Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
проблемы / перспективы / развитие / сфера услуг / рынок / условия рынка / problems / prospects / development / service sector / market / market conditions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толеубаев Д.М.

Статья посвящена анализу текущих проблем и перспектив развития сферы услуг в современных экономических условиях. В статье рассматривается влияние рыночных механизмов на предоставление услуг, а также рассматриваются основные тенденции развития сферы услуг в современном мире. Авторы также приводят рекомендации по улучшению эффективности предоставления услуг и решению текущих проблем в данной сфере. В статье содержатся данные и исследования, которые позволяют более глубоко понять современные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются компании, работающие в области услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SERVICE SECTOR IN MARKET CONDITIONS

Article is devoted to the analysis of current problems and prospects of development of the service sector in modern economic conditions. The article examines the impact of market mechanisms on the provision of services, and also examines the main trends in the development of the service sector in the modern world. The authors also provide recommendations for improving the efficiency of service provision and solving current problems in this area. The article contains data and research that allow for a deeper understanding of current trends and challenges faced by companies operating in the field of services.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

УДК 33

Толеубаев Д.М.

магистрант 2 курса специальности «Менеджмент», Казахский университет технологий и бизнеса (г. Астана, Казахстан)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Аннотация: статья посвящена анализу текущих проблем и перспектив развития сферы услуг в современных экономических условиях. В статье рассматривается влияние рыночных механизмов на предоставление услуг, а также рассматриваются основные тенденции развития сферы услуг в современном мире. Авторы также приводят рекомендации по улучшению эффективности предоставления услуг и решению текущих проблем в данной сфере. В статье содержатся данные и исследования, которые позволяют более глубоко понять современные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются компании, работающие в области услуг.

Ключевые слова: проблемы, перспективы, развитие, сфера услуг, рынок, условия

рынка.

Сфера услуг играет решающую роль в удовлетворенности общества в современных экономических условиях. По мере становления постиндустриального информационного общества в стране роль сферы услуг будет неуклонно возрастать, поскольку потребности населения постоянно растут, а разнообразие расширяется.

Сфера услуг во всем мире он представляет собой мощную и разнообразную систему, охватывающую самые разные области человеческой деятельности: бытовые услуги, Финансовые услуги, научные услуги в области науки, физической культуры и спорта, гостиничные, туристические услуги,

здравоохранение, образовательные и транспортные услуги, торговля, страхование, консультационные услуги и т. д. и т.д.

За последние два десятилетия наблюдается тенденция к повышению роли услуг в экономике стран мира. Чтобы повлиять на экономический рост, быстрое развитие сферы услуг является главной задачей как для развитых, так и для развивающихся стран. Наиболее важной закономерностью последних десятилетий является превращение индустриальной экономики в постиндустриальную или сервисную экономику. Основой этого объективного процесса является поступательное движение производительных сил, что, в свою очередь, приводит к росту производительности труда и других факторов производства.

Важной причиной развития сферы услуг являются глубокие изменения в системе общественных потребностей. Усложнение технологии, технологии, структуры производства, повышение уровня жизни населения и его социальной активности, а также самосовершенствование человека (повышение уровня образования и культурного уровня и т.д.) последовательно расширяли потребности производства и населения.

Формирование экономики услуг-это универсальный процесс, свойственный всем странам. Но она реализуется в каждом из них по мере созревания внутренних предпосылок, непосредственно связанных с уровнем экономического развития. В слаборазвитых странах экономическая активность в производстве внешней продукции в основном снижается. Чем выше уровень развития экономики, производительность труда, тем выше в структуре экономики трудовая деятельность, направленная на производство нематериальных, нематериальных видов продукции, проявляющихся в виде услуг. В результате длительных эволюций конца ХХ века. Доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.

За последние сто лет сама сфера услуг кардинально изменилась. В начале двадцатого века спектр предоставляемых услуг был ограничен, и в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовое обслуживание и большая

группа домашних служащих. В настоящее время существует более 160 видов деятельности (по классификации ВТО), от научных исследований до ремонтных услуг в сфере образования для инвалидов старшего возраста, и отрасли, основанные на использовании сложного интеллектуального труда, вышли на первый план.

Важнейшей закономерностью эволюции сферы услуг является то, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, а эффективность современной экономики во многом зависит от глубины интеграции. Увеличение взаимодействия и взаимосвязи конкретных товаров и услуг происходит в нескольких направлениях. В промышленности увеличиваются функции, выраженные в техническом, административном и другом персонале, и степень их участия в производстве материальной продукции. По мере роста производства товаров и услуг межотраслевые связи этих отраслей многократно разветвляются и усложняются: повышается уровень и качество материального обеспечения и обеспечения в оказании услуг.

Сфера услуг, степень и структура ее развития стали важной чертой развития общества. Специалисты отмечают начало нового этапа в общественном, в том числе международном разделении труда, связанного со структурной перестройкой национальной и мировой экономики. Эта реконструкция настолько важна, что ее часто сравнивают с промышленной революцией. Такое радикальное изменение роли сферы услуг послужило основанием для того, чтобы говорить о формировании организации, называемой сервисным обществом, в то время как экономика этого общества называлась экономикой обслуживания.

Развитие современной мировой экономики характеризуется постоянным расширением товарооборота в связи с развитием науки и техники, ростом общественных и частных потребностей.

На многих рынках происходит насыщение: снижается спрос на товары, усиливается конкуренция, снижается прибыль. Опыт развитых стран показывает, что по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги растет. Рынок услуг живет в единстве с товарным рынком и является его разновидностью, которая развивается в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняется этим законам. В то же время он имеет свои особенности, которые наряду со спецификой деятельности определяют особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности в данной сфере.

Высокая динамичность рыночных процессов: динамический спрос на услуги, а гибкая отраслевая структура делает возможным динамическое предложение. Локальный характер рынка услуг: под влиянием территориальных условий рынок услуг приобретает четкую пространственную структуру, в рамках которой формируются комплексы, отличающиеся от других, но схожие друг с другом по социально-экономическим характеристикам. Рынок услуг локализован в территориальных структурах, хотя их масштабы могут различаться (в зависимости от типа компактного или рассредоточенного рынка / миграции) - другой подход к организации услуг (например, стационарные или полевые услуги). Территориальная сегментация в сфере услуг является решающей: формы обслуживания, спрос и условия функционирования обслуживающих предприятий зависят от особенностей территорий, охваченных определенным рынком.

Основные особенности рынка услуг: высокие темпы оборота капитала: это следствие короткого производственного цикла (одно из главных преимуществ бизнеса в сфере услуг). Повышенная чувствительность к изменениям рыночных условий: из-за невозможности хранения, хранения и транспортировки услуг и, как правило, временного и пространственного совпадения их производства и потребления. Это повышает требования к точности анализа и прогнозирования спроса и других факторов рыночной среды, повышает степень риска их непредсказуемых изменений. Специфика организации производства услуг: поставщиками услуг, как правило, являются

малые и средние предприятия различного профиля (мобильные, гибкие, более эффективные на местном рынке). Специфика процесса оказания услуг заключается в том, что он зависит от личных взаимоотношений производителя и потребителя (создает условия для расширения коммуникационных связей, а также повышает требования к профессиональной квалификации, опыту, этике и общей производственной культуре).

Сложная структура спроса определяет появление новых, нестандартных услуг (по мере насыщения рыночного спроса этот процесс все чаще развивается). Поиск новых услуг становится постоянным процессом. Неопределенность результата обслуживания: поскольку производитель подвергается воздействию личных свойств, невозможно заранее определить результат с достаточной точностью. Его окончательная оценка возможна только после потребления услуги. Чтобы избежать ошибок, необходимо использовать специфические методы маркетинга: диверсификацию видов деятельности, совершенствование коммуникационной политики, применение современных методов прогнозирования спроса, развитие системы контроля спроса и др.

Таким образом, рынок услуг является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики.

Переход производства и общества в сферу услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», тем самым подчеркивая не только фундаментальный характер и социальную значимость этого сдвига, но и постепенность изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, деструктивных форм и последствий. «старение» нематериальной деятельности в общехозяйственной системе. Основные факторы развития сферы услуг.

Спрос на услуги из страны производства рос еще более интенсивно, и такие затраты стали основной частью общих затрат бизнеса во всех отраслях. Традиционные виды расходов на серию, материалы, транспорт и коммуникации существенно дополняются затратами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационные и компьютерные услуги, консалтинг различного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и др. В отраслях

высокотехнологичной промышленности и во многих отраслях этого сырья затраты на услуги социально высоки.

Стимулирующее воздействие на деятельность основных экономических факторов весомо дополнялось рядом других-социальных структурных факторов на определенном этапе. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего в бытовых и социальных услугах, породили непрерывный процесс урбанизации. В результате систематической миграции горожан нарушаются принципы самодостаточности, самодостаточности, присущие сельскому образу жизни, а ранее выполненная работа в домашнем хозяйстве передана специализированным структурам общественного производства.

После Второй мировой войны динамика предоставления услуг и массовое вовлечение женщин в производство были большим стимулом. С этой ситуацией напрямую связано размещение системы общественного питания, услуг прачечной и химчистки, дошкольных образовательных учреждений и других услуг. Масштабный по объему и разнообразный по назначению комплекс услуг воплотил в жизнь массовую моторизацию: быстро развился автомобильный транспорт, территории западных стран были охвачены сетью автосервисных станций, заправочных станций, автостоянок, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий спектр потребностей автомобилистов. кинотеатры и т.д.)

Масштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70-80-е годы оказала самое глубокое и всестороннее влияние на сферу услуг. Экономический кризис, который с наибольшей силой затронул традиционные отрасли промышленности, ознаменовал переход от индустриальной модели, которая в основном управляет высокотехнологичными отраслями и сферами услуг, к постиндустриальной модели. На этой волне передовые, наукоемкие виды деятельности стали энергично подниматься на передний план, особенно в структуре хозяйства.

В кризисной ситуации резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных бизнес - услугах, способствующих решению

многих задач реструктуризации-структурному внедрению маркетинговых, организационно-управленческих, технологических инноваций и повышению эффективности. За последние два десятилетия на мировом рынке услуг отчетливо проявились следующие тенденции в развитии отдельных его сегментов. Доля транспортных услуг снизилась, что связано со снижением доли сырья в международной торговле. Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что связано с ростом доходов населения, улучшением транспортных средств, развитием туристской инфраструктуры. По абсолютным темпам роста и значимости в общем объеме мирового экспорта услуг сегмент «специальные частные услуги» стал основным и наиболее динамично развивающимся сегментом, который включает аудиторский консалтинг по финансовому страхованию и другие услуги.

Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг.

Исторически сложилось так, что большинство услуг, за исключением транспорта и коммуникаций, развивались в течение длительного времени, как будто они были далеки от технологического прогресса, основанного в основном на использовании трудовых ресурсов и менее сложных, а иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация значительно изменилась до недавнего времени. медленно. Новая волна научно-технического прогресса охватила и эту сферу, и услуги стали самой широкой областью применения ее последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникационных технологий.

Научно-техническая революция стала не менее мощным ускорителем интеграции услуг в мировое экономическое пространство. Процесс глобализации услуг приобретает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональный поток продаж товаров и услуг.

Последние два-три десятилетия ХХ века. поток туристов, а также людей, выезжающих за границу с деловыми и другими целями, неуклонно растет высокими темпами. Опыт получения медицинской помощи за рубежом

становится все более популярным, и мировой рынок этих услуг стремительно развивается. Масштабы международной миграции значительно увеличиваются за счет поставщиков услуг - физических лиц, путешествующих за границу в поисках эффективной работы.

В новом веке можно ожидать большого прогресса в преодолении существующих барьеров и дальнейшем обогащении системы международного обмена за счет увеличения количества нематериальной продукции, в том числе продукции высокого научного содержания.

Несомненно, дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукции, опережающее развитие отраслей научно-интенсивного обслуживания производства и социально-гуманитарного направления, дальнейшее повышение влияния услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств. качество жизни населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пашигорева Г.И. Контроллинг и формирование его системы на предприятиях сферы услуг // Инновации. 2019. № 5. С. 79-82;

2. Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения. М.: Интел-синтез, 2020. - 272 с;

3. Страусова A.A. Маркетинг как инструмент управления предприятием сферы услуг // Молодой ученый. 2022. № 1. С. 123-126;

4. Зайнашева З.Г. Современное развитие сферы услуг региона. М.: Изд-во МГУС, 2022. - 204 С;

5. Кокуева Ж.М. Система сбалансированных показателей как инструмент управления предприятием информационно-технологической сферы // Менеджмент в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 89-95

Toleubaev ^М.

Kazakh University of Technology and Business (Astana, Kazakhstan)

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SERVICE SECTOR IN MARKET CONDITIONS

Abstract: article is devoted to the analysis of current problems andprospects of development of the service sector in modern economic conditions. The article examines the impact of market mechanisms on the provision of services, and also examines the main trends in the development of the service sector in the modern world. The authors also provide recommendations for improving the efficiency of service provision and solving current problems in this area. The article contains data and research that allow for a deeper understanding of current trends and challenges faced by companies operating in the field of services.

Keywords: problems, prospects, development, service sector, market, market conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.