Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития социального туризма'

Проблемы и перспективы развития социального туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
524
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Булах Д.Н., Биденко Е.Ю., Соколова Е.Л.

Описан опыт развития социального туризма в России, а также изменения, происходящие в данной сфере в настоящее время, раскрывается значение социального туризма для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития социального туризма»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Во-первых, круг читателей. Определяется целевая аудитория, проводится ее сегментация и изучение социально-демографических характеристик, психологии мотивации, интересов и потребностей, образа жизни, знаний и отношений к организации, ее традициям и культуре - всего того, что позволит изучить потенциальных читателей со всех сторон. Главное - с помощью этой информации определить читательские интересы, как газета должна выглядеть и как подавать информацию.

Во-вторых, количество: от того, каким тиражом необходимо выпускать каждое издание, зависит способ его печати, а также качество используемых материалов и содержание публикаций.

В-третьих, периодичность издания: издания должны публиковаться регулярно, по датам или Дням недели, известным его читателям. Как правило, публикация внутрикорпоративные издания осуществляется периодами: ежеквартально, ежемесячно, один раз в 10 дней, или еженедельно.

В-четвертых, издательская политика: любое издание, выходящее на предприятии для внутреннего пользования, будет отражать культуру организации, ее ценности, этику отношений внутри коллектива, стиль руководства, а также корпоративную свободу слова. Прежде всего, это наличие у сотрудников ощущения собственного вклада в общее дело, к которому они имеют прямое отношение.

В-пятых, стиль и формат издания: позиционирование внутрикорпоративной газеты имеет свои особенности. Традиционное СМИ формирует свой имидж и позиционирует себя с нуля, внутрикорпоративная газета подчинена стилю компании, ее учредившей. Таким образом, дизайн, фирменный стиль, цвета и т. д. газеты будут продолжением стиля компании.

В-шестых, реклама: внутрифирменные издания, тираж которых значителен и которые имеют свой круг влиятельных читателей, могут быть весьма привлекательны для рекламодателей в пределах целой страны. В некоторых изданиях допускается, чтобы любой сотрудник компании мог поместить там свое небольшое частное объявление в той или иной рубри-

ке бесплатно, что способствует повышению читательского интереса. Наличие рекламных статей может добавить внутрифирменному изданию жизненность.

Таким образом, процесс позиционирования заключается в изучении субъективных предпочтений аудитории, касающихся того, какой она хочет видеть газету, отражающую ее интересы, с целью выработки соответствующих характеристик издания, его оформления, дизайна, редакционной политики, содержания и проводимых акций. Именно благодаря грамотному позиционированию из огромного количества СМИ отдельный сегмент аудитории сможет найти и выбрать газету, отвечающую его интересам, которая во всем, что она делает, отвечает ожиданиям своих читателей.

В корпоративных изданиях высших учебных заведений можно сообщать о достижениях вуза, всякого рода нововведениях и проектах, а время от времени освещать будни того или иного отдела. Корпоративное издание положительно сказывается на имидже вуза и на внешнем рынке. Зачем, размещать рекламу в чужих изданиях, когда можно создать собственную газету или журнал, на страницах которого вдумчиво расписать все плюсы своих образовательных программ.

Необходимо также учитывать характеристики других подобных изданий, читатели должны чувствовать гордость за родное средство массовой информации, и поэтому его имидж, дизайн, внутреннее содержание должно быть, на уровне других газет или даже выше. Только тогда оно будет восприниматься читателями как полновесное качественное средство массовой информации. Соответствие всем правилам и требованиям сделает корпоративное издание популярным для внутренней и внешней общественности вуза и поможет создать не только доверительное отношение к изданию, но и улучшить имидж высшего учебного заведения, его руководства, а также положительно повлиять на самих сотрудников и студентов.

© Биденко Е. Ю., Кутузова М. Е., Соколова Е. Л., 2011

УДК 36.1400

Д. Н. Булах, Е. Ю. Биденко Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Описан опыт развития социального туризма в России, а также изменения, происходящие в данной сфере в настоящее время, раскрывается значение социального туризма для населения.

Тот, кому посчастливилось жить при Советском Союзе, еще, вероятно помнят, как турагентства организовывали такие туры как «Золотое кольцо России» для школьников и многодетных семей. Как было поставлено дело с детским и подростковым туризмом, когда родители отправляли детей на отдых в пионерские лагеря и в профилактории. Все это эле-

менты так называемого социального туризма, который в современном обществе, не получив должной поддержки государства, потерял огромную часть действующей инфраструктуры. К тому же сказался процесс распада СССР, при котором были разрушены кооперационные связи, обеспечивающие эффективную работу туристической сферы во всех ее про-

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

явлениях, включая общепознавательную, профилактическую и лечебную.

В настоящее время большая часть населения оказалась за бортом туристического корабля. Речь идет о том, что социальный туризм не утратил своей актуальности даже в условиях, так называемой, низкой покупательской способности. Однако членов семей с доходом ниже среднего, конечно, пугают нынешние расценки на туристические услуги. И все-таки, если бы расценки на туристические услуги были бы ниже хотя бы на тридцать процентов, люди стремились бы показать детям родные края, свозить на места боевой славы, устроить отдых в лагере на берегу озера или моря.

Человек по своей натуре любознателен, и стоит дать ему намек на то, что есть интересное туристическое предложение в рамках какой-либо государственной программы, включающей социальный туризм, как люди смогут изыскать средства для хотя бы автобусной однодневной поездки в окрестности Москвы или Санкт-Петербурга. Ведь есть возможность возродить традиции туристических туров во время школьных каникул для школьников. Какую-то часть могут спонсировать родители, какую-то часть государство, да и проживание и питание можно осуществлять в заведе-

ниях компаний, оговоренных Законом о социальном туризме.

Социальный туризм мог бы внести свой вклад в дело сближения и упрочения дружеских отношений. Ведь народы из всех пятнадцати республик бывшего СССР устремлялись в Москву, Брест. Волгоград, Ленинград, Севастополь. А сколько интересного во множестве других городов! Тут тебе и памятники зодчества, и златоглавые церкви, и дома-музеи различных писателей и поэтов, художников и скульпторов. А если вспомнить старые части городов с многовековой историей, то становится ясно, что те, кто не видел этих мест, например, в Анапе или Питере, не знают лучших страниц своей Родины.

Воссоздание кооперационных связей в рамках развития социального туризма позволит осознать жителями РФ историческое и культурное наследие России и ближних стран.

Итак, социальный туризм - нужная сфера туризма, с которой у многих нынешних руководителей и просто рабочих связаны самые интересные воспоминания. А ведь можно воссоздать забытые страницы социального туризма, воплотив в реальность мечту многих.

© Булах Д. Н., Биденко Е. Ю., Соколова Е. Л., 2011

УДК 36.1400

Д. Н. Булах Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Описываются проблемы развития социального туризма в России и пути их решения, а также перспективы развития.

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «туризм социальный - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды». Процитированная формулировка -пока единственная в отношении именно социального туризма, так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся по закону помощь из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Иными словами, на деле упомянутый закон в этой своей части изначально превратился лишь в декларацию, стал благим желанием, но не более. Связанные с ним ожидания граждан фактически оказались напрасными.

В ряде современных классификаций туризма по целям и функциям употребляются понятия социальные мотивы туризма и туризм социальными целями. В первом случае речь идет обычно о поездках для общения с друзьями, родственниками, единомышленниками, а также из соображений престижа и поддержания социального статуса. Во втором случае имеется в виду туризм, который связан с принадлежностью к тем или иным социальным группам или движениям, и

предполагает организацию контактов между их представителями. В этом смысле можно говорить о молодежном, рабочем, феминистском туризме и т. п. Социальный туризм (т.е. дотируемый туризм) может включать в себя такие поездки, но в этом случае речь идет о специализированных группах.

В целом, как уже было сказано, социальный туризм рассчитан на людей с обычными туристскими потребностями и мотивами (включая социальные, эстетически-познавательные, рекреативно-оздоровительные и другие), но с низкими доходами.

В начале века практически все промышленные страны были охвачены в той или иной форме движениями за народный туризм, которые, собственно, стояли у истоков современного социального туризма.

В конце XIX - начале XX вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.