Экономические и социальные последствия организации аудита образовательной деятельности Economic and social consequences of the organization of audit of educational
activities
Барашева Елена Викторовна Barasheva Elena Victorovna
К.э.н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
ВСФ ФГБОУ ВО РГУП barahevaev@bk. ru Зедгенизова Ирина Ивановна Zedgenizva Irina Ivanovna К.э.н, доцент кафедры экономической теории и финансов
ФГБОУ ВО ИРНИТУ 54irina@bk.ru
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы организации аудита образовательной деятельности, а именно факторы, влияющие на формирование механизма правового регулирования инициативного и обязательного аудита образовательной деятельности. Предложены критерии для выделения субъектов инициативного и обязательного аудита образовательной деятельности. Кроме того, определены источники и механизм финансирования расходов на обязательный и инициативный аудит образовательной деятельности, в том числе предприятий, учреждений и организаций муниципальной и государственной форм собственности. Представлена модель эффективности привлечения средств для оплаты аудиторских услуг образовательной деятельности, в том числе их распределение по уровням бюджетной системы и активизации предпринимательской деятельности образовательной организации, учреждения или предприятия. По результатам исследования сделан вывод о том, что необходимо в обязательном порядке урегулировать на уровне федерального закона проведение аудита образовательной деятель-
ности и источников финансирования данных услуг, а также обязательное лицензирование аудита деятельности образо-вательной деятельности.
Annotation. In the article actual problems of the audit organization of educational activity are considered, namely factors influencing the formation of the mechanism of legal regulation of initiative and compulsory audit of educational activity. Criteria are proposed for singling out subjects of initiative and compulsory audit of educational activities. In addition, the sources and mechanism for financing the costs of compulsory and proactive audit of educational activities, including enterprises, institutions and organizations of municipal and state forms of ownership, have been identified. A model of the effectiveness of raising funds for payment of audit services for educational activities is presented, including their distribution according to the levels of the budget system and the activation of the entrepreneurial activity of the educational organization, institution or enterprise. According to the results of the study, it is concluded that it is necessary to regulate at the federal law level the audit of educational activities and sources of financing of these services, as well as mandatory licensing of the audit of educational activities.
Ключевые слова: аудит, образовательная деятельность, обязательный аудит, инициативный аудит, налог, пред-принимательская деятельность, образовательная деятельность, эффективность, бюджет, налог.
Keywords: audit, educational activity, obligatory audit, initiative audit, tax, entrepreneurial activity, educational activity, efficiency, budget, tax.ratio (INR).
На современном этапе деятельность образовательных учреждений, организаций и предприятий законодательно регламентируется лицензионными требованиями. Лицензия выдается на срочный период времени или бессрочно по желанию субъекта предпринимательской или социально-направленной деятельности субъекта образовательной деятельности. Одним из существенных условий ограничения или прекращения образовательной деятельности является аккредитация субъектов образовательной деятельности или их плановая или внеплановая проверка на предмет соблюдения и выполнения лицензионных требований.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность является лицензируемым видом деятельности. [2]
Соблюдение лицензионных требований субъектом образовательной деятельности можно рассматривать как риск ведения предпринимательской или социально-направленной деятельности. Следовательно, следует разработать мероприятия по снижению данного вида риска для учреждений, организаций и предприятий на законодательном уровне. Внутренний аудит возможно образовательные организации, учреждения и предприятия и проводят, но при этом всегда присутствует риск «замыливания глаза» у внутренних аудиторов, а, следовательно, возникает потребность во внешнем аудите. При этом внешний аудит подразделяется на обязательный и инициативный аудит. Кроме того, отзыв или приостановление лицензии на ведение образовательной деятельности это не только факт установления в судебном порядке арбитражным судом приостановления или прекращения ведения образовательной деятельности и, как правило, ликвидация учреждения, организации или предприятия. Данное явления несет в себе и социальные последствия, такие как:
- сокращение занятости категории работающих лиц;
- сокращение отчислений от заработной платы в государственные внебюджетные фонды (пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации);
- выплаты за счет бюджетных средств различных уровней различных социальных выплат и финансирование программ для занятости бывших работников образовательной организации;
- потеря определенного уровня дохода и, как правило, снижение уровня платежеспособности населения в определенной группе;
- снижение потребления в целом;
- несвоевременная уплата по кредитным платежам субъектов предпринимательской деятельности и лиц, оставшихся без работы;
- наращивание штрафных санкций по кредитным обязательствам вышеуказанных категорий лиц;
- социальная нестабильность в обществе, в связи с невозможностью обучаться (в том числе повышать квалификацию) определенный или неопределенный период времени;
- возможны дополнительные расходы средств и времени для перехода в другую образовательную организацию;
- снижение уровня налоговых платежей во все уровни бюджетной системы от образовательных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- снижение уровня бюджетных доходов от бюджетных, автономных, государственных и муниципальных учреждений от неоказания платных образовательных услуг;
- нестабильность на рынке образовательных услуг.
Следовательно, необходимо нивелировать данный вид риска на законодательном уровне, и соответственно это необходимо закрепить законодательно. По мнению Захир Ю. С., Налепа Т. В.А , Павлючик С. В. - «Управленческий аудит в региональной системе оценки качества образования Новосибирской области появился в ответ на запросы руководителей школ. Первоначальные запросы были связаны с тремя группами управленческих задач:
- подготовка к аккредитационным процедурам, необходимость заранее выявить и исправить возможные несоответствия в документации, организации образовательного процесса;
- формирование программы развития образовательного учреждения и осознание управленческого дефицита времени и компетенции в области стратегического анализа деятельности и ее результатов;
— реализация федеральных государственных образовательных стандартов, которая требует от руководителей принятия управленческих решений как стратегического, так и оперативного характера.
Стало очевидным, что руководителю школы необходимы компетентные и авторитетные внешние консультанты-аудиторы». [6]
Кроме того, внешний аудит образовательной организации по мнению Педыниной Е. И. имеет преимущества
— получение объективных оценок, основанных на фактах, а не на личном восприятии отдельных работников или руководителей образовательных организаций;
— согласованное понимание того, что в данной ситуации должна сделать образовательная организация, ее отдельные подразделения и каждый работник;
— внедрение различных инициатив, эффективных методов усовершенствования деятельности образовательных организаций;
— возможность признания достижений работников педагогического коллектива образовательной организации по итогам внешнего аудита;
— систематический подход к совершенствованию деятельности. [7]
По данным Рособрнадзора Российской Федерации в среднем ежемесячно приостанавливают действие лицензий на ведение образовательной деятельности в двух - трех ВУЗах, а по решению арбитражного суда лишают государственной аккредитации один ВУЗ. Также по результатам проверки приостанавливают набор по определенным направлениям и специальностям.
Основными причинами отзыва лицензий у образовательных организаций являются:
— несвоевременная аттестация сотрудников;
— недостаточный квалификационный состав преподавателей;
— отсутствие условий для обучения лиц с ограниченными возможностями;
— не соблюдение государственных образовательных стандартов;
В силу ч. 12 ст. 20 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. [2]
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] и ч. 6 ст. 93 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» [4] в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такие нарушения, предписание об их устранении с указанием сроков их устранения. Указанный срок их устранения не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с ч. 7 ст. 93 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца. [5]
Согласно ч. 8 ст. 93 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после по-
лучения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения иного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда. [5] В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. [1]
В связи с лишение лицензии сводится у сужению правоспособности юридического лица, так как не позволяет заниматься лицензированным видом деятельности, и данная санкция также должна быть обязательной для защиты экономических, социальных и иных интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; а наличие формальных признаков нарушения не может являться достаточным основанием для принятия решения судебным органом об отзыв лицензии.
Таким образом, отзыв лицензии, у образовательной организации ведет к ее фактической ликвидации.
Срок для устранения выявленных нарушений в ходе проверки является ограниченным, а, следовательно, можно законодательно предусмотреть возможность оказания услуг по устранению выявленных ошибок в деятельности образовательной организации. Для субъектов оказывающих аудиторские консультационные услуги для образовательных организаций необходимо ввести ограничения по их субъектному составу, с целью устранения конфликта интересов сторон, а именно, не допустимо, чтобы консультационные услуги оказывали такие категории лиц как:
- действующие эксперты по экспертизе деятельности образовательных организаций;
- сотрудники надзорных органов в сфере образования;
- ближайшие родственники руководителей надзорных органов в сфере образования;
- аффилированные лица.
В зависимости от вида организационно-правовой формы субъектов образовательной деятельности необходимо законодательно закрепить критерии разграничения данных субъектов, подлежащих обязательному и инициативному аудиту по образовательной деятельности. Например, обязательному аудиту должны подлежать:
- муниципальные, бюджетные, государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации федерального, регионального и муниципального уровня (за исключением микропредприятий и предпринимателей без образования юридического лица);
- образовательные организации с определенным количеством обучающихся;
- образовательные организации с определенным уровнем дохода за календарный год;
- образовательные организации по программам начального, общего, специального, среднего и высшего образования (бакалавриат, магистратура, апирантура и докторантура);
- образовательные организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования на базе высшего образования;
Остальные учреждения, предприятия и организации могут проводить инициативный аудит образовательной деятельности. По финансовой деятельности данных субъектов проведение обязательного и инициативного аудита регулируется ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».
Инициативный аудит - это форма договорного аудита по инициативе субъекта, осуществляющего лицензируемую образовательную деятельность и зарегистрированный на территории Российской Федерации.
Обязательный аудит - это форма аудита, осуществляемого в силу закона.
Преимущества инициативного аудита для учреждения, организации, предприятия, осуществляющего образовательную деятельность:
- нивелирование рисков приостановления или отзыва лицензии на образовательную деятельность;
- выявление нарушений в межаккредитационный период и их устранение;
- относительная стабильность ведения образовательной деятельности и получения определения определенного уровня дохода;
- сохранение и развитие субъекта предпринимательской деятельности.
Преимущества инициативного аудита для потенциальных потребителей образовательных услуг:
- развитие рынка образовательных услуг;
- доступность образовательных услуг для потенциальных потребителей;
- повышение уровня образовательного ценза обучающихся;
- стимулирование развития рынка услуг, производства и средств производства, через качество подготовки наемных работников и самих предпринимателей.
Преимущества обязательного аудита:
- получение реальной оценки образовательной деятельности;
- нахождение путей снижения рисков ведения образовательной деятельности;
- предупреждение нарушений и исключение ошибок при ведении отчетности;
- подтверждение профессионального ведения бухгалтерского учета и высоких результатов деятельности компании, предприятия, организации;
- получение оценки эффективности в распределении доходов компании;
- автоматическое исключение проблем с налоговыми службами;
- возможность оптимизации работы предприятия.
При введении данной нормы возникает вопрос источника финансирования аудиторских услуг для бюджетных, автономных, государственных и муниципальных учреждений, предприятий и организаций.
По нашему мнению, таким источником, закрепленным законодательно должны быть только средства, полученные от предпринимательской деятельности. Это можно обосновать следующим образом:
- активизация предпринимательской деятельности бюджетных, автономных, государственных и муниципальных учреждений, предприятий и организаций, и, следовательно пополнение доходной части бюджетов различных уровней;
- усиление конкуренции на рынке образовательных услуг между субъектами различных форм собственности (государственной, муниципальной, частной и иной не запрещенной законом);
- повышение качества образовательных услуг;
- расширение активных форм обучения.
Следовательно, при выпадении доходов всех уровней бюджета и государственных внебюджетных фондов от приостановления или ликвидации деятельности образовательной организации, часть этих доходов можно восполнить от деятельности аудиторский организаций или аудиторов в области образовательной деятельности.
Рассмотрим схему наполнения и потери доходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов от деятельности образовательных организаций на условном примере упрощенной системы налогообложения.
Таблица 1
Доходы и расходы условной образовательной организации за месяц
Доходы за месяц образовательной организации, руб. 1000000
Налог 6% с дохода при упрощенной системе налогообложения, руб. 60000
Фонд заработной платы, 25 %, руб. 250000
Налог на доходы физических лиц, 13%, руб. 32500
Страховые взносы от фонда заработной платы, 30,2 %, руб. 75500
Иные расходы на ведение образовательной деятельности, руб. 509000
Прибыль, руб. 100000
Таким образом, при приостановлении лицензии на ведение образовательной деятельности выпадающие доходы бюджета составят в месяц на каждый 1000000 руб. доходов организации 92500 руб., а государственных внебюджетных фондов 75500 руб.
Таблица 2
Доходы и расходы деятельности условной аудиторской организации
Доходы за месяц образовательной организации, руб. 500000
Налог 6% с дохода при упрощенной системе налогообложения, руб. 30000
Фонд заработной платы, 25 %, руб. 125000
Налог на доходы физических лиц, 13%, руб. 16250
Страховые взносы от фонда заработной платы, 30,2 %, руб. 37750
Иные расходы на ведение образовательной деятельности, руб. 254500
Прибыль, руб. 50000
То есть, выпадающие доходы составляют только 50% , и если деятельность образовательной организации, то доходы в бюджет снова будут поступать. Следовательно, экономическое обоснование позволяет утверждать, что деятельность аудиторов подтверждает их экономическую эффективность и для бюджетной системы, и для государственных внебюджетных фондов, и позволяет реализовать дополнительную занятость.
Библиографический список:
1. В удовлетворении заявления об аннулировании лицензии, выданной на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной продукции без использования этилового спирта, за повторное сообщение недостоверных сведений в декларациях об объемах производства и оборота алкогольной продукции отказано, так как обществом устранены указанные нарушения путем подачи уточненной декларации объемов алкогольной продукции до даты составления налоговым органом акта проверки, уплаты штрафов. [Текст]: Постановление Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08 по делу N А68-5254/07-292/8-Ф [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=94544#0 (дата обращения: 08.09.2017).
2. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: Федеральный закон от 06.05.2011, №97, // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Текст]: Федеральный от 26.12.2008 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249.
4. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
5. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15.
6. Захир Ю. С., Налепа Т.В., Павлючик С.В., Управленческий аудит в региональной системе оценки качества образования//Журнал руководителя управления образованием, №7 2013г. /http://obr.direktor.ru/archive/2013/7/Upravlencheskiy_audit_v_regionalnoy_siste me_otsenk (Дата обращения 15.08.2017 г.).
7. Педынина Е.И. Внешний аудит как средство оценки качества образовательной деятельности (на примере организаций среднего профессионального образования) Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vneshniy-audit-kak-sredstvo-otsenki-kachestva-obrazovatelnoy. deyatelnosti#ixzz4pmVGulVq (Дата обращения 15.08.2017 г.).