Научная статья на тему 'О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих в Краснодарском крае'

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резник В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих в Краснодарском крае»

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации высказываются мнения о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования порядка осуществления конкурсных процедур.

Резник В.И., начальник управления кадровой политики администрации Краснодарского края

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских и муниципальных служащих в Краснодарском крае

В числе важнейших направлений административной реформы и реформирования государственной гражданской и муниципальной службы важнейшее место занимает проблема повышения уровня профессионализма и компетентности кадрового состава органов государственного управления и местного самоуправления. Без этого нельзя достигнуть поставленной цели -создания инновационного общества и реализовать совершенно новые требования к системе управления, обеспечить продуктивность действий по социально-экономическим и политическим преобразованиям, по укреплению безопасности России

Общенациональной стратегией формирования и развития кадрового потенциала является государственная кадровая политика, без взаимодействия с которой, а, следовательно, и без соответствующего кадрового обеспечения практически не реально решение экономических социальных и политических задач.

Кадры государственной гражданской и муниципальной службы - это конкретные люди, к профессиональной квалификации которых предъявляются высокие требования.

Исторический опыт свидетельствует, что из всех ресурсов государства - материальных, природных, финансовых - кадровый ресурс, т.е. человеческий, является самым значимым. Кадровый потенциал общества рассматривается в качестве ключевого фактора не только социально-экономического развития, но и фактора, определяющего эффективность государственного управления в стране. Ведь только от кадров - людей с их профес-

сионализмом, квалификацией и опытом - зависит успех дела в любой сфере жизнедеятельности.

Именно этим обусловлена активизация внимания на федеральном, региональном и местном уровне, которое отводится в последнее время вопросам повышения профессиональных знаний и умений управленцев всех уровней.

Повышение уровня профессиональных знаний и умений является и правом1 и обязанностью2 гражданского служащего, а также правом3 и обязанностью4 муниципального служащего. Аналогичные права и обязанности зафиксированы и в законах Краснодарского края о государственной гражданской и муниципальной службе.

Обеспечение органов государственного управления и местного самоуправления профессионально подготовленными и ответственными кадрами весьма сложный и многоаспектный процесс. Важная роль в развитии профессионального и творческого потенциала каждого государственного гражданского и муниципального служащего отводится системе дополнительного профессионального образования.

Сам процесс организации профессиональной подготовки и повышения квалификации служащих требует грамотного управления, систематического анализа кадровой ситуации, финансовых, материальных, методических, кадрово-педагогических ресурсов.

В Краснодарском крае регулярно, в мониторинговом формате, 2 раза в год, проводится работа по изучению кадрового состава органов государственной и муниципальной власти. На основе этого анализа, в целях поддержания должного уровня профессионализма государственных гражданских и муниципальных служащих Краснодарского края, составляется план их обучения на соответствующий период.

Обучение государственных гражданских служащих ведется по следующим направлениям:

1 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». П.11.Ч.1. Ст.14.

2 Там же. П.6. Ч.1. Ст.15.

3 Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». П.7. Ч.1. Ст.11.

4 Там же. П.5. Ч.1. Ст. 12.

- профессиональная переподготовка в объеме от 502 до 1000 часов проводится в целях адаптации государственных гражданских служащих к новой профессиональной деятельности;

- повышение квалификации в объеме от 72 до 500 часов, проводимое для обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач;

- стажировка, основной целью которой является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. В настоящее время в Краснодарском крае этот вид подготовки реализуется как часть программ профессиональной переподготовки;

- внутриорганизационное обучение - программы объемом до 72 часов, проводимые с участием заместителей главы администрации Краснодарского края, руководителей структурных подразделений администрации края и органов исполнительной власти, краевых управлений и ведомств, направленных на выработку у слушателей конкретных профессиональных знаний и навыков.

Переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих осуществляется на основании государственного заказа, ежегодно утверждаемого постановлением главы администрации края.

Отбор образовательных учреждений для размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование производится в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на конкурсной основе. Для того, чтобы победить в конкурентной борьбе, вузу-участнику конкурса необходимо обеспечивать высокий уровень образования. Этого невозможно добиться без постоянного обновления учебных программ, внедрения прогрессивных учебных технологий, подбора преподавателей высокой квалификации.

Обязательными требованиями к образовательным программам, представленным на конкурс вузами, являются: практическая направленность обучения (не менее 30% учебного времени должно быть отведено на практические занятия); обеспеченность

квалифицированным научно-педагогическим составом (не менее 30% преподавателей, привлеченных к реализации образовательной программы, должны иметь ученую степень); обеспеченность программ комплектом учебно-методической литературы по теме курса.

Начиная с 2003 г. по настоящее время на обучение государственных гражданских служащих из краевого бюджета выделено 13700 тыс. руб. (табл. 1).

Таблица 1

Средства, выделенные на обучение государственных гражданских служащих, тыс.руб.

Программы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (план)

Повышение квалификации 800 800 1175 1355 1700 2390

Переподготовка 1400 1300 1325 1345 2150 1610

Семинары 110 200 250 150 150 -

Итого 2200 2300 2500 2700 4000 4000

За период с 2003 по 2007 гг. в общей сложности реализовано 57 образовательных программ. По окончанию обучения слушателям выдаются документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании. Кроме этого, проведены 24 практических семинара, организованных администрацией края для руководителей и специалистов органов исполнительной власти края. Особое место и по объему образовательной подготовки и по использованию различных форм обучения занимает постоянно действующий семинар «Школа государственного служащего» для впервые принятых на государственную гражданскую службу края. Цель «Школы...» - помочь новому государственному гражданскому служащему быстрее адаптироваться к новой работе, выработать навыки работы со служебной документацией, изучить основные положения, регламентирующие деятельность государственных гражданских служащих.

В общей сложности за период с 2003 по 2007 год обучение прошло 3053 человека (табл. 2).

Таблица 2

Количество государственных гражданских служащих, прошедших дополнительное обучение, чел.

Программы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (план)

Повышение ква- 103 30 184 152 330 350

лификации

Переподготовка 75 78 67 64 80 110

Семинары 310 250 467 493 370 380

Итого 488 358 718 709 780 840

Необходимо также отметить, что по сравнению с 2003 г. в 2007 г. общее количество обучаемых возросло на 59%, в том числе количество специалистов, прошедших повышение квалификации, выросло более чем в 3 раза.

Основные специальности, по которым ежегодно проводится обучение государственных гражданских служащих в учебных заведениях: «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Экономика и бухгалтерский учет», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Правовое обеспечение государственной службы», «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Организация работы кадровой службы» (табл. 3).

Таблица 3

Направления обучения, реализуемого в вузах

Год ГМУ Юридическое Экономическое

Всего ПП * ПК ** Все го ПП ПК Всего ПП ПК

2003 61 31 30 27 27 - 42 - 42

2004 58 33 25 33 33 - - - -

2005 83 29 54 17 17 - 1 1 -

2006 80 30 50 55 30 25 51 1 50

2007 270 60 210 50 20 30 30 - 30

* ПП - профессиональная переподготовка ** ПК - повышение квалификации

Государственные гражданские служащие направляются на обучение в ведущие вузы страны и края:

- Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС);

- Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы (ИПК РАГСа);

- Академию народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ);

- Северо-Кавказскую академию государственной службы (СКАГС);

- Кубанский государственный университет;

- Кубанский государственный технологический университет.

В последние годы значительно активизировалась работа по обучению муниципальных служащих. В связи с проведением в крае организационно-штатных мероприятий, обусловленных структурными изменениями в системе органов местного самоуправления Краснодарского края и направленных на повышение уровня управляемости и эффективности деятельности органов краевой и местной власти, произошло увеличение численности служащих. С 2005 до начала 2008 гг. только в органах местного самоуправления число служащих увеличилось с 7634 до 9129 чел.

В Краснодарском крае уже к 1 января 2006 г. завершилось организационное формирование местного самоуправления в соответствии с моделью, определенной Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Были избраны главы городских и сельских поселений, депутаты представительных органов местного самоуправления, на муниципальную службу пришло большое количество новых работников. Проведенный анализ образовательного уровня муниципальных служащих выявил, что около 60 процентов муниципальных служащих нуждались в повышении квалификации или профессиональной переподготовке.

Учитывая отмеченную ситуацию, была принята краевая целевая программа «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края» на 2006-2008 гг., Этот период совпадает с переходным периодом реализации реформы системы органов местного самоуправления в крае.

Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих края реализуется как система не-

прерывного профессионального обучения, основной чертой которой является параллельность обучения, выраженная в том, что слушатель обучается, соединяя профессиональную деятельность с образовательной.

В целях совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих края, во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 17.11.2003г. №1115 «О перечне мероприятий по повышению эффективности государственной службы Краснодарского края на 2003-2005 годы» предпринят ряд мер по повышению эффективности обучения государственных гражданских служащих, а именно:

- начиная с 2003 г. обязательной частью профессиональной переподготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление» стала выездная воскресная школа для слушателей, являющаяся по своей сути углубленным двухдневным тренингом, на котором отрабатываются навыки практического использования знаний, полученных в ходе основного курса программы;

- с 2004 г. обязательной частью программ профессиональной переподготовки стала стажировка государственных гражданских служащих;

- начиная с 2004 г. обязательным элементом всех программ повышения квалификации стала защита выпускной работы и сдача единого теста. Кроме того, обязательным условием при отборе образовательных программ стала их практическая направленность и возможность адаптации под конкретную целевую аудиторию;

- в 2005-2006 г. был проведен ряд ситуационных тренингов для руководителей администрации и органов исполнительной власти края, направленных на выработку практических навыков действий в конкретных ситуациях: «Ведение переговоров», «Конфликты и пути их разрешения», «Деловое общение», «Профессиональное развитие государственных служащих» и др.;

- предприняты попытки более широкого внедрения дистанционных форм обучения. В 2006 г. 3 сотрудника администрации края прошли курс повышения квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по теме: «Организация учебного процесса с использованием электронных учебно-методических комплексов». В настоящее время эти тех-

нологии отрабатываются в рамках реализации краевой целевой программы «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края» для обучения муниципальных служащих. Наработанный опыт будет использован для более широкого внедрения систем дистанционного обучения государственных гражданских служащих;

- в 2007 г. проведен специальный курс повышения квалификации «Административная реформа в Российской Федерации» для руководителей органов исполнительной власти края, ответственных за ее реализацию;

- в настоящее время реализуется пилотный проект дистанционного обучения государственных гражданских служащих края в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по двум актуальным образовательным программам: «Электронное правительство» и «Административная реформа и проблемы государственного управления».

Проведенные мероприятия по модернизации образовательного процесса позволили усилить прогнозно-аналитическую и организационную работу по формированию заказа на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих, увеличить финансирование дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих в 2007 г. практически в 2 раза по сравнению с 2003 г. увеличить ежегодное число обучаемых в этом же периоде более чем в 1,5 раза.

Открытый конкурсный отбор образовательных программ позволил значительно повысить требования к их теоретическому и практическому содержанию, привлечь к их реализации большее количество преподавателей-практиков, имеющих опыт работы в органах государственной власти. В результате реализуемые программы позволяют включить так называемый «мотивационный механизм» у государственных гражданских служащих, так как, с одной стороны, они ориентированы на формирование позитивного отношения служащих к принципам государственной гражданской службы (это: открытость госслужбы, равный доступ поступления на службу, конкурсная основа замещения вакантной должности, правовая регламентация служебной деятельности государственных гражданских служащих и др.). С другой стороны содержание программ обучения усиливает мотивационный эффект

через рассмотрение современных квалификационных требований к знаниям и навыкам государственных гражданских служащих, т.е. через формирование профессиональных и деловых качеств служащих, необходимых и востребованных в современных условиях, через демонстрацию непосредственной связи обучения с продвижением по карьерной лестнице.

28 декабря 2006 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин издал Указ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» №1474, направленный на устранение дефицита профессионалов на гражданской службе.

Идеологическая цель этого документа - способствовать усилению доверия граждан к органам власти и управления, улучшению качества предоставляемых обществу государственных услуг. Разработчики указа исходили из необходимости максимально эффективно «отработать» затраты налогоплательщика на обучение государственных служащих.

Базовый принцип непрерывности дополнительного профессионального образования воплощен в указе нормой обязательного повышения квалификации, не реже одного раза в три года.

С введением индивидуального плана профессионального развития, разрабатываемого государственным служащим сроком на три года, кадрам госаппарата предоставлена возможность выбрать интересующие их образовательные программы, а также спрогнозировать карьерное продвижение путем повышения профессионального уровня. Тем самым государственный служащий сам намечает ясную цель в получении конкретных знаний. Несомненно, это сделает его заинтересованным участником образовательного процесса, повысит мотивацию, личную ответственность за результат, что особенно важно в период реформирования государственной гражданской службы.

Разумеется, при составлении индивидуального плана профессионального развития государственный служащий руководствуется, прежде всего, стратегией государственного органа на ближайшую и среднесрочную перспективу, исходит из задач, стоящих перед его подразделением, и выполняемых им функций.

В качестве еще одной правовой новеллы выступают положения указа о ведомственных программах профессионального развития государственных гражданских служащих. Программа -

это рабочий инструмент кадровой службы государственного органа, который дает возможность системно решать вопросы обучения и карьерного продвижения государственных служащих, четко сформулировать задачи в области дополнительного профессионального образования.

Утверждение требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных служащих и адекватных им экономических нормативов стоимости образовательных услуг на дополнительное образование, разработка которых предусмотрена указом, позволит, с одной стороны, усилить спрос с учебных заведений за качество предоставляемых образовательных услуг, с другой - эти услуги по достоинству будут оплачены государством с учетом их реальной рыночной стоимости. Принятие соответствующих нормативных правовых актов позволит сформировать единую систему дополнительного профессионального образования кадров на федеральном и региональном уровнях.

Новой масштабной задачей в Краснодарском крае стала профессиональная подготовка кадров для органов местного самоуправления в связи с формированием органов местного самоуправления в соответствии с моделью, определенной Федеральным Законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

В этой связи в крае была принята краевая целевая программа «Система кадрового обеспечения органов управления Краснодарского края» на 2006-2008 гг., с общим объемом финансирования 36 550 тыс. рублей.

Стратегическая цель программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края путем обеспечения органов управления квалифицированными кадрами.

В задачи программы входят:

- координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов управления Краснодарского края;

- разработка и реализация эффективных образовательных программ подготовки кадров.

За 2 года реализации программы обучение по 19 образовательным программам повышения квалификации и переподготовки прошли 2666 муниципальных служащих, в том числе главы

городских и сельских поселений, финансовые сотрудники поселений, другие категории муниципальных служащих (табл. 4, 5, 6).

Таблица 4

Средства, выделенные на подготовку муниципальных слу-_жащих в 2006-2008 гг., тыс.руб. _

Программы 2006 г. 2007 г. 2008 г. (план)

Повышение квалифи- 5250,0 8775,0 9475,0

кации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переподготовка 4500,0 3125,0 5425,0

Итого 9750,0 11900,0 14900,0

Таблица 5

Количество муниципальных служащих, прошедших дополнительное обучение в 2006-2008 гг., чел.

Программы 2006 г. 2007 г. 2008 г. (план)

Повышение квалификации 1029 852 1000

Переподготовка 180 125 217

Семинары 200 280 250

Итого 1409 1257 1467

Таблица 6

Направления обучения муниципальных служащих

Год ГМУ Юридическое Экономическое

Всего ПП* ПК** Все го ПП ПК Всего ПП ПК

2006 386 100 286 - - - 1123 80 1043

2007 702 50 652 50 50 - 325 25 300

2008 план 1049 145 904 100 50 50 100 50 50

Итого 2137 295 1842 150 100 50 1548 155 1393

* ПП - профессиональная переподготовка

** ПК - повышение квалификации

Реализованные образовательные программы были отобраны в результате открытого конкурса. Главным требованием, предъявляемым к образовательным программам, была их практическая направленность. В этой связи, не менее 40% учебного времени в

каждой программе отводилось на семинары и практические занятия, которые проводили руководители и специалисты администрации края, органов исполнительной власти края, Законодательного Собрания края, других ведомств.

Качество разработанных и реализованных образовательных программ подтверждено на VII Всероссийском конкурсе учебных программ и учебно-методических планов профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации, проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации. По итогам конкурса программы «Основы муниципального менеджмента», «Управление муниципальным имуществом», «Формирование бюджета в условиях реформирования финансов» признаны победителями, остальные учебные программы отмечены дипломами за актуальность и практическую направленность.

Во время обучения каждому слушателю была предоставлена возможность индивидуальных консультаций с преподавателями, выданы методические и обучающие материалы. Обязательным условием обучения было выполнение итоговой аттестационной работы в форме экзамена, курсовой или дипломной работы, что позволило слушателям закрепить и систематизировать знания, полученные в ходе обучения.

Реализация данной программы позволила создать единую систему подготовки кадров для органов местного самоуправления Краснодарского края, базирующуюся на едином образовательном стандарте, подразумевающую создание единого центра координации подготовки кадров. В рамках настоящей программы эту функцию выполняет координатор программы - управление кадровой политики администрации края. Координатор программы изучает ситуацию с дополнительным профессиональным образованием путем проведения кадрового мониторинга в органах муниципальной власти, определяет потребность в подготовке кадров, совместно с вузами разрабатывает программы дополнительного профессионального образования, имеющие практическую направленность и основанные на реальных образовательных потребностях муниципальных служащих, организовывает размещение государственного заказа в образовательных учреждениях.

Таким образом, создана и функционирует система, объединяющая в себе единый координирующий центр, образовательные возможности учебных заведений, направленные на удовлетворение реальных потребностей в дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих края.

Созданная система позволяет:

- координировать подготовку и повышение квалификации кадров органов управления Краснодарского края;

- разрабатывать и реализовывать актуальные и практически ориентированные образовательные программы;

- повышать качественный уровень исполнения служащими органов местного самоуправления своих должностных обязанностей.

Повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих в значительной степени обусловлено совершенствованием содержания учебных планов и учебных программ, наличием высококвалифицированных преподавателей, выбором форм и методов обучения, количеством образовательных учреждений, специализирующихся в области оказания услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих, актуализацией и оптимизацией учебного процесса, то есть качеством образования.

Вместе с тем, основной проблемой существующей на сегодня системы дополнительной профессиональной подготовки и повышения квалификации служащих является увеличение финансовых затрат, обусловленное как ростом числа обучающихся, так и увеличением стоимости обучения.

В этой связи необходим более качественный подход к освоению бюджетных средств, выделенных на профессиональную подготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих, а также более широкое внедрение дистанционного обучения, позволяющего наряду с увеличением общего числа обучающихся снижать стоимость обучения без ущерба для качества образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.