Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
898
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НЕФТЬ / ГАЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОЦЕСС ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ПРОЕКТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ягья Талие Саидовна

Данная статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития российско-китайских отношений в энергетической сфере. Актуальность темы этой статьи состоит в существующих проблемах между государствами в энергетическом сотрудничестве на протяжении длительного времени. Перспективность развития данной сферы также обусловливает актуальность темы статьи. Для написания данной работы были изучены различные зарубежные и отечественные источники. Помимо этого, были использованы такие нормативно-правовые источники, как энергетическая стратегия Китая, энергетическая стратегия России до 2035 года и прочие межгосударственные документы РФ и КНР в энергетической сфере. В исследовании использовались данные с официальных сайтов ведущих энергетических компаний России и Китая, таких, как «Газпром» и «Роснефть», а также данные китайской нефтяной нефтегазовой CNPC компании. В данной работе проанализированы основные проблемы взаимодействия между Россией и Китаем в энергетической сфере. К примеру, проблема ценообразования на энергоресурсы, отсутствие доверия, конфликт интересов, и др. В статье указаны причины приоритетности Китайского энергетического рынка для Российской Федерации. Особое внимание уделяется дальнейшим перспективам сотрудничества РФ и КНР в энергетической сфере. В статье отмечается значительная роль процесса инвестирования в развитии энергетической сферы. В статье сказано, что перспективы энергетического сотрудничества проявляются в разработке, подписании множества различных договоров и в реализации различных экономических проектов. В работе отмечается, что газопровод «Сила Сибири» несет в себе большие перспективы, что связано с тем, что в реализации данного проекта имеются ряд положительных моментов. В результате исследования автор пришел к следующим научным результатам - энергетическое сотрудничество России и Китая, несмотря на некоторые проблемы, имеет положительную динамику развития; перспективы этого сотрудничества весомы; сотрудничество РФ и КНР в энергетической сфере нацелено на повышение энергоэффективности государств, а также их общим желанием выйти на международный уровень модернизации. Помимо этого, данное сотрудничество обеспечивает и обеспечит в перспективе стабильное развитие государств ипоспособствует укреплению их безопасности. Государства стараются выстроить долгосрочные отношения путём заключения разнообразных договоров во всех сферах деятельности, однако, к сожалению, на сегодняшний день данные попытки не увенчались успехом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENERGY COOPERATION OF RUSSIA AND CHINA

This article is devoted to the study of the problems and prospects for the development of Russian-Chinese relations in the energy sector. The relevance of the topic of this article lies in the existing problems between states in energy cooperation for a long time. The prospects for the development of this area also determine the relevance of the topic of the article. To write this work, various foreign and domestic sources were studied. In addition, regulatory and legal sources such as the energy strategy of China, the energy strategy of Russia until 2035 and other interstate documents of the Russian Federation and the PRC in the energy sector were used. The study used data from the official websites of leading energy companies in Russia and China, such as Gazprom and Rosneft, as well as data from the Chinese oil and gas company CNPC. This paper analyzes the main problems of interaction between Russia and China in the energy sector. For example, the problem of pricing for energy resources, lack of trust, conflict of interests, etc. The article indicates the reasons for the priority of the Chinese energy market for the Russian Federation. Particular attention is paid to further prospects for cooperation between the Russian Federation and the PRC in the energy sector. The article notes the significant role of the investment process in the development of the energy sector. The article says that the prospects for energy cooperation are manifested in the development, signing of many different agreements and in the implementation of various economic projects. The paper notes that the Power of Siberia gas pipeline has great prospects due to the fact that there are a number of positive aspects in the implementation of this project. As a result of the research, the author came to the following scientific results - despite on some problems, energy cooperation between Russia and China has a positive dynamics of development; the prospects for this cooperation are weighty; cooperation between the Russian Federation and the PRC in the energy sector is aimed at increasing the energy efficiency of states, as well as their common desire to enter the international level of modernization. In addition, this cooperation ensures and will ensure the stable development of states in the future and contribute to the strengthening of their security. States are trying to build long-term relationships by concluding various agreements in all areas of activity, however, unfortunately, now these attempts have not been crowned with success.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ»

УДК: 339.92

Т. С. Ягья

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ

ЯГЬЯ Талие Саидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория». Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ имени В.И. Ульянова (Ленина). 197376, Россия, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5. Е -mail: talie2006@mai,ru

Данная статья посвящена исследованию проблем и перспектив развития российско-китайских отношений в энергетической сфере. Актуальность темы этой статьи состоит в существующих проблемах между государствами в энергетическом сотрудничестве на протяжении длительного времени. Перспективность развития данной сферы также обусловливает актуальность темы статьи. Для написания данной работы были изучены различные зарубежные и отечественные источники. Помимо этого, были использованы такие нормативно-правовые источники, как энергетическая стратегия Китая, энергетическая стратегия России до 2035 года и прочие межгосударственные документы РФ и КНР в энергетической сфере. В исследовании использовались данные с официальных сайтов ведущих энергетических компаний России и Китая, таких, как «Газпром» и «Роснефть», а также данные китайской нефтяной нефтегазовой CNPC компании. В данной работе проанализированы основные проблемы взаимодействия между Россией и Китаем в энергетической сфере. К примеру, проблема ценообразования на энергоресурсы, отсутствие доверия, конфликт интересов, и др. В статье указаны причины приоритетности Китайского энергетического рынка для Российской Федерации. Особое внимание уделяется дальнейшим перспективам сотрудничества РФ и КНР в энергетической сфере. В статье отмечается значительная роль процесса инвестирования в развитии энергетической сферы. В статье сказано, что перспективы энергетического сотрудничества проявляются в разработке, подписании множества различных договоров и в реализации различных экономических проектов. В работе отмечается, что газопровод «Сила Сибири» несет в себе большие перспективы, что связано с тем, что в реализации данного проекта имеются ряд положительных моментов.

В результате исследования автор пришел к следующим научным результатам -энергетическое сотрудничество России и Китая, несмотря на некоторые проблемы, имеет положительную динамику развития; перспективы этого сотрудничества весомы; сотрудничество РФ и КНР в энергетической сфере нацелено на повышение энергоэффективности государств, а также их общим желанием выйти на международный уровень модернизации. Помимо этого, данное сотрудничество обеспечивает и обеспечит в перспективе стабильное развитие государств и

поспособствует укреплению их безопасности. Государства стараются выстроить долгосрочные отношения путём заключения разнообразных договоров во всех сферах деятельности, однако, к сожалению, на сегодняшний день данные попытки не увенчались успехом.

СОТРУДНИЧЕСТВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО;

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; НЕФТЬ; ГАЗ; ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ИННОВАЦИОННОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО; ПРОЦЕСС ИНВЕСТИРОВАНИЯ; ПРОЕКТЫ; ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

В XXI веке энергетическое сотрудничество является неотъемлемой частью экономики любого государства. Благодаря энергетическому сотрудничеству происходит сближение государств не только в экономическом, но и в политическом отношениях. При анализе энергетического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики очевидно, что для обеих сторон сотрудничество в данном направлении играет важную роль для укрепления их влияния на международной арене.

Актуальность темы данной статьи заключается в имеющихся проблемах в сложившихся на протяжении длительного времени экономических и политических отношений между государствами в энергетической сфере. Перспективность развития данной сферы также обусловливает актуальность темы статьи.

Целью работы является выявление проблем, их специфики и перспектив развития взаимовыгодного сотрудничества России и Китая в энергетической сфере.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимозависимых задач:

1. Рассмотреть современное состояние отношений России и Китая в энергетической сфере;

2. Проанализировать основные проблемы энергетического сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой;

3. Изучить перспективы взаимовыгодного развития РФ и КНР в энергетической сфере.

При написании статьи были использованы разнообразные методы теоретического исследования. Для описания современного состояния

энергетических рынков РФ и КНР и выявления проблем и перспектив сотрудничества в энергетической сфере были применены: исторический метод, метод сравнительного анализа, а также метод ивент-анализа, который был использован для наблюдения за изменениями в сотрудничестве в энергетической сфере между государствами.

В результате исследования были сделаны следующие выводы -энергетическое сотрудничество России и Китая, несмотря на некоторые проблемы, имеет положительную динамику развития. Перспективы этого сотрудничества весомы. Сотрудничество РФ и КНР в энергетической сфере нацелено на повышение энергоэффективности государств, а также их общим желанием выйти на международный уровень модернизации. Помимо этого, данное сотрудничество обеспечивает и обеспечит в перспективе стабильное развитие государств и поспособствует укреплению их безопасности. Государства стараются выстроить долгосрочные отношения путём заключения разнообразных договоров во всех сферах деятельности, однако, к сожалению, на сегодняшний день данные попытки не увенчались успехом.

Энергетическое сотрудничество между РФ и КНР носит стабильный и динамично развивающийся характер. Благодаря данному сотрудничеству, отношения между государствами укрепляются в экономическом и политическом аспектах. Следует отметить, что КНР является важнейшим партнером России в энергетической сфере. К тому же, взаимодействие РФ и КНР в энергетической сфере способствует росту влияния Российской Федерации и Китайской Народной Республики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако, несмотря на такое динамичное развитие, между государствами существует ряд проблем, которые препятствуют прогрессивному развитию энергетического сотрудничества государств.

Одной из проблем, мешающих развитию сотрудничества в энергетической сфере между РФ и КНР, является отсутствие договоров и нормативных актов о долгосрочном партнёрстве государств. К сожалению, нет единой программы о долгосрочном развитии отношений между этими странами в сфере энергетического сотрудничества. Следует сказать, что каждое государство стремится максимально защитить собственные

национальные интересы в своих политических и экономических действиях, в том числе и в энергетической сфере. Так, согласно энергетической стратегии РФ, основной целью энергетической политики является «максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для экономического развития и повышения качества жизни народа государства» [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что принцип национальных интересов используется во взаимодействии РФ со всеми государствами в сфере энергетики.

Отсутствие долгосрочного партнерства привело к тому, что после принятия РФ и КНР в ноябре 1994 года программы постройки нового нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», Япония помешала этому строительству и представила программу «Северная линия», известную как трубопровод Ангарск - Находка. В связи с этой ситуацией, поставка нефти в КНР по нефтепроводу была отложена на некоторое время. Объяснение причины вмешательства Японии в постройку нового нефтепровода между Россией и Китаем дается в научной литературе. Так, есть высказывание, что подобная ситуация произошла из-за неоцененности стратегических перспектив национальных интересов правительства РФ, поскольку оно руководствовалось исключительно краткосрочными и узкокорпоративными интересами [2]. По мнению китайской стороны, энергетическое сотрудничество двух стран России и Китая не имеет соответствующего стратегического подхода, и, к сожалению, все еще находится на низком уровне [2].

Отсутствие доверия можно считать следующей проблемой в энергетическом взаимодействии между Россией и Китаем. Как известно, все межгосударственные отношения основываются на общих потребностях и интересах. Однако не стоит забывать, что помимо общих интересов и дружеской политики, государства являются не только добрыми соседями, но и конкурентами. Ежегодный рост геополитического влияния Китая позволяет считать эту страну важным участником международных отношений. По этой причине, на наш взгляд, появляются идеи о возрастании «китайской угрозы». Свои опасения в данном вопросе высказал и президент Российской Федерации Владимир Владимирович

Путин еще в 2000 году. По его мнению, из-за близкого географического положения, российские организации подвергаются всяческим воздействиям со стороны Китая, что может привести к тому, что вскоре население Дальнего Востока будет говорить на китайском и японском языкаx [3].

По нашему мнению, на сегодняшний день обеспечение национальной энергетической безопасности КНР происходит, в основном, за счет активизации поставок из России. Следует отметить, что энергетическая безопасность является важнейшим фактором для каждого государства. Эксперты из Китая, говоря о нестабильной поставке энергетических ресурсов (а это более 70%) из государств Ближнего Востока и Африки, полагают, что российский нефтяной поток в Китай вскоре достигнет 20% от всего объема импорта нефти в КНР с перспективой на увеличение [4].

Говорить об энергетическом сотрудничестве исключительно с Российской Федерацией бессмысленно и неразумно. Китай имеет достаточное количество диверсифицированных связей с Австралией, Катаром, Нигерией, Туркменистаном. Кроме того, на сегодня разрабатывается проект по поставке сжиженного природного газа (СПГ) из Мьянмы. По этой причине, по нашему мнению, у РФ нет никаких гарантий на долгосрочную перспективу развития энергетического сотрудничества с Китаем.

В регионе Северо-Восточной Азии Россия не желает зависеть от рынка Китая в энергетической сфере, поэтому разрабатываются проекты для всестороннего взаимодействия с такими странами как Южная Корея, Япония. В настоящий период времени, Россия достигает положительного торгового баланса за счет экспорта энергоресурсов, прежде всего, по европейскому направлению. Для удовлетворения азиатского спроса РФ необходимо развивать Дальней Восток и Сибирь.

Одно из важных направлений энергетической политики РФ обуславливается взаимодополняемостью интересов. Первостепенно правительству России необходимо взять курс на освоение нефтегазовых ресурсов Сибири и Дальнего Востока, а Китаю же, в свою очередь, необходимо провести диверсификацию источников импорта

энергоресурсов. Второе направление энергетической политики определяется развитием энергетического сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, а третье - со странами Африки, которые, как известно, способны к быстрому наращиванию объемов добычи нефти. Как нам представляется, на сегодня для эффективного взаимодействия Россия должна направить свою энергетическую политику в сторону получения значительной экономической выгоды от государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому для ее проведения следует разрабатывать как и краткосрочные, так и долгосрочные программы на дальнейшие перспективы. В связи с этим, уместно привести высказывание о том, что «важным направлением организации экспорта энергоносителей России в АТР, особенно в Китай, является формирование четкой государственной экспортной политики, исключающей межтопливную конкуренцию энергоносителей с целью максимизации экспортной выручки российских компаний» [5].

Другой проблемой между РФ и КНР в энергетическом сотрудничестве можно считать проблему ценообразования. Данная проблема обуславливается ростом внешней конкуренции на мировом энергетическом рынке. Из этого следует, что при завышении цены на энергоресурсы, государство может потерять ранее установленные связи и будущие договоренности. Как упоминалось ранее, для эффективного проведения энергетической политики правительству РФ следует иметь хотя бы несколько рынков сбыта. По этой причине, разумное ценообразование является важным аспектом в энергетическом сотрудничестве.

Стоит отметить, что до сланцевой революции сотрудничество РФ и КНР было весьма плодотворным. Так, в 2009 году, после множества переговоров между «Газпромом» и «СМРС» было заключено газовое соглашение, благодаря которому предполагалось, что в ближайшем будущем Китай станет одним из крупнейших потребителей российских энергетических ресурсов. Далее, в 2010 году между компаниями уже был заключен договор о поставке природного газа через газопровод «Алтай», который позже был переименован в «Сила Сибири-2», начиная с 2015 года [6].

Однако для Китая уменьшилась привлекательность европейских энергетических рынков после поддержки правительством США сланцевой революции в Европе в 2012 году, из-за которой произошел разлад в отношениях России и Европы. Из-за этого у правительства КНР появилась возможность оказывать давление на энергетические организации России в области ценообразования. Китай начал давление на правительство РФ с желанием добиться продажи газа по цене ниже рыночной. Так, российская сторона предлагала цену в 350 долларов США за тысячу кубометров, а китайская сторона настаивала на 230 (и не более 250) долларах США за тысячу кубометров. Такая разница в цене не позволила правительствам прийти к общему мнению. Стоит отметить, что обе стороны понимали потребность друг в друге и в дальнейших переговорах стороны пошли на серьезные уступки. Так, руководители «Газпром» и «С№С» договорились о цене и в настоящее время идут обсуждения о технической стороне поставок. Важно сказать, что для России Китай является не только рынком сбыта собственной продукции и ресурсов, но и партнером в формировании альтернативных источников энергии. По нашему мнению, проблема ценообразования на энергетические ресурсы между странами возникает из-за того, что у Китая имеются значительные запасы угля и достигнут определенный прогресс в развитии альтернативных видов энергии, а также из-за того, что приток газа из других стран способствует сокращению импорта российского газа. Кроме того, Китай имеет возможность удовлетворить свои потребности в газе за счет внутренних ресурсов, не прибегая к увеличению его поставок из-за рубежа. Так, проблема дефицита уменьшается в результате открытия новых крупных месторождений газа на территории Китая в последние годы.

Отсутствие инновационного сотрудничества в области новейшей энергетики между КНР и РФ представляет весьма существенную проблему. На протяжении длительного времени энергетическое сотрудничество между РФ и КНР связывало обмен исключительно с классическими ископаемыми - нефтью, природным газом и углём. Со временем этот список дополнился ядерной и гидроэнергией. В настоящее время происходит активное развитие в области возобновляемой энергетики. Из-за возрастающей проблемы энергетических и

экологических факторов, правительства КНР и РФ сосредоточились на развитии новых источников энергии. Однако к подходу их развития государства на сегодня имеют разные взгляды.

Проблема в энергетическом сотрудничестве России и Китая заключается и в конфликте интересов между государствами. Известно, что в Центральной Азии находится более 22% разведанных территорий с залежами природного газа, что составляет 12% от общего мирового объема [7]. На наш взгляд, если в дальнейшем Центральная Азия решит экспортировать природный газ на мировой рынок в обход России, Российская Федерация понесет огромные убытки не только в экономическом, но и в политическом аспектах. Однако, на сегодняшний день у Центральной Азии отсутствуют разнообразные экспортные каналы и Российская Федерации, как преемница СССР, является основным источником сбыта.

Главным открытием энергетического рынка для КНР стал Казахстан. Таким образом, в 2006 году государства официально запустили нефтепровод Казахстан-Китай. Это событие послужило началу восточного энергетического сотрудничества для Казахстана и основным сотрудничеством в Центральной Азии для Китая. Спустя короткий отрывок времени, правительство Китая наладило энергетические поставки с Туркменистаном и Узбекистаном.

С учетом сложившейся обстановки стоит заметить, что таким образом Казахстан избавился от зависимости от энергетического рынка в Российской Федерации и обзавелся новым партнером.

Центральная Азия для Российской Федерации является регионом с особыми политическими и экономическими интересами. Правительство усердно старается укрепить свои геополитические и геоэкономические интересы в данном регионе. А для КНР важно сохранять стабильную обстановку в Центральной Азии для стабильного энерго- и товарооборота. На наш взгляд, стабильная обстановка на территориях Центральной Азии влияет на обеспечение национальной стабильности на западных территориях КНР.

Говоря о дальнейших перспективах сотрудничества РФ и КНР в энергетической отрасли, необходимо отметить совпадение их

стратегических интересов как в политической, так и в экономической сферах. По-нашему мнению, сегодняшнее развитие и реализация совместного энергетического сотрудничества РФ и КНР позволяют говорить о благоприятных его перспективах.

Следует сказать, что для эффективного развития сотрудничества России и Китая в энергетической сфере РФ необходимо сосредоточиться на активном участии в интеграционных группировках, таких как БРИКС и ШОС, поскольку это может способствовать диверсификации ее экономики. К тому же, схожесть в экономической сфере между государствами заключается в том, что Российская Федерация является главным экспортером энергетических ресурсов на Дальнем Востоке, а Китайская Народная Республика является ее главным стратегическим партнером.

К тому же, стоит назвать несколько причин приоритетности Китайского энергетического рынка для Российской Федерации: во-первых, правительство РФ старается исключить возможную конкуренцию с энергетическими организациями Китая за энергоресурсы Центральной Азии; во-вторых, как в РФ, так и в КНР потребление газа растет быстрее, чем это указано в их энергетических стратегиях; в-третьих, обмен энергетическими ресурсами и сырьевыми материалами на сегодняшний день составляют около 80% товарооборота между РФ и КНР.

Несмотря на то, что в энергетическом взаимодействии РФ и КНР существует достаточно много положительного, тем не менее, можно наблюдать ряд проблем. Таких как наличие у государств разных подходов к добыче нефтегазовых ресурсов; существование ряда расхождений в их энергетических стратегиях; наличие заниженной стоимости у экспортных энергетических ресурсов из РФ в КНР с дальнейшей их перепродажей по более высокой стоимости.

Говоря о перспективах в экономическом сотрудничестве, в том числе и энергетическом, важно отметить значительную роль процесса инвестирования для роста экономического развития. Вот уже не одно десятилетие Китай продолжает стабильно лидировать в экономическом развитии, что и позволяет ему поддерживать развивающиеся страны путем инвестирования в их экономику. Как правило, Китай инвестирует в

производственную сферу, при этом оставляя за собой права на управление и контроль над предприятием, а также на выпускаемую продукцию и интеллектуальную собственность. К сожалению, с недавнего времени, инвестирование России в зарубежные страны и инвестирование в Россию, по известным причинам, сократилось. Поэтому Китай, в свою очередь, наращивает свою экономическую мощь и, обладая огромными ресурсами, постоянно в поисках объектов для инвестирования. И имеются случаи, когда из-за отсутствия должных инвестиционных предложений российские компании с распростертыми руками принимают китайских инвесторов, не задумываясь о негативных последствиях.

В настоящее время Китай инвестирует в разные сферы: от добычи полезных ископаемых и энергетики до торговли и сферы услуг. Но особое внимание Китая направлено на российские ресурсы энергетической сферы. Так, к примеру, китайские партнеры совершили крупное вливание в российскую экономику на сумму в 9 млрд. долл. США при приватизации «Роснефти» [8]. Следует сказать, что географическая близость к России и благоприятные международные отношения способствуют и хотелось, чтобы в дальнейшим способствовали развитию тесного сотрудничества в энергетической сфере.

Перспективы энергетического сотрудничества проявляются в разработке, подписании множества различных договоров и в реализации различных экономических проектов.

Так, к примеру, национальная нефтяная корпорация Китая ^^^ и ряд энергетических российских организаций подписали ряд договоров о создании межгосударственных нефте- и газодобывающих предприятий [9]. Cогласно проекта «Рынок Юго-Восточной Азии», к 2024 году планируется масштабное увеличение объема инвестиций до 250 миллиардов долларов, в результате чего должно произойти увеличение экспорта электроэнергии из РФ в КНР; рост производства и экспорта различной продукции с высоко добавленной стоимостью; повышение энергетической эффективности и надежности энергосбережения потребителей; развитие устойчивых связей между энергосистемами Дальнего Востока и государств Северо-Восточной Азии [10].

В сфере энергетического сотрудничества стоит назвать ряд значимых документов: договор о транспортировке сжиженного газа в КНР, добытого в России, подписанными между мировыми корпорациями «Газпром» и «CPNC» на 30 лет; меморандум о сотрудничестве в сооружении плавучих АЭС между корпорацией «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР; долгосрочный договор о строительстве и поддержание работ на электростанциях в КНР между компаниями «РусГидро» и «Пауер Чайна». Очень важен также документ об энергетическом сотрудничестве Российской Федерации до 2035 года.

Есть проекты в сфере нефте- и газодобычи. Так, например, ПАО НК «Роснефть» и «China National Petrolium Corporation» до 2023 г. подписали соглашение об увеличении объема углеводородов транзитом через Казахстан согласно которому объёмы транспортируемой нефти увеличатся до 91 млн. тонн, что позволят стабильно получать дополнительную прибыль со всех регионов доставки [11]. В рамках этого соглашения, Россия осуществляет помощь Китаю в строительстве уникального нефтеперерабатывающего предприятия в городе Тяньцзин, через которое, предполагается, будет проходить до 17 млн. тонн нефтяных продуктов [11]. В cвязи с этим, была создана специальная компания «Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания». Запущены также российско-китайские проекты по строительству и прокладке нефтепроводов «Сковородино-Мохэ» и «Сила Сибири».

Сфера энергетики - важное и перспективное направление сотрудничества между РФ и КНР. Еще в 2014 году, между организациями CNPC и «Газпром» был подписан договор купли-продажи российского газа в Китай по восточному маршруту, а уже в настоящее время магистральный газопровод «Сила Сибири» («восточный» маршрут) транспортирует газ с Якутского центра газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай. В конце 2022 года подача газа в «Силу Сибири» начнется еще с одного месторождения — Ковыктинского, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи.

Образцовым примером дальнейшего развития энергетического сотрудничества России и Китая можно считать газопровод «Сила Сибири»,

запущенный в декабре 2019 года. С этого времени начались первые трубопроводные поставки в Китай. Реализация этого проекта, на наш взгляд, способствует укреплению политического доверия и энергетической безопасности и РФ, и КНР.

Можно предположить, что газопровод «Сила Сибири» несет в себе большие перспективы. Это связано с тем, что в реализации данного проекта кроется ряд положительных моментов:

во-первых, данный газопровод должен эффективно урегулировать распределение энергетических ресурсов, его эксплуатация позволит вывести российский газ на долгосрочный и стабильный рынок, а также предоставит КНР источники для устойчивого экономического развития;

во-вторых, этот газопровод способен реализовать энергетическую стратегию диверсификации импорта газа для Китайской Народной Республики, а также обеспечит энергетическую безопасность Китая во многих сферах;

в-третьих, благодаря общим географическим границам РФ и КНР у государств имеется особый механизм, который способен влиять на потенциал торговли между государствами;

в-четвертых, это сотрудничество будет способствовать межгосударственному строительству энергетической инфраструктуры в обеих странах.

На дальнейшее развитие энергетического сотрудничества РФ и КНР направлены ряд соглашений, одним из которых является «Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по «западному» маршруту». Газ должен поставляться из Западной Сибири в Китай по газопроводу «Алтай». При этом, ежегодные поставки газа будут составлять 38 миллиардов кубометров [12].

Для сокращения зависимости от европейского рынка энергоресурсов, Россия заинтересована в поиске новых направлений сбыта. Что касается Китая, ему необходимо увеличить поставки природного газа, с целью снижения доли угля в энергопотреблении. В течение последних лет наблюдается стагнация в переговорах относительно энергоресурсов из-за трудностей по определению их цены.

Как отмечалось ранее, Китай зависит от поставок энергоресурсов из ближневосточных стран. Следует отметить, что порядка 82% импортируемых энергоресурсов доставляются в КНР через Малаккский пролив. Во избежание возможных провокаций, с целью обеспечения безопасности с поставками энергоресурсов в Малаккском проливе, Китай рассматривает Россию в качестве надежного партнера, имеющего систему трубопроводов для прямых поставок энергоресурсов в Китай без использования посредников [13].

В целом, стоит отметить, что Китай на сегодня находится в определенной зависимости от поставок энергетических ресурсов из-за рубежа. Можно говорить, что российско-китайское энергетическое сотрудничество находится на подъеме. К тому же, сегодня Россия для Китая - крупнейший поставщик угля, а также увеличиваются поставки и российского СПГ. По-нашему мнению, энергоносители в Китае можно рассматривать основой для перспектив российско-китайского сотрудничества.

Угольная сфера также является перспективным направлением для развития энергетического сотрудничества между государствами. Так, согласно исследованию Thomas Reuters, в сентябре 2017 года объем экспорта угля из Китая достиг 2,35 миллионов тонн, что значительно больше (83%), чем в сентябре 2016 года. А в 2018 году объем поставок достиг 27,2 миллионов тонн [14]. А в начале 2019 года данный показатель равнялся 729 тысяч тонн [15].

В перспективе российско-китайское энергетическое сотрудничество должно прийти к дедолларизации при взаимных расчетах. К примеру, в Китае в январе - августе 2019 г. российский экспорт нефти вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако из-за колебаний курса валют доходы бюджета от продажи нефти снизились на 3,2%, а доходы от продажи природного газа - на 13% [13].

Как нам представляется, возможно, дальнейшее увеличение поставок энергоресурсов может столкнуться с отсутствием должной инфраструктуры, а также с новыми спорами о цене контрактов и договоров поставки.

Однако, на наш взгляд, энергетическое сотрудничество двух государств весьма перспективно. К примеру, стремление увеличить объем

двусторонней торговли до 200 млрд. долл. США к 2024 г. подталкивает в определенной степени Россию к увеличению поставок энергоресурсов в КНР [13].

По-нашему мнению, перспективы развития энергетического сотрудничества КНР и РФ могут быть успешны в будущем при совершенствовании механизмов политической и экономической сфер. Государствам следует обратить внимание на то, что в Стратегии РФ по энергетике до 2030 года заложено активное развитие восточного вектора и торговля энергоресурсами со стороны АТР. А Китай, в свою очередь, является одним из важнейших партнеров в этом регионе, экономика которого, на наш взгляд, будет расти еще достаточно длительное время. По этой причине, Китаю необходимо увеличивать экспорт энергетических ресурсов, а Россия, как всегда, будет выступать в качестве надежного партнера.

К тому же, при совершенствовании взаимовыгодного сотрудничества, государствам необходимо обратить внимание на повышение эффективности энергетического партнерства. Для дальнейшего успешного развития общих проектов России и Китаю необходимо привлекать свои энергетические компании для поиска новых месторождений энергетических ресурсов не только на территории РФ, но и на территории КНР.

Следует сказать, что благодаря налаженному в 2008 году переговорному механизму, главы государств уже сейчас имеют и в дальнейшем будут иметь возможность проводить эффективные переговоры в разных сферах деятельности, которые чаще всего заканчиваются успешно для обеих сторон.

Сотрудничество таких мощных держав как Российская Федерация и Китайская Народная Республика, в условиях нестабильной международной политической обстановки, становится стратегически важным как для развития обоих государств, так и для поддержания стабильности в регионе и на мировой арене в целом.

Таким образом, благодаря постоянному упрочению энергетического сотрудничества в газовой, угольной, нефтяной сферах между РФ и КНР, отношения между этими двумя государствами можно охарактеризовать как взаимовыгодные и взаимодополняющие.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Энергетическая стратегия России до 2020 года. Часть 1: Цели и приоритеты энергетической стратегии России на период до 2020 года: [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/901872984 (Дата обращения: 05.05.2020).

2. Парамонов В., Строков А. Современный формат российско-китайского энергетического сотрудничества: основные проблемы и перспективы России [Электронный ресурс] // URL: https://www.twiipx.com/ffle/519788/ (Дата обращения: 08.05.2020).

3. Мозиас П. Экономический рост в Китае в 2014 г. и прогноз на 2015 [Электронный ресурс] // URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/43358792 (Дата обращения: 04.03.2020).

4. Чудодеев Ю.В. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России Китая [Электронный ресурс] // URL: http://www.rikmosgu.ru/publications/3559/4447/ (Дата обращения: 08.05.2020).

5. Махин А. Энергетическая стратегия Китая [Электронный ресурс] // URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=489#tор (Дата обращения: 14.05.2020).

6. «ФШ^ЙЙ» [Электронный ресурс] // URL: http://www.cnpc.com.cn/ (Дата обращения: 20.04.2020).

7. Центральная Азия - конфликт интересов между КНР и Россией рынке [Электронный ресурс] // URL: http://russian.people.com.cn/95181/7701778.html (Дата обращения: 05.05.2020).

8. В «Роснефти» все больше китайцев [Электронный ресурс] // URL: https://www.google.com/amp/s/www.kommersant.ru/amp/3569463 (Дата обращения: 05.05.2020).

9. Петров М.Б. Энергетическая политика России: реалии и возможности // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2015. -№ 3 (27).

10. Экспорт с поправкой на цены//РБК+ [Электронный ресурс] // URL: https://plus.rbc.ru/news/5cf91d7d7a8aa907c03cd7a3 (Дата обращения: 08.05.2020).

11. «Роснефть» укрепляет сотрудничество с КНР [Электронный ресурс] // URL: https://plus.rbc.ru/news/5cf91d7d7a8aa907c03cd7a3 (Дата обращения: 08.05.2020).

12. «РФ и КНР подписали 17 документов, в том числе о поставках газа по западному маршруту» [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/1560521 (Дата обращения: 03.05.2020).

13. Энергетическое сближение России и Китая: Взгляд из Пекина [Электронный ресурс] // URL: https://www.google.com/amp/s/finance.rambler.ru/markets/43417502-energeticheskoe-sblizhenie-rossii-i-kitaya-vzglyad-iz-pekina/amp/ (Дата обращения: 03.05.2020).

14. «Китай «подсел» на российский уголь» [Электронный ресурс] // URL: https:/topcor.ru/3907-kitaj-podsel-na-rossijskij-ugol.html (Дата обращения: 15.03.2020).

15. «Снижение добычи угля в Китае стимулирует российский экспорт» [Электронный ресурс] // URL: http://geoenergetics.ru/2019/03/20/snizhenie-dobychi-uglya-stimuliruet-rossijskij-eksport / (Дата обращения: 04.05.2020).

YAGYA Talie S. - Saint Petersburg Electrotechnical University LETI. 5, Professor Popov street, Saint-Petersburg, Russia, 197376. E-mail: [email protected]

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENERGY COOPERATION OF

RUSSIA AND CHINA

This article is devoted to the study of the problems and prospects for the development of Russian-Chinese relations in the energy sector. The relevance of the topic of this article lies in the existing problems between states in energy cooperation for a long time. The prospects for the development of this area also determine the relevance of the topic of the article. To write this work, various foreign and domestic sources were studied. In addition, regulatory and legal sources such as the energy strategy of China, the energy strategy of Russia until 2035 and other interstate documents of the Russian Federation and the PRC in the energy sector were used. The study used data from the official websites of leading energy companies in Russia and China, such as Gazprom and Rosneft, as well as data from the Chinese oil and gas company CNPC. This paper analyzes the main problems of interaction between Russia and China in the energy sector. For example, the problem of pricing for energy resources, lack of trust, conflict of interests, etc. The article indicates the reasons for the priority of the Chinese energy market for the Russian Federation. Particular attention is paid to further prospects for cooperation between the Russian Federation and the PRC in the energy sector. The article notes the significant role of the investment process in the development of the energy sector. The article says that the prospects for energy cooperation are manifested in the development, signing of many different agreements and in the implementation of various economic projects. The paper notes that the Power of Siberia gas pipeline has great prospects due to the fact that there are a number of positive aspects in the implementation of this project.

As a result of the research, the author came to the following scientific results - despite on some problems, energy cooperation between Russia and China has a positive dynamics of development; the prospects for this cooperation are weighty; cooperation between the Russian Federation and the PRC in the energy sector is aimed at increasing the energy efficiency of states, as well as their common desire to enter the international level of modernization. In addition, this cooperation ensures and will ensure the stable development of states in the future and contribute to the strengthening of their security. States are trying to build long-term relationships by concluding various agreements in all areas of activity, however, unfortunately, now these attempts have not been crowned with success.

COOPERATION; ENERGY COOPERATION; ENERGY PARTNERSHIP; ENERGY POLICY; OIL; GAS; ENERGY SECURITY; INNOVATIVE COOPERATION; INVESTMENT PROCESS; PROJECTS; PROSPECTS FOR COOPERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.