Научная статья на тему 'Анализ участия бизнеса в развитии современных мегаполисов на основе государственно-частного партнерства'

Анализ участия бизнеса в развитии современных мегаполисов на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
181
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / ВЛАСТЬ / УЧАСТИЕ / МЕХАНИЗМЫ / ФОРМЫ / КОНЦЕССИЯ / ПРОЕКТЫ / МОСКВА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / BUSINESS / POWER / PARTICIPATION / MECHANISMS / SHAPE / CONCESSION PROJECTS / MOSCOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривцова Марина Константиновна, Широкова Алена Игоревна, Панина Ольга Владимировна

В данной статье авторами рассмотрены формы участия бизнеса в развитии современных мегаполисов, а именно самая распространенная форма государственно-частное партнерство. Экономическое развитие России в современных условиях глобализации экономики характеризуется не только ориентацией на инновационное развитие, но и на реализацию масштабных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры регионов и городских агломераций. Авторами проанализированы самые выдающиеся проекты с использованием ГЧП в Москве и Санкт-Петербурге, отмечены самые популярные формы использования ГЧП (концессии), а также самые распространенные области применения государственно-частного партнерства на практике. К российским инструментам и институтам, способствующим развитию государственно-частного партнерства, относятся целевые и федеральные адресные инвестиционные программы, концессии, экономические зоны, региональные фонды развития, государственные корпорации (например, Внешэкономбанк) и т.д. Авторами выделены проблемы существующие в условиях современного экономического развития, а также препятствия для успешного функционирования ГЧП в области законодательства РФ. Также авторы статьи упоминают о том, что сейчас на рассмотрении т находится проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства». Он учитывает имеющийся законодательный опыт, а также дополняет его необходимыми понятиями, расширяя область применения ГЧП. Таким образом, в статье представлены пути решения данных проблем, выявлены перспективы развития государственно-частного партнерства в системе функционирования современных мегаполисов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кривцова Марина Константиновна, Широкова Алена Игоревна, Панина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this article, the authors consider the form of business participation in the development of modern cities, namely, the most common form a public-private partnership. The economic development of Russia in the modern globalized economy characterized not only focus on innovative development, but also for the implementation of large-scale projects for the modernization and development of the infrastructure of the regions and urban agglomerations. The authors analyzed the most outstanding projects using PPP forms in Moscow and St. Petersburg, marked the most popular uses of the PPP (concession), and the most common uses of public-private partnerships in practice. By Russian instruments and institutions, promoting the development of public-private partnerships are targeted and federal targeted investment program, concessions, economic zones, regional development funds, public corporations (eg, Vnesheconombank), etc. The authors have highlighted the problems existing in the conditions of modern economic development, as well as obstacles to the success of the PPP in the field of Russian legislation. Also, the authors mention that now before t is a draft federal law "On the basis of public-private partnership." It takes into account the existing legislative experience, and complements it with the necessary concepts, extending the field of application of the PPP. Thus, the article presents solutions to these problems, identified prospects of public-private partnerships in the functioning of modern cities.

Текст научной работы на тему «Анализ участия бизнеса в развитии современных мегаполисов на основе государственно-частного партнерства»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN614.pdf DOI: 10.15862/78EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/78EVN614)

УДК 334.02

Кривцова Марина Константиновна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»1

Россия, Москва Студент, бакалавр Председатель Научного Студенческого Общества

E-mail: marinstar@bk.ru

Широкова Алена Игоревна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва Студент, бакалавр

Заместитель Председателя Научного Студенческого Общества

E-mail: Shirokova2306@yandex.ru

Панина Ольга Владимировна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Москва, Россия Кандидат экономических наук, доцент E-mail: marinstar@bk.ru

Анализ участия бизнеса в развитии современных мегаполисов на основе государственно-частного партнерства

1 115304 г.Моска, ул Ереванская,д9,к2, кв51 1

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрены формы участия бизнеса в развитии современных мегаполисов, а именно самая распространенная форма - государственно-частное партнерство. Экономическое развитие России в современных условиях глобализации экономики характеризуется не только ориентацией на инновационное развитие, но и на реализацию масштабных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры регионов и городских агломераций. Авторами проанализированы самые выдающиеся проекты с использованием ГЧП в Москве и Санкт-Петербурге, отмечены самые популярные формы использования ГЧП (концессии), а также самые распространенные области применения государственно-частного партнерства на практике.

К российским инструментам и институтам, способствующим развитию государственно-частного партнерства, относятся целевые и федеральные адресные инвестиционные программы, концессии, экономические зоны, региональные фонды развития, государственные корпорации (например, Внешэкономбанк) и т.д. Авторами выделены проблемы существующие в условиях современного экономического развития, а также препятствия для успешного функционирования ГЧП в области законодательства РФ. Также авторы статьи упоминают о том, что сейчас на рассмотрении т находится проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства». Он учитывает имеющийся законодательный опыт, а также дополняет его необходимыми понятиями, расширяя область применения ГЧП. Таким образом, в статье представлены пути решения данных проблем, выявлены перспективы развития государственно-частного партнерства в системе функционирования современных мегаполисов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; бизнес; власть; участие; механизмы; формы; концессия; проекты; Москва; Санкт-Петербург.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кривцова М.К., Широкова А.И., Панина О.В. Анализ участия бизнеса в развитии современных мегаполисов на основе государственно-частного партнерства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/78EVN614

Государственно-частное партнерство - это организационно- экономический механизм стратегического взаимодействия органов государственной власти (местного самоуправления) и бизнес-структур на юридической основе с учетом баланса интересов сторон с целью наиболее эффективной реализации социально значимых инфраструктурных проектов и программ2 .

Лидирующие позиции по объему инвестиций, вложенных в проекты, реализованные на основе государственно-частного партнерства, занимают Бразилия (196,3 млрд. $), Китай (99,95 млрд. $), Индия (96,13 млрд. $). В топ-рейтинге из 10-ти стран Россия занимает лишь шестую позицию по объему инвестиций, вложенных в инфраструктурные проекты3.

Экономическое развитие России в современных условиях глобализации экономики характеризуется не только ориентацией на инновационное развитие, но и на реализацию масштабных проектов по модернизации и развитию инфраструктуры регионов и городских агломераций. Формирование современных городских агломераций связано с действием процессов урбанизации. С целью вывода Российской Федерации на путь устойчивого развития перед руководителями государства и научным сообществом стоит задача обеспечения модернизации страны, которая потребует опережающего развития инфраструктуры всех видов, создания новых производств, технопарков, развития на новой технологической базе жилищного строительства, в том числе в отдаленных районах, строительства новых объектов энергетики, а также модернизации существующей инфраструктуры.

В настоящее время в Российской Федерации крупные проекты ГЧП в форме концессии (а это, прежде всего, проекты в сферах водоснабжения и водоотведения, переработки отходов, коммунального хозяйства), реализуются за счет привлечения зарубежных партнеров, что позволяет использовать международные нормы и правила, а также зарубежный опыт, и тем самым компенсировать отсутствие полноценной правовой и экономической основ ГЧП в России, а также развитой институциональной инфраструктуры.

Самыми масштабными по объемам капитальных вложений являются проекты ГЧП в области транспортной инфраструктуры. В основном они реализуются при строительстве автомобильных дорог. Тем не менее, есть редкие примеры сотрудничества государства и бизнеса в сфере железнодорожного строительства. Уникальным проектом ГЧП стала станция метро «Мякинино», построенная по инициативе ЗАО «Крокус», вложившего в проект 600 млн рублей. Это оказалось выгодно всем сторонам сделки: и Московскому метрополитену, и инвестору, обеспечившему приток клиентов в торговый центр, расположенный рядом с метро, и Московской области, на территории которой расположилась станция (в шаговой доступности от метро расположены Дом правительства Московской области, Московский областной суд и другие административные здания).

К российским инструментам и институтам, способствующим развитию государственно-частного партнерства, относятся целевые и федеральные адресные инвестиционные программы, концессии, экономические зоны, региональные фонды развития, государственные корпорации (например, Внешэкономбанк) и т.д.

В Москве активно используется механизм государственно-частного партнерства. Активно реализовываются проекты ГЧП по реконструкции зданий на основе охранно-арендных договоров, создаются компании со смешанным государственным и ГЧП в регионах

2 Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития.// Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Москва 2014

3 Современные проблемы науки. Экономика и управление инфраструктурными проектами на основе механизмов государственно-частного партнерства. //Учебное пособие для высшего профессионального образования / С. А. Измалкова [и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - Учеб.-науч.-произв. комплекс". Орел, 2012.

ЦФО частным капиталом. Накоплен значительный опыт проектов ГЧП в сфере ЖКХ в рамках модели «ВООТ» («build - own - operate - transfer» - «строительство - владение - эксплуатация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- передача») на базе инвестиционных договоров. Имеется практика строительства за счет частных инвесторов объектов энергетики, необходимых для развития города. Механизмы ГЧП реализуются на основе инвестиционного контракта при реализации комплексных проектов и городских программ, а также используются концессионные соглашения.

Наибольшее применение механизмы ГЧП нашли при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства. Подготовлены проекты стартовых условий для возможной реализации следующих инвестиционных проектов по модели «ВООТ»: строительство завода по сжиганию осадка сточных вод на территории Люберецких очистных сооружений; комплекс очистки сточных вод с удалением биогенных элементов на Курьяновских очистных сооружениях, производительностью 500 тыс. куб. м/сут. Планируются к реализации путем проведения открытых торгов проекты частно-государственного партнерства: строительство 2-х заводов по сжиганию осадков сточных вод и особо опасных медицинских отходов на 19-й и 8-й иловой площадках МГУП «Мосводоканал», реализация комплекса мероприятий по сокращению санитарно-защитной зоны Зеленоградских очистных сооружений в комплексе с изменением схемы обработки осадка.

Формирование и проведение единой экономической и финансовой политики в городе Москве, разработка целевых макроэкономических показателей и нормативов входит в функции Департамента экономической политики и развития города Москвы Комплекса экономической политики и развития города Москвы, подведомственным Правительству Москвы. Функционирует экспертно - консультационный совет по развитию механизмов частно -государственного партнерства в городе Москве (Распоряжение от 16.10.2008г. №67-РЗМ).

На сегодняшний день Москва не имеет специального регионального законодательства о ГЧП. Все проекты реализуются на основе существующего инвестиционного законодательства. В Москве действует Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2007 года №567-ПП «О плане действий по развитию частно-государственного партнерства в городе Москве на 2008

- 2011 годы».

Однако 15 марта 2010 года комиссия по государственной собственности и землепользованию Мосгордумы рассмотрела вопрос о подготовке проекта закона города «Об участии города Москвы в государственно-частных партнерствах».

Документ предусматривает формы участия города в государственно-частных партнерствах. В частности, оно может быть имущественным, осуществляемым путем передачи городом частному партнеру во владение и пользование (аренду, доверительное управление, на ином основании) недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы. В этом случае частный партнер получит возможность реконструкции объекта соглашения и его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, а также в течение срока, определенного соглашением о государственно-частном партнерстве.

Предусмотрена, также финансовая форма участия - в виде бюджетных инвестиций, государственных гарантий и субсидий.

Ни один проект ГЧП не может быть реализован без понятной для частного инвестора выгоды. В случае с хордой в Новой Москве улучшение транспортной доступности возводимого девелопером микрорайона приведет к повышению стоимости недвижимости. Внутри МКАД, где крупных площадок осталось мало и где плотность транспортной инфраструктуры выше, подобный проект вряд ли будет возможен. В «старой» Москве далеко не всегда возможно введение платы за проезд на автомобильной дороге. Поэтому платные дублеры Кутузовского проспекта, вероятно, останутся одними из немногих подобных проектов. С другой стороны, на

территории Новой Москвы дорога к девелоперскому проекту вполне сможет привлечь частное финансирование.

В настоящее время правительство Москвы проводит road show по крупнейшим городам мира с целью привлечь внимание к проектам ГЧП.

В ближайшие месяцы будут разработаны транспортная модель и прогноз доходности третьей (715-й км - 1119-й км) и четвертой (1119-й км - 1319-й км) секций дороги М-4 "Дон", а также подготовлены финансово-экономическое обоснование и конкурсная документация на право заключения инвестиционного соглашения.

На эти цели Федеральный центр проектного финансирования планирует направить в течение 2013-2014 годов около 230 млн рублей. Это будет один из первых инфраструктурных российских проектов, которые реализуются на основе государственно-частного партнерства. Предметом инвестиционного соглашения станет комплексное обустройство четвертой секции дороги М-4 "Дон", внедрение современных высокоэффективных технологий правления дорожным движением, т.н. интеллектуальных транспортных систем, эксплуатация данного участка в течение всего срока действия соглашения, а также управление секцией на ее платных и бесплатных участках.

Другим примером развития транспортной инфраструктуры на основе ГЧП является проект строительства скоростной автомобильной дороги "Москва - Санкт-Петербург" на участке 543 - 684 км, по которому уже был проведен концессионный конкурс. Инвестиционное сообщество проявило высокий интерес к представленным проектам Государственной компании. Также в ближайшее время планируется соединить большие города Подмосковья кольцевой трамвайной линией, что позволит стимулировать развитие области, а также создать миграцию рабочей силы внутри нее.

В сфере социально инфраструктуры 25 апреля 2013г. в Московской городской Думе состоялось заседание экспертного совета при комиссии по законодательству на тему: «Инвестиции в социальную сферу Москвы: законодательство, практика, стратегия».

С докладом о государственных и частных инвестициях в здравоохранение Москвы выступила председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). Она отметила, что город вкладывает достаточно серьезные средства в здравоохранение, например, в программу модернизации здравоохранения Москвы вложено 105 млрд. рублей, за счет которых проводится капитальный ремонт больниц и поликлиник, приобретается медицинское оборудование, а на программу «Столичное здравоохранение» в этом году направлено 220 млрд. рублей, но все-таки этих средств не хватает.

Отставание Москвы от Северной столицы в сфере развития ГЧП отражается в рейтинге «привлекательности» регионов к осуществлению подобных проектов.

Так, если Санкт-Петербург располагается на первом месте с рейтингом 7,8, то столица России - на 13-м (рейтинг 5,5). Оценка складывалась из трех параметров:

• нормативно-правовая база в регионе, в том числе специальные структурные подразделения органов власти, ответственные за ГЧП, предусмотренные в бюджете расходы на ГЧП;

• опыт реализации ГЧП (оценивается количество проектов, их уровень и стадии реализации);

• кредитный рейтинг региона (количество присвоенных рейтинговых оценок, а также значение оценок).

Законодательство и правоприменительная практика в отношении ГЧП были бы более развитыми и успешными в Москве, если бы не «неформальные» способы сотрудничества с бизнесом и не «джентльменские соглашения» (не оформленные документально) - предыдущая городская управленческая команда зачастую строила свою работу именно так. К тому же ГЧП развивается там, где есть недостаток бюджетных средств; в Москве же с ее бюджетом около миллиарда долларов такой проблемы до настоящего времени не возникало.

Учитывая активные действия правительства Москвы по продвижению проектов ГЧП, можно предположить, что уже в 2015 году столица достигнет первой пятерки в указанном рейтинге. Отсутствие московского закона о ГЧП вскоре может быть компенсировано принятием и применением федерального. К тому же в настоящее время возможна реализация любых форм ГЧП-проектов, и не обязательно иметь для этого собственный закон. Практика показывает, что если соглашение выгодно государству, претензий со стороны проверяющих органов быть не должно.

Сейчас на рассмотрении также находится проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства». Он учитывает имеющийся законодательный опыт, а также дополняет его необходимыми понятиями, расширяя область применения ГЧП. Принятие этого закона представляется более чем своевременным. В России сейчас более 80 нормативно-правовых актов различного уровня и качества, регулирующих инвестиционную деятельность. Все они создавались в разное время, различными людьми, поэтому не удивительно, что в них много противоречий. Соответственно, применение этого законодательства оказывается делом нелегким, что отпугивает частных инвесторов. Новый закон хоть и не ответит на все вопросы (потребуется принятие ряда подзаконных актов), но, надеюсь, сможет выстроить понятную, прозрачную и непротиворечивую законодательную систему, расширит практику сотрудничества государства и бизнеса, а это, в свою очередь, позитивно скажется на российском инвестиционном климате.

Изначально планировалось, что подготовленный Минэкономразвитием законопроект будет регулировать ГЧП только на региональном и муниципальном уровнях. Федеральные проекты будут реализовываться на основе закона о концессиях - по схеме «Построй-Управляй-Передай». Но после совершенно оправданных и разумных правок Минюста было решено распространить действие закона и на федеральный уровень. Запрет бизнесу получать объекты федерального уровня в собственность, как нам представляется, связан не только и не столько с заботой о населении (опасения по поводу роста тарифов за пользование объектами и т.д.), сколько с боязнью перед частным капиталом. Законодатели, судя по всему, полны воспоминаний о «лихих 90-х» и пока не готовы воспринимать бизнес как ответственного и равнозначного партнера.

Интересно, что в тексте проекта закона есть пункт, исключающий из его области применения проекты ГЧП, реализуемые за счет «бюджетных ассигнований инвестиционных фондов». По-видимому, такие проекты будут реализовываться на основе закона о концессиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власть и бизнес в современном обществе. Бутова Т.В.// Т. В. Бутова, М. В. Ерхов. Москва, 2007.

2. Думная Н. Н. Современная экономическая наука: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. -534 с.

3. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально-значимых услуг// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 029-037

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Эскиндаров М.А., Беляева И.Ю., Беляев Ю.К., Плотицына Л.А., Столяров Н.С., Цыгалов Ю.М., Батаева Б.С., Беляева Е.Ю., Большаков А.В., Бутова Т.В., Винников В.С., Полунин К.А., Панина О.В., Пухова М.М., Сычева Е.А.

5. Офиц. сайт Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда - http://dppr.volgadmin.ru/Consumer/Default.aspx

6. Официальный портал Правительстве Москвы -http://www.mos.ru/authority/activity/innovations/index.php?id_14=26325

7. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике// Вестник Академии. 2013. № 2. С. 47-50.Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. Москва, 2008.

8. Практика организации взаимодействия бизнеса с органами власти за рубежом. Бутова Т.В., Елесина М.В.// Наука и современность. 2013. № 24. С. 160-163

9. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития.// Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Москва 2014

10. Современные проблемы науки. Экономика и управление инфраструктурными проектами на основе механизмов государственно-частного партнерства. //Учебное пособие для высшего профессионального образования / С. А. Измалкова [и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - Учеб.-науч.-произв. комплекс". Орел, 2012

11. Теоретические аспекты управления и развития городских агломераций. Пухова М.М., Скобёлкина С.И., Шатлыгина А.В.//Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 9. С. 8-12.

Рецензент: Филатова Татьяна Васильевна, к.э.н., профессор кафедры «Корпоративные финансы», декан факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, Москва.

Krivtsova Marina Konstantinovna

Finance University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-mail: marinstar@bk.ru

Shirokova Alena Igorevna

Finance University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-mail: Shirokova2306@yandex.ru

Panina Olga Vladimirovna

Finance University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Moscow E-mail: marinstar@bk.ru

Analysis of business participation in the development of modern cities on the basis of public-private partnerships

Abstract: In this article, the authors consider the form of business participation in the development of modern cities, namely, the most common form - a public-private partnership. The economic development of Russia in the modern globalized economy characterized not only focus on innovative development, but also for the implementation of large-scale projects for the modernization and development of the infrastructure of the regions and urban agglomerations. The authors analyzed the most outstanding projects using PPP forms in Moscow and St. Petersburg, marked the most popular uses of the PPP (concession), and the most common uses of public-private partnerships in practice. By Russian instruments and institutions, promoting the development of public-private partnerships are targeted and federal targeted investment program, concessions, economic zones, regional development funds, public corporations (eg, Vnesheconombank), etc. The authors have highlighted the problems existing in the conditions of modern economic development, as well as obstacles to the success of the PPP in the field of Russian legislation. Also, the authors mention that now before t is a draft federal law "On the basis of public-private partnership." It takes into account the existing legislative experience, and complements it with the necessary concepts, extending the field of application of the PPP. Thus, the article presents solutions to these problems, identified prospects of public-private partnerships in the functioning of modern cities.

Keywords: Public-private partnerships; business; power; participation; mechanisms; shape; concession projects; Moscow; St. Petersburg.

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 11.

Vlast' i biznes v sovremennom obshchestve. Butova T.V.// T. V. Butova, M. V. Erkhov. Moskva, 2007.

Dumnaya N. N. Sovremennaya ekonomicheskaya nauka: uchebnoe posobie. M.: YuNITI-DANA, 2012 g. -534 s.

Zaynasheva Z.G., Semkina O.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sfere predostavleniya sotsial'no-znachimykh uslug// Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). 2013. № 3. S. 029-037

Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost': upravlencheskiy aspekt. Eskindarov M.A., Belyaeva I.Yu., Belyaev Yu.K., Plotitsyna L.A., Stolyarov N.S., Tsygalov Yu.M., Bataeva B.S., Belyaeva E.Yu., Bol'shakov A.V., Butova T.V., Vinnikov V.S., Polunin K.A., Panina O.V., Pukhova M.M., Sycheva E.A.

Ofits. sayt Departamenta predprinimatel'stva i potrebitel'skogo rynka administratsii Volgograda - http://dppr.volgadmin.ru/Consumer/Default.aspx

Ofitsial'nyy portal Pravitel'stve Moskvy -

http://www.mos.ru/authority/activity/innovations/index.php?id_14=26325

Petrova Yu.I., Dovgal' S.A., Sudib'e A.O. Zarubezhnye podkhody k venchurnoy innovatsionnoy deyatel'nosti i vozmozhnosti ikh ispol'zovaniya v rossiyskoy praktike// Vestnik Akademii. 2013. № 2. S. 47-50.Pod obshch. red. I.Yu. Belyaevoy, M.A. Eskindarova. Moskva, 2008.

Praktika organizatsii vzaimodeystviya biznesa s organami vlasti za rubezhom. Butova T.V., Elesina M.V.// Nauka i sovremennost'. 2013. № 24. S. 160-163

Ragulina Yu.V., Petrova Yu.I., Plakhotnikov A.A., Elesina M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: regional'nyy opyt razvitiya.// Moskovskaya akademiya predprinimatel'stva pri Pravitel'stve Moskvy. Moskva 2014

Sovremennye problemy nauki. Ekonomika i upravlenie infrastrukturnymi proektami na osnove mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. //Uchebnoe posobie dlya vysshego professional'nogo obrazovaniya / S. A. Izmalkova [i dr.] ; M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Gos. un-t - Ucheb.-nauch.-proizv. kompleks". Orel, 2012

Teoreticheskie aspekty upravleniya i razvitiya gorodskikh aglomeratsiy. Pukhova M.M., Skobelkina S.I., Shatlygina A.V.//Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika. 2013. № 9. S. 8-12.