Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития софинансирования проектов по строительству новых станций метро'

Проблемы и перспективы развития софинансирования проектов по строительству новых станций метро Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / МЕТРОПОЛИТЕН / CO-FINANCING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FOREIGN INVESTORS / RAPID TRANSIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селезнева М.М.

В статье рассмотрены проекты по строительству новых станций метро, которые реализуются с участием отечественных и зарубежных инвесторов, приведен механизм государственно-частного партнерства. Также рассмотрены основные проблемы софинансирования данных проектов и возможные пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селезнева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CO-FINANCING OF THE CONSTRUCTION OF METRO STATIONS

The article describes some metro construction projects, which are realized with the participation of domestic and foreign investors; it is also shown a public-private partnership mechanism. The main problems of co-financing of these projects and possible ways to solve these problems are also considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития софинансирования проектов по строительству новых станций метро»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 33

М.М. Селезнева

студент,

кафедра «Банки и банковский менеджмент», ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Москва

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ НОВЫХ СТАНЦИЙ МЕТРО

Аннотация. В статье рассмотрены проекты по строительству новых станций метро, которые реализуются с участием отечественных и зарубежных инвесторов, приведен механизм государственночастного партнерства. Также рассмотрены основные проблемы софинансирования данных проектов и возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: софинансирование, государственно-частное партнерство, зарубежные инвесторы, метрополитен.

M.M. Selezneva, Financial University under the Government of the Russian Federation

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CO-FINANCING OF THE CONSTRUCTION OF METRO STATIONS

Abstract. The article describes some metro construction projects, which are realized with the participation of domestic and foreign investors; it is also shown a public-private partnership mechanism. The main problems of co-financing of these projects and possible ways to solve these problems are also considered.

Keywords: co-financing, public-private partnership, foreign investors, rapid transit.

До недавнего момента о масштабных частных инвестициях в проекты по строительству новых станций метро говорить не приходилось. Так, например, первая станция в России, которая была построена на деньги частного инвестора - станция «Мякинино» - открылась в 2009 году. Crocus Group тогда стала единственной компанией, участвующей в государственно-частном партнерстве по возведению новых станций метро. Компания вложила средства в данную станцию, чтобы обеспечить транспортную доступность своего комплекса «Крокус Сити».

На территории Новой Москвы часть городских затрат на строительство метрополитена будет компенсирована группой компаний «Масштаб»: на эти цели инвестор планирует направить около 40 миллиардов рублей до 2018 года. Софинансирование данного проекта обусловлено желанием инвестора успешно развить принадлежащие ему более 2,5 тысяч гектаров земли в Новой Москве. Компания инвестирует в строительство порядка 7,5 километров новых линий метро [1]. ГК «Масштаб» предполагает вложить примерно 40 миллиардов рублей, при этом финансирование проекта будет осуществляться по мере продажи возводимых на прилегающих территориях площадей.

Программа развития московского метрополитена - одна из самых крупных в мире: до 2020 года планируется построить 150 км метро, более 70 новых станций. Строительство линий в Новой Москве является одним из основных направлений развития метрополитена, поскольку для данной территории необходимо ускоренное разви-

94

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

тие транспортной инфраструктуры. Данный проект станет ключевым для привлечения инвестиций, чтобы «сбалансировать инвестиционный пакет Москвы и ускорить развитие инвестиционных инфраструктурных проектов» [5]. Помимо ГК «Масштаб» проектом заинтересовались инвесторы из Китая: планируется инвестирование ими около 2 миллиардов долларов в строительство станций по направлению на Коммунарку («Улица Новаторов» - «Столбово»). Кроме того, около 4 миллиардов долларов планировалось вложить в строительство недвижимости вблизи строящихся станций.

Стоит отметить, что государство привлекает иностранных инвесторов в проекты по строительству новых станций метро по разным причинам. Во-первых, государство и частные инвесторы таким образом делят между собой финансовые риски и затраты. Во-вторых, так достигается экономия городских бюджетных средств. И, в-третьих, благодаря инвестициям частных лиц проекты по строительству транспортной инфраструктуры реализуются быстрее, поскольку бюджет, как правило, не может себе позволить направить масштабные средства в сжатые сроки лишь на одно направление.

Строительство новых станций метро на сегодняшний день - один из самых окупаемых видов бизнеса: все вложенные в инфраструктуру средства должны окупиться, поскольку метро - самый востребованный вид транспорта в столице (московским метрополитеном по различным оценкам ежедневно пользуются более 7 миллионов человек, а в будние дни - более 9 миллионов [4]). Поэтому интерес инвесторов из Китая вполне закономерен.

Однако в капитал ГУП «Московский метрополитен» китайцы входить не будут, речь идет именно об инвестировании в определенные участки, определенные проекты. В этой связи следует упомянуть о механизме государственно-частного партнерства (ГЧП), под которым понимается совокупность форм среднесрочного и долгосрочного взаимодействия государства и частных инвесторов для решения социально значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Можно провести параллели с привлечением частным инвесторов с использованием ГЧП в проекты по строительству автомобильных дорог. Механизм ГЧП здесь состоит в следующем:

• Государством средства инвестируются в подготовку инфраструктуры, а частными инвесторами - в строительство платных участков дорог и улучшение прилегающих земель.

• Далее дорога и придорожная инфраструктура передаются в управление инвестору на определенный срок, как правило, это длительный срок - более 10 лет.

• Инвестор не только несет определенные расходы, занимаясь эксплуатацией дороги (следит за ее состоянием), но и получает доходы от взимания платы за проезд и сдачи в аренду придорожных земель для кафе и заправок.

• За указанный в договоре ГЧП срок управления дорогой инвестор окупает свои вложения.

Виды ГЧП могут быть различны, но в области транспорта активно применяется описанная выше форма концессионного соглашения.

№ 5 (45) - 2015

95

Проблемы экономики и менеджмента

Однако что касается метрополитена, то здесь могут возникнуть проблемы с возвратом средств частным инвесторам от его эксплуатации. На сегодняшний день все линии московского метро объединены в общую систему, поэтому невозможно просчитать внутренние денежные потоки, генерируемые проектом по строительству конкретной линии, от которых инвестор в дальнейшем будет получать собственную долю дохода. Китайские инвесторы же захотят однозначно понимать, каким образом будут считаться будущие доходы от эксплуатации станций, которые будут построены и временно взяты ими в управление. Поэтому предстоит четко проработать форму сотрудничества, чтобы она удовлетворяла обе стороны: как государство, так и зарубежного инвестора.

Не исключается возможность того, что инвесторы из Китая не получат построенный на их средства участок метро во временную эксплуатацию, а вернуть инвестиции смогут другим способом. Поскольку китайские инвестиции будут направлены не только на строительство станций метро, но и на строительство объектов по ходу движения новой линии, есть вероятность того, что инвесторам будет передана часть этих объектов. Предполагается, что китайцы будут эксплуатировать эти объекты и взимать плату за их использование, тем самым компенсируя понесенные расходы.

Однако сотрудничество нашего государства и китайских инвесторов не обязательно будет исключительно в форме ГЧП - возможно также создание совместного предприятия (СП), но это также не означает вхождения иностранных инвесторов в капитал «Московского метрополитена», поскольку «Московский метрополитен» в строительстве новой линии участия не принимает, этим занимается другая государственная компания - «Мосинжпроект». Соответственно, если в качестве формы сотрудничества будет выбрано СП, то создание СП будет не с «Московским метрополитеном», а с «Мосинжпроектом».

В программе строительства новых станций линия «Улица Новаторов» - «Стол-бово» приходится на период после 2018 года, однако при наличии частных инвестиций будет построена раньше, что обеспечит транспортную доступность Новой Москвы и облегчит тем самым жизнь ее обитателей.

Однако из-за ситуации нестабильности курсов, сложившейся на валютном рынке, проект по строительству участка метро откладывается. Не стоит отрицать тот факт, что Китай заинтересован инвестировать средства в строительство метро в Новой Москве, однако, чтобы переговоры сдвинулись с места, придется дождаться стабилизации курса рубля и нормализации экономической ситуации, так как о том, в какой валюте будут производиться расчеты стороны не договорились. Несмотря на высокую стоимость контракта - около 2 миллиардов долларов - переговоры с Китаем были заморожены из-за того, что Москва планировала рассчитываться по проекту в рублях, а Пекин - в долларах.

Тем не менее, в ноябре 2014 года проект уже находился в высокой степени готовности. Были подготовлены техническая документация и определены земельные участки под строительство. Соответственно в ближайшее время следует ожидать возобновления переговоров.

96

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. ГК «Масштаб» инвестирует в строительство метро [Электронный ресурс]. -Режим доступа. - URL: http://www.arendator.ru/news/130679-gk_masshtab_investiruet_ v_stroitelstvo_metro_/ (дата обращения: 16.05.2015).

2. Ляув Б., Петрова О. Шесть станций метро от китайцев // Ведомости. -20.05.14 [Электронный ресурс] - URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/ 2014/05/20/shest-stancij-metro-ot-kitajcev (дата обращения: 16.05.2015).

3. Минэкономразвития России. Государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения: 16.05.2015).

4. Московский метрополитен [Электронный ресурс]. - URL:

http://mosmetro.ru/about/information/ (дата обращения: 16.05.2015).

5. Подписано Соглашение о привлечении китайских инвестиций в строительство Московского метрополитена [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mos.ru/items-tag/index.php?id_14=29210 (дата обращения: 16.05.2015).

№ 5 (45) - 2015

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.