленная политика (расширение механизмов стимулирования инноваций, внимание к улучшению бизнес-климата);

• 2012-2014 гг. - промышленная политика создания дополнительных рабочих мест;

• 2015-2016 гг. - разрыв международных цепочек добавленной стоимости, внутренняя и внешняя изоляция.

Развитие промышленности в России и в зарубежных странах осуществляется на основе разрабатываемой промышленной политики [3, 5, 12]. Мировой опыт прошлого века дает многочисленные примеры различных (как минимум трех) типов промышленной политики (таблица 1):

• экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции), она используется стратегия экспортоориентированного роста;

Таблица 1

Модели промышленной политики государства_

Экспортоориентированная Импортозамещающая Инновационная

Сущность Поощрение производств, ориентированных на экспорт. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Правительство проводит политику поддержки низкого валютного курса (налоговые и таможенные льготы, кредитование предприятий-экспортёров) Стратегия обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твердого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция) В основе - процесс экономического развития страны, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, опирающийся на новейшие тенденции технологического и общественного развития с использованием высокотехнологичного и капиталоемкого производства

Достоинства Включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям. Развитие сильных конкурентных отраслей экономики, обеспечивающих мультипликативный эффект развития остальных, «внутренних» отраслей, они являются основным поставщиком денежных средств в бюджет. Привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в национальную экономику Улучшение структуры платежного баланса. Нормализация внутреннего спроса. Обеспечение занятости. Развитие машиностроительного производства. Увеличение научного потенциала страны Поддержание научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене. Развитие образовательных институтов. Создание рабочих мест внутри страны. Стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения. Развитие машино-обрабатывающего комплекса

Недостатки Примитивизация структуры национальной промышленности. Рост коррупции во властных структурах. Отток людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности страны, что в долгосрочном плане может привести к ослаблению конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, замедлению темпов экономического роста и уменьшению уровня накапливаемых знаний Самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике. Возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран. Создание тепличных условий для национальных производителей. Необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах. Реализация собственной неконкурентоспособной продукции, что не идёт на пользу ни национальному производству, ни потребителям Необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности. Высокая роль государства в экономике страны. Необходимость большого количества высококвалифицированных кадров (возникает проблема их эффективной подготовки и переподготовки)

Примеры Успешно: Япония, Южная Корея, Чили, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Китай. Негативно: Венесуэла, Мексика СССР, КНДР Япония, Южная Корея

• внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности), используются стратегия импортозамещения, стратегия стимулирования внутреннего спроса;

• стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и невоспроизводимых ресурсов (нефть, лес и т.п.), используются стратегия роста за счет инвестиций, стратегия роста, основанная на научно-технологическом и инновационном развитии, стратегия роста, обусловленного ростом занятости.

Примерами первого типа могут служить Корея 1960-1980 гг., Китай 1980-1990 гг., отчасти Япония, Индия 1990 гг., Чили 1970-1980 гг. Ко второму типу относятся Индия 1960-1980 годов, Франция 1950-1970 гг., США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и - в определенной степени - Россия. Примерами третьего типа промышленной политики могут служить действия США, стран ОПЕК.

Ретроспектива развития промышленной политики [5-8, 14]

Если в 1950-1960-е гг. приоритетами государственной политики многих стран оставались индустриализация, компенсация провалов рынка, защита зарождающихся новых отраслей с опорой на потенциал государственного сектора, то в 1990-е гг. на первый план вышли существенные проблемы при проведении промышленной политики - провалы государства в реализации отдельных инициатив, искажения конкурентной среды, рентоориентированное поведение агентов. Как следствие, примерно с начала 1980-х гг. стала господствовать идеология либерализации торговли, приватизации, прямых иностранных инвестиций, особое значение приобрели структурные программы.

До начала 1990-х гг. промышленная политика государств включала в себя прямые меры воздействия, в том числе поддержку «чемпионов». 2000-е гг. ознаменованы переосмыслением роли государства, более сбалансированной оценкой провалов рынка, усилением внимания к стимулированию инноваций и развитию национальных инновационных систем. В первой половине десятилетия глубокое разочарование результатами прежней промышленной политики сменилось предъявлением спроса на нее со стороны правительств, в том числе в странах ЕС.

Основной целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей, обеспечение национальной безопасности. Эта цель, по нашему мнению, достигается путем выполнения следующих подцелей: эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в нужном количестве и должного качества для удовлетворения потребности жителей РФ и российского государства в этих товарах и услугах по приемлемым ценам; инновационное обновление технической базы и технологий в промышленности; обеспечение импортозамещения в стратегически важных сегментах промышленного производства (ОПК, высокотехнологические отрасли, машиностроение и пищевая промышленность); повышение уровня интеграции индустриального сектора в экономическую систему страны, мировое экономическое пространство; обеспечение процессов социализации индустриального производства; экологизация экономической деятельности промышленных предприятий.

Промышленная политика в России традиционно ассоциируется с чрезмерным вмешательством государства в экономику и защитой интересов отдельных крупных игроков, то есть воспринимается как некое опасное отступление от рыночных принципов. В таблице 2 представлены характерные черты промышленной политики России для различных периодов.

Заметим, что в конце 2014 г. был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике Российской Федерации» [16]. Основными инструментами промышленной политики в соответствии с этим документом должны стать специальный инвестиционный контракт, поддержка проектов, осуществляемая Фондом развития промышленности, создание промышленных парков, развитие приоритетных отраслей промышленности. В то же время, Федеральный закон № 488-ФЗ является рамочным документом, исполнение которого требует принятия дополнительных нормативных правовых актов более низкого уровня, которые бы прояснили выбор направлений и приоритетов промышленной политики, а также механизмы предоставления поддержки и их обоснованность в рамках соответствующих условий.

Таблица 2

Основные этапы реализации промышленной политики в России в 2000-х годах_

Период Приоритеты Характерные черты Ресурсы Модель взаимоотношений

2000- Развитие рыночных Мягкая регуляци- Восстановительный Высокий уровень персо-

2003 институтов и струк- онная политика рост, ограничен- нифицированности, прак-

турные реформы (виды налогов, тарифы естественных монополий, обменный курс) ность бюджетных средств тика встреч с крупным бизнесом. Активность со стороны бизнеса

2004- Диверсификация, Вертикальная от- Существенные бю- «Выстраивание вертика-

2007 стимулирование ин- раслевая политика, джетные ресурсы ли», государственный кон-

новаций долгосрочное проектирование, создание институтов развития троль. Институционали-зация доступа. Расширение числа субъектов формирования промышленной политики (институты развития)

2008- Обеспечение соци- Вертикальная ком- Резкое ужесточение Помощь в обмен на обяза-

2009 альной стабильности пенсационная по- бюджетных огра- тельства между государст-

литика, поддержка ничений вом и крупными компа-

крупных компаний, ниями

ручное управление, преференции

2010- Поиск новых источ- Технологическая Период бюджетной Расширение доступа к

2011 ников роста (иннова- промышленная по- умеренности, вы- рынку и конкуренция. По-

ции, модернизация, литика сокая неопределен- явление новых игроков,

структурная привати- ность расширение конкуренции

зация) предложений

2012- Реиндустриализация, Промышленная по- Усиление бюджет- Развитие новых коммуни-

2014 улучшение инвести- литика создания ных ограничений, каций (АСИ, открытое

ционного климата, дополнительных ограниченный рост правительство)

содействие развитию рабочих мест

новых высокотехно-

логичных секторов

2015 Устойчивое развитие Разрыв междуна- Ограничение дос- Развитие импортозамеще-

и поддержка эконо- родных цепочек тупа к финансовым ния, адресное субсидиро-

мики добавленной стои- рынкам и техноло- вание отраслей, селектив-

мости, внутренняя гиям ный характер поддержки

и внешняя изоля-

ция

Программы развития промышленности

Развитие промышленности и промышленная политика реализуются на основе программ развития промышленности. На данный момент в России реализуются 6 крупных программ развития промышленности (см. табл. 3) [1-4, 17, 18].

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» реализуется в 2012-2020 годах в 2 этапа: этап 1 - 2012-2015 годы, этап 2 - 2016-2020 годы. В Программе выделяется ряд групп отраслей, а сама программа включает 21 подпрограмму по развитию отраслей промышленности. Ожидаемые результаты реализации государственной программы:

• уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 50%, в 2020 годы 56,5%;

• обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10-12%);

• применение современных национальных стандартов и средств измерений позволит российским товаропроизводителям повысить экспорт их продукции на 5-7%;

• в совокупности использование национальных стандартов и обеспечение единства измерений в экономике России будут способствовать приросту ВВП на 1 -2% ежегодно;

• результатами реализации Программы для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы), будут: создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечение локализации в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций; формирование эффективной системы поддержки спроса; создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

Таблица 3

Программы развития промышленности_

Название Цель Срок реализации

Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» Создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники 2013-2025

Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны 2012-2020

Государственная программа Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» Повышение конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности посредством создания инфраструктуры для развития приоритетных направлений, интеграции в международный рынок и реализация инновационного потенциала 2013-2025

Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» Создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня 2013-2020

Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения» Достижение принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения 2013-2030

Государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе реализации инновационного потенциала и стимулирования развития оборонно-промышленного комплекса 2016-2020

Целевые индикаторы и показатели государственной программы: индекс промышленного производства, к предыдущему году; индекс промышленного производства к 2011 году; индекс производительности труда, к предыдущему году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал, к предыдущему году; индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест, % к предыдущему году; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства; инновационная активность организаций промышленного производства (доля организаций промышленного произ-

водства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве обследованных организаций); экспорт российских высокотехнологичных товаров; внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства); уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка эффективности программ развития промышленности[2-9, 12, 14]

Для оценки эффективности программы развития промышленности (далее - Программа) должна быть учтена специфика Программы (участие в ее реализации большого количества промышленных предприятий и организаций, преобладание в составе инвестиций затрат на НИОКР, использование значительных бюджетных средств, многообразие исходных данных и т.д.). Обязательным условием оценки эффективности Программы является полное выполнение запланированных на период ее реализации показателей (индикаторов) Программы, подпрограмм Программы, федеральных целевых программ.

Для оценки эффективности реализации Программы должны применяться: критерии экономической эффективности; критерии общественной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации государственной программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной форме. В свою очередь, критерии экономической эффективности могут быть определены по двум основным направлениям: интегральная эффективность, характеризующая достижение ключевых показателей по итогам реализации Программы; бюджетная эффективность, позволяющая оценить степень влияния экономики промышленности на консолидированный бюджет Российской Федерации в результате реализации Программы и соотношение бюджетных и внебюджетных затрат на мероприятия Программы.

Оценка степени реализации мероприятий Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) проводится посредством сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограмм и федеральных целевых программ по годам на основе ежегодных планов реализации Программы. Периодичность оценки эффективности выполнения Программы определяется периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей Программы. Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки выполнения мероприятий Программы и плана реализации Программы.

Степень достижения запланированных результатов предполагается измерять на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Программы с их плановыми значениями. Сопоставление значений индикаторов Программы производится по годам по каждому расчетному и базовому показателю. На плановый период указываются плановые значения по годам, а также целевое значение на среднесрочную перспективу с указанием года достижения этого значения. Оценка эффективности реализации Программы по основным направлениям определяется как уровень реализации каждого 1-го направления Программы, выраженный в процентах. Тогда интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется как среднее значение уровней достижения всех входящих в нее показателей (индикаторов).

Интегральная оценка эффективности Программы может быть рассчитана по следующим показателям (индикаторам) Программы: индекс роста объемов производства; динамика производства; индекс роста производительности труда; индекс роста инвестиций. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета и иных источников ресурсного обеспечения государственной Программы проводится путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Программы по каждому источнику ресурсного обеспечения.

Коэффициент участия государства является важным показателем бюджетной эффективности и определяется как отношение дисконтированной величины средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы за расчетный период, к дисконтированной величине суммарных затрат, осуществляемых за счет использования из всех источников финансирования за тот же период. Этот показатель характеризует степень финансового участия государства в реализации

Программы и учитывается при расчете бюджетного эффекта и других показателей бюджетной эффективности. Индекс доходности средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, определяется как отношение дисконтированной величины доходов бюджета, полученных от реализации Программы за расчетный период, к дисконтированной величине расходов бюджета за тот же период.

К основным критериям народно-хозяйственной эффективности можно отнести: укрепление национальной безопасности; повышение экологической безопасности; повышение качества жизни граждан; темп роста производительности труда в промышленности; повышение качества человеческого капитала отечественного промышленного комплекса за счет программ развития кадрового потенциала.

Таким образом, авторами рассмотрены вопросы оценки эффективности программ развития промышленности на основе анализа этапов развития промышленности России, подходов формирования промышленной политики в России и за рубежом и показателей для оценки эффективности программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Татаркин А.И. Инновационное развитие регионов России: теория, практика, управление. М.: Экономика, 2010.

2. Титов К.А. Формирование и реализация региональной промышленной политики: Дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2003.

3. Федоров В.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности / Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. СПб., 2010.

4. Хорошавин А.В. Формирование промышленной политики субъектом Российской Федерации: Дисс. ... д-ра экон. наук. Хабаровск, 2010.

5. Подшивалова М.М. Исследование основных направлений развития региональной промышленной политики // Современные аспекты экономики. 2013. № 10 (194).

6. Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике. М.: Наука, 2006.

7. Корпоративное управление / под ред. В.Г. Антонова. М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2010. 288 с.

8. Алексеев В.В., Сапоговская Л.В. Исторический опыт промышленной политики в России. Екатеринбург: Академкнига, 2012. 99 с.

9. Дубенецкий Я.Н. Активная промышленная политика: безотлагательная необходимость // Проблемы прогнозирования. 2003. № 1.

10. Подшивалова М.М. Актуальные аспекты формирования региональной промышленной политики // Проблемы современной экономики. 2014. № 1.

11. Бодрунов С.Д. Формирование стратегии реиндустриализации России. СПб.: ИНИР, 2015.

12. Бабкин А.В., Бахмутская А.В., Кудрявцева Т.Ю. Разработка эффективного механизма промышленной политики региона // Экономическое возрождение России. 2013. № 4 (38). С. 204-212.

13. Карлик А.Е., Комаров А.Г. Промышленная политика, кризис и посткризисное развитие промышленности Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2013. № 1. С. 77-84.

14. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Российская промышленность: текущее состояние и перспективы развития // Экономика и управление. 2014. № 5 (103). С. 39-44.

15. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642.

16. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в Российской Федерации».

17. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 2539-р.

18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 г. № 316 (в ред. от 29.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.