Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / КОЭФФИЦИЕНТ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЖИЛЬЯ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Борис Борисович, Усатенко Анна Николаевна, Бурлаков Дмитрий Андреевич

В статье представлен состав и структура строительного комплекса Пензенской области. Выявлены различные аспекты функционирования жилищной сферы, изучены методы оценки эффективности функционирования жилищной сферы. Рассмотрен рынок недвижимости Пензенской области, обоснованы объекты исследования данной статьи. Для подтверждения значимости уровня развития рынка жилой недвижимости для экономики Пензенской области был рассмотрен ряд показателей, характеризующих его развитие. Представлено распределение объемов введенного индивидуального жилья по застройщикам в 2014-2017 годам. Проведен анализ динамики средней стоимости 1 кв.м жилья с 2014 по 2017 годы. Особое внимание уделено изучению факторов, влияющих на принятие решения о покупке того, или иного жилья. Разработана семифакторная модель выбора жилья покупателем. Также, внимание было уделено такому показателю, как коэффициент доступности жилья. В данной статье уточнено понятие коэффициента доступности жилья, который сформулирован как промежуток времени, в течение которого семья смогла бы собрать деньги на новую квартиру в пределах оговариваемых законодательством социальных норм. Проведен финансовый анализ основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности строительной организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Динамика чистой прибыли, выручки и рентабельности за 20142016 годы исследуемых предприятий, позволила сформулировать выводы об их финансовом состоянии. В статье рассмотрена стратегия социальноэкономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года), в частности пункт 4.2.8 Строительство и дорожное хозяйство в Пензенской области, принятая правительством Пензенской области. Для достижения целей стратегии и оптимизации финансовых показателей предприятиям строительного комплекса Пензенской области предложены различные мероприятия. Их использование позволит улучшить финансовой состояние исследуемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрусталёв Борис Борисович, Усатенко Анна Николаевна, Бурлаков Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF ENTERPRISES OF THE CONSTRUCTION COMPLEX OF THE PENZA REGION

The paper presents the composition and structure of the construction complex of the Penza region. Various aspects of functioning of housing sphere are revealed, methods of an estimation of efficiency of functioning of housing sphere are studied. The real estate market of the Penza region is considered, the objects of investigation of this article are grounded. To confirm the significance level of development of the residential real estate market for the economy of the Penza region, a number of indicators characterizing its development were considered. The distribution of the volumes of individual housing entered into by developers in 2014-2017 was presented. Also, it was presented a graphical representation of the dynamics of the volume of housing commissioning for 2014-2017 and the distribution of the volumes of individual housing entered into by developers. The analysis of the dynamics of the average cost of 1 sq.m of housing from 2014 to 2017 is carried out. Particular attention is paid to studying the factors that influence the decision to buy a particular home. A seven-factor model for the choice of housing by the buyer was developed. Also, attention was paid to such an indicator as the affordability factor of housing. To calculate the housing affordability coefficient, a formula is presented and described in detail. This article clarifies the concept of the coefficient of housing affordability, which is formulated as a period of time during which the family could raise money for a new apartment within the limits of social norms stipulated by the law. The dynamics of housing affordability in the Penza region in 2014-2017 is graphically presented. A financial analysis of the main indicators of the financial condition and financial performance of the construction organization with a view to accepting management, investment and other decisions by stakeholders is carried out. The dynamics of net profit, revenues and profitability for 2014-2016 years of the enterprises under study allowed to formulate conclusions about their financial condition. To optimize financial indicators, enterprises of the construction complex of the Penza region are offered various activities. Their use will improve the financial condition of the objects under investigation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.832.2

Особенности функционирования и перспективы развития предприятий строительного комплекса Пензенской области

Хрусталев Б.Б., Усатенко А.Н., Бурлаков Д.А.,

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия

Ключевые слова: строительный комплекс, коэффициент доступности жилья, факторы выбора жилья, стратегия.

В статье представлен состав и структура строительного комплекса Пензенской области. Выявлены различные аспекты функционирования жилищной сферы, изучены методы оценки эффективности функционирования жилищной сферы. Рассмотрен рынок недвижимости Пензенской области, обоснованы объекты исследования данной статьи. Для подтверждения значимости уровня развития рынка жилой недвижимости для экономики Пензенской области был рассмотрен ряд показателей, характеризующих его развитие. Представлено распределение объемов введенного индивидуального жилья по застройщикам в 2014-2017 годам. Проведен анализ динамики средней стоимости 1 кв.м жилья с 2014 по 2017 годы. Особое внимание уделено изучению факторов, влияющих на принятие решения о покупке того, или иного жилья. Разработана семифакторная модель выбора жилья покупателем. Также, внимание было уделено такому показателю, как коэффициент доступности жилья. В данной статье уточнено понятие коэффициента доступности жилья, который сформулирован как промежуток времени, в течение которого семья смогла бы собрать деньги на новую квартиру в пределах оговариваемых законодательством социальных норм. Проведен финансовый анализ основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности строительной организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Динамика чистой прибыли, выручки и рентабельности за 20142016 годы исследуемых предприятий, позволила сформулировать выводы об их финансовом состоянии. В статье рассмотрена стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года), в частности пункт 4.2.8 Строительство и дорожное хозяйство в Пензенской области, принятая правительством Пензенской области. Для достижения целей стратегии и оптимизации финансовых показателей предприятиям строительного комплекса Пензенской области предложены различные мероприятия. Их использование позволит улучшить финансовой состояние исследуемых объектов.

Features of functioning and development prospects of enterprises of the construction complex of the Penza region

Khrustalev B.B., Usatenko A.N., Burlakov D.A., Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia

Keywords: building complex, housing affordability factor, housing choice factors, strategy.

The paper presents the composition and structure of the construction complex of the Penza region. Various aspects of functioning of housing sphere are revealed, methods of an estimation of efficiency of functioning of housing sphere are studied. The real estate market of the Penza region is considered, the objects of investigation of this article are grounded. To confirm the significance level of development of the residential real estate market for the economy of the Penza region, a number of indicators characterizing its development were considered. The distribution of the volumes of individual housing entered into by developers in 2014-2017 was presented. Also, it was presented a graphical representation of the dynamics of the volume of housing commissioning for 2014-2017 and the distribution of the volumes of individual housing entered into by developers. The analysis of the dynamics of the average cost of 1 sq.m of housing from 2014 to 2017 is carried out. Particular attention is paid to studying the factors that influence the decision to buy a particular home. A seven-factor model for the choice of housing by the buyer was developed. Also, attention was paid to such an indicator as the affordability factor of housing. To calculate the housing affordability coefficient, a formula is presented and described in detail. This article clarifies the concept of the coefficient of housing affordability, which is formulated as a period of time during which the family could raise money for a new apartment within the limits of social norms stipulated by the law. The dynamics of housing affordability in the Penza region in 2014-2017 is graphically presented. A financial analysis of the main indicators of the financial condition and financial performance of the construction organization with a view to accepting management, investment and other decisions by stakeholders is carried out. The dynamics of net profit, revenues and profitability for 2014-2016 years of the enterprises under study allowed to formulate conclusions about their financial condition. To optimize financial indicators, enterprises of the construction complex of the Penza region are offered various activities. Their use will improve the financial condition of the objects under investigation.

Строительный комплекс Пензенской области имеет сложную структуру, которая состоит из различных отраслей, и для каждой характерны свои специфические особенности. Строительный комплекс включает около 2000 предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. По указанной причине, в рамках данной статьи, нет возможности провести единый анализ всех составных частей строительного комплекса. Для того, чтобы получить наиболее четкую и максимально приближенную к достоверности картину о состоянии строительного комплекса необходимо выбрать одну из его составляющих. В данной статье для проведения исследования был выбран сегмент жилищного строительства, а именно рынок жилой недвижимости. Для обоснования выбора этой состав-

ной части строительного комплекса, необходимо определить значимость развития выбранного сегмента рынка для экономики Пензенской области.

Жилищная сфера и рынок жилья является объектом для изучения и анализа ученых многих направлений и школ экономической мысли. Марксистская политэкономия изучала жилищную сферу для характеристики социально-экономических отношений в капиталистическом обществе, при этом качество жилищных условий и уровень обеспеченности жильем рассматривались как условия для воспроизводства рабочей силы. Жилье выступало предметом исследований теории благосостояния А. Пигу в качестве важного элемента общего благосостояния нации. При этом количественные и качественные требования к жилищным условиям были структурной составляющей показателя оценки уровня благосостояния. В политэкономии социализма изучение жилищной сферы осуществлялось для характеристики уровня жизни населения и выступало одним из важнейших индикаторов развития социальной сферы в целом [1, с.137].

В современной экономической науке различные аспекты функционирования жилищной сферы являются объектом исследований экономики общественного сектора, экономики города, новой институциональной экономики [2, с.47].

На современном этапе трансформационных преобразований, исследование рынка жилья, как одного из базовых элементов трансформационной экономики по-прежнему является актуальным. А особенности проявления проблем обеспечения доступным жильем населения с разным уровнем дохода и проблемы стоимости жилья, как стихийного регулятора рынка, предусматривают необходимость применения современных методов анализа и прогнозирования. Поскольку последние позволяют охарактеризовать состояние современного рынка жилья и выбрать адекватные инструменты для его урегулирования [3, с.127].

С точки зрения ключевых параметров рынка жилья для оценки эффективности его функционирования применяют следующие методы: анализ емкости и объема рынка жилья; исследование тенденций изменения спроса и предложения, их структуры и соотношения; исследование доли основных игроков рынка; анализ стоимости жилья, ценовой сегментации рынка; анализ доступности жилья; анализ инновационного потенциала рынка жилья [4, с.84].

С точки зрения обеспечения населения жильем выделяют следующие группы показателей:

- изменение объема жилья;

- изменение стоимости жилья;

- доступность жилья [5, с.32].

Рынок недвижимости Пензенской области представлен большим количеством компаний-застройщиков (табл.1).

Объектом исследования в данной статье являются предприятия строительного комплекса Пензенской области, занимающие лидирующее положение на рынке:

- Строительный холдинг «Термодом»;

- МУП «Пензгорстройзаказчик»;

- Строительная группа «Рисан».

Строительный холдинг «Термодом» основан в 1998 году. Свою деятельность «Термодом» начал с индивидуального и малоэтажного строительства. В настоящее время компания активно участвует в проекте комплексного освоения территории.

Таблица 1 Застройщики Пензенской области

Застройщик Наименование ЖКХ

ОАО «Пензастрой» 8 марта, Арбековский парк, Лукоморье, На Стрельбищенской, Райки, Среда 2, Среда 4, Тамбовская застава, Тернополь-ский, Дом на ул. Ставского.

ПКФ ТЕРМОДОМ Спутник

Группа компаний «Территория жизни» Арбековская Застава, Измайловский, Новый город, Симфония, Дворянский.

«РенКапСтрой» Сурская Ривьера.

Строительная группа «Рисан» Ближняя Веселовка, Новые сады, Триумф, Фаворит, Три тополя.

МУП «Пензгорстойзаказчик» Велотрек, Семейный, Эко-квартал За-прудный, На Горького.

ООО «Ревьера» Прилесный, Ривьера.

Город Спутник одобрили и высоко оценили первые лица государства, Дмитрий Медведев и Владимир Путин.

МУП «Пензгорстройзаказчик» относится к числу лидирующих компаний строительной отрасли Пензенского рынка. Компания осуществляет строительство и дальнейшую реализацию жилых объектов в городе Пенза. Также, компания «Пенз-горстройзаказчик» ведет технический надзор объектов и различного рода строительные работы.

Важным направлением деятельности компании является комплексная застройка, которая предлагает своим клиентам жилье в многоквартирных домах, благоустроенные внутридворовые территории и нежилые помещения для технического комплекса.

Строительная группа «Рисан» начала свою профессиональную деятельность в 2002 году. Первым объектом «Рисан» была реконструкция всем известного ЦУМа - одного из старейших торговых центров города. Сегодня РИСАН - одна из крупнейших строительных компаний на рынке региона.

Для подтверждения значимости уровня развития рынка жилой недвижимости для экономики Пензенской области был рассмотрен ряд показателей, характеризующих его развитие:

- объем введенного жилья (тыс. м 2);

- стоимость квадратного метра жилья (тыс.руб.);

- коэффициент доступности жилья (количество лет) [6, с.114].

В 2014 году в Пензенской области, по сведениям Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства региона, было введено в эксплуатацию индивидуального жилья 429 800 м2. В 2015 году на территории региона введено в эксплуатацию индивидуального жилья 451 100 м2, что на 4,9% больше чем в 2014 году. В 2016 году было сдано в эксплуатацию индивидуального жилья 413 600 м2. Объем

ввода индивидуального жилья упал на 8,3%. В 2017 году введено в эксплуатацию индивидуального жилья 439 100 м2, наблюдается рост по сравнению с 2016 годом на 6,2% 1.

Изменения объема введенного индивидуального жилья Пензенской области за 2014-2017 годы представлены на рисунке I2.

450000 440000 430000 420000 410000 400000 390000

2014г. 2015 г. 2016 г. 2017г.

Рис.1. Динамика объема введенного индивидуального жилья Пензенской области

в 2014-2017 гг. (кв. м)

Динамика объемов ввода жилья за 2014-2017 годы исследуемых предприятий представлена в таблице 2.

Таблица 2

Объемы введенного в эксплуатацию жилья за 2014-2017 годы, (кв.м)

Застройщик 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Термодом 94400 91700 126348 104818

Пензгорстрой заказчик 34162 37892 51265 44000

Рисан 10621 31768 34722 50518

1 Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-декабре 2016 года: Доклад (официальное издание) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области,- Пенза, ООП Пензастата, 2017 - 78 с.

2 Пензенская область в 2016 году: Статистический ежегодник (официальное издание) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза: ООП Пензастата, 2013. - 453 с.

451100

439100

429 800

1 А

Анализ средней стоимости 1 кв.м. жилья в Пензенской области за 2014-2017 годы показал следующее. Тенденция активного роста данного показателя в 2014-2015 годах (на 7%) сменяется резким понижением в 2016 года. К концу 2017 года эта тенденция сохраняется, что обусловлено изменением покупательского спроса3.

Цена жилья формируется на основании спроса и предложения на рынке. Особое внимание следует уделить изучению факторов, влияющих на принятие решения о покупке того или иного жилья [7, с.68].

Одним из самых значимых факторов является, безусловно, цена. Цена квартиры определяется по нескольким составляющим: район, площадь комнат, наличие ремонта, тип дома, этажность и т.д. Перед тем, как купить жилье, необходимо взвешенно оценить свои возможности платежеспособности [8, с.297].

Не менее важным фактором является район расположения объекта недвижимости: отдаленные спальные районы, промышленная зона, центральная часть города с высокоразвитой социальной инфраструктурой, районы с преимуществом эконом жилья, кварталы новостроек и т.д. И при выборе жилья каждый покупатель ориентируется, соответственно, на предпочтительный именно для него район.

В качестве следующего фактора следует отметить тип объекта недвижимости -новостройка или вторичное жилье. К плюсам вторичного жилья можно отнести тот факт, что дома находятся, как правило, в уже обустроенных районах. Рядом есть полноценная инфраструктура, все, что необходимо для полноценной жизни современной семьи - школы, детские сады, поликлиники, торговые центры, кафе, оздоровительные центры и т.д. В районах новостроек социальная инфраструктура пока недостаточно развита.

Следующий фактор - цель покупки жилья. Как правило, квартиру приобретают для 2-ух целей: приобретение жилья для себя и своей семьи, либо для последующей перепродажи.

В таблице 3 представлена семифакторная модель выбора жилья покупателем.

Особое внимание следует уделить такому показателю как коэффициент доступности жилья.

Доступность жилья - это связующее звено между рынком банковских услуг и рынком недвижимости. Повышая доступность жилья для граждан города, ипотечные кредиты увеличивают спрос на рынке жилой недвижимости. Одним из ключевых критериев доступности жилья является его реальная рыночная стоимость с учётом динамики её изменения во времени. Влияние рыночной стоимости сказывается при всех формах приобретения жилья: и при единовременной оплате, и при разных формах кредитования (субсидирования). В свою очередь, влияние этих форм также существенно и дифференцированно отражается на динамике доступности улучшения жилищных условий. Льготные и разнообразные формы кредитования (особенно долгосрочного) и субсидирования оказывают наибольшее влияние на динамику доступности [9, с.174].

На рисунке 2 представлена динамика коэффициента доступности жилья в Пензенской области в 2014-2017 годах.

3 Пензенская область в 2016 году: Статистический ежегодник (официальное издание) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза: ООП Пензастата, 2013. - 453 с.

Таблица 3

Модель факторов выбора жилья покупателем

Категория Критерий

Тип дома (монолит, кирпич, панель)

Презентабельный внешний вид дома/фасад

Многоэтажно сть

Чистый, просторный подъезд

Наличие домофонов, видеокамер в подъезде

Дом Не более 4 квартир на этаже

Наличие подземной парковки

Наличие консьержа

Отдельное помещение под колясочную/велосипеды

Наличие помещения под тамбур на этаже

«Приличные» соседи

Высота потолка

Этаж

Квартира Солнечная сторона

Большие окна (широкие подоконники)

Окна во двор

Красивый вид из окна

Возможность изменить планировку по необходимости

Планировка Большой метраж комнат

Большая кухня

Раздельные сан.узлы

Наличие лоджии/балкона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие кладовой

Район Уровень преступности

Наличие зеленых насаждений (парк, лес, ...)

Наличие полной инфраструктуры

Территория Охраняемая территория

вокруг дома Наличие детской/спортивной площадки

Наличие охраняемой парковки

Близость к проезжей части

Экология Наличие в районе производств с вредными выбросами

Наличие парка/леса

Уровень шума (аэропорт, автодром)

Транспорт Удаленность от центра города

Время проезда до места работы

Кол-во проходящего транспорта

2013 г. 2014-г. 2015 г. 2016 г.

Рис.2. Динамика коэффициента доступности жилья в Пензенской области

в 2014-2017 годах

Наблюдается снижение КДЖ из года в год, что является положительным моментом. Это означает, что у Пензенских семей сокращается время, в течение которого они смогли бы собрать деньги на новую квартиру

Изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности строительной организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений, следует проводить с помощью финансового анализа [10, с.196].

Основные финансовые показатели рассчитываются для определения слабых производственных мест, очагов возникновения проблем, обнаружения сильных факторов, на которые может опереться руководство.

В данной статье анализ проводится по основным финансовым результатам деятельности работы любого предприятия - выручке, чистой прибыли и рентабельности (табл.4). Динамика названных выше показателей представлена на примере исследуемых предприятий.

Чистая прибыль ООО ПКФ «Термодом» за 2014 год по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета) выросла в 3,7 раза, достигнув 51,82 млн. руб. Выручка компании за отчетный период выросла в 1,63 раза до 2,37 млрд. руб. с 1,45 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года.

В 2015 году чистая прибыль ООО ПКФ «Термодом» по РСБУ выросла в 1,98 раза до 102,59 млн. руб. по сравнению с 51,82 млн. руб. годом ранее. Продажи компании за отчетный период понизились в 3,19 раза до 743,05 млн. руб. с 2,37 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года.

В 2016 году ООО ПКФ «Термодом» получило чистую прибыль в 60,64 млн. руб., что на 40,89% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Объем продаж компании ПКФ «Термодом» понизился на 3,24% до 718,98 млн. руб. Прибыль от продаж составила 125,92 млн. руб.

МУП «Пензгорстройзаказчик» отчиталось о росте прибыли за 2014 год по РСБУ в 1,71 раза до 79,68 млн. руб. с 46,62 млн. руб. годом ранее. Компания МУП

Таблица 4

Динамика финансовых результатов объектов исследования за 2014-2016 годы

Показатели Термодом Пензгорстройзаказчик Рисан

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Выручка, тыс. руб. 2369308 743046 718976 256891 654059 52822 0 4620 10180

Чистая прибыль, тыс. руб. 51818 102594 60644 79682 169475 85423 -79 484 2350

Рентабельность, % 2,19 13,81 8,43 31,02 46,55 16,17 0 10,48 23,08

«Пензгорстройзаказчик» по итогам за 2014 год повысила выручку в 2,03 раза до 256,89 млн. руб. с 126,74 млн. руб. за аналогичный период прошлого года.

В 2015 году МУП «Пензгорстройзаказчик» получило чистую прибыль по РСБУ в 169,48 млн. руб., что в 2,13 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года. Выручка компании за отчетный период увеличилась на 41,72% до 364,06 млн. руб. с 256,89 млн. руб. за аналогичный период прошлого года.

МУП «Пензгорстройзаказчик» за 2016 год получило чистую прибыль в 85,42 млн. руб., что на 49,6% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Компания МУП «Пензгорстройзаказчик» по итогам за 2016 год увеличила объем продаж на 45,09% до 528,23 млн. руб. с 364,06 млн. руб. за аналогичный период прошлого года.

ООО «Рисан» завершило 2014 год с убытком по РСБУ в 79 тыс. руб. Выручка компании за 2014 год составила 0.

В 2015 году ООО «Рисан» получило чистую прибыль по РСБУ в 484 тыс. руб., что выше показателя за аналогичный период прошлого года. Объем продаж «Рисан» за отчетный период повысился до 4,62 млн. руб. с 0 млн. руб. годом ранее.

Чистая прибыль ООО «Рисан» за 2016 год по РСБУ составила 2,35 млн. руб. против прибыли в 484 тыс. руб. годом ранее. Выручки в 2016 г. составила 10,2 млн. руб.

Таким образом, анализ функционирования строительных предприятий Пензенской области показал, что объекты исследования находятся в нестабильном финансовом положении. Периоды наращивания финансовых результатов и рентабельности сменяются резким снижением данных показателей. На устранение этой проблемы направлена стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2035 года), в частности пункт 4.2.8 Строительство и дорожное хозяйство в Пензенской области, принятая правительством Пензенской области. Целью названной стратегии является формирование экономики строительной отрасли, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания. Направлениями развития обозначено обеспечение доступности и комфортности жилья, формирование качественной жилой среды и обновление потенциала мощностей материально-технической инфраструктуры строительного комплекса.

Для достижения предприятиями строительного комплекса Пензенской области целей стратегии и оптимизации финансовых показателей предлагаются следующие

направления развития:

1. Выход на новые географические рынки;

2. Объединение бизнесов (слияние с конкурентом);

3. Строительство в городе социальных объектов (больницы, медицинские центры,

спортивные объекты);

4. Разработка новых и оптимизация существующих технологий;

5. Создание и внедрение новых специальных программ для покупки квартир;

6. Минимизация затрат;

7. Усиление маркетинговой активности;

8. Создание системы обратной связи с потребителями;

9. Открытие (развитие) сервиса дополнительных услуг.

Библиография

1. Артамонова Ю.С., Хрусталев Б.Б., Конкин А.Н. Модели производственно-образовательного кластера в строительном комплексе пензенской области//Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - № 1 (367). -2017. - С. 273-277.

2. Белокрылова О.С., Привалова Е.В, Яхимович В.И. Институциональные механизмы модернизации рынка жилья и его макроэкономическая динамика в посткризисной экономике: моногр. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ 2003.

3. Инвестиционно-строительные комплексы: теория и практика создания и развития: коллективная моно-графия/Хрусталев Б.Б., Шлапакова Н.А., Глазкова С.Ю., Духанина Е.В., Старостина К.И., Мусатова Т.Е., Мебадури З.А., Гудкова В.С. - Пенза: ПГУАС., - 2016.

4. Направления стратегического развития предприятий инвестиционно-отраслевых комплексов: монография / Артамонова Ю.С., Белянская Н.М. - Пенза: ПГУАС., 2015.

5. Научные аспекты формирования инновационно-инвестиционной привлекательности предприятий жилищно-коммунальной сферы: монография/Хрусталев Б.Б., Мещерякова О.К.- Пенза: ПГУАС., 2016.

6. Хрусталев Б.Б. Основные направления управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса. - Пенза: ПГУАС, 2004. - 195 с.

7. Усатенко А.Н., Лебедева Д.А. Факторы выбора потребителем жилья на первичном и вторичном рынках недвижимости // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. - № 2 (5). -2017. - С. 68-71.

8. Хрусталев Б.Б., Хрусталев Ю.Б. Основные подходы концепции формирования и развития отраслевого комплекса Пензенской области//Образование и наука в современном мире. Инновации. - № 1. - 2017. - С. 296-305.

9. Хрусталев Б.Б. Развитие предприятий строительного комплекса Пензенской области в условиях риска// Друкеровский вестник. - №2(10). - 2016. - С. - 173-185

10. Хрусталев Б.Б., Пахалина З.В., Спирин М.Е. Основные подходы к развитию строительного комплекса на основе функционирования мобильных строительных предприятий//Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - №8-3(22). - 2016. - С.195-198

References

1. Artamonova Yu.S., Khrustalev B.B., Konkin A.N. Models of the production and educational cluster in the construction complex of the Penza region//Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Tekhnologiya tekstil'noj promyshlennosti [Proceedings of higher educational institutions. Technology of the textile industry], 2017, no. 1 (367), pp. 273-277 (in Russ.).

2. Belokrylova O., Privalova E., Yakhimovich V.I. Institutional mechanisms of housing market modernization and its

macroeconomic dynamics in the post-crisis economy: monogr. - Rostov n / D.: Publishing house of the Russian State University, 2003 (in Russ.).

3. Investment-building complexes: theory and practice of creation and development: collective monograph / Khrustalev BB, Shlapakova NA, Glazkova S.Yu., Dukhanina EV, Starostina K.I., Musatova TE, Mebaduri ZA,

Gudkova V.S. - Penza: PGUAS., - 2016 (in Russ.).

4. Directions of strategic development of enterprises of investment-industry complexes: monograph / Artamonova Yu.S., Belyanskaya N.M. - Penza: PGUAS., 2015 (in Russ.).

5. Scientific aspects of the formation of innovative and investment attractiveness of enterprises of housing and communal services: monograph / Khrustalev B.B., Meshcheryakova O.K. - Penza: PGUAS, 2016 (in Russ.).

6. Khrustalev B.B. The main directions of management of enterprises of the investment and construction complex. -

Penza: PGUAS, 2004. - 195 (in Russ.).

7. Usatenko A.N., Lebedeva D.A. Factors of consumer choice of housing in the primary and secondary real estate

markets// Vestnik PGUAS: stroitel'stvo, nauka i obrazovanie [Bulletin of PGUAS: construction, science and education] 2017, no 2 (5), pp. 68-71(in Russ.)

8. Khrustalev B.B., Khrustalev Yu.B. Basic approaches of the concept of formation and development of the industrial complex of the Penza region// Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii [Education and Science in the Modern World. Innovation], 2017, no. 1, pp. 296-305 (in Russ.).

9. Khrustalev B.B. The development of enterprises of the construction complex of the Penza region under risk conditions //Drukerovskij vestnik [Drukerovsky Bulletin], 2016, no.2 (10), pp.173-185 (in Russ.).

10. Khrustalev B.B., Pakhalina Z.V., Spirin M.E. Basic approaches to the development of the building complex on the basis of the functioning of mobile construction enterprises// Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka, tekhnologii [Competitiveness in the global world: economics, science, technology], 2016, no. 8-3 (22), pp.195-198 (in Russ.).

Авторы

Хрусталев Борис Борисович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством», ФГ БОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства». Адрес: г. Пенза, ул. Германа Титова, 28, r. Пенза, Россия; e-mail: hrustalev_bb@mail.ru;

Усатенко Анна Николаевна, старший преподаватель, ФГ БОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»; e-mail: Usatenkoan@yandex.ru;

Бурлаков Дмитрий Андреевич, студент 2 курса магистратуры, ФГ БОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»; e-mail: nrkt04@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.