Научная статья на тему 'Развитие конкурентной среды на рынке агропродукции'

Развитие конкурентной среды на рынке агропродукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ РЫНОК / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЫНКИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / AGRICULTURAL MARKET / IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITION / FOOD SECURITY / MARKETS RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рущицкая О. А., Кружкова Т. И., Чупина И. П.

Производство продукции, способной выдержать конкуренцию на потребительском рынке, смогут обеспечить современные производства, оснащенные высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием, где работают высококвалифицированные специалисты. Рынок сегодня выполняет социальные функции по обслуживанию определенных слоев населения, а также способствует сдерживанию роста розничных цен. Доля рынков в общем объеме всего розничного товарооборота составила 16,5 %. В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Новое качественное развитие в системе торгового обслуживания могут получить продовольственные рынки, ориентированные на реализацию продуктов фермерских хозяйств и садоводческих обществ, сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла. Данная мера позволит увеличить число участников продовольственного рынка, которые способны ограничить сегмент продовольственного рынка, занятого импортной продукцией, за счет увеличения предложения высококачественной продукции местного производства. В целях развития конкуренции, соперничества между хозяйствующими субъектами основной задачей является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка. Решению данной задачи служит формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей создание условий для появления торговотранспортных организаций, а также развития сети организаций, оказывающих логистические услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Production, able to compete in the consumer market, will be able to provide modern production, equipped with high-tech energy-saving equipment, staffed by highly qualified specialists. The market today performs social functions to serve specific segments of the population, but also helps curb the growth of retail prices. The market share in the total volume of the retail trade turnover amounted to 16.5 %. In accordance with modern world trend of development of retail trade is the change in the structure of retail trade network involved in the sale of food products, in the direction of increasing the share of coarse (network) trading enterprises. New high-quality development in the commercial service can receive food markets, focused on the implementation of the products of farms and horticultural societies, seasonal sales, sales of handicrafts. This measure will increase the number of participants in the food market, which is able to limit the segment of the food market, occupied by imported products, due to the increasing supply of high quality local produce. In order to promote competition, the competition between business entities the main objective is to form a developed system of goods, creating favorable conditions for improving the effectiveness of the consumer market. Solution of this problem is the formation of a system of logistics services, creating conditions for the emergence of trade and transport organizations, as well as the development of the network of organizations that provide logistics services.

Текст научной работы на тему «Развитие конкурентной среды на рынке агропродукции»

Экономика

УДК 338.432

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ АГРОПРОДУКЦИИ

О. А. РУЩИЦКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент, директор, Т. И. КРУЖКОВА,

кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора, Институт экономики, финансов и менеджмента Уральского государственного аграрного университета, И. П. ЧУПИНА,

кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 221-40-24)

Ключевые слова: аграрный рынок, импортозамещение, конкуренция, продовольственная безопасность, рынки розничной торговли.

Производство продукции, способной выдержать конкуренцию на потребительском рынке, смогут обеспечить современные производства, оснащенные высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием, где работают высококвалифицированные специалисты. Рынок сегодня выполняет социальные функции по обслуживанию определенных слоев населения, а также способствует сдерживанию роста розничных цен. Доля рынков в общем объеме всего розничного товарооборота составила 16,5 %. В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Новое качественное развитие в системе торгового обслуживания могут получить продовольственные рынки, ориентированные на реализацию продуктов фермерских хозяйств и садоводческих обществ, сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла. Данная мера позволит увеличить число участников продовольственного рынка, которые способны ограничить сегмент продовольственного рынка, занятого импортной продукцией, за счет увеличения предложения высококачественной продукции местного производства. В целях развития конкуренции, соперничества между хозяйствующими субъектами основной задачей является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка. Решению данной задачи служит формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей создание условий для появления торгово-транспортных организаций, а также развития сети организаций, оказывающих логистические услуги.

THE DEVELOPMENT OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF AGRICULTURAL PRODUCTS

0. A. RUSHCHITSKAYA,

candidate of economic sciences, associate professor, director, T. I. KRUZKOVA,

candidate of historical sciences, associate professor, deputy director, Institute Economy, Finance and Management of Urals State Agrarian University,

1. P. CHUPINA,

candidate of economic sciences, associate professor, Urals State Agrarian University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: agricultural market, import substitution, competition, food security, markets retail.

Production, able to compete in the consumer market, will be able to provide modern production, equipped with high-tech energy-saving equipment, staffed by highly qualified specialists. The market today performs social functions to serve specific segments of the population, but also helps curb the growth of retail prices. The market share in the total volume of the retail trade turnover amounted to 16.5 %. In accordance with modern world trend of development of retail trade is the change in the structure of retail trade network involved in the sale of food products, in the direction of increasing the share of coarse (network) trading enterprises. New high-quality development in the commercial service can receive food markets, focused on the implementation of the products of farms and horticultural societies, seasonal sales, sales of handicrafts. This measure will increase the number of participants in the food market, which is able to limit the segment of the food market, occupied by imported products, due to the increasing supply of high quality local produce. In order to promote competition, the competition between business entities the main objective is to form a developed system of goods, creating favorable conditions for improving the effectiveness of the consumer market. Solution of this problem is the formation of a system of logistics services, creating conditions for the emergence of trade and transport organizations, as well as the development of the network of organizations that provide logistics services.

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного аграрного университета.

Экономика

Цель и методика исследований.

Сельскохозяйственное производство имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние на структуру этой отрасли и на отношения между субъектами производства. Самые значительные из них — использование в производстве больших площадей земли, большая зависимость от погодных условий, растянутый производственный цикл. Это обусловило технологию производства и то обстоятельство, что в отрасли преобладают небольшие, по сравнению с другими отраслями производства, предприятия. Значительная часть сельхозпродукции производится в личных подсобных хозяйствах.

Развитие конкурентной среды на продовольственном рынке является одним из основных рыночных методов стимулирования производства сельхозпродукции, ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на рынок и сокращения посредничества.

Конкуренция в сельском хозяйстве в настоящее время представляет собой борьбу за выживание на местных рынках. Основную угрозу сельскохозяйственным производителям представляют производители других стран, работающие в лучших условиях и имеющие более низкую себестоимость продукции.

Система мониторинга уровня конкуренции на рынках сбыта, которая позволяла бы оперативно отслеживать ее динамику, отсутствует.

Результаты исследований.

В отличие от ряда предыдущих лет 2013-2014 гг. характеризовались довольно резким повышением цен на продовольственном рынке.

Последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения страны. Анализ текущей ситуации продовольственного рынка свидетельствует о значительной его зависимости от объемов ввозимой импортной продукции. При этих обстоятельствах необходимо создать условия для роста объемов сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, достаточные для обеспечения населения разнообразными продуктами питания в объемах и ассортименте. Таким условием является формирование конкурентной среды на продовольственном рынке, способной регулировать предложение в зависимости от спроса на качественную и экологически чистую продукцию отрасли. Недостатком сложившейся системы товародвижения на сельскохозяйственном и продовольственном рынках являются высокие издержки, вызванные наличием мелких фирм-посредников, большая часть которых является технологически нецелесообразной, что ведет к завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен.

Отрицательно влияет и неразвитость инфраструктуры в сельском хозяйстве: недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, отсутствие либо неразвитость необходимых средств транспорта и связи, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг.

Формирование конкурентной среды способствует формированию оптимальной структуры производства в отрасли.

Учитывая, что в современных условиях мелкотоварное производство определяет уклад аграрного

сектора экономики, а товарность продукции этой категории хозяйств набирает темпы, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру на селе. Это, в первую очередь, создание производственно-снабженческих, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции. Основная часть производства многих видов сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства.

В 2013 г. доля личных подсобных хозяйств в общем объеме производства овощей составила 98 %; молока — 87,4 %; яиц — 87 %; картофеля — 97,3 %; плодов и ягод — 89,4 %.

В то же время доля местной сельскохозяйственной продукции в торговых организациях крайне мала. Зачастую препятствием для попадания местной продукции в торговую сеть является преодоление пути от производителя до торговой организации и отсутствие предпродажной подготовки товара (очистка, сортировка, фасовка), в чем импортная продукция с успехом выигрывает конкуренцию с отечественной.

Проблемы со сбытом продукции существенно влияют на объемы ее выработки и на эффективность агропромышленного комплекса.

Отсутствие доступной информации о ценах, объемах производства, покупателях и продавцах продукции агропромышленного комплекса также снижает возможность производителя правильно рассчитать свои риски, планировать работу и решать вопросы реализации.

В результате дороговизны продуктов сегодня средняя семья тратит более половины своих доходов на питание. Доля потребления импортного продовольствия превышает 50 %.

Рынок диктует основные условия конкуренции — это цена, качество и безопасность продуктов питания.

В рыночных условиях обеспечить успех в продвижении товара на потребительском рынке возможно при выявлении потребительских предпочтений. Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы товародвижения и рекламную стратегию.

Президент Владимир Путин запретил в течение года ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из стран, которые ввели санкции против РФ. Данный указ будет способствовать продвижению на рынок более качественной и экологически чистой продукции наших российских сельхозтоваропроизводителей и позволит развивать рынки сбыта нашей продукции. Запреты позволят развить российское сельское хозяйство. На сегодняшний день мы видим, что в России хорошие урожаи зерновых культур. На продовольственной безопасности ограничения не скажутся, потому что Россия способна обеспечить потребителей социально важными продуктами питания самостоятельно. Продовольственной безопасностью мы обеспечим себя без иностранной продукции, основными продуктами питания. Мясо, молоко, овощи страна производит на 90-95 %.

96

м/м/м/.avu.usaca.ru

Экономика ^Ф/

Производство продукции, способной выдержать конкуренцию на потребительском рынке, смогут обеспечить современные производства, оснащенные высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием, где работают высококвалифицированные специалисты.

Рынок сегодня выполняет социальные функции по обслуживанию определенных слоев населения, а также способствует сдерживанию роста розничных цен. Доля рынков в общем объеме всего розничного товарооборота составила 16,5 %.

В соответствии с современной мировой тенденцией развития розничной торговли происходит изменение структуры розничной торговой сети, осуществляющей реализацию продовольственных товаров, в направлении увеличения доли крупных (сетевых) торговых предприятий. Появление на потребительском рынке различных сетевых структур («Магнит», «Спутник») с магазинами современных форматов, новыми технологиями и более высоким качеством обслуживания населения способствует усилению конкуренции в сфере торговли.

Конкурентными преимуществами крупных розничных сетей перед автономными магазинами являются возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов.

Позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Из-за несовершенства сложившейся системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит наращивание цен реализации, значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено.

Одной из составляющих потребительского рынка является розничная торговля. Это основное звено всей системы торгового обслуживания населения. Современные тенденции ее развития основываются на соотношении магазинных и внемагазинных форм продажи товаров, то есть стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли и рынков.

Выводы. Рекомендации.

В качестве первоочередных мер, направленных на создание условий для благоприятной конкурент-

ной среды в сфере розничной торговли, целесообразны следующие шаги:

1) оптимизация сети и качественное улучшение ее структуры;

2) создание сельскохозяйственных рынков в инфраструктуре торговой сети;

3) модернизация городских сельскохозяйственных рынков, объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли, мелкорозничной торговой сети;

4) организация и сохранение ярмарок по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками;

5) создание сети торговых точек (павильонов, киосков), ориентированных на продажу товаров продовольственной группы местных производителей;

6) соразмерное распределение торговых площадей в жилых районах посредством установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью.

Основываясь на перечисленных направлениях развития, инфраструктура розничной торговли обеспечит разнообразие форм торгового обслуживания, удовлетворяющего потребности самых широких слоев населения.

Новое качественное развитие в системе торгового обслуживания могут получить продовольственные рынки, ориентированные на реализацию продуктов фермерских хозяйств и садоводческих обществ, сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла.

Данная мера позволит увеличить число участников продовольственного рынка, которые способны ограничить сегмент продовольственного рынка, занятого импортной продукцией, за счет увеличения предложения высококачественной продукции местного производства.

В целях развития конкуренции, соперничества между хозяйствующими субъектами основной задачей является формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для повышения эффективности функционирования потребительского рынка. Решению данной задачи служит формирование системы логистического обслуживания, предусматривающей создание условий для появления торгово-транспортных организаций, а также развития сети организаций, оказывающих логистические услуги.

Литература

1. Алиева З. Б. Импортозависимость — угроза продовольственной безопасности России // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2010. № 14. С. 66-70.

2. Мазлоев В. З., Присмко А. В. Оценка возможностей субсидирования ответственных сельхозпроизводителей в условиях членства России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 7. С. 30-33.

3. Трясцин М. М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения : региональный аспект. М. : Агропресс, 2008. 414 с.

4. Царегородцева Е. В., Светлаков А. Г. Управление развитием личных подсобных хозяйств в аграрном секторе экономики. Пермь, 2012. 162 с.

References

1. Aliyev H. B. Dependence is a threat to food security of Russia // National interests : priorities and security. 2010. № 14. P. 66-70.

2. Mazloyev C. H., Prismco A. C. Evaluation of the possibility of subsidizing responsible farmers in the conditions of Russia's membership in WTO // Economics of agricultural and processing enterprises. 2012. № 7. P. 30-33.

3. Trjastsin M. M. Strategy for agricultural development in the system of sustainable food self-sufficiency : regional perspective. M. : Agropress, 2008. 414 p.

4. Tsaregorodtseva E. C., Svetlakov A. G. Managing the development of private farms in the agricultural sector. Perm, 2012. 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.