Научная статья на тему 'Совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок'

Совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / MANAGEMENT OF CHAINS OF DELIVERIES / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МОНИТОРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ / METHODS AND INSTRUMENTS OF MONITORING OF LOGISTIC OPERATIONS / MONITORING OF CHAINS OF DELIVERIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильц Н.Е.

Рассмотрена структура международной цепи поставок организации ООО «Медведь АвтоТехЦентр». С появлением новых поставщиков (заводов-производителей) на территории Российской Федерации было предложено совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MONITORING SYSTEM OF LOGISTIC OPERATIONS IN LINKS OF THE DELIVERY CHAIN

The structure of the international chain of deliveries of the JSC MedvedAvtotekhtsentr organization is considered. With the advent of new suppliers (manufacturing plants) in the territory of the Russian Federation the improvement system of monitoring of logistic operations in links of a chain of deliveries of cars is proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок»

После недавнего введения эмбарго на ввоз продовольствия из стран Евросоюза и США многие розничные сети были вынуждены внести изменения в предлагаемый ассортимент, пересмотреть пул поставщиков (сменить ориентацию на российских) и перестроить цепочку товаров.

Для отечественных производителей данный запрет может способствовать развитию агросектора, однако им потребуется финансовая поддержка, а в сложившихся условиях придется рассчитывать в первую очередь на госбанки. К тому же в ряде секторов нарастить производство быстрыми темпами просто не получится, поэтому следует ожидать ухудшения качества продукции и сокращения ассортимента. Также могут возникнуть трудности, если в ответ на ограничения импорта продуктов, введенных РФ, западные страны запретят поставки в Россию технического оборудования, рассады, химикатов для выращивания сельскохозяйственных культур. В этом случае нашей стране придется сместить акцент на азиатских производителей.

Как и раньше, крупные поставщики будут выдвигать требования мелким торговым сетям. В свою очередь, ритейлеры будут оказывать сопротивление поставщикам в их попытках поднять уровень своих наценок, но торговые компании не могут в одностороннем порядке сохранять розничные цены, и каждый факт повышения закупочной стоимости будет изучен соответствующими ведомствами. Прежде всего это коснется тех секторов, в которых процент импорта один из самых высоких - продукты категории «фреш», а овощи, фрукты, молочная продукция, рыба и мясо находятся в «группе риска».

Многие ритейлеры начали поиск альтернативных путей для ускорения импортозамещения: одну часть выпадающих товаров заменяют аналогичной продукцией, которая поставляется из других стран (Бразилия,

Чили, Турция и пр.), а другую часть обеспечивают местные производители. При сложившейся политической ситуации импортные поставки отличаются нестабильностью, поэтому торговым сетям следует объединить усилия с отечественными производителями.

Таким образом, индустрия ритейла переживает серьезные изменения, которые следует учитывать в своей работе федеральным и региональным предприятиям. Одним из основных барьеров роста продуктовой торговли является логистика, единая для онлайна и офлайна. Интернет-витрина выступает пока лишь в качестве дополнительного канала сбыта для традиционного рынка розницы, но при этом развитие технологий в скором времени радикально изменит его облик.

Библиографические ссылки

1. Торбенко А. Б. Особенности технологий продаж и совместный ритейл // Молочная промышленность. 2012. № 10. С. 10.

2. Обзор рынка е-ритейла России: осень 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.retai.net/ articles/ russia/12673/ (дата обращения: 1.09.2014).

References

1. Torbenko A. B. Osobennosti technologi prodazh I sovremenni riteil (Features of sales techniques and the modern retail). Molochnayapromishlennost. 2012, no. 10. p. 10.

2. Obzor rinka e-riteila Rossii: osen 2013 (Market Outlook e-retail in Russia: Fall 2013). Available at: http://www.retai.net/articles/russia/12673/ (date of visit: 1.09.2014).

© Галкина Ю. В., Белякова Е. В., 2014

УДК 658.7

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ЗВЕНЬЯХ ЦЕПИ ПОСТАВОК

Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: negilts@mail.ru

Рассмотрена структура международной цепи поставок организации ООО «Медведь АвтоТехЦентр». С появлением новых поставщиков (заводов-производителей) на территории Российской Федерации было предложено совершенствование системы мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок автомобилей.

Ключевые слова: мониторинг цепей поставок, управление цепями поставок, методы и инструменты мониторинга логистических операций.

Решетневскуе чтения. 2014

IMPROVEMENT OF MONITORING SYSTEM OF LOGISTIC OPERATIONS IN LINKS OF THE DELIVERY CHAIN

N. E. Gilts

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: negilts@mail.ru

The structure of the international chain of deliveries of the JSC MedvedAvtotekhtsentr organization is considered. With the advent of new suppliers (manufacturing plants) in the territory of the Russian Federation the improvement system of monitoring of logistic operations in links of a chain of deliveries of cars is proposed.

Keywords: monitoring of chains of deliveries, management of chains of deliveries, methods and instruments of monitoring of logistic operations.

Функционирование цепей поставок является чрезвычайно динамичным процессом, сопровождающимся структурной динамикой, изменением свойств и параметров сети в процессе принятия решений. В процессе функционирования цепей поставок неизбежны отклонения от плана и его изменения. Одним из инструментов управления цепью поставок является мониторинг. Это обусловливает необходимость совершенствования системы мониторинга логистических операций протекающих в звеньях цепей поставок, которая состоит из анализа отклонений, выработки регулирующих воздействий и принятии решений по корректировке отклонений.

ООО «Медведь АвтоТехЦентр» является официальным дилером марки Volkswagen в г. Красноярске. На рис. 1 представлена существующая цепь поставок импортных автомобилей марки Volkswagen. Производственный цикл продукции начинается со сборки

запасных частей и оборудования. Заводы по производству запасных частей и оборудования являются поставщиками второго порядка и расположены в тех же странах, что и заводы-изготовители автомобилей (поставщики первого порядка). Основные поставщики расположены в следующих странах: Германия, Испания, Португалия, Мексика, ЮАР.

Готовые автомобили поступают на импортные склады в Германии (г. Бремерхафен и Глаухау). В зависимости от страны-производителя различают два основных типа перевозки морской и железнодорожный.

Транспортировка автомобилей железнодорожным видом транспорта осуществляется со склада в г. Глау-хау до центральной акцизной таможни в г. Москве, а со склада в г. Бремерхафене автомобили перевозятся морским видом транспорта до таможни в г. Санкт-Петербурге.

Рис. 1. Цепь поставок автомобилей импортного производства

Рис. 2. Контроль движения материальных и информационных потоков в цепи поставок с заводов на территории России

После процедуры таможенной очистки автомобили поступают на склад транспортной компании в г. Москве, откуда формируются автовозы для отправки дилеру.

С открытием заводов в России в городах Нижний Новгород и Калуга в 2013 г. возникла необходимость в совершенствовании систем мониторинга логистических операций в звеньях цепи поставок с заводов на территории РФ. В работе была предложена система мониторинга логистических операций в звеньях новой цепи поставок. На рис. 2 представлена новая цепь поставок с заводов на территории РФ из городов Нижний Новгород и Калуга. Поставщики второго и первого порядков расположены на территории РФ. После производства готовая продукция поступает на склад транспортной компании в г. Москве, откуда формируются автовозы для отправки дилеру. Мониторинг осуществляется за движением материальных, финансовых и информационных потоков. Сбор информации, необходимой для размещения заказа в производство, осуществляется путем мониторинга таких ключевых показателей, как план продаж и поставок, доступность производственных квот, потребительские предпочтения, сводная таблица соответствия наличного запаса базовому уровню запаса.

Важнейшей задачей, стоящей перед мониторингом, является разработка вариантов управленческих решений. В ходе выполнения данной задачи анализа и контроля, охватывающих все логистические операции в звеньях цепи поставок: мониторинг оплат, наличия рестрикций, запасов и заказов, происходит подготов-

ка управленческих решений по устранению выявленных отклонений.

При наличии жесткой конкуренции основная задача системы мониторинга - завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка за счет обеспечения руководящего звена информацией о положении организации в текущий момент времени, что дает возможность принятия оперативных управленческих решений. Неумение управлять основными логистическими функциями в современных условиях хозяйствования рождает следующую цепочку проблем: переполненные склады, финансовые потери, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, частичная и даже полная остановка отгрузок и размещения заказов в производство.

Таким образом, усовершенствованная система мониторинга должна включать в себя установление цели организации, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, мониторинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, организации информационных потоков и многого другого.

© Гильц Н. Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.