можность «нарваться» на ограничения, не прописанные никакими правилами; атака российского бизнеса - привилегированное положение российского бизнеса, несмотря на формальное равенство членов Таможенного союза; ограничение суверенитета - таможенная политика в случае вхождения в Таможенный союз передается в руки наднационального органа, и далеко не всегда в рамках этого органа Украина сможет отстоять свои интересы [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сформировавшийся союз, включающий в себя Россию, Казахстан и Белоруссию, является довольно успешным проектом с широкими в будущем возможностями, хотя бы по количеству желающих вступить в него и по уже имеющимся результатам. Дальнейшая успешность данного проекта зависит от способов разрешения поставленных перед странами проблем. По поводу вступления Украины в Таможенный союз -сложный и спорной вопрос, для принятия решения необходимо рассчитать и более тщательно проанализировать возможные последствия и, в случае согласия
Украины о вступлении в Таможенный союз, разработать определенный подход по способу интеграции Украины в него.
Библиографические ссылки
1. Викепедия Свободная энциклопедия // wikipedia.org: Таможенный союз ЕврАзЭС. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%EC%EE%E6%E5 %ED%ED%FB%E9 (дата обращения: 29.03.2014).
2. Интернет-газета ДНИ.РУ // dni.ru: Таможенный союз принес России 6 трлн, 7.04.2014. URL: http://www.dni.ru/economy/2014/4/7/268531 .html (дата обращения: 8.04.2014).
3. СЕГОДНЯ.иа // segodnya.ua: Пять плюсов и минусов интеграции Украины в Таможенный союз или Евросоюз, 4.09.2013. URL: http://www.segodnya.ua/ economics/enews/Evropa-vs-SNG-458082.html (дата обращения: 29.03.2014).
© Карась А. А., Лашкина Ю. C., 2014
УДК 378.046.4
А. А. Касьянов Научный руководитель - В. В. Куимов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проведен анализ системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации, в которой были выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Актуальность исследования вопросов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих определяется тем, что в современных условиях повышение эффективности государственных органов напрямую увязано с повышением уровня профессиональной подготовки и компетентности гражданских служащих. Стремительный рост постоянно усложняемых объемов профессиональных знаний, быстрые изменения профессиональной среды и квалификаций побуждают к пересмотру периодичности повышения профессиональной квалификации гражданских служащих в сторону ее снижения.
В последние годы заметно возросли требования к государственной и муниципальной службе со стороны органов власти и гражданского общества. Современные методы планирования и регламентации труда служащих пока не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством о государственной и муниципальной службе механизмы стимулирования служащих реализуются не в полной мере.
Безусловно, задача обеспечения необходимого профессионального уровня кадрового состава органов государственной власти и местного самоуправления реализуется посредством системы профессиональной переподготовки кадров и повышения квалификации служащих.
Кроме того, своевременная и качественная переподготовка и повышение квалификации служащих является важнейшим фактором результативной деятельности органа государственной власти и местного самоуправления любого уровня. Обучение способствует увеличению диапазона теоретических знаний, практических умений и навыков специалистов.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [1] гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Одно из основных требований к гражданскому служащему - поддержание им уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей (ст. 15 Закона). То есть в течение своей профессиональной деятельности он обязан проходить дополнительное профессиональное образование.
Частью 1 ст. 62 Закона о государственной гражданской службе определяются формы получения
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
дополнительного профессионального образования гражданским служащим - это профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ [2] муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Это означает, что в муниципальном образовании должны быть урегулированы вопросы периодичности, задач, форм обучения, порядка его планирования, муниципальных минимальных стандартов в этой области, нормирования расходов на повышение квалификации и другие вопросы, обеспечивающие муниципальному служащему его право на повышение квалификации, т. е. являющиеся правовыми гарантиями реализации предоставленного законом права. Обязанности муниципального образования по повышению квалификации муниципального служащего, установленные муниципальным правовым актом (актами), являются расходными обязательствами местного бюджета. При формировании бюджета, в него должны быть включены расходы на исполнение данного обязательства. Это требует очень тщательного планирования повышения квалификации муниципальных служащих, причем не на один год, а как минимум на среднесрочную перспективу.
Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка) предоставляет возможность государственным гражданским и муниципальным служащим:
- приобрести дополнительные знания и навыки, необходимые для осуществления нового вида профессиональной служебной деятельности (профессиональная переподготовка);
- обновить знания и совершенствовать навыки в связи с повышением требований к уровню квалификации служащих, освоить новые способы решения профессиональных задач (повышение квалификации);
- закрепить теоретические знания, приобрести практические навыки и умения для эффективного использования их при исполнении государственными гражданскими и муниципальными служащими должностных обязанностях (стажировка);
- получить навыки эффективных коммуникаций в деловом, профессиональном и личном общении;
- получить навыки анализа ситуации, оценки ресурсов и поведения в кризисных и конфликтных ситуациях, презентационные навыки;
- ознакомиться с тенденциями развития государственного и муниципального управления, технологиями эффективности;
- обсудить наиболее актуальные темы, затрагивающие сферу служебной деятельности с ведущими преподавателями, специалистами - практиками, а также с другими участниками обучения.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства,
которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Переподготовка и повышение квалификации осуществляются в высших учебных заведениях - университетах, академиях, институтах.
Образовательные программы определяют содержание повышения квалификации, переподготовки. Они включают учебный и учебно-методический планы, программы учебных дисциплин. В программах учебных дисциплин раскрывается основное содержание изучаемых тем, формулируются контрольные задания, указываются методические рекомендации и пособия по изучению дисциплин, литература и т. д.
Повышение квалификации специалистов в образовательном учреждении может проводиться с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Основными принципами переподготовки и повышения квалификации являются:
- обязательность;
- периодичность;
- целевая направленность.
По окончанию курса учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
- удостоверение о повышении квалификации -лицам, прошедшим краткосрочное обучение или участвовавшим в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации -лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 100 часов.
Порядок организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Красноярского края и лиц, замещающих государственные должности Красноярского края определен Постановлением Совета администрации Края от 28 июня 2006 г. № 191-п [3].
Управление кадров и государственной службы Совета администрации края ежегодно в первом квартале текущего года формирует перечни тем (образовательных модулей) и программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц на очередной год и согласует их с Советом по вопросам государственной службы Красноярского края.
Перечни тем (образовательных модулей) и программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации должностных лиц на очередной год утверждаются распоряжением Совета администрации края.
Управление кадров и государственной службы в соответствии с перечнями тем (образовательных модулей) и программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации направляет в Законодательное Собрание Красноярского края, Счетную палату Красноярского края, Избирательную комиссию Красноярского края, исполнительные органы государственной власти Красноярского края и структурные подразделения аппарата Совета администрации Красноярского края предложения о представлении заявок на профессиональную переподготовку и повышение квалификации должностных лиц на очередной год.
Государственные органы и подразделения до 1 апреля текущего года представляют в управление кадров и государственной службы Совета администрации края заявки по установленным формам. Управление кадров и государственной службы Совета администрации края на основании заявок до 1 мая текущего года формирует проект сметы соответствующих расходов и направляет его в управление делами администрации Красноярского края для включения расходов в проект закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации должностных лиц осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, определенных на конкурсной основе управлением делами администрации Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Касаясь системы дополнительного образования муниципальных служащих, представленный выше список дополнят такие проблемы, как:
- отсутствие ориентации программ и курсов повышения на решение конкретных проблем муниципальных образований;
- отсутствие взаимодействия между исполнительным органом МСУ и вузом в организации, и главное, планировании дополнительного образования муниципальных кадров, что приводит к невозможности образовательного учреждения оценить применение полученных служащим знаний на практике;
- вынужденная ориентация, прежде всего, на имеющийся в вузе кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава, который не всегда удовлетворяет требованиям, обусловленным спецификой обучения взрослых людей, имеющих опыт практической работы.
Решение перечисленных проблем требует разработки системы управления профессиональной подготовкой государственных и муниципальных служащих, под которой автор понимает целенаправленную, научно-обоснованную деятельность руководителей государственных и муниципальных органов власти, направленную на достижение высокого уровня профессиональной подготовки муниципальных кадров, посредством воздействия на образовательные учреждения и персонал органов местного самоуправления.
Под системой управления профессиональной подготовкой муниципальных кадров следует понимать понимает взаимодействие и взаимозависимость обозначенных выше объекта и субъекта управления, включая организационную структуру, механизм функционирования (цели, функции, методы и принципы). Одной из приоритетных задач системы является разработка и реализация государственной и местной политики подготовки и профессионального роста государственных и муниципальных служащих.
Реализация мероприятий такой политики должна осуществляться с закреплением задач по их исполнению за конкретным субъектом управления профессиональной подготовкой государственных и муниципальных служащих, что позволит повысить уровень ответственности за их выполнение и осуществить контроль.
Библиографические ссылки
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.).
2. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
3. Порядок организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Красноярского края и лиц, замещающих государственные должности Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.kadry24.ru/competent/profpodgotovka (дата обращения: 29.03.2014).
© Касьянов А. А., 2014