О РОЛИ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Н.А. Диесперова, Л.А. Жданова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Показана определяющая роль сферы нематериального производства (услуг) в постиндустриальной экономике. Сопоставлением вклада услуг в ВВП пяти ведущих странах Запада и России установлено принципиальное различие структур сферы услуг: в развитых странах доминируют наукоемкие услуги — деловые и формирующие качество человеческого капитала, в России — услуги торговли и транспорта. Выявлена неблагоприятная тенденция развития отрасли деловых услуг в РФ. Обоснована необходимость преимущественного развития наукоемких услуг для успешного выхода на мировой рынок и сопровождения российской конкурентоспособной продукции.
Ключевые слова: нематериальное производство, сфера услуг, человеческий капитал, деловые услуги, информационно-коммуникационная технология, интегрированная информационная сеть.
Отличительной чертой постиндустриальной экономики является ускоренное развитие сферы нематериального производства — сферы услуг. Стремительное технологическое и структурное усложнение производства, все более жесткая конкуренция в глобальной экономике форсируют спрос бизнеса на широкий круг услуг, обеспечивающих повышение его конкурентоспособности и способствующих рыночной экспансии. Следуя запросам бизнеса, формируется структура хозяйства развитых стран. Если в середине 1980 гг. ВВП в странах Запада делился примерно поровну между производством материальной и нематериальной продукции, то в 2004 г. услуги уже обеспечивали -70% ВВП. Но важен не только объем услуг. В развитых странах сфера услуг «выступает как эпицентр стимулов и основ постиндустриального развития» на базе высококвалифицированной рабочей силы, в ее структуре превалируют отраслевые группы, связанные с деловыми и финансовыми услугами и «отвечающие» за «качество» человеческого капитала. По мнению многих аналитиков, «опережающее и качественное развитие именно этих сфер деятельности будет оказывать решающее влияние и на прогресс в материальном производстве» [1]. Однако роли сферы услуг в российском бизнесе уделяется незаслуженно малое внимание в нашей экономической литературе. Цель предпринятого нами исследования — рассмотреть проблемы российской сферы услуг, от состояния которой во многом зависит эффективность деятельности России на мировом рынке.
Структура сферы услуг в развитых странах. Интенсивное развитие сферы услуг на Западе связано с эффективным использованием все более широких возможностей информационно-коммуникационных технологий для организации новых и радикальной организационно-технологической модернизации традиционных отраслей нематериального производства под флагом «синхронизация времени, пространства и знания» [2].
Новые отрасли услуг обязаны своим развитием информационным технологиям. Так, управленческий консалтинг получил широкое распространение с появлением интегрированных информационных сетей (ИИС) — технических средств управления в режиме онлайн производственными, финансовыми и людскими ресурсами крупных компаний, предприятия которых рассеяны по многим странам мира. Оказалось, что внедрение ИИС должно сопровождаться серьезной реорганизацией практически всех бизнес-процессов компании, адаптацией программного обеспечения к индивидуальным особенностям объектов управления, переподготовкой персонала [3]. Чрезвычайная сложность этих задач вынудила промышленные корпорации нанимать профессиональных консультантов по управлению и информационным технологиям — управленческий консалтинг стал самостоятельной отраслью деловых услуг.
Решение крупного бизнеса отдать часть своих функций по управлению, логистике, сбыту и т.д. специализированному предприятию по оказанию деловых услуг (аутсорсинг) или оставить их в своей структуре определяется преимущественно сопоставлением затрат по этим вариантам. Предприятия же среднего и малого бизнеса вынуждены пользоваться услугами предприятий, специализировавшихся в области консалтинга всех видов (управленческого, финансового, юридического, логистики и т.д.).
Вместе с тем, как только проявились масштаб, двузначные темпы роста и высокая доходность консалтинга, в эту отрасль услуг немедленно включились производители технических средств ИИС. В крупнейших корпорациях компьютерной техники (IBM, EDS, CSC и др.) производство технических средств и информационных технологий стало только одним из звеньев полномасштабных проектов системной интеграции для решения бизнес-проблем своих клиентов — в «компьютерных» корпорациях доходы от нематериального производства сравнялись или превышают доходы от материального. Например, IBM до двух третей дохода получает от реализации услуг — научных исследований, программирования, системной интеграции, бизнес-консалтинга и т.д. [4], половина доходов ТНК General Electric поступает от ее сервисных подразделений. Структура доходов бизнеса General Electric приводится ниже.
Столь весомая роль сферы услуг продиктована особенностями глобального рынка. Если в индустриальной экономике основным показателем конкурентоспособности продукции фирмы являлось соотношение цена—качество, то в постин-
Подразделения Авиамоторы (GE aircrafts engines)
Бытовые приборы (GE appliances) Промышленное оборудование (GE industries) Телеканал NBC
Производство пластмасс (GE plastics) Электрические турбины (GE powers systems) Мед. продукты (GE technical products)
GE capital service
Доля подразделения в доходах, %
8
4
9
З
З
ll
6
ЗО
дустриальной этот показатель утрачивает приоритет. Вскоре после появления нового продукта десятки фирм из многих стран выводят на мировой рынок продукцию аналогичного назначения с близкими ценностными и качественными характеристиками. Законы глобализации ориентируют производителя не столько на выпуск высокотехнологичной продукции, сколько на ее широкое использование во всех отраслях и сферах мирового хозяйства. Поэтому на первый план выдвинулись задачи: лучше остальных довести свой товар до потребителя и сделать товар наиболее привлекательным с минимальными трансакционными издержками, сопровождающими все стадии воспроизводственного процесса — от НИОКР до реализации товара.
В ходе решения этих проблем в развитых странах сформировалась структура отрасли услуг, представленная в табл. 1 пятью странами Запада. Здесь более 150 видов услуг, выделенных в международной классификации, разделены на пять групп по степени инновационности — I, II и V относят к традиционным услугам, III и IV — к наукоемким.
Согласно приведенным данным, продукция сферы услуг в пяти развитых странах составляла, в среднем, 60% ВВП в 1985 г. и 71% в 2004. Данные 1985 г. относятся к периоду структурной трансформации экономики развитых стран под воздействием технического прогресса и являются в значительной мере визитной карточкой, индустриальной экономики. Данные 2004 г. уже характеризуют структуру ВВП стран, вступивших в постиндустриальную экономику. Динамика роли сферы услуг в экономике развитых стран и динамика отраслевых пропорций дает четкое представление о тенденциях развития сферы нематериального производства при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу.
Таблица 1
Вклад отраслей сферы услуг в ВВП развитых стран
Страна Удельный вес крупных отраслевых групп сферы услуг в ВВП , %
II III V V
Торговля, Транспорт, Финансы, Образование, Услуги
общепит, связь, склады, страхование, здравоохранение, государства
гостиницы коммуникации деловые услуги соцобслуживание
1985 2004 1985 2004 1985 2004 1985 2004 1985 2004
Англия 11,4 15,0 6,8 7,2 16,9 30,0 5,2 16,7 12,7 4,9
Германия 13,9 12,4 6,6 5,6 18,0 29,0 9,0 16,4 11,9 6,0
США 17,4 15,4 6,2 7,1 23,6 32,4 9,1 15,8 12,0 4,9
Франция 14,6 13,1 6,1 6,3 18,3 31,4 4,2 17,3 16,9 4,6
Япония 13,4 12,7 6,6 6,8 15,4 18,2 16,4 17,4 8,2 5,5
Россия 18,4* 22,0 9,9* 8,7 5,8* 12,0 7,4* 6,2 6,7* 10,4
* Данные 1994 г.
Источник: МЭиМО. - 1999. - № 2. - С. 31; 2008. - № 2. - С. 46.
Качественные параметры сферы услуг в развитых странах. Наибольший удельный вес в ВВП (~30%) имеет отрасль деловых и профессиональных услуг, в которой доминируют наукоемкие (высокотехнологичные, интеллектуальные) услуги. Рынок этой отрасли услуг разделен примерно пополам между крупным и малым бизнесом.
В сфере деловых услуг крупные транснациональные компании (Andersen Consulting, Mc’Kinsey, IBM Global service и т.д.) с выручкой в десятки и сотни мил-
лиардов долларов обслуживают преимущественно «товарные» ТНК. Обусловлено это тем, что для эффективного использования ресурсов высокого качества — научных, трудовых, инвестиционных, систем накопления и распространения знаний, банка инноваций и передового опыта — компании сферы услуг в глобальной экономике должны иметь возможность мобилизовать тысячи квалифицированных специалистов, в том числе профессионально знающих специфику бизнес-процессов в разных странах, и создать из них единую команду, оснащенную высокоэффективными техническими средствами. Компания должна иметь хорошую кредитную историю, чтобы крупные корпорации и банки могли на длительное время доверить команде консультантов вопросы трансформации своего бизнеса: реструктуризацию после транснациональных слияний и поглощений, оптимизацию международной цепочки производственной кооперации или логистику в рамках транснационального корпоративного комплекса и т.д.
Со столь сложными задачами может справиться только крупная консалтинговая компания. Их насчитывается не так много. Например, более 50% общемировой выручки управленческого консалтинга приходится на долю 10 крупнейших компаний, в каждой из которых десятки тысяч консультантов обслуживают предприятия ТНК и национальные предприятия в десятках стран [3].
Вместе с тем широкие возможности эффективно удовлетворять спрос на многие виды наукоемких деловых услуг имеют отдельные профессионалы или их небольшие коллективы, обслуживающие население и малый бизнес. Эта возможность обеспечивается, во-первых, их оснащением техническими средствами высокого научного уровня, доступными по цене и разработанными специально для операций нестандартных и малого масштаба, во-вторых, благодаря сотрудничеству с крупными фирмами, прежде всего, по различным формам франчайзинга, в третьих, все усиливающимся предпочтением населения развитых стран к персонифицированному обслуживанию. К малому бизнесу в свое время относились, например, такие гиганты, как Microsoft и Google.
Динамика развития сферы услуг в развитых странах. Характерной особенностью развития сферы деловых услуг являются высокие и стабильные темпы роста: в среднем 0,47% ВВП в год за 1985—2005 гг. и 0,43% за 1994—2004.
Важное место в структуре услуг по вкладу в ВВП и темпам роста занимает группа отраслей, ответственных за уровень (образование), развитие (непрерывное обучение в течение всей жизни) и сохранение (культура, здравоохранение, индустрия отдыха) человеческого капитала — ресурса, создающего неосязаемые активы (знания и информацию) и в то же время определяющего эффективность их использования. Роль этого ресурса оказалась решающей, когда инновации стали неотъемлемым элементом воспроизводственного процесса, а новейшие достижения в науке, в сфере информационных и коммуникационных технологий позитивно сказываются на трансакционных издержках во всех без исключения отраслях мирового хозяйства. В частности, вывод нового товара на мировой рынок связан с затратами, исчисляющимися сотнями миллионов и даже миллиардами долларов, львиную долю которых составляют издержки на НИОКР, логистику, рекламу и пр. «Качество» человеческого капитала здесь является определяющим.
Темпы роста этой отрасли услуг также отличаются стабильностью: в среднем 0,36% ВВП в год в период 1985—1995 гг. и 0,34% в 1994—2004 гг. Темпы роста затрат на здравоохранение примерно в 1,5 раза выше, особенно в начале XXI в.
Уменьшение доли услуг государства, в том числе на социальные услуги, практически вдвое (в 1985 г. было в среднем 12,4% ВВП, в 2004 — уже 6,4%) не снижает уровень социального обслуживания населения в развитых странах. Происходит интенсивное замещение функций государства в этой сфере частным предпринимательством по контрактам с правительственными структурами.
С 1985 до 2004 г. доли в ВВП групп отраслей услуг, входящих в I и II группы, сохраняются практически на одном и том же уровне. Однако с ростом ВВП в последние 20 лет почти вдвое увеличился объем этих услуг в развитых странах и радикально изменилось их качество. В частности, в торговле (60—80% I группы услуг) доминирующее положение занимают высокотехнологичные наукоемкие товары, реализуемые через сети мировых торговых компаний. Малый бизнес эффективно сотрудничает с крупными корпорациями, которые предоставляют право реализовывать услуги под фирменным знаком всемирно известной компании (фрайчайзинг). Например, в США только через франчайзинг в 1990 гг. малый бизнес обеспечивал более трети розничного оборота и -20% услуг бизнесу и населению. В целом же малое предпринимательство в сфере услуг обеспечивает -40% ВВП в основных развитых странах.
Общей тенденцией развития сферы услуг в развитых странах является ее «врастание» в экономику знаний и инноваций. По данным Л. Демидовой, доля отраслей услуг в затратах частного бизнеса на НИОКР к 2003 г. составила 25% по всем странам ОЭСР, а в ряде стран (США, Канаде, Ирландии, Норвегии) около 40% [4. С. 44]. В частности, инновации преобразили такие традиционные отрасли услуг, как торговлю и общественное питание, обеспечив эффективную деятельность гигантских корпораций типа Wal-Mart, American Express, McDonald's и др. во всех странах мира. Практически все отрасли услуг прошли радикальную модернизацию на базе новейших информационных технологий, получили в свое распоряжение высокопроизводительную и сравнительно недорогую технику. В результате производительность труда в сфере услуг по основным развитым странам в 2006 г. приблизилась к уровню промышленного производства (табл. 2)
Таблица 2
Производительность труда в крупнейших странах мира по ППС
(тыс. долл. США на одного занятого)
Отрасль Англия Германия США Франция Япония Россия
Хозяйство 72,3 63,3 88,0 75,4 64,0 24,1
Промышленность 84,1 62,5 97,3 68,6 65,9 41,2
Сфера услуг, по ППС 68,2 60,5 85,8 77,7 64,0 22,7
Сфера услуг в ВВП,% 73,0 69,0 77,0 77,0 69,0 57,0
Источник: МЭиМО. - 2008. - № 12. - С. 35.
Структура и динамика развития сферы услуг в России. Сопоставление показателей, характеризующих развитые страны и Россию (см. табл. 1, 2), показывает радикальное отличие нашей сферы услуг от сферы услуг развитых стран. Это различие имеет системный характер как по структуре, так и по динамике роли сфе-
ры услуг в ВВП. Казалось бы, по объему сферы услуг наша страна не так сильно отстала от развитых стран: в 2004 г. у России — 59,3% ВВП, Японии — 60,6%, Германии — 69% (табл. 1). Однако структура российской сферы услуг в 2004 г. почти воспроизводит структуру сферы услуг развитых стран двадцатилетней давности (1985 г.), но в худшем варианте. Практически одинаков вклад в ВВП группы отраслей услуг: II группа — 8,7% у России, 6,6% (в среднем) у пяти развитых стран, IV группа — 6,2 и 8,8% и V группа — 10,4 и 10,7 соответственно; несколько меньше вклад деловых услуг (группа IV — 12,0 и 18,4%), но почти вдвое выше вклад торговли — 22 и 14% ВВП.
По существу, структура сферы услуг в России в 2004 г. осталась на позициях, с которых более 20 лет назад стартовала структурная трансформация экономики развитых стран. И хотя темпы роста сферы услуг в России за 1994—2004 гг. были в два раза выше, чем в развитых странах в период 1985—2004 гг., различие с ними еще более усилилось. Так, в пяти развитых странах вклад наукоемких услуг (деловые и обеспечивающие «качество» человеческого капитала — группы отраслей III и IV) увеличился с 25 до 45% ВВП; экспорт наукоемких услуг возрос до двух третей всего объема услуг [5] вклад государства в услугах упал в два с лишним раза, вклад традиционных отраслей (I и II) практически не изменился. В России же рост вклада услуг в ВВП с 48% в 1994 г. до 59% в 2004 г. достигнут в значительной мере за счет увеличения торговли и государственных услуг, в экспорте услуг доминируют транспорт (42%) и туризм (32,1%). Возможно, поэтому производительность труда в российской сфере услуг в два раза ниже, чем в обрабатывающей промышленности (см. табл. 2).
Неблагоприятная для страны тенденция развития сферы услуг особенно четко характеризуется динамикой пропорций основных отраслей услуг в их общем объеме (табл. 3). В 2004 г. почти 55% составляют услуги торговли и государства, причем — в отличие от развитых стран — в услугах все увеличивается доля государства. Четко просматривается негативная тенденция в отраслях, имеющих первостепенное значение для развития России — в группе отраслей IV (образование, здравоохранение), ответственных за качество человеческого капитала), и в группе отраслей II (транспорт, коммуникации и пр.). Их доля в объеме услуг сокращается, что крайне негативно для будущего страны.
Таблица 3
Динамика отраслевых пропорций сферы услуг в развитых странах*
Страна Доля отраслевой группы услуг в суммарном объеме услуг, %
II III IV V
Торговля, Транспорт, Финансы, Образование, Услуги
общепит, гос- коммуникации, страхование, здравоохранение государства
тиницы склады деловые услуги социальные услуги
1985 2004 1985 2004 1985 2004 1985 2004 1985 2004
Англия 21,5 29,3 12,8 9,75 31,9 40,6 9,8 22,6 23,9 6,64
Германия 23,4 17,9 11,1 8,06 30,3 41,8 15,1 23,6 20,0 7,06
США 25,4 19,9 9,07 9,19 34,5 42,0 13,3 20,5 17,6 6,84
Франция 24,0 17,3 10,0 8,30 30,1 41,5 6,9 22,8 27,8 6,07
Япония 22,3 19,5 11,0 10,5 25,6 28,0 27,3 26,8 20,0 7,06
Россия 38,2** 37,1 20,5** 14,7 12,0** 20,0 15,3** 10,4 13,9** 17,5
* Рассчитано по данным табл. 1. ** Показатели 1994 г.
Неразвитость наукоемких отраслей услуг не только снижает конкурентоспособность продукции российских предприятий в мире, но отрицательно сказывается на внутреннем рынке. Наши крупнейшие компании могут себе позволить оплату иностранных менеджеров и консультантов. Малому и среднему бизнесу это не по силам. Неоднократные попытки государства создать венчурные фирмы, обеспечивающие наукоемкими услугами малый бизнес на Западе, провалились. В отличие от развитых стран, российский крупный частный бизнес не пришел в венчурное предпринимательство. Без помощи государства и крупного бизнеса деловыми услугами малый и средний бизнес с нарастающей скоростью сдает позиции в традиционных и особенно в инновационных отраслях промышленности зарубежным компаниям. Так, при наличии производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы отечественные предприятия практически вытеснены из нефте-сервиса — разведки и обустройства нефтегазовых месторождений, производства бурового и прочего оборудования [5]. Призыв председателя Правительства В. Путина к нефтегазовым магнатам — перейти на использование отечественного качественного, но более дешевого оборудования — пока не получил поддержки.
Таким образом, налицо очевидное и, главное, усиливающееся отставание России по определяющим направлениям сектора нематериального производства, обеспечивающего уже сейчас большую часть ВВП страны. Увеличение объема сферы услуг в ВВП до уровня развитых стран преимущественно за счет торговли и услуг государства — тупиковый путь развития. При существующей структуре услуг трудно надеяться на достойную интеграцию России в мировое хозяйство. Даже конкурентоспособная по техническим, качественным и ценовым характеристикам продукция российских предприятий не пробьется на мировой рынок без «шлейфа» сопровождающих ее услуг — консультационных, сервисных, финансовых, рекламных и пр., которые принято относить к наукоемким и которые на Западе составляют от 10 до 20% экспорта. Доля же коммерческих (не наукоемких!) услуг в общей стоимости экспорта товаров и услуг в России составляла 9% против 28% в США и 38% в Великобритании (2005 г.) при устойчивом превышении импорта услуг над экспортом. В частности, компании западных стран уже обеспечивают примерно две трети всей выручки на консалтинговом рынке России [4].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Мировая экономика: прогноз до 2020 г. / Под ред. академика А. Дынкина. — М.: Магистр, 2008.
[2] Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. — М., 2008.
[3] Березной А. Мировая индустрия управленческого консалтинга // МЭиМО. — 2001. — № 9.
[4] Демидова Л. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // МЭиМО. — 2008. — № 2.
[5] Нефтесервис в России // Эксперт. — 2008. — № 7.
SIGNIFICANCE OF SERVICE SECTOR IN THE MODERN ECONOMY
N.A. Diesperova, L.A. Zhdanova
Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with great significance of non-manufacturing business in the modern world. The examination of shares of non-manufacturing business in the structure of Gross domestic product of western developed countries and Russia makes clear the considerable difference: in the western developed countries the innovative (science intensive) — business and quality of human capital forming fields predominate, whereas in Russia — trade and transport service. The article displays the negative tendency of development of business service and state service. The absolute necessity of preferred development of science-intensive service for successful functioning of Russian products in the World Market is proved.
Key words: service sector, human capital, business services, information technology, integrated information system.