Научная статья на тему 'Торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации'

Торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
продовольственная безопасность / торгово-сбытовая политика / оптовые продовольственные рынки / розничные рынки / монополизация каналов сбыта / оптовая и розничная торговля / food security / trade policy / wholesale food markets / retail markets / monopolization of distribution channels / wholesale and retail trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуралиев Сиражудин Урцмиевич

Продовольственная безопасность страны во многом зависит от эффективности торгово-сбытовой политики и уровня государственной поддержки развития собственной товаропроводящей инфраструктуры на основе создания сети оптовых продовольственных рынков. Зарубежный опыт государственной поддержки создания этих структур и регулирования их деятельности способствует развитию конкуренции и предотвращению монополизации каналов сбыта. Эффективная государственная торгово-сбытовая политика позволяет решать проблему гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке по справедливой цене и обеспечить экономическую и продовольственную безопасность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade policy and its role in ensuring food security in the context of globalization

The country's food security largely depends on the effectiveness of the trade and marketing policy and the level of state support for the development of its own distribution infrastructure through the creation of a network of wholesale food markets. Foreign experience of state support for the creation of these structures and the regulation of their activities contributes to the development of competition and the prevention of monopolization of distribution channels. An effective state sales and marketing policy allows us to solve the problem of guaranteed sales of domestic producers at the domestic market at a fair price and to ensure the economic and food security of the country.

Текст научной работы на тему «Торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации»

УДК: 338.439.5 DOI: 10.24411/0235-2486-2020-10061

торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации

С.У. Нуралиев, д-р экон. наук, профессор, генеральный директор союз рынков россии

Дата поступления в редакцию 15.05.2020 * souzopr@yandex.ru

Дата принятия в печать 11.06.2020 © Нуралиев С.У., 2020

Реферат

Продовольственная безопасность страны во многом зависит от эффективности торгово-сбытовой политики и уровня государственной поддержки развития собственной товаропроводящей инфраструктуры на основе создания сети оптовых продовольственных рынков. Зарубежный опыт государственной поддержки создания этих структур и регулирования их деятельности способствует развитию конкуренции и предотвращению монополизации каналов сбыта. Эффективная государственная торгово-сбытовая политика позволяет решать проблему гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке по справедливой цене и обеспечить экономическую и продовольственную безопасность страны.

Ключевые слова

продовольственная безопасность, торгово-сбытовая политика, оптовые продовольственные рынки, розничные рынки, монополизация каналов сбыта, оптовая и розничная торговля

Для цитирования

Нуралиев С.У. (2020) Торгово-сбытовая политика и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности в условиях глобализации // Пищевая промышленность. 2020. № 6. С. 28-32.

Trade policy and its role in ensuring food security in the context of globalization

S.U. Nuraliev, Doctor of Economics, Professor, General Director The Union of Russian Markets

Received: May 15, 2020 *souzopr@yandex.ru

Accepted: June 11, 2020 © Nuraliev S. U., 2020

Abstract

The country's food security largely depends on the effectiveness of the trade and marketing policy and the level of state support for the development of its own distribution infrastructure through the creation of a network of wholesale food markets. Foreign experience of state support for the creation of these structures and the regulation of their activities contributes to the development of competition and the prevention of monopolization of distribution channels. An effective state sales and marketing policy allows us to solve the problem of guaranteed sales of domestic producers at the domestic market at a fair price and to ensure the economic and food security of the country.

Key words

food security, trade policy, wholesale food markets, retail markets, monopolization of distribution channels, wholesale and retail trade

For citation

Nuraliev S.U. (2020) Trade policy and its role in ensuring food security in the context of globalization // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost. 2020. No. 6. P. 28-32.

Введение. Особенности и тенденции развития торговли продовольствием на внутреннем и международном рынках характеризуются развитием глобализации и усилением роли и влияния крупных компаний и межгосударственных интеграционных объединений на рынки других стран, монополизацией каналов сбыта и игнорированием ими основных международных норм и принципов работы ВТО для достижения собственных экономических целей.

В связи с этим создание условий для развития продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности на основе эффективного использования экономических ресурсов общества и развития добросовестной конкуренции в сфере производства, переработки и обращения продуктов питания является важнейшей задачей органов государственной власти, бизнеса и науки, а также приоритетным направлением государственной торгово-экономической политики.

Реализация этой задачи в новых экономических условиях требует глубокого анализа зарубежного опыта формирования экономических и продовольственных связей между участниками рынка, прогнозирования тенденций развития спроса на основные виды продовольствия для более эффективного использования экономических ресурсов общества и реализации конкурентных преимуществ страны на внутреннем и международном рынках.

В условиях глобализации и экономической нестабильности на внешнем рынке продовольственная безопасность страны во многом зависит от эффективности государственной поддержки развития собственной товаропроводящей инфраструктуры и создания условий для обеспечения гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20, государственная политика в сфере обращения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия должна быть направлена на стабилизацию ценовой ситуации на основные виды продовольствия на основе увеличения количества торговых объектов и развитие инфраструктуры оптовой и розничной торговли продовольствием.

Решение проблемы продовольственной безопасности предполагает создание эффективного механизма использования экономических ресурсов общества для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Для этого Россия располагает огромными конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами, которые не располагают такими ресурсами. На долю России приходится почти 18-20% всех земельных, лесных и водных ресурсов, а также значительные объемы мировых запасов нефти и газа.

Реализация этих естественных конкурентных преимуществ, предоставленных самой природой, во многом зависит от эффективности государственной торгово-экономической политики, уровня развития

торгово-сбытовой инфраструктуры и совершенствования механизма регулирования торговой деятельности. Важное место в решении этой проблемы отводится развитию товаропроводящей инфраструктуры.

В плановой экономике в зависимости от вида продукции и особенностей ее производства, переработки и реализации существовало несколько каналов сбыта, которые имели разветвленную сеть специализированных оптовых плодоовощных баз, холодильных емкостей и складских помещений для хранения, складирования и реализации плодоовощной, мясной, рыбной и другой скоропортящейся продукции.

Переход к рынку в условиях отсутствия эффективной торгово-сбытовой политики привел к ликвидации государственных, кооперативных и других традиционных рыночных каналов сбыта, к появлению многочисленных неорганизованных посредников в системе товародвижения, росту цен и снижению конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

По данным Росстата доля этих каналов сбыта с каждым годом снижается, а доля каналов сбыта торговых сетей и зарубежных компаний растет. В 2018 г. на долю государственных каналов сбыта приходилось всего лишь 0,7% оборота розничной торговли, на долю каналов потребительской кооперации - 0,4 %, а остальная часть продовольствия была реализована по каналам, находящимся в частной собственности.

Обострению проблемы сбыта сельскохозяйственной и пищевой продукции на внутреннем рынке способствовала ликвидация существующих традиционных рыночных каналов сбыта из-за несовершенства федерального законодательства и торгово-сбытовой политики. Принятие Федерального закона №271-ФЗ от 30 декабря 2008 года «О розничных рынках и внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации», внесенного Минэкономразвития России, привело к ликвидации более 80 % розничных рынков и торговых мест на них.

Экономические потери государства от действий этого закона в виде снижения размеров уплаты налогов в бюджеты разных уровней и обострения проблемы сбыта произведенной продукции до сих пор остаются достаточно высокими.

Другая проблема, сдерживающая решение проблемы гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, обусловлена отсутствием эффективной системы оптовой торговли для реализации скоропортящейся продукции. Важное место в решении этой проблемы, как показывает зарубежный опыт, отводится оптовым продовольственным рынкам, создаваемым при активной государственной поддержке в местах массового спроса и потребления продуктов питания.

Необходимость государственной поддержки создания сети оптовых продовольственных рынков обусловлена тем, что, по оценкам Всемирной продовольствен-

ной организации (ФАО), из-за отсутствия эффективного оптового звена ежегодно теряется более 40% овощей и фруктов, около 35% рыбы и рыбопродуктов и 20% мяса и молочных продуктов. Ежегодно экономический ущерб по этой причине составляет около 1 трлн долл. США.

Как показывают маркетинговые исследования и опыт стран с развитой рыночной экономикой, основным преимуществом оптового рынка является то, что концентрация товаропроизводителей и уполномоченных ими предприятий оптовой торговли продовольствием в одном месте, каковым является оптовый продовольственный рынок, создает условия для развития добросовестной конкуренции и формирования справедливой цены на основе взаимодействия спроса и предложения.

В большинстве стран Западной Европы, США, Японии и в других странах с развитой рыночной экономикой оптовые продовольственные рынки в том виде, в котором они существуют, прошли длительный путь развития. Вначале продукты питания продавались прямо под открытым небом на городских улицах и площадях, затем торговля велась под крышей, с тем чтобы защитить продукты от солнца, высокой температуры, атмосферных осадков и т. д.

Наиболее активную государственную поддержку оптовые продовольственные рынки получили во второй половине ХХ века. После Второй мировой войны в Западной Европе оптовые рынки заняли ведущее место в распределении продуктов питания. Основными задачами этих рынков были решение проблемы продовольственного снабжения городского населения, регулирование продовольственных потоков и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Для реализации этих задач и формирования эффективной товаропроводящей инфраструктуры законодательные и исполнительные органы государственной власти многих стран в послевоенный период разработали программные мероприятия по развитию сети оптовых продовольственных рынков и осуществлению прямого контроля со стороны государства за оборотом сельскохозяйственной продукции.

В Испании для реализации этой задачи в соответствии с новой государственной политикой правительством страны в 1965 г. было создано национальное предприятие «меркаса» в форме акционерного общества, которое представляет собой государственную компанию, где основными акционерами являются Министерство финансов -51% и Министерство сельского хозяйства, питания и окружающей среды - 49%.

Основной задачей ГП «Меркаса» является проверка деятельности оптовых рынков Испании путем создания совместных обществ на базе муниципалитетов с участием частных предпринимателей, добровольно выразивших желание принять долевое участие в акционерном капитале. Такая экономическая политика определила роль оптовых рынков как основного стратегического звена в эффективном обеспечении городского населения скоропортящимися продуктами, а основными учредителями

Основные характеристики и долевое участие в Уставном капитале сети оптовых продовольственных рынков ГП «МЕРКАСА»

Наименование Дата открытия Насел. снабж. Площадь рынка, тыс. м2 Обслуж. пер- Количество оптовых Участие акционеров, %

объединения город, тыс. чел. сонал рынка, чел. предприятии в объединении «Меркаса» Мэрия Частные

Меркаликанте 10.06.73 264,1 194,1 119 24 48,3 51,2 0,5

Меркастуриас 18.04.88 192,3 82,9 12 30 51,0 13,8 35,2

Меркабадахос 17.02.75 124,6 117,5 8 14 96,8 1,6 1,6

Меркабарна 09.08.71 1713,5 894,9 216 420 36,8 50,7 12,5

Меркабильбао 03.05.71 384,1 137,4 39 92 33,5 50,9 6,6

Меркакордова 28.06.91 310,5 86,0 20 47 80,6 19,3 0,1

Меркагалисия 29.01.93 247,0 63,0 9 12 49,0 51,0 0

Меркагранада 02.07.73 265,3 300,0 53 249 48,4 51,0 0,6

Меркаирунья 09.01.79 182,4 178,1 16 30 40,0 51,0 9,0

Меркахерес 28.05.73 184,6 72,9 15 18 48,5 51,0 0,5

Меркалас-пальмас 17.08.71 371,5 310,0 29 193 58,3 41,6 0,1

Меркалеон 05.05.93 144,0 41,2 10 24 36,7 63,3 0

Меркамадрид 30.11.82 3108,5 1763,2 104 345 48,6 51,1 0,3

Меркамалага 15.03.81 555,5 338,6 14 94 87,2 12,7 0,1

Меркамурсия 03.12.71 313,7 285,2 74 133 48,9 51,0 0,1

Меркапальма 28.05.73 320,7 191,7 22 102 45,1 54,7 0,2

Мерка-саламанка 01.02.71 160,5 87,9 15 39 46,9 51,0 2,1

Меркасантандер 04.06.73 198,5 189,6 22 24 48,6 51,0 0,4

Меркасевилья 01.07.71 670,0 500,0 245 218 48,0 51,3 0,7

Меркатенерифе 27.07.80 220,0 263,9 12 180 50,7 45,5 3,8

Меркаваленсия 12.03.76 749,6 484,8 82 148 48,8 51,0 0,2

Меркасарагоса 25.09.72 586,9 766,7 150 118 48,8 51,0 0,2

ИТОГО: 11267,5 7349,6 1286 2554

Источник: данные ГП «Меркаса»

этих рынков являются муниципалитеты, ГП «Меркаса» и оптовики (см. таблицу).

Из 23 ОПР на 6 оптовых продовольственных рынках контрольный пакет акций принадлежит ГП «Меркаса»: Меркастуриас, Меркабадахос, Меркакордова, Меркала-спальмас, Меркамалага, Меркатенерифе, а на остальных 17 оптовых рынках - мэрии этих городов.

Во Франции законодательные основы создания и регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков национального значения (РНЗ) были заложены Декретом от 30 сентября 1953 г. № 53-959 «Об организации сети рынков национального значения». из 20 оптовых продовольственных рынков, входящих в Федерацию оптовых рынков Франции, 3 не имеют статуса РНЗ (Лион, Ренн, Тур).

Деятельность РНЗ регулируется в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами, отличными от законодательных положений, касающихся продовольственных рынков, которые не относятся к категории рынков национального значения. Основным документом, регламентирующим деятельность РНЗ, является торговый кодекс Франции.

Крупнейший оптовый рынок в Париже РНЗ «Ранжис» открыт 3 марта 1969 г., после переезда арендаторов рынка Les Halles из 2-го округа Парижа в департамент Валь-де-Марн на окраине Парижа. Площадь рынка составляет 232 га, из них 989 тыс. кв. м помещений, сдаваемых в аренду. В год через него проходит 1,5 млн т сельскохозяйственной продукции.

В 1996 г. была запущена программа масштабной реконструкции рынка РНЗ «Ранжис», обусловленная введением в Евросоюзе новых норм гигиены и продовольственной безопасности и в связи с этим необходимостью переоборудования холодильных емкостей и канализационных систем, а также совершенствования процессов утилизации отходов.

В Италии в начале 90-х гг. ХХ века в соответствии с постановлением Министерства промышленности, торговли и ремесленничества Италии от 2 февраля 1990 года, принятым во исполнение Закона № 41 от 1986 г., началась работа по широкомасштабной реорганизации и модернизации всех оптовых продовольственных рынков, осуществляющих реализацию скоропортящейся продукции (фрукты, овощи, мясо, рыба).

Государственная программа модернизации оптовых продовольственных рынков предусматривала принципиально новые инициативы по комплексному развитию и управлению рынками, а контроль за выполнением государственной программы возложен на Комиссию экспертов из различных отраслей, созданную при Министерстве промышленности и торговли Италии.

Одной из основных задач комиссии была разработка базовых критериев для технико-экономических обоснований проектирования оптовых рынков, по которым впоследствии была определена очередность в выделении финансовых ресурсов. Комиссия также оценивала каждый проект в части соответствия финансово-

экономическим планам, а конечным результатом реализации программы было создание и реорганизация 38 инфраструктур оптовых рынков.

В Англии созданы и функционируют 26 оптовых продовольственных рынков, а оптовый рынок «Нью Ковент Гарден Маркет» в Лондоне является крупнейшим оптовым продовольственным рынком великобритании, который переехал во второй половине 70-х гг. ХХ века из центра Лондона на окраину. Общий вид оптового продовольственного рынка представлен на рис. 1.

Оптовый продовольственный рынок Лондона сдает арендаторам базовые торговые места (БТМ), которые они обустраивают по своему усмотрению, затрачивая значительные средства на установку терморегулирующего, охлаждающего, сушильного морозильного и другого оборудования.

владеющая и управляющая рынком государственная компания Covent Garden Market Authority (CGMA) подотчетна Департаменту окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании. Штат оптового рынка - 35 сотрудников, годовой доход от аренды и предоставляемых услуг - 11,1 млн фунтов стерлингов. Годовой оборот рынка составляет свыше 599 млн фунтов стерлингов, площадь рынка - 23 га, площадь застройки - 58 000 кв. м, покупательский поток - 5000 машин/сут., обслуживаемое население - 7 млн человек.

В Германии, как и в других странах Евросоюза, оптовые продовольственные рынки создавались при государственной поддержке. В настоящее время в Германии созданы и функционируют 16 оптовых продовольственных рынков. Наиболее крупными из них являются оптовые продовольственные рынки в Гамбурге, Ганновере, Мюнхене, Штутгарте, Бремене.

Оптовый продовольственный рынок в Гамбурге создан в середине XIX века и является крупнейшим рынком по реализации плодоовощной продукции. Остальные оптовые рынки были созданы после Второй мировой войны. Оптовый продовольственный рынок в Ганновере был открыт в 1958 г., и на его территории разместились 56 оптовиков и более 100 производителей. Особенность этого оптового рынка заключается в том, что акционерами являются оптовики и производители, которые активно работают на оптовом рынке.

В Польше строительство оптовых продовольственных рынков началось в июле 1996 г. Для этого правительством Польши была принята «Программа организации оптовых рынков и товарных бирж на период до 2000 года». Позже была принята Правительственная программа строительства и развития оптовых рынков и Варшавской сельскохозяйственной биржи.

Всего за годы реформ в Польше построено 27 оптовых продовольственных рынков. Строительство этих рынков осуществлялось по трем основным направлениям государственной поддержки: благодаря

Рис. 1. Общий вид оптового продовольственного рынка «Нью Ковент Гарден Маркет», Лондон

правительственной программе построено 12 оптовых рынков, вне государственной программы, но при участии финансов государственной казны - 7 оптовых рынков и с привлечением частного капитала и поддержкой государства - 8 оптовых продовольственных рынков.

Из 27 оптовых продовольственных рынков Польши 5 рынков имеют статус межрегиональных оптовых рынков. Варшавский оптовый рынок «Бронише», созданный в 1995 г. по инициативе Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов в соответствии с Правительственной программой строительства сети оптовых рынков и сельскохозяйственных бирж, является крупнейшим оптовым рынком страны (рис. 2).

Рынок занимает 51,6 га, в том числе 8,5 га занимают торговые залы и навесы. В год реализуется более 1,2 млн т товаров. Каждый месяц продается 60 тыс. т плодоовощной продукции. Ежедневный товарный оборот - 1 млн долл. Рынок обеспечивает продовольствием 14 млн потребителей и предоставляет 2 тыс. рабочих мест населению.

В США реализация скоропортящейся продукции в крупных городах и промышленных центрах, как и в странах Евросоюза, осуществляется в основном через оптовые продовольственные рынки. Такие рынки функционируют в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Филадельфии, Бостоне, Чикаго, Балтиморе, Мэриленде и других.

На оптовых рынках реализуется около 40% плодоовощной продукции, продаваемой в США. Ежегодный товарооборот составляет около 2 млрд долларов. Продукция на оптовых рынках поставляется не только из США, но и из стран Южной Америки, Австралии и других государств.

Оптовой торговлей сельскохозяйственной продукцией на этих рынках занимаются фермеры, заготовители, различного рода посредники, маркетинговые сельскохозяйственные кооперативы, брокеры, переработчики, оптовые торговцы, агенты оптовых баз, распределительных центров, продовольственных магазинов и пред-

приятий общественного питания. Всего оптовой торговлей в США занимаются более 1200 фермерских маркетинговых кооперативов, и около 37% всех денежных поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции американские фермеры получают от этих торгово-сбытовых кооперативов.

В Японии решение о создании оптовых продовольственных рынков на государственном уровне было принято в 1923 г. Была разработана и принята Национальная программа по оптовым продовольственным рынкам. В соответствии с этим нормативным актом в 56 городах Японии функционируют 88 центральных и 1586 местных оптовых продовольственных рынков. Эти рынки играют важную роль в сборе и распределении свежих продуктов питания, решении проблемы продовольственного снабжения городского населения и формировании справедливых цен на них.

На долю оптовых рынков приходится от 70 до 90 % товарооборота фруктов и овощей, продуктов рыболовства и около 40% мясных изделий. Строительство оптовых рынков осуществлялось в основном

за счет средств муниципальных органов управления, и практически они же являются собственниками зданий, сооружений, оборудования на этих рынках.

Работа оптовых продовольственных рынков осуществляется в соответствии с принятой национальной политикой и действующим законодательством. Сельскохозяйственная продукция закупается у товаропроизводителей соответствующими организациями и поставляется на оптовый продовольственный рынок.

Чтобы поставить продукцию на оптовый рынок, эти организации должны иметь лицензию. Согласно закону, лицензии на поставку продовольствия на конкурсной основе выдает Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии. Для участия в конкурсе и получения лицензии организация должна представить на конкурсную комиссию краткие технико-экономические обоснования и заявку.

На центральном оптовом рынке в Токио лицензии на поставку овощей и фруктов имеют 7 организаций. Сельскохозяйственные товаропроизводители поручают этим организациям реализовать свою продукцию на оптовом рынке. После реализации товара оптовый рынок рассчитывается с поставщиком в течение 4 дней согласно договору. За услуги его реализации оптовый рынок взимает комиссионные по овощам и фруктам в размере 8,5 %, рыбе - 5,5%, мясу - 3,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными покупателями продукции на оптовом рынке, как правило, являются предприятия торговли и общественного питания, пищевой и перерабатывающей промышленности. Лицензии на приобретение продукции с оптового рынка эти организации получают в муниципалитете. Количество оптовых покупателей также ограничено и составляет примерно 1500 предприятий розничной торговли и общественного питания.

Одной из основных задач оптовых рынков Японии является своевременное информирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовых поставщиков и покупателей, а также население о результатах работы. Для этого ежедневно

Рис. 2. Общий вид оптового рынка «Бронише», Варшава

Рис. 3. Торговый зал оптового продовольственного рынка в Мельбурне, Австралия

в местной печати публикуется информация об объемах и ценах на реализованную за истекший день продукцию.

В Австралии существует шесть центральных оптовых продовольственных рынков, построенных в Сиднее, Мельбурне, Брисбене, Аделаиде, Перте и Ньюкасле. Они играют значительную роль в индустрии садоводства, являясь основными точками сбыта для большинства свежих продуктов страны.

Мельбурнский оптовый продовольственный рынок был официально открыт премьер-министром Австралии Генри Болтом 30 октября 1969 г. и является одним из крупнейших оптовых продовольственных рынков Австралии. Общий вид торгового зала оптового продовольственного рынка в Мельбурне (Австралия) представлен на рис. 3.

В Китае созданы и функционируют 55 оптовых продовольственных рынков, которые успешно решают проблему продовольственного обеспечения населения городов, где они созданы. В 1986 г. Министерством гражданских дел Китая совместно с Министерством торговли КНР была создана Китайская национальная ассоциация оптового рынка сельскохозяйственной продукции (CAWA), которая представляет собой государственную комиссию по надзору и управлению активами Государственного совета.

В состав CAWA входят все оптовые и розничные рынки сельскохозяйственной продукции, а также исследовательские подразделения и общественные объединения. Важнейшей задачей CAWA является оказание помощи правительству и министерству в разработке и реализации государственной политики по управлению отраслью.

Пекинский оптовый продовольственный рынок основан в 1988 г. для реализации скоропортящейся продукции и продовольствия. Площадь рынка составляет 548 га, товарооборот 5 млн т в год на 1,4 млрд долл. рынок работает круглосуточно и обеспечивает около 70% потребностей населения Пекина в плодоовощной про-

дукции, ведется оптовая торговля мясом и мясопродуктами, продукцией птицеводства и морепродуктами.

Шанхайский оптовый продовольственный рынок является одним из самых молодых оптовых продовольственных рынков страны и представляет собой современный центр оптовой торговли. Рынок основан в 2005 г. и создавался при поддержке государства. Оптовый рынок обеспечивает свежими продуктами около 20 млн человек, его площадь составляет 110,5 га.

Заключение. Таким образом, для решения проблемы гарантированного сбыта отечественного продовольствия на внутреннем рынке и обеспечения продовольственной безопасности, как показывает зарубежный опыт, в крупных городах и промышленных центрах, где формируется основной спрос на продукты питания, создана эффективно функционирующая система оптовых продовольственных рынков.

Для решения этой проблемы на федеральном уровне Минпромторгом России разработана Концепция развития оптовых продовольственных рынков в субъектах Российской Федерации, которая учитывает зарубежный опыт государственной поддержки создания и регулирования их деятельности. Реализация этой концепции должна решить проблему гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке и обеспечить экономическую и продовольственную безопасность страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведута, Е. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Международная жизнь. - 2017. - № 10. - С. 87-102.

2. Киселев, С.В. Сельская экономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 572 с.

3. Новак, Р. Создание и развитие оптовых продовольственных рынков в Польше // Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2017. - 300 с.

4. Нуралиев, С.У. Торгово-экономическая политика и ее роль в обеспечении экономи-

ческой и продовольственной безопасности страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. -№ 5. - С. 22-25.

5. Нуралиев, С.У. Международная торговля: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 307 с.

6. Нуралиев, С.У. Экономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 363 с.

7. Нуралиев, С.У. Основные направления и задачи торгово-экономической политики в обеспечении продовольственной безопасности // Пищевая промышленность. - 2019. - №3. - С. 14-17.

8. Нуралиев, С.У. Особенности развития торговли продовольствием в России и за рубежом // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающий предприятий. - 2020. -№ 3. - C. 10-15.

9. Россия в цифрах 2018: краткий статистический сборник // Росстат. - М., 2019. 522 с.

REFERENCES

1. Veduta E. Cifrovaja jekonomika privedet k jekonomicheskoj kibersisteme [Digital economy will lead to an economic cyber system]. Mezhdunarodnaja zhizn' [International Affairs]. 2017. No. 10. P. 87-102 (In Russ.).

2. Kiselev SV. Sel'skaja economica: uchebnik [Rural Economics: Textbook]. Moscow: INFRA-Moscow, 2010. 572 p. (In Russ.)

3. Novak R. Sozdanie i razvitie optovyh prodovol'stvennyh rynkov v Pol'she [Creating the development of wholesale food markets in Poland]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Materials of the International scientific-practical conference]. Moscow, 2017. 300 p. (In Russ.)

4. Nuraliev SU. Torgovo-economicheskaja politika i ee rol' v obespechenii economicheskoj i prodovol'stvennoj bezopasnosti strany [Trade and economic policy and its role in ensuring the economic and food security of the country]. Economica sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajuschih predprijatij [Economics of agricultural and processing enterprises]. 2019. No. 5. P. 22-25 (In Russ.).

5. Nuraliev SU. Mezhdunarodnaja torgovlja: uchebnik [International trade: textbook]. Moscow: INFRA-M, 2018. 307 p. (In Russ.)

6. Nuraliev SU. Economica: uchebnik [Economics: textbook]. Moscow: INFRA-M, 2019. 363 p.

7. Nuraliev SU. Osnovnye napravlenija i zadachi torgovo-jekonomicheskoj politiki v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti [The main directions and objectives of trade and economic policy in ensuring food security]. Pischevaja promyshlennost [Food industry]. 2019. No. 3. P. 14-17 (In Russ.).

8. Nuraliev SU. Osobennosti razvitija torgovli prodovol'stviem v Rossii i za rubezhom [Features of the development of food trade in Russia and abroad]. Economica sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhij predprijatij [Economics of agricultural and processing enterprises]. 2020. No 3. P. 10-15 (In Russ.).

9. Rossija v cifrah 2018: kratkiy statisticheskiy sbornik. Rosstat [Russia in numbers 2018: brief statistical compilation]. Moscow, 2019. 522 p. (In Russ.)

Автор

Нуралиев Сиражудин Урцмиевич, д-р экон. наук, профессор Союз рынков России, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 14, souzopr@yandex.ru

Author

Sirajidin U. Nuraliev, Doctor of Economical Sciences, Professor

Union of the markets of Russia, 14, V. Voloshinoy str., Mytischi, Moscow

Region, 141014, souzopr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.