Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития Таможенного союза'

Проблемы и перспективы развития Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1377
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карась А.А., Лашкина Ю.С., Фомина Л.А.

Рассматривается Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, проблемы и перспективы его развития, а также анализ положительных и отрицательных последствий вступления Украины в Таможенный союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития Таможенного союза»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 339.543

А. А. Карась, Ю. С. Лашкина Научный руководитель - Л. А. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Рассматривается Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, проблемы и перспективы его развития, а также анализ положительных и отрицательных последствий вступления Украины в Таможенный союз.

На сегодняшний день многие страны, вне зависимости от своей территории и природных богатств, прибегают к различными формами интеграции, что позволяет облегчить ряд процессов во взаимодействии национальных хозяйств. Одной из таковых форм интеграции является таможенный союз. Таким образом, таможенный союз - это общая таможенная территория двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин во взаимных отношениях.

В 2011 году единая таможенная территория образовалась между такими странами, как Россия, Казахстан и Белоруссия. Данный союз подтвердил свою эффективность, в первую очередь, улучшением инвестиционного климата стран, входящих в организацию, также сократилось количество безработных и сложились более комфортные условия для ведения бизнеса.

За три года существования союза (2011, 2012, 2013) объем торговли между странами-участницами увеличился почти в два раза и составил 64,1 миллиарда долларов. Следует отметить, что общая сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая распределению между бюджетами стран Таможенного союза в 2013 году (в рублевом эквиваленте), составила 772,95 миллиарда рублей. Из них большая часть отошла России - 679,96 миллиарда, бюджет Казахстана получил 56,66 миллиарда, Белоруссии - 36,33 миллиарда [2].

Но несмотря на значительные успехи, остались не разрешены некоторые проблемы между странами, входящими в союз: не внедрен единый порядок обмена информации по уплате ввозных таможенных пошлин; непропорциональное формирование бюджета Таможенного союза (Россия имеет около 60 % голосов, у Беларуси и Казахстана - по 20 %, однако 90 % рынка Таможенного Союза принадлежит России, что не соответствует ее вкладу в него); для России характерно отсутствие единого перечня товаров, облагаемых пошлиной, остро стоит вопрос временного ввоза на территорию страны транспортных средств иностранцами, что приводит к увеличению задолженности по оплате таможенных платежей и пеней; контроль, осуществляемый на внешних границах Таможенного союза исключительно белорусскими и казахстанскими таможенниками; сохраняются проблемы с попытками внешних экспортеров использовать Белоруссию и Казахстан в качестве доступа к основе Таможенного союза - российскому рынку (более 90 %) (попытка Китая превратить рынок Белоруссии в своеобразный склад и финишное производство китайских товаров, которые смогут легально и беспошлинно

проникать на российский рынок, в большой степени это касается автосборочного производства).

О перспективах развития данного Таможенного союза можно сказать, что в ближайшее время, скорее всего, границы союза будут расширены за счет ряда потенциальных стран-участниц, которые уже объявили о своем намерении о вступлении в Таможенный союз: Армения, Турция, Киргизия, Таджикистан, Сирия, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия и Приднепровская Молдавская Республика [1].

На данном этапе, между представленными странами активно ведутся переговоры, касающиеся политических, экономических и социальных аспектов. Также интересен тот факт, что в большинстве своем, объединяются страны, когда-то входящие в состав СССР.

Россия также заинтересована во вступлении Украины в Таможенный союз, конечно же, это связано с продвижением нефти и газа российскими компаниями, а по отношению к другим странам получение своих «бонусов».

Для того чтобы ознакомиться с положительными и отрицательными сторонами интеграции в Таможенный союз Украины, обратимся к следующем возможным последствиям вступления Украины в Таможенный союз:

Плюсы Таможенного союза: восстановление кооперации - производственные цепочки времен СССР в промышленности будут частично восстановлены, это означает, что украинцам будут обеспечены рабочие места и стабильные заработки; нефть и газ дешевле - новый газовый контракт и снятие экспортных пошлин на нефть для Украины, но без гарантии; открытие рынка Таможенного союза - в рамках Таможенного союза ограничения на экспорт Украины будет невозможен; социальные плюсы: в случае реализации вышеперечисленного, увеличатся доходы населения и бюджета, уменьшится безработица, так как расширятся определенные сферы производства; российские кредиты - Москва готова предоставить кредиты вместо помощи от МВФ (3,5-4 % годовых).

Минусы Таможенного союза: импорт дороже -высокие пошлины на импорт из остальных стран сделают его дороже, а простому украинцу станут менее доступны европейские товары и будут активно продвигаться белорусские и российские; падение качества товаров - из-за закрытия границ и создания привилегий для своих производителей у последних пропадает стимул для улучшения своей продукции. В результате украинское население будет покупать менее качественные товары; непрозрачные правила - воз-

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

можность «нарваться» на ограничения, не прописанные никакими правилами; атака российского бизнеса - привилегированное положение российского бизнеса, несмотря на формальное равенство членов Таможенного союза; ограничение суверенитета - таможенная политика в случае вхождения в Таможенный союз передается в руки наднационального органа, и далеко не всегда в рамках этого органа Украина сможет отстоять свои интересы [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформировавшийся союз, включающий в себя Россию, Казахстан и Белоруссию, является довольно успешным проектом с широкими в будущем возможностями, хотя бы по количеству желающих вступить в него и по уже имеющимся результатам. Дальнейшая успешность данного проекта зависит от способов разрешения поставленных перед странами проблем. По поводу вступления Украины в Таможенный союз -сложный и спорной вопрос, для принятия решения необходимо рассчитать и более тщательно проанализировать возможные последствия и, в случае согласия

Украины о вступлении в Таможенный союз, разработать определенный подход по способу интеграции Украины в него.

Библиографические ссылки

1. Викепедия Свободная энциклопедия // wikipedia.org: Таможенный союз ЕврАзЭС. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%EC%EE%E6%E5 %ED%ED%FB%E9 (дата обращения: 29.03.2014).

2. Интернет-газета ДНИ.РУ // dni.ru: Таможенный союз принес России 6 трлн, 7.04.2014. URL: http://www.dni.ru/economy/2014/4/7/268531 .html (дата обращения: 8.04.2014).

3. СЕГОДНЯ.иа // segodnya.ua: Пять плюсов и минусов интеграции Украины в Таможенный союз или Евросоюз, 4.09.2013. URL: http://www.segodnya.ua/ economics/enews/Evropa-vs-SNG-458082.html (дата обращения: 29.03.2014).

© Карась А. А., Лашкина Ю. C., 2014

УДК 378.046.4

А. А. Касьянов Научный руководитель - В. В. Куимов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведен анализ системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации, в которой были выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Актуальность исследования вопросов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих определяется тем, что в современных условиях повышение эффективности государственных органов напрямую увязано с повышением уровня профессиональной подготовки и компетентности гражданских служащих. Стремительный рост постоянно усложняемых объемов профессиональных знаний, быстрые изменения профессиональной среды и квалификаций побуждают к пересмотру периодичности повышения профессиональной квалификации гражданских служащих в сторону ее снижения.

В последние годы заметно возросли требования к государственной и муниципальной службе со стороны органов власти и гражданского общества. Современные методы планирования и регламентации труда служащих пока не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством о государственной и муниципальной службе механизмы стимулирования служащих реализуются не в полной мере.

Безусловно, задача обеспечения необходимого профессионального уровня кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления реализуется посредством системы профессиональной переподготовки кадров и повышения квалификации служащих.

Кроме того, своевременная и качественная переподготовка и повышение квалификации служащих является важнейшим фактором результативной деятельности органа государственной власти и местного самоуправления любого уровня. Обучение способствует увеличению диапазона теоретических знаний, практических умений и навыков специалистов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [1] гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Одно из основных требований к гражданскому служащему - поддержание им уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей (ст. 15 Закона). То есть в течение своей профессиональной деятельности он обязан проходить дополнительное профессиональное образование.

Частью 1 ст. 62 Закона о государственной гражданской службе определяются формы получения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.