Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области'

Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

к.э.н. Пузикова Е.А.

ОГТИ (филиал) Оренбургского государственного университета

г. Орск, Россия

Предпринимательство в Оренбургской области - значимая сила, так как выполняет весьма важные функции в развитии народного хозяйства и промышленности. Малое и среднее предпринимательство в области является одним из важных секторов экономики, вследствие чего его развитие в Оренбургской области находится в числе основных приоритетов.

В области действуют около 82 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: около 15 тысяч малых предприятий (из них 12 тысяч - микропредприятия), 259 средних предприятий и более 60 тысяч индивидуальных предпринимателей, в числе которых и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также в области работают более 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц [1].

Доля малых (без учёта микропредприятий) и средних предприятий в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет около 16,8 %.

Наиболее привлекательными для малого предпринимательства остаются такие виды экономической деятельности как оптовая и розничная торговля -35,1% от общего числа предприятий, строительство - 13,6%.

В малом и среднем предпринимательстве занято более 320 тысяч человек, что составляет почти треть от всего занятого населения области.

На малых предприятиях области работает 145,9 тысяч человек. Из общего числа работников малых предприятий на постоянной основе занято 135,5 тысяч человек, или 92,9%. Таким образом, каждый шестой работник списочного состава организаций области занят на малых предприятиях.

Оборот малых предприятий (без учёта микропредприятий) составляет около 57 млрд. рублей, оборот средних предприятий составляет около 27 млрд. рублей. Более 58% оборота малых предприятий приходится на торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования [2, 3].

В целом в области создана законодательная база, направленная на развитие и регулирование предпринимательской деятельности.

Действует областная целевая программа «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009-2011 годы», целевая программа «О развитии малого и среднего предпринимательства в

городе Оренбурге на 2009-2011 годы», утверждена областная целевая программа «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2012-2014 годы», среди основных направлений которых можно выделить следующие: совершенствование системы правового обеспечения, обеспечение благоприятного предпринимательского климата, создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства,

1

повышение доступности финансовых ресурсов за счет средств областного бюджета.

Действующий закон «О создании благоприятных условий для производителей товаров и услуг на территории Оренбургской области» определяет инструменты поддержки - налоговые льготы, льготную аренду, размещение госзаказа, предоставление гарантий по инвестиционным проектам, определяет отрасли народного хозяйства, пользующиеся приоритетом при поддержке.

Решать задачи не только социального и экономического развития, но и создания благоприятного предпринимательского климата, здоровой среды для добросовестного предпринимательства призвана «Стратегия развития Оренбургской области до 2030 года».

Тенденции развития поддержки предпринимательства свидетельствуют о том, что в последние годы более активно развивается система предоставления гарантий и поручительств по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставления субсидии на государственную поддержку предпринимательства и грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса. Подобные меры способствуют развитию предпринимательства на территории области, и, как следствие, приводят к увеличению поступления средств в бюджеты всех уровней. При этом достигаются цели, соответствующие стратегии социально-экономического развития Оренбургской области:

- происходит насыщение товарных рынков, создаются новые рабочие места;

- повышается инвестиционная активность и увеличивается объем привлеченных средств инвесторов в приоритетные для области направления деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

- создается действенный механизм вывода малого бизнеса из «теневой» экономики.

Поддержка предпринимателей - местных товаропроизводителей регламентируется рядом постановлений правительства области. Например, согласно постановлению Правительства области от 19.01.09 г. такая поддержка осуществляется путем предоставления государственной гарантии Оренбургской области региональным розничным сетевым компаниям для получения кредитных ресурсов под целевое расходование - закупку продукции региональных товаропроизводителей. Полученные кредитные ресурсы направляются на пополнение оборотных средств сетевых компаний для обеспечения стабильности товарных запасов в сетях и своевременности расчетов с региональными товаропроизводителями [4]. При этом определена задача администрации области, профильных комитетов, общественного совета предпринимателей - всемерно развивать и поддерживать местных товаропроизводителей, оказывать содействие в сбыте их продукции не только в области, но и за ее пределами.

Налицо стремление администрации области модифицировать сложившуюся экономическую модель путем ориентирования ее на инновационно-предпринимательский путь развития. Принят ряд областных законодательных актов, направленных на создание более благоприятных условий для развития инновационного бизнеса: Закон «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области» и др. Действует областная целевая программа «Поддержка научно-технологической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Для поддержки инновационных проектов создан фонд содействия инновациям «Паутинка».

Трудности в осуществлении инновационной деятельности, прежде всего, обусловлены экономическими факторами. Мировой финансовый кризис привел к сокращению доступа к дополнительным финансовым ресурсам. Каждая третья организация отмечает недостаток собственных средств как основной или решающий фактор, препятствующий инновациям. Среди факторов, замедляющих инновационную деятельность организаций, отмечается недостаток финансовой поддержки, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск.

В настоящее время органами поддержки предпринимательства в Оренбургской области являются следующие специализированные организации: Оренбургское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья, Ассоциация по защите прав интересов предприятий и отдельных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «Единство», Государственная некоммерческая организация «Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства», Торгово-промышленная палата Оренбургской области, ГУ «Оренбургский областной бизнес-инкубатор», МУ «Бизнес-инкубатор «Орский», Оренбургское

региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Муниципальное автономное учреждение «Центр по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства», Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей), информационно-аналитические центры, центры правовой поддержки и другие общественные организации.

В настоящее время действуют центры поддержки предпринимательства в г. Ясном, г. Орске, п. Саракташ, п. Энергетик, Александровском, Новосергиевском, Пономаревском, Тюльганском, Бузулукском, Октябрьском, Красногвардейском, Домбаровском, Грачевском, Адамовском, Переволоцком и Сакмарском районах. В будущем планируется расширение сети таких центров.

Реальным шагом и конкретной мерой поддержки малого и среднего предпринимательства области является функционирование двух фондов некоммерческих организаций: «Гарантийного фонда для субъектов малого и

среднего предпринимательства Оренбургской области» и «Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области».

Основная цель Гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области - выдача гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, микрозаймов. За время реализации программы микрокредитования профинансировано 580 проектов на общую сумму более 163 млн. рублей. В результате выдачи микрозаймов создано около 870 новых и сохранено более 3,1 тысяч рабочих мест [1].

Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области создан для предоставления финансовых ресурсов малым и средним предприятиям на реализацию инвестиционных проектов на территории региона.

Также необходимо отметить, что производится субсидирование из областного бюджета процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями на техническое перевооружение производства и пополнение оборотных средств. Это способствует привлечению предприятиями кредитных ресурсов на развитие производства, так как техническое перевооружение и реконструкция предприятий - одна из важнейших проблем и без ее решения невозможно обеспечить

конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями.

Таким образом имеются различные каналы финансирования и необходимо обратить внимание на оценку инвестиционного климата в области. Воспользуемся данными наиболее авторитетного российского рейтингового агентства «Эксперт РА», которое осуществляет анализ и приводит рейтинг инвестиционной привлекательности всех регионов РФ. При анализе в зависимости от значений интегрального инвестиционного потенциала и интегрального инвестиционного риска все регионы РФ классифицируются по 12 категориям. Для получения максимальной

прибыли при инвестировании наиболее предпочтителен высокий инвестиционный потенциал и наиболее низкий инвестиционный риск.

По данным вышеуказанного рейтингового агентства «Эксперт РА» и информационного агентства «АК&М» Оренбургской области, начиная с 2001 года, ежегодно присваивается инвестиционный рейтинг 3В1, согласно которому область отнесена к группе регионов с пониженным потенциалом и умеренным инвестиционным риском. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 13-е место, по инвестиционному потенциалу - 29-е место. Наименьший инвестиционный риск -управленческий, наибольший - экологический. Наибольший потенциал -производственный, природно-ресурсный [5].

Ранги составляющих инвестиционного риска Оренбургской области представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Ранги составляющих инвестиционного риска

Ранги составляющих инвестиционного потенциала Оренбургской области представлены на рисунке 2.

О состоянии и перспективах развития предпринимательства можно судить по индексу предпринимательской уверенности. Индекс предпринимательской уверенности организаций по РФ в динамике за 20092011 гг. представлен на рисунке 3.

Индекс предпринииательской уверенности организаций обрабатывающих производств (бе; малых грщгриятинЛ в гроцентах

-2 ■ -4 -

-14 -

-18 -

II II N V VI VII VIII К X XI XII 1 1 IV V VI VII VIII К X XI XII I II II ГУ V VI VII VIII

2009 г. 2010г. 2011 г.

1П Индекс предпринимательской уверенности организаций, осуществляющих производство и распределение электроэнергии, газа и воды (без малых предприятий) с процента

6 С

ч, 1 ■

) \ /

/ ] Г

/ \ /

> / ч /

-в -1П -12 -Н \ / N /

/

!

1 II II IV V 1/\ VII VIII к XI XII III IV V VI VII VIII к X X XII I I II IV VI VII VIII

2009г. 2010 г. 2011 г

Рисунок 3 - Индекс предпринимательской уверенности организаций по РФ [6]

Резюмируя, можно отметить, что развитие предпринимательства в Оренбургской области, как и в других областях и регионах Российской Федерации, сталкивается с рядом проблем, которые являются в основном типичными:

1) Неоптимизированность нормативно-правовых актов. Не только как проблему, но и как отрицательный фактор в развитии предпринимательства следует признать нестабильность российского законодательства и нестабильность принятия подзаконных актов по налогообложению, которые в конечном итоге приводят к пробелам в действующем законодательстве, особенно налоговом. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимательских структур. Их частая смена вызывает у предпринимателей неуверенность, лишает возможности работать на перспективу, нарушает планы. Чтобы уклониться от налогового прессинга,

7

предприниматели начинают действовать в соответствии со складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, изобретая хитроумные схемы занижения налогов или варианты ухода от их уплаты. Развитию предпринимательских структур может способствовать ослабление налоговой нагрузки, хотя данная мера способна принести положительный эффект лишь в том случае, если кроме местных налогов будут предоставлены льготы по уплате отдельных региональных обязательных платежей.

2) Одним из сдерживающих негативных факторов является наличие административных барьеров. В связи с тем, что большинство инициатив по законодательству отдано на откуп местным органам управления, то предпринимательские структуры не ведают, с каким нововведением властей они проснутся завтра утром. Кроме того, достаточно часто предприниматели сталкиваются с вопросами коммерциализации государственных контролирующих органов при оформлении разрешительных процедур субъектам малого предпринимательства при регистрации, лицензировании, сертификации, открытии счёта в банке и других процедурах.

3) Сказывается нехватка ресурсов, прежде всего финансовых. Общеизвестным фактом является труднодоступность кредитных ресурсов и высокая ставка кредитования. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью. Несмотря на то, ставка рефинансирования была значительно снижена в последние годы и составляет на нынешний момент 8,25 % , ставки кредитования не были снижены банками столь же значительно [7].

Необходимо активизировать разработку эффективных форм и инструментария кредитного стимулирования малого и среднего предпринимательства, адаптированных к процессам функционирования рынка в Оренбуржье и учитывающих содержание экономических интересов его субъектов.

4) Следует отметить сложность доступа к деловой информации (сведений о продукте, конкуренте, динамике и конъюнктуре рынка, деятельности и взаимодействии различных структур), недостаточность информационной базы, отсутствие единого информационного пространства. Недостаток объективной информации и отсутствие многих статистических показателей (экономических и социологических) не позволяет выполнить достоверный, проблемно-ориентированный анализ ситуации, что влияет на выработку конструктивных решений.

5) Следующая группа проблем связана с правовой неграмотностью самих предпринимателей; неурегулированностью вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; недостаточной защищённостью деятельности предпринимателя.

6) Нестабильность экономической ситуации, связанная с последствиями мирового финансового кризиса и их воздействием на экономику РФ и области, и, в частности, на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства вызывает определенную обеспокоенность.

Недостаточно устойчивое состояние многих субъектов предпринимательской деятельности ставит задачу интенсивного поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих условия для стабилизации и роста.

7) Проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности.

Особое внимание необходимо уделять теме государственной поддержке предпринимательства, которая за несколько лет прошла путь от отдельных мероприятий по его поддержке к целостному комплексу мер, направленному на становление и развитие предпринимательства в РФ. Однако федеральный закон № 19-ФЗ от 02.02.2006 «О государственной поддержке малого предпринима-тельства в Российской Федерации» носит во многом декларативный характер. Основы поддержки малого и среднего бизнеса более детально регламентированы Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.06.07 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Применительно к Оренбургской области основными направлениями государственной политики по развитию предпринимательства должны являться: дальнейшее формирование нормативно-правовой базы, способствующей развитию предпринимательства; дальнейшее совершенствование финансово-кредитной и имущественной поддержки предпринимательства; создание налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий; информационная поддержка предпринимательства; создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных для региона отраслях; развитие инфраструктуры малого предпринимательства на местах, на региональном уровне; организация и содействие развитию большего числа бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров, центров деловой информации, консалтинговых агентств и др.

Статистические данные свидетельствуют, что из-за кризиса мы отброшены в развитии к 2005 году. Стоит обратить внимание, что именно малое и среднее предпринимательство поможет преодолеть последствия мирового кризиса, так как гибко подстраивается под нужды рынка, быстро занимает высвобождающиеся ниши, позволяет задействовать активное население области в сфере услуг, мелкосерийного производства, в пищевой и перерабатывающих отраслях. Именно малое и среднее предпринимательство необходимо рассматривать его как источник экономического роста, так как потенциал его значительно выше. Следовательно, необходимо продолжить курс на дальнейшее его развитие в Оренбуржье.

Литература:

1. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области. [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru - Загл. с экрана.

2. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. orenstat.gks.ru - Загл. с экрана.

3. Областной статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. -Оренбург, 2010.

4. Оренбургская область: Принимаются меры по обеспечению продовольственной безопасности региона [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.oren.ru - Загл. с экрана.

5. Сайт национального рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru - Загл. с экрана.

6. Cайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru - Загл. с экрана.

7. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cbr.ru - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.