Научная статья на тему 'Интеграция как ведущая идея в реализации содержания дошкольного образования'

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / A CHILD / INTEGRATION / CONTENT / INTEGRATED EDUCATION / STRUCTURE / FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровникова Ю. Г.

Korovnikova Yu.G. Integration as a leading idea in realization of the content of preschool education. The necessity to make the educational process in the system of preschool education based on the integrative approach is grounded in the article. It is also considered the essence of the concept «integration». It is defined substantial and formal goals of integrated activities, their types and structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция как ведущая идея в реализации содержания дошкольного образования»

УДК 159.923

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.Г. Коровникова

Korovnikova Yu.G. Integration as a leading idea in realization of the content of preschool education. The necessity to make the educational process in the system of preschool education based on the integrative approach is grounded in the article. It is also considered the essence of the concept «integration». It is defined substantial and formal goals of integrated activities, their types and structure.

Key words: preschool education, a child, integration, content, integrated education, structure, forms and methods.

В современных условиях особое значение в решении проблемы гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, так как именно в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка.

Сущность современной образовательной парадигмы образования выражается в идее личностно-ориентированного образования и заключается в том, что ребенок рассматривается как сложная саморазвивающаяся система, признается уникальность и неповторимость каждой личности и траектории ее развития, ее самоценность. В связи с этим целевые установки дошкольного образования смещаются с позиции информированности ребенка на создание условий и помощь в развитии и саморазвитии его личности в целом. Изменяется позиция обучающегося в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с потребностями, интересами, возможностями, обеспечивать личностный смысл познавательной деятельности [4].

Следует подчеркнуть, что качество содержания дошкольного образования предполагает усвоение детьми не только представлений об окружающем мире и самом себе, но и наиболее существенных, естественных, наглядно представленных, доступных восприятию взаимосвязей объектов и явлений окружающего мира. Интегрированное содержание образования обеспечивает, прежде всего, усвоение таких взаимосвязей и ведет к формированию целостных представлений о мире. Именно интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих

исследователей, является одним из педагогических условий повышения эффективности развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.

В современной научной психолого-педа-гогической литературе раскрываются теоретические позиции интеграционных процессов в образовании. Раскроем их содержание.

1. Понятие «интеграция» напрямую связано с понятием «система». Не случайно интеграционные процессы в социальной сфере начали активно изучать, когда в общественных науках в качестве методологии стали использовать системный подход. Система как «упорядоченное множество взаимодействующих элементов» (Ф.Ф. Королев) характеризуется, прежде всего, целостностью, которая предполагает появление в ней таких интегративных качеств, которые не свойственны отдельным ее элементам [2].

Интеграцию можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция - важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.

Выделяют три функции интеграции: интегративную, компенсаторную, стимулирующую. Интегративная функция - основная. Именно ее реализация, прежде всего, выполняет предназначение интеграции как процесса, объединяющего все элементы системы, приводящего ее к целостности. Реализация компенсаторной функции позволяет более продуктивно использовать возможности каждого элемента системы, привести ее к более оптимальному функционированию, укрепить ее целостность. Стимулирующая

функция интеграции означает, что в процессе ее один субъект стимулирует развитие другого субъекта; это может происходить в ходе специально организованных действий, например создания условий для конкуренции субъектов интеграции в процессе их взаимодействия.

2. В понимании интеграционных процессов в сфере образования важным является трактовка понятия системы образовательного учреждения, внутри которого или с которым организуются эти процессы. При этом следует исходить из концепции воспитательной системы образовательного учреждения (В.А. Караковский, Л.И. Новикова,

Н.Л. Селиванова, Н.Е. Щуркова), основанной на понимании воспитания как наиболее широкого педагогического понятия и принимающей позицию, что «воспитание есть процесс управления развитием личности».

Воспитательная система образовательного учреждения представляет собой единство дидактической подсистемы и подсистемы воспитательной работы, по сути, учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная система - это педагогическая сущность образовательного учреждения. Таким образом, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образования, которым и является воспитательная система. Она и есть та среда, в которой живет и учится ребенок, и характер воспитательной системы, степень ее развитости могут в большей или меньшей степени влиять на его развитие.

3. Интеграцию, как и другие сложные процессы, для более глубокого изучения целесообразно рассматривать с точки зрения амбивалентного подхода, являющегося частным случаем полилатерального, предполагающего осмысление явления двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, взаимоисключающих, противоречащих друг другу сторон (Л.И. Новикова).

Такой противоположной, противоречащей интеграции стороной является дезинтеграция. Интеграция есть стремление к упорядоченности, целостности системы, она придает ей стабильность, уравновешенность, создает своеобразную защитную среду для субъектов («это мой коллектив, здесь мне все знакомо, здесь меня примут таким, какой я

есть, здесь всегда мне помогут»). Дезинте-грационные процессы ведут к разрушению системы. В то же время, они позволяют субъекту проявить активность, нестандартность, «отдохнуть от системы». Если интеграционные процессы организуются специально, то дезинтеграционные возникают стихийно. Разрешение противоречия между интеграцией и дезинтеграцией есть источник развития системы.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

При реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. № 665) в дошкольных образовательных учреждениях следует учитывать требования авторов ФГТ к организации процесса: а именно «воспитательно-образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» (п. 2.3.)

Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в:

- реализации как приоритетных целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;

- осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития;

- усилении связей компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция);

- взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

- синтезе видов детской деятельности;

- внедрении интегрированных форм

организации обучения: интегрированных

занятий, циклов занятий, тематических дней и др., имеющих сложную структуру [1].

Таким образом, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса. Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование у него целостной картины мира должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.

Следовательно, организация образовательного процесса в условиях ДОУ рассматривается как единство содержательных и процессуальных сторон (содержательных: знаний, умений и навыков, процессуальных: способов и форм организации, средств, приемов и методов). Обучение дошкольников, конечно, обязательно должно присутствовать в образовательном процессе детского сада, но формы должны быть адекватные психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игры, досуги, экскурсии, викторины, экспериментирование, моделирование, образовательные проекты и т.д.

Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях, воспитатель:

- воспитывает у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития),

- побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития),

- решает задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития),

- формирует практические навыки по уходу за растениями и животными,

- учит отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах - как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.), так и

парциальных («Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой, «Мы» H.H. Кондратьевой, «Программа для развития цвето-восприятия у детей шести-семи лет» С.А. Зо-лочевского, «Гармония» Д.И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях - межпредметном (между разделами) и внутрипред-метном (внутри разделов) - на культурологической и экологической основах.

К содержательным целям интегрированного обучения дошкольников относятся:

- формирование целостных представлений (целостной картины мира);

- обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по каждому разделу программы, включенному в укрупненное, уплотненное содержание интегрированного обучения;

- усиление деятельностной основы усвоения содержания образования;

- стимулирование развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов и т.п.);

- обеспечение единства чувственного и рационального в учебно-познавательной деятельности; стимулирование творческих способностей; усиление воспитательной направленности процесса обучения (гуманизация, экологизация и т.д.).

К формальным целям интегрированного обучения относятся следующие: уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; перераспределение приоритетов (воспитательные и развивающие цели являются доминирующими); соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания; избегание дублирования содержания образования.

Можно выделить следующие виды занятий, на которых осуществляется интегрированное обучение:

Комбинированное - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное - реализация поставленных задач осуществляется средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем нарисовать осень,

дети составляют рассказы об осени, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой. Такой подход способствует еще и проявлению творчества со стороны детей.

Интегрированное - соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: такое понятие как «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития. А. Пронина отмечает: «Комплексное (интегрированное) занятие - отражает содержание работы по формированию различных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязи между ними» [3, с. 2].

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода в условиях ДОУ существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. К наиболее эффективным методам работы с детьми на интегрированном занятии можно отнести следующие:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с воспитателем «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурноречевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

1. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Модели профильного обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Тамбов, 2009.

3. Пронина А. Преодоление, познание, гармония // Дошкольное воспитание. 2010. №10.

4. Самородова А.П. Модель развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения в ИПК // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2008. № 1(13). С. 81-95.

Поступила в редакцию 25.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.