1. Бессерт О.Б. Обучение индивидуальному чтению: монография / О.Б.Бессерт - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. - 276с.
2. Бердичевский А.Л.Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе / А.Л.Бердичевский. - М.: Высш. шк., 1989. - 103с.
УДК 336.767.2
Москвичев Н.А.
СТУДЕНТ МАГИСТРАТУРЫ 2 КУРСА кафедра Экономики в энергетики и промышленности научный руководитель: Сорокин А.А.,
доцент
Институт проблем энергетической эффективности кафедра Экономики в энергетики и промышленности
НИУ «МЭИ» Россия, г. Москва
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОСАГО В
РОССИИ
Аннотация: Статья посвящена изучению рынка автострахования России. Рассмотрено современное состояние рынка ОСАГО. Определены основные проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: автострахование, рынок страхования, ОСАГО.
Annotation: The article is devoted to the study of the Russian auto insurance market. Considered the current state of the market OSAGO. The main problems are identified and ways to solve them are proposed.
Keywords: auto insurance, insurance market, OSAGO.
Современный рынок автострахования является одним их самых проблемных сегментов экономики России. Однако сектор обязательного автострахования это один из крупнейших открытых рынков страхования. Он включает наибольшую часть страховых премий, составляющей более 60% от общего объема. На рынке ОСАГО наблюдаются периоды подъема и спада, из-за чего возникают проблемы, требующие решения.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности) - вид страхования ответственности, при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. [2]
В настоящее время можно выделить четыре основные проблемы рынка обязательного автострахования в России, рассмотрим их ниже: Первой из проблем является несоответствие страховых выплат реальному уровню
причинённого ущерба. Размер страховой выплаты определяется на основе положения, предусматривающего то, что автострахование не должно приносить выгоду застрахованному лицу, т.к. суть обязательно автострахования заключается в том, что страховая компания выплачивает сумму, которая позволяет вернуть транспортное средство в состояние, предшествующее страховому случаю. Страховые компании стараются минимизировать выплаты. Причиненный ущерб оценивается в пределах 30% от реального. Оценка причиненного ущерба происходит на основе калькуляции, составленной независимыми экспертами. Если потерпевший не согласен с размером выплаты, он имеет право обратиться в суд с требованием выплатить разницу между понесенными затраты на восстановительный ремонт транспортного средства и выплаченной страховщиком суммой. Для этого ему необходимо собрать документы, подтверждающие сумму причиненного ему вреда. Занижение страховых выплат связано с тем, что в последнее время увеличилось количество автомобилей и, как следствие, к увеличению случаев ДТП. Из-за этого страховой бизнес терпит огромные убытки.
Второй проблемой в данном виде страхования является рост тарифов на ОСАГО. За последние три года ставки ОСАГО увеличились на 60%. Стоимость страхового полиса выросла почти в 2 раза. Заметнее всего повышение тарифов коснулось водителей, чей страж не превышает 3 года. Единственной возможностью снизить стоимость страховки остаётся аккуратная и безаварийная езда. За каждый год без аварий, автовладелец получает скидку в 5% от стоимости страховки ОСАГО.
Третья касается сроков урегулирования страховых случаев, регламентируемых федеральным законом об ОСАГО. Согласно закону № 40-ФЗ от 25.04.2015 г., выплата по страховым случаям производится в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, но, зачастую, потерпевшие сталкиваются с тем, что страховщики задерживают выплаты, тем самым, нарушая закон. Связано это с несовершенством законодательной базы относительно вопросов установления суммы выплат. Размер выплаты определяется на основе Единой методики, установленной Центральным банком РФ. Данная методика не учитывает действующие цены на комплектующие и детали, из-за чего возникают конфликтные ситуации между потерпевшими и страховщиками. Помимо этого на сроки влияет восстановительный период потерпевшего, если был нанесен вред здоровью потерпевшему. Законом установлено, что за каждый день просрочки, страховщик обязан выплатить пострадавшему 1% от утверждённой суммы выплат за каждый день задержки и по 0,5% в тех случаях, если страховщик не передаёт обоснованный отказ в получении страховых выплат потерпевшему по истечению 20-и дневного срока. Цель санкций состоит в том, чтобы страховые компании своевременно выполняли свои договорные обязательства перед потерпевшим лицом. [1]
Четвертая проблема связана с увеличением числа отказов в получении
страховых полисов ОСАГО, т.к. данный вид страхования является убыточным для страховщиков. Страховые компании стараются уменьшить свою долю на рынке ОСАГО. Также страхователи сталкиваются с рядом проблем при оформлении полисов. Эти проблемы заключаются в том, что страховщики используются разные предлоги, цель которых, отказ в страховании. Оспорить данное решение можно только через суд, что сильно затягивает оформление необходимого полиса.
Таблица 1
Динамика показателей ОСАГО за 2016 -2017 года_
Наименовани Ед. Отчетный период Измен
е ключевых измере ения за
показателей страховщико в ния 30.06.16 30.09.16 31.12.16 31.03.17 30.06.17 год
Количество ед. 18746386 2815492 38140410 8030286 2000313 6,7%
заключенных 7 0
договор по ОСАГО, в
том числе:
с ед. 16695945 2537786 34245370 7181022 1798291 7,7%
физическими 1 8
лицами
Страховые млн. 113754,5 173091,8 234368,8 48237,9 109192,8 -4,0%
премии по ОСАГО из руб.
них:
с млн. 99864,3 151841,8 204306,0 41872,9 96101,5 -3,8%
физическими руб.
лицами
Выплаты по млн. 77464,5 120142,9 172645,9 52392,1 103581,1 33,7%
договорам ОСАГО в том руб.
числе:
с млн. 69470,5 104692,7 155004,2 47703,5 1459,5 -97,9%
физическими руб.
лицами
Показатели, представленные в таблице 1, характеризуют изменение показателей по статьям:
- количество заключенных договоров по ОСАГО за отчётный период увеличились на 6,7 %, входящие в их число заключенные договоры с физическими лицами в 2016 - 2017 годах также благоприятно увеличились на 7,7 %; - страховые премии по ОСАГО полученные за 2016 год показали снижение на 4,0%. Из общих страховых премий по ОСАГО, премии, полученные от физических лиц также снизились на 3,8% по сравнению с отчётным периодом;
- выплаты по договорам ОСАГО в отчётном периоде увеличились на 33,7%, из их числа увеличение выплат по договорам ОСАГО заключенным с
физическими лицами показало снижение 97,9% [3-4].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что рынок обязательного автострахования России является наиболее проблемным сегментом рынка страхования в целом. В настоящее время на данном этапе его развития в нём существует ряд моментов неблагоприятных, как для самих страховых компаний, так и их клиентов. Проблемы страхования автотранспорта России нуждаются в незамедлительном решении со стороны государства.
Использованные источники:
1. Федеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2015 г. № 40-ФЗ
2. Бакиров, А. Ф. Формирование и развитие рынка страховых услуг / А.Ф. Бакиров, Л.М. Кликич. - 2016. - 204 с.
3. Новаторов, В. Е. Социально-культурный маркетинг. История, теория, технология : учеб. пособие / В. Е. Новаторов.: Лань, 2016. - 174с.
4. Центральный банк Российской Федерации. Электронный ресурс: http: //www.cbr.ru