Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития российского рынка розничных продаж'

Проблемы и перспективы развития российского рынка розничных продаж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / RETAIL / СИСТЕМА СБЫТА / DISTRIBUTION SYSTEM / ПОСТАВЩИК / SUPPLIER / ПРОДУКТОВЫЕ САНКЦИИ / FOOD SANCTIONS / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкина Ю. В., Белякова Е. В.

Рассмотрены проблемы и тенденции современного ритейла; определены факторы, препятствующие росту сегмента онлайн-продаж; выявлены ожидания торговых сетей от поставщиков и логистики; показана необходимость внесения изменений в его ассортиментную, ценовую и сбытовую политику; проанализирована текущая ситуация на рынке в условиях продовольственных санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE RUSSIAN RETAIL

The problems and trends of modern retail are dealt with; the factors preventing the growth of online sales are defined; the expectations of the trading networks from suppliers and logistics are specified; the necessity of making alterations in assortment, pricing and distribution policies are demonstrated; the current situation of the market in conditions of food sanctions is analised.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития российского рынка розничных продаж»

Логистика и управление цепями поставок,на предприятии

информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2 (86). С. 119-124. URL: http://kpj.ippporao.ru/archive/2-2011-001-192.pdf#page = 119.

5. Медянова П. В. Концепция формирования профессиональной готовности к социально-коммуникативной деятельности специалиста в области туриндустрии // Современные проблемы науки и образования. 2013. №. 6. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/6/61.pdf.

6. Новаторов Э. В. [и др.] Стратегии управления жалобами клиентов в сфере услуг // Маркетинг. 2012. №. 4. С. 256-263.

References

1. Gaponenko A. Y. [Electronnyi resurs] // URL: http://www.dissercat.com/.

2. Vanifatova M. M. [Electronnyi resurs] // Systemy informacii. URL: http://www. knowledge.ru/.

3. Melnik D. V. [Electronnyi resurs] // Razvitiye informacionnyh tehnologiy v sphere uslug URL: http://www.rusnauka.com.

4. Fadeeva K. N. Formirovaniye gotovnosti stydentov servisnyh specialnostei k ispolzovaniyu informacionnyh I kommynikacionnyh tekhnologii // Kazanskiy pedagogicheskiy journal. 2011. № 2. [Electronnyi resurs] - http://kpj.ippporao.ru/archive/2-2011-001-192.pdf#page = 119.

5. Medyanova P. V. Concepcia formirovaniya professionalnoy gotovnosti k socialnp-kommunikativnoi deyatelnosti specialist v oblasti turindustrii // Sovremennye problem nauki I obrazovaniya. 2013. №б [Electronnyi resurs] http://www.science-education.ru/pdf/2013/б/б1 .pdf.

6. Novatorov E. V. I dr. Strategii upravleniya zhalobami klientov v sphere uslug // Marketing. 2012. №. 4. С. 25б-2б3.

© Бондарева Е. И., Насырова З. Ф., 2014

УДК 339.37

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА

РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ

Ю. В. Галкина, Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы и тенденции современного ритейла; определены факторы, препятствующие росту сегмента онлайн-продаж; выявлены ожидания торговых сетей от поставщиков и логистики; показана необходимость внесения изменений в его ассортиментную, ценовую и сбытовую политику; проанализирована текущая ситуация на рынке в условиях продовольственных санкций.

Ключевые слова: ритейл, система сбыта, поставщик, продуктовые санкции, импорт.

PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE RUSSIAN RETAIL

J. V. Galkina, E. V. Belyakova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

The problems and trends of modern retail are dealt with; the factors preventing the growth of online sales are defined; the expectations of the trading networks from suppliers and logistics are specified; the necessity of making alterations in assortment, pricing and distribution policies are demonstrated; the current situation of the market in conditions of food sanctions is analised.

Keywords: retail, distribution system, supplier, food sanctions, import.

В условиях трансформации экономики, развития информационного общества, установления приоритета потребителей приобретает свою специфику и российский рынок розничных продаж. Усилившаяся конкурентная борьба в торговом бизнесе требует со сто-

роны фирм адекватной реакции. Для сохранения и укрепления своих позиций предприятия должны как можно эффективнее организовывать технологические процессы, анализировать как внешнюю, так и внутреннюю среду, грамотно выстраивать логистику и пр.

Решетневскуе чтения. 2014

Российская розничная торговля представлена розничными сетями, несетевой розницей и рынками. Перспективными являются интернет-торговля и торговля по каталогам, но в объемах продаж в настоящее время они не занимают существенной доли. Так, на продукты питания приходится не более 4 % электронной коммерции [2]. Многие ритейлеры пробуют осваивать электронные площадки, однако зачастую попытки оказываются напрасными. Дело в том, что заниматься продуктовым онлайн-бизнесом очень сложно, предприниматели сталкиваются со множеством трудностей.

На сегодняшний день главной из них представляется ситуация с доставкой продукции потребителю, которая осложняется неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры - для больших городов эта проблема становится особенно актуальной. В данном сегменте торговли сжатые сроки доставки, поэтому заказы принимаются лишь на те виды продукции, которые имеются в наличии на складе. Важно, чтобы у интернет-магазина было несколько каналов доставки, иначе с пиковыми нагрузками он не справится.

Розница выступает главным драйвером отрасли -именно здесь определяются направления ценовой и ассортиментной политики, стандарты качества и другие ключевые параметры. Розничные сети ждут от своего поставщика качественного и безопасного товара, так как данные характеристики наряду с приемлемыми ценами имеют первостепенное значение для их потребителей. Для покупателя также важна уникальность продукции и бренд (в регионах, например, высока преданность локальным производителям). В связи с этим ритейлерами серьезные запросы предъявляются к транспортной таре и штрихкодированию, весу товара, контролю наличия товара на складе и полках магазина, формированию заказов, высокому сроку годности при поставке в торговые точки и др. Кроме того, работа с некоторыми категориями продовольствия накладывает свою специфику: эти товары требуют строгого соблюдения температурного режима, для них имеются показания по размеру паллет и способу укладки продуктов на них (к примеру, молочную продукцию нельзя размещать рядом с колбасной). От логистики сетевой ритейл в первую очередь ожидает четкого графика поставок и высокого уровня выполнения заказов. Наличие современной системы документооборота для учета товарно-материальных ценностей и оплаты является еще одним важным показателем.

Исходя из вышеизложенного получается, что компания-поставщик несет большую ответственность и риски. Для их снижения следует внести изменения в такие рыночные категории, как ассортимент, цена и сбыт. В ассортиментной политике товарное предложение необходимо максимально адаптировать под формат конкретной сети и регион. Поскольку ценообразование не только основывается на собственных издержках и позиционировании товара, но и находится в зависимости от условий договоров с сетями, ло-

гистики, стоимости заказов, ценовая политика нуждается в принятии правил, параметров, которые бы давали разъяснения в цене поставки и ее связи с объемом закупок, и других факторов. В сбытовой политике важно понимание того, каким образом продукция от производителя оказывается на прилавках магазинов, а именно: существуют ли у него свои каналы сбыта или он работает с привлечением партнеров, и возможно ли сокращение количества звеньев цепи поставок. На сегодняшний момент в России лишь ограниченное количество предпринимателей способно самостоятельно реализовывать товары. Помимо стандартного набора функций (сбор, формирование заказов, доставка) перед дистрибьюторами стоит ряд следующих задач: подготовка товара для конечной реализации, покрытие финансовых издержек для осуществления деятельности каналов сбыта, его стимулирование через обратную связь с потребителями, продвижение в рознице брендов.

В цепи «производитель - дистрибьютор - розничная сеть» сегодня каждый выполняет свою роль. В странах Европы от производителей поставки идут напрямую, при этом функционируют крупные логистические фирмы, оказывающие услуги без передачи права собственности. Ситуация в Америке складывается по-другому: там мощные компании-дистрибьюторы при работе с товаром обеспечивают полный комплекс. В скором времени в нашей стране дистрибуция модифицируется, вместо «купли-продажи» будет предложено комплексное сервисное обслуживание, а стоимость услуг и их качество выйдут на первый план.

Для того чтобы дистрибьюторские компании пользовались на рынке спросом, необходимо разработать сильный товарный портфель, расширить сети продаж, наладить механизм логистики, использовать прогрессивные IT-технологии, создать единое информационное пространство от производителя до конечного потребителя. Залогом успеха дистрибьютора в будущем станут гибкость и комплексный подход.

В российском продуктовом ритейле намечаются следующие тенденции: мультиформатность, усложнение технологий, прямые поставки от производителей, совершенствование private labels, консолидация [1]. В среднесрочной перспективе торговые сети будут развиваться в смежных сегментах и, возможно, заниматься электронной коммерцией. Вслед за международными сетями российские продуктовые компании долю собственных торговых марок в ассортименте стремятся увеличивать.

Тренд на технологическое усложнение и рост эффективности от проводимых операций приведет к дальнейшему ускорению консолидации продуктового ритейла. Примерно через 5 лет этот уже начавшийся процесс завершится. Сейчас к региональному рынку проявляют повышенный интерес федеральные игроки. Поскольку глобальную сеть весьма затруднительно выстроить, ритейлеры будут приобретать местных игроков. В итоге несколько крупнейших игроков займут до 90 % рынка.

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

После недавнего введения эмбарго на ввоз продовольствия из стран Евросоюза и США многие розничные сети были вынуждены внести изменения в предлагаемый ассортимент, пересмотреть пул поставщиков (сменить ориентацию на российских) и перестроить цепочку товаров.

Для отечественных производителей данный запрет может способствовать развитию агросектора, однако им потребуется финансовая поддержка, а в сложившихся условиях придется рассчитывать в первую очередь на госбанки. К тому же в ряде секторов нарастить производство быстрыми темпами просто не получится, поэтому следует ожидать ухудшения качества продукции и сокращения ассортимента. Также могут возникнуть трудности, если в ответ на ограничения импорта продуктов, введенных РФ, западные страны запретят поставки в Россию технического оборудования, рассады, химикатов для выращивания сельскохозяйственных культур. В этом случае нашей стране придется сместить акцент на азиатских производителей.

Как и раньше, крупные поставщики будут выдвигать требования мелким торговым сетям. В свою очередь, ритейлеры будут оказывать сопротивление поставщикам в их попытках поднять уровень своих наценок, но торговые компании не могут в одностороннем порядке сохранять розничные цены, и каждый факт повышения закупочной стоимости будет изучен соответствующими ведомствами. Прежде всего это коснется тех секторов, в которых процент импорта один из самых высоких - продукты категории «фреш», а овощи, фрукты, молочная продукция, рыба и мясо находятся в «группе риска».

Многие ритейлеры начали поиск альтернативных путей для ускорения импортозамещения: одну часть выпадающих товаров заменяют аналогичной продукцией, которая поставляется из других стран (Бразилия,

Чили, Турция и пр.), а другую часть обеспечивают местные производители. При сложившейся политической ситуации импортные поставки отличаются нестабильностью, поэтому торговым сетям следует объединить усилия с отечественными производителями.

Таким образом, индустрия ритейла переживает серьезные изменения, которые следует учитывать в своей работе федеральным и региональным предприятиям. Одним из основных барьеров роста продуктовой торговли является логистика, единая для онлайна и офлайна. Интернет-витрина выступает пока лишь в качестве дополнительного канала сбыта для традиционного рынка розницы, но при этом развитие технологий в скором времени радикально изменит его облик.

Библиографические ссылки

1. Торбенко А. Б. Особенности технологий продаж и совместный ритейл // Молочная промышленность. 2012. № 10. С. 10.

2. Обзор рынка е-ритейла России: осень 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.retai.net/ articles/ russia/12673/ (дата обращения: 1.09.2014).

References

1. Torbenko A. B. Osobennosti technologi prodazh I sovremenni riteil (Features of sales techniques and the modern retail). Molochnayapromishlennost. 2012, no. 10. p. 10.

2. Obzor rinka e-riteila Rossii: osen 2013 (Market Outlook e-retail in Russia: Fall 2013). Available at: http://www.retai.net/articles/russia/12673/ (date of visit: 1.09.2014).

© Галкина Ю. В., Белякова Е. В., 2014

УДК 658.7

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЗВЕНЬЯХ ЦЕПИ ПОСТАВОК

Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрена структура международной цепи поставок организации ООО «Медведь АвтоТехЦентр». С появлением новых поставщиков (заводов-производителей) на территории Российской Федерации было предложено совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок автомобилей.

Ключевые слова: мониторинг цепей поставок, управление цепями поставок, методы и инструменты мониторинга логистических операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.