Научная статья на тему 'Социальный туризм - путь развития России'

Социальный туризм - путь развития России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булах Д.Н., Соколова Е.Л.

Описываются проблемы развития социального туризма в России и пути их решения, а также перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный туризм - путь развития России»

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

явлениях, включая общепознавательную, профилактическую и лечебную.

В настоящее время большая часть населения оказалась за бортом туристического корабля. Речь идет о том, что социальный туризм не утратил своей актуальности даже в условиях, так называемой, низкой покупательской способности. Однако членов семей с доходом ниже среднего, конечно, пугают нынешние расценки на туристические услуги. И все-таки, если бы расценки на туристические услуги были бы ниже хотя бы на тридцать процентов, люди стремились бы показать детям родные края, свозить на места боевой славы, устроить отдых в лагере на берегу озера или моря.

Человек по своей натуре любознателен, и стоит дать ему намек на то, что есть интересное туристическое предложение в рамках какой-либо государственной программы, включающей социальный туризм, как люди смогут изыскать средства для хотя бы автобусной однодневной поездки в окрестности Москвы или Санкт-Петербурга. Ведь есть возможность возродить традиции туристических туров во время школьных каникул для школьников. Какую-то часть могут спонсировать родители, какую-то часть государство, да и проживание и питание можно осуществлять в заведе-

ниях компаний, оговоренных Законом о социальном туризме.

Социальный туризм мог бы внести свой вклад в дело сближения и упрочения дружеских отношений. Ведь народы из всех пятнадцати республик бывшего СССР устремлялись в Москву, Брест. Волгоград, Ленинград, Севастополь. А сколько интересного во множестве других городов! Тут тебе и памятники зодчества, и златоглавые церкви, и дома-музеи различных писателей и поэтов, художников и скульпторов. А если вспомнить старые части городов с многовековой историей, то становится ясно, что те, кто не видел этих мест, например, в Анапе или Питере, не знают лучших страниц своей Родины.

Воссоздание кооперационных связей в рамках развития социального туризма позволит осознать жителями РФ историческое и культурное наследие России и ближних стран.

Итак, социальный туризм - нужная сфера туризма, с которой у многих нынешних руководителей и просто рабочих связаны самые интересные воспоминания. А ведь можно воссоздать забытые страницы социального туризма, воплотив в реальность мечту многих.

© Булах Д. Н., Биденко Е. Ю., Соколова Е. Л., 2011

УДК 36.1400

Д. Н. Булах Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Описываются проблемы развития социального туризма в России и пути их решения, а также перспективы развития.

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «туризм социальный - путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды». Процитированная формулировка -пока единственная в отношении именно социального туризма, так и не действует. До сих пор не разработан регламентирующий документ, который конкретизировал бы, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить от государства полагающуюся по закону помощь из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Иными словами, на деле упомянутый закон в этой своей части изначально превратился лишь в декларацию, стал благим желанием, но не более. Связанные с ним ожидания граждан фактически оказались напрасными.

В ряде современных классификаций туризма по целям и функциям употребляются понятия социальные мотивы туризма и туризм социальными целями. В первом случае речь идет обычно о поездках для общения с друзьями, родственниками, единомышленниками, а также из соображений престижа и поддержания социального статуса. Во втором случае имеется в виду туризм, который связан с принадлежностью к тем или иным социальным группам или движениям, и

предполагает организацию контактов между их представителями. В этом смысле можно говорить о молодежном, рабочем, феминистском туризме и т. п. Социальный туризм (т.е. дотируемый туризм) может включать в себя такие поездки, но в этом случае речь идет о специализированных группах.

В целом, как уже было сказано, социальный туризм рассчитан на людей с обычными туристскими потребностями и мотивами (включая социальные, эстетически-познавательные, рекреативно-оздоровительные и другие), но с низкими доходами.

В начале века практически все промышленные страны были охвачены в той или иной форме движениями за народный туризм, которые, собственно, стояли у истоков современного социального туризма.

В конце XIX - начале XX вв. в целом ряде европейских стран возникла группа рабочих союзов, которые ставили своей целью просветительскую деятельность среди рабочих и социально полезную организацию их свободного времени. Многие из этих объединений помимо курсов кройки и шитья и распространения литературы занимались еще и организацией экскурсий, в том числе для детей, а также познавательных поездок не только по стране, но и за границу.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Дело в том, что у государства нет средств на финансирование социального туризма. Ошибочно перекладывать финансирование социального туризма целиком на плечи государства. Во всем мире он самофинансируется, да еще и существенно пополняет государственную казну.

Отказ законодательства в сфере туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей.

В итоге исчез доступный туристский продукт. Для 90 миллионов российских граждан, для большинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной. Это относится не только к дальнему, среднему, но и к ближнему туризму, даже к туризму выходного дня.

Тем самым лишились массовой посещаемости российские музеи, памятники природы, истории и культуры, объекты размещения, особенно недорогие турбазы и гостиницы. Стационарные (в прошлом -пионерские) летние и зимние лагеря, общедоступные точки питания, транспортные средства и многое другое. Не будучи востребованной, утратив денежные поступления, вся эта материальная база более чем на три четверти пришла в негодность.

Социальный туризм в России прекратил существование. Это ударило по миллионам и миллионам людей. Базовое конституционное положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, не поддается реализации, если рассматривать права граждан, гарантированно относящиеся к сфере туризма.

Максимально выгодные условия для выездного туризма, притом отнюдь не в страны СНГ, и невыгодные для внутреннего, а также въездного туризма привели к тому, что российские туроператоры просто ушли с внутреннего рынка туристских услуг, переключились на отправку россиян в дальнее зарубежье и что не способствует увеличению занятости и развитию инфраструктуры туризма.

Законопроект «О социальном туризме» нацелен на то, чтобы заложить надежный правовой фундамент для возрождения в России общедоступного, социально ориентированного туризма. Имеется в виду необходимость законодательно снова сделать экономически выгодной для отечественных туроператоров их работу на внутреннем рынке туристских услуг и системой льгот заинтересовать, поощрить предпринимателей в том, чтобы формировали, реализовывали доступные туры по России.

Неспециалистам не верится: как это можно обеспечить при низкой платежеспособности населения? Но профессионалы туризма знают: если появятся в изобилии разнообразные туристские услуги по доступным ценам, платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах сразу возрастет. Люди стремятся увидеть, узнать родной край, свою страну, хотят, чтобы это стало доступно детям, чтобы путешествия по России духовно обогащали, радовали, наполняли яркими впечатлениями. Это - нормальная, стойкая, всеобщая потребность, и она должна быть социально удовлетворена.

Мировой опыт убеждает, и у нас так было: массовость общедоступного - социального - туризма перекрывает его низкую цену суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость, инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления.

Такова идеология нового закона «О социальном туризме». Таков контекст и его статей о приоритетных видах социального туризма: детско-юношеского, самодеятельного, лечебно-оздоровительного, экологического и культурно-познавательного, семейных путешествий и туризма для молодежи, ветеранов, инвалидов, туристских поездок по России зарубежных соотечественников.

Не приходится доказывать, какие преимущества повлечет за собой для туристского пространства СНГ принятие этого закона. Прежде всего, выиграют слабо защищенные слои населения. Иного шанса у них в этом смысле нет. Возрождение социального туризма -фактор сближения людей и народов наших стран.

© Булах Д. Н., Соколова Е. Л., 2011

УДК 334.025

Р. В. Бутонаев Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Деятельность современных медицинских учреждений характеризуются значительным многообразием нормативных и регламентирующих документов, включая документы внешние - принятые на федеральном и территориальном уровне.

В настоящее время существует 720 стандартов медицинской помощи, штатного оснащения медицинским оборудованием, удовлетворения требований санитарных норм и правил (СанПиНов).

Внутренние регламентирующие документы медучреждения формируются на основании государственных норм и стандартов.

Регламентация должна охватывать все процессы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.