Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 004.588
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А. П. Сябренко*, С. Е. Юленков, В. С. Тынченко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Дан анализ перспектив в области информатизации современного дошкольного образования будущих инженеров предприятий ракетно-космической отрасли. Также авторами предложены пути решения некоторых проблем, раскрытых в статье.
Ключевые слова: информатизация, дошкольное образование, мультимедийные технологии.
IT PENETRATION ISSUES AND PERSPECTIVES OF MODERN PRESCHOOL
EDUCATION IN RUSSIA
A. P. Syabrenko*, S. E. Yulenkov, V. S. Tynchenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This work analyses the prospects in the field of informatization of modern pre-school education for future engineers of rocket and space industry enterprises. The authors also suggest ways to solve some of the problems that are revealed in the article.
Keywords: IT usage, preschool education, multimedia technologies.
Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать закладывать образование будущего инженера ракетно-космической отрасли необходимо ещё со школы и даже с детского сада [1].
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятий. В ДОУ мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций [2]. Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе при реализации дополнительного образования. Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование ИКТ в детском саду позволяет:
1) модернизировать воспитательно-образовательный процесс;
2) повысить эффективность;
3) мотивировать детей на поисковую деятельность;
4) дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
С. Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют:
1) более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;
2) индивидуализации процесса обучения;
3) диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ;
4) широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам;
5) использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства;
6) концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;
7) коммуникативности в профессиональной среде на микро- и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях [3].
Наряду с большим количеством плюсов, информатизация детских садов в России имеет очень низкий уровень реализации. Исследование ученых показывают, что очень малое количество дошкольных учреждений используют компьютеры для работы с детьми. Причем такая работа носит бессистемный характер, подбор содержания программ осуществляется педагогами по собственному усмотрению, а условия не всегда отвечают психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям к проведению занятий с использованием компьютеров для детей 5-6 лет.
Ни для кого не секрет, что сейчас в дошкольных учреждениях имеется большой процент воспитателей, не имеющих навыков работы не только в Интернете,
Решетневские чтения. 2017
но и на компьютере. Это, главным образом, нарушает процесс адаптации к новым реформам информатизации современного дошкольного учреждения и внедрением новых образовательно-воспитательных программ и технологий.
В настоящее время существует еще одна трудность, связанная с техническим оснащением дошкольных учреждений - недостаточное материальное обеспечение, которое не дает в полной мере возможность приобретения компьютеров и других мультимедийных средств, а значит, и обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных с географической точки зрения местах к информационным ресурсам.
Поэтому, одним из главных условий внедрения ИКТ в образовательный процесс дошкольного учреждения является знание педагогами технических возможностей компьютера и мультимедиа аппаратуры, а также владение навыками работы при четком выполнении санитарных норм и правил использования их в образовательных учреждениях.
Вторым условием количественного и качественного повышения внедрения ИКТ является повышенное внимание к финансированию деятельности детских садов местными органами самоуправления.
Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной культуры. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений. При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению [4].
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний. Так же ИКТ дает возможность моделировать различные ситуации, осуществлять контроль и подводить итоги. Оценка результатов деятельности ребенка может осуществляется с помощью мультипликационных образов, но при этом исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя.
Стоит также отметить, что информатизация современного дошкольного учреждения, особым образом выводит работу с родителями на новый уровень общения. Организуя в каждой группе электронный журнал, например, «Как мы провели день», дает возможность каждому родителю войти на страничку группы и узнать, чем занимался его ребенок, а также вывешивается дополнительная информация о жизни группы, размещается педагогические рекомендации родителям. Хорошим опытом является взаимодействие с родителями посредством диалога «Вопрос-ответ» на страничке сайта детского сада. Там с родителями обсуждаются наболевшие вопросы воспитания и развития детей, а также отмечаются успехи педаго-
гов и благодарности со стороны родителей, поздравления и пожелания [5-6].
Таким образом, можно сказать, что информатизация и дальнейшее развитие дошкольного учреждения -процесс долгий и кропотливый. Переход из одного в другое состояние более высокого уровня требует от педагогов специальных условий и знаний, чтобы выполнить поставленные информационно-педагогические задачи.
Библиографические ссылки
1. Семенов А. Качество информатизации образования // Вопросы образования. 2007. 312 с.
2. Водопьянов Г., Уваров А., Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. 2007. 216 с.
3. Гершунский Б. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М. : Педагогика, 1997. 86 с.
4. Горячев А. О понятии Информационная грамотность // Информатика и образование. 2001. 238 с.
5. Копытина М., Корчаловская Н. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации средствами ИКТ - условие качества дошкольного образования. М. : Наука, 2006. 303 с.
6. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве // Дошкольное воспитание. 2012. 34 с.
References
1. Semenov A. Kachestvo informatizatsii obra-zovaniya // Voprosy obrazovaniya. [Quality of Education Informatization. Issues of Education]. St. Petersburg, 2007, 312 p.
2. Vodopyanov G., Uvarov A. [On one tool for managing the process of informatization of the school. Education issues]. 2007. 216 p.
3. Gershunsky B. Komp'yuterizatsiya v sfere obucheniya: problemy i perspektivy. [Computerization in the field of education: problems and perspectives]. M. : Pedagogika Publ, 1997. 86 p.
4. Goryachev A. O ponyatii Informatsionnaya gramotnost'. Informatika i obrazovanie. [On the concept of Information Literacy. Computer Science and Education]. 2001. 238 p.
5. Kopytina M., Korchalovskaya N. Razvitie peda-gogicheskogo tvorchestva v sisteme povysheniya kvalifi-katsii sredstvami IKT - uslovie kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [The development of pedagogical creativity in the system of raising the level of professional skill with the means of ICT is a precondition for the quality of preschool education]. M. : Nauka Publ, 2006. 303 p.
6. Kutuzova I. Povyshenie kvalifikatsii pedagogov DOU v sovremennom pedagogicheskom prostranstve. Doshkol'noe vospitanie. [Improvement of professional skill of teachers of preschool education in modern pedagogical space. Preschool education]. 2012. 34 p.
© Сябренко А. П., Юленков С. Е., Тынченко В. С., 2017