I БЭЛУК. КООМДУК САЛАМАТТЫК САКТООНУ БАШКАРУУ.
РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
МНОГОСЕКТОРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЛЕЧЕБНЫХ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УСЛУГ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
С.О.Орозалиев
Медицинская аккредитационная комиссия, Бишкек, Кыргызстан
Кыргыз республикасындагы дарылоо жана алдын алуу кызматтарынын сапатын башкаруунун
кепсектордук модели.
С.О.Орозалиев Медициналык аккредиттее комиссиясы, Бишкек, Кыргызстан
Корутунду: Макалада кадрлар саясатынын иш жYЗYндегY тYЗYлген абалы жана коомдук саламаттык сактоо тармагындагы жогорку квалифициялуу илимий кадрларга болгон муктаждыгы анализденген.
Негизги сездер: илимдин кандидаты, илимдин доктору, коомдук саламаттык сактоо, кадрларды даяр-доо.
Multisector model of quality management of medical and prophylactic services in Kyrgyz Republic
S.O.Orozaliev Medical accreditation commission, Bishkek, Kyrgyzstan
Качество лечебных и профилактических медицинских услуг (ЛПМУ), когда мы говорим о них во множественном числе, а в Кыргызстане это несколько миллионов услуг в год, выходит за рамки понятия «врачебное искусство» и требует правового и технического регулирования со стороны государства и общества.
На качество ЛПМУ влияет множество факторов, как субъективных, так и объективных. К первым относятся: с одной стороны, особенности состояния здоровья пациента: реактивность, наличие и тяжесть течения заболеваний, психическое здоровье, уровень запросов - социальный статус, возраст и др., с другой стороны, образование (квалификация, наличие специализации в той области, за помощь в которой обратился пациент), опыт медицинского работника, отсутствие языкового барьера. Еще большее значение на современном этапе приобретают объективные факторы, сопутствующие процессу оказания ЛПМУ: оснащение кабинетов диагностической и лечебной аппаратурой, инструментарием, другими изделиями медицинского назначения, обеспеченность лекарствами, состояние помещений и многое, многое другое.
Иными словами ЛПМУ это многоуровневый многосторонний процесс, в котором кроме ме-
дицинского работника и пациента, вступают во взаимодействие еще множество участников. Каждый участник имеет собственные интересы. Как обеспечить их взаимодействие, чтобы результатом было предоставление качественной лечебно-профилактической помощи. Чтобы интересы пациентов не пострадали, и они смогли получить то, что гарантировано Конституцией и законодательством. Как создать действующую схему управление постоянно меняющегося и усложняющего процесса?
В настоящее время справедливо говорить о новых для системы здравоохранения Кыргызской Республики тенденциях в формировании отношений между исполнителем медицинских услуг и их потребителем, т.е. отношений в системе «медицинский работник (медицинская организация) - пациент (население)», и отстаивании последними своих прав в различных инстанциях, в том числе судебных. В связи с этим здесь целесообразно представить 14 прав пациентов международного характера, утвержденных Европейской хартией прав пациентов [1]. Это: право на профилактические меры, право на доступность, право на информацию, право на согласие, право на свободу выбора, право на приватность и конфиденциальность, право на ува-
жение времени пациентов, право на соблюдение стандартов качества, право на безопасность, право на инновации, право на предотвращение по мере возможности страданий и боли, право на индивидуальный подход к лечению, право на подачу жалобы, право на компенсацию.
Эти права с каждым годом все более воплощаются в реальность. Возрастает спрос на ЛПМУ, оказываемые частной медициной. Число частных медицинских и оздоровительных центров в Кыргызстане, по данным сектора лицензирования медицинских услуг Управления организации медицинской помощи Минздрава на 2007 год составило 870, из них зарегистрированы как юридические лица 286, а как физические 584.
Возрастает роль профессиональных ассоциаций и общественных объединений медиков. В вопросы аттестации специалистов делегированы Минздравом в соответствующие ассоциации хирургов, стоматологов, терапевтов, педиатров. Ассоциации представляют интересы профильных специалистов в государственных, общественных и международных организациях, имеют собственные печатные органы, принимают участие в разработке стандартов оказания лечебно-профилактической помощи по своему направлению.
Эти тенденции развития системы здравоохранения были учтены в национальной программе «Манас Таалими», получили развитие, благодаря проводимой Минздравом политике. Управление качеством лечебно-профилактической помощи стало действующей системой, сделав большой шаг по сравнению с периодом середины девяностых годов, когда в соответствие с международной практикой стали создаваться соответствующие структуры [2]. Не все взаимодействия удалось отработать, продолжается процесс разработки стандартов для организаций различного уровня и формы собственности. Не все запланированные законодательные нормативно-правовые документы прошли утверждение. Но по большому счету система управления качеством лечебно-профилактической помощи заработала, и опыт работы в этом направлении за последнее время требует обобщения.
цель работы
Работа имела целью создать и внедрить в Кыргызской Республике систему правового и технического регулирования непрерывного мониторинга качества лечебно-профилактических услуг на основе взаимодействия всех звеньев и субъектов, участвующих в процессе обслуживания.
дизайн исследования
1. Изучение международного опыта.
2. Разработка нормативной правовой базы.
3. Правовая помощь по организации работ
неправительственных организаций.
4. Разработка алгоритма взаимодействия МАК с другими субъектами, влияющими на качества лечебных услуг (МЗ, ФОМС, АБ, образовательные учреждения).
полученные результаты и обсуждение
Краеугольными камнями управления качеством услуг, включая медицинские, является лицензирование, стандартизация и сертификация [3, 4, 5].
Служба аккредитации организаций здравоохранения (совместно службой лицензирования) была создана в июле 1996 года в составе Лицензи-онно-аккредитационной комиссии при Минздраве Кыргызской Республики, которая с 1997 года стала осуществлять свою деятельность в рамках проекта Всемирного Банка «Реформирование сектора здравоохранения» по реализации Национальной программы реформы системы здравоохранения Кыргызской Республики «Манас». Медицинская аккредитационная комиссия (МАК) Кыргызской Республики как самостоятельная независимая организация была создана 2001 году. Тогда для исключения конфликта интересов лицензирование и аккредитация были отделены друг от друга. В настоящее время в соответствие с Законом КР «О лицензировании» любые виды лечебно-профилактической деятельности подлежат лицензированию Министерством здравоохранения (6).
Медицинская аккредитационная комиссия (МАК) является национальным органом по аккредитации организаций здравоохранения и осуществляет свою деятельность в соответствии с принципом независимости, как от поставщика, так и от потребителя медицинских услуг. МАК работает в тесном контакте с Министерством здравоохранения КР, не являясь его непосредственной структурой. Взаимодействие Минздрава с МАК осуществляется через работу Наблюдательного совета по аккредитации, положение о котором утверждено Приказом Минздрава 2006 г.
МАК является институциональным членом Международного общества по обеспечению качества в здравоохранении (International Society in Health Care, ISQua). Медицинская аккредитационная комиссия имеет обученный, аттестованный и зарегистрированный в Национальной системе аккредитации состав штатных экспертов и утвержденный приказом Минздрава состав внештатных экспертов.
МАК вместе с непосредственной работой по аккредитации, а это только за последние пять лет более 300 организаций здравоохранения, с выездом во все регионы Республики, занимается разработкой нормативно-правовой базы. При чем для правового и технического регулирования управления качеством ЛПУ мы инициировали разработку документов не только для са-
МЕДИЦИНА
ежемесячный научно-практическии медицинским журнал
мой МАК, но и для других объектов и субъектов управления качества ЛПУ, проводя совместную научную и организационную работу. Мы также оказали правовую поддержку в создании новых негосударственных структур, участие которых в системе управления качеством ЛПУ, на наш взгляд, являлось необходимым.
В результате многолетней практики нам удалось предложить эмерджентную систему качества медицинского помощи (Рис. 1). «Эмерджентная система» - модель управления, исходящая из зависимости и взаимообусловленности отдельных звеньев системы, возникающих в тех или иных современных условиях.
Взаимодействие всех звеньев системы происходит в поле медицинского права и технического регулирования.
«Медицинское право» формируется как отрасль практической, научной и образовательной деятельности.
Техническое регулирование действует во всех сферах предпринимательской деятельности в виде общих законов, технических регламентов, стандартов, правил аккредитации, сертификации. В сфере здравоохранения медицинское право и техническое регулирование дополняют друг друга.
Нормативно-правовая база медицины включает:
• Законы Кыргызской Республики в области здравоохранения и в смежных областях, к ним относятся: Закон КР «Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике», Закон КР «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республике», Закон КР «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике», Закон КР «Об общественном здравоохранении» и др.
• Национальные программы: «Здоровая нация», «Манас», «Манас Таалими» и др., утверждаемые Жогорку Кенешем или Указом Президента.
• Государственные программы, Положения, планы действия, утверждаемые постановлениями Правительства.
• Ведомственные нормативные акты -Приказы МЗ, Целевые программы, Концепции, Положения, Указания. Из них, следует назвать важнейшие ведомственные документы, регулирующие вопросы управления качества ЛПУ: Положение «Об аккредитации организаций здравоохранения в Кыргызской Республике», Концепция улучшения качества медицинских услуг в Кыргызской Республики на 2004-2008 годы, Концепция развития лабораторной службы КР на 2007-2010 годы, Положение «Об управлении качеством медицинских услуг, предоставляемых организациями здравоохранения по Программе государственных гарантий», утвержденное приказом ФОМС КР №157 от 27.12. 2007г.
В разрабатываемые Законы КР в области здравоохранения и курортного дела, в Нацио-
нальные и Государственные программы в последние пять лет был внесен ряд статей и разделов, регулирующие вопросы стандартизации, аккредитации и сертификации, в подготовке которых МАК принимал самое активное участие. Для реализации этих программ и концепций подготовлены следующие Приказы Министерства здравоохранения КР №206 от 27.05.2005 г. «Об утверждении основных стандартов безопасности медицинских процедур», №3 от 9 января 2007 года «Об утверждении стандартов аккредитации организаций здравоохранения, санаторно-курортных учреждений в Кыргызской Республике и состава внештатных экспертов МАК» и др.
Население Республики и отдельные граждане плохо знают свои права, оговоренные Европейской хартией прав пациентов, и не могут их отстаивать в одиночку. Мы оказали правовую, организационную и информационную поддержку неправительственным организациям по созданию «Альянса защитников прав пациентов» и его дальнейшей работе. Для правовой основы их деятельности введены в Закон Кыргызской Республики «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республики» статья 14 и статья 72:
- «контроль качества медико-санитарной помощи, оказываемой субъектами частной медицинской деятельности, осуществляется уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в области здравоохранения, организациями по защите прав пациентов в соответствии с их уставной деятельностью»;
- «в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу организации здрвоохранения, в которой ему оказана медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские общественные организации, либо в суд».
Для реализации этих прав на практике подготовлен Приказ Министерства здравоохранения № 458 от 27.10 -2005 «О введении в действие договора «О создании системы оценки и контроля качества медицинской помощи» между Минздравом Кыргызской Республики и ОО «Альянсом защитников прав потребителей».
Согласно Закону КР «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республики» заявитель должен иметь выбор, в каком органе сертификации и по каким стандартам проводить аккредитацию. Как организации здравоохранения, работающие в системе Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), так и частные медицинские центры имеют выбор органа аккредитации.
Альянс защитников прав пациентов учредил «Комитет по сертификации медицинских технологий», который имеет право проводить аккредитацию организаций здравоохранения независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности по стандартам, утвержденным Мин-
здравом, то есть создан альтернативный орган аккредитации организаций здравоохранения.
За последние четыре года разработаны или пересмотрены, утверждены и изданы в виде сборников следующие стандарты и методические пособия:
• Стандарты для организаций здравоохранения с частной формой собственности, 2005;
• Аккредитация медицинских организаций в Кыргызской Республике, 2007;
• Аккредитация организаций здравоохранения в Кыргызской Республике: (сборник стандартов для аккредитации Центров общей врачебной практики ЦОВП), 2009;
• Аккредитация организаций здравоохранения в Кыргызской Республике: (сборник стандартов для аккредитации центров семейной медицины), 2009;
• Аккредитация организаций здравоохранения в Кыргызской Республике: (сборник стандартов для аккредитации больниц), 2009.
При чем, учитывая современные требования к развитию государственного языка и то, что основной контингент как медицинского персонала, особенно в регионах, так и потребителей услуг, составляет титульная нация эти стандарты одновременно выполнены и на кыргызском языке:
Кыргыз Республикасында саламаттык сактоо уюмдарын аккредиттее (Yй-бYлeлYк медицина борборун аккредиттее YЧYн стандарттар жыйна-гы), 2009;
Кыргыз Республикасында саламаттык сактоо уюмдарын аккредиттее (Ооруканаларды аккредиттее YЧYн стандарттар жыйнагы), 2009;
Кыргыз Республикасында саламаттык сактоо уюмдарын аккредиттее (Жалпы дарыгерли практика борборлорун аккредиттее YЧYн стандарттар жыйнагы), 2009.
В целом введение делопроизводства в системе здравоохранения на государственном языке испытывает трудности из-за отсутствия современных словарей, терминологических справочников. До сих пор подавляющее число технических документов, в том числе национальные стандарты Кыргызской Республики - Кыргыз мамлеттик стандарты (КМС) имеют только название на кыргызском языке, технический текст, выполняется только на русском языке, что создает дополнительные сложности для потребителей.
Нами издан сборник извлечений из нормативных правовых актов Кыргызской Республики «Пациент, Сенин укугун (Твои права, пациент)» [6] и подготовлен к печати кыргызско-русский терминологический справочник «Понятия и термины курортной, восстановительной и традиционной медицины, рекомендуемые к применению в Кыргызской Республике». Все это направлено на создание нормального диалога между производителями и потребителями лечебно-профилактических услуг, для управления их качеством.
МЕДИЦИНА
ежемесячный научно-практическии медицинскии журнал
Чтобы эмерджентная система действовала, важно было наладить, наряду с существующими вертикальными связями, взаимодействие между отдельными субъектами системы. Для этого были заключены договора МАК с министерством здравоохранения, ФОМС, Кыргызским государственным медицинским институтом переподготовки и повышения квалификации. Вопросы аккредитации и мониторинга качества медицинских услуг были учтены в ведомственных документах МЗ и ФОМС, а также в образовательных программах КГМИ П и ПК.
При использовании новой межсекторальной эмерджентной системы управления качества проведена аккредитация практически всех организаций здравоохранения Министерства здравоохранения, ведомственных организаций здравоохранения, крупнейших частных медицинских центров. Создан реестр аккредитованных ОЗ, путем инспекционного контроля и при повторной аккредитации отслеживается работа по устранению недостатков. Результаты аккредитации в 2007-2009 годах свидетельствуют о повышении качества и безопасности ЛПМУ в ОЗ по сравнению с предыдущим периодом [7,8].
Литература:
1. Европейская хартия прав пациентов. Брюссель, 2003.
2. Современные основы и механизмы системы управления качеством медицинской помощи в Кыргызской Республике / С.О. Орозалиев, Э.Т.Бокчубаев и др. // Под редакцией д.м.н. Мамбетова М.А. Бишкек: Бийиктик, 2009. - 240 с.
3. Вялков А.И. Райзберг Б.А. Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов (под ред. Вялкова А.И.) Изд. 2-е, стереотип. Москва, 2007.
4. Вялков А. И., Воробьев П. А. Стандартизация в здравоохранении. Лекции. Москва, Ньюдиамед, 2007.
5. Аккредитация организаций здравоохранения в Кыргызской Республике (Сборник стандартов для аккредитации больниц). - Бишкек, 2009. -198 с.
6. Орозалиев С.О. Пациент, Сенин укугун. Кыргыз Респуб-ликасынын нормативдик укуктук актыларынанузундулор топтому. - Бишкек. 2006. 62 с.
7. Орозалиев С.О. Об аккредитации медицинских организаций в 2006 г. //Медицина Кыргызстана. 2007. №1. С.81-84.
8. Орозалиев С.О., Абилов Б.А., Бокчубаев Э.Т. Основные итоги аккредитации организаций здравоохранения в Кыргызской Республике //Медицина Кыргызстана. 2007. №4.- Приложение 1. -С.7-10
СЛАБЫЕ ЗВЕНЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ
А.Т Шараева Кафедра семейной медицины КГМА
Уй булелук врачтардын иштериндеги бош жагдайлар
А.Т Шараева
Корутунду. Макалада стационардык жардамдын мYмкYнчYЛYГY Жана сапатын жогорулатуу, госпитализа-циянын денгээлин тeмeндeтYYгe YЙ-бYлeeлYк врачтардын ташуусу анализденген. Азыркы кезде YЙ-бYлeeлYк врачтар стационардык дарылоодогу каражаттын Ken чыгым болуп жатканын азайтууга жетишерлик шн^л бурбай жатышат; негизделбеген ооруканаларга жаткыруулар жана оорунун диагнозунун тeп келбегендиги жогорку проценте экендиги белгиленди, анын YстYнe алар ооруну алдын алуу ишине аз га^л бурууда.
Weaknesses of the family doctor practice
A.T. Sharaeva
Kyrgyz State Medical Academy, Department of Family Physician
Abstract. The article discusses a role of family doctors in the reduction of hospitalizations, improvement of quality and accessibility of inpatient care. At the present time, family doctors are not enough active in reducing costly inpatient treatment, there is a high percentage of diagnosis mismatch and unjustified hospitalizations, furthermore, little attention is given to prevention.
Укрепление и сохранение здоровья населения в значительной мере определяется организацией стационарной помощи. Однако этот вид медицинской помощи остается дорогостоящим и ресурсоемким. Сегодня издержки на госпитальную помощь составляют до 70-75% от затрат здравоохранения (Каратаев М.М. с соавт, 2009).
Поэтому Правительство Кыргызской Республики сконцентрировало реформы здравоохранения на усилении первичной медико-санитарной помощи и более экономном использовании бюджетных средств на стационарное лечение. В данной статье мы попытались выяснить роль семейных врачей в этом процессе, в частности, в какой степени они