Научная статья на тему 'ДИАЛЕКТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ'

ДИАЛЕКТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ-ДРАЙВЕРЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Энглези В.Ю.

Статья посвящена исследованию основных закономерностей развития сферы услуг в информационном обществе под воздействием таких процессов, как цифровизация и глобализация, а также освещению современного состояния и тенденций развития предприятий сервиса и торговли. В процессе исследования раскрыты: диалектика сферы услуг в контексте спиралевидной модели эволюции общества (факторы-драйверы, предпосылки и закономерности); содержание и формы услуги как экономической категории; предложен подход к классификации услуг. Кроме того, проведен анализ современного состояния отечественных предприятий сервиса и торговли, освещены основные тенденции развития в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIALECTICS OF THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES

The article is presented to research the main patterns of development of services in the information society under the influence of such processes as digitalization and globalization, as well as the coverage of the current state and trends in the development of service and trade enterprises. In the process of the research the dialectics of services development in the context of a spiral model of society evolution (factors-drivers, preconditions and patterns); the content and forms of services as an economic category; the approach to the classification of services was proposed. In addition, the analysis of the current state of national enterprises of service and trade, the main development trends in the national economy are highlighted.

Текст научной работы на тему «ДИАЛЕКТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_4_4_6 УДК 338.46

ДИАЛЕКТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ

Энглези Виктория Юрьевна,

ассистент кафедры бухгалтерского учета, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, e-mail: viktoriya0745@mail.ru

Статья посвящена исследованию основных закономерностей развития сферы услуг в информационном обществе под воздействием таких процессов, как цифровизация и глобализация, а также освещению современного состояния и тенденций развития предприятий сервиса и торговли. В процессе исследования раскрыты: диалектика сферы услуг в контексте спиралевидной модели эволюции общества (факторы-драйверы, предпосылки и закономерности); содержание и формы услуги как экономической категории; предложен подход к классификации услуг. Кроме того, проведен анализ современного состояния отечественных предприятий сервиса и торговли, освещены основные тенденции развития в национальной экономике.

Ключевые слова: услуга; предприятия сервиса и торговли; информационное общество; цифровизация; факторы-драйверы, предпосылки; закономерности развития сферы услуг.

UDC 338.46

THE DIALECTICS OF THE DEVELOPMENT OF SERVICE AND TRADE ENTERPRISES

Englesi Victoria Yurievna,

аssistant of the Accounting Department, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, Russia, DPR, Donetsk, e-mail: viktoriya0745@mail.ru

The article is presented to research the main patterns of development of services in the information society under the influence of such processes as digitalization and globalization, as well as the coverage of the current state and trends in the development of service and trade enterprises. In the process of the research the dialectics of services development in the context of a spiral model of society evolution (factors-drivers, preconditions and patterns); the content and forms of services as an economic category; the approach to the classification of services was proposed. In addition, the analysis of the current state of national enterprises of service and trade, the main development trends in the national economy are highlighted.

Keywords: service; service and trade enterprises; information society; digitalization; factors-drivers, preconditions; patterns of development of services.

Современные регалии цифровизации и глобализации финансово-экономического пространства любого государства подчеркивают необратимый процесс перехода из постиндустриального общества в информационное, которое отражается в социально-экономической трансформации и цифрови-зации всех бизнес-процессов национальной экономики путем развития такого фактора производства, как информация.

Именно информатизация и диджитали-зация обусловили диверсификацию видов

производимой продукции и способов производства, размеры и структуру валового внутреннего продукта (далее - ВВП), обусловили стремительное развитие и интеграцию информационно-коммуникационных технологий, а также способствовали развитию в экономике с начала 1950-х годов третичного сектора - сферы услуг.

Сфера услуг на сегодняшний день имеет лидирующие позиции и весомую долю в ВВП среди макроэкономических показателей большинства национальных экономик

развитых стран [1, с. 28; 10, с. 249], так как третичный сектор не только удовлетворяет потребности общества, улучшая качество жизни населения, но и органично обеспечивает рабочие места для отраслей сервиса и торговли непосредственно в первичном и вторичном секторах экономики [10, с. 17]. Кроме того, предприятия сервиса и торговли имеют тенденцию повышения поступлений налоговых платежей и сборов в бюджетную систему Российской Федерации: в 2018 году предприятия указанных отраслей обеспечили 84 % от всех федеральных налогов и сборов, а в 2020 году - 86,7 % [10, с. 38].

Острую необходимость и востребованность в исследовании предложенной темы аргументирует тот факт, что на государственном уровне непрерывно совершенствуются национальные стандарты в сфере услуг [4], разработана и реализуется «Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года» [9]. Кроме того, Министерство экономического развития Российской Федерации определяет отрасль сервиса и торговли как «основной драйвер восстановления и последующего роста экономики» за счет повышения потребительского спроса, показателей розничной торговли, платных услуг, что должно обусловить рост доходов населения и реальных заработных плат к 2025 г. на 3-6 %, по сравнению с уров -нем 2021 г.

Контент-анализ научных исследований, посвященных изучению сферы услуг и его отраслей сервиса и торговли, показал достаточно большое количество публикаций. Научный интерес в области исследования теоретико-методологических аспектов сферы услуг в части услуг торговли и сервиса проявили: А.А. Азарян [1], А.А. Волкова [3], М.М. Морозов [6], Р.В. Ободец и Н.Ю. Козина [7] и др.

Тенденции и перспективы развития предприятий сервиса и торговли в условиях циф-ровизации исследовали такие ученые, как С.А. Анесянц [2], И.Я. Капущак [5], А.А. Сидоров [8], В.С. Усков и ряд других.

Отмечая ценность приведенных исследований отдельных аспектов сферы услуг в области сервиса и торговли, следует отметить недостаточную изученность вопросов диалектики отечественных предприятий сервиса и торговли. Вместе с тем логические императивы развития предприятий сервиса и

торговли представляют не столько научный теоретический интерес, сколько позволят субъектам хозяйствования в отрасли сервиса и торговли лучшим образом получать сверхприбыль и качественное предоставление услуг, прогнозировать и управлять потребительским спросом, обеспечивая финансовую устойчивость предприятия, что в совокупности обусловливает значимость и целевой вектор исследования.

Цель статьи - выявить и осветить основные закономерности развития сферы услуг, а также провести анализ современного состояния и тенденций развития предприятий сервиса и торговли.

Эволюция сферы услуг была отмечена в тенденциях роста сервиса и торговли еще в послевоенный период - с начала 1950 годов во времена научно-технической революции и перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Постиндустриализм также характеризовался ростом производства услуг, повышением научно-исследовательских и образовательных услуг, массовым появлением консультантов, экспертов и советников в различных сферах общества. В то же время оборот материального производства начал зависеть от развития услуг и апгрейда отраслей торговли и сервиса в связи с необходимостью повышения продажи и продвижения продукции/товара и вывода на мировой рынок в условиях глобализации и усиленной конкурентной среды.

По мнению В.С. Ускова, который по результатам исследования развития информационного общества отметил, что в научной литературе нет конкретного разграничения между постиндустриальным и информационным обществом, период формирования указанных типов общества приблизительно одинаковый - конец XX - начало XXI вв.

По нашему мнению, отождествлять постиндустриальное общество с информационным не следует, так как несмотря на короткий временной интервал, в информационном обществе под воздействием таких факторов-драйверов, как глобализация и цифровиза-ция всех сфер общества со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры, информация стала не только цифровым носителем знаний, но и из детерминантного объекта эволюции стала средством и методом (сбор,

обработка, хранение, передача и производство информации обусловливают эффективность, скорость, доступность и защищенность бизнес-процессов во всех отраслях экономики и на всех уровнях населения).

На наш взгляд, континуум указанных обстоятельств обусловил формирование «сервисной» цивилизации (диалектика сферы услуг отражена на рис. 1), которая является логическим императивом функционирования законов диалектики:

- единства и борьбы противоположностей (например, взаимообусловленность материальных и нематериальны благ, экономические противоречия, безграничность потребностей и ограниченность ресурсов);

- перехода из количественного роста в качественное изменение (например, рост производства и потребления материальных благ в условиях ограниченных ресурсов привел к смене подходов от интенсификации производства продукции / реализации товара - к вниманию на качественное оказание сервисных сопутствующих услуг и услуг в области торговли, экологизации экономики, то есть ориентир на осознанное потребление);

- отрицания отрицания (прогрессивный характер развития сферы услуг в информационном обществе имеет преемственность с постиндустриальным, индустриальным, до-индустриальным и другими формациями).

Рисунок 1 - Диалектика сферы услуг в контексте спиралевидной модели эволюции общества

Важно обратить внимание, что в хронологии на рис. 1 временной период значительно сокращается между постиндустриализмом и цифровой трансформацией, что указывает на диалектический скачок в виде ускоренного темпа развития сферы услуг.

А.А. Азарян в диссертационном исследовании определил следующие предпосылки развития сферы услуг: информационно-технологический прогресс, социально-демографические изменения, рост благосостояния населения, обострение конкурентной среды, проведения институциональных преобразований с целью повышения эффективности

общественного производства и непроизводственной сферы [1, с. 25].

В дополнение к основным факторам-драй -верам развития сферы услуг в информационном обществе, которые отражены на рис. 1, можно отнести:

- на макроуровне: политико-правовые, экономические, социально-демографические, научно-технический и информационно-технологический прогресс, бизнес-факторы, интернационализация и глобализация;

- на микроуровне: развитие систем сервисного сопровождения товаров, балансирование интересов потребителей и произво-

дителей; развитие инфраструктуры рынка; рациональное использование ресурсов [1, с. 50-52].

На сегодняшний день под услугой понимают «результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг» [4].

Согласно ГОСТ Р 59362-2021, «материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг, оказание которой включает деятельность, осуществляемую по отношению к материальному продукту, в том числе предоставляемому потребителем» [4].

В свою очередь «нематериальная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных, этических потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя, в том числе поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионализма» [4].

Таким образом, трактование экономической категории «услуга» в национальных стандартах страны уже выделяет материальную услугу, к которой можно отнести услуги розничной и оптовой торговли («результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже (реализации) товаров» [5]), и нематериальную услугу, к которым следует отнести сервис (обслуживание) и услуги населению, относящиеся к четвертичному сектору экономики - экономики знаний.

Диалектический анализ причин и последствий эволюции общества, а также освещение содержания и формы категории «услуга» позволили предполагать, что под воздействием диверсификации, интеграции и синтеза в условиях «сервисной революции», глобализации и цифровизации достаточно сложно унифицировать единый подход к классификации услуг.

Данный проблемный аспект в части классификации услуг, отмечая авторские подходы и критерии классификации, достаточно глубоко исследовали А.А. Азарян [1], А.А. Волкова [3] и др.

Вместе с тем с позиции прагматического

аспекта с целью освещения диалектики развития сферы услуг нами предложено опираться на общероссийский классификатор видов экономической деятельности (далее -ОКВЭД), так как классификация по видам экономической деятельности:

- регламентирована, доступна и удобна не только для расчетов показателей системы национальных счетов, но и для отслеживания динамики и тенденций показателей отраслей сферы услуг;

- раскрывает последовательное содержание отраслей первичного, вторичного и третичного секторов национальной экономики;

- наглядно освещает закономерную эволюцию сферы услуг, а именно: в классифика -ции третичного сектора отражаются отрасли четвертичного сектора национальной экономики.

Следует провести разграничение и дополнить, что в классификации по видам экономической деятельности нет конкретного разделения на рынок товаров/продукции (материального производства) и услуг (нематериального).

Однако мы предлагаем, следуя классификации по видам экономической деятельности без внесения изменений, выделить предприятия торговли (розничной и оптовой) и сервиса (ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, транспортировка и хранение, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность в области информации и связи, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, деятельность профессиональная, научная и техническая, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги).

Достоверность и обоснование вышеуказанных преимуществ выбора классификации услуг по видам экономической деятельности подтверждается тем, что при контент-анализе периодических изданий и статистических сборников [10], в которых используется данный подход к классификации услуг, нами была отмечена возможность наблюдать современное состояние и динамику развития предприятий (организаций) сервиса и торговли.

Как было отмечено на рис. 1, в части собы -тийного дрейфа на сегодняшний день в цифровой экономике деятельность предприятий отраслей сервиса и торговли значительно

влияет на показатели занятости населения и индекс производительности труда: если индекс первичного и вторичного сектора имеет относительно стабильные показатели, то именно индексы производительности труда предприятий сервиса и торговли имеют высокий динамизм и тенденцию стремительного роста.

Следовательно, необходимо выделить

основные тенденции деятельности предприятий розничной и оптовой торговли, а также организаций платных услуг.

Оборот предприятий розничной торговли имеет тенденцию к снижению, что составляет 94,9 % (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, что наглядно отражено на рис. 2.

Рисунок 2 - График оборота предприятий розничной торговли РФ

Вместе с тем отмечен рост на 13,4 % объемов продаж через Интернет в таких крупных и средних организациях, как OZON, WILDBERRIES и Ситилинк (удельный вес в общем объеме интернет-продаж - 44,2 %). Более половины оборота розничной торговли (55,7 %) формировалось именно крупными и средними организациями (в 2021 г. -56,1 %).

Важно отметить, что данное явление является индикатором цифровизации сферы услуг и траекторией развития предприятий торговли, где последствием становится тенденция к образованию с помощью цифровых платформ цифровых экосистем («единое информационное пространство, объединяющее всех участников экосистемы, включая производителей и потребителей продуктов

«ОртТ «ТЮТвП торговли с нСжлюненКм ссзонвОго фДКЙЦМ

Рисунок 3 - График оборота предприятий оптовой торговли РФ

и услуг, при этом обеспечивается минимизация транзакционных расходов за счет исключения посредников из всех бизнес-процессов»), которые имеют возможности для потребителя получить «единую точку доступа ко всех продуктам и сервисным услугам в рамках этой экосистемы» [6, с. 224].

Несмотря на тенденции к снижению оборотов предприятий розничной торговли, индекс предпринимательской уверенности (характеризует деловой климат в розничной торговле) повысился и составил 0 %. Менеджеры и управленцы организаций розничной торговли указывают, что основными ограни-

чивающими факторами деловой активности в отрасли является низкий платежеспособный спрос и высокий уровень налогов.

Динамика оборота организаций оптовой торговли имеют тенденцию к незначительному повышению (рис. 3).

В свою очередь в деятельности отечественных предприятий общественного питания наблюдается положительная динамика оборота.

Современное состояние и тенденции развития предприятий сервиса, которые оказывают платные услуги, также имеют положительную динамику (рис. 4).

Рисунок 4 - График оказания платных услуг населению РФ

Индекс предпринимательской уверенности в сфере платных услуг увеличился до (-6 %) по сравнению с (-9 %) в предыдущем квартале, а основными негативно воздействующими факторами на деловую активность предприятий сервиса, по мнению 64 % респондентов-руководителей, стали неопределенность экономической ситуации, недостаточный спрос на платные услуги (отметили 44 % опрошенных руководителей), а также высокий уровень налогообложения (42 %) и недостаток финансовых средств (41 %).

Резюмируя изложенную диалектику развития сферы услуг и основные тенденции развития предприятий сервиса и торговли, можно отметить, что на сегодняшний день

в информационном обществе сфера услуг претерпевает значительную трансформацию в связи с эволюцией общества и цифро-визацией самой сферы услуг. Современное состояние и основные тенденции развития предприятий сервиса и торговли обосновывают выводы, что фактически в национальной экономике Российской Федерации уже успешно происходит сервисная революция, которая будет способствовать повышению потребительского спроса и качества жизни населения, повышению макроэкономических показателей национальной экономики, а также формированию лидирующих позиций страны на мировой арене услуг.

Список литературы _

1.Азарян А.А. Стратегии развития сферы услуг в условиях нестабильной внешней среды: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Министерство образования и науки Донецкой народной республики, Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». Донецк, 2021. URL: https://donampa.ru/images/dis-sovet/azaryan/Azaryan_ disser.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

2.Анесянц С.А. Зарубежный опыт организации сферы слуг: теория и практика // Торговля и рынок: научный журнал. 2020. Вып. № 2'(54). С. 202-207.

3. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия СПбГЭУ. 2014. № 4 (88).

4. ГОСТ Р 59362-2021. Услуги населению. Методики измерения качества услуг. ОКС 03.080.30. URL: https:// docs.cntd.ru/document/ 1200178185 (дата обращения: 20.01.2021).

5. Капущак И.Я., Харитонова Н.А. Российский сектор услуг: современное состояние и основные тенденции развития // Сервис в России и за рубежом. 2021. № 1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-sektor-uslug-sovremennoe-sostoyanie-i-osnovnye-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 04.02.2021).

6. Морозов М.М., Морозов М.А. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики // Вестник Академии знаний. 2021. № 4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-ekosistemy-kak-instrument-transformatsii-servisnoy-ekonomiki (дата обращения: 04.02.2021).

7. Ободец Р.В., Козина Н.Ю. Стратегия развития предприятия в сфере торговли // Научный журнал «Менеджер». 2018. № 1(83). С. 185-190.

8. Сидоров А.А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. С. 39-47.

9. Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72522542/ (дата обращения: 11.02.2021).

10. Торговля в России. 2021: стат. сб. / Росстат. M., 2021. 269 с.

References _

1. Azaryan A.A. Strategies for the development of the service sector in an unstable external environment: dis. ... Doctor of Economics: 08.00.05 / Ministry of Education and Science of the Donetsk People's Republic, State Organization of Higher Professional Education "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky". Donetsk, 2021. URL: https://donampa.ru/images/dis-sovet/azaryan/Azaryan_disser.pdf (date of application: 04.02.2021).

2. Anesyants S.A. Foreign experience in the organization of the sphere of servants: theory and practice. Trade and the market: a scientific journal. 2020. Issue No. 2'(54). Рp. 202-207.

3. Volkova A.A. Sphere of services: theoretical analysis. Izvestiya SPbGEU. 2014. № 4 (88).

4. GOST R 59362-2021. Services to the public. Methods of measuring the quality of services. OKS 03.080.30. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200178185 (accessed: 01/20/2021).

5. Kapushchak I.Ya., Kharitonova N.A. The Russian service sector: current state and main development trends. Service in Russia and abroad. 2021. No. 1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-sektor-uslug-sovremennoe-sostoyanie-i-osnovnye-tendentsii-razvitiya (accessed: 02/04/2021).

6. Morozov M.M., Morozov M.A. Digital ecosystems as a tool for the transformation of the service economy. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-ekosistemy-kak-instrument-transformatsii-servisnoy-ekonomiki (date of reference: 02/04/2021).

7. Obodets R.V., Kozina N.Yu. Enterprise development strategy in the field of trade. Scientific journal "Manager". 2018. No. 1(83). Рp. 185-190.

8. Sidorov A.A. Development of the service sector in the context of digital transformation of the national economy. Theoretical and applied economics. 2021. No. 1. Рp. 39-47.

9. The strategy for the development of export of services until 2025: Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated August 14, 2019 No. 1797-R. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72522542 / (accessed: 02/11/2021).

10. Trade in Russia. 2021: stat. sat. / Rosstat. M., 2021. 269 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.