Научная статья на тему 'Практика подготовки кадров для государственной и муниципальной службы'

Практика подготовки кадров для государственной и муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ПРАКТИКА / РЕЗЕРВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильчинская Ольга Витальевна

В статье рассмотрены проблемы формирования кадрового потенциала в органах местного самоуправления. Выделены причины низкого трудоустройства выпускников вузов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» на муниципальную службу. Рассмотрен опыт организации практики (стажировки) студентов по Краснодарскому краю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF TRAINING FOR STATE AND MUNICIPAL SERVICES

The article deals with the problem of the formation of personnel potential in the local government agencies. It is marked the reasons of low level job opportunity of graduators of college as a specialists of «State and municipal management» for municipal service. It is considered the experience students practice organizing on the Krasnodar territory.

Текст научной работы на тему «Практика подготовки кадров для государственной и муниципальной службы»

УДК 352 (075) О.В. Вильчинская

Olga Vilchinskaya

ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования кадрового потенциала в органах местного самоуправления. Выделены причины низкого трудоустройства выпускников вузов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» на муниципальную службу. Рассмотрен опыт организации практики (стажировки) студентов по Краснодарскому краю.

Ключевые слова: кадры, резерв, государственная гражданская служба, муниципальная служба, практика.

THE PRACTICE OF TRAINING FOR STATE AND MUNICIPAL SERVICES

Annotation. The article deals with the problem of the formation of personnel potential in the local government agencies. It is marked the reasons of low level job opportunity of graduators of college as a specialists of «State and municipal management» for municipal service. It is considered the experience students practice organizing on the Krasnodar territory. Keywords: staff, reserve, state civil service, municipal service, practice.

Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а, следовательно, изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. В условиях совершенствования системы государственного управления и развития местного самоуправления особо актуальным является проблема формирования кадрового потенциала и обеспечение системности практической подготовки кадров, способных эффективно работать в органах государственного и муниципального управления. Особое значение проблема подготовки и переподготовки работников органов местного самоуправления и муниципальных организаций приобретает в условиях модернизации экономики и управления, реформы бюджетных учреждений и совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время в органах местного самоуправления в Российской Федерации занято около 718 тыс. чел., в том числе:

- 236 тыс. чел. - депутаты представительных органов муниципальных образований;

- 482 тыс. чел. - работники органов местного самоуправления, среди которых 341 тыс. чел. муниципальные служащие [2].

Высшее образование имеют:

1) 68 % глав муниципальных образований, в том числе: 25,4 % - высшее техническое; 4,6 % - высшее юридическое; 38,8 % - иное высшее образование;

2) 50,8 % депутатов, в том числе: 38,0 % - иное высшее образование; 6,6 % - высшее экономическое; 3,5 % - высшее юридическое; 2,5 % по специальности «Государственное и муниципальное управление»;

3) 75,5 % муниципальных служащих, в том числе: 21,1 % - высшее экономическое; 21,1 % -высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление»; 9,8 % -высшее юридическое; 39,3 % - иное высшее образование [2].

Вместе с тем, именно на местном уровне по объективным причинам наиболее остро ощущается кадровый голод. Муниципальная служба не является достаточно привлекательной для высококвалифицированных специалистов, во многих муниципалитетах наблюдается высокий уровень текучести кадров. Так, например, в администрации муниципального образования город Новороссийск и

© Вильчинская О.В., 2015

ее структурных подразделениях за 2012 г. текучесть кадров составила 92 % от штатной численности 517 чел. В районных администрациях этот показатель выше.

Анализ сложившейся ситуации показал, что основными причинами высокой текучести кадров в органах местного самоуправления являются:

- неготовность кандидатов работать в команде;

- непоследовательность в организации работы, и, как следствие, неумение планировать и организовать работу подчиненных;

- неумение организовать взаимодействие по проблемным отраслевым вопросам с другими структурными подразделениями администрации;

- неготовность к ненормированному рабочему дню;

- формальный подход руководителей структурных подразделений при подборе специалистов для рассмотрения на Рабочей группе; к назначению предлагаются некомпетентные специалисты без соответствующих навыков, опыта работы и образования; зачастую кандидаты не ознакомлены с должностными обязанностями, не имеют представления о том, чем они должны заниматься;

- низкая исполнительская дисциплина руководителей структурных подразделений;

- недостаточная работа по формированию резерва кадров.

Одной из эффективных мер устранения этой проблемы является формирование качественного кадрового резерва на муниципальном уровне. Это поиск и подготовка талантливых служащих и руководителей, обеспечение условий для постоянного роста их квалификации и максимального использования их возможностей. Резерв создается с целью обеспечения стабильности всех звеньев муниципальной службы, высокой эффективности исполнения муниципальных должностей, является стимулом повышения профессионализма и деловой активности муниципальных служащих.

На сегодняшний день необходимо формирование социального слоя профессионально подготовленных и нравственно воспитанных муниципальных служащих, способных гарантировать высокую социальную эффективность и безупречность работы органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Выступая на заседании Центрального совета Всероссийского совета местного самоуправления министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев отметил кадровую проблему местного самоуправления как одну из основных: «сегодня в муниципальных органах власти работает 482 тыс. человек. Именно на этом уровне наиболее остро ощущается кадровый голод. Непривлекательность муниципальной службы обусловлена как низкой оплатой труда, так и невысоким потолком для профессионального роста и отсутствием кадровых лифтов. Поэтому повышение стимулов, подготовка и переподготовка кадров для местного самоуправления одна из важнейших задач. Считаю, органы местного самоуправления должны активнее работать с вузами и специальными учебными заведениями. И уже на этапе обучения ориентировать молодых людей на работу в местных органах власти. Мы со своей стороны должны подумать о разработке механизмов включения наиболее талантливых работников муниципальной службы в кадровый резерв государственной службы» [4].

Следует отметить, что работа по формированию и подготовке резерва кадров муниципальных служащих должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ», законами субъектов РФ о муниципальной службе и другими нормативными правовыми актами, не противоречащими действующему законодательству.

Как было отмечено выше, одним из направлений решения кадровой проблемы в органах местного самоуправления является их тесное взаимодействие с вузами, что значительно улучшит качество базовой подготовка будущих специалистов. Сегодня в области обучения преобладает получение теоретических знаний над практическими навыками и требуется организация усиления практического аспекта, на котором могут формироваться новые умения и навыки.

Вместе с тем, в настоящее время вопросы совершенствования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «государственное и муниципальное управление» обсуждаются без привлечения руководителей и специалистов органов местного самоуправления, являющихся конечными «потребителями» подготовленных вузами специалистов. Это приводит к тому, что методология, лежащая в основе стандарта, направлена на

решение проблем в образовательной сфере, но не учитывает необходимость решения прикладных задач муниципального управления.

В настоящее время необходимо выработать на федеральном уровне профессиональный стандарт муниципальной службы в зависимости от видов муниципальных образований, в соответствии с которым выработать усовершенствованный образовательный стандарт подготовки муниципальных кадров. Обеспечить привлечение руководителей и специалистов органов местного самоуправления к работе по совершенствованию федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «государственное и муниципальное управление». Необходимой мерой должно быть формирование реального кадрового резерва на муниципальном уровне. Целесообразно принять федеральную государственную программу развития кадрового потенциала и кадрового резерва муниципальных образований и соответствующие региональные программы, в рамках которых, в том числе, отразить основные принципы, требования, порядок формирования и работы с резервом управленческих кадров на муниципальном уровне, обеспечить разработку и внедрение в практику муниципального управления современных методик подбора кадров муниципальных служащих и их подготовку [2].

Рассмотрим опыт Краснодарского края.

В Краснодарском крае создана развитая система подготовки кадров в системе высшего профессионального образования. Вместе с тем, по отдельным направлениям трудоустройство выпускников по избранной специальности составляет очень низкий процент, например, по специальности «Государственное и муниципальное управление» в 10 образовательных учреждениях высшего профессионального образования края, имеющих государственную аккредитацию, в настоящее время обучаются 5 тыс. чел., в том числе 800 чел. - на бюджетной основе, трудоустройство выпускников, получивших высшее образование по указанной специальности составляет от 15 до 53 % по разным вузам [1]. Основные причины такого низкого трудоустройства по выбранной специальности:

- требование к стажу работы, а у выпускника очной формы он, как правило, отсутствует;

- недостаточное взаимодействие между вузами и студентами, с одной стороны, и будущими работодателями - с другой;

- небольшой процент обучающихся по целевому направлению или в рамках целевой контрактной подготовки;

- невысокий уровень практической подготовки студентов на будущем месте работы.

Учитывая все эти проблемы, Законодательным Собранием Краснодарского края принято Постановление № 1234-П от 25 марта 2009 г. «Об утверждении Положения об организации и проведении практики (стажировки) студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в государственных органах Краснодарского края».

В Законодательном Собрании Краснодарского края с 2009 г. организована и проводится практика (стажировка) студентов (по четыре недели, в течение четырех лет), обучающихся по специальности (направлению) «Государственное и муниципальное управление», предусматривающая последующее получение свидетельства, дающего право без предъявления требований к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, и как следствие - возможность включения в кадровый резерв.

Первый опыт организации и проведения практики (стажировки) студентов показал необходимость его распространения в других органах власти Краснодарского края и органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края [3].

В целях эффективной подготовки студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление», обеспечения практической направленности учебного процесса, усиления взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края и вузов Краснодарского края, а также создания единой системы прохождения студентами вузов практики (стажировки) в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края рекомендовало органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, ректорам вузов Краснодарского края при-

менять опыт Законодательного Собрания Краснодарского края по организации и проведению практики (стажировки) студентов вузов Краснодарского края [1].

В ходе реализации Постановления ЗСК № 300-П от 22 апреля 2009 г. «Об организации практики (стажировки) студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края» сформирован банк данных о студентах, обучающихся по данному направлению, в разрезе муниципальных образований; проведен комплекс мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с обеспечением взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с вузами Краснодарского края, предусмотрено создание правовых и организационных основ единой системы прохождения практики (стажировки) студентов в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по месту их жительства, в том числе:

- разработано положение об организации и проведении практики (стажировки) студентов в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;

- разработаны программы и составлены графики прохождения практики (стажировки) студентов по каждому виду практики (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная);

- согласованы списки студентов, направляемых на практику (стажировку) в органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края по месту их жительства;

- заключены договоры об организации и проведении практики (стажировки) студентов. Практика (стажировка) студента осуществляется на основании трехстороннего договора, заключаемого между Администрацией муниципального образования (или ЗСК) по месту проживания студента, вузом и студентом.

Положительное решение аттестационной комиссии по результатам прохождения практики (стажировки) студентами и итоговой аттестации (в органах местного самоуправления (или ЗСК)) служит основанием для выдачи свидетельства о прохождении практики (стажировки), дающего право поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу Краснодарского края на должности, относящиеся к ведущей группе должностей, без предъявления требований к стажу государственной гражданской и муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности.

Основными региональными нормативными документами, регулирующими организацию практики (стажировки) студентов специальности (направления) «Государственное и муниципальное управление» являются:

1. Постановление ЗСК № 1234-П от 25 марта 2009 г. «Об утверждении Положения об организации и проведении практики (стажировки) студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в государственных органах Краснодарского края»;

2. Постановление ЗСК № 1300-П от 22 апреля 2009 г. «Об организации практики (стажировки) студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края»;

3. Постановление ЗСК № 2952-П от 30 ноября 2011 г. «О внесении изменений в Положение об организации и проведении практики (стажировки) студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в государственных органах Краснодарского края»;

4. Закон Краснодарского края № 870-КЗ от 31 мая 2005 г. «О государственной гражданской службе Краснодарского края»;

5. Закон Краснодарского края № 1244-КЗ от 8 июня 2007 г. «О муниципальной службе в Краснодарском крае»;

6. нормативно-правовые документы Администраций муниципальных образований края.

Таким образом, реализация мероприятий по организации практики (стажировки) студентов

обучающихся в вузах по специальности (направлению) «государственное и муниципальное управление» решает проблему формирования качественного кадрового резерва муниципальных служащих, а это в свою очередь обеспечивает: своевременное удовлетворение дополнительной потребности в кадрах муниципальных служащих всех категорий в соответствии с утвержденным реестром муници-

пальных должностей; качественный подбор и целенаправленную подготовку кандидатов на выдвижение в резерв; проверку готовности муниципального служащего к исполнению обязанностей по муниципальной должности, планируемой к замещению; сокращение периода адаптации муниципальных служащих, вновь назначенных на более высокие муниципальные должности; повышение профессионализма и улучшение качественного состава квалификационной структуры кадров муниципальных служащих.

В современных условиях принципы кадровой политики в системе муниципального управления должны быть полностью сориентированы на профессионализм и ответственность муниципальных служащих, а сама кадровая политика должна включать систему механизмов мотивации и социальной защиты персонала. Ошибочно сводить кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы только к подбору и расстановке кадров. Кадровое обеспечение, будучи одной из главных целей государственной кадровой политики, должно включать в себя разносторонний комплекс мероприятий (организационных, экономических, образовательных, социально-психологических) на различных этапах кадровой деятельности: от формирования резерва и отбора на должности до стимулирования эффективного труда служащих, профессионального продвижения.

Библиографический список

1. Постановление ЗСК от 22.04.2009 № 1300-П «Об организации практики (стажировки) студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края» [Электронный ресурс]. - Система «Гарант».

2. Киричук, С. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления / С. Киричук // Муниципальная академия. - 2013. - № 4. - С. 19.

3. Официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kubzsk.ru (дата обращения : 12.01.2015).

4. Слюняев, И. Местное самоуправление - это уровень, по работе которого люди судят о власти в целом / И. Слюняев // Муниципальная власть. - 2013. - № 1. - С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.