Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере'

Проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
844
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникеева О. А.

Проблемы подготовки кадров высшего профессионального образования в новых условиях (реформы высшего образования, перехода на Болонскую систему, повышения требований к развитию человеческого потенциала и возрастания роли социальных задач в современной России) требуют исследования новых задач социальной политики, вопросов об изменении её места и роли в современном обществе, связей с национальными проектами. В связи с этими изменениями выявляются особенности, трудности и противоречия перехода на новую концепцию высшего профессионального образования. В статье использованы материалы первичного социологического исследования выпускников кафедры «Социальная работа» (специализации «Организация социальной работы с населением») о степени их удовлетворенности полученным образованием, востребованности их труда в разных сферах жизнедеятельности. Исходя из современных требований к управленческим кадрам, рассматриваются задачи и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникеева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management and Organization Training in the Social Sphere: Problems and Prospects

The new environment in the Russian Federation (that is, reform of higher education, shift to the Bologna system, special attention to human development and social sphere) lead to the new training agenda in higher education. The study of the innovative priorities of social policy, its new position and role in a modern society, its relations to national projects shows the trends, problem areas, and contradictions in the transfer to the new concept of higher professional education. The article offers analysis of the primary sociological study of Social Work Dept. graduates with the specialization in the Management of Communal Social Work; that is, the assessment of satisfaction with their education and the demand on the market. Training for the management in the social sphere its problems and prospects are examined based on the modern standards in education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере»

УДК 316.334:37

проблемы и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере

Аникеева О.А.,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The new environment in the Russian Federation (that is, reform of higher education, shift to the Bologna system, special attention to human development and social sphere) lead to the new training agenda in higher education. The study of the innovative priorities of social policy, its new position and role in a modern society, its relations to national projects shows the trends, problem areas, and contradictions in the transfer to the new concept of higher professional education. The article offers analysis of the primary sociological study of Social Work Dept. graduates with the specialization in the Management of Communal Social Work; that is, the assessment of satisfaction with their education and the demand on the market. Training for the management in the social sphere — its problems and prospects — are examined based on the modern standards in education.

Проблемы подготовки кадров высшего профессионального образования в новых условиях (реформы высшего образования, перехода на Болонскую систему, повышения требований к развитию человеческого потенциала и возрастания роли социальных задач в современной России) требуют исследования новых задач социальной политики, вопросов об изменении её места и роли в современном обществе, связей с национальными проектами. В связи с этими изменениями выявляются особенности, трудности и противоречия перехода на новую концепцию высшего профессионального образования. В статье использованы материалы первичного социологического исследования выпускников кафедры «Социальная работа» (специализации «Организация социальной работы с населением») о степени их удовлетворенности полученным образованием, востребованности их труда в разных сферах жизнедеятельности. Исходя из современных требований к управленческим кадрам, рассматриваются задачи и перспективы подготовки кадров для управления и организации в социальной сфере.

Ключевые слова: социальная политика; неклассические концепции управления; подготовка кадров; высшее профессиональное образование.

Национальные проекты, реализуемые в настоящее время, носят статус государственной стратегии развития. Они нацелены на формирование инновационной экономики и развитие общества в целом, однако их общей целью является развитие потенциала человека. Переход от приоритетного создания «мира вещей» к созданию «мира человеческих отношений» происходит через преобразование сознание отдельного человека и больших сообществ. Это мировая тенденция, которая проходит осмысление во всех развитых странах. К ним, хотя и с большой оговоркой, можно отнести и Россию (критерием можно считать рассчитанный индекс развития человеческого потенциала, значение которого,

рассчитанное для России, в данный момент находится на пределе — 0,819; оно поддерживается на этом предельном уровне в значительной степени за счет оставшихся показателей образования). [1, С. 21—22].

По данным Института проблем глобализации (М.Г. Делягин), ведущими социальноэкономическими последствиями этого процесса становятся следующие обстоятельства: 1) обострение конкуренции, основанной на жёсткой, вплоть до уничтожения конкурентов, борьбе на основе корпоративных (в том числе и мононациональных) интересов; 2) возрастание национальных особенностей, которые становятся важными факторами конкурентоспособности;

3) значительное возрастание роли управленческих решений всех уровней, в т.ч. в социальной сфере) [4].

Факторы эти предопределяют важнейший вывод для реформирования системы образования — она должна быть основана на развитии человеческого потенциала. Только такое максимально эффективное капиталовложение является спасением страны и условием благополучия каждого её гражданина.

На II Всероссийском гражданском форуме 23 января 2008 г., организатором которого выступила Общественная палата России, В.В. Путиным была сформулирована эта глобальная идея (идеология) реформ: «В целом речь должна идти о формировании вокруг человека современной социальной среды, которая работает на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение его доходов и личной конкурентоспособности». Он предложил использовать опыт национальных проектов для проведения современной социальной политики, в основе которой — интересы развития человека, формирование инновационной экономики и гармоничного общества. [5] «Давайте вспомним, — сказал В.В. Путин, — ещё совсем недавно далеко не все и не до конца понимали, какое значение может иметь эффективная социальная политика для экономики, для страны в целом, для общества. Она по-прежнему воспринималась как собес со всеми его унылыми атрибутами и по сравнению с такими заманчивыми и интересными понятиями, как финансовые активы, экспорт природных ресурсов, нефти, газа, выглядела непривлекательно, безнадёжно отстало. Этим никому не хотелось заниматься, скучной работа считалась. <...> На самом деле это самое главное для всех уровней власти и управления») [5]. Таким образом, в стратегии социального развития были обозначены приоритеты, более того, именно социальная сфера становится определяющей, доминирующей среди других направлений политики, которые имеют главную цель содействовать социальному прогрессу и созданию социальной среды, благоприятной для развития личности и всего социума.

Для достижения поставленных целей намечены следующие задачи:

1) включение механизмов гражданского общества в определение приоритетов социальной политики и её реализацию (аудит действий власти);

2) создание реальной конкуренции в выполнении социальных заказов («в разы увеличение перечня поставщиков социальных услуг»);

3) проведение социальной политики на основе самых современных инновационных техно -логий, а главное — силами высококвалифицированных и по-современному мыслящих менеджеров.

В целом задачи поставлены рационально, они соответствуют требованиям времени. Однако в их реализации заложена большая проблема, выходящая за рамки собственно социальной политики и социального менеджмента. Она связана с необходимостью и актуальностью перехода от классических концепций управления к неклассическим: от линейных и иерархических с вертикалью власти и со строгой подотчетностью к нелинейным системам с динамической устойчивостью, мобильностью и гибкостью, с большим и энергичным потенциалом развития.

Для современного общества (в экономике, политике, науке, культуре, в социуме в целом) характерны сложные системы, многоуровневые структуры, большая размерность пространства, динамичность систем, самоорганизация, необходимость некоторого допустимого порогового значения сложности, а также допустимого порога неустойчивости, нестабильности. Если при небольшом отклонении от стабильности система возвращается в исходное или близкое к нему состояние, не теряет своих системообразующих свойств и показателей, состояние системы считается устойчивым. Неустойчивым считается состояние системы, при котором внешнее воздействие или внутренние перемены приводят к накоплению отклонений, которые растут со временем и неизбежно изменят исходную модель.

При этом длительное устойчивое состояние системы в современном социуме практически недостижимо: основные параметры развития меняются слишком быстро, накапливаются факторы социальных изменений. Нелинейность в этом случае (по аналогии с математическими моделями решений нелинейных уравнений) будет связана с многообразием процессов и типов траекторий развития. Технологический потенциал современного общества, быстро растущий в развитых странах, даёт социальным системам больше относительной независимости от внешних перемен, но вместе с тем не защищает от

внутренних колебаний в системе, связанных с явлениями индивидуального или массового сознания, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

В этом смысле жёсткое структурирование, ориентированное на «центр» (на ядро), управленческую линейную иерархию (принципы разделения функций, соподчинения сверху вниз, функций контроля вышестоящих над нижестоящими) делает социальную систему либо беспомощной, либо взрывоопасной. Это значит, что социальный прогресс, устойчивость и «здоровье» социальных систем прямо зависят от их внутреннего многообразия, многовариантности связей и гибкости и многозначности внутреннего пространства.

Влияние управления в таких системах осуществляется более сложными технологиями, основанными на авторитете руководящего состава, его компетентности и креативности, на управлении с помощью ценностей и установок действия, принимаемых каждым индивидуумом самостоятельно. В таких системах принятой нормой является «делегирование» прав от «управленца» участнику реализуемой программы, допущение (и необходимость) самостоятельных оперативных творческих решений, высокий уровень доверия исполнителю при необходимости повышенного внимания к конечному результату, возможность гибкой коррекции путей и методов достижения целей, отчасти и самих целей, в зависимости от значимости промежуточных результатов и эффективности завершенных этапов работы.

Интересным в этом плане представляется предварительное исследование, проведенное в Российской академии государственной службы при Президенте РФ в 2005 г. Е.П. Та-вокиным. Исследовались различные аспекты воздействия информации (СМИ) на управление в социальной сфере. В итоге автор сделал вывод, что управленцы с техническим образованием придерживаются технократического иерархичного стиля управления, в целом соответствующего классическим концепциям. Они не заинтересованы в предоставлении полноты информации коллегам, руководителям и, в особенности, подчиненным, не считают важным посвящать сотрудников в планы и конкретные шаги руководителя, но считают необходимым строго контролировать каждый шаг сотрудников и повышать ответственность, при том, что подчиненный не всегда понимает смысл пору-

ченного дела, не знает конечной цели деятельности своего подразделения. Бесспорно, исполнительская дисциплина — важнейшее условие успеха любой деятельности. Однако стремление контролировать всё и всех — задача в новых условиях недостижимая, и при наложении способов контроля, свойственных старому стилю управления, способна блокировать работу, а не активизировать ее.

Гуманитарии же готовы скорее к неклассическим технологиям, к новому типу управленческих отношений, связанных соответствующих требованиям времени, чем «технари» [9, С. 100]. Они больше готовы доверять коллегам, стимулировать различными способами их активность и ориентированы на конечный результат деятельности, а не на процесс управления как таковой. Даже с учётом поправки на пилотность данного исследования этот важный принцип следует принять во внимание, поскольку подготовка грамотных менеджеров для социальной сферы предполагает значительную социальную и гуманитарную составляющую, не только собственную креативность, но и способность стимулировать креативность сотрудников. В целом этот вывод нельзя назвать неожиданным, но тенденцию он обозначил чётко в научно обоснованных формулировках.

Аналогичные исследования ведутся различными научными коллективами и не только у нас в стране. В связи с этим следует отметить, что подготовка специалистов квалификации «менеджер» преимущественно на экономических кафедрах и факультетах не всегда оправдана. Такое распределение связывает данную специальность со старой системой управления в сфере труда и зарплаты, построенной на классических основах, и даже специальность «управление персоналом», в конечном счёте, базируется на абсолютизации материальных и финансовых стимулов. Вероятнее всего, выход должен лежать посередине — не теряя экономических основ, необходимо в подготовке менеджеров ориентироваться на более свободные и гибкие условия управления, с учетом многообразия мотивации деятельности сотрудников и их установок, предоставления различных возможностей для самореализации и творчества с учётом потенциала каждого и конечно на благо общей цели деятельности.

В связи с этим интерес представляет пилотный опрос, проведенный среди выпускников кафедры «Социология и социальная работа»

(в настоящее время это кафедра «Социальная работа») в 2006—2007 гг. Были опрошены выпускники 1998—2007 гг. в возрасте 24—32 лет, трудоустроенные по специальности, либо по родственным специальностям, обучавшиеся на кафедре по очной или заочной форме. Опрос показал, что наиболее сильными сторонами своей профессиональной подготовки выпускники считают знание проблем основных социальных групп населения современного общества, социальных рисков и технологий работы с ними (36,3% опрошенных), хорошую социологическую подготовку, в т.ч. и к научно-практической деятельности (32,8% опрошенных), организационные основы социальной работы (32,8%). Несколько менее уверены выпускники в своих знаниях по психологии (только 28,7% респондентов сочли, что этих знаний достаточно для их профессиональной деятельности), по педагогике (26,8%), по методам и технологиям социально-психологического плана.

Недостатком в своей профессиональной подготовке выпускники считают слабые навыки и знания в области документоведения (36,6%), слабую нормативно-правовую подготовку (42,3%), а также недостаточную экономическую подготовку (29,4%). В целом выпускники успешно выполняют штатные обязанности, возложенные на них при трудоустройстве. Наиболее важным качеством работодатели, по мнению выпускников, считают ответственность и исполнительность (78,8%), компетентность — 36,4%, однако среди руководителей, которые поощряют инициативу и творческий подход, не было отмечено никого. Более того, выпускники отметили, что работодатель часто не владеет профессиональной (профильной для деятельности организации) подготовкой и не стремится поручить наладить дело с передовых научных позиций. В целом обстановка на рабочем месте оценивается выпускниками как спокойная (26,6%), способствующая освоению традиционных для данной организации прикладных знаний и навыков (26,0%). Инновационные подходы пока отмечены не были, но исследование продолжается, и в его ходе, возможно, будут получены новые данные.

Причины, которые обусловили сильные и слабые стороны подготовки студентов, также были предметом изучения: на первое место выпускники поставили слабую мотивацию профессиональной подготовки на начальных курсах («не знакомы были со специальностью»,

«не понимали смысла профессии»), на второе место — социально-возрастные факторы («были молодые и глупые», «все были молодые и отвлекались», «важнее было общение с друзьями, только потом понял, что это важно и интересно — учиться профессии «социальная работа»). Из профессий, которые оказались по фактическому трудоустройству близки по профилю образования — отделы кадров организаций и фирм, кадровые агентства, отделы по подготовке и переподготовке кадров и другие виды работ, связанные с работой с людьми. Часть выпускников трудоустроена в муниципальных и региональных органах и учреждениях, органах социальной защиты населения, есть выпускники, занятые в общественных фондах и организациях, а также в сфере частной благотворительности.

В 2002—2004 гг. некоторые трудности с трудоустройством испытали выпускники-бакалавры, поскольку представители работодателя не знали о таком направлении высшего профессионального образования и стремились приравнять его к понятной и привычной формуле «не законченное высшее профессиональное образование» и соответственно установить более низкий уровень стартовой зарплаты. В настоящее время ситуация выравнивается, однако для окончательного урегулирования вопроса требуется разработка новых правил, в которых учитывались бы все три уровня (направления) высшего профессионального образования: бакалавр, специалист, магистр. Возможно, внедрение компетентностного подхода в сам процесс профессионального образования поможет решить и эту задачу. Специальное исследование, инициированное учебно-методическим объединением вузов по социальной работе, в котором кафедра социальной работы РГУТиС принимает непосредственное участие, начато в 2008 г. Оно направлено на изучение информированности работодателя о различных направлениях и уровнях подготовки специалистов и выяснение отношения их к различным компетенциям бакалавров и магистров.

Данное исследование предпринято также для того, чтобы учесть пожелания работодателя в подготовке стандарта третьего поколения, в котором акцент с описания изучаемых дисциплин перенесен на компетенции (инструментальные и общенаучные, профессиональные, социально-личностные и общекультурные). Согласно макету Федерального государствен-

ного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «социальная работа» квалификация (степень) «бакалавр» предполагает, что ее обладатель после получения высшего профессионального образования должен выполнять исследовательские, организационноадминистративные, социально-практические задачи. В макете стандарта специально рассмотрены личные качества, которые должен сформировать студент в ходе учёбы, профессиональные умения и навыки с акцентом на организационные и управленческие, навыки исследовательские. В целом требования к качеству личности в данном документе значительно выросли.

Макет стандарта в настоящее время проходит процедуру обсуждения. Можно определённо предположить, что его принятие и реализация (вместе со стандартами подготовки специалистов и магистров) могут стать новой вехой в развитии направления подготовки «социальная работа». Однако некоторые проблемы, наметившиеся в предшествующий период, могут остаться не решенными.

1. Первая проблема — разрыв между профессиональным образованием и практической деятельностью выпускников. Преподавателям постоянно приходится слышать от студентов, возвращающихся с практики, что реальность значительно отличается от того, что студенты изучают в вузе — отсутствием тех технологий, методов и инновационных программ, которые они изучали, отсутствием системности в работе, полноты социальной информации. Вероятно, не стоит обобщать, бывают и обратные случаи, но они крайне редки. Об этом говорят и преподаватели других вузов [2, С. 68—70]. Зачастую вуз оказывается впереди практики, и это нормально: такое соотношение, когда теория опережает практику, всегда считалось естественным и адекватным. Ориентация в построении учебного процесса на работодателя (и почти исключительно на него) не предусматривает обратной связи. Она возможна при признании паритета прав и обязанностей работодателя и вуза и может быть апробирована в рамках учебно-методических производственных комплексов, которые могут быть созданы на основе договора о совместной деятельности между социальными учреждениями и органами муниципального самоуправления. Однако такая деятельность требует специального регулирования и стимулирования. На это должна быть воля государства и общества, за-

фиксированная в нормативно-правовых актах и поддержанная различными способами.

2. Вторая проблема — кадровая. Из-за финансово-экономических трудностей последние два десятилетия профессорско-преподавательский состав выживал, теряя творческий потенциал, силы и здоровье. Борьба за выживание заметно снизила совокупный потенциал этой профессиональной группы, она заметно постарела. В настоящее время происходит приток молодых сил, есть воля к поддержке этого пополнения различными стимулами. Но, вероятно, следует сделать ещё несколько важных шагов: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава активно поощряется в разных формах (с отрывом от производства и без него). Однако такие формы в большей или меньшей степени останавливают или приостанавливают преподавательскую деятельность, что в условиях значительного возрастания нагрузки не всегда возможно.

Повышение квалификации может осуществляться не только вне вуза, но и с помощью активизации участия в реальных (не надуманных) научно-практических исследованиях. Указанная работа требует создания условий для научно-исследовательской работы в вузе.

Нагрузка преподавателей возрастает за счёт скрытых расходов времени: на подготовку учебно-методических комплексов, отчетной документации, индивидуального контроля студентов, связанного с тестированием. Согласно новому стандарту заметно возрастет роль преподавателя в формировании личности студента. Эта работа неизбежно увеличит затраты времени преподавателей. Если же ставить задачу развития творческого потенциала студента и подготовку его как креативно мыслящего специалиста, то затраты времени могут удвоиться.

Есть проблемы с методами и технологиями преподавания: провозгласив курс на инновационные пути развития, на творческие подходы, министерское руководство (Минобрнауки России) все больше увеличивает административный контроль, значение которого возрастает непомерно и поглощает львиную долю рабочего времени. По соотношению рабочего времени, затраченного на работу с отчетной документацией, и времени, в течение которого преподаватель работает непосредственно со студентами, вузы давно перешли в ранг сверхбюрократизи-рованных организаций. И видимо это еще не предел. Представляется маловероятным, что

можно сформировать творческую личность студента силами высоко формализованного преподавателя. Данная проблема нуждается во внимательном изучении [6]. Даже самые замечательные программы и стандарты не сработают без заметного улучшения качественного состава преподавателей (раскрытия их потенциала), без качественного усовершенствования самого учебного процесса.

3. Третья, не менее важная и трудная проблема — разрыв между образованием и личностной подготовкой в школе и вузе. На первый курс приходят студенты с очень разным потенциалом, разным жизненным опытом (как правило, с очень небольшим), часто с низким уровнем мотивации к профессиональному обучению и профессиональной деятельности. Опрос первокурсников показал, что ситуация по сравнению с той, которую отмечали выпускники конца 1990-х годов мало чем изменилась: по-прежнему, крайне мала информированность студентов о сущности избранного направления подготовки; в целом низкой можно назвать мотивированность к профессиональному обучению; высоким остается порог проблем социальной, психологической адаптации первокурсников и, по-прежнему, остается большим разрыв между ожиданиями студентов и преподавателей.

Причины этого явления чрезвычайно разнообразны: от некоторого психологического запаздывания (концепция «психологического моратория» А. Адорно объясняет это ростом культурно-исторического порога, за которым молодой человек берет на себя обязанности взрослого) [7], до позиционированного аутсай-дерства [10], когда принципиальная отстраненность свидетельствует о неприятии или неполном приятии молодыми людьми ценностей и установок окружающего социума.

Для эффективности учебного процесса, направленного на формирование личности студента, необходимо проведение мониторинга по изучению личностных, социальных и возрастных особенностей этой группы, а также для выяснения степени и уровня подготовленности ее к новой учебной деятельности в вузе. Такое исследование проводилось на кафедре социологии и социальной работы, однако не всегда последовательно, охватывало в разные годы разные группы специальностей и порою велось с перерывами. В настоящий момент исследования возрождаются при участии не только преподавателей, но и самих студентов.

Исследование первокурсников, проводящееся с 2004 г. показывает, что отстранённое отношение к профессии характерно не для всех специальностей. К сожалению таковых среди студентов социальных профессий довольно большая доля. Интерес «просыпается» ко второму-третьему курсу, и чаще всего бывает связан с переходом от общетеоретических дисциплин к практико-ориентированным. Если своевременно включаются формирующиеся профессиональные навыки — процесс становления личности профессионала может состояться, если нет — потери неизбежны. Наблюдения показывают, что современные молодые люди в массе своей ориентированы в большей степени на деятельность, чем на познание и понимание. Это свойство необходимо учитывать в организации учёбы и работы с первокурсниками.

В сфере социального образования знание этих особенностей позволило создать группы социальных и психологических исследований преимущественно из студентов младших курсов. Студенческая группа социальных и психологических исследований под руководством преподавателей включается в исследовательскую деятельность (проведение работ по анкетированию, тестированию, сбору и обработке информации), участвует в проведении коррекционных и социально-реабилитационных работ. В ходе данной деятельности студенты на ранних стадиях обучения осваивают профессиональные навыки и компетенции, расширяют научный и общепрофессиональный кругозор, приобретают навыки руководителя и организатора работ.

Работа этой студенческой группы может стать основой для интересной и перспективной программы—разработка технологий творческого личного роста. Она основывается на индивидуальной диагностике каждого студента и в зависимости от полученного результата можно корректировать учебную деятельность (доля самостоятельной работы, дополнительное образование, возможность обучения по индивидуальному графику). Технологии личностного роста предполагают построение траектории приобретения новых личностных качеств в ходе учебной и общественной деятельности. Опыт работы с выпускниками показал, что активная заинтересованная личность находит встречную заинтересованность работодателя.

Социальная сфера современной России нуждается в пристальном внимании общества и государства: решение социальных проблем — одно из важнейших условий прогресса нашего общества. Реформа экономики приобретает смысл и значение только в контексте социальных преобразований, это признается действующим руководством страны. Одной из слабых сторон социального реформирования страны является недостаток профессионально подготовленных кадров для социальной сферы. Высшее профессиональное образование социального направления переживает период реформирования. Трудности и противоречия этого процесса связаны с сосуществованием тенденций противоположной направленности. С одной стороны, социальная сфера нуждается в но-

вом типе управления, основанном на творческом и социально ответственном подходе, на активной деятельности управленцев социальной сферы. С другой стороны, управление в сфере образования и организация учебного процесса все более формализуется.

Выход предполагается в изменении подхода к образованию кадров социальной сферы: довузовская подготовка, в т.ч. в ходе совместной научно-практической работы школьников и студентов, в работе с первокурсниками, нацеленной на повышение мотивации к обучению, вовлечение студентов в профессиональную деятельность уже в ходе учебы, переориентация профессорско-преподавательского состава на совместную со студентами учебнонаучно-практическую деятельность.

Литература

1. Жуков В.И. Философия, социология и практика современного социального образования: контекст глобализации и постреформенной модернизации в России XXI века. //Социальное образование в России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. М.: Изд-во РГСУ, 2006. С. 11—34.

2. Кононова Л.И. Актуальные методологические проблемы подготовки профессионалов социальной работы. //Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы. Материалы VI Всероссийского социально-педагогического конгресса 6—7 июня 2006 г. /Под ред. В.И.Жукова. М., 2006; Гневашева В.А., Сукталиева Э.В., Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности //Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3.

3. Национальные проекты и социальное образование: опыт и проблемы подготовки кадров для социальной сферы. Материалы VI Всероссийского социально-педагогического конгресса 6—7 июня 2006 г. / Под ред. В.И.Жукова. М.: Изд-во РГСУ, 2006.

4. Практика глобализации: Игры и правила новой эпохи. / Под ред. М.Г. Делягина. М.: ИНФРА-М., 2000.

5. Путин В.ВII Выступление на II Всероссийском гражданском форуме 23 января 2008 г. //Российская газета. 2008, 24 января.

6. Россия: образ желаемого будущего. Материалы дискуссионного клуба «Образование: подготовка рабочей силы или созидание социума?». Март 2008 г. http://www.deliagin.ru.

7. Свинина Т.М. Обучение персонифицированное и не персонифицированное //Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1.

8. Социальное образование в России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. М.: Изд-во РГСУ, 2006. 462 с.

9. Тавокин Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ //СОЦИС. 2005. № 10.

10. Федотова В.Г. Человеческий капитал, персональная модернизация и проблема развития человека // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1—2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.