Научная статья на тему 'Сокращение экономических потерь в процессе государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информационных технологий'

Сокращение экономических потерь в процессе государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АУДИТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слезко Вячеслав Васильевич

В статье говорится о необходимости создания механизма оптимального государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В структуру такого механизма должны быть включены системы технического и экономического аудита объектов интеллектуальной собственности. Экономический аудит при проведении НИОКР в области информационных ресурсов должен включать в себя проведение экспертиз по затратам на научные исследования и оценку рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности, включенных в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. Все это должно привести к значительному сокращению экономических потерь в процессе государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REDUCTION OF ECONOMIC LOSSES IN THE PROCESS OF STATE FINANCING OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

In the article it is spoken about necessity of creation of a mechanism of optimal public funding for scientific-research and experimental-design works. In the structure of such a mechanism must be included to the system of technical and economic audit of objects of intellectual property. Economic audit when conducting scientific-research and experimental-design works in the field of information resources should include the carrying out of examinations on the costs of research and assessment of the market value of the objects of intellectual property, included in the national Fund of algorithms and programs for electronic computers. These steps should lead to a significant reduction of economic losses in the process of state financing of scientific-research and experimental-design works.

Текст научной работы на тему «Сокращение экономических потерь в процессе государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области информационных технологий»

УДК 336.02:[001.892:004.9]

В.В. Слезко СОКРАЩЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ПРОЦЕССЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье говорится о необходимости создания механизма оптимального государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИ-ОКР). В структуру такого механизма должны быть включены системы технического и экономического аудита объектов интеллектуальной собственности. Экономический аудит при проведении НИОКР в области информационных ресурсов должен включать в себя проведение экспертиз по затратам на научные исследования и оценку рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности, включенных в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин. Все это должно привести к значительному сокращению экономических потерь в процессе государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Ключевые слова: экономические потери, технический аудит, экономический аудит, государственное финансирование, объекты интеллектуальной собственности.

Vyacheslav Slezko THE REDUCTION OF ECONOMIC LOSSES

IN THE PROCESS OF STATE FINANCING OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

Abstract. In the article it is spoken about necessity of creation of a mechanism of optimal public funding for scientific-research and experimental-design works. In the structure of such a mechanism must be included to the system of technical and economic audit of objects of intellectual property. Economic audit when conducting scientific-research and experimental-design works in the field of information resources should include the carrying out of examinations on the costs of research and assessment of the market value of the objects of intellectual property, included in the national Fund of algorithms and programs for electronic computers. These steps should lead to a significant reduction of economic losses in the process of state financing of scientific-research and experimental-design works. Keywords: economic losses, technical audit, economic audit of state finances, the objects of intellectual property.

Государственное управление в условиях инновационной экономики предполагает наличие механизма оптимального государственного финансирования НИОКР. Данный механизм должен обеспечивать достаточность государственного финансирования науки, соответствие структуры финансирования науки требованиям рынка и, конечно, высокую эффективность использования государственных финансовых ресурсов. Таким образом, должны быть достигнуты сокращение экономических потерь в национальной экономике и рост конкурентоспособности России на мировом рынке.

Однако, в соответствии с отчетом Всемирного экономического форума (г. Давос), «индекс глобальной конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index) России за последние три года снизился [5]. Россия по этому показателю среди 139 стран с 51 места в 2008 г. сместилась на 63 место в 2011 г., а по рейтингу инновационного потенциала с 48 места на 57 место соответственно. К 2014 г. этот рейтинг продолжает снижаться. Существуют три индекса, оценивающих уровень ин-новационности экономики: 1) «глобальный инновационный индекс» (The Global Innovation Index), разработанный Бостонской консалтинговой группой (БКГ), Национальной ассоциацией производителей и Институтом производства в США в 2007 г.; 2) «глобальный инновационный индекс» (The Global Innovation Index), рассчитываемый Институтом делового администрирования INSEAD во

© Слезко В.В., 2014

Франции; 3) «индекс способности к инновациям» (Innovation Capacity Index), разработанный и рассчитываемый международным университетом «Европейская школа бизнеса» при участии большого количества привлеченных ученых разных стран. По показателям этих индексов Россия также значительно отстает от экономически развитых стран.

Одна из важнейших причин такого положения дел - это «пробуксовка» в разработке и использовании информационных ресурсов (ИР) органами государственной и муниципальной власти. Информационные ресурсы представляют собой совокупность информации (базы данных), поддерживающие ее технологии и обслуживающие системы. Государственные автоматизированные информационные системы с каждым годом все более усложняются, поглощая огромные финансовые и временные ресурсы, при этом не всегда предоставляя ожидаемый экономический эффект. Поэтому необходимо приведение информационных технологий и систем государства в соответствие поставленным целям и задачам, что не представляется возможным без проведения их полного аудита. Более того, очень важно, что аудиту должны подвергаться не только информационные системы (ИС) и технологии их использования, но и все процессы, связанные с их разработкой, внедрением и эксплуатацией, в противном случае результаты аудита не будут полностью объективными. Например, полученные в ходе реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.» результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в области информационных технологий требуют последующего аудита с акцентом на внедрение и эксплуатацию. Экспертизы, организованные ФГБНУ «Дирекция НТП» в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (новая редакция - Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и Постановлением Правительства РФ №722 от 10 сентября 2009 г. «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», сформулировали обоснованные выводы и дали рекомендации, которые способствовали отбору наиболее перспективных проектов для государственного финансирования, выявлению исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, эффективной проверке качества полученных результатов. Однако процессы внедрения и последующей эксплуатации этих результатов не находили должного обоснования в экспертных заключениях. Поэтому дать объективную оценку результатам реализации ФЦП в области информационных ресурсов можно только в рамках полного аудита полученных результатов интеллектуальной деятельности. Материалы аудиторских заключений должны быть учтены при формировании ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.».

Такой аудит информационных ресурсов сможет обеспечить следующее:

1) возможность объективно оценить соответствие создаваемых объектов ИС первоначальным требованиям технических заданий на их создание;

2) уверенность в том, что все работы по разработке, созданию и эксплуатации ИС проводились и проводятся в соответствии с законодательством РФ в целом и региона в частности;

3) объективную оценку экономического обоснования и затрат на НИОКР, разработку, ввод в действие и эксплуатацию ИР в целом и отдельных их компонент в частности;

4) идентификация результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения НИОКР, трансформация их в объекты интеллектуальной собственности с последующей оценкой и постановкой на бухгалтерский учет;

5) снижение уровня коррупционности системы государственного финансирования НИОКР;

6) компетентное обоснование принятых и принимаемых решений по управлению полученными в результате выполнения программы информационными ресурсами;

7) рекомендации и предложения по направлениям управления ИР и их совершенствованию, а также по оптимизации финансовых затрат на их обслуживание;

8) четкое представление о возможных рисках в эксплуатации создаваемой информационной системы и компетентные рекомендации по их минимизации и устранению.

Полный аудит программы должен включать в себя аудит информационных технологий и аудит полученных результатов интеллектуальной деятельности.

Вопросы аудита информационных технологий отражены в нескольких зарубежных стандартах аудита:

- объекты контроля информационных и смежных технологий (Control Objectives for Information and related Technology (COBIT));

- стандарт Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), объединивший в себе требования ряда программ по безопасности таких платежных систем, как Visa, MasterCard, American Express, Discover Card и JCB.

В них раскрывается практика аудита, оценки рисков и надежности системы внутреннего контроля, техника проведения аудита с учетом использования современных информационных систем. Одним из самых перспективных стандартов аудита является быстроразвивающийся стандарт COBIT. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые должны выполняться для подтверждения соответствия стандартам [4].

Аудит полученных результатов интеллектуальной деятельности должен включать в себя экспертизу затрат на НИОКР и оценку рыночной стоимости полученных объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1225), в результате НИОКР по тематике информационных технологий возможно получение следующих двух групп объектов интеллектуальной собственности: объектов патентного права и объектов авторского права. Однако в отчетах о реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» статистические данные по этим показателям отсутствуют. Также в отчетах нет данных и о регистрации авторских прав на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем с выдачей соответствующих свидетельств. Не были оценены и реализованы исключительные права на научные произведения авторов, занимающихся этой тематикой. В настоящее время в России отсутствует упорядоченный перечень созданных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с полным набором технических, стоимостных и правовых характеристик. Это свидетельствует о том, что создаваемые в процессе выполнения госпрограммы информационные продукты не включаются в информационный рынок, создавая определенный вакуум в спросе и предложении на нем, снижая эффективность расходования бюджетных средств.

Правительство понимает сложившуюся ситуацию. Им предприняты определенные действия по созданию единого фонда ИКТ. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 62 от 30 января 2013 г. «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин» Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определено государственным заказчиком создания, эксплуатации и развития фонда, а также его оператором. Вышеуказанное Постановление позволит во многом улучшить ситуацию с повторным использованием и учетом объектов интеллектуальной собственности. При этом задача решается только час-

тично - из сферы действия Постановления выпадают результаты, подлежащие правовой оценке, не связанные с созданием программ для ЭВМ: данные о выдаче патентов по результатам научно-исследовательских работ (НИР) и НИОКР, о регистрации авторских прав на некоторые иные объекты интеллектуальной собственности (полезные модели, топологии интегральных микросхем и т.д.). Кроме того, самим Постановлением не предусматривается оценка создаваемых объектов интеллектуальной собственности.

На основании изложенного автор полагает целесообразным в методические указания о порядке формирования и использования информационного ресурса фонда, предусматривающие процедуры проведения автоматизированной оценки размещаемых в фонде программ, условий и критериев проведения указанной оценки, включить раздел «Стоимостные характеристики информационных технологий и систем». При этом стоимостные характеристики алгоритмов и программ должны определяться в процессе оценки их рыночной стоимости в соответствии с Федеральным Законом № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Формирование базы данных с показателями рыночной стоимости как самого фонда, так и составляющих его элементов, позволит вовлечь их в гражданско-правовой (хозяйственный) оборот. В соответствии с рыночной стоимостью алгоритмов и программ, установленной в ходе оценки, будет определяться стоимость прав на их использование не только для государственных органов (где она будет иметь в основном учетное значение, показывающее эффективность функционирования самого фонда, т.к. доступ к фонду для них осуществляется на безвозмездной основе), но и в дальнейшем для других субъектов рынка, что будет способствовать повышению эффективности использования объектов государственной собственности. Для формирования фонда как эффективного инструмента управления инновациями в состав методической документации необходимо также включить принципы и процедуры оценки затрат на адаптацию решений, включенных в фонд, под нужды государственных заказчиков, что позволит последним принимать обоснованные решения об их использовании для своих систем.

Отсутствие учета, оценки, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате НИОКР, приводят к значительным экономическим потерям в форме снижения капитализации бизнеса, увеличения продаж контрафактной продукции, снижения конкурентоспособности российской экономики. Методы расчета этих экономических потерь могут быть самыми разнообразными. Например, для определения финансовых потерь от продаж контрафакта на территории России для Business Soft (офисные программные средства (ПС)) Росстатом применена методика постоянства доли стоимости лицензионных ПС в стоимости приобретаемой офисной вычислительной техники для рабочих мест:

СПС/С = 0 7

vnwvвыч.тех. ' ,

где СПС и Свыч.тех. — стоимость лицензионных ПС и вычислительной техники соответственно.

В стоимость лицензионных ПС входит операционная система Windows, MS Office, ABBYY Lingvo — переводчик, антивирусная программа. В стоимость вычислительной техники входит системный блок офисного персонального компьютера, монитор, клавиатура, мышь в актуальной версии на момент приобретения. Тогда ущерб от контрафакта (Сущ.) определяется разностью между вычисленной лицензионной стоимостью ПС (СПС) и фактической стоимостью ПС (СПСфакт.), затраченной предприятием:

Сущ. = СПС - СПСфакт. = 0,7хС выч.тех. СПС факт. [1].

Используя статистические данные Росстата, посчитать эти потери достаточно просто.

Также необходимо разработать аналогичные методы оценки экономических потерь от снижения капитализации и конкурентоспособности, но разработка этих методик лежит за пределами данной статьи.

Библиографический список

1. Логинов В.Г., Кунявский М.В., Борисов В.В. Контрафактная продукция на рынке информационных технологий // Наука. Инновации. Образование. -2008. - вып. 6.

2. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем: монография / Под ред. С.Н. Сильвестрова, И.Н. Рыковой. - М.: «Дашков и Ко», 2011. - 292 с.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isaca.org/cobit

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pcisecuritystandards.org

5. Schwab K. The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. Geneva. Switzerland, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.