Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития информационного общества в России'

Проблемы и перспективы развития информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2209
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ / ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / INFORMATIONAL SOCIETY / THE GOALS OF INFORMATION IN RUSSIA / AND ELECTRONIC SUPPORT PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якшина Евгения Александровна

В настоящей статье исследуются проблемы современных тенденций развития российского общества в области информатизации. Исследуется государственная политика построения информационного общества в России, регулирование работы ведомств; анализируется эффективность расходования государственных средств, выделяемых на информатизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

The problems of modern tendencies in Russian society in the field of information are being investigated at the present time. The government method of building the information society in Russia, regulation of the agencies, and the effectiveness of public expenditure allocated for information are being analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития информационного общества в России»

УДК 330.88

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Е. А. Якшина

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

E. A. Yakshina

Аннотация. В настоящей статье исследуются проблемы современных тенденций развития российского общества в области информатизации. Исследуется государственная политика построения информационного общества в России, регулирование работы ведомств; анализируется эффективность расходования государственных средств, выделяемых на информатизацию.

Ключевые слова: информационное общество, цели информатизации России, проблемы электронного обеспечения.

Abstract. The problems of modern tendencies in Russian society in the field of information are being investigated at the present time. The government method of building the information society in Russia, regulation of the agencies, and the effectiveness of public expenditure allocated for information are being analyzed.

Key words: informational society, the goals of information in Russia, and electronic support problems.

Современный мир глобален и открыт. Государствам все сложнее сохранять свое информационное пространство. Россия, как и другие страны, приняла этот вызов. Имея собственную историю, мощный потенциал, масштабы, Россия претендует на положительные перспективы развития в мировом сообществе. Наша страна обладает внушительным количеством территориальных и природных ресурсов. Но данных факторов сегодня уже недостаточно, все более возрастает информационный фактор, который является причиной возникновения нового этапа в истории - информационного общества.

Сегодня нет ни одной сферы общества, которая не подвержена влиянию информации, не «опутана» информационными сетями, что делает мир не только «компактным», но еще и очень неспокойным. Говорит о существовании новой фазы общественного развития - «глобального информационного общества» - и тот факт, что рост рынка информационных технологий в десятки раз опережает рост традиционных рынков - сырьевых, промышленных, хозяйственных и т.д. [1]. Экономическая власть развитых стран опирается на их финансовое и информационное могущество, что подтверждает знаменитый лозунг Ф. Бэкона «Знание - сила».

Задачей России на данном историческом этапе является вход в глобальное информационное общество в качестве полноправного участника. При этом перед российским обществом ставятся новые цели [2] :

- повышение устойчивости общественного развития;

- укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе;

- повышение качества образования и здравоохранения;

- создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории России;

- повышение эффективности государственного управления;

- противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий с целью нанесения ущерба национальным интересам России.

Для реализации этого потребуются скоординированные действия общества и власти, направленные на достижение осознанных целей. Иными словами, нам нужна продуманная, целенаправленная государственная политика.

Согласно рейтингу готовности к информационному обществу среди 69 стран мира, проводившемуся в 2007 г., из более чем 100 различных количественных и качественных показателей Россия заняла только 57-е место. Вероятно, это было связано с тем, что законодательство не рассматривало связанные с информатизацией вопросы, и если в столице еще можно было говорить о существовании Интернета, то регионам это казалось малодоступным.

Основными проблемами того периода были уровень развития ИКТ-инфраструктуры, уровень развития бизнеса, состояние социальной и культурной среды в стране, уровень проникновения ИТ в частный и корпоративный сектор, политика государства и его видение развития сектора ИКТ, правовое обеспечение электронного развития.

Попытки решения данных проблем завершились созданием и поэтапной реализацией госпрограммы «Электронная Россия», среди главных целей которой значилось: повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти как между собой, так и с гражданами на основе использования современных ИКТ. Однако по окончании 2012 г. не все цели этой программы достигнуты. К примеру, планировалось, что доля государственного электронного межведомственного документооборота должна была составить 40 % от всего объема документов, но на деле она не превысила 10 %. Поэтому часть задач перешла в новую амбициозную программу - «Информационное общество». В связи с потребностью в нормативно-правовом регулировании в сфере информационных технологий, электросвязи, массовых коммуникаций и СМИ, печати, обработки персональных данных в 2008 г. Указом Президента Российской Федерации было образовано Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) -федеральный орган исполнительной власти [3].

Правительство наделило Минкомсвязи правом контролировать работы по информатизации госорганов, а Минфин обязало учитывать его мнение при выделении средств на ИТ-проекты тем или иным ведомствам [3]. Минздрав запланировал оснастить каждую российскую поликлинику собственным оборудованием для обработки и хранения информации о пациентах. Но, к сожалению, этот план не был согласован. Минкомсвязи рекомендовало использовать единое хранилище с онлайн-доступом для всех лечебных заведений, что существенно дешевле и современнее. Так, шаг за шагом Минкомсвязи получило беспрецедентные полномочия в регулировании информатизации госсектора.

В чем же особенность и амбициозность программы «Информационное общество»? Данная программа обещает за 10 лет кардинально изменить облик страны. Она нетипична по сравнению со всеми существующими в России федеральными целевыми программами, которые, как правило, ставили целью развитие каких-то конкретных сфер (жилье, научные кадры, безопасность дорожного движения), а новая программа являлась стратегией проникновения современных технологий во все сферы жизни россиян. А потому, кроме главного исполнителя - Минкомсвязи, у программы появился целый список соисполнителей. В него попали Минздравсоцразвития, Минкультуры, Мин-обрнауки, Минрегионразвития, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, а также органы власти субъектов федерации.

Глава Минфина раскритиковал чрезмерно высокую стоимость ряда проектов по внедрению ИТ в Минобрнауки и Минздрав, поэтому трехлетний непосредственный бюджет «Информационного общества» был сокращен с 23 млрд руб. до 9,3 млрд. Лишь после этого в сентябре 2010 г. 137-страничная программа была одобрена на президиуме российского правительства.

Так как результаты движения к поставленным целям можно характеризовать готовностью государства выделять значительные средства для поддержки и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, размерами инвестиций в высокотехнологичные отрасли [4], то важно отметить, что непосредственные расходы - это лишь небольшая часть всех затрат, которые понесут российские власти, создавая информационное общество (табл. 1) [5].

Таблица 1

Рейтинг распределения расходов федеральной программы «Информационное общество» между непосредственными ее исполнителями

Место Ведомство Бюджет на 2011 г., млн руб. Бюджет на 2011-2013 г., млн руб.

1 Минкомсвязи 1666 5110

2 Минэкономразвития 637 1804

3 ФСО 630 1890

4 ФСБ 97 291

5 Минобрнауки 70 205

Ежегодные бюджеты на ИКТ, которые будут выделяться в рамках программ других федеральных министерств и ведомств, Минкомсвязи оценивает в 120 млрд руб. Для сравнения: в 2008 г., по данным Кудрина А., все федеральные органы власти по статье ИКТ израсходовали лишь 42 млрд руб., а в 2009-м и того меньше - 37,2 млрд. Региональные программы информатизации будут стоить не менее 50 млрд руб. в год, считают в Минкомсвязи.

Вследствие того, что большая часть средств направляется на автоматизацию внутренней деятельности отдельных ведомств, становление информационного общества и внедрение ИТ замедляются. Для повышения эффективности расходования государственных средств, выделяемых на информатизацию, должны быть обеспечены их полная прозрачность и подконтрольность. К этому следует подходить так же, как к любому бизнес-плану: подготовить документацию по обоснованию проекта, определить его стоимость, срок окупаемости, четко прописать ожидаемые результаты.

На наш взгляд, целевые средства осваиваются не в полном объеме и мероприятия по программе «пробуксовывают» по следующим причинам:

1) неоднозначное отношение населения (недоверие к ИТ, недовольство работой ведомства);

2) неэффективность исследований проблемы (недостаточность соц-опросов, интернет-рейтингов).

Считаем, что Минкомсвязи должно найти мотивацию для широкого участия граждан в данной программе, создать условия прозрачной работы ведомств, а также проводить систематическую работу по созданию положительного имиджа ИТ и контролировать негативно воздействующую информацию.

С одной стороны, становление информационного общества и внедрение информационных технологий несет неоспоримую пользу. С новыми знаниями в производственный процесс приходят новые технологии, наблюдается снижение трудоемкости и затрат, обладатель информации имеет возможность совершать наиболее полезные покупки, заключать наиболее выгодные сделки, что влечет за собой повышение уровня жизни и прибыли. Обладая информацией, можно прогнозировать пути развития и выбирать из них наиболее перспективные. С другой стороны, различные уровни доступа к информации в связи с неравномерными темпами развития приводят к социальному неравенству и сосредоточению большой части капитала у некоторой группы людей внутри страны. Ввиду недостатка всестороннего знания и полной информации существует вероятность влияния на мнение общества в сфере политики, происходит навязывание образа жизни, вкусов, предпочтений и т.д.

Мы можем много рассуждать о положительных и отрицательных аспектах информатизации, но общество уже встало на этот путь развития. А результаты станут ясны в скором будущем.

Список литературы

1. Варакин, Л. Е. Глобальное информационное общество. Критерии развития и социально-экономические аспекты / Л. Е. Варакин. - М. : Междунар. акад. связи, 2001. - 43 с.

2. Совет Безопасности Российской Федерации. - URL: http://www.scrf.gov.ru

3. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. - URL: правительство.рф

4. Колесов, В. П. Информационное общество и Россия / В. П. Колесов, М. Н. Осьмо-вод. - М. : Экономический факультет, 2002. - 196 с.

5. Минкомсвязи России. - URL: minsvyaz.ru

Якшина Евгения Александровна

студентка,

Омский государственный университет

путей сообщения

E-mail: evgesha92@inbox.ru

Yakshina Evgeniya Aleksandrovna student,

Omsk State Transport University

УДК 330.88 Якшина, Е. А.

Проблемы и перспективы развития информационного общества в России /

Е. А. Якшина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2013. - № 3 (7). - С. 295-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.