Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

70
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Кристина Юрьевна, Петрова Екатерина Алексеевна, Щукарева Алена Вячеславовна, Артамонова Юлия Сергеевна

В статье представлены особенности функционирования и инновационного развития предприятий строительного комплекса в современных условиях. Выделена группа факторов, влияющая на конкурентоспособность строительных предприятий, среди которых уровень качества отмечен как наиболее важный. Рассмотрены основные направления снижения негативного влияния факторов внешней среды через формирование инновационной стратегии развития предприятий строительного комплекса. На основе проведенного анализа научной и учебной литературы сформулирован комплекс основных компонентов, определяющих уровень инновационного потенциала. К ним отнесены: уровень трудового потенциала, уровень финансового потенциала, уровень производственного потенциала, уровень научно-технического потенциала, уровень организационно-управленческого потенциала, уровень инновационной активности. Оценка этих показателей позволит определить вектор его развития, поскольку ориентир на реализацию инновационной стратегии развития невозможен без достаточного инновационного потенциала. Выявлен ряд барьеров, возникающих в процессе реализации концепции инновационного развития на базе инноваций строительного продукта. К таким барьерам отнесены: высокая цена, низкая доступность, отсутствие стандартов на новые строительные материалы, высокий уровень риска при их использовании. Рассмотрены основные направления преодоления этих барьеров. В качестве основных подходов предложена адаптивная инновационная стратегия и конкурентная стратегия. Реализуя комплексный подход к формированию инновационной стратегии развития строительного предприятия, нельзя обойти стороной и организационные, процессные и маркетинговые инновации, которые в настоящее время не в полном объеме рассматриваются строительными предприятиями, так как внимание в основном сконцентрировано на инновации продукта. В статье представлены основные направления использования организационных инноваций в процессе реализации инновационной стратегии. Результаты исследования могут быть использованы руководителями строительных организаций при формировании инновационной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонова Кристина Юрьевна, Петрова Екатерина Алексеевна, Щукарева Алена Вячеславовна, Артамонова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRSES OF THE CONSTRUCTION COMLEX

The article describes the features of the functioning and innovative development of enterprises of the construction complex in modern conditions. A group of factors that influences the competitiveness of construction companies is singled out, among which the quality level is marked as the most important. The main directions of reducing the negative influence of environmental factors through the formation of an innovative strategy for the development of enterprises of the construction complex are considered. Based on the analysis of scientific and educational literature, a set of key components that determine the level of innovative capacity is formulated. They include the level of labor potential, the level of financial potential, the level of production potential, the level of scientific and technical potential, the level of organizational and managerial potential, the level of innovation activity. The definitions of these indicators will allow us to determine the vector of its development, since a benchmark for the implementation of an innovative development strategy is not possible without sufficient innovative potential. A number of barriers that arise in the process of implementing the concept of innovation development on the basis of innovations in the construction product have been identified. These barriers include high price, low availability, lack of standards for new building materials, high level of risk when using them. The main directions of overcoming these barriers are considered. As the basic approaches the adaptive innovative strategy and competitive strategy is offered. Implementing an integrated approach to the formation of an innovative strategy for the development of a construction enterprise. It is impossible to ignore organizational, process and marketing innovations, which are not currently fully considered by construction companies, since attention is mainly focused on product innovation. The article presents the main directions of using organizational innovations in the process of implementing the innovation strategy. The results of the research can be used by the heads of construction organizations in the formation of an innovation strategy.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 658; 69.003

Проблемы и перспективы инновационного развития предприятий строительного комплекса

Тихонова К. Ю., Петрова Е.А., Щукарева А.В., Артамонова Ю.С., Пензенский Государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия

Ключевые слова: инновации, строительство, предприятие, стратегия, инновационная активность, инновационный потенциал, развитие.

В статье представлены особенности функционирования и инновационного развития предприятий строительного комплекса в современных условиях. Выделена группа факторов, влияющая на конкурентоспособность строительных предприятий, среди которых уровень качества отмечен как наиболее важный. Рассмотрены основные направления снижения негативного влияния факторов внешней среды через формирование инновационной стратегии развития предприятий строительного комплекса. На основе проведенного анализа научной и учебной литературы сформулирован комплекс основных компонентов, определяющих уровень инновационного потенциала. К ним отнесены: уровень трудового потенциала, уровень финансового потенциала, уровень производственного потенциала, уровень научно-технического потенциала, уровень организационно-управленческого потенциала, уровень инновационной активности. Оценка этих показателей позволит определить вектор его развития, поскольку ориентир на реализацию инновационной стратегии развития невозможен без достаточного инновационного потенциала. Выявлен ряд барьеров, возникающих в процессе реализации концепции инновационного развития на базе инноваций строительного продукта. К таким барьерам отнесены: высокая цена, низкая доступность, отсутствие стандартов на новые строительные материалы, высокий уровень риска при их использовании. Рассмотрены основные направления преодоления этих барьеров. В качестве основных подходов предложена адаптивная инновационная стратегия и конкурентная стратегия. Реализуя комплексный подход к формированию инновационной стратегии развития строительного предприятия, нельзя обойти стороной и организационные, процессные и маркетинговые инновации, которые в настоящее время не в полном объеме рассматриваются строительными предприятиями, так как внимание в основном сконцентрировано на инновации продукта. В статье представлены основные направления использования организационных инноваций в процессе реализации инновационной стратегии. Результаты исследования могут быть использованы руководителями строительных организаций при формировании инновационной стратегии.

Problems and Prospects of Innovative Development of

Enterprses of the Construction Comlex

Tikhonova K. Yu., Petrova E.A., Shchukareva А.М., Artamonova I.S., Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia

Keywords: innovations, construction, enterprise, strategy, innovative activity, innovative potential, development.

The article describes the features of the functioning and innovative development of enterprises of the construction complex in modern conditions. A group of factors that influences the competitiveness of construction companies is singled out, among which the quality level is marked as the most important. The main directions of reducing the negative influence of environmental factors through the formation of an innovative strategy for the development of enterprises of the construction complex are considered.

Based on the analysis of scientific and educational literature, a set of key components that determine the level of innovative capacity is formulated. They include the level of labor potential, the level of financial potential, the level of production potential, the level of scientific and technical potential, the level of organizational and managerial potential, the level of innovation activity. The definitions of these indicators will allow us to determine the vector of its development, since a benchmark for the implementation of an innovative development strategy is not possible without sufficient innovative potential. A number of barriers that arise in the process of implementing the concept of innovation development on the basis of innovations in the construction product have been identified. These barriers include high price, low availability, lack of standards for new building materials, high level of risk when using them. The main directions of overcoming these barriers are considered. As the basic approaches the adaptive innovative strategy and competitive strategy is offered. Implementing an integrated approach to the formation of an innovative strategy for the development of a construction enterprise. It is impossible to ignore organizational, process and marketing innovations, which are not currently fully considered by construction companies, since attention is mainly focused on product innovation. The article presents the main directions of using organizational innovations in the process of implementing the innovation strategy. The results of the research can be used by the heads of construction organizations in the formation of an innovation strategy.

Строительная отрасль является одним из индикаторов эффективности достижения стратегических задач. Ключевым элементом, приводящим в работу этот сложный механизм, являются непосредственно предприятия строительного комплекса, реализующие свою деятельность по осуществлению полного цикла работ по созданию строительных объектов в нестабильных условиях.

Строительные предприятия сегодня функционируют в условиях усиления глобальной конкуренции, формирования новой технологической базы, возрастания роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития, наличия высоких административных барьеров, искусственного дефицита земельных

участков, недостаточного развития транспортной и инженерной инфраструктур, дефицита квалифицированных инженерных и рабочих кадров, снижения уровня платежеспособного спроса.

Состояние строительной отрасли в России в 2016 году характеризовалось следующей динамикой:

• Снижением объема ввода жилья в физическом выражении на 6,4 %;

• Снижением объема ввода жилья в денежном выражении на 3,7 %;

• Снижением объема ввода жилья в сегменте массового строительства на 4 %;

• Снижением объема ввода жилья в сегменте индивидуального строительства на 10 %.

• Снижением объема ввода коммерческой недвижимости на 19 %;

• Снижением объема ввода промышленной недвижимости на 15 %;

• Сокращением рынка кирпича на 26%;

• Сокращением рынка газобетона на 16%;

• Сокращением рынка цемента на 5%.

На фоне сложившейся ситуации продемонстрировал отрицательную динамику индекс предпринимательской уверенности в строительстве, что представлено на рисунке 1.

Обеспечить сохранение занимаемых позиций и возможность стабильного роста и развития в условиях усиления конкурентной борьбы представляется возможным за счет формирования надежного механизма управления конкурентоспособностью предприятия, поскольку именно от уровня конкурентоспособности зависит уровень сопротивляемости предприятия внешним воздействиям, сохраняя запланированный вектор направления развития в соответствии с поставленными стратегическими задачами.

Конкурентоспособность предприятия - категория сложная и зависит от множества факторов:

• уровня качества продукции;

• уровня эффективности реализации стратегии маркетинга;

• уровня эффективности управления;

• уровня соответствия квалификации предъявляемым требованиям;

• уровня организации производственного процесса;

• уровня развитости налоговой среды;

• уровня доступности источников финансирования.

Рис.1. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве

Одним из наиболее значимых факторов, формирующих конкурентные преимущества продукта на рынке, является его качество. По мнению специалистов, в сфере управления критерий качества продукции на 70-80% определяет ее конкурентоспособность.

Сегодня рынок предъявляет высокие требования к качеству строительной продукции. В связи с этим назрела острая необходимость поиска новых источников и форм реализации задачи повышения ее качества. Так как только в том случае, когда продукция предприятия может конкурировать по качеству, а не только по цене, предприятие может обеспечить дополнительные объемы выручки за счет роста продаж.

Однако и другие факторы конкурентоспособности нельзя оставить без внимания. Поиск новых подходов к реализации задачи повышения конкурентоспособности предприятия не должен ограничиваться плоскостью повышения качества продукции, а должен базироваться на многокритериальном подходе, учитывающем все факторы, обеспечивающие рост уровня конкурентоспособности предприятия.

Решением задачи повышения устойчивости и сопротивляемости предприятия строительной отрасли влиянию значительного числа негативных факторов внешней среды через поддержание конкурентного преимущества строительной продукции может стать формирование инновационной стратегии, предполагающей инновационное развитие.

Формирование инновационной стратегии развития предприятия строительного комплекса может быть основано на реализации двух основных направлений:

1. Реализация адаптивной инновационной стратегии, в основе которой лежит реагирование предприятия на изменения ситуации на рынке путем переориентирования на инновационный продукт или технологию с целью сохранения ранее занятых на данном рынке позиций.

2. Реализация конкурентной стратегии, в основе которой инновационный строительный продукт или технология служат основным источником роста уровня конкуренции данного предприятия в отрасли.

Планирование основных направлений инновационного развития должно строиться с учетом влияния комплекса факторов и условий на эффективность реализации основного инновационного процесса, с учетом инновационного потенциала строительного предприятия. При этом необходимо учитывать основные виды инноваций, к числу которых относят инновации в сфере продукции, инновации в области технологических процессов, инновации в области организации и инновации в области социальной сферы.

Вопросу оценки факторов, формирующих инновационный потенциал, посвящены работы В.Я. Горфинкеля, Р.А. Фатхутдинова, Б.Н. Чернышева и др.

Оценка инновационного потенциала строительного предприятия должна стать основой для последующего определения вектора его развития, поскольку ориентир на реализацию инновационной стратегии развития не возможен без достаточного инновационного потенциала.

Инновационный потенциал формируется совокупностью ресурсов, обеспечивающих процесс эффективной реализации инновационной деятельности. К числу таких ресурсов относят интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные. На формирование инновационного потенциала оказывают влияние как внешняя, так и внутренняя среда предприятия.

Основными компонентами, определяющими уровень инновационного потенциала, являются:

1. Уровень трудового потенциала, на формирование которого оказывают влияние такие составляющие, как уровень квалификации работников, уровень функционирования системы обучения, повышения квалификации кадров, уровень текучести кадров, уровень производительности труда.

2. Уровень финансового потенциала, на формирование которого оказывают влияние такие составляющие, как способность аккумулирования требуемого для эффективной реализации проекта объема капитала; достаточный с точки зрения отраслевой принадлежности и индивидуальных особенностей данного конкретного предприятия уровень ликвидности и платежеспособности, обеспечиваемый адекватным соотношением собственного и заемного капиталов; уровень рентабельности собственного капитала; уровень эффективности функционирования системы управления предприятием, в том числе уровень эффективности финансового менеджмента.

3. Уровень производственного потенциала, формируемый следующими компонентами: соответствием уровня основных производственных фондов требованиям, предъявляемым особенностями технологического процесса; соответствием уровня обеспеченности предприятия материальными оборотными средствами.

4. Уровень научно-технического потенциала, формирование которого находится в непосредственной зависимости от уровня вышеперечисленных компонентов.

5. Уровень организационно-управленческого потенциала, в основу формирования которого положены такие факторы как: уровень согласованности организационной структуры предприятия с его стратегическими целями и задачами; уровень эффективности системы управления инновационными процессами, продуктами, технологиями; уровень реализации маркетингового инструмента в области управления инновациями.

6. Уровень инновационной активности, формируемый под воздействием группы внешних и внутренних факторов, к числу которых можно отнести такие как: вектор интересов собственников строительного предприятия в рамках реализуемых бизнес-направлений; быстрота реакции на внешние изменения и скорость принятия управленческого решения; масштабы деятельности и размер строительного предприятия.

Уровень инновационного потенциала строительного предприятия находится в прямой зависимости от уровня организационно-управленческих ресурсов, инновационной культуры, инновационного климата.

Одной из первостепенных задач при формировании инновационной стратегии развития предприятия строительного комплекса является задача оценки инновационного потенциала, поскольку эффективность реализации обозначенных в рамках такой стратегии направлений в полной мере зависит от возможности предприятия в настоящий момент принять данные направления.

Оценка инновационного потенциала может быть произведена в рамках одного из следующих подходов и методов:

1. Метод финансово-экономического анализа, реализуемый в рамках ресурсного подхода.

2. Метод экспертных оценок, основанный на использовании балльных и коэффи-

циентных оценок, реализуемый в рамках факторного подхода.

Оценка инновационного потенциала позволит своевременно выявить слабые зоны, что даст возможность откорректировать управляющее воздействие на указанные зоны и обеспечить достижение высокого уровня инновационного потенциала. Такой подход должен лежать в основе формирования инновационной стратегии развития строительного предприятия.

Процесс реализации концепции инновационного развития на базе инноваций строительного продукта имеет ряд барьеров. В первую очередь это обусловлено общей тенденцией крайне низкого внедрения инноваций в строительной отрасли.

Инновационный продукт, в том числе и в строительстве, должен обладать набором характеристик, отличающих данный продукт от предшествующих более высокой способностью удовлетворять весь спектр потребностей, возникающих в сфере использования данного продукта, с большей степенью полезности, эффективности, более высоким уровнем экологичности, технологичности, экономичности.

Однако инновационность продукта в строительстве в настоящее время не занимает первые места в рейтинге факторов, определяющих его спрос на рынке, поскольку сильно уступает такому фактору, как цена. Плата за инновационность, к сожалению, не рассматривается как инвестиции в будущее, где владелец инновационного строительного продукта может существенно сократить расходы на эксплуатацию и содержание. А если и рассматривается, то серьезно сдерживается уровнем платежеспособности в настоящий момент.

В связи с этим, доступность инновационного продукта массовому потребителю крайне низкая, что останавливает строительное предприятие принять решение в пользу внедрения подобного новшества в устоявшееся, относительно стабильно реализующееся производство.

В том случае, если строительное предприятие будет рассматривать возможность реализации инновационного продукта как участник госзакупок, то и в этом случае шансы невелики, так как высокая цена не даст возможности преодолеть тендерные барьеры, где успешно конкурировать, к сожалению, возможно только по цене. Такой фактор, как инновационность, среди требований к предметам тендера не внедрен.

Указанные факты являются механизмом, сдерживающим развитие предприятий строительной отрасли, отодвигающим строительные предприятия и строительную отрасль в целом на последние места в мировом рейтинге конкурентоспособности по критерию инновационности продукта.

Еще одной причиной низкой заинтересованности владельцев строительного бизнеса в использовании инноваций является тот факт, что большую долю предлагаемых научных разработок составляют новые строительные материалы и конструкции. Использование подобных инноваций не всегда доступно по причине отсутствия возможности их внедрения на стадии проектирования, а также по причине отсутствия инженерного персонала и рабочих соответствующей квалификации.

Кроме того, не следует забывать и об оценке рисков. Внедрение инновационного продукта или технологии в строительный процесс сопряжено с технологическими рисками. И решением этой проблемы, к сожалению, является отказ от не прошедших испытание временем нововведений в пользу давно зарекомендовавших себя материалов и технологий, пусть и не отвечающих современным требованиям эко-логичности и энергоэффективности. Такая ситуация усугубляется тем, что не всегда

имеется полная и объективная информация, подтверждающая экономическую целесообразность использования предлагаемой разработчиками технологии или материала, возможность использования с точки зрения совместимости традиционными материалами и технологиями.

Для формирования стратегии инновационного развития строительного предприятия в сфере инноваций технологического процесса необходимо учитывать все плоскости данного процесса: заготовительные процессы, транспортные процессы, подготовительные процессы, монтажно-укладочные процессы.

Реализуя комплексный подход к формированию инновационной стратегии развития нельзя обойти стороной и организационные, процессные и маркетинговые инновации, которые в настоящее время не в полном объеме рассматриваются строительными предприятиями, так как внимание в основном сконцентрировано на инновации продукта. Так, внедрение организационных инноваций может стать рычагом снижения прямых затрат и накладных расходов; роста эффективности организации технологических, управленческих, производственных, информационных процессов; роста уровня эффективности организации, производительности труда на предприятии и удовлетворенности трудовой деятельностью.

Инновации в области организации могут быть реализованы в следующих направлениях:

1. Организационные инновации в области реализации процесса управления бизнесом, направленные на концептуально новый подход в разработке и внедрения технологий, систем контроля качества, организационных структур и их соотнесение с трансформированной стратегией, логистических систем, новых форм партнерства.

2. Организационные инновации в области организации производственного процесса, рабочих мест, ориентированные на научный подход в процессе распределения должностных полномочий на базе комплексного учета специфики задач, требований к уровню квалификации и имеющегося потенциала к развитию профессиональных качеств в данной области.

3. Организационные инновации в области связей с внешней средой предприятия, основанные на мониторинге состояния рынка и прогнозе перспектив его развития, с целью своевременного установления требуемых для повышения эффективности деятельности предприятия связей с необходимым количеством элементов внешней среды.

В процессе формирования инновационной стратегии развития необходимо учитывать и тот факт, что указанные инновации находятся в достаточно тесной взаимозависимости. Стремление повысить конкурентоспособность строительной продукции за счет внедрения инноваций в области продукта может потребовать от предприятия внесения существенных изменений в ранее разработанную стратегию развития и, конечно же, окажет воздействие на все реализуемые процессы, технологию производства, используемое строительное оборудование, уровень квалификации персонала.

Таким образом, формирование инновационной стратегии развития предприятия должно реализовываться на базе принципа комплексности.

Библиография

1. Артамонова Ю.С. Практические аспекты реализации кластерной политики на основе создания центров кластерного развития//Современные производительные силы. - 2014. - №4. - С. 118-123.

2. Артамонова Ю.С., Оськина И.В., Хрусталев Б.Б. Повышение инновационного потенциала предприятий строительного комплекса Пензенской области // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 4.

3. Вяцкова Н.А. Формирование факторного пространства, влияющего на экономическую устойчивость предприятий в условиях позитивного и негативного влияния рисков/Н.А. Вяцкова//Экономика, управление, финансы: Материалы IV Международной научной конференции. -Пермь: Меркурий, 2015. - С. 167-172.

4. Духанина Е.В. Основные направления формирования инвестиционно - инновационной активности предприятий инвестиционно- строительного комплекса (на примере г. Пензы) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.

5. Костецкий Д.А. Проблемы инновационного развития строительства//Приволжский научный вестник. 2015. - №4-1 (44). - С.78-80.

6. Старостина К.И., Учаева Т.В. Анализ основных проблем занятости регионов. Государственное регулирование занятости на примере Пензенской области//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.

7. Хрусталев Б.Б. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия/ Хрусталев Б.Б., Демьянова В.С. //Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2012. -№ 2. - С. 261-266.

8. Хрусталев Б.Б. Моисеева А.А. Анализ тенденций развития регионального инвестиционно-строительного комплекса в условиях риска (по материалам Пензенской области) //Экономика и предпринимательство. -2014. - № 8(49). -С. 213.

9. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Желиховский Д.О., Оськина И.В. Особенности регионального управления инновационным развитием строительного комплекса // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3.;

10. Хрусталев Б.Б., Спирина М.Б., Спирина М.Е. Необходимость повышения инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса//Строительство и недвижимость: экспертиза и оценка. Материалы 12-й международной конференции/Прага-Москва, 2015. - 18,6 п.л.,(234-238 с.).

References

1. Artamonova Yu.S. Practical aspects of the implementation of cluster policy based on the creation of centers for cluster development // Sovremennye proizvoditel'nye sily [Modern productive forces], 2014, no 4, pp. 118-123 (in Russ.).

2. Artamonova Yu.S., Oskina I.V., Khrustalev B.B. Increase of innovative potential of enterprises of the construction

complex of the Penza region // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 4 (in Russ.).

3. Vyatskova N.A., Formation of factor space, which influences the economic stability of enterprises in conditions of positive and negative impact of risks / N.A. Vyatskova // Ekonomika, upravlenie, finansy: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Economics, management, finance: Proceedings of the IV International Scientific Conference]. -Perm: Mercury, 2015, pp. 167-172 (in Russ.).

4. Dukhanina E.V. The main directions of the formation of investment and innovation activity of enterprises of the investment and construction complex (on the example of Penza) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no 2 (in Russ.).

5. Kostetsky D.A. Problems of innovative development of construction // Privolzhskij nauchnyj vestnik [Privolzhsky

scientific bulletin], 2015, no. 4-1 (44), pp.78-80 (in Russ.).

6. Starostina K.I., Uchayeva T.V. Analysis of the main problems of regional employment. State regulation of employment on the example of the Penza region // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no 1-1 (in Russ.).

7. Khrustalev B.B. Theoretical and methodological foundations for the formation of the enterprise development

strategy / Khrustalev B.B., Demyanova V.S. // Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta [Proceedings of the Kazan State Architectural and Construction University], 2012, no 2, pp. 261-266 (in Russ.).

8. Khrustalev B.B. Moiseeva A.A. Analysis of trends in the development of the regional investment and construction

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

complex in risk conditions (based on materials from the Penza region) // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2014, no. 8 (49) (in Russ.).

9. Khrustalev B.B., Gorbunov V.N., Zhelikhovsky D.O., Oskina I.V. Features of regional management of innovative

development of a building complex // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no 3. (in Russ.).

10. Khrustalev B.B., Spirina M.B., Spirina M.E. The need to increase the investment attractiveness of the timber industry complex // Stroitel'stvo i nedvizhimost': ehkspertiza i ocenka. Materialy 12-j mezhdu-narodnoj konferencii [Construction and real estate: examination and evaluation. The materials of the 12th international conference] / Prague-Moscow, 2015.-1 pp. 234-238 (in Russ.).

Авторы

Тихонова Кристина Юрьевна, магистрант кафедры «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». Адрес: ул. Г. Титова, 28, г Пенза, 440028, Россия; e-mail: tihonowa2017@yandex.ru;

Петрова Екатерина Алексеевна, магистрант кафедры «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». Адрес: ул. Г. Титова, 28, г Пенза, 440028, Россия; e-mail: katywa.petrova@mail.ru;

Щукарева Алена Вячеславовна, магистрант кафедры «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». Адрес: ул. Г. Титова, 28, г Пенза, 440028, Россия; e-mail: katywa.petrova@mail.ru;

Артамонова Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». Адрес: ул. Г. Титова, 28, г. Пенза, 440028, Россия; e-mail: clusterwings@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.