ИНФРАСТРУКТУРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
Дарья ХАРИТОНОВА
НЕФТЕГАЗОВАЯ ЭНЕРГЕТИКА КИТАЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В 2018 г. Китайская Народная Республика (КНР) запустила государственную программу «Победа в битве за голубое небо». Таким образом, актуальным направлением для исследования является энергетика Китая. Автор исследует энергетическое сотрудничество Китая с другими государствами в нефтегазовой сфере. В частности, он рассматривает поставки нефти, магистрального трубопроводного и сжиженного природного газа. Исследователь не обходит своим вниманием энергетические взаимоотношения с Россией. Он отмечает, что эти отношения имеют позитивную динамику развития, что привело к созданию и запуску 2 декабря 2019 г. газового проекта «Сила Сибири — 1».
Тем не менее Поднебесная ввиду своего индустриального и технологического развития в среднесрочной перспективе нуждается в большем количестве энергоресурсов, в том числе природного газа, что могло бы быть обеспечено в будущем также и стратегическим партнёром Китая — Россией. Однако Пекин не спешит подписывать ещё один долгосрочный контракт на поставки природного газа с Москвой, затягивая обсуждение цены на потенциальный природный газ.
Государственная энергетическая политика Китая базируется на разработке и финансировании собственных энергетических проектов, а также поддержании устойчивого внутреннего спроса и предложения на энергическом рынке. Внешние конъюнктурные обстоятельства, например, такие как торговая война с США и финансово-экономические санкции против Ирана, прямо затронули энергетический сектор Китая. Данная ситуация привела Пекин к более осторожному поиску потенциальных энергетических партнёров и открыла новые перспективы освоения собственных месторождений.
ХАРИТОНОВА Дарья Викторовна — заместитель заведующего Отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Б. Полянка, д. 7/10, стр. 3. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 7555-4681.
Ключевые слова: Китай, Россия, энергетика, нефть, природный газ, сотрудничество, СПГ, «Сила Сибири — 1»
Введение
В 2018 г. Китайская Народная Республика (КНР) запустила государственную программу «Победа в битве за голубое небо» Целями данной программы являются: обеспечение перехода с угольного отопления в северных районах КНР на более экологически чистые источники энергии в теплоснабжении, уменьшение доли автомобильных и увеличение доли высокотехнологичных железнодорожных грузоперевозок, осуществление реконструкции угольных ТЭС и ТЭЦ и сталелитейных производств в условиях минимизации уровня вредных выбросов. Таким образом, в стране идёт активный процесс замены угля на более чистые источники энергии, прежде всего, на природный газ.
В данном положении Пекин вынужден наращивать импорт природного газа в среднесрочной перспективе. Но к этому вопросу КНР подходит диверсифицировано, сочетая импорт трубопроводного и сжиженного природного газа (СПГ). Отметим, что, по данным главного таможенного управления КНР, Пекин закупил в 2018 г. 124,75 млрд куб. м (из 278 млрд куб. м потраченных), включая трубопроводный газ и СПГ [Топоркоров, 2019], тем самым увеличив импорт газа на 31,4 млрд куб. м и обозначив рост в 31,8 % по сравнению с 2017 г. (94,6 млрд куб. м газа). Очевидно, что потребность в поставках природного газа у государства значительно возрастает. По расчётам государственной нефтегазовой компании КНР СИООС («КНШНК») (дочерней компании СИРС), спрос на газ увеличится с 310 млрд куб. м в 2019 г. до 376 млрд куб м в 2023 г. и до 540 млрд куб. м в 2030 г2. Некоторые эксперты полагают, что спрос на газ увеличится и до 800 млрд куб. м в 2050 г. Однако общий спрос на природный газ в КНР будет расти со скоростью около 7 % в год, и после 2025 г. темпы роста спроса несколько замедлятся, в том числе за счёт эффекта высокой базы. Поднебесная стремится достигнуть паритета в поставках как трубопроводного газа, так и СПГ, тем самым обеспечив свою энергетическую безопасность. По статистике, в 2018 г. в КНР 52 % потребности в природном газе было обеспечено собственной добычей, а 48 % было реализовано за счёт импорта. Для сохранения текущих объёмов импорта стране необходимо развитие собственного производства газа, в том числе за счёт добычи сланцевого газа, программа по получению которого была принята руководством КНР в 2016 г. Однако Пекин за последние два года столкнулся со случаями землетрясений в га-
1 Китай в 2018 г. начнёт реализацию трёхлетней программы «Победа в битве за голубое небо» // http://russian.cri.cn/news/homeList/380/20180204/86926.html, дата обращения 01.12.2019.
2 China to become world's top importer of natural gas in 2019 // https://www.scmp.com/news/ china/policies-politics/article/2152586/china-become-worlds-top-importer-natural-gas-2019, дата обращения 01.12.2019.
зодобывающей провинции Сычуань, в районах проведения работ по добыче сланцевого газа. В феврале 2019 г. в уезде Жунсянь произошло землетрясение3. А двумя годами ранее — около крупного месторождения сланцевого газа Фулинь, близ города центрального подчинения Чунцин. С данными природными катаклизмами связаны акции протеста, а необходимая для добычи сланцевого газа технология гидроразрыва пласта подвергается критике из-за загрязнения окружающей среды. Стоит обратить внимание на тот факт, что Фулинское месторождение с запасом 600,8 млрд куб. м из 764,3 млрд куб. м, известных к настоящему времени на территории КНР, является крупнейшим за пределами Северной Америки.
Ввиду данных обстоятельств, КНР интенсивно закупает природный газ у третьих стран. А высокие темпы роста спроса на газ стимулируют Пекин к обеспечению стабильности долгосрочных поставок. Таким образом, Поднебесная в случае возникновения природных и техногенных катастроф на своей территории по мере возможности будет балансировать на пределах собственной добычи природного газа, решать вопрос обращением к другим видам энергетических ресурсов, импортом спотовых поставок СПГ и надёжным снабжением МГП из России и Центральной Азии. Тем самым, не ставя под сомнение свою энергетическую безопасность.
Магистральные газопроводы на энергетическом рынке Китая
Основными поставщиками трубопроводного природного газа в КНР являются: Центральная Азия (Туркмения, Узбекистан и Казахстан), Мьянма, и, с недавнего времени, Россия [Карабьянц, 2019а]. В 2019 г. Китай планирует импортировать по трубопроводам 57 млрд куб. м газа, в 2020 г. — 63 млрд куб. м, в 2025 г. — 121,8 млрд куб. м, а в 2030 г. — 126 млрд куб. м. На фоне развития энергетического сотрудничества с Россией, страны Центральной Азии стремятся дополнить собственное энергетическое сотрудничество с КНР с помощью строительства новых магистральных газопроводов (МГП). В основном рост поставок трубопроводного газа в КНР в настоящее время обеспечивается за счёт поставок из Центральной Азии по МГП «Центральная Азия — Китай». Его линии А, В, С имеют пропускную способность 55 млрд куб. м и проходят по территории Узбекистана и Казахстана, а потом пересекая китайскую границу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Отметим, что в сентябре 2014 г. началось строительство линии D (через Туркмению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию) МГП «Центральная Азия — Китай» с пропускной способностью 30 млрд куб. м. В совокупности общий импорт природного газа с вы-
3 Из-за землетрясения на юго-западе Китая остановлена добыча сланцевого газа // Ы^:// regnum.ru/news/accidents/2580471.html, дата обращения 01.12.2019.
ходом на полную мощность по данному МГП должен составить 75 млрд куб. м. Однако это только в перспективе.
В 2018 г. между КНР и Казахстаном было подписано дополнительное соглашение с увеличением объёма поставок Нур-Султаном до 10 млрд куб. м. через МГП «Центральная Азия — Китай». В начале 2019 г. Казахстан завершил инвестиционный проект по увеличению пропускной способности МГП «Бейнеу — Бозой — Шымкент». В свою очередь, Киргизия актуализирует тему строительства дополнительного маршрута МГП «Центральная Азия — Китай», что позволит увеличить потенциальные поставки природного газа из Туркмении. Стоит обратить внимание на то, что Ашхабад не раскрывает данные о собственных объёмах разведывательных запасов. Возможно, что и в перспективе дополнительных поставок туркменского газа, реализуемых через Киргизию в КНР, будет недостаточно.
В политическом плане между КНР и странами Центральной Азии есть чувствительные вопросы, в том числе связанные с вопросами энергетической безопасности стран Центральной Азии. Это сопровождалось приездом большого количества китайских рабочих на территорию стран Средней Азии и занятия ими экономически перспективных рабочих позиций, что вызвало волну протеста у местного населения. Последние общественные выступления в Центральной Азии, носящие антикитайский характер, произошли в сентябре 2019 г. перед государственным визитом президента Республики Казахстан К. Токаева в Пекин. Они были направлены против открытия китайских предприятий на территории республики, выдвигались требования решить социальные проблемы трудоустройства местного населения [Смайыл, 2019].
Другая центральноазиатская республика — Туркмения — находится в зависимом положении от доминирования китайских газовых компаний и предпринимает попытки диверсификации потенциальных покупателей туркменского природного газа.
Так, весной 2019 г. были возобновлены поставки туркменского газа в Россию. По краткосрочному контракту, который действовал с 15 апреля по 30 июня 2019 г., объём поставок составил 1,2 млрд куб. м. Затем 1 июля 2019 г. ПАО «Газпром» заключил контракт на закупку природного газа у «Туркменгаза» сроком на пять лет. Отметим, что ежегодно российская компания должна будет закупать до 5,5 млрд куб. м газа [Алифирова, 2019а]. С другой стороны, продолжаются попытки создания МГП «Транскаспийский газопровод» (ТГП), где Ашхабад проводит работу по подписанию рамочного соглашения о поставках своего голубого топлива в Европу.
Другой МГП из Мьянмы (Бирмы) в Китай также заполнен недостаточными объёмами (около 4 млрд куб. м из 12 млрд куб. м пропускной способности). Тем более что с приходом к власти демократических сил в 2016 г. после пятидесятилетнего правления военных в политических и общественных
кругах юго-восточной республики сформировалась дискуссия об угрозе собственной энергетической безопасности Мьянмы на фоне поставок энергоресурсов в КНР и Таиланд.
Поставки СПГ в Китай
В такой ситуации с МГП Пекин рассматривает СПГ как альтернативу, не связанную с риском внутриполитического противостояния в государстве-экспортёре энергоресурсов. В Поднебесную СПГ поставляют Австралия, Катар, Малайзия, Индонезия и др. Отметим, что Катар в том году подписал новый долгосрочный контракт на поставку СПГ в КНР. Согласно которому Qatargas будет в течение 22 лет поставлять 4,7 млрд куб. м СПГ PetroChina International Co., LTD4.
Китай использует сланцевый газ, синтетический метан, угольный метан в качестве сырья для СПГ и активно переводит автомобильный транспорт и речные суда на газ. В 2018 г. КНР импортировала 54 млн т СПГ (из общего объёма 90,39 млн т газа), что составило 74,4 млрд куб. м после регазифи-кации. Это на 38 % больше, чем в 2017 г. Отметим, что мировой спрос на СПГ составил 319 млн т., а его производство увеличилось до 406 млн т [ То-поркоров, 2019].
Несмотря на это, центральное китайское руководство финансирует местные нефтегазовые компании с целью ускорения геологоразведочных работ и освоения новых технологий и инновационных подходов к разработке нетрадиционных запасов газа. Всё это тесно связано с обеспечением энергетической безопасности КНР. Тем не менее темпы роста импорта газа выше, чем его собственная добыча. В 2020 г. КНР планирует увеличить объём потребления природного газа до 360 млрд куб. м в год, тогда как собственная добыча будет в пределах 200—220 млрд куб. м в год [Алифирова, 2019b]. Это означает, что спрос на СПГ будет расти в среднесрочной перспективе. СПГ занимает важное место в энергетическом секторе КНР, так как его основные потребители живут в прибрежных, наиболее экономически развитых районах страны.
В 2018 г. импорт СПГ в Поднебесную осуществлялся из Австралии (23,14 млн т.), Катара (9,29 млн т.), Малайзии (5,99 млн т.), Индонезии (4,89 млн т.), Папуа — Новой Гвинеи (2,49 млн т.), США (2,16 млн т.), России (1,15 млн т.). Помимо этого, большим рынком экспорта СПГ в КНР являются африканские страны Мозамбик и Нигерия. Тем не менее, в прошлом году лидирующее положение по поставкам в КНР заняла Австралия. Эксперты отмечают, что политическая стабильность и приверженность
4 Qatargas заключил контракт на поставку СПГ в Китай сроком на 22 года // https://www. vestifinance.ru/articles/106608, дата обращения 04.12.2019.
принципам либерального рынка делают её привлекательной для инвестиций и сотрудничества5.
В этом году существовала опасность победы на федеральных парламентских выборах оппозиционной Лейбористской партии. Данная политическая сила была намерена создать постоянный механизм контроля за СПГ, что нанесло бы серьёзный ущерб инвестиционному климату страны. Однако в мае 2019 г. победу одержала Либерально-национальная коалиция, что не дало реализоваться планам Лейбористской партии и повысило шансы Австралии оставаться лидером по производству и экспорту СПГ.
Интересно влияние торговой войны на энергетическое сотрудничество КНР с США. С 1 июня 2019 г. КНР повысила ввозные пошлины на американский СПГ с 10 до 25 % [Карабьянц, 2019Ь]. Отметим, что поставки американского СПГ в КНР сократились в этом году почти в 5 раз. Таким образом, в Поднебесную идёт СПГ из других стран, тогда как США сбывает СПГ преимущественно на европейском рынке.
В свою очередь, Вашингтон намерен наращивать мощности производства СПГ. В апреле 2019 г. Федеральная комиссия по регулированию энергетики одобрила строительство двух американских заводов общей мощностью 41 млн т., запуск которых запланирован на 2023 г. Ранее, в феврале 2019 г., был одобрен СПГ-проект на 10 млн т. До этого, в ноябре 2018 г. были введены ещё 4 очереди трёх терминалов СПГ. Это способствовало тому, что объём экспорта СПГ из США вышел на третье место в мире после Катара и Австралии. Однако китайский рынок СПГ будет закрыт для США до момента окончания торговой войны.
Однако если цены на СПГ будут в дальнейшем показывать рост и оказывать негативное влияние на экономику КНР, Пекин перейдёт на альтернативные источники энергии, в том числе собственное производство, уголь и возобновляемые источники энергии как более надёжные ресурсы, которые могут стать неким гарантом энергетической безопасности КНР. С другой стороны, для Центрального Комитета КПК является важным обеспечение выхода из бедности больших слоёв населения (преимущественно деревни), экономическое и высокотехнологическое развитие общества, а также создание условий для возникновения благоприятной среды обитания.
Поставки нефти в Китай
Потребление нефти в КНР увеличивается. Это происходит, несмотря на замедление темпов роста экономики Китая в прошлом году до 6,6 %. По
5 2019-й — рекордный год для СПГ // https://www.vestifmance.ru/articles/112843, дата обращения 04.12.2019.
данным информационного агентства «Синьхуа», в первой половине 2019 г. добыча нефти в Китае увеличилась на 0,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, достигнув 3,86 млн барр. в сутки (95,35 млн т) [Карабьянц, 2019^. Китайские государственные нефтегазовые компании CNPC, SINOPEC, CNOOC в том году значительно увеличили инвестиции в геологоразведку и добычу нефти и газа внутри страны. Благодаря открытию новых месторождений КНР удалось существенно нарастить запасы углеводородов и добиться в этом году прекращения спада добычи на внутреннем рынке.
Учитывая большие издержки, связанные с добычей внутри страны, Пекин поддерживает свои нефтегазовые компании для снижения зависимости от импорта. Правительство КНР также поощряет китайские компании увеличивать переработку сырья и экспорт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Так, в 2019 г. со стороны китайских нефтеперерабатывающих заводов ожидается спрос до 634 млн т, тогда как в 2018 г. он составлял 603,6 млн т. Таким образом, спрос на «чёрное золото» в КНР будет стабильным в среднесрочной перспективе. Во многом, это будет зависеть от продления сделки ОПЕК+ и сокращения коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов в мире во втором полугодии 2019 г.6
В начале июля страны ОПЕК+ единогласно одобрили продление сделки на существующих условиях ещё на девять месяцев, до конца марта 2020 г. Отметим, что избыток предложения на нефтяном рынке образовался из-за крайне низкого роста спроса в первом полугодии 2019 г. Тем не менее, по данным Главного таможенного управления КНР, поставки нефти в Китай в январе — июне 2019 г. составили 244,6 млн т (9,87 млн барр. в сутки), что составляет на 8,8 % больше по сравнению с 2018 г. В июле 2019 г. Пекин предоставил своим компаниям дополнительные квоты на импорт ещё 56,85 млн т сырой нефти до конца этого года. В результате этого, общий объём разрешённых импортных квот на 2019 г. в КНР составит 151 млн т, что соотносится с 3,02 млн барр. в сутки7. Для обеспечения растущего спроса на сырую нефть КНР участвует в нефтегазовых проектах по добыче полезных ископаемых более чем в 40 странах мира. Китайские нефтегазовые компании заинтересованы в доступе к передовым технологиям для повышения эффективности добычи и увеличения прибыли на своих китайских и зарубежных добывающих предприятиях.
6 ОПЕК+ ждёт значительного сокращения коммерческих запасов нефти во II полугодии // https://1prime.ru/energy/20190827/830271967.html, дата обращения 04.12.2019.
7 Жажда нефти Китая и стратегическое противоборство с США за коммуникации // https://eadaily.com/rn/news/2019/07/04/zhazhda-neffi-kitaya-i-strategicheskoe-protivoborstvo-s-ssha-za-kommunikacii, дата обращения 03.12.2019.
Крупнейшим поставщиком нефти в КНР наряду с Россией (РФ) в настоящее время является Саудовская Аравия (КСА). Эр-Рияд наращивает поставки на китайский рынок на фоне падения импорта из Ирана, который находится под санкциями США. РФ за 2018 г. поставляет 15,8 % от общего объёма импортируемой сырой нефти в Китай. Большая часть российской нефти в КНР поступает по трубопроводу Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) с ответвлением Сковородино — Мохэ. Она также поступает через терминал Козьмино, который является конечным пунктом ВСТО на побережье Японского моря. Кроме того, российская нефть также поставляется китайским потребителям с острова Сахалин.
Российская нефтяная компания ПАО «Транснефть» намерена расширить пропускную способность ВСТО до 1,6 млн барр. в сутки в 2020 г. В отличие от Эр-Рияда, Москва может предложить более гибкие условия поставок, используя преимущества магистрального трубопровода и географическую близость к китайским потребителям. Тем не менее у Эр-Рияда и других монархий Персидского залива есть вариант поставлять энергоресурсы в КНР до морского порта Кяокпю (Мьянма), откуда в 2017 г. был построен магистральный трубопровод до южного китайского г. Куньмин с пропускной способностью 440 тыс. барр. в сутки.
Среди других поставщиков «чёрного золота» в КНР выделяются Ангола (10,4 %); Ирак (9,4 %); Оман (7,2 %); Бразилия (6,8 %); Кувейт (5 %) Венесуэла (2,9 %); США (2,8 %); и, до недавнего времени, Иран (6,3 %)8. В 2018 году эти страны вместе с РФ и КСА совместно поставили 4/5, или 79 %, от общего объёма импортируемой нефти. В отношении Анголы и Ирака КНР периодически сокращает поставки. Это вызвано как внешними факторами, например, обострением ситуации вокруг Ирана, так и внутренним спросом в Поднебесной. Несмотря на экономическое и политическое давление со стороны США на Венесуэлу, страна продолжает осуществлять поставки сырой нефти в КНР. Однако Пекин ввиду напряжённой международной обстановки вокруг Венесуэлы сократил закупки нефти у Каракаса в 2,5 раза.
В мае 2019 г. окончательно вступил в силу второй пакет односторонних финансово-экономических санкций США против Ирана, затрагивающих сферы энергетики, судоходства и финансы. В частности, он ограничил международную деятельность Иранской национальной нефтяной компании (NIOC). КНР была вынуждена сократить поставки нефти из Ирана до минимума. Однако NIOC в июне 2019 г. на иранской бирже начала выставлять
8 Жажда нефти Китая и стратегическое противоборство с США за коммуникации // https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/zhazhda-nefti-kitaya-i-strategicheskoe-protivoborstvo-s-ssha-za-kommunikacii, дата обращения 04.12.2019.
на торги партии тяжёлой нефти. В июле Пекин вновь начал наращивать закупки иранской нефти.
По некоторым данным, экспортируемая нефть из Ирана хранится в «таможенных хранилищах» КНР и не пересекает таможенной границы. Утверждается, что нефть в китайских хранилищах принадлежит Тегерану, что не нарушает американских санкций. При этом некоторым объёмом нефти владеют и китайские предприятия, которые могли получить сырьё в рамках схемы «нефть в обмен на инвестиции». Заметим, что Пекин выступил резко против антииранских санкций. При этом он обвинил США в посягательстве на своё законное право на торговые отношения с другими странами.
Находясь в условиях тарифной торговой войны, КНР также продолжает получать сырую нефть от США. Отметим, что этот вид топлива не стал объектом ответных мер со стороны Пекина в торговой войне с Вашингтоном. Введение пошлин на американское «чёрное золото» могло бы негативно сказаться на энергетической безопасности КНР, которая закупает за рубежом более 70 % нефти, потребляемой в стране. А особенностью последнего года закупок КНР сырой нефти стало их увеличение из Ливии, США, Малайзии, Конго и Бразилии. Однако их доля в общих поставках в КНР не достигает и 15 %.
Российско-китайское энергетическое сотрудничество
Российско-китайское энергетическое сотрудничество — важный вектор стратегического взаимодействия между государствами, тем более что Китай является ведущим мировым импортёром энергоресурсов. С учётом роста экономики и населения страна нуждается в дополнительных поставках углеводородов [Салицкий, Семенова, 2019]. Москва выступает одним из основных партнёров Пекина в торговле в сфере энергетики, причём двусторонний торговый оборот на данном направлении продолжает расти. Однако российские энергоресурсы на данный момент составляют лишь 11 % от общего объёма импорта энергетических ресурсов Китая.
Россия в лице ПАО «Газпром» 2 декабря 2019 г. запустила восточный маршрут поставок газа в КНР — магистральный газопровод (МГП) «Сила Сибири — 1» [Westcott, 2019]. Этот проект является общей газотранспортной системой Иркутского и Якутского центров газодобычи. От них природный газ будет транспортироваться через Хабаровск до Владивостока. Другим примером сотрудничества является то, что одна из китайских компаний China Petroleum Engineering & Construction Corporation проектирует, изготовляет, поставляет оборудование и строительство дожимных компрессорных цехов, установок осушки и очистки газа, газофракционирования Амурского ГПЗ.
В 2015 г. было подписано соглашение об условиях поставок газа по второму (западному) маршруту «Сила Сибири — 2». В настоящее время продол-
жается согласование параметров западного маршрута. Строительство маршрута в Китай через Алтай — одна из немногих возможностей для ПАО «Газпром» увеличить экспорт газа. Западный маршрут, известный также как «Сила Сибири — 2» или «Алтай» [ Смирнов, 2018] должен соединить месторождения Западной Сибири с северо-западом Китая.
Однако в сентябре 2019 г. президент России В. В. Путин попросил рассмотреть возможность поставок природного газа через Монголию, тем самым изменив курс западного маршрута. По мнению экспертов, МГП через Монголию более целесообразен в экономическом плане и будет способствовать скорейшему выходу российского природного газа в густонаселённые восточные провинции КНР. Существует также проект поставки газа и по дальневосточному маршруту с острова Сахалин, но он находится уже несколько лет на стадии обсуждения. Процесс обсуждения перспектив реализации этих проектов затянут из-за несогласования цены, так как Пекин подписал менее выгодные для себя долгосрочные контракты с другими странами.
Таким образом, импульс для развития российско-китайских энергетических отношений задаёт дружественный политический диалог лидеров России и Китая, который непрерывно продолжается. Данная динамика характеризуется стабильным внутриполитическим курсом двух стран, который предопределяет перспективы для плодотворного развития энергетического сотрудничества в будущем.
Россия в долгосрочной перспективе является наиболее интересным экспортёром поставок СПГ, так как в настоящее время доля российского сжиженного газа на китайском рынке невелика. Его прямые поставки по Северному морскому пути (СМП) возможны только в летний период. В настоящее время из России в КНР СПГ поставляется с проекта «Сахалин — 2» ПАО «Газпром» и проекта первой очереди «Ямал СПГ» ПАО «НОВАТЭК», где китайской нефтегазовой компании CNPC принадлежит 20 % акций. Стоит заметить, что 20 % акций «Арктик СПГ — 2» также принадлежит китайским дочерним нефтегазовым компаниям CNODC и CNOOC9. В данных условиях российское правительство стремится создать современную и надёжную газовую инфраструктуру на СМП. Планируется создать СПГ-тер-минал на Камчатке в бухте Бечевинская, благодаря которому сроки поставок в Азию сократятся с 36 до 19 дней, а затраты с 2,49 долл. до 1,65 долл. за 1 млн британских термических единиц.
В данной ситуации Россия имеет большие шансы на развитие сотрудничества в сфере энергетики с КНР.
9 Путин предложил Индии войти в проекты «Дальневосточный СПГ» и «Арктик СПГ — 2» // https://www.vestifinance.ru/articles/124451, дата обращения 04.12.2019.
Во-первых, Москва представляет собой достаточно предсказуемый внутренний политический ландшафт взамен постоянно сменяющихся государственных чиновников администрации Д. Трампа и периодической турбулентной ситуации в латиноамериканских и африканских государствах.
Во-вторых, между странами заключены долгосрочные контракты не только в экспорте СПГ, но и, прежде всего, в экспорте трубопроводного природного газа («Сила Сибири — 1»), которые положили начало поставкам газа в северо-восточную часть КНР.
В-третьих, Москва планирует в ближайшие десятилетия увеличить производство СПГ в несколько раз с использованием месторождений арктических широт и заключение долгосрочных контрактов, в частности заключение контракта между ПАО «НОВАТЭК» и китайскими нефтегазовыми компаниями в этом году тому подтверждение.
Заключение
В отношении нефтяного энергетического ресурса КНР находит разумный баланс между внутренним спросом, собственной добычей и диверсифицированным предложением. Оно начинается от стратегического партнёра и северного соседа в лице Москвы и заканчивается удалёнными географически латиноамериканскими и африканскими государствами, представляющими для Пекина коммерческий энергетический интерес.
Географический фактор поставок играет для Поднебесной важную роль. Большинство поставок совершается по морскому пути, поэтому геополитический контроль над Малаккским проливом, в том числе в целях обеспечения безопасности перевозки энергоресурсов в Юго-Восточной Азии, является стратегической задачей китайской внешней политики.
Политический фактор заключается в развитии ситуации вокруг иранского вопроса и введённых Вашингтоном против Тегерана финансово-экономических санкциях. Этот фактор оказывает влияние на волатильность предложения нефти и курс котировок нефтяных торгов.
Экономический фактор заключается в тарифном торговом конфликте между Вашингтоном и Пекином. Это сказывается на замедлении темпов роста мировой экономики, в частности экономического торможения КНР, и, как следствие, снижения спроса одного из крупнейших потребителей, в том числе и на нефтяной энергоресурс.
В перспективе, Пекин и Вашингтон смогут подписать торговое соглашение (возможно, уже при следующей Администрации в США). Однако это требует длительных переговоров и поиска компромиссов. В этой ситуации РФ остаётся политически предсказуемым партнёром и экономически надёжным поставщиком нефти и природного газа в КНР. Тем не менее Пекин не делает ставку на какого-то конкретного поставщика «чёрного зо-
лота». С одной стороны это ответ на экономическую стратегию миллиардного спроса на нефть, а с другой — отражение философии китайской внешней политики.
В плане магистральных газопроводов Пекин стремится развивать собственные нефтегазовые энергетические ресурсы, однако для их извлечения требуются высокотехнологичное оборудование и специалисты, всё это способствует удорожанию производства на собственных месторождениях. Понимая это, КНР стремится к разумному балансу в энергетическом секторе между собственным производством и импортом энергоресурсов за рубежом. Тем не менее высокая потребность Поднебесной в природном газе как чистом источнике энергии будет сохраняться достаточно продолжительный период времени.
Поставки природного газа в КНР как в виде МГП, так и СПГ связаны с рядом экономических рисков и политических факторов. Так, в Центральной Азии продолжит сохраняться уровень антикитайских настроений, который будет возникать с некоторой периодичностью под действием как внутренних, так и внешних факторов. Это очень сильно беспокоит Пекин. В настоящее время КНР проводит разъяснительную политику в государствах Центральной Азии, в частности в Узбекистане, Казахстане и Киргизии, по поводу «лагерей политического перевоспитания», «в которые помещено до двух миллионов мусульман Синьцзяна, включая этнических казахов и киргизов».
Для большего преодоления противоречий между Поднебесной и Центральной Азией необходимо обеспечить прозрачность совместных проектов Пекина с государствами данного региона. Нам представляется необходимым также обеспечить более тесное сотрудничество в гуманитарной сфере для достижения большего взаимопонимания между этносами, представляющими «Большую Азию».
В отношении СПГ китайский газовый рынок достаточно сложный. Во-первых, России в перспективе необходимо выдержать конкурентную борьбу с рядом других добывающих государств — Катаром, Малайзией и Нигерией. Во-вторых, в настоящее время цены на СПГ на азиатском рынке невысокие. В таких условиях Москве необходимо ускорить процесс возведения СПГ-инфраструктуры на СМП, чтобы выиграть в конечной формируемой цене на газ для рентабельных поставок в Индо-Тихоокеанский регион.
Список литературы
Салицкий А., Семенова Н. 2019. Центральная Азия: политико-энергетическая проблематика в формате РФ — КНР // Азия и Африка сегодня. № 2. С. 6. DOI: 10.31857/S032150750003728-2
Алифирова Е. 2019a. «Газпром» заключил с «Туркменгазом» контракт на закупку 5,5 млрд куб. м год газа // https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/ 459996-gazprom-zaklyuchil-s-turkmengazom-kontrakt-na-zakupku-5-5-mlrd-m3-god-turkmenskogo-gaza/, дата обращения 04.12.2019.
Алифирова Е. 2019b. СПГ vs труба. Китай рассматривает пути удовлетворения спроса на газ, который к 2030 г. достигнет 540 млрд куб. м // https://neftegaz.ru/ news/transport-and-storage/385881-spg-vs-truba-kitay-rassmatrivaet-puti-udovletvoreniya-sprosa-na-gaz-kotoryy-k-2030-g-dostignet-540-m/, дата обращения 04.12.2019.
Карабьянц А. 2019a. Спрос на нефть и газ в Китае растёт, несмотря на замедление экономического роста // https://1prime.ru/state_regulation/20190123/ 829640424.html, дата обращения 04.12.2019.
Карабьянц А. 2019b. Торговая война между США и Китаем ведёт к глобальному кризису и обвалу цен на нефть // https://1prime.ru/energy/20190528/830016454. html, дата обращения 04.12.2019.
Карабьянц А. 2019c. Падение добычи нефти в Китае прекратилось, но зависимость от импорта растёт // https://1prime.ru/energy/20190731/830204088.html, дата обращения 03.12.2019.
Смайыл М. 2019. Откуда в Казахстане антикитайские настроения // https:// tengrinews.kz/kazakhstan_news/otkuda-kazahstane-antikitayskie-nastroeniya-mneniya-378284/, дата обращения 04.12.2019.
Смирнов С. 2018. Си Цзиньпин поручил срочно согласовать поставки газа из России по западному маршруту // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/ 09/12/780636-tszinpin, дата обращения 04.12.2019.
Топоркоров А. 2019. В Китае резко подскочил спрос на импортный газ // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/01/14/791392-v-kitae-importnii-gaz, дата обращения 01.12.2019.
Westcott B. 2019. Russia switches on gas mega-pipeline to China as Putin touts' closer ties // https://edition.cnn.com/2019/12/03/asia/china-russia-gas-pipeline-intl-hnk/ index.html, дата обращения 04.12.2019.
Жажда нефти Китая и стратегическое противоборство с США за коммуникации // https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/zhazhda-nefti-kitaya-i-strategicheskoe-protivoborstvo-s-ssha-za-kommunikacii, дата обращения 03.12.2019.
Из-за землетрясения на юго-западе Китая остановлена добыча сланцевого газа // https://regnum.ru/news/accidents/2580471.html, дата обращения 01.12.2019.
Китай в 2018 г. начнёт реализацию трёхлетней программы «Победа в битве за голубое небо» // http://russian.cri.cn/news/homeList/380/20180204/86926.html, дата обращения 01.12.2019.
ОПЕК+ ждёт значительного сокращения коммерческих запасов нефти во II полугодии // https://1prime.ru/energy/20190827/830271967.html, дата обращения 04.12.2019.
Путин предложил Индии войти в проекты «Дальневосточный СПГ» и «Арктик СПГ — 2» // https://www.vestifinance.ru/articles/124451, дата обращения 04.12.2019.
2019-й — рекордный год для СПГ // https://www.vestifinance.ru/articles/112843, дата обращения 04.12.2019.
Qatargas заключил контракт на поставку СПГ в Китай сроком на 22 года // https://www.vestifinance.ru/articles/106608, дата обращения 04.12.2019.
China to become world's top importer of natural gas in 2019 // https://www.scmp. com/news/china/policies-politics/article/2152586/china-become-worlds-top-importer-natural-gas-2019, дата обращения 01.12.2019.
Daria V. KHARITONOVA,
Deputy Head Departmant of Eurasian Integration and Shanghai Cooperation Organization Extension of the Institute of CIS. Address: 7/10 b. 3 B. Polyanka str., Moscow, 119180, Russian Federation.
E-mail: [email protected] SPIN-code: 7555-4681
OIL AND GAS ENERGY OF CHINA: CONDITION AND PROSPECTS
Keywords: China, Russia, energy, oil, natural gas, cooperation, LNG, «Power of Siberia - 1».
Annotation
In 2018, the People's Republic of China (PRC) launched the state-owned program Victory in the Battle for the Blue Sky. Thus, the actual direction for research is the energy sector of China. The author explores China's energy cooperation with other states in the oil and gas sector. In particular, he is considering the supply of oil, trunk pipelines also of the liquefied natural gas. The researcher does not ignore energy relations with Russia. He notes that these relations have a positive dynamics of its development, which has led to the creation and launch of the Siberia Power 1 gas project on December 2, 2019.
Nevertheless, due to its industrial and technological development, PRC needs more energy resources, including natural gas, which could be ensured in the future also from the strategic partner of China — Russia. However, Beijing is in no hurry to sign another long-term natural gas supply contract with Moscow. This translates into a long discussion of the price of potential natural gas.
China's state energy policy is based on the development and financing of its own energy projects, as well as maintaining sustainable domestic supply and demand in the energy market. External market circumstances, such as the trade war with the United States, financial and economic sanctions against Iran, have directly affected the energy sector in China. This situation has led Beijing to a more cautious search for potential energy partners and has opened up new prospects for developing its own fields.
References
Salitsky A, Semenova N. 2019. Central Asia: Political and Energy Issues in the Format of Russia-China // Asia and Africa today. No. 2. C. 6. DOI: 10.31857/S032150750003728-2 (InRuss.)
Alifirova E. 2019a. Gazprom has Signed a Contract with Turkmengaz for the Purchase of 5,5 Billion Cubic Meters of Gas a Year // https://neftegaz.ru/news/transport-and-
storage/459996-gazprom-zaklyuchil-s-turkmengazom-kontrakt-na-zakupku-5-5-mlrd-m3-god-turkmenskogo-gaza/, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Alifirova E. 2019b. LNG vs Pipe. China is Considering Ways to Meet the Demand for Gas, which by 2030 Will Reach 540 Billion Cubic Meters // https://neftegaz.ru/ news/transport-and-storage/385881-spg-vs-truba-kitay-rassmatrivaet-puti-udovletvoreniya-sprosa-na-gaz-kotoryy-k-2030-g-dostignet-540-m/, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Karabyants A. 2019a. Demand for Oil and Gas in China is Growing, Despite the Slowdown in Economic Growth // https://1prime.ru/state_regulation/20190123/ 829640424.html, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Karabyants A. 2019b. The Trade War Between the United States and China Leads to a Global Crisis and the Collapse of Oil Prices // https://1prime.ru/energy/20190528/ 830016454.html, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Karabyants A. 2019c. The Decline in Oil Production in China has Stopped, but the Dependence on Imports is Growing // https://1prime.ru/energy/20190731/830204088. html, accessed 03.12.2019. (InRuss.)
SmaiylM. 2019. Where in Kazakhstan Anti-Chinese Sentiment // https://tengrinews. kz/kazakhstan_news/otkuda-kazahstane-antikitayskie-nastroeniya-mneniya-378284/, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Smirnov S. 2018. Xi Jinping Instructed to Urgently Coordinate Gas Supplies from Russia via the Western Route // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/09/ 12/780636-tszinpin, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Toporkov A. 2019. In China, the Demand for Imported Gas Jumped Sharply // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/01/14/791392-v-kitae-importnii-gaz, accessed 01.12.2019. (InRuss.)
Westcott B. 2019. Russia Switches on Gas Mega-Pipeline to China as Putin Touts' Closer Ties // https://edition.cnn.com/2019/12/03/asia/china-russia-gas-pipeline-intl-hnk/index.html, accessed 04.12.2019. (InEng.)
China's Thirst for Oil and Strategic Confrontation with the United States for Communications // https://eadaily.com/ru/news/2019/07/04/zhazhda-nefti-kitaya-i-strategicheskoe-protivoborstvo-s-ssha-za-kommunikacii, accessed 03.12.2019. (InRuss.)
Because of the Earthquake in Southwest China Stopped the Production of Shale Gas // https://regnum.ru/news/accidents/2580471.html, accessed 01.12.2019. (InRuss.)
China in 2018 Will Begin the Implementation of the Three-Year Program «Victory in the Battle for the Blue Sky» // http://russian.cri.cn/news/homeList/380/20180204/ 86926.html, accessed 01.12.2019. (InRuss.)
OPEC + Expects a Significant Reduction in Commercial Oil Reserves in the II Half of the Year // https://1prime.ru/energy/20190827/830271967.html, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Putin Invited India to Enter the Projects «Far Eastern LNG» and «Arctic LNG-2» // https://www.vestifinance.ru/articles/124451, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
2019 — a Record Year for LNG // https://www.vestifinance.ru/articles/112843, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
Qatargas has Signed a Contract for the Supply of LNG to China for a Period of 22 Years // https://www.vestifinance.ru/articles/106608, accessed 04.12.2019. (InRuss.)
China to Become World's Top Importer of Natural Gas in 2019 // https://www. scmp.com/news/china/policies-politics/article/2152586/china-become-worlds-top-importer-natural-gas-2019, accessed 01.12.2019. (InEng.)