Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в работе сотрудников дошкольных образовательных учреждений'

Использование компьютерных технологий в работе сотрудников дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бем Н. А.

Bem N.А. Use of computer technologies in the work of staff of preschool educational institutions. Computer technologies thoroughly become a part of teachers' everyday life and preschool workers. The computer being the most modern tool for information handling can be a strong hardware for education and play the role of indispensable helper in education and general mental development of preschool children. The article contains the examples of that is how modern computer technologies can be used by workers of preschool institutions in their professional activity: management and educational.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в работе сотрудников дошкольных образовательных учреждений»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НА. Бем

Bem N.A. Use of computer technologies in the work of staff of preschool educational institutions. Computer technologies thoroughly become a part of teachers’ everyday life and preschool workers. The computer being the most modern tool for information handling can be a strong hardware for education and play the role of indispensable helper in education and general mental development of preschool children. The article contains the examples of that is how modern computer technologies can be used by workers of preschool institutions in their professional activity: management and educational.

Одним из приоритетов деятельности современного общества является информатизация образования.

Информатизация школьного образования в настоящее время уже прошла несколько этапов и имеет свою историю, Правительством России реализуются программы и проекты в области информатизации образования, в основном эти проекты касаются школьного и высшего образования. Ведется работа по оснащению школ компьютерами, осуществляется повышение квалификации педагогов в области ИКТ и т.д. Но не стоит на месте и вопрос об использовании компьютеров в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). В 1986 г. в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х гг. были разработаны первые компьютерные программы для детей, начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно.

К сожалению, из-за недостаточного количества компьютеров в ДОУ, они используются, в основном, руководителями для оформления документов, реже - специалистами, а воспитателями практически не используются.

Информационные технологии в ДОУ можно применять в следующих направлениях:

- в управлении ДОУ;

- в профессиональной деятельности воспитателя ДОУ;

- в учебно-воспитательном процессе.

Рассмотрим более подробно деятельность сотрудников ДОУ в указанных направлениях.

1. Управление дошкольным образовательным учреждением. В ДОУ осуществляется управление учебно-воспитательным процессом, кадрами, материально-техническим обеспечением, производится диагностика качества обучения, эффективности воспитательной работы, здоровья и психологического состояния учащихся. И во всех этих направлениях целесообразно для хранения и обработки информации использовать различные офисные приложения: электронные таблицы, базы данных, текстовые редакторы. Овладение навыками работы в указанных приложениях позволит повысить эффективность управленческой деятельности и это логичный и необходимый шаг в развитии ДОУ.

2. Профессиональная деятельность воспитателя. В своей профессиональной деятельности воспитатель может использовать офисные программы, сеть Интернет, электронные издания образовательного направления.

Навыки работы в офисных программах, таких Microsoft Word, Excel, Publisher, Power Point открывают возможности подготовки дидактических материалов, презентаций, портфолио, буклетов для родителей, ведения баз данных, автоматизации работы по анализу педагогической деятельности.

Использование ресурсов Интернета позволяет не только находить необходимую информацию, но и быть активным участником сетевого сообщества, организовывать работу с родителями. Наличие у детского

Краткие сообщения

сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

3. Учебно-воспитательный процесс. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка [2, 3]. Проектирование занятий с использованием развивающих игр - это совсем новое направление в деятельности воспитателя ДОУ, и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [4].

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Используя компьютер в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать физиолого-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические ограничительные и разрешающие нормы и рекомен-

дации. Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

«Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-х недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)» [5].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что применение ИКТ позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а также способствует оптимизации управленческой деятельности образовательного учреждения.

1. Бартенева Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников. иКЬ: http://festival.1september.ru/articles/520166/

2. Чванова М.С., Храмова М.В. Психологопедагогические особенности общения в сети:

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (17), 2011

десять лет спустя... // Открытое образование. 20i0. № 3. С. 82-9i.

3. Тимофеева С.В., Храмова М.В. Об опыте использования средств ИКТ в работе социальных служб // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2010. Т. 2. № 16. С. 149-i50.

4. Храмова М.В., Феоктистова О.А. Использование языка SCRATCH в курсе теории и методики обучения информатики // Вестник Московского городского педагогического универ-

ситета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 179-181.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91.

Поступила в редакцию ii.0i.20ii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.