Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CANDIDATE OF SCIENCES / DOCTOR OF SCIENCES / PUBLIC HEALTH / MANPOWER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касымов О.Т., Мамбетова Ч.А., Касымова Р.О.

The article discusses the current situation in the manpower policy and the demand for highly qualified scientists in the field of public health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА, МИКРОБИОЛОГИЯ. ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ.

АТАЙЫН ЧЫГАРЫЛЫШЫ: КООМДУК САЛАМАТТЫК САКТОО. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА, МИКРОБИОЛОГИЯ. ИНФЕКЦИЯ ООРУЛАРЫ.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

О.Т. Касымов, Ч.А. Мамбетова, Р.О.Касымова Научно-производственное объединение «Профилактическая медицина» МЗ КР

Коомдук саламаттык сактоонун жацы концепциясынын чегинде илимий кадрларды даярдо-онун перспективалары жана проблемалары

О.Т. Касымов, ч.А., Мамбетова, Р.О.Касымова КР CCM караштуу «Алдын алуу медицинасы» Илимий 0ндYPYштYк Бирикмеси

Корутунду: Макалада кадрлар саясатынын иш жYЗYндвгY тYЗYлгeн абалы жана коомдук саламаттык сактоо тармагындагы жогорку квалифициялуу илимий кадрларга болгон муктаждыгы анализденген.

Негизги сездер: илимдин кандидаты, илимдин доктору, коомдук саламаттык сактоо, кадрларды даяр-доо.

The problems and prospects of scientific manpower training in the framework of the concept

of new public health

O.T. Kasymov, Ch.A. Mambetova, R.O.Kasymova

Scientific and Production Centre for Preventive Medicine of the Ministry of Health of the Kyrgyz Republic

Abstract: The article discusses the current situation in the manpower policy and the demand for highly qualified scientists in the field of public health.

Key words: candidate of sciences, doctor of sciences, public health, manpower training

После приобретения независимости Кыргызстана, возникла необходимость кардинального переустройства системы здравоохранения. При содействии и поддержке ряда международных организаций была разработана в 1994-1996 гг. Национальная программа реформы здравоохранения Кыргызской Республики (НПРЗ КР) «Манас» (1996-2000 гг.). В результате реализации которой удалось преодолеть системный кризис здравоохранения [1]. Для закрепления достигнутых успехов и придании устойчивости

системе на основе преемственности программы «Манас» разработана новая НПРЗ КР «Манас Таалими» на 2006-2010 гг., направленная на обеспечение предоставления качественных услуг здравоохранения, отвечающих потребностям общества [2].

В рамках программы «Манас Таалими» одним из приоритетных направлений является перенос акцента с развития системы медицинских услуг на организационную работу по созданию устойчивой службы профилактического направ-

ления, ориентированного на приоритеты здравоохранения и потребностей населения в вопросах охраны и укрепления здоровья. Таким образом, упор делается на развитие общественного здравоохранения определяемого как наука или искусство продлевать жизнь людей и укреплять их здоровье с помощью организованных усилий общества [3].

Ведущие научные сотрудники НПО «Проф-медицины» принимали активное участие в разработке проекта Закона «Об общественном здравоохранении». Уже сейчас нужно думать о программе мероприятий по его реализации. В том числе о системе подготовки специалистов общественного здравоохранения.

Успех осуществления принятой стратегии реформирования здравоохранения - одной из ключевых основополагающих задач является решение проблем кадрового обеспечения, в т.ч. научного в области общественного здравоохранения. Инвестирование в человеческие ресурсы предусматривает разработки новых целевых образовательных программ додипломной, постдипломной и непрерывной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами, что требует соответственно повышения качества подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров. Концепция Нового общественного здравоохранения преобразует традиционную профилактическую медицину (санитарию, гигиену, эпидемиологию, социальную медицину и другие разделы, развившиеся на протяжении прошедшего столетия) в новейшее целостное учение в области общественного здравоохранения для развития стратегии, профилактики, медицинской помощи, экономики и управления системами здравоохранения, исходя из подходов XXI века как пути достижения здоровья для всех.

В Кыргызстане и других бывших советских республиках особенно остро ощущается потребность в подготовке специалистов с широким пониманием как вопросов клинической помощи конкретному пациенту, так и организационной системы профилактики и лечения населения в целом. Тем более, система подготовки врачей в странах СНГ в недалеком прошлом осуществлялась традиционно в узком направлении: лечебное (терапевт, хирург, кардиолог, педиатр и т.д.), профилактическое - санитарный врач (гигиена труда, питания, детей и подростков и др.), эпидемиолог, а также социальная медицина и организация здравоохранения и т.д., что привело к доминированию узкоспециализированных научных и практических подходов в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Соответственно и подготовка научных кадров имела вышеуказанную тенденцию, которая сохраняется и в настоящее время.

Перечень специальностей, действующих в

настоящее время в области медико-профилактических и смежных дисциплин, выглядит следующим образом: 14.00.07 - гигиена, 14.00.30

- эпидемиология, 14.00.33 - общественное здоровье и здравоохранение (ОЗиЗ), 14.00.19

- паразитология, 14. 00.36 - аллергология и иммунология, 14.00.10. - инфекционные болезни, 14.00.11. - кожные и венерические заболевания. Кроме того, близко к этим направлениям примыкают специальности биологического профиля: 03.00.06 - вирусология, 03.00.07- микробиология и т.д. То есть имеется слишком много специальностей для одного профилактического направления. Понятно, что инфекционист не может не быть специалистом в эпидемиологии, а кожвенеролог должен досконально знать вирусологию и микробиологию. С некоторой натяжкой можно сказать, что в условиях Российской Федерации имеет смысл готовить суперузкого специалиста для какого-то конкретного места. У нас работники общественного здравоохранения сталкиваются с букетом инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также медицинских и социальных проблем. Знающий специалист идет нарасхват, кроме учебной и организационной работы, он может являться членом 2 диссертационных советов, образованных НАК, и еще 1 Российского или Казахстанского, признаваясь узким специалистом не по сути, а по совокупности трудов.

То есть надо признать, что подготовка научных кадров согласно указанных шифров в области медико-профилактического направления в указанном формате является нецелесообразной, не соответствуя требованиям и пониманию концепции нового общественного здравоохранения.

С развитием медицинских наук, начиная, главным образом, с середины XX века, профилактическая и лечебная развивались как отдельные направления, иногда входя в противоречия. Однако процессы интеграции, особенно в области медицины труда, впервые организационно и методологически объединили клинику профессиональных заболеваний и такой важный профильный раздел гигиены, как гигиена труда. Это позволяет изучение человека в процессе трудовой деятельности и влияния условий труда на организм человека с целью сохранения и укрепления здоровья, а также работоспособности, продления жизни, профилактики и лечения как профессиональных, так и производственно обусловленных заболеваний.

Дальнейший этап процесса интеграции связан с развитием и формированием нового направления в гигиене - медицины окружающей среды. В методологическом подходе медицина окружающей среды интегрирует все направления и разделы гигиены (радиационная, общая и коммунальная, социальная гигиена, питания,

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Таблица 1.

Научные кадры в области общественного здравоохранения

Специальность До 40 лет 40 - 50 лет 50-60 лет Выше 70 лет Итого

Гигиена - 1 2 2 5

Эпидемиология - 2 3 3 8

Общественное здоровье и здравоохранение - 4 5 1 10

Инфекционные болезни - 1 3 - 4

Микробиология, Вирусология, Аллергология и иммунология, паразитология - - 4 2 6

Итого д.м.н. - 8 17 8 33

Гигиена 3 9 6 5 23

Эпидемиология 3 7 8 3 21

Общественное здоровье и здравоохранение - 5 4 2 11

Инфекционные болезни - 3 3 4 10

Микробиология, Вирусология, Аллергология и иммунология, паразитология - 6 8 6 20

Итого к.м.н. 6 30 29 20 85

труда, детей и подростков и т.д.), а также эпидемиологии, донозологической и ранней клинической диагностики с целью комплексного решения задач первичной (предупреждение возникновения заболеваний), вторичной (раннее выявление групп риска) и третичной (предупреждение рецидивов) профилактики.

Новое общественное здравоохранение является синтезом научных достижений, дающим опыт решения практических задач, накопленный в течение сотни лет предоставления и пользования медицинским обслуживанием, специальными мероприятиями по профилактике болезней и укреплению здоровья. Это конгломерат медицинских и социальных наук, технологий, теории и практики управления в области здравоохранения, которая в настоящее время продолжает бурно развиваться. Следовательно, в номенклатуре специалистов медико-профилактическое направление в образовательных, практических и научных учреждениях необходимо ввести единый шифр врач или специалист общественного здравоохранения.

В Кыргызской Республике научно-кадровый потенциал по медико-профилактическому направлению (табл. 1) обеспечивается 114 специалистами, имеющими ученую степень кандидата и доктора наук, что составляет 23,7% от всего числа защищенных диссертаций в области медицинских наук.

Как видно из таблицы, доктора науки составляют 33 человека, что соответствует 28,3%

от общего числа, имеющих данную степень. В возрастной структуре 70 лет и выше - 8 человек (24,2%), 50-60 лет - 17 человек (51,5%), 40 лет и выше - 8 человек (24,2%), . По специальностям: гигиены - 5 человек (15,2%), эпидемиологии - 8 человек (24,2%), общественное здоровье и здравоохранение - 10 человек (30,3%), инфекционные болезни - 4 человека (12,1%) и др. (микробиология, вирусология, аллергология и иммунология) - 6 человек (18,2%).

Соответственно, исходя из вышеизложенного, отмечается тенденция старения кадрового потенциала из числа докторов наук. При этом также наблюдается дисбаланс докторов наук в структуре специальностей особенно в возрасте 40 лет и выше, за исключением ОЗиЗ. При этом следует заметить, доктора наук по шифру специальности 14.00.33 - ОЗиЗ защитили свои диссертации по материалам выполнения программы реформирования системы здравоохранения «Манас» 1996-2006 гг. и работают в системе практического здравоохранения. Наряду с этим, за последние 5-10 лет не защищено ни одной докторской диссертации по гигиене, микробиологии, вирусологии и инфекционным болезням, за исключением эпидемиологии - 3 диссертации: в России (один) и Казахстане (2), а также общественного здравоохранения - 9 диссертаций: в России (3), в Кыргызстане (5) и Казахстане (1).

Важным процессом кадрового обеспечения профилактической медицины является под-

готовка специалистов кандидатов наук. В настоящее время в научных, образовательных и практических учреждениях здравоохранения республики работают 85 кандидатов наук, что составляет 23,4% к общему числу лиц, имеющих указанную ученую степень. При этом в возрастном аспекте 70 лет и выше составляют 20 человек (23,5%), 50-60 лет - 29 человек (34,1%), 40-50 лет - 30 человек (35,3%), и до 30 лет - 6 человек (7,1%). В структуре специальностей сохраняется относительно равный паритет 20-23 человек по гигиене, эпидемиологии и микробиологии, вирусологии, аллергологии и иммунологии, всего 64 человека (до 75%), за исключением специальностей общественное здоровье и здравоохранение и инфекционные болезни - 10-11 человек (до 25,1%). В целом вызывает тревогу отсутствие кандидатов наук до 30 лет по специальностям ОЗиЗ, микробиология, вирусология, аллергология и иммунология, инфекционные болезни и малочисленность их по гигиене и эпидемиологии.

Из числа кандидатов наук в настоящее время выполняется всего 5 утвержденных на ученых советах докторских диссертаций: в области гигиены - 1, эпидемиологии - 4, по другим указанным специальностям не выполняются. Следовательно, отмечается значительный структурный дисбаланс подготовки научных кадров в области указанных специальностей профилактической медицины.

Анализ кадрового обеспечения докторами и кандидатами наук в разрезе образовательных, научных и практических учреждений здравоохра-

нения республики показал, что на кафедрах медико-профилактических дисциплин КГМА, КРСУ, ОшГУ, КГМИПиПК до 80% научно-педагогический состав составляет в возрасте 60 лет и выше, в профильном научном учреждении НПО «ПМ» МЗ КР до 60%. При этом приток молодых специалистов незначителен вследствие слабой мотивации (низкая заработная плата, неясные перспективы профессионального роста и т.д.).

Таким образом, на основании аналитического исследования получены фактические данные кадрового потенциала научных и образовательных учреждений КР. Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания четкой государственной программы подготовки специалистов в системе непрерывного медицинского образования в области нового понимания значения общественного здравоохранения, в том числе научно-кадрового потенциала в системе профилактической медицины. В конечном итоге это будет способствовать качественному достижению целей и задач в научно-практическом обеспечении реформирования общественного здравоохранения КР.

Литература:

1. Национальная программа реформы здравоохранения КР «Манас», 1996-2000 гг. - Бишкек, 1996.

2. Национальная программа реформы здравоохранения КР «Манас Таалими» на 2006-2011 годы. - Бишкек, 2006. - 56 с.

3. Тульчинский Т.Г., Варикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: введение в современную науку. - Иерусалим: Amutah for Education and Health, 1999. - 1049 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.