Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития фондового рынка в регионах России (на примере Орловской области)'

Проблемы и перспективы развития фондового рынка в регионах России (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
685
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коковина Е. Е., Ветрова В. В.

Рассмотрены основные тенденции и проблемы функционирования региональных рынков ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития фондового рынка в регионах России (на примере Орловской области)»

Представленная система показателей дает возможность с большой степенью достоверности оценивать уровень развития экспортного потенциала региона, выявлять и отслеживать текущие изменения в развитии экспорта региона, определять возникающие проблемы и оперативно вырабатывать обоснованные управленческие решения по регулированию экспортной деятельности региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Об утверждении методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации»: Приказ ГТК РФ № 1524 от 24 декабря 2003 г. (документ опубликован не был) // Справочно-консультационная система «Консультант+».

2. «Об утверждении методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации»: Приказ ГТК РФ № 180 от 28 апреля 1994 г. (документ опубликован не был) // Справочно-консультационная система «Консультант+».

3. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности // Вопросы статистики. — 2002. — № 11. — С. 65-66.

4. Синева Н.П. Внешнеэкономическая деятельность региона в условиях глобализации экономики: на примере Алтайского края: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Алтайский государственный университет. — Барнаул, 2005. — 300 с.

5. Татаркин А., Бурьков С. Стратегия развития экспортного комплекса региона // Фокус. — 1997. — № 1-2. — С. 13-20.

УДК 336.76

Е.Е. Коковина, В.В. Ветрова (Орел, ОрелГТУ)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РЕГИОНАХ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрены основные тенденции и проблемы функционирования регио-налъныхрынков 'ценных бумаг.

Развитие рыночных отношений в современных российских условиях, связанных в первую очередь с повышением темпов экономического роста, увеличением доходной части бюджетов всех уровней, улучшением благосостояния населения, во многом зависит от развития финансового рынка и его составляющих — региональных рынков ценных бумаг.

Современный рынок ценных бумаг (РЦБ) субъектов федерации России, сформированный на настоящий момент времени, характеризуется не-

большими объемами и низким качеством операций с ценными бумагами, отсутствием развитой инфраструктуры, обслуживающей выпуск, размещение и обращение ценных бумаг, замкнутостью и ориентацией на отдельный регион страны.

Основные проблемы развития региональных фондовых рынков, по мнению авторов, таковы:

1) низкая концентрация компаний-посредников (профессиональных участников рынка ценных бумаг) (всего по России на 31.12.2006 г. было зарегистрировано 3920 участников, при этом в 30 % регионах данные компании отсутствуют);

2) слабое развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг (организаций, занимающихся ведением реестра, учета, хранения и переоформления прав собственности на ЦБ — регистраторов и депозитариев). По данным ФСФР России, на 31.12.2006 г. насчитывалось 74 лицензированных регистратора (в 70 % регионов они отсутствуют) и депозитариев (всего по России на 31.12.2006 г. было зарегистрировано 748 организаций; в 15 % регионов они отсутствуют);

3) практически полное отсутствие в регионах фондовых бирж и их филиалов (всего по России на 31.12.2006 г. насчитывалось девять организаций, имеющих лицензии фондовой биржи и организатора торговли; в 80 % регионов они отсутствуют);

4) основная доля институциональных инвесторов сконцентрирована в центре России. Несмотря на то что на 31.12.2006 г. было зарегистрировано 614 паевых инвестиционных фондов (ПИФы), большая их часть сосредоточена в центре России (хотя в настоящее время наблюдается положительная тенденция выхода институтов коллективного инвестирования на региональный уровень). Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе в Москве — 113 фондов, в Санкт-Петербурге — 19, Нижегородской и Самарской областях — по 9. По данным ФСФР России, на 01.07.2006 г. действующие лицензии НПФ имели 297 организаций;

5) по данным Единого государственного реестра юридических лиц, на 01.08.2006 г. в России зарегистрировано 193 651 акционерных обществ (открытых и закрытых). Однако значительная часть этих организаций не регистрировала свои акции. Сводные данные о количестве зарегистрированных эмиссий акций отсутствуют, но о них можно судить по следующим данным. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в настоящее время ФСФР России) за период с 1997 г. по 2003 г. зарегистрировала 62 841 выпуск акций. На сайте информационного агентства АК&М имеются сведения о 193 946 выпусках ценных бумаг по 79 740 эмитентам. Однако следует учитывать, что российское законодательство требует регистрировать все выпуски акций всех акционерных обществ (в том числе закрытых). Несомненно, что подавляющая часть данных акций абсолютно неликвидна и не имеет вторичного рынка. При этом по состоянию на 01.12.2006 г. суммарная капитализация российского рынка акций составила 921 млрд долл.

(включая ММВБ и РТС). Оборот данного рыночного сегмента составил 179,8 млрд долл. Подавляющая часть этого оборота приходится на ММВБ иРТС.

Далее целесообразно более подробно рассмотреть тенденции развития региональных фондовых рынков, используя в качестве примера данные по Орловской области. Рынок ценных бумаг Орловской области, как и в большинстве регионов России за исключением крупных финансовых и промышленных центров, находится пока на начальной стадии развития (в основном развит только первичный рынок ценных бумаг). Однако нельзя не отметить некоторые признаки постепенной активизации данного сегмента финансовой системы региона, а также предпринимаемые заинтересованными сторонами попытки проработать отдельные механизмы организации и управления фондовыми операциями.

Так, данные, представленные РО ФСФР России в ЮЗР, говорят о том, что в Орловской области за период с 1997 г. по 2006 г. зарегистрировано 5 выпусков облигаций на сумму 4,98 млн руб. и 1659 выпусков акций (при том, что заявление на регистрацию выпусков ценных бумаг подали 1934 эмитента).

Развитие фондового рынка в Орловской области сдерживается недостаточным уровнем его инфраструктуры, слабым кадровым, информационным и материально-техническим обеспечением. Сказываются также значительные затраты при размещении первых публичных заимствований. За период с 1998 г. по 2006 г. РО ФСФР России в ЮЗР было рассмотрено всего одно заявление на получение лицензии на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг и одно заявление на продление лицензии на данный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. По результатам рассмотрения заявлений была выдана одна лицензия на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.

В качестве перспективных направлений развития регионального фондового рынка в Орловской области, как и в других регионах, необходимо разработать систему методов обеспечения инвестиционной ориентации регионального фондового рынка. По мнению авторов статьи, одним из основных звеньев этой системы мог бы стать региональный фонд поддержки бизнеса — Инновационно-инвестиционная компания (ИИК). Главной целью создания ИИК является реализация инновационноинвестиционных проектов в реальном секторе региональной экономики. В дальнейшем для практической реализации всех инновационных проектов предлагается использование механизмов, которыми обладает фондовый рынок (рисунок).

ЦП

о

ВТОРИЧНЫМ РЦБ

Общероссийская информационноторговая система, созданная

1. ММВБ

2. РТС

3. СПВБ

4. внебиржевая электронная информационноторговая система биржи ОАО -«ФБВТ»

осуществление выхода на общероссийскую информационно-торговую систему с целью вложения свободных денежных средств, которые не задействованы для реализации инновационноинвестиционного проекта в безрисковые государственные ЦБ для покрытия комиссионных расходов ИИК в качестве посредника

УЧРЕДИТЕЛИ Инновационно-инвестиционной компании

Банки Органы региональной власти Органы муниципального управления Коммерческие предприятия

Уставной капитал; Страховой фонд

информация

Локальная электронная информационноторговая система

1. Электронная информационная система, в т.ч. сайт

Проектные организации — разработка проектов

Инвестиции от первичного размещения ЦБ на доработку НИОКР

проекты

посредник

информация

Коммерческие производственные предприятия — реализация проектов

инвестиции на реализацию проекта

погашение

займа

часть прибыли от реализации проекта

деньги

проведение

IPO

продажа ЦБ на вторичном рынке

Выпуск и размещение долговых ценных бумаг (облигаций) под инновационноинвестиционный проект

деньги

возможность для инвесторов из других субъектов РФ покупать ЦБ

Первичное публичное предложение (IPO) долевых ценных бумаг (акций)

облигации

деньги

акции

Институциональные и частные инвесторы

Инновационно-инвеститтионная компания

1. Анализ и отбор проектов

2. Поиск производственных предприятий для реализации проектов

3. Посредник в отношениях между заявителем проекта, предприятием, желающим его реализовать и потенциальным инвестором. Заемные средства, полученные от инвесторов на первичном рынке, ИИК распределяет в соответствие с договором между проектными организациями на доработку НИОКР и коммерческими производственными предприятиями для налаживания производства инновационного продукта, его сбыта и получение прибыли. ИИК получает за свою работу комиссионное вознаграждение

4. Организация первичного рынка (Выпуск и размещение ценных бумаг)

Схема активизации инвестиционной ориентации рынка ценных бумаг на региональном уровне

После регистрации ПИК начинает функционировать и выполнять свои основные функции: поиск и отбор инвестиционно-инновационных проектов и производственных компаний, реализующих данные проекты; выпуск и размещение ценных бумаг под инвестиционно-инновационный проект [облигации или проводит IPO (первичное публичное предложение акций)]; организация первичного рынка ценных бумаг под инновационноинвестиционные проекты; поиск потенциальных инвесторов для реализации данных проектов; создание вторичного рынка выпущенных ценных бумаг как на региональном, так и на федеральном уровне посредством создания локальной электронной информационно-торговой системы, используя биржевые и внебиржевые автоматизированные торговые системы ММВБ, РТС, СПВБ и ОАО «ФБВТ», для обслуживания обращения ценных бумаг, выпущенных под реализуемые проекты.

УДК 332.1(470+571)

Д.А. Кузин (Тула, ТулГУ)

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются теоретико-методические основы социально-экономического развития муниципального образования. Разработана методика количественной оценки уровня социально-экономической конкурентоспособности муниципального образования как основного показателя социально-экономического развития территории за фиксированный период времени.

В социально-экономическом устройстве Российской Федерации муниципальные образования являются первичным территориальным звеном народного хозяйства и сообщества населения, организованным для совместного производства и потребления, и в основном самостоятельно ведущим местное хозяйство. Рассматривать муниципальные образования следует как самостоятельные самоуправляемые социально-экономические системы, функционирование которых направлено прежде всего на создание и поддержание необходимых и достаточных условий для обеспечения социально-экономического воспроизводства входящих в них и взаимодействующих между собой элементов. В условиях рыночной экономики первоочередной задачей для любого муниципального образования является достижение им определенного уровня социально-экономической конкурентоспособности по отношению к другим муниципальным образованиям.

Под социально-экономической конкурентоспособностью муниципального образования понимается способность муниципального образования как самостоятельной социально-экономической системы успешно «со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.