Научная статья на тему 'Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения'

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2085
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION INDUSTRIAL POLICY / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL DEVELOPMENT FUND / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / TECHNOLOGICAL DEPENDENCE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ / INVESTMENT SUPPORT TOOLS / ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленчук Елена Борисовна

В статье рассматривается инвестиционный аспект решения проблемы импортозамещения ключевой задачи промышленной политики Российского государства на современном этапе. Анализируются возможные источники финансирования проектов в области импортозамещения, механизмы бюджетного финансирования, а также меры по стимулированию притока частного капитала для реализации задач импортозамещения. Особое внимание уделено анализу деятельности Фонда развития промышленности как специализированного института, в задачи которого входит поддержка проектов импортозамещения, предложены меры по совершенствованию его деятельности. Также обосновывается необходимость разработки Комплексной государственной программы импортозамещения, определяются ее основные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INVESTMENT SUPPORT TOOLS FOR IMPORT SUBSTITUTION PROJECTS

The article deals with the investment aspect of solving the problem of import substitution a key task of the Russian state industrial policy. We also analyze the possible sources of funding for in the import substitution projects, budget financing mechanisms, as well as measures to stimulate the flow of private capital in the implementation of the import substitution tasks. Particular attention is paid to the activity of the Fund’s development of the industry, as a specialized institute, whose task is to support import substitution projects, proposed measures to improve its operations. It is also substantiated the need to develop the comprehensive state programs of import substitution, determined by its main components.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

УДК 338.246.28

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения

В статье рассматривается инвестиционный аспект решения проблемы импортозамещения — ключевой задачи промышленной политики Российского государства на современном этапе. Анализируются возможные источники финансирования проектов в области импортзамещения, механизмы бюджетного финансирования, а также меры по стимулированию притока частного капитала для реализации задач импортозамещения. Особое внимание уделено анализу деятельности Фонда развития промышленности как специализированного института, в задачи которого входит поддержка проектов импортозамещения, предложены меры по совершенствованию его деятельности. Также обосновывается необходимость разработки Комплексной государственной программы импортозамещения, определяются ее основные составляющие.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленная политика, технологическая зависимость, модернизация, инвестиции, инструменты инвестиционной поддержки, Фонд развития промышленности

Е.Б. Ленчук

В современных условиях импортозамещение выступает в качестве ключевой задачи экономической стратегии нашего государства, актуальность которой определяется возросшей технологической зависимостью России и обострением геополитической обстановки. Такая ситуация сложилась в результате чрезмерного увлечения российского правительства институциональными реформами, недооценки роли промышленной политики для экономического развития страны, снижения внимания к собственным научно-исследовательским разработкам, что привело к сворачиванию промышленного производства и его технологической деградации, резкому снижению конкурентоспособности российской продукции как на зарубежных, так и на внутренних рынках. Россия превратилась в страну, зависящую от зарубежных поставок технологий, оборудования, товаров потребления, которая в отдельных секторах экономики стала критической для обеспечения их нормального функционирования.

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, Грант №13-06-00583.

© Ленчук Е.Б., 2015

25

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

Как показали опросы, проведенные Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, в настоящее время 62% предприятий в промышленности работают на импортном оборудовании и сырье, не имеющих отечественных аналогов, 10% предприятий работают на импортном сырье и оборудовании, но могут относительно безболезненно найти их аналоги в России, и лишь 27% российских предприятий не закупают импорт [13].

Действительно, за последние годы Россия утратила целый ряд важнейших отраслей промышленности, в рамках которых она испытывает катастрофическую зависимость от импорта. Прежде всего, это такие важные отрасли как станкостроение, приборостроение, электроника. Например, в станкостроении, которое является базой для развития многих других отраслей, импортозависимость достигла 85—90%. В тяжелом машиностроении на импорт приходится 60—80%, в легкой промышленности — 70—90%, в радиоэлектронной промышленности — 80—90%, в фармацевтике и медицинской промышленности — 70—80%, в пищевой промышленности — 60—80%, в производстве офисного оборудования и вычислительной техники — 80% [4]. Вместе с тем, по мнению экспертов, угроза национальной экономической и технологической безопасности уже возникает при доле импорта какого-либо стратегически важного товара во внутреннем потреблении выше 25%.

По данным Росстата, импорт в Россию машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья в 2013 году составил 140 млрд долларов США, или 50,8% от общего объема импорта по данной группе стран, в то время как экспорт — лишь 16,4 млрд долларов США, или 3,6% от общего объема российского экспорта в отмеченную группу стран. Таким образом, Россия превратилась в чистого импортера машин и оборудования различного назначения из стран дальнего зарубежья с отрицательным сальдо в размере около 125 млрд долларов США [11].

В условиях утраты национальных центров технологической компетенции развитие некоторых важных отраслей промышленности практически перешло под контроль иностранного капитала. Это касается в первую очередь производства легковых автомобилей, офисного оборудования, бытовой техники, включая телевизионную, и т.д.

Ситуация обостряется и из-за усиливающейся откровенно недружественной риторики западных политиков и введения масштабных санкций против России в связи с украинскими событиями, которые ограничили доступ российских компаний к современным технологиям и оборудованию, использующимся в ведущих отраслях промышленности (прежде всего в ТЭК и оборонно-промышленном комплексе), а также ограничили доступ к инвестиционным ресурсам. Все это требует скорейшего решения проблемы импортозамещения, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных ограничений поставок высокотехнологичной продукции, вернуть внутреннему рынку максимум самодостаточности в «ключевых» его точках.

26

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

«Ограничения, связанные с передачей нам современных технологий, это не очень хорошо, — заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию в Санкт-Петербурге (8 декабря 2014 года), — но в чем-то это может быть нам на руку. Потому что если легче было что-то купить, то сейчас нужно будет вложить определенные средства, чтобы создать самим. Понятно, что этот процесс непростой, можно сказать сложный, но тем не менее в существующих обстоятельствах есть очевидный плюс. Россия получила мощный импульс к научному и технологическому развитию» [1].

Таким образом, переход к стратегии импортозамещения предполагает активизацию деятельности научно-технического потенциала и создание собственных промышленных производств, позволяющих обеспечить технологическую независимость страны от внешних поставщиков по номенклатуре продукции, необходимой для обеспечения минимально допустимого уровня жизнедеятельности и безопасности. В свою очередь, такая стратегия дает толчок к ускоренному переходу отечественной экономики на инновационный путь развития. Нет необходимости доказывать, что преодоление импортной зависимости становится возможным, когда отрасли и подотрасли национальной экономики способны не просто замещать уже существующий, а выпускать новый, конкурентоспособный продукт, сопоставимый по цене и качеству с зарубежными аналогами [8].

Безусловно, речь не идет о полном отказе от импорта промышленной продукции и заимствовании технологий. Ни одна страна в мире не может себе такое позволить. Речь идет о разумном заимствовании технологий в сочетании с собственным развитием и ориентацией на постепенное выращивание национальных технологических лидеров, способных осуществлять прорывы на внешние рынки. Однако можно с уверенностью сказать, что в первую очередь должны решаться задачи восстановления собственных инвестиционных отраслей, прежде всего машиностроения, станкостроения, приборостроения. А для этого необходимо обеспечить четкие целевые установки в развитии приоритетных направлений развития промышленности через разработку и реализацию соответствующей промышленной политики, сформировать новые инструменты поддержки промышленного развития, обеспечить его инвестиционными ресурсами.

Многие экономисты пытаются рассчитать, во что обойдется реализация стратегии импортозамещения России, и определить, есть ли у государства и частного бизнеса средства на реализацию этой цели. В частности, эксперты Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) для расчета стоимости стратегии импортозамещения предлагают опираться на модель, при которой для наращивания производства по секторам объем инвестиций в основной капитал должен вырасти пропорционально доле импорта в потреблении. При такой гипотезе совокупный объем вложений в производственные мощности должен составить как минимум 3,078 трлн рублей, то есть инвестиции должны вырасти не менее чем на 65% по сравнению с ны-

27

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

нешними, и это без учета степени износа основных фондов. При необходимости обновления основного капитала минимальный совокупный объем инвестиций составит 3,9 трлн рублей [3]. Это огромные финансовые средства, но этим далеко не исчерпываются затраты на создание собственных производств. Ведь речь должна идти не только о физическом замещении импортируемой продукции, а о выпуске качественно новой, конкурентоспособной продукции. А для этого, выстраивая собственные воспроизводственные цепочки, необходимо обеспечить и высокий уровень научно-технических разработок, решить инжиниринговые проблемы, обеспечить производства высококачественными материалами, профессиональными кадрами и т.д.

Безусловно, реализация стратегии импортозамещения может быть успешной лишь в контексте перехода к новой модели экономического роста. В первую очередь это предполагает решение проблемы ускоренной модернизации экономики, требующей наращивания вложений в основной капитал до уровня 30—35% ВВП. Это подкрепляется мировым опытом. Все быстрорастущие экономики много сберегают и инвестируют. Валовое накопление капитала в таких странах, как Китай, Южная Корея или Индонезия, составляет 30—50% ВВП, а потребление — всего 9—14%.

В 2014 году объем инвестиций в основной капитал, по данным Росстата, составил 13,528 трлн рублей (19% ВВП). Чтобы достичь указанной минимально необходимой планки в 30% ВВП, следует увеличить годовой объем капиталовложений примерно на 7,8 трлн рублей. В условиях, когда доступ к внешним инвестиционным источникам ограничен, следует изыскивать внутренние ресурсы. Однако возможности государства также ограничены. Так, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 апреля 2015 года, по данным Минфина, составляли 4,347 трлн рублей [10]. Правительство намерено их потратить в течение нескольких лет, что может добавить к общему объему инвестиций процентов десять в год, но кардинально это картину не изменит. В этой связи необходимо создавать условия для привлечения частных инвестиций.

Возвращаясь к проблеме импортозамещения, следует отметить, что масштабы предполагаемого производства для решения этой задачи должны быть колоссальными. По оценкам Института экономики РАН, в случае перехода на устойчивый экономический рост и увеличения инвестиционной активности до 30% ВВП, только по машинам и оборудованию инвестиционного назначения потенциал импортозамещения составит более 7,6 трлн рублей. Кроме того, не менее 1,3 трлн рублей, может составлять потенциал импортозамещения от локализации производства комплектации для автомобильной промышленности и производства бытовой техники длительного пользования [12]. Нет сомнения, что для организации таких объемов производства потребуются колоссальные вложения.

Логично предположить, что с точки зрения государственной поддержки решения проблемы импортозамещения в условиях перехода к преимуще-

28

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

ственно программным принципам формирования федерального бюджета, важнейшим инструментом должны быть государственные программы. На их реализацию направляется почти 60% всех расходов федерального бюджета. В 2014 году на финансирование 39 утвержденных Правительством Российской Федерации программ выделено 8,3 трлн рублей, а в 2015 году на их финансирование предполагается выделить 8,8 трлн рублей [7].

Практически во всех государственных программах заложены цели по импортозамещению. Однако большинство программ разрабатывались в период 2012—2013 годов, когда решение задачи импортозамещения не относилось к разряду приоритетных, и активно проводился курс на поиск путей встраивания национальных компаний в существующие транснациональные технологические цепочки, привлечение иностранных компаний в российскую экономику, заимствование технологий. Многие проекты, реализуемые в рамках государственных программ, были ориентированы на активное использование импортных узлов и агрегатов при выпуске продукции. И сегодня все они нуждаются в серьезной корректировке с учетом новых экономических и геополитических реалий, в которых развивается российская экономика, требующих акцентированного внимания именно к проблемам импортозамещения и преодоления технологической зависимости.

Однако в условиях постоянной перекройки федерального бюджета, направленного на сокращение его расходов, государственные программы попали под секвестр. Среди них и программы в тех отраслях, для которых решение проблем импортозамещения имеет критический характер. Так, в среднем на 10% были секвестированы такие программы, как «Развитие сельского хозяйства», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Экономическое развитие и инновационная экономика» и т.д.

Безусловно, в таких условиях снижается эффективность государственных программ как действенного инструмента поддержки со стороны государства важнейших отраслей экономики, и прежде всего ее реального сектора. В рамках этой группы программ представляется целесообразным перераспределить ресурсы в пользу проектов, предусматривающих освоение производства и выпуск продукции с высокой степенью локализации или разработку и освоение новых технологий.

В марте 2015 года Минпромторгом Российской Федерации были представлены и утверждены 19 отраслевых планов по содействию импортозамещению критических видов продукции в гражданских отраслях обрабатывающей промышленности. В рамках этих планов предусматривается реализация 2059 проектов в следующих отраслях: легкая, авиационная, лесная, химическая, радиоэлектронная, автомобильная промышленность, транспортное, сельскохозяйственное и лесное машиностроение, строительно-дорожная, коммунальная и наземная аэродромная техника, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, фармацевтическая, медицинская промышленность, тяжелое машиностроение,

29

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

энергетическое, нефтегазовое машиностроение, станкостроение, металлургия и судостроение. В результате их реализации к 2020 году в России будет создано производство не менее восьми сотен изделий и товаров, которые помогут снизить влияние западных санкций на российскую экономику.

В качестве условий отбора проектов выступали следующие [9]:

• проект — только в российской юрисдикции, новое производство должно быть организовано в сегменте, где доля импорта составляет от 80 до 100%;

• сумма затрат на каждый проект — не выше 2 млрд рублей;

• не менее 20% финансирования должен предоставить инвестор (исключены деньги из офшоров);

• срок реализации проекта — не более 3 лет;

• срок окупаемости экспортно ориентированного проекта должен составлять не более 7 лет (доля экспорта должна быть в 20% при условии использования импортных составляющих);

• срок окупаемости проекта импортозамещения — не более 10 лет.

Бюджет реализации планов содействия импортзамещению в отрасли

обрабатывающей промышленности оценен в 1,5 трлн рублей: 1,265 трлн рублей частных инвестиций и 235 млрд — государственных. Таким образом, государство рассчитывает, что проблема импортозамещения должна решаться преимущественно за счет частных инвестиций, объем которых должен быть почти в шесть раз выше, чем государственных.

Однако в сложившейся финансово-экономической ситуации в России инвестиционная активность отечественных производителей вряд ли позволит в обозримом будущем решить проблему импортозамещения. По данным опросов ИЭП им. Гайдара, инвестиционные планы отечественной промышленности снизились, упав с сентября 2014 года по февраль 2015 года на 45 процентных пунктов. Более того, в феврале доля сообщений о намерении снизить инвестиции достигла в целом по промышленности 50% от числа опрошенных организаций [13].

Основной помехой для инвестирования предприятия считают нехватку собственных средств, поскольку именно прибыль остается в российской промышленности основным источником вложений в развитие. Более половины вложений в основной капитал отечественный бизнес осуществляет за счет собственных средств.

Проводимая политика Центрального банка Российской Федерации лишила предприятия и другого классического источника инвестиций — банковского кредитования. Находящаяся на запредельно высоком уровне ключевая ставка Центробанка превратила кредитование предприятий в недоступный механизм инвестирования. По данным Росстата, на банковские кредиты приходится 9,3% от всех инвестиций в основной капитал, и сегодня повсеместно отмечается сокращение портфеля корпоративных кредитов.

30

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

Следует отметить, что в соответствии с антикризисным планом правительства для поддержания банковского сектора предусматривается его докапитализация на сумму 1 трлн рублей, однако пока не ясно, дойдут ли эти деньги до реального сектора производства. Также планируется предоставление гарантий под кредиты на сумму 30 млрд рублей. В отношении импортозамещения намечено выделить 20 млрд рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам — той самой ставки, которую Банк России поднял до уровня остановки реального сектора экономики.

Ограниченность инвестиционных ресурсов для решения проблемы импортозамещения как у государства, так и у бизнеса делает особо актуальной проблему их эффективного использования. В этой связи важное значение приобретает качество создаваемых инструментов и институтов, обеспечивающих инвестиционную поддержку реализации планов по импортозамещению.

Одна из ведущих ролей в этих процессах отведена Фонду развития промышленности, который был создан в конце 2014 года. Фонд получил из бюджета 20 млрд рублей, при этом планируется, что ему и дальше будет оказываться регулярная господдержка. В свою очередь, являясь инструментом возвратного бюджетного финансирования, Фонд на конкурсной основе будет предоставлять целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет и в объеме от 50 до 700 млн рублей. Для проектов, связанных с решением проблемы импортозамещения, объем предоставляемых займов колеблется в диапазоне 50— 300 млн рублей, а получение результата планируется уже через 2—3 года [6].

Потребителями средств Фонда развития промышленности должны стать компании среднего звена, занятые в инновационных и технологических проектах, под которые затруднено получение банковских кредитов и которые до сих пор оставались практически не охваченными господдержкой. Интерес к Фонду чрезвычайно высок. На 24 апреля 2015 года в Фонд развития промышленности поступило 800 заявок от предприятий на общую сумму свыше 280 млрд рублей. Это в 10 раз больше размера фонда — 20 млрд рублей, однако экспертный совет Фонда пока одобрил к финансированию три проекта. Найти эффективные проекты довольно затруднительно [6].

Создание Фонда развития промышленности, безусловно, позитивный момент, свидетельствующий об активизации государственной промышленной политики в стране. Вместе с тем, чтобы в рамках фонда бюджетные средства, выдаваемые в виде займа промышленным предприятиям, были эффективно использованы и, в конечном счете, возвращены фонду в назначенный срок, следует четко сформировать концепцию работы фонда. На наш взгляд, сегодня имеется ряд концептуальных вопросов к деятельности фонда, без решения которых трудно обеспечить его эффективное функционирование.

Принципиальным моментом является четкое определение объектов инвестирования фонда. На наш взгляд, целесообразно сосредоточиться на стадии содействия реализации промышленных проектов как технологической реконструкции действующих производств (внедрения новых технологий), так

31

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

и создании новых мощностей по выпуску инновационной продукции, включая задачи импортозамещения. В задачи фонда включено также финансирование процесса создания новых технологий и продуктов, однако эти задачи решаются за счет использования других инструментов (через федеральные целевые программы; технологические платформы, другие институты), и, очевидно, нет смысла организовывать такое дублирование. Целесообразность финансирования фондом проектной стадии (разработки самого проекта) также вызывает сомнение в силу высокого уровня рисков по возврату средств.

Целесообразно более четко определить инвестиционный фокус фонда. Представляется, что работа фонда не должна осуществляться с «чистого листа», а должна строиться в первую очередь в соответствии с государственной программой «Развитие российской промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», а также с «Планом содействия импортозамещению в промышленности». Именно в промышленности сосредоточены отечественные инвестиционные приоритеты, которые являются наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения. При этом фонд должен поддерживать уже одобренные готовые проекты по технологической модернизации и созданию новых промышленных мощностей. В этом контексте необходимо обеспечить переформатирование характера программных документов развития промышленности с концептуального (общие цели и параметры; совершенствование общих условий и стимулирования инвестиционной деятельности) на проектный, когда целевые параметры развития подкрепляются конкретными инвестиционными проектами.

Основными партнерами фонда могут выступать отраслевые ассоциации и управления промышленности региональных администраций, которые и должны проводить экспертизу конкретных проектов.

Фонд развития промышленности должен быть четко вписан в общую систему государственной поддержки промышленных предприятий, обеспечивающей доступ к инвестиционным ресурсам на всех стадиях процесса разработки и создания конкурентоспособной инновационной промышленной продукции и выхода с ней на рынок. При этом он должен четко представлять свою нишу в этом процессе и не дублировать деятельность других институтов.

Наряду с работой Фонда развития промышленности будет использоваться целый ряд других инструментов инвестиционной поддержки и стимулирования проектов в области импортозамещения. Прежде всего, это разнообразные государственные субсидии по всем отраслям промышленности, которых на сегодняшний день насчитывается более двух десятков. Поддержка проектов импортозамещения может осуществляться в рамках предоставления государственных субсидий на исследовательские и конструкторские работы, техническое перевооружение, развитие инфраструктуры, модернизацию, субсидирование процентных ставок по кредитам. Так, в целях более полной ориентации на конечный результат в прошлом году были введены возвратные субсидии для НИОКР, когда предоставля-

32

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

емые средства на компенсацию затрат на НИОКР в рамках инвестиционного проекта привязываются к конкретным индикаторам и показателям промышленного развития. Если исполнитель не выходит на запланированные объемы промышленного выпуска, то субсидия или возвращается обратно государству, или на исполнителя накладываются штрафные санкции за недостижение запланированного результата.

Разрабатываемые меры государственной поддержки проектов в области импортозамещения во многом зависят от отраслевой специфики. Так, например, Минпромторгом России рассматривается возможность снижения налогооблагаемой базы нефтегазодобывающих, перерабатывающих организаций на сумму, составляющую до 50% инвестиций в создание нового оборудования, на период опытно-промышленной эксплуатации, а на материалы, не имеющие российских аналогов, ставки ввозных таможенных пошлин могут обнулиться. Станкостроителей предлагается освободить от уплаты НДС при приобретении оборудования. Для химического комплекса предусматривается целевое финансирование проектов или займов по ставке не более 5% годовых на срок от 5 до 10 лет. В лесопромышленном комплексе страховые взносы за персонал могут снизиться для производителей оборудования до 14% на этапах реализации проектов, но не более чем на 5 лет в совокупности с момента выполнения первого проекта. В легкой промышленности для компаний, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предложено ввести налоговые льготы на срок до 7 лет: налог на прибыль — 13,5%, налог на имущество — 0%. В транспортном машиностроении эффективной мерой поддержки может стать субсидирование кредитных ставок на техническое перевооружение в размере 0,9% от ключевой ставки (сейчас составляет 14% годовых) вместо 2/3 ставки рефинансирования (8,25% годовых) [5].

Для решения задач импортозамещения будут задействованы и меры регуляторного характера, которые позволят дополнительно сократить уровень импортной зависимости отечественной промышленности без выделения дополнительных объемов бюджетного финансирования, одновременно стимулируя бизнес к развитию импортозамещающих производств. Речь идет о мерах таможенно-тарифного регулирования и стандартизации. В частности, для стимулирования отечественного производства рассматривается вопрос об увеличении ставок ввозных таможенных пошлин по ряду позиций товарной номенклатуры. Так, в автомобильной промышленности предлагается введение таможенных пошлин на ввоз зарубежных автокомпонентов, аналоги которых производятся в России (10—20%). В настоящий момент автокомпании, использующие режим промсборки, импортируют автокомпоненты по ставке 0—5%, на автозапчасти таможенная ставка достигает 40%. В радиоэлектронной отрасли предложено увеличение таможенных ставок на импортируемые светодиоды (на 5—10%) и различные электронные компоненты.

33

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

Также предлагается повысить ввозные тарифы на импортные компоненты для сельхозмашиностроения, в транспортной сфере — на грузовой подвижной состав, а в отрасли производства строительно-дорожной и коммунальной техники — на импортные аналоги комплектующих (диапазон ставок пока не определен). В пищевой промышленности предполагается запрет на покупку иностранного оборудования для государственных и муниципальных предприятий, исключение планируется только для стран Евразийского экономического союза. В металлургии рассматривается вопрос о введении вывозных таможенных пошлин на оловянные руды и концентраты.

Одновременно в качестве меры содействия импортозамещению обсуждается возможность снижения ввозных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, в частности для медицинской промышленности. Это позволит стимулировать российские предприятия к освоению производства и выводу на рынок отечественной продукции.

С 1 января 2015 года Россия как член ВТО может внести изменения в свои тарифные обязательства. Для этого Минпромторгу России вместе с представителями бизнеса необходимо провести работу по составлению конкретного перечня наиболее чувствительных для российской промышленности товаров, по которым целесообразно начать переговоры об изменении ставок ввозных таможенных пошлин. Для защиты внутреннего рынка также могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

В числе других мер поддержки отечественной промышленности следует выделить стандартизацию, прежде всего в машиностроении. Она является средством обеспечения взаимозаменяемости отдельных элементов, повышения надежности, обеспечения норм безопасности и экологических требований. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции.

Государственные закупки также могут стать мерой содействия импортозамещению. Они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособный уровень производства. Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей, то есть одновременно могут рассматриваться меры как запретительного и ограничительного характера, так и стимулирующего характера.

В целом, несмотря на большое разнообразие институтов стимулирования импортозамещения в России, можно проявить сдержанный оптимизм по поводу решения этой проблемы в краткосрочной перспективе. Очевидно, что успех в этом деле во многом определяется спецификой отраслей. Так, если в сфере сельскохозяйственной и пищевой промышленности им-

34

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

портозамещение может быть налажено по достаточно широкой номенклатуре продукции, то в средне- и высокотехнологичных секторах экономики выстраивание собственных воспроизводственных цепочек связано с гораздо большими временными и финансовыми затратами. Разработка и выпуск сложной продукции требует наличия соответствующей научноисследовательской базы, профессиональных кадров, соответствующей производственной базы. Все это нарабатывается годами.

Политика импортозамещения может быть успешной, если она реализуется в контексте общей экономической политики. В этой связи недостаточно сформировать отдельные отраслевые планы по обеспечению импортозамещения, которые представлены перечнем замещаемой продукции, сроками и уровнем замещения. Должна быть сформирована комплексная государственная программа импортозамещения в промышленности на период до 2025 года, которая отвечала бы современным вызовам и была способна обеспечить целостность и многоаспектность процесса трансформаций собственной промышленности. Такая программа должна базироваться на среднесрочных и долгосрочных научно-технических прогнозах и вписываться в общую стратегию экономического развития, направленную на формирование экономики инновационного типа.

Важнейшая задача комплексной программы импортозамещения — определение приоритетных направлений и отраслей промышленности для выстраивания собственных воспроизводственных цепочек, развитие которых в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет отвечать потребностям национальной экономики, обеспечивать ее конкурентоспособность и технологическую независимость.

В рамках комплексной программы импортозамещения должны быть определены соответствующие инструменты и механизмы ее реализации. Речь прежде всего идет об использовании механизмов стратегического планирования, государственно-частного партнерства, а также целевого проектного подхода с выходом на формирование и реализацию конкретных инвестиционных проектов по развитию новых производственных мощностей в различных отраслях промышленности, включая передовые технологии, которые могут быть предложены для реализации частному бизнесу на основе инвестиционных договоров.

Реализация такой программы должна содействовать ускоренной индустриализации российской экономики, развитию производств с высокой добавленной стоимостью, формированию емкого внутреннего рынка, что в конечном счете может ускорить рост экономической динамики. Следует отметить, что Минэкономразвития России дает оптимистичный прогноз — за счет активизации процессов импортозамещения в ближайшие 5—7 лет возможно обеспечить 10—15% роста промышленного производства и снизить зависимость к 2020 году в наиболее критичных отраслях промышленности от импорта с 90% до 50—60% [2].

35

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

Литература

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по науке и образованию в Санкт-Петербурге (8 декабря 2014 года) [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа http://www.kremlin. ru/events/president/news/47196 (дата обращения 20 апреля 2015 года).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/reposit/ minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf (дата обращения 20 апреля 2015 года).

3. Кравченко Л. Импортозамещение: цена и сроки //Независимая газета. 20.03.2015.

4. Ленчук Е.Б. Формирование институциональной среды промышленного развития в контексте задач импортозамещения //Вестник Института экономики РАН. 2013. № 6. С. 7—21.

5. Материалы официального сайта Минпромторга России. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа http://minpromtorg.gov.ra/press-centre/an/#/ru/press-centre/all/?id_18=8750&modal_w_18=1 (дата обращения 20 апреля 2015 года).

6. Материалы официального сайта Фонда развития промышленности. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа http://www.rftr.ru/fund (дата обращения 20 апреля 2015 года).

7. Никологорский Д.Ю. Финансово-бюджетные механизмы реализации программы импортозамещения //Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2014. № 27. С. 65—72.

8. Оболенский В.П. Возможности и ограничения политики импортозамещения в промышленности // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 2. С. 66—73.

9. Минпромторг: импортозамещение стоит 1,5 трлн рублей. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа http://www.vestifinance.ru/articles/55466 (дата обращения 20 апреля 2015 года).

10. Инвестиций не будет. [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6649913.shtml (дата обращения 20 апреля 2015 года).

11. Россия в цифрах. 2014. Росстат. М., 2014. С. 531.

12. Филатов В.И. Импортозамещение и формирование новой модели экономического роста в российской экономике // Вестник института экономики РАН. 2015. № 2. С. 76—86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Цухло С. Как победить засилье импорта // Эксперт. 2015. № 12. С. 41—42.

References

1. Vystuplenie Prezidenta Rossijskoj Federacii W.Putina na zasedanii Soveta po nauke i obrazovaniju v Sankt-Peterburge, 8, December, 2014. [Vladimir Putin’s

36

Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов...

speech at a meeting of the Council for Science and Education in St. Petersburg]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47196 (accessed 12 March 2015) (in Russian).

2. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti». [Russia’s State Program “The development of industry and increasing its competitiveness”]. Available at: http://www.minpromtorg. gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/8/gosudarstvennaya_programma.pdf (accessed 20 February 2015) (in Russian).

3. Kravchenko L. Importozameshhenie: cena i sroki. [Import substitution: price and terms]. //Nezavisimaja gazeta, 20, March, 2015 (in Russian).

4. Lenchuk E. Formirovanie institucional’noj sredy promyshlennogo razvitija v kontekste zadach importozameshhenija. [Institution environment industrial development in context of import substitution problems]. //Vestnik Instituta jekonomiki RAN. [Bulletin of the Institute of Economy] 2013, no 6, Pp.7-21 (in Russian).

5. Materialy oficial’nogo sajta Minpromtorga Rossii. [Official site of Ministry of Industry and Trade] Available at: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/all/#/ ru/press-centre/all/?id_18=8750&modal_w_18=1 (accessed 20 April 2015) (in Russian).

6. Materialy oficial’nogo sajta Fonda razvitija promyshlennosti. [Official site of Foundation for Development of Industry]. Available at: http://www.rftr.ru/fund (accessed 20 April 2015) (in Russian).

7. Nikologorskij D.Ju. Finansovo-bjudzhetnye mehanizmy realizacii programmy importozameshhenija. [Fiscal mechanisms for the implementation of the program of import substitution]. //Analiticheskij vestnik Soveta Federacii Federal'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii. [SF Analytical Bulletin of the Federal Assembly of Russia]. 2014, no 27. pp. 65-72. (in Russian).

8. Obolenskij V.P. Vozmozhnosti i ogranichenija politiki importozameshhenija v promyshlennosti. [Possibilities and limitations of import substitution policy in the industry]. //Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. [Russian External Economic Bulletin]. 2015, no2, pp.66-73. (in Russian).

9. Available at: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6649913.shtml (accessed 20 April 2015) (in Russian).

10. Available at: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6649913.shtml (accessed 20 April 2015) (in Russian).

11. Russia v tsifrah 2014. [Russia in Figures 2014]. Moscow, Rosstat, 2014, p.531 (in Russian).

12. Filatov V.I. Importozameshhenie i formirovanie novoj modeli jekonomicheskogo rosta v rossijskoj jekonomike. [Import substitution and formation of a new economic growth model in the Russian economy] //Vestnik instituta jekonomiki RAN, [Bulletin of the Institute of Economy]. 2015, no 2, p.76-86 (in Russian).

13. Cuhlo S. Kak pobedit’ zasil’e importa. [How to beat the dominance of imports] // Jekspert [Expert]. 2015, no 12, pp. 41-42 (in Russian).

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.