Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы информатизации современного дошкольного образования в России'

Проблемы и перспективы информатизации современного дошкольного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT USAGE / PRESCHOOL EDUCATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сябренко А. П., Юленков С. Е., Тынченко В. С.

Дан анализ перспектив в области информатизации современного дошкольного образования будущих инженеров предприятий ракетно-космической отрасли. Также авторами предложены пути решения некоторых проблем, раскрытых в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT PENETRATION ISSUES AND PERSPECTIVES OF MODERN PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

This work analyses the prospects in the field of informatization of modern pre-school education for future engineers of rocket and space industry enterprises. The authors also suggest ways to solve some of the problems that are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы информатизации современного дошкольного образования в России»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 004.588

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

А. П. Сябренко*, С. Е. Юленков, В. С. Тынченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Дан анализ перспектив в области информатизации современного дошкольного образования будущих инженеров предприятий ракетно-космической отрасли. Также авторами предложены пути решения некоторых проблем, раскрытых в статье.

Ключевые слова: информатизация, дошкольное образование, мультимедийные технологии.

IT PENETRATION ISSUES AND PERSPECTIVES OF MODERN PRESCHOOL

EDUCATION IN RUSSIA

A. P. Syabrenko*, S. E. Yulenkov, V. S. Tynchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This work analyses the prospects in the field of informatization of modern pre-school education for future engineers of rocket and space industry enterprises. The authors also suggest ways to solve some of the problems that are revealed in the article.

Keywords: IT usage, preschool education, multimedia technologies.

Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать закладывать образование будущего инженера ракетно-космической отрасли необходимо ещё со школы и даже с детского сада [1].

Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятий. В ДОУ мультимедийные и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций [2]. Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе при реализации дополнительного образования. Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование ИКТ в детском саду позволяет:

1) модернизировать воспитательно-образовательный процесс;

2) повысить эффективность;

3) мотивировать детей на поисковую деятельность;

4) дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

С. Г. Вершловский отмечает, что информационные технологии в образовательном процессе содействуют:

1) более полному раскрытию интеллектуальных способностей личности;

2) индивидуализации процесса обучения;

3) диагностике и самодиагностике профессиональных качеств на основе использования тестирующих программ;

4) широкому доступу к справочным, библиографическим, архивным и другим материалам;

5) использованию в процессе обучения виртуального социального и профессионального пространства;

6) концептуальному мониторингу профессионального состояния с использованием локальных и глобальных сетей, включая Интернет;

7) коммуникативности в профессиональной среде на микро- и макроуровнях, включая телеконференции и публикации в сетях [3].

Наряду с большим количеством плюсов, информатизация детских садов в России имеет очень низкий уровень реализации. Исследование ученых показывают, что очень малое количество дошкольных учреждений используют компьютеры для работы с детьми. Причем такая работа носит бессистемный характер, подбор содержания программ осуществляется педагогами по собственному усмотрению, а условия не всегда отвечают психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям к проведению занятий с использованием компьютеров для детей 5-6 лет.

Ни для кого не секрет, что сейчас в дошкольных учреждениях имеется большой процент воспитателей, не имеющих навыков работы не только в Интернете,

Решетневские чтения. 2017

но и на компьютере. Это, главным образом, нарушает процесс адаптации к новым реформам информатизации современного дошкольного учреждения и внедрением новых образовательно-воспитательных программ и технологий.

В настоящее время существует еще одна трудность, связанная с техническим оснащением дошкольных учреждений - недостаточное материальное обеспечение, которое не дает в полной мере возможность приобретения компьютеров и других мультимедийных средств, а значит, и обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных с географической точки зрения местах к информационным ресурсам.

Поэтому, одним из главных условий внедрения ИКТ в образовательный процесс дошкольного учреждения является знание педагогами технических возможностей компьютера и мультимедиа аппаратуры, а также владение навыками работы при четком выполнении санитарных норм и правил использования их в образовательных учреждениях.

Вторым условием количественного и качественного повышения внедрения ИКТ является повышенное внимание к финансированию деятельности детских садов местными органами самоуправления.

Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной культуры. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений. При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению [4].

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний. Так же ИКТ дает возможность моделировать различные ситуации, осуществлять контроль и подводить итоги. Оценка результатов деятельности ребенка может осуществляется с помощью мультипликационных образов, но при этом исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя.

Стоит также отметить, что информатизация современного дошкольного учреждения, особым образом выводит работу с родителями на новый уровень общения. Организуя в каждой группе электронный журнал, например, «Как мы провели день», дает возможность каждому родителю войти на страничку группы и узнать, чем занимался его ребенок, а также вывешивается дополнительная информация о жизни группы, размещается педагогические рекомендации родителям. Хорошим опытом является взаимодействие с родителями посредством диалога «Вопрос-ответ» на страничке сайта детского сада. Там с родителями обсуждаются наболевшие вопросы воспитания и развития детей, а также отмечаются успехи педаго-

гов и благодарности со стороны родителей, поздравления и пожелания [5-6].

Таким образом, можно сказать, что информатизация и дальнейшее развитие дошкольного учреждения -процесс долгий и кропотливый. Переход из одного в другое состояние более высокого уровня требует от педагогов специальных условий и знаний, чтобы выполнить поставленные информационно-педагогические задачи.

Библиографические ссылки

1. Семенов А. Качество информатизации образования // Вопросы образования. 2007. 312 с.

2. Водопьянов Г., Уваров А., Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. 2007. 216 с.

3. Гершунский Б. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М. : Педагогика, 1997. 86 с.

4. Горячев А. О понятии Информационная грамотность // Информатика и образование. 2001. 238 с.

5. Копытина М., Корчаловская Н. Развитие педагогического творчества в системе повышения квалификации средствами ИКТ - условие качества дошкольного образования. М. : Наука, 2006. 303 с.

6. Кутузова И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве // Дошкольное воспитание. 2012. 34 с.

References

1. Semenov A. Kachestvo informatizatsii obra-zovaniya // Voprosy obrazovaniya. [Quality of Education Informatization. Issues of Education]. St. Petersburg, 2007, 312 p.

2. Vodopyanov G., Uvarov A. [On one tool for managing the process of informatization of the school. Education issues]. 2007. 216 p.

3. Gershunsky B. Komp'yuterizatsiya v sfere obucheniya: problemy i perspektivy. [Computerization in the field of education: problems and perspectives]. M. : Pedagogika Publ, 1997. 86 p.

4. Goryachev A. O ponyatii Informatsionnaya gramotnost'. Informatika i obrazovanie. [On the concept of Information Literacy. Computer Science and Education]. 2001. 238 p.

5. Kopytina M., Korchalovskaya N. Razvitie peda-gogicheskogo tvorchestva v sisteme povysheniya kvalifi-katsii sredstvami IKT - uslovie kachestva doshkol'nogo obrazovaniya. [The development of pedagogical creativity in the system of raising the level of professional skill with the means of ICT is a precondition for the quality of preschool education]. M. : Nauka Publ, 2006. 303 p.

6. Kutuzova I. Povyshenie kvalifikatsii pedagogov DOU v sovremennom pedagogicheskom prostranstve. Doshkol'noe vospitanie. [Improvement of professional skill of teachers of preschool education in modern pedagogical space. Preschool education]. 2012. 34 p.

© Сябренко А. П., Юленков С. Е., Тынченко В. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.