Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничный сельскохозяйственный рынок / специализированный сельскохозяйственный кооперативный рынок / конкурентная среда / доступные цены на продовольственные товары / сбытовой кооператив / карточка продавца / торговое место / оптово-розничный рынок / retail agricultural market / specialized agricultural cooperative market / competitive environment / affordable prices for food products / marketing cooperative / seller card / trading place / wholesale and retail market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

Важным критерием сбалансированности продовольственного рынка как системы социально-экономических отношений в сфере обмена продовольственными товарами между покупателями и продавцами является доступность цен на продовольствие, широкий ассортимент и высокое качество представленной продовольственной продукции. Рыночный механизм способен обеспечить общественно приемлемые цены на продовольственную продукцию при условии развитой конкурентной среды, в создании которой важная роль принадлежит малому агробизнесу. Субъектам малого предпринимательства в агропродовольственном комплексе всегда было достаточно сложно преодолеть входные барьеры на продовольственный рынок и обеспечить эффективную сбытовую деятельность. Одним из каналов сбыта продукции малых форм хозяйствования в АПК наряду с продуктовыми ярмарками, оптово-розничными рынками, системой контрактации являются розничные сельскохозяйственные рынки в городах. Они способны обеспечить свежей продукцией по приемлемым ценам горожан, представляя собой «рынок по соседству», создают неповторимый колорит городского ландшафта, формируют устойчивые связи между продавцами и покупателями, становясь центром притяжения определенного района города. Однако, как показывает анализ, в течение последних 20 лет число розничных сельскохозяйственных рынков и количество торговых мест на них имеет тенденцию к сокращению. В статье проанализировано состояние институциональной составляющей функционирования розничных сельскохозяйственных рынков, сформулированы предложения по уточнению положений нормативно-правовой базы их деятельности. Обоснована необходимость расширения государственной поддержки специализированных сельскохозяйственных рынков. Рассмотрены перспективные формы закупочной деятельности в процессе функционирования розничных сельскохозяйственных рынков: взаимодействие с логистическими центрами на основе договоров контрактации, создание акционерных обществ для организации сбыто-закупочной деятельности, формирование сети сбытовых и закупочных кооперативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RETAIL AGRICULTURAL MARKETS

An important criterion for the balance of the food market as a system of socio-economic relations in the field of the exchange of food products between buyers and sellers is the availability of food prices, a wide range and high quality of food products. The market mechanism is able to provide socially acceptable prices for food products under the condition of a developed competitive environment, in the creation of which an important role belongs to small agribusiness. It has always been quite difficult for small businesses in the agro-food complex to overcome entry barriers to the food market and ensure effective marketing activities. One of the distribution channels for products of small businesses in the agro-industrial complex, along with food fairs, wholesale and retail markets, and a contracting system, are retail agricultural markets in cities. They are able to provide citizens with fresh products at reasonable prices, representing a “neighborhood market”, create a unique flavor of the urban landscape, form stable ties between sellers and buyers, becoming the center of attraction for a certain area of the city. However, as analysis over the past twenty years shows, the number of retail agricultural markets and the number of trading places on them tend to decrease. The article analyzes the state of the institutional component of the functioning of retail agricultural markets, formulates proposals for clarifying the provisions of the regulatory framework for their activities. The necessity of expanding state support for specialized agricultural markets is substantiated. Perspective forms of procurement activities in the process of functioning of retail agricultural markets are considered: interaction with logistics centers on the basis of contracting agreements, the creation of joint-stock companies for the organization of marketing and procurement activities, the formation of a network of marketing and purchasing cooperatives.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ»

Научная статья УДК 338.242.4

doi: 10.55186/25876740_2024_67_1_27

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЫНКОВ

Е.Г. Решетникова

Институт аграрных проблем — обособленное структурное подразделение Федерального исследовательского центра «Саратовский научный центр Российской академии наук», Саратов, Россия

Аннотация. Важным критерием сбалансированности продовольственного рынка как системы социально-экономических отношений в сфере обмена продовольственными товарами между покупателями и продавцами является доступность цен на продовольствие, широкий ассортимент и высокое качество представленной продовольственной продукции. Рыночный механизм способен обеспечить общественно приемлемые цены на продовольственную продукцию при условии развитой конкурентной среды, в создании которой важная роль принадлежит малому агробизнесу. Субъектам малого предпринимательства в агропродовольственном комплексе всегда было достаточно сложно преодолеть входные барьеры на продовольственный рынок и обеспечить эффективную сбытовую деятельность. Одним из каналов сбыта продукции малых форм хозяйствования в АПК наряду с продуктовыми ярмарками, оптово-розничными рынками, системой контрактации являются розничные сельскохозяйственные рынки в городах. Они способны обеспечить свежей продукцией по приемлемым ценам горожан, представляя собой «рынок по соседству», создают неповторимый колорит городского ландшафта, формируют устойчивые связи между продавцами и покупателями, становясь центром притяжения определенного района города. Однако, как показывает анализ, в течение последних 20 лет число розничных сельскохозяйственных рынков и количество торговых мест на них имеет тенденцию к сокращению. В статье проанализировано состояние институциональной составляющей функционирования розничных сельскохозяйственных рынков, сформулированы предложения по уточнению положений нормативно-правовой базы их деятельности. Обоснована необходимость расширения государственной поддержки специализированных сельскохозяйственных рынков. Рассмотрены перспективные формы закупочной деятельности в процессе функционирования розничных сельскохозяйственных рынков: взаимодействие с логистическими центрами на основе договоров контрактации, создание акционерных обществ для организации сбыто-закупочной деятельности, формирование сети сбытовых и закупочных кооперативов.

Ключевые слова: розничный сельскохозяйственный рынок, специализированный сельскохозяйственный кооперативный рынок, конкурентная среда, доступные цены на продовольственные товары, сбытовой кооператив, карточка продавца, торговое место, оптово-розничный рынок

Original article

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RETAIL AGRICULTURAL MARKETS

E.G. Reshetnikova

Institute of Agrarian Problems — Subdivision of the Federal Research Center "Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", Saratov, Russia

Abstract. An important criterion for the balance of the food market as a system of socio-economic relations in the field of the exchange of food products between buyers and sellers is the availability of food prices, a wide range and high quality of food products. The market mechanism is able to provide socially acceptable prices for food products under the condition of a developed competitive environment, in the creation of which an important role belongs to small agribusiness. It has always been quite difficult for small businesses in the agro-food complex to overcome entry barriers to the food market and ensure effective marketing activities. One of the distribution channels for products of small businesses in the agro-industrial complex, along with food fairs, wholesale and retail markets, and a contracting system, are retail agricultural markets in cities. They are able to provide citizens with fresh products at reasonable prices, representing a "neighborhood market", create a unique flavor of the urban landscape, form stable ties between sellers and buyers, becoming the center of attraction for a certain area of the city. However, as analysis over the past twenty years shows, the number of retail agricultural markets and the number of trading places on them tend to decrease. The article analyzes the state of the institutional component of the functioning of retail agricultural markets, formulates proposals for clarifying the provisions of the regulatory framework for their activities. The necessity of expanding state support for specialized agricultural markets is substantiated. Perspective forms of procurement activities in the process of functioning of retail agricultural markets are considered: interaction with logistics centers on the basis of contracting agreements, the creation of joint-stock companies for the organization of marketing and procurement activities, the formation of a network of marketing and purchasing cooperatives.

Keywords: retail agricultural market, specialized agricultural cooperative market, competitive environment, affordable prices for food products, marketing cooperative, seller card, trading place, wholesale and retail market

Введение. В условиях современных глобальных вызовов и их социально-экономических последствий в форме снижения реальных доходов населения, высокой продовольственной инфляции, сокращения предложения импортных товаров повышается значение создания высокоэффективной товаропроводящей сети для обеспечения важных критериев продовольственной безопасности — физической и экономической доступности продовольствия. Решение этой социально значимой задачи возможно в тесном контакте государственных структур и субъектов агропродовольственного

комплекса различного масштаба, при расширении государственной поддержки малых форм предпринимательства в АПК. По мнению аналитиков, одной из существенных проблем российского агропродовольственного комплекса является преобладание крупных агрохолдингов в отрыве от институциональной природы агропродовольственного комплекса. Мировой опыт в агропродовольственной сфере свидетельствует о развитии фермерских хозяйств в сотрудничестве с крупным бизнесом [1]. Концепция ограниченно рыночной ориентации многофункционального агрокомплекса была разработана

К. Поланьи в 1944 г. [2]. В современной экономической реальности общепризнанной является необходимость государственной поддержки многоукладности в АПК. В связи с этим требуют внимания со стороны управленческих структур институты, способствующие облегчению ведения сбытовой деятельности субъектами малого агробизнеса, в частности, институт розничного сельскохозяйственного рынка. Если представители малого агробизнеса не могут найти адекватные каналы сбыта, то неминуемо появляются лишние звенья товародвижения в форме перекупщиков, влияющие на рост цен

© Решетникова Е.Г., 2024

Международный сельскохозяйственный журнал, 2024, том 67, № 1 (397), с. 27-31.

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

и уменьшение доходов малого сельскохозяйственного бизнеса.

Имея богатую историю, институт розничного сельскохозяйственного рынка во многих странах остается востребованным форматом, часто представляя собой одну из визитных карточек города. Несмотря на уверенное движение торговых сетей к доминированию в сфере реализации продовольствия, розничный сельскохозяйственный рынок сохраняет свою уникальность и самобытность, занимая только ему свойственную нишу. По-прежнему велика роль розничных сельскохозяйственных рынков в обеспечении населения плодоовощной продукцией, картофелем и мясом животных. Здесь можно купить продукцию, которая недостаточно полно представлена в супермаркетах, прежде всего — местные овощи и фрукты, выращенные фермерами, садоводами и огородниками. Гарантией качества продовольственной продукции является постоянство данного канала сбыта для малого агробизнеса в силу того, что он часто является единственным каналом реализации продукции.

По мнению аналитиков, во многих странах есть понимание недооценки экономического и социального потенциала розничных сельскохозяйственных рынков и целесообразности их интенсивного развития [3]. Общепризнанным фактом является востребованность так называемого «рынка по соседству», представляющего собой относительно небольшой рынок на 100-150 торговых мест, обслуживающий население ближайших районов города. Для такого рынка характерны общение постоянных продавцов и покупателей, их заинтересованность в поддержании взаимовыгодных контактов. Активно функционирующий розничный сельскохозяйственный рынок способствует решению двух важных социально-экономических задач: обеспечение населения района свежей продовольственной продукцией по доступным ценам и поддержка сбытовой деятельности местного агробизнеса.

Методы проведения исследования. Проведенное исследование основывается на следующих методах познания: абстрактно-логическом и монографическом методах, методе сравнения и методе группировок, использование которых дает возможность осуществить системную оценку тенденций развития розничных сельскохозяйственных рынков в условиях новых глобальных вызовов, критически осмыслить состояние институциональной составляющей функционирования розничных сельскохозяйственных рынков в городах.

Расширение сети розничных сельскохозяйственных рынков направлено на обеспечение

стабильности доходов фермеров, формирования доступных цен на продовольственные товары, гарантированного сбыта продукции отечественного малого агробизнеса. В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами розничные рынки подразделяются на универсальные и специализированные, на специализированном рынке 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса. Разновидностью специализированного рынка является сельскохозяйственный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с определенным перечнем товаров. Также существует такой тип рынка, как сельскохозяйственный кооперативный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции. В экономической литературе существует уточненное понятие розничного сельскохозяйственного рынка как специализированного социально значимого объекта по реализации сельскохозяйственной продукции отечественных товаропроизводителей, функционирующего в системе товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями с целью удовлетворения потребительского спроса населения на продукцию в необходимом объеме, ассортименте, качестве и по доступным ценам [4].

В 2006 г. в РФ был принят Федеральный закон № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», регулирующий работу розничных рынков, в частности розничных сельскохозяйственных рынков [5]. Позднее в него неоднократно вносились изменения и дополнения, направленные на улучшение условий вхождения субъектов малого предпринимательства агро-продовольственного комплекса на розничный рынок, однако все проблемы пока не решены. Если на момент вступления в силу Закона действовал Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке, утвержденный в 2007 г. [6], то в настоящее время действует Перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный в 2016 г. [7]. В Перечне 2007 г. присутствовало 37 товарных позиций, в Перечне 2016 г. — 15 товарных позиций. Для Перечня 2007 г. была характерна большая

детализация многих товарных групп, например, такой товарной позиции как «Животные живые и продукция животного происхождения», более подробно были отражены однолетние и многолетние культуры, широко представлена продукция художественных промыслов. Определенное сужение перечня товаров, продаваемых на сельскохозяйственном рынке, позволяет сфокусировать основное внимание на наиболее востребованных товарных позициях, однако в определенной степени ограничивает сельского производителя. Если исключение из Перечня валяной обуви и шубных изделий оправдано, то продукция художественных промыслов может присутствовать в ассортименте розничного сельскохозяйственного рынка, создавая неповторимый колорит, привлекая не только постоянных покупателей, но и туристов, способствуя диверсификации предложения товаров сельских товаропроизводителей.

Улучшению условий осуществления торговой деятельности на розничном сельскохозяйственном рынке способствовала отмена обязательной карточки продавца, которая представляла собой документ, содержащий основные сведения о продавце, выдаваемый при заключении договора о предоставлении торгового места. В 2019 г. Федеральным законом № 302 было предписано, что достаточно иметь в наличии на торговом месте договор о предоставлении торгового места или его копию и документ, удостоверяющий личность, и предъявлять их по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также уполномоченных сотрудников управляющей рынком компании [8]. Это важное новшество было направлено на упрощение процесса торговли фермерской продукцией, продукцией личных подсобных хозяйств.

Ход исследования. Удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, в общем объеме оборота розничной торговли в последние годы имел тенденцию к увеличению: 2020 г. — 49%, 2021 г. — 47,0%, 2022 г. — 49,4%, январь-апрель 2023 г. — 49,4% [9]. Данные цифры показывают важность продовольственного сегмента потребительского рынка, но в то же время свидетельствуют о низком уровне реальных располагаемых доходов населения, которые в значительной части используются для удовлетворения самых насущных первоочередных потребностей, прежде всего в продуктах питания.

В процессе удовлетворения потребностей населения в разнообразных товарах постоянно сокращается роль розничных рыков (табл. 1).

Таблица 1. Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли по субъектам РФ (2000-2022 гг.), %

Table 1. The share of retail markets and fairs in the retail trade turnover by constituent entities in the Russian Federation (2000-2022), %

Федеральный округ 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г.

РФ 26,2 21,2 12,4 7,9 4,7 4,6

Центральный 27,4 24,1 15,6 9,7 5,2 4,4

Северо-Западный 22,4 13,7 4,6 1,9 0,6 0,5

Южный 26,2 20,7 14,4 9,3 6,7 6,5

Северо-Кавказский 43,0 43,0 30,0 27,1 21,4 24,8

Приволжский 23,7 17,5 10,3 6,6 4,1 4,4

Уральский 25,0 21,6 8,4 3,1 1,3 0,7

Сибирский 23,5 18,2 8,3 2,6 1,7 1,5

Дальневосточный 31,5 19,0 8,9 4,2 2,6 2,8

Источник: Макроструктура оборота розничной торговли: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgolya

28 -

International agricultural journal. Vol. 67, No. 1 (397). 2024 www.mshj.ru

Если в 2000 г. доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли составляла 26,2%, то в настоящее время она сократилась до 4,6%. Аналогичные тенденции можно отметить во всех регионах России. Наиболее ярко они были выражены в Северо-Западном и Уральском федеральном округах, где доля розничных рынков в обороте розничной торговли составила в 2022 г., соответственно, 0,5 и 0,7%. Вместе с тем в Северо-Кавказском федеральном округе, на фоне снижения удельного веса рынков и ярмарок в обороте розничной торговли, их доля сохраняется на уровне значительно превышающим среднероссийский — 24,8%.

Как показывает проведенный анализ на протяжении последних почти двух десятков лет наблюдается четкая тенденция сокращения числа розничных рыков в РФ (табл. 2). Число розничных рынков в РФ в 2022 г. составило всего 14% от их количества в 2005 г. В 2002-2022 гг. число торговых мест на рынках уменьшилось на 83%.

Также происходило сокращение числа специализированных сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков (табл. 3). В целом по РФ число сельскохозяйственных рынков сократилось с 217 ед. в 2020 г. до 193 ед. на 1 апреля 2023 г. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков уменьшилось за этот период на 5 ед. Аналогичные тенденции отмечались в большинстве регионов страны: в Центральном федеральном округе сокращение числа сельскохозяйственных рынков составило 17 ед., в Северо-Западном — 3 ед., в Южном — 5 ед. В то же время в двух федеральных округах отмечался рост числа сельскохозяйственных рынков: в Приволжском федеральном округе — на 5 ед., в Уральском — на 1 ед. В статистике Росстата используется также понятие «специализированный рынок по продаже продуктов питания». Число таких рынков в РФ с 2020 г. по 2023 г. осталось неизменным — 31 ед.

Наряду со снижением числа сельскохозяйственных рынков наблюдалось сокраще-

ние торговых мест на них (табл. 4). В целом по РФ сокращение торговых мест на сельскохозяйственных рынках составило в 2020-2023 гг. 19,2%. Наиболее интенсивно данный процесс протекал в Сибирском федеральном округе — на 43,4% и Центральном федеральном округе — на 32,6%. Вместе с тем в отдельных регионах наблюдалось незначительное увеличение количества торговых мест на розничных сельскохозяйственных рынках, а именно: в СевероКавказском федеральном округе — на 12,0%, в Уральском — на 15,8%, в Приволжском — на 4,1%.

Сокращению числа сельскохозяйственных рынков способствовало введенное с 1 января 2016 г. требование о перемещении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков в городах-миллионни-ках в капитальные здания, строения, сооружения. Регионам дано право самостоятельного определения сроков перевода сельскохозяйственных рынков в капитальные строения [10].

Таблица 2. Динамика числа розничных рынков в РФ (2005-2022 гг.)

Table 2. Dynamics of the number of retail markets in the Russian Federation (2005-2022)

2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2022 г. 2022 г. в % к 2005 г.

Розничные рынки, тыс. ед. 5831 3427 1308 911 816 14,0

Число торговых мест на рынках, тыс. мест 1214 961 352,4 236,1 207,1 17,0

Источник: Число хозяйствующих субъектов розничной торговли: https://rosstat.gov.ru/ statistics/roznichnayatorgolya

Таблица 3. Число специализированных сельскохозяйственных и специализированных сельскохозяйственных кооперативных рынков в РФ (2020-2022 гг.), ед.

Table 3. Number of specialized agricultural and specialized agricultural cooperative markets in the Russian Federation (2020-2022), units

Федеральный округ Число специализированных сельскохозяйственных рынков (на 1 октября соответствующего года) Число специализированных сельскохозяйственных кооперативных рынков

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. (на 1 апреля) 2020 г. 2023 г. (на 1 апреля)

РФ 217 215 199 193 16 11

Центральный 71 63 56 54 13 7

Северо-Западный 21 21 20 18 - -

Южный 55 54 52 50 - -

Северо-Кавказский 13 13 11 12 - -

Приволжский 25 36 31 30 3 4

Уральский 9 8 10 10 - -

Сибирский 15 14 12 12 - -

Дальневосточный 8 6 7 7 - -

Источник: Число рынков: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgolya

Таблица 4. Динамика числа торговых мест на специализированных сельскохозяйственных рынках в РФ (2020-2023 гг., на 1 октября соответствующего года), ед.

Table 4. Dynamics of the number of trading places in specialized agricultural markets in the Russian Federation (2020-2023, as of 1 October of the respective year), units

Федеральный округ 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. (на 1 апреля) 2023 г. в % к 2020 г.

РФ 57049 55028 47363 46088 80,8

Центральный 19830 16744 13294 13365 67,4

Северо-Западный 2668 2635 2249 2169 81,3

Южный 19673 18488 18209 16333 83,0

Северо-Кавказский 2184 2577 2052 2445 112,0

Приволжский 7242 10529 7238 7539 104,1

Уральский 877 765 1037 1016 115,8

Сибирский 3174 2199 1818 1797 56,6

Дальневосточный 1401 1091 1466 1424 101,5

Источник: Число торговых мест на рынках: https://rosstat.gov.ru/ statistics/roznichnayatorgolya

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 67, № 1 (397). 2024

£

AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING

Чтобы избежать дальнейшего сокращения числа рынков с дешевой продукцией от мелких производителей, необходимо сочетание данного требования с предоставлением возможности осуществления сезонной торговли на улице, возле здания рынка на его территории, поскольку многие сельскохозяйственные рынки располагают сетью закрытых и открытых павильонов, прилавков, ларьков, стоянок для продажи продукции с транспортных средств. Анализ статистической информации о динамике числа сельскохозяйственных рынков и количества торговых мест на них свидетельствует о необходимости повышения внимания к данной форме реализации продовольственной продукции малым агробизнесом.

В этом отношении важным является Распоряжение Премьер-министра РФ, в котором предусмотрены меры поддержки малого и среднего бизнеса в сфере розничной торговли [11]. В данном Распоряжении региональным органам власти и органам местного самоуправления рекомендовано содействовать открытию новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на увеличение количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции.

Результаты и обсуждение. Сельскохозяйственные рынки как разновидность розничного рынка представляют собой традиционный канал реализации продукции для малого агробизнеса. Однако в настоящее время, по оценкам аналитиков, доля фермеров составляет на сельскохозяйственных рынках не более 5-10% [12]. Торгуют здесь в основном перекупщики, приобретающие продовольственную продукцию у мелких и средних оптовиков, в значительной степени это обусловлено несформированно-стью механизма поставок сельскохозяйственной продукции на рынок. Следует отметить, что фермеры затрачивают большое количество времени на производство продукции, поэтому не все они имеют возможность лично заниматься реализацией товаров. По той же причине представители малого агробизнеса не всегда достаточно компетентны в сфере продажи и продвижения своей продукции на рынках сбыта. По мнению аналитиков, одним из решений указанной проблемы является развитие сельскохозяйственной кооперации. В настоящее время существует правовая основа формирования сельскохозяйственных сбытовых кооперативов, однако, как отмечается в экономической литературе, кооперативы такого рода пока не превратились в эффективный инструмент решения проблемы реализации продовольственной продукции фермерами

[13]. Среди ученых есть четкое понимание важности поддержки государством многоукладно-сти экономики посредством наиболее полного использования нереализованного потенциала института сельскохозяйственной кооперации

[14]. Специалисты видят целесообразность разработки применительно к агропромышленному комплексу норм, регулирующих такие специальные проблемы, как совершенствование структуры рынка путем создания эффективно работающих посреднических организаций и организаторов торговли [15]. В качестве варианта предлагается учреждение региональными властями акционерного общества с целями

International agricultural journal. Vol. 67, No. 1 (397). 2024

организации сбыто-закупочной деятельности у крестьянских (фермерских) хозяйств. Возможно, это могло бы стать промежуточным этапом в создании жизнеспособных сбытовых кооперативов. Одним из вариантов преодоления барьеров регионального рынка может стать заключение соглашения о государственно-частном партнерстве между фермерами и уполномоченным публичным партнером, а также создание сайтов-агрегаторов.

По мнению специалистов, в качестве заготовителя могут выступать и крупные логистические центры, которые могли бы заключать договоры контрактации в местах производства, то есть непосредственно в фермерских хозяйствах. В соответствии с таким договором фермерское хозяйство берет на себя обязанности по выращиванию и передаче определенной продукции заготовителю, а тот берет на себя обязательство помочь хозяйству в организации производства и транспортировки продукции на рынок. Следует отметить, что в мировой практике активно расширяется рынок услуг логистических посредников, существует понятие «логистический аутсорсинг». К такому посреднику обращаются в том случае, если субъект агропродовольственного комплекса видит необходимость сосредоточиться лишь на осуществлении основной деятельности — производстве продовольственной продукции или на осуществлении розничных продаж. По мнению аналитиков, формирование широкой сети региональных и межрегиональных сбытовых и закупочных кооперативов, выполняющих функции логистических центров, создаст механизм эффективного взаимодействия малых и средних сельхозпроизводителей в сфере реализации выращенной ими сельскохозяйственной продукции. При этом сельскохозяйственный рынок является гарантом сбыта, как по объемам продукции, так и по взаимоприемлемому уровню цен [3].

В Стандарте развития конкуренции в субъектах РФ в качестве ключевого показателя развития рынка сельскохозяйственной продукции указана доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции. Минимальное значение данного показателя на 2022 г. определено в размере 5% [16]. Это, на наш взгляд, недостаточная величина, необходима активизация деятельности уполномоченного органа в регионах по развитию конкуренции, повышение значения этого параметра в дорожной карте, а также дополнение его таким показателем, как доля розничных рынков в розничном обороте продуктов питания.

В статье 15 Закона о розничных рынках «Размещение и порядок предоставления торговых мест» в пункте 8 указано, что управляющей рынком компании запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест. Считаем, что данный пункт должен быть написан более подробно с указанием возможных рисков и путей их преодоления, поскольку на доступ фермеров к сельскохозяйственным рынкам часто может повлиять доминирование на них этнического бизнеса [17].

В статье 16 Закона о розничных рынках «Особенности предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке» указано, что не менее 50% торговых мест должно быть предоставлено представителям малого агробизнеса.

На наш взгляд, целесообразно увеличение гарантированной доли торговых мест для субъектов малого предпринимательства в АПК, что повысит приток лиц, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся садоводством и огородничеством.

Заключение. В последние годы государством был предпринят комплекс мер институционального характера, направленных на увеличение возможностей малого агробизнеса реализовывать свою продукцию (среди самых новых — Интернет-магазины, вендинг, возможность реализации продуктов на оптовом рынке и непосредственно в своем хозяйстве, прямые связи с торговыми сетями), а потребителю — купить свежие натуральные продукты питания по доступным ценам. Государственная поддержка малого агробизнеса важна не только с точки зрения расширения конкурентной среды продовольственного рынка и формирования приемлемых цен на продукты питания, но и развития сельских территорий, увеличения доходов сельского населения.

При всем многообразии каналов сбыта фермерской продукции необходимо развитие розничных сельскохозяйственных рынков как традиционных удобных взаимовыгодных форматов для значительной части населения. Государственная поддержка института розничного сельскохозяйственного рынка должна охватывать два направления -совершенствование рыночной инфраструктуры, повышение уровня их комфорта и безопасности посредством создания экобазаров, поэтапное развитие сбытовых кооперативов через углубление государственно-частного партнерства в данной сфере. Интересными являются предложение по созданию Региональных центров развития розничных сельскохозяйственных рынков [4], а также опыт разработки Концепции формирования и развития комплекса районных сельскохозяйственных рынков, в рамках которой утвержден План организации розничных рынков на территории города в Санкт-Петербурге [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время не все розничные сельскохозяйственные рынки могут обеспечить представителям малого агробизнеса необходимый уровень сервиса, различных видов инфраструктуры, а покупателям — гарантии качества продовольственной продукции, поскольку необходимо повышение уровня достоверности санитарных и ветеринарных экспертиз, проводимых на них. Поэтому аналитики видят будущее за экобазарами, которые представляют собой оснащенные современным оборудованием специализированные торговые центры, предназначенные для продажи фермерами и региональными производителями своей продукции напрямую конечным покупателям. Экобазар, аккумулируя все положительные качества розничного сельскохозяйственного рынка, предоставляет более высокий уровень технического обслуживания, комфорта и безопасности, привлекает дополнительный сегмент покупателей, обладающих высокой платежеспособностью.

Список источников

1. Бляхман Л.С., Чернова Е.Г. Агроиндустриальная политика в инновационной экономике в условиях ВТО// Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44). С.13-20.

www.mshj.ru

2. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени / пер. с англ. А.А. Васильева, С.Е. Федорова, А.П. Шурбелева; под общ. ред. С.Е. Федорова. СПб.: Алетейя, 2002. 313 с.

3. Егоров В.Ф., Егорова Н.М. Развитие системы сельскохозяйственных рынков в Санкт-Петербурге // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 135-138.

4. Котова М.В., Васильева Е.В. Организационно-экономические факторы развития инфраструктуры сельскохозяйственного рынка на примере Саратовской области // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2012. № 2. С. 77-79.

5. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/190400/

6. Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 297). URL: https://base.garant.ru/12153531/

7. Перечень сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24 октября 2016 г. № 469). URL: https://base.garant. ru/71545154/

8. Федеральный закон РФ от 2 августа 2019 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части уточнения требований к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке». URL: https://base.garant. ru/72362128/

9. Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли. URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/ roznichnayatorgolya

10. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». URL: https:// base.garant.ru/70833146/

11. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2021 г. № 208-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400197234/

12. О сбыте фермерской продукции. URL: https:// agri-news.ru/zhurnal/2020/32020/o-sbyite-fermerskoj-produkczii/

13. Смольяков А.А. Правовые аспекты государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции // Юридический мир. 2013. № 6. С. 44-48.

14. Попова О.В. Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 11 (108). С.43-50.

15. Варламова А.Н. Специальные меры конкурентного права на отраслевых товарных рынках // Конкурентное право. 2017. № 2. С. 16.

16. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. URL: https://docs.cntd.ru/docum ent/554275838?marker=8PQ0M0

17. Котляров И.Д. Инструменты обеспечения доступа фермеров к рынкам сбыта. URL: http://institutiones. com/agroindustrial/2185-instrumenty-obespecheniya-dostupafermerov-k-rynkam-sbyta.html

References

1. Blyakhman, L.S., Chernova, E.G. (2012). Agro-industrial'naya politika v innovatsionnoi ehkonomike v usloviyakh VTO [Agro-industrial policy in an innovative economy in the context of the WTO]. Problemy sovremen-noi ehkonomiki [Problems of modern economics], no. 4 (44), pp. 13-20.

2. Polan'i, K. (2002). Velikaya transformatsiya. Poli-ticheskie i ehkonomicheskie istoki nashego vremeni [Great transformation. Political and economic origins of our time]. Saint-Petersburg, Aleteiya Publ., 313 p.

3. Egorov, V.F., Egorova, N.M. (2013). Razvitie sistemy sel'skokhozyaistvennykh rynkov v Sankt-Peterburge [Development of the system of agricultural markets in Saint-Petersburg]. Zhurnal pravovykh i ehkonomicheskikh issledovanii [Journal of legal and economic studies], no. 3, pp. 135-138.

4. Kotova, M.V., Vasil'eva, E.V. (2012). Organizatsi-onno-ehkonomicheskie faktory razvitiya infrastruktury sel'skokhozyaistvennogo rynka na primere Saratovskoi oblasti [Organizational and economic factors in the development of the infrastructure of the agricultural market on the example of the Saratov region]. Vestnik Saratovskogo gosagrouniversiteta im. N.I. Vavilova, no. 2, pp. 77-79.

5. Garant (2006). Federal'nyi zakon ot 30 dekabrya 2006 g. № 271-FZ «O roznichnykh rynkakh i o vnesenii izmen-enii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law of December 30, 2006 No. 271-FZ "On retail markets and on amendments to the Labor Code of the Russian Federation" (as amended)]. Available at: https://base.garant.ru/190400/

6. Garant (2007). Perechen' sel'skokhozyaistvennoi produktsii, prodazha kotoroi osushchestvlyaetsya na sel'sko-khozyaistvennom rynke i sel'skokhozyaistvennom koopera-tivnom rynke (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 19 maya 2007g. № 297) [List of agricultural products, the sale of which is carried out on the agricultural market and the agricultural cooperative market (approved by Decree of the Government of the Russian Federation of May 19, 2007 No. 297)]. Available at: https://base.garant.ru/12153531/

7. Garant (2016). Perechen' sel'skokhozyaistvennoi produktsii, prodazha kotoroi osushchestvlyaetsya na sel'skokhozyaistvennom rynke i sel'skokhozyaistvennom koop-erativnom rynke (utv. Prikazom Ministerstva se'skogo kho-zyaistva RF ot 24 oktyabrya 2016 g. № 469) [List agricultural products, the sale of which is carried out on the agricultural market and the agricultural cooperative market (approved by the order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of October 24, 2016 No. 469]. Available at: https://base.garant.ru/71545154/

8. Garant (2019). Federal'nyi zakon RF ot 2 avgusta 2019 g. № 302-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O roznichnykh rynkakh i o vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii» v chasti utochneniya trebovanii

k organizatsii i osushchestvleniyu deyatel'nosti po prodazhe tovarov (vypolneniyu rabot, okazaniyu uslug) na roznich-nom rynke» [Federal Law of the Russian Federation of August 2, 2019 No. 302-FZ "On Amending the Federal Law "On Retail Markets and on Amending the Labor Code of the Russian Federation" in terms of clarifying the requirements for organizing and carrying out activities for the sale of goods (performance of work, provision of services) in the retail market"]. Available at: https://base.garant.ru/ 72362128/

9. Rosstat (2023). Udel'nyi ves pishchevykh produktov, vklyuchaya napitki, i tabachnykh izdelii v strukture oborota roznichnoi torgovli [The share of food products, including drinks, and tobacco products in the structure of retail trade turnover]. Available at: https://rosstat.gov.ru/ statistics/ roznichnayatorgolya

10. Garant (2014). Federal'nyi zakon ot 31 dekabrya 2014 g. № 492-FZ «O vnesenii izmenenii v stat'yu 24 Federal'nogo zakona «O roznichnykh rynkakh i o vnesenii izmenenii v Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law No. 492-FZ of December 31, 2014 "On Amendments to Article 24 of the Federal Law "On Retail Markets and on Amendments to the Labor Code of the Russian Federation"]. Available at: https://base.garant.ru/ 70833146/

11. Garant (2021). Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30 yanvarya 2021 g. № 208-r [Decree of the Government of the Russian Federation of January 30, 2021 No. 208-r]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400197234/

12. Agri-news.ru (2020). O sbyte fermerskoi produkt-sii [About the marketing of farm products]. Available at: https://agri-news.ru/zhurnal/2020/32020/o-sbyite-fermerskoj-produkczii/

13. Smol'yakov, A.A. (2013). Pravovye aspekty gosu-darstvennoi podderzhki proizvoditelei sel'skokhozyai-stvennoi produktsii [Legal aspects of state support for agricultural producers]. Yuridicheskii mir [Juridical world], no. 6, pp. 44-48.

14. Popova, O.V. (2019). Konkurentnye bar'ery dlya sel'skokhozyaistvennogo tovaroproizvoditelya na re-gional'nom rynke roznichnoi torgovli [Competitive barriers for agricultural producers in the regional retail market]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual problems of Russian law], no. 11 (108), pp. 43-50.

15. Varlamova, A.N. (2017). Spetsial'nye mery konkurentnogo prava na otraslevykh tovarnykh rynkakh [Special measures of competition law in sectoral product markets]. Konkurentnoe pravo [Competition law], no. 2, p. 16.

16. ConsultantPlus (2019). Standart razvitiya kon-kurentsii vsub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [Standard for the development of competition in the constituent entities of the Russian Federation]. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/554275838?marker=8PQ0M0

17. Kotlyarov, I.D. (2013). Instrumenty obespecheniya dostupa fermerov k rynkam sbyta [Tools for ensuring farmers' access to markets.]. Available at: http://institutiones. com/agroindustrial/2185-instrumenty-obespecheniya-dostupafermerov-k-rynkam-sbyta.html

Информация об авторе:

Решетникова Елена Геннадиевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией стратегии развития институциональной среды АПК, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6261-3596, Scopus ID: 57205193629, elenaresh2708@mail.ru

Information about the author:

Elena G. Reshetnikova, doctor of economic sciences, professor, head of the laboratory of strategy for the development of the institutional environment of the AIC, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6261-3596, Scopus ID: 57205193629, elenaresh2708@mail.ru

3 elenaresh2708@mail.ru

Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 67, № 1 (397). 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.