Научная статья на тему 'Проблемы формирования эффективного механизма государственного финансирования информатизации общества'

Проблемы формирования эффективного механизма государственного финансирования информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слезко Вячеслав Васильевич

В статье говорится о совершенствовании механизма оптимального государственного финансирования информатизации общества. В структуру такого механизма должна быть включена система учета и оценки информационных технологий. Это приведет к тому, что создаваемые в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и госпрограмм информационные продукты будут формировать спрос и предложение на информационном рынке, повышая эффективность расходования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF THE EFFECTIVE MECHANISM OF STATE FINANCING OF THE INFORMATION SOCIETY

In the article it is spoken about necessity of creation of the optimal mechanism of state financing of informatization of a society. In the structure of such a mechanism should be incorporated system of accounting for and evaluation of information technologies. This will lead to the fact, that created in the course of implementation of research and development and state programs of information products will be created demand and the offer of the information technology market, increasing the efficiency of spending of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования эффективного механизма государственного финансирования информатизации общества»

Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы

УДК 336.02:[316.325:004]

ВВ. Слезко ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО

МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье говорится о совершенствовании механизма оптимального государственного финансирования информатизации общества. В структуру такого механизма должна быть включена система учета и оценки информационных технологий. Это приведет к тому, что создаваемые в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и госпрограмм информационные продукты будут формировать спрос и предложение на информационном рынке, повышая эффективность расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: информационные технологии, оценка, экономический аудит, государственное финансирование, объекты интеллектуальной собственности.

Vyacteskv Slezko PROBLEMS OF FORMATION OF THE EFFECTIVE

MECHANISM OF STATE FINANCING OF THE INFORMATION SOCIETY

Abstract. In the article it is spoken about necessity of creation of the optimal mechanism of state financing of informatization of a society. In the structure of such a mechanism should be incorporated system of accounting for and evaluation of information technologies. This will lead to the fact, that created in the course of implementation of research and development and state programs of information products will be created demand and the offer of the information technology market, increasing the efficiency of spending of budgetary funds.

Keywords: information technology, assessment, economic audit, state finances, the objects of intellectual property.

Минсвязи РФ является головным исполнителем госпрограммы «Информационное общество». Соисполнителями данной программы являются Минэкономразвития, ФСО, ФСБ, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минрегион России. Это первая госпрограмма, утвержденная Правительством в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Первая редакция программы была одобрена распоряжением Правительства № 1815-р от 20 октября 2010 г., новая редакция, разработанная в связи с изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам, - распоряжением № 2161-р от 2 декабря 2011 г.

В соответствии с Годовым отчетом о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» от 29 февраля 2012 г. процесс выполнения программы идет удовлетворительно. На реализацию этой программы в 2011-2012 гг. были потрачены огромные финансовые ресурсы. Так, объем финансирования программы в 2011 г. за счет средств федерального бюджета (целевая статья расходов 1009100) составляет 3 170 050 тыс. руб., из них НИОКР - 220 000 тыс. руб., «прочие нужды» - 2 950 050 тыс. руб.. Расходы на капитальные вложения не предусмотрены. По итогам 2011 года суммарные кассовые расходы соисполнителей Программы составили 2 733 940 тыс. руб., или 86,2 % от объема годовых бюджетных назначений, из них НИОКР - 165 912,6 тыс. руб. (75,4 %), «прочие нужды» - 2 568 027,4 тыс. руб. (87,1 %) [1] .

В 2012 г. программа выполнялась в рамках принятых планов. В середине 2012 г. с целью ускорения информатизации всей территории России правительством было принято решение о выделении регионам в 2013 году из федерального бюджета субсидий в размере 670 млн руб. для реализации региональных программ информатизации, что и было сделано. Причем субсидии выдавались в соответствии с Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Мин-

© Слезко В.В., 2014

Вестник Университета № 5, 2014

комсвязь России) № 188 от 30 июля 2012 г. «Об утверждении Порядка конкурсного отбора на право получения субсидий субъектами Российской Федерации».

Таким образом, мы наблюдаем увеличение расходов государства на развитие информационных систем и технологий ^C и ИТ). Однако встает вопрос о том, насколько эффективно используются эти финансовые ресурсы. Следует обратить внимание и на инновационность программы, выраженную в затратах на НИОКР (всего 6,9 % от общего объема финансирования). Трудно согласиться с тем, что такая структура расходов, представленная в программе, сможет обеспечить выход России на передовые рубежи информационных технологий.

В связи с вышесказанным считаю необходимым для Минкомсвязи РФ организовать работу по формированию единого реестра ИС и ИТ, разработанных в рамках пяти направлений деятельности министерства: связь, почта, информационные технологии, электронные услуги, СМИ. Причем в рамках реестра необходимо выделение результатов НИОКР. Поставленные на учет в реестре ИС и ИТ должны обладать техническими, правовыми и стоимостными характеристиками. Причем стоимостные характеристики определяются в процессе оценки их рыночной стоимости.

Для достижения этих целей необходимо разработать положение о порядке проведения оценки рыночной стоимости ИС и ИТ Минкомсвязи РФ и прав на них с последующей их регистрацией в реестре. Оценка информационных активов должна проводиться в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (в редакции от 12 марта 2014 г.) с участием профессионального сообщества оценщиков.

Указанное положение должно установить:

1) случаи, в которых проводится регистрация и оценка рыночной стоимости ИС и ИТ Мин-комсвязи РФ, а также прав на них;

2) источники финансирования работ по учету и оценке стоимости информационных систем и технологий, c учетом правовой составляющей;

3) особые требования к проведению работ по учету и оценке рыночной стоимости ИС и ИТ Минкомсвязи РФ с правами на них;

4) порядок учета результатов оценки рыночной стоимости ИС и ИТ Минкомсвязи РФ.

Данное положение должно распространяться на информационные технологии и системы,

предназначенные для эксплуатации (использования) государственными или иными организациями с целью исполнения функций, которые делегированы им органами федеральной власти, и находящиеся в федеральной собственности, а также на информационные технологии и ресурсы, вовлекаемые в сделки с участием государства (Минкомсвязь РФ).

Целью оценки рыночной стоимости информационных технологий и систем является:

1) вовлечение их в гражданско-правовой (хозяйственный) оборот с учетом стоимостных характеристик;

2) определение стоимости прав на их использование.

Стоимостные характеристики, получаемые во исполнение настоящего положения, должны в установленном порядке вноситься в Единый реестр ИС и ИТ Минкомсвязи РФ .

Предлагаемые меры позволят упорядочить и ускорить процесс информатизации России, а также значительно повысить эффективность государственного финансирования этого процесса.

Библиографический список

1. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» Минкомсвязь России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.