#
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования. - М; Ростов н/Д: Центр-МАРТ, 2005. - 592с.
2. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Теория и методика воспитания. Учебник для студентов пед. вузов. - Волгоград: ВГУ, 2006. - 116 с.
3. Воронов В. В. Воспитание как педагогический процесс // Педагогика: Учебник / Под. ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - С. 82-102.
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
5. «Школа-2100». Приоритетные направления развития образовательной программы / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. - Вып. 4. - М., 2000. - 312 с.
6. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать ком-петентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.: Ар-кти, 2007. - 132 с.
7. Мубинова З. Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. - Уфа: БГУ, 2000. - 136 с.
8. Крылова Н. Б. Культурология образования. -М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
9. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики). - Великий Новгород: Изд-во Новг. гос. ун-та им. Я. Мудрого, 2005. - 256 с.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPING PRELIMINARY COURSE STUDENTS' COGNITIVE COMPETENCY
О. В. Потанина, Л. П. Саксонова
O. V. Potaninа, L. P. Saksonova
#
В статье анализируются подходы к понятиям компетентность/компетенция, когнитивная компетенция. Рассматриваются педагогические основы формирования когнитивной компетенции.
The article analyzes different approaches to the concepts of competence/competency, as well as cognitive competency. The authors examine pedagogical foundation for developing cognitive competency.
Ключевые слова: ключевые компетенции, когнитивная компетенция.
Keywords: key competencies, cognitive competency.
Процесс глобализации способствует превращению мира в единое целое, сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, институтами, предприятиями, организациями и рынками. Наиболее востребованной чертой труда становятся интеллектуализация и доминирующий в ней умственный компонент, основанный на знаниях и компетенциях, расширяющих креативный диапазон личности.
К сожалению, система современного отечественного образования остается в большинстве учебных заведений практически неизменной и основана на трансляции сведений и фактов. Между тем новые социокультурные потребности настойчиво приближают к изменению образовательной парадигмы - ориентации на фундаментальность, развитие творческого потенциала личности, профессионализм. Поэтому необходима активность в разработке инновационных педагогических моделей и адекватных техноло-
гий познавательной деятельности, инициирующих безболезненный переход выпускников школ и преемственность их обучения в системе «школа-вуз». Наиболее успешными в решении этой комплексной проблемы становятся подготовительные курсы разной формы и продолжительности, которые существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80% выпускников подготовительных курсов государственных вузов.
Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:
- цикл специальных занятий и неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов убедиться в правильности ранее принятых решений;
- психологическая адаптация с помощью вузовских форм учебных занятий, рейтинговой системы контроля
Ф
$
знаний, высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами, пребывания в вузовских аудиториях;
- обеспечение «продвинутых» знаний, возможности апробировать и укрепить знания на базисном и на продвинутом уровнях;
- корректирующее обучение с поэтапным доведением знаний до базисного уровня для абитуриентов, которые имеют пробелы в своих знаниях из-за перерыва в учебе (служба в армии, болезнь и т. п.).
Обучение на подготовительных курсах имеет обучающее, ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих - и системно организующее назначение.
Обновление содержания образования через внедрение компетентностного подхода позволило оценивать качество подготовки выпускников по новым требованиям над-предметного, универсального характера. Анализ литературы показал, что компетентность - результат образования выпускника, выражающийся в определенном уровне владения и обладания набором компетенций, представляет совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для осуществления личностной, профессиональной и социально значимой, продуктивной деятельности [1].
Раскрытие сущности понятия «компетенция» в зарубежной научной литературе решается с точки зрения конструктивистского подхода, который допускает существование нескольких определений. Критерием адекватности выступают границы конструируемого понятия. Его дальнейшая детализация на основе граничного подхода реализуется через описание внутреннего объема термина («изнутри») и внешнего содержания (фокусировка на различиях между терминами «действие», «квалификация», «одаренность», «способность», «комплекс знаний, умений», «готовность личности»). В исследовании под компетенцией понимается заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере [2].
По мнению О. Ю. Щербаковой [3], в современном образовании необходимо обратить внимание на следующие ключевые компетенции: социальную, социально-информационную, коммуникативную, когнитивную, специальную. Ключевые компетенции представляют межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности обучаемого, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в сообществах; общее и широкое определение его адекватного проявления в социальной жизни, применение информационных технологий, действия и общение, которые помогут обеспечивать преемственность всех уровней обучения [4].
Европейские рамочные установки среди приоритетных направлений непрерывного образования выделяют понятие «когнитивная компетенция» обучаемых. Исследования в области когнитивной компетенции на Западе первоначально были направлены на сферу бизнеса и разрабатывали понятие «менеджерская компетенция». Поэ-
тому делался акцент на понимание ситуации, оценку возможностей и необходимого объема знаний, то есть выработку комплексных стратегий влияния на других. McClelland и другие исследователи [5] разработали шкалу для измерения когнитивных навыков. Хотя понятие «когнитивная компетенция» присутствует в классификациях, но ее содержание и структура мало исследованы. Большинство ученых [3; б; 7] рассматривают только познавательный компонент когнитивной компетенции. Такой подход представляется нам ограниченным и не учитывает многообразия ситуаций, в которых человек может оказаться в процессе профессиональной или иной деятельности.
В современных условиях (объем информации удваивается каждые три года, список профессий меняется на 50% каждые 5-7 лет) уже не сами знания становятся ценны, а умение их применять в различных ситуациях. Это требует эффективного управления процессом своего учения, длительной концентрации и рефлексии на цели и задачах учебы, адекватной оценки самостоятельной работы. Такой подход приводит к нахождению выпускниками своего места в жизни и сокращению периода адаптации в новых условиях деятельности.
Таким образом, когнитивная компетенция личности - готовность обучаемого к профессиональной, личной и общественной деятельности, развитию его познавательной сферы, самоорганизации и саморазвитию; постоянному повышению образовательного уровня; актуализации своего личностного потенциала, рефлексии деятельности и самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Анализ социокультурной ситуации, психолого-педагогических источников и специально проведенные исследования позволили выделить приоритетные компоненты когнитивной компетенции обучаемых:
- когнитивно-интеллектуальный включает знание приемов обучения, целей деятельности, предпочтительных стратегий обучения, принципов поиска и обработки информации; базовые знания, которые отражают уровень грамотности; аналитическое мышление как способность анализировать проблемы, видеть ситуацию комплексно (широта и уровень сложности мышления); концептуальное мышление как способность распознавать модели, составлять новые концепции, генерировать новые идеи;
- операционально-деятельностный, направленный на формирование и развитие навыков и умений, относящихся к общим (умение планировать, контролировать, приемы логического мышления, психологические умения) и специфическим видам познавательной деятельности;
- мотивационный, отражающий установку на выполнение когнитивной деятельности (желание слушателя повышать образовательный уровень) и направленность деятельности (от мотива к цели, от внешних мотивов к внутренним). Показателями сформированности мотивационного компонента когнитивной компетенции являются интерес к предмету, направленность мотивации обучаемых;
- оценочный, включающий способность к рефлексии и самоанализу, осознание слабых и сильных сторон, работу над недостатками, анализ причин неудач, стремление
#
исправить свои ошибки, критическую оценку, любознательность. Показатели сформированности - осознанность, глубина, многоаспектность мышления.
В процессе исследований было установлено, что все компоненты когнитивной компетенции, обладая содержательной специфичностью и логикой развернутости, взаимосвязаны, а ее формирование представляет управляемый процесс в обучении и обладает возрастной спецификой и динамикой. Резюмируя все вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что осознание каждым обучаемым необходимости формирования когнитивной компетенции способствует повышению качества приобретаемых знаний и дальнейшему движению в самосовершенствовании, саморегулировании, саморазвитии будущего специалиста.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности, как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образование // Ректор вуза. -2005. - № 6. - С. 13-28.
2. Зеер Э. Ф, Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: ком-
петентностный подход. Учеб. пособие. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. - С. 216.
3. Щербакова О. Ю. Формирование и социально-педагогической компетенции учителя в региональной системе повышения квалификации по Именным образовательным целям. - Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 200.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 04.2011).
5. Delamare Le Deist F., Winterton J. (2005) What is competence? // Human Resource Development International. - 2005. - 8(1). - P. 27-46. (Пер. Я. Ю. Епутаева).
6. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 7.
7. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 12.
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМБИНАТОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
BASICS OF DEVELOPING HIGHSCHOOLERS' COMBINATIONAL LOGIC
Т. Г. Попова
В статье представлены материалы, отражающие необходимость формирования и развития комбинаторно-логического мышления у старшеклассников. Модель развития исследуемого вида мышления демонстрирует основные педагогические условия, позволяющие качественно организовать образовательный процесс. Основные выводы и результаты также подтверждают важность темы исследования.
T. G. Popova
The article argues for the necessity of developing high-schoolers' combinational logic in thinking. The model of developing this kind of thinking demonstrates the main pedagogical conditions which would allow to properly organize the educational process. The main conclusions and results also confirm the importance of the research topic.
Ключевые слова: комбинаторно-логическое мышление, развитие и формирование мышления, педагогические условия.
Keywords: combinational logic in thinking, thinking development, pedagogical conditions.
Среди тенденций современного образования выделяются два ключевых направления: информатизация образовательного процесса и направленность на индивидуальность обучения. Приоритетным становится не только знания, умения, навыки, но и развитие ребенка, в том числе и развитие мышления.
Хотя вопросам формирования мыслительной деятельности ученика уделяется достаточно большое внима-
ние, тем не менее необходимо отметить крайне низкое усвоение способов комбинаторно-логических рассуждений как в рамках школьной, так и социальной среды.
Необходимость поиска новых эффективных средств развития комбинаторно-логического мышления школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в современном обществе. Умение логически рассуждать, вариативно мыслить является
ф