Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития нравственной культуры молодого поколения'

Проблемы и перспективы развития нравственной культуры молодого поколения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1732
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / INDIVIDUALISM / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / MORAL STANDARDS / ДУХОВНАЯ АТМОСФЕРА / MORAL ATMOSPHERE / MORAL IMMISERATION / MORAL DEGENERACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломеец Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены причины духовного опустошения и нравственного обнищания современной молодёжи в связи с появлением массовой культуры, её бездуховностью и аморальностью, приведены примеры нравственной деградации подрастающего поколения. Уделено внимание возможным путям изменения существующей негативной тенденции развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENTOF THE MORAL CULTURE OF THE YOUNG GENERATION

The article considers the causes of inanition and moral immiseration of the modern youth due to the fact of appearance of mass culture with its earthliness and immorality. The author exemplifies moral degeneracy of the younger generation. She pays attention to possible ways of changing the existing negative trend in the society development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития нравственной культуры молодого поколения»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28)

УДК 316.3/. 4 ГРНТИ 14.15.21

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Т.В. Коломеец

Омский техникум железнодорожного транспорта Омского государственного университета путей сообщения Россия, 644005, г. Омск, ул. Академика Павлова, 30; otgt@mail.ru

В статье рассмотрены причины духовного опустошения и нравственного обнищания современной молодёжи в связи с появлением массовой культуры, её бездуховностью и аморальностью, приведены примеры нравственной деградации подрастающего поколения. Уделено внимание возможным путям изменения существующей негативной тенденции развития общества.

Ключевые слова: массовая культура, духовное обнищание, нравственная деградация, индивидуализм, моральные нормы, духовная атмосфера.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE MORAL CULTURE OF THE YOUNG GENERATION

T. V. Kolomeets

Omsk College of Railway Transport (SP SPO OTZT)

Russia, 644005, Omsk, ul. Akademika Pavlova, 30; otgt@mail. ru

The article considers the causes of inanition and moral immiseration of the modern youth due to the fact of appearance of mass culture with its earthliness and immorality. The author exemplifies moral degeneracy of the younger generation. She pays attention to possible ways of changing the existing negative trend in the society development.

Keywords: mass culture, moral immiseration, moral degeneracy, individualism, moral standards, moral atmosphere.

Проработав преподавателем более тридцати лет и приняв участие в судьбах многих обучающихся, невольно задумаешься над причинами нравственного обнищания, порождающими у молодого поколения ряд проблем. Этих проблем, о которых сейчас часто говорят и пишут на различных уровнях, много, но особенно тревожит падение морали, разрушающее личность молодого человека.

Как известно, за последнее время в России произошли существенные изменения в области идеологии, политики, экономики, образования. Оказалось, что наша цель уже не коммунизм, наши дети не будут жить при коммунизме, и, как следствие этого, нрав© Коломеец Т.В., 2018_

ственность уже не устанавливается нормами Морального кодекса строителя коммунизма. У молодёжи подчас возникают другие представления, в противоречие жизненным ценностям: доброте, милосердию, великодушию, справедливости, гражданственности, порядочности, благодарности.

Приведу примеры: бывает, что учащийся, с которым преподаватель провёл много часов дополнительных занятий, после получения долгожданной пятёрки проходит мимо, не считая нужным поздороваться; некоторые показывают уверенность в себе открытым хамством и агрессивным поведением; у многих вместо богатого русского языка в обиходе —

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

грубый и беспардонный жаргон, а встретить молодого человека, с головой ушедшего в чтение классической литературы, трудно.

Недавно пришлось услышать, как один обучающийся делился впечатлениями с одно-группниками о прошедшем выходном дне: единственно пристойными словами были местоимения «я» и «она». Кстати, девушки сквернословят не хуже молодых людей, и у редкой девушки в сумочке отсутствуют сигареты.

Вот ещё примеры нравственной деградации молодёжи: на популярных ток-шоу показывают и рассказывают о том, как подростки издеваются над ветеранами войны, дерутся друг с другом, забивают до смерти беззащитных животных, затем выкладывают видео в Интернет и веселятся от души. Недавно у нас в городе произошло ДТП, в результате которого сбитый человек лежал на земле, а в стороне, отвернувшись от него, стояли девушки, допустившие наезд и что-то деловито обсуждали по телефону, забыв о первой помощи пострадавшему.

Почему же произошло разрушение личности и духовное опустошение российской молодёжи?

Перемены, происшедшие в нашем государстве, раскололи общество надвое: для одних произошло долгожданное освобождение от советской идеологии тоталитаризма; для других наступил период моральной деградации и полнейшей бездуховности общества. Сторонники «новой» морали заявляют, что новым временам должны соответствовать новая мораль и новая духовность, утверждая: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними» [1, с. 792]. Верно ли это?

Это мнение, являющееся мощным средством воздействия на общественное сознание, представляется неверным в силу следующих причин: во-первых, делается ставка на относительность морали, исключающую всякую оценку и сравнение. Ведь в самом деле мораль в какой-то степени меняется от эпохи к эпохе, от народа к народу. Но в морали присутствует и вечное, абсолютное содержание, например, «Возлюби ближнего, как самого себя», «Не делай другим того, что бы ты не хотел, чтобы делали по отношению к тебе». С давних пор эти постулаты остаются идеалом, к которому можно приближаться бесконечно. Следовательно, мораль не завершена и

всегда находится в состоянии становления, однако это не исключает возможности оценить реальное состояние морали в обществе, исходя из самого понятия морали.

Во-вторых, отождествляются мораль и нравы: нравы за последние двадцать лет в самом деле сильно изменились. Но нравы — это не мораль, а «действительность морали» (Гегель). В нравах находит выражение реальное состояние общественной морали; они могут быть и откровенно аморальными.

В-третьих, различаются легальное и моральное поведение: в настоящее время занятие проституцией, гомосексуализм (без применения угроз и насилия), просмотр и хранение порнографии не являются уголовно наказуемыми деяниями. В последнее время наше общество становится всё более и более толерантным по отношению к этим явлениям (вспомним недавнюю историю эскортницы Насти Рыбки и олигарха Олега Дерипаски), следовательно, остаётся только шаг до их легализации.

Да, мы живём в другое время. Но это ещё не значит, что сейчас складывается новая мораль: разрушение старого — не обязательно создание новых положительных ценностей. Какие же постулаты выдвигает «новая» массовая культура? Во-первых, «человек — это животное, руководствующееся прежде всего инстинктами»; во-вторых, «свобода является наивысшей ценностью и не терпит никаких ограничений»; в-третьих, «индивидуализм, эгоизм неискоренимы, они в природе человека, поэтому каждый должен заботиться прежде всего о себе любимом»; в-четвертых, «человек рождён для счастья; смысл жизни в том, чтобы всячески избегать страданий и стремиться к удовольствиям» и, в-пятых, «прежняя культура была репрессивной, потому что ограничивала свободу желаний».

Очевидно, что массовая культура основана на возвышении материальных потребностей человека над духовными. Массовая культура потому и нравится многим, что адресуется к человеческим слабостям. Она стимулирует развитие и удовлетворение прежде всего материальных потребностей индивида. Человек массовой культуры не знает никаких идеалов, ничего, что было бы выше его «Я». Поэтому массовая культура может быть названа бездуховной и просто разрушающей мораль.

ШМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2018. № 1 (28)

Массовая культура — это, прежде всего, культура эстетическая. И с этой стороны она обладает громадной силой воздействия. Как писал выдающийся религиозный мыслитель А.А. Ухтомский, «Искусство тем и велико, тем и страшно, что оно далеко и с необыкновенным могуществом распространяет, закрепляет, может сделать господствующими известные склонности, настроения, цельные душевные состояния» [2, с. 386].

Философией массовой культуры является эстетизм, и опирается она на авторитет таких мыслителей, как маркиз де Сад, Ницше, Фрейд и иже с ними. Попытки теоретического обоснования массовой культуры тем и опасны, что они подрывают самые основы морали и разрешают любые отступления от неё. Эстетизм призывает к свободе личности, что и может создавать обманчивое впечатление, будто эта философия утверждает какую-то новую духовность. Ведь свобода — важная составляющая духовности, но не единственная. Она только тогда является фактором духовности, когда дана человеку, обладающему чувством нравственного достоинства.

Если же обратиться к реалиям нашей жизни, к практике человеческих отношений, то становится очевидным, что, конечно, не все негативные явления, существующие в обществе, следует относить на счёт массовой культуры. Однако крушение старого строя и распространение массовой культуры тесно взаимосвязаны.

Массовая культура несёт с собой и некоторые положительные моменты: плюрализм мнений, разнообразие вкусов, большую терпимость и независимость, свободу выбора и самовыражения. Однако на деле предоставленные людям возможности зачастую используются исключительно в целях эгоистического самоутверждения.

Ныне в обществе утверждается мораль индивидуализма в его самой крайней форме — эгоизма, а с ней равнодушие, безразличие к судьбам и самой жизни других людей. Произошло падение уровня и качества жизни, падает ценность семьи и брака, у молодых пар чрезвычайно распространены «гражданские браки» без взаимных обязательств. Такое положение вещей только обостряет проблему эгоизма и неприспособленности молодых людей к жизни в обществе. Уходят из нашего обихода такие слова, как «честь», «совесть»,

«долг», «стыд». Занятия проституцией, половые извращения, ложь, обман, лицемерие, цинизм, мат, коррупция, мошенничество и т. п. больше не встречают морального осуждения.

Скромный, непритязательный молодой человек слывёт «совком», а человек циничный, оборотистый — «продвинутым». Но до тех пор, пока не будет на деле изменена культурная политика государства, то есть пока не прекратится целенаправленная пропаганда ценностей массовой культуры, духовный климат в обществе не изменится к лучшему. Пока же Россия является самой «продвинутой» страной по части вседозволенности.

Ещё раз подчеркнём, что массовая культура не создаёт новых моральных норм. Да, переосмысление морали сейчас имеет место, но оно идёт в направлении отказа от традиционной морали. Распространение массовой культуры порождает сложные мировоззренческие вопросы и прежде всего вопросы: куда идёт наше общество? что же ждёт в будущем нас и наших потомков? какое будущее может ожидать Россию?

Для ответа на эти вопросы достаточно вспомнить Алена Даллеса, одного из идеологов «холодной войны», так обозначившего цели и задачи США: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить.... Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет. Главную ставку будем делать на молодёжь. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» [3].

Духовная атмосфера XXI века, по мнению одного из ведущих отечественных философов современности А.С. Панарина, «будет определяться напряжённым творческим диалогом великих этикоцентричных традиций: православной, мусульманской, индо-буддист-ской, конфуцианской. Главные проблемы вовсе не те, что связаны с поисками новых технологий и новых энергоносителей. Главные проблемы этого развития — этические, к уяснению которых наше сознание готовят и новые виды этики . экологическая, биоэтика, этика межкультурного диалога и др. Характер XXI века определится тем, насколько удастся

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

человечеству выработать гармонический син- Прочие варианты решения проблемы

тез указанных традиций и в какие жизнеустро- давно предложены, и с ними трудно не согла-

ительные формы он в конечном итоге выльет- ситься: изменять нужно в первую очередь

ся» [4, с. 334]. не самих людей, а их сознание, изменив со-

Кто и что может затормозить процесс знание, подключать активные действия со

нравственной деградации молодёжи? стороны государства, пропагандировать здо-

Как представляется, начинать следует с ровый образ жизни, воспитывать нравствен-

возрождения системы педагогического и нрав- ность, создавать условия для интеллектуаль-

ственного просвещения родителей (прежде ного развития и тем самым изменять суще-

всего будущих), поскольку именно родители ствующую негативную тенденцию развития

оставляют самый большой отпечаток на фор- молодёжи. мировании привычек, характера и личности человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов : 2500 единиц / под ред. Я.М. Боровского. М. : Русский язык, 1982. 959 с.

2. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск : Рыбинское подворье, 1997.

3. Гуськова Е.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи школьного возраста // Молодой учёный. 2014. № 20.

4. Панарин А.С. Правда железного занавеса. М. : Алгоритм, 2006. 336 с.

REFERENCES

1. Babichev N.T., Borovskij Ja.M. Slovar' latinskih krylatyh slov : 2500 edinic | pod red. Ja.M. Bo-rovskogo. M. : Russkij jazyk, 1982. 959 s.

2. Uhtomskij A.A. Zasluzhennyj sobesednik. Rybinsk : Rybinskoe podvor'e, 1997.

3. Gus'kova E.A. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija molodjozhi shkol'nogo voz-rasta // Molodoj uchjonyj. 2014. № 20.

4. Panarin A.S. Pravda zheleznogo zanavesa. M. : Algoritm, 2006. 336 s.

Коломеец Татьяна Владимировна - преподаватель высшей квалификационной категории подразделения среднего специального образования Омского государственного университета путей сообщения «Омский техникум железнодорожного транспорта»; e-mail: tatjana_vlad@mail.ru.

Kolomeets Tatiana Vladimirovna - Lecturer at Omsk College of Railway Transport (SP SPO OTZT); e-mail: tatjana_vlad@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 14.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.