декабре 2014 г.24
Таким образом, для улучшения ситуации в банковском секторе необходимо проведения ряда мер:
• проведение структурных реформ, способствующих диверсификации национальной экономики. В частности, необходимо увеличить налоги на сырьевой экспорт, обеспечить со стороны государства поддержку по развитию инновационных технологий в различных сферах экономики, создавать кредитно-финансовые организации для помощи новым предприятиям частного бизнеса в получении доступа к финансированию;
• необходимо повышать эффективность и качество системы банковского регулирования и надзора.
Использованные источники:
1. Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация [Электронный ресурс] -http://www.finam.rU/Files/u/newsonlme/weekonmarket/201509/S_P_160915.pdf
2. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] -http://www.cbr.ru/
Мгерян М.А. старший преподаватель кафедра «Корпоративные финансы и банковская деятельность» Туровская М.А. студент 4 курса Волгоградский государственный университет
Россия, г. Волгоград ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация: В настоящей работе проанализирована политика импортозамещения в России, выявлены результаты ее осуществления. Определен ряд факторов, препятствующих эффективному импортозамещению, а также предложены пути преодоления возникающих проблем. Анализ показал, что необходимо активно инвестировать в промышленное производство, развивать отечественные технологии и готовить высококвалифицированные кадры для работы на предприятиях. Также сделан вывод о том, что санкционные барьеры мешают политике импортозамещения, поскольку российская продукция должна конкурировать с импортной на мировых рынках.
Ключевые слова: импортозамещение, зависимость от импорта, инвестиции, санкции.
24 Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Российская Федерация http://www.finam.rU/Files/u/newsonline/weekonmarket/201509/S_P_160915.pdf
Mgeryan M.A., senior lecturer
of Department "Corporate Finance & banking"
Volgograd state University.
Turovskaya, M. A., the 4th year student Volgograd state University Russia, Volgograd PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE STATE POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA
Abstract: In the present study the policy of import substitution in Russia was analyzed, was revealed the results of its implementation. We identified a number of obstacles to the effective import substitution, as well as the ways to overcome the problems. Analysis has shown that it is necessary to invest in industrial production, to develop domestic technology and train highly qualified personnel to work in the factories. To sum it all up the sanctions barriers prevent the import substitution policy, as Russian products must compete with imports in the world markets, in which case it would be better and more competitive.
Keywords: import substitution, import dependency, investment, sanctions.
В настоящее время импортозамещение и обсуждение этого направления стало особенно актуально. Очень противоречив вопрос о его возможностях и перспективах в российской экономике. Для того, чтобы понять, что такое политика импортозамещения и почему именно эта тема так важна сейчас для рассмотрения, необходимо разобраться с самим понятием.
Импортозамещение - это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. Такое направление деятельности для России сейчас является приоритетным по ряду причин. Падение цен на нефть и последовавшее за этим стремительное ослабление рубля по отношению к доллару и евро привело к удорожанию импортных товаров в 2 раза, что усложняет торговлю с США и странами ЕС. К тому же введение санкционного режима в отношении России, а также принятые ответные контрсанкции делают импорт в определенных отраслях полностью невозможным. Необходимо учесть еще и то, что перед российской экономикой уже давно стоит задача диверсификации, которую частично можно решить посредством импортозамещения.
Поскольку политика импортозамещения - актуальный вопрос, важно проанализировать и выделить сильные и слабые стороны ее реализации в нашей стране. Целью данной работы является выявление проблем реализации политики импортозамещения в Российской Федерации, а также разработка мер, которые могут повысить ее эффективность.
На текущий момент стратегия импортозамещения в промышленности
разработана Правительством Российской Федерации в Плане мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности. В рамках стратегии создан Фонд развития промышленности, также Правительство РФ планирует создать специальный координационный орган для реализации государственной политики в сфере импортозамещения. Министерство промышленности и торговли РФ совместно с профильными отраслевыми министерствами разрабатывает отраслевые планы импортозамещения. Всего рассматривается 18 отраслевых планов, включающих 2059 проектов. Предполагается, что бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению критических видов продукции по гражданским отраслям обрабатывающей промышленности составит 1,5 трлн. рублей. [1]
Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках. Политика импортозамещения в России проводится уже более 1 года, на ее реализацию были затрачены солидные денежные суммы из бюджета, поэтому уже не только можно, но и нужно проанализировать полученные результаты и выявить возникающие проблемы.
Аналитики Moody's во главе со старшим вице-президентом Мари Дирон в новом отчете Global Macro Outlook написали о том, что нет очевидных признаков того, что импортозамещение стимулирует внутреннее производство. Машиностроение и производство оборудования падают быстрыми темпами, указывают они. Единственный сектор, на который импортозамещение оказывает положительное влияние, это пищевая промышленность.
В пищевой промышленности наблюдается позитивный тренд, эта отрасль растет за счет антисанкций и девальвации рубля. В частности, производство сыра в январе 2015 года по сравнению с показателями предыдущего года увеличилось более чем на 35%. Выросло также производство мяса птицы и рыбы. Почти в 1,5 раза увеличилось производство консервированных овощей [3]. Это, на первый взгляд, кажется реальным отражением эффективности импортозамещения, но для того, чтобы делать выводы, необходимо заглянуть немного глубже.
Многим производителям не хватает сырья, в течение нескольких лет, например, в России сокращается поголовье молочного скота. Хуже ситуация с мясным стадом: всего в России маточное стадо составляет 500-600 тысяч голов, а для удовлетворения внутреннего спроса должно быть не менее 20 миллионов. По данным Росстата в декабре 2014 года производство говядины, свинины и баранины выросло на 20,1% в годовом выражении. На наш взгляд, началось ускоренное истребление мясного стада, что в краткосрочной перспективе дает увеличение показателей производительности, а в долгосрочном периоде получим резкое сокращение производства. Еще одной причиной нехватки сырья является то, что производимую российским аграрным сектором продукцию выгоднее довезти
до порта и продать за валюту, нежели продавать за девальвированные рубли внутри страны. Это приводит к тому, что дешевого российского сырья производители пищевой продукции найти не могут и вынуждены по-прежнему закупать импортное.
Аналогичная ситуация в промышленных отраслях. Зависимость от иностранных технологий, наблюдается в значительной части следующих отраслей: станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%) [2]. Эти отрасли являются наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения. Но такая политика в этих отраслях носит долгосрочный характер.
Уровень зависимости от импорта в приведенных выше отраслях слишком высок, а значит Российская Федерация в ближайшие 5 лет сможет при благоприятных условиях снизить зависимость от западной продукции не более чем на 50% от указанных показателей. Одной из проблем на пути к этой цели становится отсутствие достаточного количества высококвалифицированных работников и технологий для достижения надлежащего уровня производства. В течение четверти века наша страна теряла технологии, научные школы, продукцию. Для того, чтобы понять масштабы проблемы приведем следующие данные: российская экономика -это экономика 1 трамвая и 4 троллейбусов в месяц. За месяц мы делаем чуть больше 200 металлорежущих станков и 200 плугов. В год производим 1 пальто на 140 человек, 1 платье на 20 женщин, 1 пару брюк на 12 человек, 1 деревянную кровать на 100 человек[4].Отечественное производство заработает в соответствующих потребностям масштабах при наличии большого количества техники, которую само государство не производит, а закупает у западных государств. Легкость и дешевизна приобретения оборудования (при переоцененном до 2014 года рубле) вытесняла отечественные научные разработки, резко упрощала номенклатуру продукции. Сейчас, находясь под санкциями Россия не имеет возможности импортировать необходимое количество оборудования. Даже потенциально возможные сделки, формально не попадающие под санкции, не заключаются из-за опасений западной стороны нарушить что-то, не подозревая об этом. Таким образом, импорт машиностроительной продукции из дальнего зарубежья снижается каждый месяц.
Другая сторона проблемы политики импортозамещения в том, что большая часть импортных товаров - это товары промежуточные и инвестиционные. На рынке потребительских товаров меньше импортного продовольствия, товаров народного потребления, автомобилей, при этом зависимость соответствующих российских производств от импорта растет. Для снижения этой зависимости необходимо модернизировать производства, т.е. без активной предпринимательской и инвестиционной деятельности не
обойтись. На протяжении «золотого десятилетия» в России были возможности инвестирования излишков «нефтяных» денег, но дополнительные доходы от нефти и газы направлялись на потребление. В итоге основным драйвером роста стал рост внутреннего потребления, а в долгосрочной перспективе имеем импортозависимость. По итогам 2014 года инвестиции составляют меньше 20% ВВП, а три года назад доходили до 24% (по данным Росстата), т.е. сейчас о росте инвестиционной активности говорить не приходится, экономика падает. Еще один момент, при рассмотрении этого аспекта: средний возраст машин в России -11,2 года (по данным Росстата 2013), мы импортировали модернизацию, но не приобрели навыков «производства средств производства». Возникает вопрос о совместимости уже действующих и достаточно новых импортных установок на предприятиях и отечественных образцов. Для «доводки» последних потребуется много сил и денег. К тому же, зачастую отечественная техника, аналогичная по качеству импортной стоит в 2-3 раза дороже, даже при текущем ослаблении рубля, а у некоторых продуктов российских аналогов пока просто не существует.
Изменить ситуацию в отечественном производстве можно. Для этого классифицируем необходимые меры на макроуровень, т.е. со стороны государства и на микроуровень, т.е. со стороны самих производителей.
На макроуровне предлагаем:
1. Для поддержки аграрного сектора можно ввести программы, аналогичные программам поддержки европейских и американских фермеров. Вместо субсидирования лизинга и кредитов предлагается скупать готовую российскую продукцию аграрных секторов по ценам в полтора-два раза выше рыночной, а затем продавать ее перерабатывающим компаниям по субсидируемой цене.
2. Также, предлагаем для развития российской пищевой промышленности, кроме расширения закупочной базы создавать крупные логистические центры, в которых можно было бы совершать оптовые закупки продукции аграрного сектора. В этом случае остатки нереализованных на внутреннем рынке товаров можно было бы экспортировать без ущерба отечественному производителя, что является продуманной экспортной политикой. Такие центры потребуют поддержки со стороны государства, в части законодательного закрепления механизма работы центров и их финансирования.
3. Для того, чтобы политика импортозамещения в перспективе была эффективнее, необходимо создать условия при которых отечественная продукция конкурировала бы с иностранными товарами на глобальных рынках. Искусственные барьеры приводят к тому, что покупатель снижает требования к товару, в связи с отсутствием альтернативных вариантов, а значит это неизбежно приводит к снижению качества. Политика импортозамещения не должна нарушать принципы международной экономической интеграции, а в долгосрочной перспективе должна создавать
основу для формирования устойчивой экспортно ориентированной экономики.
4. В ряде отраслей импортозамещению может поспособствовать стандартизация. Национальные стандарты позволят уменьшить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Параллельно с этим совершенствование законодательной базы в направлении обеспечения быстрого и эффективного доступа промышленности к инструментам поддержки привлечет частный бизнес [2].
На микро уровне:
1. Возможный вариант импортозамещения - это создание глобальных чемпионов, российских компаний, которые будут решать проблемы импортозамещения, функционируя на мировых рынках, одновременно обеспечивая глобальную конкурентоспособность и решая проблемы национального рынка. До тех пор, пока отечественные производители будут нацелены только на внутреннее потребление их продукции, они не смогут выдержать конкуренции даже на национальном рынке.
2. Неправильно рассчитывать на достижение импортозамещения в короткие сроки. Снижение курса рубля скорректировало стоимость инфраструктуры и рабочей силы по сравнению с другими странами. Конечно перспективы импортозамещения зависят от доступности кредита, уровня инфляции, курса валют и среднесрочной определенности, но более важным является активизация инвестиционных процессов в стране. Частная инициатива по созданию совместных предприятий и локализации на территории России производства современной высокотехнологичной продукции могла бы в значительной степени улучшить сложившуюся ситуацию.
3. Девальвация рубля работает на импортозамещение лишь в краткосрочной перспективе. Предприятиям необходимо снижать непроизводственные и административные издержки для уменьшения стоимости продукции, что приведет к повышению конкуренции на внутреннем рынке.
4. В аграрном секторе в условиях гарантированного сбыта (мера на макроуровне, предложенная выше) сельхоз производителям необходимо будет направлять средства для расширения производства. Что очевидно приведет к увеличению объемов производства и удовлетворению отечественного спроса на продукцию аграриев.
Подводя итоги можно отметить, что проблема российской промышленности не в зависимости от импорта, а в технологической отсталости российских производственных цепочек, которые принудительно прерывают производители продукции, напрямую используя высококачественное импортное сырье. Импортозамещение - сложный процесс, оно имеет экономический смыл только в случае, если формирует качественно новые отрасли и повышает эффективность производства, а не
реанимирует безнадежные предприятия. Сегодня самой большой ошибкой было бы стремиться поддерживать высокие темпы роста в экономике, нуждающейся в структурной перестройке.
Использованные источники:
1. Елена Белозерова. Импортозамещение в РФ. Актуальные вопросы // Shopolog.ru URL: http://www.shopolog.ru/company/news/ importozameshchenie-v-rf-aktualnye-voprosy/ (дата обращения 22.09.2015)
2. Юлия Воронина. Лекарство от зависимости // Российская бизнес газета URL: http://www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения 19.09.2015)
3. Мария Малышева. Россию вытянет мясо // Газета.т URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/02/16/6414821.shtml (дата обращения 22.09.2015)
4. Яков Миркин. Россию ждет технологический коллапс. Как быть? // Slon Magazine URL: https://slon.ru/posts/53279 (дата обращения 22.09.2015)
5. Яков Миркин. Экономика испуга. Выдержит ли Россия еще один настоящий шторм? // Slon Magazine URL: https://slon.ru/posts/51641 _(дата обращения 21.09.2015)
6. Кирилл Рогов. Как будет развиваться кризис в России // РБК ежедневная деловая газета URL: http://www.rbcdaily.ru/economy/ 562949993950798 (дата обращения 22.09.2015)
7. Валерий Тимошенко. Политика импортозамещения в России: от слов к делу // Гарант.ру информационно-правовой портал URL: http://www.garant.ru/article/630000/ (дата обращения 21.09.2015)
Мельникова М. С. студент 4 курс кафедра «Бухгалтерский учет и анализ»
Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Краснодар РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ КОНТРОЛЯ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ЕЕ УЧЕТНУЮ ПОЛИТИКУ Статья посвящена вопросам построения системы внутреннего контроля с помощью внедрения отдельных направлений при разработке учетной политики организации
Ключевые слова: внутренний контроль, контрольные действия, среда, мониторинг средств контроля
Внутренний контроль представляет собой систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых ее руководством с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.