Научная статья на тему 'Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли'

Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ПРАВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / ПРИОРИТЕТНЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / AGRARIAN LAW / AGRICULTURAL PRODUCER / SOCIAL FUNCTION / SOCIALLY IMPORTANT MARKET / PRIORITY MARKET / FOOD SECURITY / REGIONAL MARKET / KALININGRAD REGION / AGRICULTURAL PRODUCTS / CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова О. В.

В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с организацией и функционированием регионального рынка сельскохозяйственной продукции на примере Калининградской области. Рынок сельхозпродукции состоит из ряда структурных элементов (оптовый рынок сельскохозяйственной продукции, рынок зерна, рынок семян и т.п.). Отношения на рынке сельскохозяйственной продукции опосредуются различными договорными связями (контрактация, поставка, торговые и закупочные интервенции и др.), на эти отношения распространяют свое действие несколько не взаимоувязанных нормативных правовых актов. Рынок сельскохозяйственной продукции в целом федеральным законодательством не отнесен к социально значимым рынкам, и только рынок розничной торговли (и в его составе рынок розничной торговли сельскохозяйственной продукцией) является социально значимым. Кроме того, регионы могут приравнять к социально значимым рынкам любой рынок. В Калининградской области рынок сельхозпродукции был отнесен не только к социально значимым, но к приоритетным рынкам. Указанное решение можно оценить как правильное. Эта позиция важна с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности особого эксклавного региона России, но в целом может быть оправдана и для других субъектов Российской Федерации. В статье выявлены конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя и предложены правовые способы их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive Barriers for Agricultural Producers in the Regional Retail Market

The paper has investigated some problems related to the organization and functioning of the regional market of agricultural products based on the Kaliningrad region case study. The agricultural market consists of a number of structural elements (wholesale market of agricultural products, grain market, seed market, etc.). Relations in the market of agricultural products are mediated by various contractual relations (agricultural procurement contracts, delivery, trade and purchasing interventions, etc.). Such relations are being regulated under several unrelated normative legal acts. The federal legislation does not include the agricultural market in the number of socially important markets, and only the retail market (and within the retail market the agricultural products retail market) is recognized as socially significant. In addition, regions at their own discretion can classify any market as a socially important market. In the Kaliningrad region, the agricultural products market has been attributed not only to socially significant, but to priority markets, which is reasonable. This approach is importa from the point of view of ensuring food security of a special exclave region of Russia, but it can also be justified for other constituent entities of the Russian Federation. The author has identified competitive barriers for agricultural producers and has proposed legal ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

О. В. Попова*

Конкурентные барьеры

для сельскохозяйственного товаропроизводителя на региональном рынке розничной торговли

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с организацией и функционированием регионального рынка сельскохозяйственной продукции на примере Калининградской области. Рынок сельхозпродукции состоит из ряда структурных элементов (оптовый рынок сельскохозяйственной продукции, рынок зерна, рынок семян и т.п.). Отношения на рынке сельскохозяйственной продукции опосредуются различными договорными связями (контрактация, поставка, торговые и закупочные интервенции и др.), на эти отношения распространяют свое действие несколько не взаимоувязанных нормативных правовых актов. Рынок сельскохозяйственной продукции в целом федеральным законодательством не отнесен к социально значимым рынкам, и только рынок розничной торговли (ив его составе рынок розничной торговли сельскохозяйственной продукцией) является социально значимым. Кроме того, регионы могут приравнять к социально значимым рынкам любой рынок. В Калининградской области рынок сельхозпродукции был отнесен не только к социально значимым, но к приоритетным рынкам. Указанное решение можно оценить как правильное. Эта позиция важна с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности особого эксклавного региона России, но в целом может быть оправдана и для других субъектов Российской Федерации. В статье выявлены конкурентные барьеры для сельскохозяйственного товаропроизводителя и предложены правовые способы их преодоления.

Ключевые слова: аграрное право, сельскохозяйственный товаропроизводитель, социальная функция, социально значимый рынок, приоритетный рынок, продовольственная безопасность, региональный рынок, Калининградская область, сельскохозяйственная продукция, потребитель.

001:10.17803/1994-1471.2019.108.11.043 051

Рынок сельскохозяйственной продукции неоднороден и структурирован. По сути, можно говорить о нескольких взаимосвязанных рынках: об оптовом рынке сельско-

хозяйственной продукции и розничном рынке сельскохозяйственной продукции, которые, в свою очередь, можно рассматривать с учетом особенностей конкретной продукции: рынок

© Попова О. В., 2019

* Попова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Юридического института Балтийского федерального университета имени И. Канта 236041, Россия, г. Калининград, ул. А. Невского, д. 14 ovpopova@kantiana.ru

зерна, рынок картофелеводческой отрасли, рынок молочной отрасли и т.п. Кроме того, стоит отметить тесно связанные с рынком сельскохозяйственной продовольственной продукции рынок семян, племенных животных и рынок селекционных достижений.

Оптовый рынок сельхозпродукции может быть разделен на рынок закупки сельхозпродукции у сельхозтоваропроизводителей, в том числе путем контрактации или заключения транзитных договоров поставки сельскохозяйственной продукции дилерами или дистрибью-терских закупок, которые осуществляются, как правило, на основе агентских отношений. Дилеры и дистрибьютеры становятся связующим звеном между сельхозтоваропроизводителем и агроперерабатывающими предприятиями и ретейлерами1, как правило, крупными сетевыми супер- и гипермаркетами. Кроме того, существует специфика закупок сельхозпродукции для государственных нужд в целях обеспечения продовольственной безопасности, а также в порядке осуществления закупочных и товарных интервенций2.

Такой сложный рынок, как рынок сельскохозяйственной продукции, требует проработки разных способов организации при обеспечении сохранения единства логистической цепочки товарооборота от производителя до потребителя. Если для торговли зерном, сахаром на международном уровне используются международные биржи, то для закупок для государственных нужд применяются механизмы, предусмотрен-

ные законодательством России о государственных закупках; для розничной торговли могут быть использованы ярмарки, супермаркеты, Интернет либо даже закупка непосредственно у фермера путем сбора сельскохозяйственной продукции с грядок.

В Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФБ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»3 установлено, что данный Закон не применяется в сфере розничной торговли, однако Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»4 предусматривает, что он не распространяется на деятельность по продаже товаров на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Торговля на ярмарках регулируется как раз Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3. Таким образом, розничная сельхозторговля регулируется одним Законом, а оптовая и ярмарочная розничная торговля — иным. Закупки для государственных нужд регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»5 с учетом особенностей, установленных в Федеральном законе от 02.12.1994 № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»6. Говоря о междуна-

1 В Русском орфографическом словаре используется именно такое написание «ретейлер», а не «ритейлер», как мы можем увидеть во многих публикациях в Интернете (см.: Русский орфографический словарь / под ред. В. В. Лопатина (отв. ред.). 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. 960 е.).

2 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». П. 8 ст. 6 // СЗ РФ. 2007. №1(1ч.). Ст. 27.

3 Федеральный закон от 28.12.2009 № Э81-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

4 Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 34.

5 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

6 Федеральный закон от 02.12.1994 № 53-Ф3 (ред. от 19.07.2011) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.

родной торговле, необходимо учитывать правовые нормы, применяемые государствами — участниками Всемирной торговой организации, в которую вступила и Россия, подписав Марра-кешское соглашение7. Кроме того, для целей допуска на международный, и, в частности, европейский рынок, необходимо учитывать многочисленные международные договоры, директивы и регламенты, начиная с Кодекса Алиментариус8 и заканчивая самыми последними директивами и регламентами, например связанными с экологизацией агропроизвод-ства (Регламент (ЕС) № 1221/2009 Европейского парламента и Совета о добровольном участии организаций в сообществе ЭКО-менеджмента и аудита (ред. Решение комиссии (ЕС) 2018/813 от 14 мая 2018 г.9). Таким образом, можно отметить значительное количество и многообразие нормативных актов, регулирующих торговлю сельхозпродукцией.

Рынок сельскохозяйственной продукции имеет высокую значимость для всех жителей региона, а следовательно, его развитие и функционирование должно особенно ответственно регулироваться государством, однако в Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации10 поименовано только 11 социально значимых рынков:

1) услуг дошкольного образования;

2) услуг детского отдыха и оздоровления;

3) услуг дополнительного образования детей;

4) медицинских услуг;

5) услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) услуг в сфере культуры;

7) услуг жилищно-коммунального хозяйства;

8) розничная торговля;

9) услуг перевозок пассажиров наземным

транспортом;

10) услуг связи;

11) услуг социального обслуживания населения.

Согласно положениям вышеуказанного документа розничный рынок сельскохозяйственной продукции можно отнести к социально значимому рынку, однако самостоятельно рынок сельхозпродукции (в целом) в качестве социально значимого не выделен. Его можно рассматривать в качестве такового только через призму рынка розничной торговли, в числе других товаров, продаваемых в розницу. Хотя, на мой взгляд, рынок сельскохозяйственной продукции даже не является однопорядковым по своей значимости среди других социальных рынков. Тем не менее, регионы, согласно п. 23 данного нормативного правового акта, могут расширить приведенный перечень социально значимых рынков исходя из особенностей своей территории.

Особенностью территории Калининградской области является удаленность от остальной России и невозможность беспрепятственного получения из других регионов продовольственных ресурсов повседневного спроса. В Калининградском регионе в Перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Калининградской области был включен рынок производства агропромышленной продукции11. Примененная формулировка была не совсем точной, так как

7 Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). Соглашение вступило в силу 1 января 1995 г. Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г. // СЗ РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2514-2523.

8 CAC/RCP 1-1969. Кодекс Алиментариус. Общие принципы гигиены пищевых продуктов (принят в 1969 г.) (с изм. от 2003 г.) //Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.03.2019).

9 Официальный сайт законодательства Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa.eu/ (дата обращения: 19.03.2019).

10 Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р (ред. от 17.09.2016) «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» //СЗ РФ. 2015. № 37. Ст. 5176.

11 Приложение к распоряжению губернатора Калининградской области от 27 февраля 2015 г. № 96-р // URL: http://economy.gov39.ru/RasporyajenieGKO27022015n96rObUnverjdeniiPerechnya.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

не может существовать рынка производства, рынок — это продажа. Позже эта неточность была исправлена, а рынок сельхозпродукции выделен как приоритетный среди других социально значимых рынков Калининградской области12. Такая позиция региональных властей полностью оправданна и обоснованна.

На региональный рынок сельхозпродукции влияют также и все общие ограничения в конкуренции сельскохозяйственных рынков. Не все виды данной продукции можно вырастить в том или ином регионе из-за климатических условий и качества и количества земельных ресурсов. Естественно, что на европейской территории невозможно (или затруднительно) вырастить южные фрукты, а на южной — северные ягоды. Благоприятный температурный режим и высокая влажность в Калининградской области дают возможность делать несколько покосов травы в сезон, а значит, развивать в регионе животноводство.

На производство сельскохозяйственной продукции влияет также состояние земель. Земледелие в Калининградском регионе в 2017 г. велось в крайне сложных условиях из-за обильных осадков весной и осенью, которые стали основной причиной переувлажнения почвы и послужили причиной введения режимов чрезвычайных ситуаций13. Эта ситуация проявила проблему отсутствия надлежащего мелиоративного обслуживания земельных участков.

Существенным ограничением для развития производства сельхозпродукции, а следовательно, для рынка местной сельхозпродукции может стать негативная экологическая обстановка на определенной территории. Напротив, регионы с экологически чистой окружающей средой имеют в этом отношении конкурентные преимущества перед другими регионами. Това-

ропроизводители на таких территориях смогут претендовать на получение сертификата органической (экологически чистой) продукции, когда требования к сертификации такой продукции будут утверждены14. В Калининградской области экологический фактор можно рассматривать в качестве благоприятного для развития сельского хозяйства и конкурентной среды на рынке экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Надо также отметить, что не всё выгодно выращивать на той или иной территории, даже если климатические и природные условия это позволяют, поэтому и появляются на прилавках супермаркетов турецкие помидоры, утратившие по дороге большую часть витаминов, китайская капуста и пакистанская картошка, обработанные консервирующим газом, позволяющим хранить продукцию по несколько месяцев. Таким образом, местное производство овощей в транспортной доступности от больших городов (хотя бы и в теплицах) становится экономически невыгодным, не развивается производство, на которое влияет конкуренция на рынке. Несмотря на то что экономические санкции значительно помогли сельскому хозяйству России, ситуация далека от совершенства, в том числе в области информирования потребителей о качестве продукции на прилавках (состав витаминов, генномодифицированная продукция, органическая продукция, обработка сельскохозяйственных продуктов веществами, способствующими хранению, и т.п.). Конечно, Россия обеспечена продовольствием, но качество и ассортиментный ряд сельхозпродукции еще оставляют желать лучшего. Что говорит о недостаточно хороших условиях для обеспечения достойной жизни и нормальной жизнедеятельности человека, снижает возможность

12 Приложение к распоряжению губернатора Калининградской области от 4 июля 2016 г. № 391-р // URL: http://economy.gov39.ru/RasporyajenieGKO4072016n391rOVneseniilzmeneniiV96r.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

13 Постановления Правительства Калининградской области от 29.05.2017 № 264 «О чрезвычайной ситуации на территории Калининградской области»; от 09.10.2017 № 524 «О чрезвычайной ситуации на территории Калининградской области» // URL: https://gov39.ru/vlast/npa/p/ (дата обращения: 20.03.2019).

14 См. подробнее: Anisimov A., Popova О. Legal Problems in Developing Organic (Enviromentally Friendly) Markets 11 Environmental Policy and Law. 2017. T. 47. № 3—4. C. 139—147.

удовлетворения «социально-имущественных потребностей» гражданина15.

Еще одним барьером для конкурентоспособности товаропроизводителя является тот факт, что значительную часть сельхозпродукции можно отнести к скоропортящейся, а значит, производителю приходится обеспечивать переработку собственной продукции либо длительное ее хранение. Указанные факторы создают дополнительные затраты для сельскохозяйственного товаропроизводителя, снижая его потенциал конкурентоспособности. Данные причины побуждают товаропроизводителей создавать агрохолдинги.

Надо сказать, что крестьянские (фермерские) хозяйства (фермеры, малый бизнес) — наименее защищенная сторона среди иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, несущая большие затраты, связанные с производством продукции в связи с отсутствием надлежащего технического обеспечения и рисками климатического и природного характера. Фермеры уступают по объективным причинам в борьбе с крупными индустриальными агрохолдингами, подчас имеющими аффиляцию в иностранных государствах.

Фермеры не являются специалистами в области продажи и продвижения своей продукции на рынках сбыта, большее количество их рабочего времени затрачивается на производство продукции. При этом мы можем наблюдать, что затоваренность рынка в целом создает принципиально новые подходы и профессии в сфере продаж: от маркетологов и рекламщиков до промоутеров и мерчендайзеров, а фермер вынужден самостоятельно осуществлять орга-

низацию продажи своего товара, не обладая современными компетенциями в этой сфере.

Одним из решений такой проблемы могла бы стать сельскохозяйственная кооперация. Правовая возможность создания сельскохозяйственного сбытового кооператива имеется16, однако нельзя сказать, что такие кооперативы стали эффективным решением сбытовой проблемы для фермеров. Указанная проблема нередко поднимается юристами и экономистами17. В причинах не полностью реализованного потенциала данного правового и социального института предстоит еще разбираться правоведам и социологам, но в любом случае государство обязано поддерживать многоукладность экономики и создавать условия рыночной системы закупок сельскохозяйственной продукции у малого бизнеса. Уполномоченные государственные органы не должны бездействовать в этом вопросе и ждать, когда будет благоприятная возможность или крайняя необходимость, а должны проявлять инициативу.

Стандарт содействия развитию конкуренции в субъектах РФ подкрепляется конкретными показателями, которые должен достигнуть регион. В настоящее время действует приказ Минэкономразвития РФ от 1 февраля 2016 г. № 39 «Об утверждении методики расчета показателя "Уровень содействия развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации"»18, разработана новая методика оценки реализации Стандарта развития конкуренции в регионах, предусматривающая снижение количества баллов за

15 См.: Гришина Я. С. Социально-имущественные потребности российских граждан как объект правового обеспечения в свете реализации идей Н. А. Баринова // Власть закона. 2015. № 1. С. 93—113.

16 Федеральный закон от08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от03.08.2018) «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

17 См., например: Смольяков А. А. Правовые аспекты государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции // Юридический мир. 2013. № 6. С. 44—48; Заика С. Совершенствование организации и управления развитием кооперации на селе // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2012. № 10. С. 15—22.

18 Приказ Минэкономразвития от 1 февраля 2016 г. № 39 «Об утверждении методики расчета показателя «Уровень содействия развитию конкуренции на основе стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г. № 41473) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.03.2016 (дата обращения: 20.03.2019).

формальные составляющие и увеличение за качество внедрения Стандарта19.

Говоря об обеспечении продовольствием населения, нельзя забывать, что рынок сельскохозяйственной продукции — условие соблюдения продовольственной безопасности и сохранения государственного суверенитета страны. В Калининградской области, которая находится на западных рубежах России и играет одну из ключевых ролей в обороне и защите государственных интересов России на международной арене, данный вопрос стоит особенно остро. При этом специалисты отмечают, что продовольственная безопасность государства находится в зависимости «от эффективности и конкурентоспособности деятельности агропромышленного комплекса»20. В этой связи выделяют риски, связанные с импортозависимостью, низкой покупательной способностью, ценовыми диспропорциями на аграрно-продовольственном рынке, низким уровнем инфраструктуры рынка21.

Таким образом, организация надлежащего функционирования рынка сельхозпродукции преследует две цели: обеспечение государственного суверенитета в части продовольственной безопасности и социальную функцию в форме обеспечения достойной жизни гражданина. Обе цели взаимозависимы и взаимообусловлены тесным переплетением между собой. Указанное налагает на региональные власти еще большую ответственность в устранении конкурентных барьеров для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Если барьеры в большинстве своем обусловлены экономическими законами, техническими причинами и природными условиями, то преодоление этих барьеров лежит в большей степени именно в правовой плоскости, при этом важно, чтобы юридические нормы не шли вразрез с объективными законами, но корректиро-

вали их в социальном и экологическом аспектах, то есть важен научный межотраслевой и мульти-дисциплинарный подход, конвергенция знаний и опыта специалистов разных отраслей (экономики, аграрной науки и др.).

Участие государства в развитии рынка сельскохозяйственной продукции,содействии сохранения произведенной продукции, налаживании связей между сельхозпроизводителями и потребителями не будет искажать баланса на рынке, такие меры не могут быть отнесены к видам государственной поддержки конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя, они не направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, а следовательно, не нарушают ни антимонопольное законодательство России, ни требования ВТО. Например, если в регионе отсутствует производство какого-либо вида сельхозпродукции, например не развито овощеводство, то региональные власти не просто могут, но обязаны обеспечить развитие тепличного хозяйства, даже путем учреждения государственного унитарного предприятия, несмотря на то что общий курс взят на исключение такой организационно-правовой формы хозяйствования. В такой ситуации учреждение государственного (или муниципального) унитарного предприятия будет не конкурентным барьером, а исполнением социальной функции государства по обеспечению населения здоровым питанием.

Как отмечает профессор А. Н. Варламова, «применительно к агропромышленному комплексу, помимо общих норм конкурентного законодательства, необходимы нормы, регулирующие специальные проблемы», в частности «улучшение структуры рынка путем создания эффективно работающих посреднических организаций и организаторов торговли»22. Луч-

19 Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depmb/201802027 (дата обращения: 20.03.2019).

20 Глотова Е. А. Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности современной России (на материалах АПК Приморского края): автореф. дис.... канд. полит, наук. Чита, 2011. С. 1.

21 См.-.Дадално В. А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. 2013. № 4. С. 9—14.

22 Варламова А. Н. Специальные меры конкурентного права на отраслевых товарных рынках // Конкурентное право. 2017. № 2. С. 16.

шим вариантом может стать учреждение региональными властями акционерного общества с целями организации сбыто-закупочной деятельности у крестьянских (фермерских) хозяйств и проведение работы по привлечению фермеров в число участников такого общества. Такое общество могло бы взять на себя и переработку скоропортящейся продукции, которая не была продана, но еще не утратила свои потребительские качества. Потребители также заинтересованы в покупке местной продукции более высокого качества по ценам, которые ниже цен ретейлеров, устанавливаемых на привозную продукцию, поэтому они могут быть заинтересованы в дальнейшем в покупке акций такой компании. Теория потребительского общества в последние годы показывает свою нежизнеспособность в долгосрочном устойчивом развитии человечества, очень важно, чтобы граждане понимали ответственность за свою судьбу, а не надеялись на кого-то, в том числе и в вопросе обеспечения региона качественным продовольствием.

Одним из вариантов преодоления барьеров в развитии регионального рынка сельскохозяйственной продукции может стать заключение соглашения о государственно-частном партнерстве между фермерами и уполномоченным региональным публичным партнером. В широком доктринальном смысле под государственно-частным партнерством понимается «любое взаимодействие государства и бизнеса, направленное на достижение общественно полезного результата»23. Согласно пп. 16 п. 1 ст. 7

Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»24 объектами соглашения могут стать объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, включенные в утвержденный Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о развитии сельского хозяйства перечень25 и определенные согласно критериям, установленным Правительством РФ. Еще одним вариантом преодоления конкурентных барьеров между фермерскими хозяйствами и потребителями может стать использование преимуществ цифровой экономики, такое как, например, создание единого сайта, на котором была бы информация о наличии, количестве и ассортименте продукции и месте ее нахождения (на рынке или даже на территории крестьянского хозяйства). Такие сайты-агрегаторы широко используются в сфере туризма, розничной торговли, автомобильных перевозок26. Многие ретейлеры уже взяли на вооружение и общение с клиентами посредством смс-со-общений, и предоставление скидок на основе личных предпочтений потребителя, и аналитические возможности больших данных для закупочной деятельности и установления цен на товары. Инициатором в компьютеризации и интернетизации фермерских хозяйств могло бы стать руководство субъекта Федерации, ко-

23 Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Е. Г. Афанасьева, А. В. Белицкая, В. А. Вай-пан [и др.]; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Норма, Инфра-М, 2017. 992 с.

24 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4350.

25 Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 № 79-р (ред. от 20.11.2018) утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители (см.: СЗ РФ. 2017. № 5. Ст. 852). Для целей исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога применяются перечни, установленные в постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 (ред. от 31.03.2017) «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 2). Ст. 3500.

26 Бычков А. Правовые аспекты деятельности агрегаторов // Новая бухгалтерия. 2017. № 8. С. 114.

торое могло бы получить при этом бонус для себя в форме информации о реальном состоянии дел в регионе, что, в свою очередь, повы-

сит возможности мониторинга и прогнозирования рынка сельскохозяйственной продукции в целом.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бычков А. Правовые аспекты деятельности агрегаторов // Новая бухгалтерия. — 2017. — № 8. — С. 114-131.

2. Варламова А. Н. Специальные меры конкурентного права на отраслевых товарных рынках // Конкурентное право. — 2017. — № 2. — С. 13—17.

3. Глотова Е. А. Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности современной России (на материалах АПК Приморского края): автореф. дис. ... канд. полит, наук. — Чита, 2011. — 24 с.

4. Гришина Я. С. Социально-имущественные потребности российских граждан как объект правового обеспечения в свете реализации идей Н. А. Баринова // Власть закона. — 2015. — № 1. — С. 93—113.

5. Дадалко В. А. Национальная и экономическая безопасность государства и ее взаимосвязь с продовольственной безопасностью // Безопасность бизнеса. — 2013. — № 4. — С. 9—14.

6. Заика С. Совершенствование организации и управления развитием кооперации на селе // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — 2012. — № 10. — С. 15—22.

7. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / Е. Г. Афанасьева, А. В. Белицкая, В. А. Вайпан [и др.]; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, Ин-фра-М, 2017. - 992 с.

8. Смольяков А. А. Правовые аспекты государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции // Юридический мир. — 2013. — № 6. — С. 44—48.

9. Anisimov A., Popova О. Legal Problems In Developing Organic (Enviromentally Friendly) Markets 11 Environmental Policy and Law. — 2017. — T. 47. — № 3—4. — Pp. 139—147.

Материал поступил в редакцию 20 марта 2019 г.

COMPETITIVE BARRIERS FOR AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE REGIONAL RETAIL MARKET

Olga V. Popova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Business Law of the Law Institute, Immanuel Kant Baltic Federal University ul. A. Nevskogo, d. 14, Kaliningrad, Russia, 236041 ovpopova@kantiana.ru

Abstract. The paper has investigated some problems related to the organization and functioning of the regional market of agricultural products based on the Kaliningrad region case study. The agricultural market consists of a number of structural elements (wholesale market of agricultural products, grain market, seed market, etc.). Relations in the market of agricultural products are mediated by various contractual relations (agricultural procurement contracts, delivery, trade and purchasing interventions, etc.). Such relations are being regulated under several unrelated normative legal acts. The federal legislation does not include the agricultural market in the number of socially important markets, and only the retail market (and within the retail market the agricultural products retail market) is recognized as socially significant. In addition, regions at their own discretion can classify any market as a socially important market. In the Kaliningrad region, the agricultural products market has been attributed not only to socially significant, but to priority markets, which is reasonable. This approach is important

from the point of view of ensuring food security of a special exclave region of Russia, but it can also be justified for other constituent entities of the Russian Federation. The author has identified competitive barriers for agricultural producers and has proposed legal ways to overcome them.

Keywords: agrarian law, agricultural producer, social function, socially important market, priority market, food security, regional market, Kaliningrad region, agricultural products, consumer.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bychkov A. Pravovye aspekty deyatel'nosti agregatorov // Novaya buhgalteriya. — 2017. — № 8. — S. 114-131.

2. Varlamova A. N. Special'nye mery konkurentnogo prava na otraslevyh tovarnyh rynkah // Konkurentnoe pravo. - 2017. - № 2. - S. 13-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Glotova E. A. Gosudarstvennaya politika obespecheniya prodovol'stvennoj bezopasnosti sovremennoj Rossii (na materialah APK Primorskogo kraya): avtoref. dis.... kand. polit. nauk. — Chita, 2011. — 24 s.

4. Grishina Ya. S. Social'no-imushchestvennye potrebnosti rossijskih grazhdan kak ob"ekt pravovogo obespecheniya v svete realizacii idej N. A. Barinova // Vlast' zakona. — 2015. — № 1. — S. 93—113.

5. Dadalko V. A. Nacional'naya i ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva i ee vzaimosvyaz' s prodovol'stvennoj bezopasnost'yu // Bezopasnost' biznesa. — 2013. — № 4. — S. 9—14.

6. Zaika S. Sovershenstvovanie organizacii i upravleniya razvitiem kooperacii na sele // Normirovanie i oplata truda v sel'skom hozyajstve. — 2012. — № 10. — S. 15—22.

7. Predprinimatel'skoe pravo Rossijskoj Federacii : uchebnik / E. G. Afanas'eva, A. V. Belickaya, V. A. Vajpan [i dr.]; otv. red. E. P. Gubin, P. G. Lahno. — 3-e izd., pererab. i dop. — M. : Norma, Infra-M, 2017. — 992 s.

8. Smol'yakov A. A. Pravovye aspekty gosudarstvennoj podderzhki proizvoditelej sel'skohozyajstvennoj produkcii //Yuridicheskij mir. — 2013. — № 6. — S. 44—48.

9. Anisimov A., Popova O. Legal Problems In Developing Organic (Enviromentally Friendly) Markets // Environmental Policy and Law. — 2017. — T. 47. — № 3—4. — Pp. 139—147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.